Сочинение на тему что такое текст 6 класс

5 вариантов

  1. 1
    Подготовка к сочинению 6 класс 1 четверть
    2
    Повторяем теорию Что такое текст ? Что такое тема текста ? Что называем основной мыслью текста ? Что такое абзац ? При помощи чего присоединяются предложения в тексте друг к другу ? Каково строение любого текста ?
    3
    Работаем с текстом Дв _ рец Трех Толстяков ст _ ял посреди огромного парка. Парк был окружен глубок _ ми каналами. Над каналами в _ сели ч _ рные железные мосты. М _ сты охр _ нялись дворцовой стражей – гвардейцами в ч _ рных клеенчатых шляпах с ж _ лтыми перьями. Докажите, что перед вами текст. При помощи чего присоединяются предложения друг к другу ?
    4
    Последовательный способ связи [ дворец …. парка ].[ Парк … каналами ]. [ Над каналами … мосты ].[ Мосты … перьями ].
    5
    Составьте текст, подчеркните сцепляющие слова 1. И песок в пустын _ как волны 2. Пустыня как море, только вместо в _ ды песок. 3. В сильный ветер барханы продв _ гают ? ся и засыпают все на св _ ем пути. 4. Волны песка называют барханами. Определите способ связи предложений.
    6
    Работаем с текстом Радос _ на, шумна и пахуча в _ сна в лесу. Звонко п _ ют птицы. Звенят под дерев _ ями весенние ручейки. См _ лой пахнут набухшие почки. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. Найдите предложения, которые эту мысль раскрывают, конкретизируют.

  2. Описание картины Васнецова «Алёнушка»
    Сочинение «Дом моей мечты»
    Сочинение «Мой класс»
    Сочинение «Мой любимый уголок природы»
    Сочинение на тему «Алые паруса», 6 класс
    Сочинение на тему «Берегите природу», 6 класс
    Сочинение на тему «В чём смысл жизни?»
    Сочинение на тему «Великая Отечественная война»
    Сочинение на тему «Владимир Дубровский и Маша Троекурова»
    Сочинение на тему «Встреча с художником»
    Сочинение на тему «Городской человек редко встречается с землёй»
    Сочинение на тему «Если бы я был учителем»
    Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?»
    Сочинение на тему «Зимнее утро»
    Сочинение на тему «Интересная встреча», 6 класс
    Сочинение на тему «Когда моя мама училась в школе», 6 класс
    Сочинение на тему «Левша – народный герой», 6 класс
    Сочинение на тему «Мое любимое время года»
    Сочинение на тему «Мой выходной день»
    Сочинение на тему «Мой класс», 6 класс
    Сочинение на тему «Один день из моей жизни»
    Сочинение на тему «Почему Дубровский стал разбойником?»
    Сочинение на тему «Правда ли что весна – лучшее время года?», 6 класс
    Сочинение на тему «Приведи в порядок планету»
    Сочинение на тему «Слово как источник счастья»
    Сочинение на тему «Чему я удивился?», 6 класс
    Сочинение на тему «Что я вижу из окна своего дома?», 6 класс
    Сочинение о Дубровском, 6 класс (по литературе)
    Сочинение-описание на тему «Моя комната», 6 класс
    Сочинение-описание природы зимой, 6 класс
    Сочинение по картине А.А. Рылова «Цветистый луг»
    Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка», 6 класс
    Сочинение по картине Герасимова «Дары осени», 6 класс
    Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс
    Сочинение по картине Дейнеки «Зима. Девочка у окна»
    Сочинение по картине Дубовского «Радуга», 6 класс
    Сочинение по картине Жуковского «Осень. Веранда», 6 класс
    Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер», 6 класс
    Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег», 6 класс
    Сочинение по картине «Лесистый берег» (Левитан)
    Сочинение по картине «Первые зрители» (Е.В.Сыромятникова), 6 класс
    Сочинение по картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», 6 класс
    Сочинение по картине Пластова «Жатва», 6 класс
    Сочинение по картине Пластова «Ужин трактористов», 6 класс
    Сочинение по картине «После дождя» (А.М.Герасимов)
    Сочинение по картине Решетникова «Прибыл на каникулы», 6 класс
    Сочинение по картине Яблонской «Утро», 6 класс
    Сочинение по рассказу Лескова «Тупейный художник»
    Сочинение «Школа будущего»
    «Школа моей мечты» – Сочинение
    Поделиться:

  3. Маленькое сочинение на тему “текст”

    Ответы:

    Произведение и текст – это не одно и то же. Произведение – это продукт языковой деятельности человека, чаще всего закрепленный в тексте. Текст, в свою очередь, это графически-знаковая, словесная фиксация произведения.Произведение создается в первую очередь по законам речи, языка, а текст – по правилам использования знаковых систем, то есть систем слов, букв, знаков препинания и тд.Для обыкновенного человека, который использует речь, как произведение, так и текст являются лишь продуктом его неосознанной, устной речевой деятельности. А для писателя, редактора, журналиста произведение и текст – продукт их профессиональной деятельности, профессиональной речи.Профессия редактора заключается в умении сознательно руководить процессом чужой речи и ее восприятия. Эта речь должна отличаться большей четкостью, точностью, строгостью, чем обыкновенная повседневная речь обычного человека.Под информацией в произведении и тексте следует понимать то, что по-настоящему ново для читателя. Не всегда и не все, что кажется автору таковым, является им на самом деле. Процесс понимания и восприятия произведения не является пассивным для читателя или точным воссозданием прочитанного им. Это в большей мере акт конструирования, чем рецепции (то есть восприятия).Редактор может облегчить восприятие произведения читателем с помощью специальных профессиональных методик и таким образом приблизить процесс восприятия к авторскому замыслу. Существует несколько правил:- правило о нормативности литературного языка и правописания. Орфографические ошибки и синтаксические неправильности вызывают раздражение у читателей, отвлекая их от восприятия смыслового содержания произведения. Слово же, употребленное в неправильном значении либо неуместно, становится источником посторонней темы, меняет ход мыслей читателя, производит на свет ненужные подтексты.- правило о тематическом единстве произведения. Название рубрики, материала, подзаголовки, каждое слово, каждая фраза в тесте должны быть тематически обусловленными. То есть каждый последующий элемент произведения должен быть тематически и логически прогнозируемым, а каждый предыдущий – иметь тематическую и логическую перспективу. То есть должна присутствовать логически-тематическая цепь фактов. Излишние тематические элементы создают «шум» в тексте, они являются причиной неадекватного понимания читателем произведения, отвлекают внимание от главного в содержании.- правило о стереотипности текстов. Содержание фразы на уровне словоупотребления, лексической совместимости, грамматики и форма произведения (его архитектоника, то есть строение, графически-шрифтовое оформление) должны быть в большей мере стереотипны. Читатель усложнено воспринимает непривычные конструкции, насыщенность словами в переносном значении, если, конечно, такое не обязательно в художественном замысле автора. Психологическая установка произведения на определенный круг читателей, учитывание социального эмоционального опыта читателей – всем этим руководит редактор.

  4. Урок 16
    ТЕКСТ
    Текст, его особенности
    Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.
    Планируемые результаты: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
    Ход урока
    Организационный момент
    Анализ контрольного диктанта и тестовой работы
    Проверка домашнего задания
    (Задание 10 из рабочей тетради — чтение словосочетаний и предложений, составленных учащимися.)
    Самоопределение к деятельности
    Что такое текст?
    По каким признакам мы разделяем тексты?
    (По форме, по видам речи, по типам речи.)
    Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой?
    (Повторить изученное
    о тексте,
    о типах речи,
    о средствах связи между предложениями текста.)
    Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    Чтение теоретического материала (с. 34),
    беседа по прочитанному, комментарии учителя.
    Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)
    Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письменными.)
    Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)
    На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)
    Каковы особенности каждого типа речи?
    Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.
    Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.
    Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.
    Часто типы речи выступают вместе.
    При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким- нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.
    Обсуждение задания рубрики
    «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 34).
    Упр. 60 – устное выполнение.
    Чтение теоретического материала (с. 35).
    Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    1. Упр. 61 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
    Комментарии
    Предложения первого абзаца связаны с помощью местоимения: вальдшнепыони (уточним по толковому словарю значение слова вальдшнепы). Предложения второго абзаца связаны по смыслу параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, взгляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий воздухтонкий туманжёлтые полябурые сучья деревнеподвижное небо — липызолотые листьясырая земля).
    Обратим внимание на устаревшую форму родительного падежа множественного числа: сучья дерев; современная форма: сучья деревьев.
    Дополнительный вопрос
    — К какому типу речи относится данный текст? Докажите.
    (Это текст-описание. Текст можно представить как фото-
    графию. Действия нет, описывается красота осеннего лесаот неба до земли.)
    2. Упр. 62 — редактирование текста.
    VII. Подведение итогов урока
    По каким признакам различаются тексты?
    Как связываются предложения в тексте?
    Домашнее задание
    Выполнить работу над ошибками.
    Учебник: § 13, упр. 63
    Рабочая тетрадь: задание 6
    Урок 17
    Тема и основная мысль текста.
    Заглавие текста
    Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
    Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания
    Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.
    Комментарии
    В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьевк ним, япередо мной, воробышек — какой, нарядныйэтого)’, шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядныйэтоговерх головки серенький…)’, седьмое предложение с шестым связано повтором (серенькийсеренькаясерые)’, восьмое с седьмым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые, пёстренькиебелая).
    Фонетический разбор: [гл’ижу].
    Задание 6 из рабочей тетради – фронтальная проверка.
    Комментарии
    Тип текста — повествование.
    Самоопределение к деятельности
    Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)
    Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.)
    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
    Научиться определять тему текста и его основную мысль.
    Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    Чтение теоретического материала (с. 37, 38),
    беседа по прочитанному, комментарии учителя.
    Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)
    Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.
    Что такое основная мысль, идея текста?
    (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)
    Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.
    Какое значение имеет заглавие текста?
    {Оно может выражать тему или основную мысль текста.)
    Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
    Упр. 64 — выразительное чтение текста, обсуждение.
    Какова тема текста? (Она выражена в заглавии«Гусь и журавль».)
    Какова основная мысль текста? {Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».)
    Произведения каких жанров напоминает этот текст? {Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)
    Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на другую тему? (Можно.)
    Согласны ли вы с К. Ушинским? (Ответы детей.)
    Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 65 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
    Упр. 66 — выразительное чтение текста, обсуждение.
    Упр. 67 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов сначала в парах, затем коллективное.
    Комментарии
    В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема текста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, вечном её обновлении: «…до сладостной весны!»
    Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сладостной весны!»
    Подведение итогов урока
    Что называется темой текста?
    Что такое основная мысль текста? Как её определить?
    Какое значение имеет заголовок текста?
    Каким должен быть заголовок?
    Домашнее задание
    Учебник: § 14, упр. 68.
    Рабочая тетрадь: задание 12
    Урок 18
    Начальные и конечные предложения текста
    Цели: показать значение в тексте начальных и конечных предложений; развивать творческие способности, навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
    Планируемые результаты: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания
    Упр. 68 – чтение и анализ творческих работ.
    Задание 12 из рабочей тетради – обсуждение заглавия и основной мысли текста.
    Самоопределение к деятельности
    Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.
    (Ответы детей.)
    (Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?)
    Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать? (Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.)
    Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.)
    Работа по теме урока
    Беседа
    Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри которой развивается текст.
    Первое предложение часто служит завязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.
    Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы.
    Первые дают толчок развитию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.
    Задание
    Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.
    И стали они жить-поживать и добра наживать.
    Жили-были старик со старухой.
    Почему мы без труда ответили на вопрос?
    ( Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка.)
    С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случаев начальное предложение от конечного мы отличим.
    Работа по учебнику
    Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 39).
    Упр. 69 — выразительное чтение текста, обсуждение.
    Комментарии
    Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.
    Первое, вопросительное, предложение задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-
    учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.
    Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «История школы».
    Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 70 — коллективное выполнение с комментированием.
    Упр. 71 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
    Упр. 72 — творческая работа (устно).
    Подведение итогов урока
    — Какую роль в тексте играют начальные и конечные предложения?
    — Как выбрать предложения, начинающие и заканчивающие текст?
    Домашнее задание
    Учебник: § 15, упр. 73.
    Урок 19
    Ключевые слова
    Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
    Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания
    (Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)
    Самоопределение к деятельности
    (Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устном или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.
    Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ
    при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете. Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, мы находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.
    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {На конкретных примерах проследить, какова роль ключевых слов в тексте, научиться находить в тексте ключевые слова.)
    Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    Упр. 74 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов с комментированием, пересказ текста по ключевым словам.
    Упр. 75 – работа в парах с последующим коллективным обсуждением.
    Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 77 — запись ответов на доске и в тетрадях после предварительного устного обсуждения.
    Дополнительный вопрос
    Можно ли обойтись меньшим количеством ключевых слов, для того чтобы определить названия произведений А.С. Пушкина? (Примерный ответ. Можно. В первом и третьем примерах прямо указывается на названия произведений: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Во втором примере можно убрать одно или даже два любых слова, чтобы определить произведение: «Сказка о мёртвой царевне…»; для правильного ответа достаточно оставить только словосочетание королевич Елисей, так как этот герой хорошо известен.)
    Упр. 76 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов и обсуждение вопроса в парах.
    Комментарии
    Примерный набор ключевых слов: друг, собака, в лес, тревожный лай, мальчишки, птенец, жалобно пищал, сердито лаяла, проказники, оставили птенчика, спас птичью семью.
    Тип речи — повествование.
    Упр. 78 — самостоятельная творческая работа с последующим обсуждением.
    Комментарии
    Примерный набор ключевых слов: утро, девочка, стройная, гимнастика, светлые краски, солнечная комната, балкон, круглый стол, чистота, жизнерадостность.
    VI. Подведение итогов урока
    Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)
    Для чего нужны ключевые слова?
    Домашнее задание
    Учебник: § 16, упр. 79.
    Урок 20
    Основные признаки текста
    Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
    Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания
    (Упр. 79 – чтение и анализ творческих работ.)
    Самоопределение к деятельности
    (Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)
    Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Вспомнить, что мы знаем о тексте: какие бывают тексты, как можно работать с текстом, каковы признаки текста.)
    Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    (Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)
    Комментарии
    Проще всего найти признак, противоположный конечному предложению, — начальное предложение; поместим его на левый лепесток схемы. Начальное и конечное предложения придают тексту завершённость. Тема и основная мысль могут быть выражены в заглавии; запишем слово заглавие вверху слева. В оставшийся незаполненным лепесток впишем ключевые слова.
    Мы знаем, что текст – высказывание, состоящее из предложений, которые связаны общим смыслом. Значит, текст может делиться, члениться на фрагменты — предложения и группы предложений. Несколько предложений, выражающих законченную мысль текста, называется микротемой. Микротемы составляют абзацы, отделяются отступами.
    Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью.
    Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением. Комментарии
    Это шуточное стихотворение построено как краткое и математически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: предложения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бутерброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста придают ему завершённость. Ключевые слова {математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.
    Упр. 82 – выразительное чтение текста, обсуждение.
    Подведение итогов урока
    Расскажите о тексте по схеме.
    Каковы отличительные черты, признаки текста? {Члени – мость, связность, завершённость, смысловая цельность.)
    Домашнее задание
    Учебник: § 17, упр. 83
    Урок 21
    Текст и стили речи
    Цели: закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста, самостоятельного поиска информации, орфографические навыки.
    Планируемые результаты: знание основных признаков текста, стилей речи; умения анализировать текст, определять стили речи, работать с тестами, находить необходимую информацию в Интернете.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания
    (Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.)
    Актуализация знаний
    Тестовая работа
    (См.: КИМы, тест 3 (задание С1).)
    Самоопределение к деятельности
    (Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)
    Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)
    Как избежать подобных ситуаций? {Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)
    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)
    Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 46, 47).
    Дополнительное задание
    Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. {Примерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специальной лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)
    Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.
    Закрепление изученного материала
    1. Работа по учебнику
    Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.
    Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выполнению домашнего задания.
    Комментарии
    Стиль текста близок к научному, точнее – научно-популярный с элементами художественного стиля: есть оценочная лексика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции (.красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.
    Словарная работа
    Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.
    Составьте словосочетания с этими словами.
    Занимательная лингвистика
    Интересна история одного из только что записанных слов — бордовый. Это слово заимствовано из французского языка в XVIII в.
    Бордо — город на юго-западе Франции, в известном винодельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название «бордо». Со временем так стали называть соответствующий цвет.
    Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено выражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее относимое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ов-.
    Подведение итогов урока
    Приведите примеры текстов разных стилей.
    Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи?
    Домашнее задание
    Учебник: § 18, упр. 87.
    Источник:
    Егорова Н.В.
    Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. –
    2-е изд., перераб. — М.: ВАКО, 2014. — 416 с. — (В помощь школьному учителю).
    ISBN 978-5-408-01202-2
    Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Предложены словарные, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, практикумы, тесты, индивидуальные задания. Рассмотрены характерные ошибки. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям.
    Предназначено для учителей, студентов педагогических вузов и колледжей.

  5. Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
    Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
    Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
    Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
    Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
    Стилистические чертыобразность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
    Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
    СТИЛИ РЕЧИ.
    Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
    1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
    2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
    3. Высказывание обычно бывает:
    · Точным
    · Доказательным + термины.
    · Обобщенным (о группе предметов)
    · Отношения автора нет.
    4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
    Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
    1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
    2. Задача речи:
    · Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
    · Дать точные указания, рекомендации.
    3. Высказывание обычно бывает :
    · Официальным
    · Точным
    · Бесстрастным (лишенным эмоций)
    4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
    Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
    (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
    1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
    2. Задача речи:
    · Сообщить информацию
    · Воздействовать на массы
    · Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
    3. Высказывания бывают:
    · Злободневными по теме
    · Яркими, страстными, призывными
    · Удачный заголовок
    4. Языковые средства и приёмы построения текста :
    · Прямое обращение к читателю
    · Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
    · Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    · Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    · Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
    · Параллелизм в построении этих неполных предложений
    · Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    · Сочетание книжной и разговорной речи
    · Прямые обращения к собеседнику
    · Обратный порядок слов (инверсия)
    · Риторические вопросы
    Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
    1. Заметка (в газету)
    · Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
    · Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
    2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
    · Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
    · Сообщение о каком-либо процессе как процессе
    · Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
    · Построение репортажа:
    1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
    2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
    · Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
    3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
    · лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
    · темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
    3. Статья – «объясняющий» жанр
    · задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    · Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    · Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
    · НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    · Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    · Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
    4. Портретный очерк .
    · Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    · Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
    · Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
    · Составные части очерка
    1. Описание внешности
    2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
    3. Отдельные факты биографии
    4. Характер, речь
    5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
    Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
    Задача речи – воздействие.
    Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
    Описание – речь идёт об одновременных признаках.
    Повествование – последовательность действий.
    Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *