Сочинение на тему что такое текст 4 класс

7 вариантов

  1. 2 б и 2 г
    Помогите решить, пожалуйста <3
    Расставить durfen, sollen или mussten
    1) mama, ___ ich ins schwimmbad gehen? Ja, aber musst deine kleine Schwester mitnehmen.
    2) mama, ____ ich heute in die schule? Ich habe bauschmerzen? Nein, du____ heute zu hause bleiben.
    сколько завершенных электроных слоев содержится в атомах химических элементов с порядковым номером а) 3 б)8
    4,2:(2,25-1?*3?) решите по действиям
    Маленькое сочинение на тему воскресенская прогулка
    за 10 минут Катя прошла 500 метров сколько метров оно прошло за 2 минуты
    y=x^+1; y=0, x=0, x =1
    Периметр паралерограма равен 98 см найдите его стороны как 4:3
    Прослушайте электронное письмо и прочитайте его, перевидите!!!
    Помогите очень надо :
    hi misha! thenk you for your latter and your photos.They are very interesting. My name is Robin MacWizard, but, please, call me Rob. I'm eleven. I'm from Great Britain. My home town is Tunbridge Wells. It is not very far from London. Here are some pictures of me and my family. Well, my family isn't really big, but it's big for a British family. In England people usually have only one or two children, but my parents have got three of us: my brother, my sister and me. Our dad James is fourty. He is a busy bank manager, so the real head of the family is our mum Betsey. She is one year older then Dad. She's a housewife. Mum is a very kind person. She is the soul of our family. My brother's name is Mark and my sister's name is Rosy. He is thirteen and she is sixteen. So I'm the youngest in the family. My sis and bro are good friends. They are good at sports, languages and music.
    Маша засушила несколько листьев. 12 листьев подарила. После чего у нее осталось еще 9 листьев. Сколько листьев засушила Маша

  2. Описание картины Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
    Сочинение для 4 класса «Как красива осенняя берёзка»
    Сочинение «Забавы осеннего ветра», 4 класс
    Сочинение «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус»
    Сочинение «Моя семья»
    Сочинение на тему «Будущее России»
    Сочинение на тему «Вид из окна», 4 класс
    Сочинение на тему «День моей мамы», 4 класс
    Сочинение на тему «Зимние каникулы»
    Сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»
    Сочинение на тему «Кем я хочу стать?», 4 класс
    Сочинение на тему «Листопад», 4 класс
    Сочинение на тему «Любовь к Родине»
    Сочинение на тему «Мама», 4 класс
    Сочинение на тему «Мой лучший друг»
    Сочинение на тему «Мой любимый вид спорта»
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
    Сочинение на тему «Моя любимая игрушка», 4 класс
    Сочинение на тему «Осень – моё любимое время года», 4 класс
    Сочинение на тему «Приметы золотой осени», 4 класс
    Сочинение на тему «Прогулка в лесу»
    Сочинение на тему «Родина»
    Сочинение на тему «Родина», 4 класс
    Сочинение на тему «Родина начинается с семьи», 4 класс
    Сочинение на тему «Россия – родина моя»
    Сочинение на тему «Россия, устремлённая в будущее»
    Сочинение на тему «Самые дорогие слова», 4 класс
    Сочинение на тему «Сперва подумай, а потом скажи», 4 класс
    Сочинение на тему «Спорт»
    Сочинение на тему «Только у здоровой нации есть будущее», 4 класс
    Сочинение на тему: Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»
    Сочинение на тему «Что на уме, то и на языке», 4 класс
    Сочинение на тему «Что я люблю»
    Сочинение о маме, 4 класс (по чтению)
    Сочинение «Осень – моё любимое время года», 4 класс
    Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка», 4 класс
    Сочинение по картине «Весна. Большая вода» (Левитан), 4 класс
    Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь», 4 класс
    Сочинение по картине «Грачи прилетели», А.К. Саврасов
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
    Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»
    Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
    Сочинение по картине Левитана «Берёзовая роща»
    Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода», 4 класс
    Сочинение по картине Левитана «Золотая осень», 4 класс
    Сочинение по картине Левитана «Март», 4 класс
    Сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» для 4 класса
    Сочинение по картине Перова «Тройка», 4 класс
    Сочинение по картине Пластова «Первый снег», 4 класс
    Сочинение по картине Пластова «Сенокос»
    Сочинение по картине Поленова «Московский дворик»
    Сочинение по картине Рериха «Заморские гости», 4 класс
    Сочинение по картине «Рожь» (Шишкин), 4 класс
    Сочинение по картине Тропинина «Кружевница», 4 класс
    Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» для 4 класса
    Сочинение по картине «Царевна-Лебедь», М.А. Врубель
    Сочинение по картине Шишкина «Рожь», 4 класс
    Сочинение по русскому языку по картине Левитана «Золотая осень», 4 класс
    Сочинение «Приметы золотой осени», 4 класс
    Сочинение про маму, 4 класс
    Сочинение про папу
    Сочинение «С чего начинается Родина»
    Сочинение «Семейные традиции»
    Поделиться:

  3. 3
    Текст добавил: DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ

    « Методика работы над сочинением в начальной школе»
    Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького
    человека, будущего члена общества, личности. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во
    внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает
    язык и учит грамотности.
    Систематическая работа по развитию речи (одно из направлений – написание сочинений разных видов)  позволит достичь следующих предметных результатов: обучающиеся научатся
    – понимать тему текста и определять её границы;
    – отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
    – прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
    – делить текст на логически законченные части;
    – выделять главную мысль и составлять план текста;
    – выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
    – пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
    – распознавать значения незнакомых слов.
    В начальной школе ученики  знакомятся  с основными видами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
    Работа над сочинением в 1 классе
    В процессе обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, то есть опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развёртывающихся во времени, например: «Как мы встречали птиц».  В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Такие рассказы доступны учащимся, поскольку имеют сюжет.
    Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
    В процессе подготовки необходимо выработать у первоклассников умения, которые необходимы при написании сочинения:
    – строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
    – излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
    – коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;
    – находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
    Чтобы дети овладели этими умениями, требуется система упражнений, основанная на принципе их усложнения. Поэтому письменному  сочинению предшествуют различные обучающие устные упражнения:
    – составление предложений, объединённых общей темой;
    – составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
    – устные ответы на вопросы, объединённые общей темой;
    – составление предложений по сюжетным картинкам;
    – устные рассказы по аналогии с прочитанным.
    Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится  на протяжении всего учебного года.
    Самые первые обучающие упражнения – устные ответы на вопросы, составление предложений( на иллюстративном материале).
    Работа над письменным сочинением начинается в конце первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая  над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся.
    Примерный порядок работы над сочинением :
    1. устное высказывание по теме сочинения.
    2. чтение плана записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом;
    3. составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение;
    4. запись на доске слов , необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок;
    5. связный рассказ по плану;
    6. списывание сочинения с доски самостоятельно или под руководством учителя;
    7. проверка написанного.
    В ходе записи сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся.
    После проверки сочинений учитель отводит несколько минут следующего урока на их анализ. Учащимся допустившим, ошибки учитель даёт, индивидуальные задания.
    Работа над сочинением во 2 классе.
    Сочинения во втором классе – это небольшие сюжетные рассказы как в устной , так и в письменной форме.
    Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, составление которых рекомендуется проводить лишь во 2 полугодии.
    Со 2 полугодия в сочинения и рассказы целесообразно включать элементы описания – очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты изучаемых ими художественных произведений , которые содержат описания и могут служить их образцом.
    Чтобы описания получились точными , учитель организует наблюдения. В описаниях широко используются прилагательные.
    Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать.
    План работы над сочинением во втором классе:
    1. Подготовительная  беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
    2.  Коллективное составление плана.
    3.Коллективное составление рассказа. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
    4.Запись учащимися составленного рассказа.
    Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.
    Работа над сочинением во 2-ом классе предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа может проводиться в такой последовательности:
    А) введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.);
    Б) подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.);
    В) включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко)4
    Г) усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу.
    Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания).
    Наблюдательность очень важна для развития речи. Работая над развёрнутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения , чёткости в словесном оформлении своих знаний.
    В начальных классах рекомендуются следующие виды описаний:
    1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( «Часы», «Кукла,»Игрушка») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);
    2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;
    3) описание картин природы и других явлений.
    Во 2-3 классе сочинения по наблюдениям могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично.
    Сочинения – миниатюры.
    К сочинениям миниатюрам предъявляются те же требования, что и к сочинениям более крупных форм. Работа сокращена:
    беседа очень короткая(2-3 вопроса), план составляется устно, меньше времени уделяется подготовке устного текста.
    Сочинения на заданную тему
    Во 2 классе учащиеся начинают готовиться к написанию сочинений на заданную тему. От того как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к её пониманию, зависит логика и полнота сочинения. При выборе темы учитель опирается на жизненный опыт детей и на литературный материал.
    Начальный и важный этап работы над сочинением- выбор учителем темы, а при планировании на длительный период- определение тематики сочинений.
    В работе над сочинением можно идти от накопительного материала к теме или от назначенной темы, через наблюдения – к материалу для сочинения. Для гармоничного развития личности учащегося  оба способа важны.
    Работа над сочинением в 3-4 классах.
    Сочинения рассказы с элементами описания.
    Прежде чем приступить к написанию таких сочинений, следует научить детей:
    1. правильно строить предложения различных типов;
    2. отбирать слова и употреблять их в речи;
    3. самостоятельно составлять план сочинения;
    4. составлять небольшие рассказы с элементами описания.
    В 3 классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся описания единичных предметов и несложных действий.
    Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2 классе.
    Сочинения с элементами рассуждения.
    Это новый вид работы в четвёртом классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно – следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
    К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во- 2 четверти учебного года.
    Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
    1. подготовительная беседа.
    2. Коллективное составление плана ( учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления).
    3.В заключении проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы).
    При подготовке последующих сочинений работа  над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чём говорится в сочинении, и разрешает учащимся вносить её в готовом виде в текст сочинения.
    Сочинения в форме письма.
    В сочинениях письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям.
    Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.
    Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.
    Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.
    Каждое письмо имеет составные части:
    1. Обращение.
    2. Сообщение.
    3. Прощание.
    4. Подпись.
    Сочинения по картинам.
    В школах  рекомендуют учебные картины.
    Сочинения по картинам делятся на два основных вида: повествовательные по серии картин; повествовательные по одной картине, которая будит воображение, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
    Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в 1-2 и реже в 3-4 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана сюжета. Поэтому обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего по серии картин. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.
    Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин.
    План работы над сочинением:
    1. Словарная и терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства.
    2. Рассказ о художнике и истории создания картины.
    3. Беседа по картине.
    4. Словарно – стилистическая работа по теме урока.
    5.Составление плана сочинения.
    6. Составление устного высказывания по картине.
    7. Написание первого варианта сочинения.
    8. Написание окончательного варианта сочинения.
    9. Анализ творческих работ школьников.
    Сочинения- отзывы о прочитанном.
    Отзывы о прочитанном очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник даёт оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва  в том, чтобы ребёнок смог глубже, отчётливее уяснить идейное содержание и художественные детали произведения. Подготовка, и написание отзывов связаны  с уроками внеклассного чтения, на которых дети дают устные характеристики прочитанному.
    В 1-2 классах дети, как правило, ещё не пишут развёрнутых отзывов – они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого – то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Постепенно школьников подготавливают к 3 – му классу, где впервые проводится урок обучения написанию отзывов.
    Сначала класс пишет коллективный ( с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится  ещё один такой урок, но каждый пишет о том произведении, которое он прочитал,  то есть сочинения становятся самостоятельными.
    Сочинения – отзывы проводятся  в 3-4 классах.
    План работы над сочинением:
    1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
    2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к  изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.
    3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
    4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь. (с дополнениями и изменениями)
    Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.
    Сочинения по заданной части текста.
    Это один из видов сочинений, представляющий для детей наибольшую сложность.
    К ним относятся сочинения:
    1) по заданному началу текста;
    2)по его середине, когда требуется сочинить начало и конец;
    3)по концу текста.
    При подготовке данного вида сочинения учитель должен учитывать следующие требования:
    1. отрывок должен быть кратким;
    2. начало должно содержать завязку;
    3. середина должна быть кульминацией;
    4. конец – развязка;
    5. можно объединить два вида, например: сочинение по заданному началу и концу; началу и середине; середине и концу;
    6. любая часть должна направлять мысли ребёнка в определённое русло.
    В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и наша задача – не дать угаснуть этой искорке. Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.

  4. Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
    Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
    Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
    Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
    Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
    Стилистические чертыобразность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
    Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
    СТИЛИ РЕЧИ.
    Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
    1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
    2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
    3. Высказывание обычно бывает:
    · Точным
    · Доказательным + термины.
    · Обобщенным (о группе предметов)
    · Отношения автора нет.
    4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
    Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
    1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
    2. Задача речи:
    · Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
    · Дать точные указания, рекомендации.
    3. Высказывание обычно бывает :
    · Официальным
    · Точным
    · Бесстрастным (лишенным эмоций)
    4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
    Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
    (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
    1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
    2. Задача речи:
    · Сообщить информацию
    · Воздействовать на массы
    · Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
    3. Высказывания бывают:
    · Злободневными по теме
    · Яркими, страстными, призывными
    · Удачный заголовок
    4. Языковые средства и приёмы построения текста :
    · Прямое обращение к читателю
    · Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
    · Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    · Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    · Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
    · Параллелизм в построении этих неполных предложений
    · Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    · Сочетание книжной и разговорной речи
    · Прямые обращения к собеседнику
    · Обратный порядок слов (инверсия)
    · Риторические вопросы
    Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
    1. Заметка (в газету)
    · Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
    · Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
    2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
    · Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
    · Сообщение о каком-либо процессе как процессе
    · Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
    · Построение репортажа:
    1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
    2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
    · Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
    3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
    · лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
    · темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
    3. Статья – «объясняющий» жанр
    · задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    · Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    · Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
    · НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    · Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    · Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
    4. Портретный очерк .
    · Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    · Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
    · Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
    · Составные части очерка
    1. Описание внешности
    2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
    3. Отдельные факты биографии
    4. Характер, речь
    5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
    Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
    Задача речи – воздействие.
    Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
    Описание – речь идёт об одновременных признаках.
    Повествование – последовательность действий.
    Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

  5. Сочинениям обычно предшествует большая и кропотливая подготовительная работа: экскурсии в природу, посещение выставок, прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за природой, работа по картине и многое другое.
    Использую в своей практике упражнения-наблюдения (понаблюдать за природой во время дождя, понаблюдать за небом, за повадками птиц, за изменениями в природе).
    На уроках чтения учу детей выбирать из прочитанных книг, журналов предложения с ярким, поэтичным описанием природы, чувств и переживаний литературных героев.
    Эти упражнения помогают детям умело использовать в речи образные слова и обороты, сознательно отбирать самое точное и подходящее слово для выражения своих мыслей.
    Великие музыкальные творения учат ребят понимать прекрасное, в каждой фразе слышать звук природы, шум дождя или радость весеннего дня. Прослушивание музыки даёт возможность детям эмоционально, творчески представить картину природы, открыть в ней для себя что-то привлекательное, интересное, заставляющее думать, сравнивать, переживать.
    Сочинения по картине: в первую очередь дети должны увидеть, понять, почувствовать замысел художника, смысл картины, её настроение, а иногда и её социальную значимость. Только тогда можно говорить о том, какими способами добился художник воплощения своего замысла.
    Очень распространены сочинения о проведённой экскурсии. Но к такому сочинению учащихся надо готовить заранее: объявить тему, нацелить учащихся на то, что запомнить во время экскурсии, на что надо обратить внимание. Так ребята концентрируют своё внимание, являются активными слушателями.
    Часто я провожу сочинения по заданному началу или началу и концу. Этот вид работы способствует развитию воображения детей, их фантазии.
    В заключение попытаюсь обобщить то главное, что, на мой взгляд, следует применять при подготовке к сочинению:
    Не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими, в каждом ученике надо воспитывать его самого, как личность, индивидуальность.
    Брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них.
    Стремиться развивать у ребят воображение, фантазию.
    Каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовит, и только после того, как ученики научатся писать подготовленные сочинения, можно переходить к неподготовленным творческим работам.
    Приучать детей требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности.
    Обязательно анализировать сочинения в классе при активном участии детей.
    Цели. Развитие устной и письменной речи учащихся.
    Задачи. Научить работать с книгой, дополнительной литературой, наблюдать за природой, пробудить эмоциональные чувства (чувство радости и печали, чувство восхищения красотой нашей природы).
    Оборудование. Этимологический словарь для школьника (автор О.Д. Ушакова); иллюстрации первоцветов, картины весны, фонограмма птичьих голосов, П.Чайковский «Времена года», памятки для проверки сочинения.

    Ход урока

    I. Организационный момент и сообщение целей урока

    Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение о весне с элементами описания. Весна прекрасное время года! Издавна в народе называли весну красной, в песнях звали её прийти поскорей с радостью и милостью, с обильным хлебом. О пробуждении природы весной, об её обновлении писали русские поэты. Дома вы готовили произведения, посвященные весне, зачитайте.
    Дети читают стихотворения. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».
    А.К. Толстой
    Вот уж снег последний в поле тает,
    Тёплый пар восходит от земли,
    И кувшинчик синий расцветает,
    И зовут друг друга журавли.
    Юный лес, в зелёный дым одетый,
    Тёплых гроз нетерпеливых ждёт;
    Всё весны дыханием согрето,
    Всё кругом и любит и поёт.
    Ф. Тютчев
    Ещё природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну прослышала она
    И ей невольно улыбнулась.
    Я. Аким
    Долго шла весна тайком
    От ветров и стужи,
    А сегодня – прямиком
    Шлёпает по лужам.
    Гонит талые снега
    С гомоном и звоном,
    Чтобы выстелить луга,
    Бархатом зелёным!

    II. Работа по теме урока

    У. По каким признакам можно узнать, что наступила весна?
    Д. Сильнее пригревает солнце, тает снег, появляются проталинки, происходят изменения на реке, в лесу, в поле, прилетают птицы, появляются весенние цветы, набухают почки на деревьях.
    У. Назовите, какое явление природы описано в отрывке:
    Льдины прыгают, кружатся,
    Друг на друга громоздятся,
    Друг за другом вдоль спешат,
    И грохочут, и трещат.
    Д. Ледоход.
    У. Где можно наблюдать ледоход? Почему это явление так называется?
    Д. На реке. Лёд начинает свой ход по реке.
    У. Составьте предложение с этим словом.
    Д. На реках начался ледоход.
    С приходом весны на реках начался ледоход.
    У. Объясните смысл следующих строк: «Весна, весна! И всё ей радо…»
    Д. Весне радуется всё живое: животные, птицы, цветы, деревья. Весна это время встреч. Птицы возвращаются из жарких стран.
    У. Отгадайте загадки:
    Нос у него белый,
    Сам он чёрный,
    Очень проворный.
    Друг садов и полей,
    Поедает червей. (Грач)
    Он прилетает каждый год
    Туда, где домик ждёт.
    Чужие песни петь умеет,
    А всё же голос свой имеет. (Скворец)
    В синем небе голосок,
    Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
    Прилетел к нам, наконец
    Лучший наш певец.
    Дни и ночи на пролёт
    Он поёт. (Соловей)
    Д. Грач, скворец, жаворонок, соловей.
    У. Как можно назвать этих птиц?
    Д. Это перелётные птицы, весной они возвращаются из тёплых стран.
    У. Прослушайте голоса птиц. Что вы почувствовали? Составьте предложения с этими словами.
    Д. С далёких стран летят перелётные птицы.
    Прилетели к своим скворечникам скворцы.
    С юга к нам вернулись наши пернатые друзья.
    В лесу слышны трели птиц.
    У. Как люди встречают птиц весной?
    Д. Ребята делают скворечники.
    У. Весна – красивое время года. Ей посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы. Да весна и сама художник! Как украсила весна чёрную оттаявшую землю?
    Д. Травой и цветами – первоцветами.
    У. Назовите эти цветы.
    Д. Подснежники, медуница, мать-и-мачеха, горицвет, гусиный лук, ландыш.
    Учитель на доску вывешивает картинки с изображением этих цветов.
    У. Послушайте стихотворение
    Цветут подснежники,
    Цветут подснежники,
    Такие свежие,
    Такие нежные.
    Трава сухая,
    Сухой валежник…
    Но, всё меняя,
    Цветёт подснежник!
    Он первый вестник
    Тепла и света,
    Весны ровесник,
    Весны примета.
    У. Как вы понимаете слова «первый вестник», «весны ровесник», «весны примета»?
    Д. Первым появляется, одновременно с приходом весны.
    У. Почему у этого цветка такое название.
    Дети работают с этимологическим словарём.
    Подснежник – вырастает на проталинках сразу, как только сойдут большие снега, т. е. из под снега.
    У. Какие прилагательные можно добавить, что бы показать красоту подснежника.
    Д. Голубенький, чистый, нежный, хрупкий.
    У. Составьте предложение с этим словом.
    Д. Расцвели нежные подснежники.
    У. Следующий весенний цветок – мать-и-мачеха. Дайте объяснение, почему у этого цветка такое название?
    Дети работают с этимологическим словарём.
    Мать-и-мачеха – название народное. У листьев этого растения есть заметная особенность: одна их сторона мягкая, бархатистая, тёплая – это мать, а другая – скользкая и прохладная – это мачеха.
    У. Опишите цветы этого растения. На что они похожи?
    Д. На жёлтые или золотые корзиночки.
    У. Медуница, сон-трава, ветреница, хохлатка, горицвет, гусиный лук, ландыш. Все эти первоцветы очень любят свет, и поэтому спешат появиться, пока не развились высокие лесные и луговые травы и не распустились листья на деревьях. Однако люди порой бывают, жестоки, рвут охапками эти цветы. Многие из первоцветов стали редкими в наших лесах и взяты под охранУ.
    У. Составьте предложение с этими словами так, чтобы в нём были однородные члены предложения.
    Д. В лесу появились первоцветы: подснежники, мать-и-мачеха, медуница.
    У. После первоцветов оживает весь лес, пробуждаются от зимнего сна деревья. Подберите словосочетания, характеризующие весеннюю природу, лес.
    На доске записываются словосочетания: природа пробуждается, нежный наряд, зелёная дымка.
    У. Составьте предложения, используя эти словосочетания.
    Д. Весною природа пробуждается от зимнего сна.
    Деревья надели нежный наряд.
    Зелёная дымка окутала лес.
    У. О каком времени года мы с вами говорили?
    Д. О весне.
    У. Придумайте название нашему сочинению.
    Д. Весна. Здравствуй, весна! Природа весной.

    III. Составление плана предстоящего сочинения

    У. Из каких частей должно состоять сочинение?
    Д.
    Вступление.
    Основная часть.
    Заключение.

    IV. План

    У. При обсуждении темы у нас получился план.
    Солнце согревает землю
    Изменения на реке, в леcу.
    Прилёт птиц.
    Первоцветы.
    Моё отношение к этому времени года.

    V. Словарно-орфографическая работа

    На доске записаны слова: со…нце, л…д…ход, скв…рец, грач(ь), с…вей, жав…нок, перв…цветы, п…дсне…ник, мать-и-мачеха, в…сна.
    Дети объясняют правописание.

    VI. Самостоятельная работа учащихся

    У. Ребята, вспомните то, о чём мы говорили и, следуя плану, составьте свой полный, связный рассказ о весне.

    VII. Проверка сочинений по памятке

    VIII. Чтение готовых сочинений

    Учащиеся по желанию читают готовые сочинения.
    Примерное сочинение
    Здравствуй, весна!
    Пришла долгожданная весна. Ярче светит солнце. Тает серый снег. Бегут звонкие ручьи. На реках начался ледоход.
    С юга вернулись наши пернатые друзья: грачи, скворцы, жаворонки, соловьи. Ребята повесили на деревьях скворечники.
    В лесу расцвели нежные подснежники. Показалась из земли с золотыми корзиночками мать-и-мачеха. Все весело встречают весну.
    Люблю весну за её красоту, нежную прелесть, за то, что она дарит нам столько радости!

    IX. Итог урока

    Рефлексия:
    Задание «Продолжи предложение»
    На уроке я:
    Узнал…;
    Понял…;
    Научился…
    Лучше всего на уроке у меня получалось…
    Основные трудности были…
    У меня произошли изменения:
    В знаниях по предмету;
    В моих творческих способностях.
    Памятка 1.
    Соответствует ли содержание текста теме?
    Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
    Нет ли в тексте лишних факторов, предложений, слов?
    Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
    Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
    Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Правильно ли построены предложения?
    Интересно и понятно ли все изложение слушателю?
    Памятка 2.
    Проверь, не пропустил ли ты буквы.
    Правильно ли написал безударные гласные?
    Проверь слова с парными, непроизносимыми согласными.
    Проверь знаки препинания в предложениях с однородными членами.
    Не уверен – спроси учителя.

  6. МОУ Одинцовский лицей № 2
    Урок русского языка в 4 классе (2 урока).
    Цели:
    учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста;
    отрабатывать структуру текстов повествования и описания;
    совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;
    развивать речь учащихся, активизировать словесно-логическое мышление, развивать рефлексивные способности младших школьников;
    развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение;
    формировать активность, любознательность, гибкость мышления;
    развивать познавательный интерес к изучению русского языка;
    воспитывать доброжелательное отношение, взаимопомощь.
    Оборудование: плакат с народной мудростью, картина с изображением снеговика, индивидуальные памятки по проверке сочинений, сигналы, карточки к плану, запись Свиридова «Метель».
    План урока:
    Организационный момент.
    Основная часть:
    постановка проблемы;
    определение темы;
    поиск решения;
    творческая работа учащихся.
    Итог.
    1 УРОК.
    Ход урока.
    Организационная часть.
    Здравствуйте, начнем урок русского языка. Ребята, а вы любите путешествовать? Как вы считаете, можно ли путешествовать, не выходя из помещения?
    Верно, можно путешествовать, сочиняя что-либо, поэтому наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем, чтобы попасть туда, не понадобится никакие волшебные помощники: ни щука, ни ковер-самолет, ни волшебная палочка. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется «Сочиняйка». Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать. На этом уроке оказывать помощь буду не только я, но и вы сами. А точнее следующие группы: «мозговой центр» (разработчики, теоретики), «монтажники» (помогают строить сочинение по плану), «эксперты» (сомневаются, проверяют), «группа контроля» (контролируют, оказывают помощь). Все группы заранее получили свои задания.
    Основная часть.
    Постановка проблемы.
    Откуда же взялось в русском языке слово «Сочиняйка». Послушайте, что об этом расскажет «Мозговой центр».
    (Оказывается, слово «Сочиняйка» произошло от старинного русского корня «чин» – это значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком» или «Все будет чин-чинарем».)
    Подберите родственные слова с корнем «чин». (сочинять, сочинение)
    Остановимся на этих словах. Что они обозначают? «Мозговой центр» нам в этом поможет.
    ( Сочинять – это значит выстраивать мысли в определенном порядке. А сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.)
    Темой урока будет сочинение. Запишите это слово в тетради.
    Чему вы бы хотели научиться на уроке? Для чего вам это нужно? Правильно, чтобы излагать свои мысли в устной и письменной речи. Ведь незря  народная мудрость гласит: «Умную мысль и слушать хорошо». Интересно, наш урок подтвердит эту мудрость?
    Работа над понятиями «текст», «тема текста», «части текста».
    Итак, сочинение это текст. Вспомним, а что такое текст? (Предложения, которые объединены одной темой и выражают одну общую идею.)
    Сочинение, как любой текст, записывается по определенным правилам. Об этом напомнят «монтажники».
    (Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.)
    Открываются карточки на доске.
    Эксперты, не найдутся ли у вас вопросы к монтажникам?
    Эксперты: Какую роль в сочинение играет вступление?
    Монтажники: Вступление готовит к восприятию текста.
    Эксперты: Какую роль в сочинение играет основная часть?
    Монтажники: Основная часть раскрывает тему.
    Эксперты: Какую роль в сочинение играет заключение?
    Монтажники: Заключение подводит итог, выражает главную мысль, отношение автора.
    Молодцы. Спасибо!
    Определение темы сочинения.
    Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка. Послушайте и скажите, о каком времени года «говорит» музыка?
    Включается запись Свиридова «Метель».
    Правильно, и в нашей воображаемой стране тоже зима. Подумайте, как можно попасть туда?
    А вот и первый житель «Сочиняйки».
    Показ картины с изображением снеговика.
    Ребята, давайте закончим стихотворение про снеговика.
    В «Сочиняйке» я живу
    И со всеми я …(дружу)
    Я каждый день смотрю вокруг
    Не придет ли новый … (друг).
    Сильный и умелый
    Да к тому же … (смелый).
    Да, ищет снеговик настоящего друга. Не нас ли с вами он высматривает? Наверное, он хочет рассказать что-то интересное, поделиться своим секретом.
    Предлагаю вам написать сочинение на тему «Секрет Снеговика». Запишите название в тетради.
    Как вы думаете, каким будет тип текста, если мы рассказываем о секрете? (повествовательный)
    Как вы думаете, а нужно ли в сочинении описывать самого снеговика?
    Правильно, поэтому текст будет повествовательный с элементами описания.
    Определение содержания каждой части. Составление плана.
    Посмотрите на название текста и скажите, что будет главного в сочинении? (сам секрет Снеговика.)
    В какой части текста его запишем? (в основной)
    Под табличкой «Основная часть» вывешивается – «Секрет Снеговика».
    С каким, к примеру, секретом может с вами поделиться Снеговик?
    А может он захочет вам пожаловаться. Интересно, о чем?
    А может он захочет вас о чем-то попросить. Подумайте, с какой просьбой он к вам может обратиться?
    Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться с ним. В какой части опишем встречу с другом? (во вступлении)
    Под табличкой «Вступление» – «Встреча со снежным человеком».
    На уроках труда мы с вами изготавливали снеговика. У каждого был свой характер, свое настроение.
    Закройте глаза и представьте каждый своего снеговика. Опишем его. Подумайте, где это надо записать? (в основной части)
    Под табличкой «Основная часть» вывешивается– «Как выглядит новый знакомый?».
    Пожалуйста, при описании снеговика используйте слова-опоры с доски.
    А теперь скажите, в какой части мы подведем итог? (в заключительной)
    Как вы поступите после просьбы снеговика?
    Как бы вы продолжили мысль: «Я верю, что ему…»
    Какие чувства вам может принести новое знакомство?
    Появляется новая табличка «Как хорошо иметь друга!».
    Эксперты, есть у вас вопросы к классу?
    Эксперты: С каких слов люди обычно начинают рассказать какую-либо историю, случай? (однажды,.., как-то раз…)
    Орфографическая подготовка.
    Эксперты: В основной части будете описывать снеговика. Возможно, вы будете использовать следующие слова (показ карточек). Какую безударную гласную напишите? Приготовьте сигналы.
    Сн..говик, в..дро, на г..л..ве, м…тла, м…рковь, зам…няла, к…мочки, з…мли
    Эксперты: И еще один вопрос. В сочинении вы будете говорить о снеговике. Какими словами можно заменить это слово? (снежный человек, он, новый знакомый, новый друг)
    Работа над средствами выразительности письменной речи.
    Не забудьте ставить запятые при написании предложений с однородными членами. Используйте больше прилагательных при описании, глаголов.
    Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи – сравнения. Именно они позволяют представить вашего снеговика ярче. Например, снеговик, словно добрый человечек; глазки, будто бусинки.
    2 УРОК.
    Ребята, посмотрите еще раз на план и подумайте, о чем вы напишите в каждой части. Как вы будете записывать каждую часть?
    Желаю вам интересного путешествия и жду от вас замечательных новогодних историй. На парте у каждого есть памятка, не забудьте воспользоваться ею при проверке сочинений.
    Написание сочинений.
    Дети пишут на фоне спокойной музыки. Оказание индивидуальной помощи, раздача карточек- помощниц и памяток для проверки.
    Итог.
    Вот мы и закончили с вами путешествие по стране «Сочиняйке». Результатом стало написание новогодней истории-сочинения.
    Вернемся к народной мудрости. Прочитаем сочинение и подтвердим народную мудрость.
    Чтение сочинений.
    Чем понравилось сочинение?
    Что можно посоветовать автору?
    Чье сочинение вам понравилось больше? Почему?
    Значит, вам больше понравились сочинения с интересным сюжетом, грамотные, слушать их приятно. Обычно так пишут многочитающие дети. Но не страшно, что не у всех получились такие сочинения. На уроках русского языка мы будем продолжать развивать свою речь, чтобы вас приятно было слушать собеседникам, чтобы вы не испытывали трудности при общении и вам самим было приятно от сознания того, что вы хорошо владеете русским языком, на котором говорили наши предки.
    Я очень рада, что в ваших сочинениях звучали нотки доброты, помощи, сочувствия, так как накануне Рождественских праздников люди стремятся быть лучше. В Рождество принято творить добрые дела, помогать больным, раздавать милостыню, дарить порядки своим близким. И мне хотелось закончить этот урок такими словами:
    Кругом Рождественская мгла.
    Во мгле гудят колокола.
    А с ними в лад звучат слова:
    «Мир на земле и счастья на века!»
    Спасибо за работу.
    Объявление оценок.
    – Урок окончен.
    урок русского языка
    4 класс

  7. Работа над сочинением на уроке русского языка в 4 классе.
    2 полугодие
    Программа 2100
    Авторы учебника: Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева О.В. Пронина  Тема:”Картинки весны”
    Цель:
    Продолжать работать над количественным и качественным обогащением словарного запаса детей активного и пассивного, самостоятельно подбирать слова.
    Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, конструировать словосочетания и предложения.
    3. Развивать связную устную и письменную речь.
    Написание сочинения вызывает трудность в начальной школе.
    -трудно подобрать подходящие слова для описания -использовать синонимы и избегать повторений -построить грамотные красивые предложения -выразить и раскрыть главную мысль -соединить все части сочинения в единое целое.
    Работа над текстом сочинений, предложенная авторами учебника начинается с конца, то есть после осмысления темы определяется замысел работы, главная мысль, которую нужно будет вынести в заключение. Когда главная мысль определена, нужно подумать, как она будет развиваться. Для этого нужно зафиксировать на черновике те мысли, которые появляются по мере обдумывания. Если затем эти мысли пронумеровать, получится рабочий план.
    Подготовительная работа
    1.Осмысление темы.
    -Прочитайте тему сочинения(учебник 2часть стр.83 упр.273)
    -Внимательно рассмотрите картинки. (Рисунки в упражнении в виде пазлов, из которых     собираются “Картинки весны”)
    -Расскажите, что происходит весной.
    -Как вы думаете, что самое главное можно сказать о весне?
    -Весна прекрасна!
    -Весна мое любимое время года.
    -Природа просыпается после зимнего сна.
    -Пробуждается земля. Все празднует весну.
    -Эта мысль будет у вас в заключении.
    2.Составление плана.
    -Подумайте, как будет развиваться ваш замысел. -О  чем вы расскажете сначала, о чем потом.
    -Вам помогут пазлы.
    По ходу обсуждения на доске появляются опорные слова, взятые из     обсуждения. Пронумеровав их, получаем план.
    План.
    I. .Вступление.
    II. Основная часть”Картинки весны”
    1)Солнце, небо, облака, ветер.
    2)Сосульки, крыши домов.
    3)Проталины, снег, дорога.
    4)Ручьи, кораблики.
    5)Деревья, почки, птицы.
    III. Заключение. Главная мысль.
    3.Подготовка на черновике рабочих материалов к сочинению.
    -Давайте подготовимся к написанию сочинения по каждому пункту плана на черновике.
    1)Работа в группах
    -Возьмите  каждое из опорных слов и в группе попробуйте вместе подобрать к каждому из них подходящие по смыслу:
    -определения
    -действия
    -сравнения
    На этапе предварительной работы до урока проводится работа по наблюдению за природой в течении недели самостоятельно и коллективно. (рассматривать снег, небо, облака…, слушать  щебет птиц, фиксировать свое настроение.)
    2)Обсуждение и обобщение работы в группах. Дополнение и составление общей картины. Для дополнения используются фрагменты художественных текстов.    Солнце: золотое, ласковое, теплое, робкий луч солнца, блещет, блестит, ласкает, разогревает,  греет, сияет.
    Небо: ясное, лазурное, чистое, прозрачное,  голубое,  высокое.
    Облака: легкие,  пушистые,  белые,  дымчато-розовые,  светящиеся, воздушные, белоснежные,  объемные, белеют, бегут, красуются, играют в догонялки.
    Ветер: теплый,   влажный, легкий, свежий, весенний, прохладный, нежный, озорной, невидимый, веет, дует, нашептывает, набежал, качнул, дыханье ветерка, | набегает теплой в
    Сосульки:  мокрые,  холодные,  ослепительные, блестящие, искрящиеся, прозрачные, засверкали, закапали, заплакали, заледенели, вспыхнули, засветились, звенели капели, засветились, плачут, переливаются, сверкают, отражают, похожи на украшения, гирлянды.
    Снег: мокрый, заледеневший, серый, осевший, сахарный, побурел, сугробы осели,
    тает как сахар.
    Проталины: на возвышенных прогретых местах, появляются, чернеют, показались, выделяются, легкий пар клубится от земли.
    Дороги: мокрые, скучные, грязные, не привлекательные, слякотные, раскисли, потемнели, растаяли, как полоска, ленточка.
    Ручеек: бурливый, коричневый, сверкающий, холодный, неугомонный, прозрачный, пенящийся, быстрый, игривый, беззаботный, чистый, побежали, забулькали, зажурчали, играют, пенятся, переговариваются, переливаются, спешат.
    Деревья: голые, сквозной лес, смолистые почки, пушистая верба, шепчутся между собой, слабо шумят, трескаются смолистые почки, почки наливаются и лопаются, просыпаются, шуршат.
    Птицы: перелетные, важные грачи, возвращаются, важно разгуливают, чирикают, весело щебечут, вьют гнезда, перекликаются, поют, радуются, плавно скользят по
    воздуху.
    Весна: живет, дышит, шумит, ранняя, дружная, долгожданная, неожиданная.
    Воздух: теплый, влажный, пахнет сырой землей, свежий.
    З)Как начать сочинение. Должна быть связь с замыслом, главной мыслью.      -Наступила долгожданная весна.
    -Выглянуло весеннее солнышко.
    -Зимой царствует однообразие: все один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-то новое.
    -Мое любимое время года.  4)Запись на черновике.
    5) Чтение первого варианта сочинений, самооценка,  проверка. Нужно соотнести содержание с планом, проверить выделены ли абзацы, сформулирована ли главная мысль. Внесение дополнений, исправлений.
    4.  Запись в чистовик.
    В результате этой работы сочинения получились у всех более полные, интересные и образные, чем обычно. Дети знали о чем писать, в их воображении появлялись свои образы, кто-то услышал музыку капели, увидел различных животных в бегущих облаках и т. д. Сочинения были более логичны, мысли высказывались последовательно, было меньше смысловых ошибок. Ребята писали увлеченно и многие были довольны результатом.
    Тексты для работы над сочинением «Картинки весны».
    №1 ***
    И березы дождались тепла. Дождичком умылись, росой напились. Еще ярче светлеет береста. Отпиваются ветки нежными листьями и сережками.
    Сменила береза свою гладкую зимнюю прическу. Открыла синие ресницы изящная  голубая  пролеска. Лазурные глазки глядят и никак не наглядятся на веселый березовый хоровод. Горят на солнце ярко – желтые калужницы – жар-цветы.
    Д. Зуев
    №2 ***
    Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились. И, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.
    М. Пришвин
    №3 Яркость весенних красок
    Самый белый снег все-таки, наверное, весенний снег, когда его подожжет солнце. Так сияет, так полыхает и слепит, что слезу выжимает.
    Лес весь в потоках солнца. От сосен, от елей, от берез синие тени на белом снегу. А то и такое  странно-удивительное сочетание: синий столб от сосны и рядом золотая полоса солнца. Кажется, еще мгновение и эта горячая полоса прожжет снег до самой земли. Стою, пораженный, и слышу как в глубине души зарождается музыка. Музыка весны.
    В. Бочарников
    №4 ***
    Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Но не торопятся березы распускаться. Ждут они, когда наступит надежное тепло, набухнетдерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.             Д-Зуев
    №5 ***
    |Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике виси большая прозрачная капля.
    Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
    Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают  шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются. Осинка  молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку – осинку, помахивая веточкой. Черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
    М. Пришвин
    №6 ***
    Зима заскользила к весне быстро, незаметно. В окно по утрам било солнце, косые яркие квадраты ложились на доски пола, наползали на одеяла и простыни, заставляя блаженно жмуриться. Засверкали, закапали сосульки, свисавшие зубьями с козырька над балконом. В считанные дни рели, осели сугробы за окном. Вдоль проезжей дороги снег таял. Шла скорая, жадная алтайская весна.
    В. Лакшин
    №7 ***
    Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце.
    Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно. Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.
    Весь мир зажгла и осветила крохотная капля.
    Э. Шим
    №8 ***
    На теневой стороне дома уже совсем захолодало. Легкий весенний морозец к вечеру затягивал звездами лужицы около парадного крыльца. Капели стали застывать и реже падать. И шершавый ноздреватый ледок слышнее захрустел под ногами в тихом вечернем воздухе.
    Мы прошлись около дома, продавливая лед на лужицах и прислушиваясь к его хрустенью.
    П. Романов.
    №9 ***
    Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В ;деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Смотрю, на дорогу села  желтогрудая птица. Скок-поскок, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь».
    Я  тоже посмотрел вокруг. И правда, все голубое  и синее: и небо, и пушистая верба, и ивнячок. Даже опушка вся голубая от цветов пролески. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела:синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза!»
    Л.Барков
    Солнце
    1.На солнце нельзя было взглянуть. Лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. А. Толстой
    2.Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото. Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. В. Белов
    3.Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные березы, и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли. К. Паустовский
    4.По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца. Жгучий и ослепительный, он заливает радостным блеском водяную  холмистую поверхность океана. К. Станюкевич
    5. Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. И. Бунин
    6.Нити солнечных лучей пронизали тонкую хвою лиственниц, запутались в длинных иглах стланика. Т. Дремова
    7.Но вот опять хлынули играющие лучи – и весело, и величаво поднимается могучее светило. И. Тургенев
    8.Солнце раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей. М. Горький
    9.Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. А. Чехов
    Небо
    1.Пустых небес прозрачное стекло. А. Ахматова
    Над глубокими свежими снегами – синее огромное и удивительно нежное небо. И. Бунин
    Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес Б.Тимофеев
    4.Надо мною свод воздушный
    Словно синее стекло. А. Ахматова
    5Небесный свод казался голубой хрустальной чашей, которой как будто нарочно прикрыли землю. В. Арсеньев
    Облака
    Блистая, облака лепились в лазури пламенного дня. И. Бунин
    На бледно-голубом небе повисли мохнатые пушистые облака. Н. Гарин-Михайловский
    Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы.  Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много, и они всегда будут так равнодушно вползать на небо. М. Горький
    В небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями. И. Бунин
    Навстречу солнцу поднималось розво-дымчатое облако мягких очертаний. М. Горький
    Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. В. Короленко
    Ветер
    Ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. И. Тургенев
    В листьях пел ветер, идущий по свету. Ветер умолкал, а потом снова медленно бормотал, шевеля листьями и повторяя прежние слова. А. Платонов
    Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. А. Толстой
    Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось. М. Горький
    Лес
    В воде опрокинулся лес. А. Фет
    Вдали черным полукружьем виднелась весенняя громада леса, над нею небо -стремительное, сквозящее. П. Проскурин
    Трава
    1.  На припеке появились прозрачные, точно кружева, зеленые пятна милой весенней травы. М. горький
    Тексты взяты из сборника О. В. Узоровой, Е.А. Нефедовой «Литературное чтение 1-4 классы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *