Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным. Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным — значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды. Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?
В соответствии с требованием №2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста. Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно. 1) Работа списана целиком. В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце: «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом – это тепло. Дом – это радость. Дом – это жизнь, Дом – это все». Проверка на самостоятельность показала, что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам. 2) В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов. Таковы, например, многие сочинения с аргументами к размышлению о доме на примере семьи Ростовых (роман «Война и мир») и дома Простаковой (комедия «Недоросль»). Наличие двух этих аргументов в одной работе можно считать безусловным указанием на некоторую степень ее несамостоятельности. 3) Выпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказывая. Ниже приведен соответствующий пример. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной… любви и огромной благодарности . Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда , едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала, что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны …» и т.д.
Это сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q), текст сокращен по сравнению с первоисточником.
При этом речевые несообразности остались: «Мне было интересно наблюдать, как Пушкин буквально выкристаллизовывал себя в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение». 4) Некоторые участники создают вместо самостоятельного сочинения сложную компиляцию из чужих текстов. Она обычно создается на основе нескольких источников, из которых берутся отдельные фрагменты, в ней обязательно используется собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод.
Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например:
В Интернете читаем: «надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.»
В сочинении этот фрагмент использован таким образом: «Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него.
Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.
Надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»
Первое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегося. 5) Наконец, встречаются работы, в которых хотя и есть заимствованные фрагменты, восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.
Выход из сложившейся ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере деятельности учителя, который должен прилагать все усилия к тому, чтобы пробудить у обучающегося уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки. Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению.
Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным. Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным — значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды. Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?
В соответствии с требованием №2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста.
Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно.
1) Работа списана целиком. В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце: «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом – это тепло. Дом – это радость. Дом – это жизнь, Дом – это все». Проверка на самостоятельность показала, что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.
2) В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов. Таковы, например, многие сочинения с аргументами к размышлению о доме на примере семьи Ростовых (роман «Война и мир») и дома Простаковой (комедия «Недоросль»). Наличие двух этих аргументов в одной работе можно считать безусловным указанием на некоторую степень ее несамостоятельности.
3) Выпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказывая. Ниже приведен соответствующий пример.
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной… любви и огромной благодарности . Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда , едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала, что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны …» и т.д.
Это сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q), текст сокращен по сравнению с первоисточником.
При этом речевые несообразности остались: «Мне было интересно наблюдать, как Пушкин буквально выкристаллизовывал себя в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение».
4) Некоторые участники создают вместо самостоятельного сочинения сложную компиляцию из чужих текстов. Она обычно создается на основе нескольких источников, из которых берутся отдельные фрагменты, в ней обязательно используется собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод.
Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например:
В Интернете читаем: «надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.»
В сочинении этот фрагмент использован таким образом:
«Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него.
Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.
Надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»
Первое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегося.
5) Наконец, встречаются работы, в которых хотя и есть заимствованные фрагменты, восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.
Выход из сложившейся ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере деятельности учителя, который должен прилагать все усилия к тому, чтобы пробудить у обучающегося уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки.
Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению.