Сочинение на тему что такое текст описание

8 вариантов

  1. Рассмотрим особенности каждого типа речи.

    Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
    Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
    Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

    Пример текста повествования:

    «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
    Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:
    что случилось? – в городе пошел дождь;
    где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
    когда случилось? —  летом пошел дождь.
    Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
    Текст описания состоит из следующих частей:
    общая характеристика предмета, общее впечатление;
    признаки, детали;
    общая оценка предмета.
    Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
    Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

    Пример текста описания:

    «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
    Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
    какой предмет описывается? – дождь;
    каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
    Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».
    Рассуждение состоит из следующих частей:
    тезис – мысль, которую нужно доказать;
    обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
    резюме – итоги, выводы.
    Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
    Рассуждения бывают следующими:
    рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
    рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
    рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

    Пример текста рассуждения:

    «Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
    Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
    почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
    зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

    Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

    повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
    описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
    рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.
    И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. ?? Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

  2. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение
    На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
    Возможные трудности
    Добрые советы
    Что делать, если тип речи ясно не определяется?
    Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.
    Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
    Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
    Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам
    речи: описанию, повествованию и рассуждению.
    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого.
    Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания?
    как он выглядит? какие признаки для него характерны? как
    он функционирует и т. д.
    Выделяются несколько основных видов описания: описание
    предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и
    состояния человека.
    Приведем примеры разных видов описания.
    Описание предмета, животного или человека
    1. Окраска
    опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к
    середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к
    основанию серая, иногда коричневая.
    2. На
    левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и
    мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном
    движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла
    (по А. Куприну).
    3. Один
    только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около
    тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
    нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и
    злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность
    окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он
    служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти
    в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и
    расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал
    открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
    Описание места
    Деревня Маниловка немногих могла
    заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на
    возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость
    горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были
    разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
    пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные
    жиденькие вершины (Н. Гоголь).
    Описание состояния (среды или человека)
    1. На
    дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер
    плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
    2. Отчаяние
    овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на
    самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
    Гайдар).
    Главная задача автора при повествовании — сообщить о
    последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно
    задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что
    происходило сначала и что происходило потом?
    Приведем примеры повествования.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru
    1. Карло
    вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено,
    начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
    потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище,
    руки… (по А. Толстому).
    2. Стакан
    геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите
    до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при
    помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и
    повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей
    действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих
    мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное
    выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,
    события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие
    вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует?
    каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно
    состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое
    нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части
    дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
    примеры.
    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
    (от тезиса к
    аргументам).
    (от аргументов к
    выводу).
    Приведем примеры рассуждения.
    1. Имена
    двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия
    молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства
    Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира,
    говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на
    западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение
    Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
    2. Имя
    Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании
    угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в
    имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы
    обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в
    котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
    оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
    Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
    Тип речи
    Основная задача автора, использующего этот тип речи
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание
    Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    Повествование
    Сообщить о последовательности действий или событий.
    Какова последовательность действий (событий)?
    Что происходило сначала и что происходило потом?
    Рассуждение
    Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
    Почему?
    В чем причина данного явления?
    Что из этого следует?
    Каковы следствия данного явления?
    Что оно значит?
    В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с
    другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы
    других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
    < Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  3. Составить краткую запись к задаче Во время экскурсии дорога из школы в парк и обратно заняла 20 минут на самом парке провеали 40 минут
    Диалогті толы?тырып, ?зара с?йлесі?дер.
    – Мектептегі д?мхана ?айда орналас?ан?
    – … .
    – Д?мханада нелер бар?
    – … .
    – Т?сте ?айда тама?танасы??
    – … .
    – Д?мхананы? тама? м?зірі ?най ма?
    – … .
    – Д?мхана ?ызметкерлері ?алай ?ызмет к?рсетеді?
    – … .
    Внимательно прочитайте басню “Волк и ягнёнок” и определить её тему
    Описание пеппи длинныйчулок
    Момогите плиз решит 3 номер
    Какая чать предложения слово полчаса?
    Выписать из предложения Маленькая девочка прекрасно играла на рояле второстепен??ые члены которые связаны друг с другом
    Нужна схема.У нас они поднимают руки и вытягивают кисти, а у немцев ученики подним??ют два пальца
    Що спільного між козацькими та чумацькими піснями
    Срочнооо!! Найдите в тексте причастные обороты и выпишите срадательные причастия и разберите их по составу
    Вот текст:Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине.
    В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки- касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные3 солнцем ворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки.
    Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, учел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников.
    С бьющимся3 сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами.
    ( По И. Соколову – Микитову)

  4. Такое сочинение, по сути, является текстом, базирующимся на описании как речевом типе. Все просто, не правда ли? Следовательно, создать сочинение-описание – значит написать текст, содержащий черты данного речевого типа. Основным характерным качеством такого произведения можно назвать то, что оно дает ответ на вопрос «какой?». Для того чтобы все это лучше понять, рекомендуется прочитать пример текста-описания.

    Наиболее распространенные темы подобных текстов

    В большинстве случаев такое сочинение являет собой произведение, выдержанное в художественном стиле, и содержит описание определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы). Создать его достаточно просто. В качестве примера можно привести такие темы, как «Описание товарища», «Моя мама за работой», «Мой домашний любимец», «Наша аллея в осеннюю пору». В некоторых случаях тексты-описания бывают посвящены выдуманным личностям или вещам. Например, «Домик сказочного персонажа», «Описание моего любимого книжного героя». Вообще, тем может быть довольно много.

    Предметы в движении

    Текст-описание, помимо внешних деталей природы, зверей, людей, может включать в себя их внутренние характеристики – настроение, темперамент, их изменения. В таком сочинении предметы нередко бывают показаны в движении, иными словами, говорится о всевозможных действиях, осуществляемых людьми: как готовят блюдо, как сажают растение, как работают с каким-либо механизмом, как расчесывают волосы, как растапливают печку, как ставят палатку и др. Да мало ли о чем можно еще написать! Описание всевозможных состояний, а также действий делает текст более правдоподобным, детальным, интересным. Необходимо учитывать это. Каждый ученик должен знать, что такое текст-описание.

    Научный текст-описание

    Не стоит думать, что такие тексты бывают исключительно художественными. Также они могут быть техническими, деловыми, научными. И это не редкость. Научные тексты-описания содержат технические рассказы об устройствах, механизмах, отдельных элементах. Они включают в себя конкретные сведения об их использовании. В подобном сочинении можно встретить довольно редкие и не всем понятные термины.

    Художественное сочинение-описание

    Художественный текст-описание предполагает оперирование выразительно-изобразительными элементами родного языка. Такие сочинения часто вызывают затруднения у школьников. И даже пример текста-описания, предоставленный учителем, редко облегчает им задачу. Но есть и талантливые ребята, которым это дается достаточно легко.

    План такого сочинения

    Художественный текст-описание обычно составляется по такому плану:
    1. Общие сведения о предмете (Что он собой представляет? Кем он является? По какой причине именно данная вещь (личность, зверь) описывается?).
    2. Частные характеристики предмета. Пример текста-описания обязательно должен содержать их. В случае, если речь идет о человеке, то поочередно рассказывается о его качествах: лице, теле, позиции, манере беседы. Если говорится о природе, то описываются ее признаки: кусты, трава, небо, оттенки цветов и др.
    3. Личное мнение о том, что является темой текста.

    Пример текста-описания

    Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого. С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.
    На склонах, среди густой растительности, торопливо пробегают ящерки. Лишь шелест и колыхание травы свидетельствуют о том, что они здесь. Также летают пчелы, которых, однако, не очень много. Кажется, что им тяжело удерживать в воздухе свои кругленькие тела. А бабочка здесь всего лишь одна. Она сидит на большом цветке репейника. Красавица может долго находиться в одном положении со сложенными крыльями, и создается впечатление, что она больше не сдвинется с места. За то время, пока она так сидит, можно успеть написать текст-описание, рассказывающий о ней.
    А небо сейчас поразительно синее, высокое, с поднимающимся вверх светилом. Эти торжественные осенние цвета продержатся недолго, вскоре теплые оттенки перейдут в более холодные, тяжелые и мрачноватые. А пока на улице достаточно высокая температура воздуха, светит солнце, все доживает, спешит, и печально, что вот-вот придут холода.
    Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы. Раскинув ветки, подобно гигантским исполинам, стоят изумрудно-желтые дубы.
    Высоко в небесах громко перекликаются журавли. Они сбиваются в стаи и отправляются в теплые страны. Где-то высоко переговариваются дикие гуси. На родине становится морозно, и им приходится лететь на юг. Одни лишь воробышки изредка проносятся среди деревьев и громко чирикают. Им некуда торопиться. Недавно на уроке мы читали художественный текст-описание об этих милых пташках.
    Однажды в осеннюю пору наша преподавательница показала нам на литературе репродукцию полотна Левитана под названием «Золотая осень», после чего мы решили обсудить данную картину. После того, как мы поговорили о ней, весь наш класс отправился на прогулку в Воронцовский парк. Золотые листья и голубая вода, в которой были видны холодные белоснежные облака, слились в моем воображении с полотном прославленного живописца, и я на всю жизнь влюбилась в осень.
    Стоял октябрь. Мы с преподавательницей шагали по парку. Листва шелестела под нашими сапогами, над водой изредка проносились дикие утки. Птицы готовились улетать и собирались в стайки.
    Я вернулась из парка домой, однако какое-то торжественное чувство все еще царило в моей душе. Я ощущала необходимость как-то выразить его. Казалось, что оно рвалось из моей груди на свободу. Я присела возле окна. На улице, будто в огромном аквариуме, плыли люди, транспорт. С противоположной стороны дороги несколько девочек стояли возле ларька, они, щурясь от яркого света, улыбались проходящим мимо людям. Вот они увидели меня. Одна из них мило помахала мне, и от этого теплое чувство в моей душе стало только сильнее. Я встала, взяла ватман и карандаши. Я предчувствовала, что смогу создать прекрасную картину. Стала изображать первое, что приходило на ум: речку, деревья, храм с позолоченным куполом, самолет, птиц в вышине, ларек с девочками и маленькую собачку. Вскоре сломался мой карандаш, и возникла вынужденная пауза, воспользовавшись которой, я посмотрела на картину оценивающим взглядом. Передо мной была кошмарная каша из предметов, птиц, прохожих и зверей. Но это не испортило моего настроения.
    Я еще отчетливее осознала, как прекрасны талантливые живописцы, рисующие так, что картина получается лучше реальности. Весь этот замечательный день был до краев наполнен осенней атмосферой, которую я еще долго не забуду. Я решила создать небольшой текст-описание об этой прекрасной поре, которая не так давно поселилась в моем сердце.

    В заключение

    Теперь вы знаете все о текстах-описаниях. Опираясь на приведенный выше пример, вы, скорее всего, сможете создать свое собственное сочинение.

  5. Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн)
    Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
    общее впечатление (или общий признак),
    признаки предмета, человека, явления или животного.
    Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).
    В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
    Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом
    В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:
    Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки

  6. Несколько советов
    Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
    Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
    Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
    Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.
    Примерная схема сочинения по картине
    1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
    2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
    3. Описание картины:
    а) сюжет картины (о чем повествует картина);
    б) что изображено на переднем плане;
    в) что изображено на заднем плане картины;
    г) описать основных героев картины (если они есть);
    д) детали картины;
    е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
    4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
    5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
    6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
    На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
    Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
    художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
    создает, пишет, изображает, воспроизводит;
    картина, полотно, репродукция, холст…
    Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
    Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
    Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
    «Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
    Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»

  7. Описание – это один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи в русском языке. B логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки.
    Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов:
    1 – определение;
    2 – целое – части;
    3 – внешние свойства (форма, материал);
    4 – место;
    5 – внутренние свойства: функции, употребление.
    Тексты-описания очень разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Первое:
    Большую роль играет сам объект описания: неодушевлённый или одушевлённый, пейзаж, портрет, событие и так далее.
    Второе:
    Очень важно, является ли описание динамическим – обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие или статическим, то есть таким, которое прерывает
    развитие текста. Так же принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.
    С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.
    Фактографические описания распространены в инструкциях, в научно-технической сфере, технических руководствах, инженерии, а также в различного рода справочных изданиях.
    Их отличаете – это отсутствие эмоциональной оценочности, сухость, а так же чёткость, полнота, точность и последовательность.
    Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково:
    1 – общее назначение (функция) предмета;
    2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа.
    Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:
    а) «Струна» – это карниз, который предназначен для подвески штор и занавесок из лёгкой ткани. Он состоит из двух кронштейнов с элементами крепления капроновой струны и декоративных пластмассовых крышек.
    б) Бузина чёрная – многолетнее растение, кустарник или деревце 3–10 м высотой. Ветви и ствол серые с чечевичками по коре. Листья непарно перистые, супротивные и черешковые. Цветки у растения душистые, мелкие, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод у растения – чёрно-фиолетовый, ягодовидный. Лекарственным сырьём являются плоды и соцветия, высушенные в печках или сушилках.
    в) Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны.
    Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других в его целостности и единстве; так же обязательно нужно выявить его характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.
    Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, холм, озеро и так далее), то могут быть описаны перемены в нём в разное время. Яркий пример такого описания можно обнаружить в следующем рассказе. Обратите внимание на то, как меняется «направление взгляда» рассказчика; насколько разнообразны «чувственные» источники создания образа – зрительные, слуховые, обонятельные и так далее:
    Минут за десять часа до восхождения солнца, весной, вы входите в лес с ружьём, без вашей собаки. Вы подыскиваете себе укромное местечко где-нибудь рядом с опушкой леса, осматриваете пистон, оглядываетесь, перемигиваетесь со своим другом. Десять минут прошло. Солнце встало, но в лесу все ещё темно; воздух очень прозрачен и чист; птички игриво лепечут; зеленая травка блестит весёлым блеском изумруда… вы ждёте. Внутренность леса постепенно светлеет; яркий свет утреннего солнца медленно скользит по стволам и корням деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, пробуждающимся основаниям… Вот и самый низ деревьев посветлел; яркое небо голубеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы просыпаются – не всё вдруг – по породам: вот зашумели зяблики, через некоторое мгновение овсянки, за ними малиновки. В лесу всё светлей да светлей. Деревья выходят из большой чёрный массы; на голубом небе робко выступают первые лучи солнца. Все птицы поют. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонливо посвистывают… Вот и они зашумели.

  8. – Прочитайте. Какой текст является описанием?
    Работа в парах
    – У вас на столе лежат тексты, прочитайте их,
    найдите тексты – описания.
    (карточки в приложении)
    – Следующий вопрос, который мы должны выяснить:
    из каких частей состоит текст – описание?
    Работа в группах по вариантам
    – Прочитайте тексты.
    – Какие особенности внешнего вида даны в тексте?
    – Какие особенности характера или образа жизни
    отмечены?
    – Как проявляется личное отношение автора к
    предмету?
    Работа с иллюстрациями
    – Можно ли узнать предмет по описанию?
    – Приведите примеры из текста, подтверждающие
    ваши слова.
    Носорог
    Дятел
    Гиппопотам
    Гусиный лук
    Мать – и – мачеха
    Тетерев
    Коллективное составление плана
    – Какие части включает в себя сочинение –
    описание?
    1. Описание внешнего вида.
    2. Особенности характера, повадки, образ жизни.
    3. Личное отношение автора.
    Составление сочинения-описания
    – Попробуем все вместе описать животное,
    известное вам.
    – Послушайте загадку:
    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой.
    (Медведь)
    Работа в группах
    – Составляем текст – описание, опираясь на план.
    Анализ работ
    – Заслушиваем описание, оцениваем точность,
    красочность, эмоциональность, соответствие
    плану.
    Словарная работа
    – Слова какой части речи помогли нам описать
    медведя?
    – Прочитайте слова на карточках, подумайте,
    какие буквы нужно вставить, если можно, проверьте
    орфограмму:
    л…хматый
    …громный
    мал…нький
    к…ричневая
    ч…рные
    дли…ые
    ко…ти
    лак…мка
    – Какие еще трудные слова встретились?
    Самостоятельная работа
    – А сейчас попробуем самостоятельно написать
    сочинение.
    – Предлагаю на выбор три варианта:
    * Описание медведя.
    * Описание любого животного на предложенных
    иллюстрациях.
    * Описание любого предмета по личным
    впечатлениям.
    Проверка работы
    – Заслушиваем сочинения.
    – Удалось ли описание?
    – Соответствует ли текст плану?
    – Что хотели бы посоветовать автору?
    III. Подведение итогов урока.

    – Чему учились на уроке?
    – Чем отличается текст-описание от
    повествования?
    – Из каких частей состоит текст – описание?
    – Кто справился с задачами урока?
    – Кому было трудно?
    Рефлексия
    – Кому понравилось работать на уроке?
    – Что было интересного на уроке?
    – Получилась ли работа в парах, в группах?
    – У кого было хорошее настроение на уроке?
    – Кто смог проявить свое творчество?
    – Урок окончен.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Карточка 1

    Еж
    Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он
    там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка,
    возьми его руками – везде иголки торчат.
    Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили
    на пол, поставили молочка в мисочке. А потом
    ребята другим чем – то занялись, зазевались –
    ежик и удрал обратно в лес.

    Карточка 2

    Сова
    У совы перья мягкие, крылья неслышные, не
    свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые,
    никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни
    белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а
    днем спит.

    Карточка 3

    Настя была как золотая курочка на высоких
    ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые,
    отливали золотом, веснушки по всему лицу были
    крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им
    было, и лезли они во все стороны. Только носик
    один был чистеньким и глядел вверх.

    Карточка 4

    Береза
    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    Карточка 5

    Лягушонок и головастик
    Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А
    головастик плавал в воде у самого берега.
    Лягушонок смотрел на головастика, а головастик
    на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу.
    Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от
    берега.

    Карточка 6

    Заяц
    Шуба у зайки теплая – теплая, белая – белая.
    Шуба зайку от мороза спасает и от охотника
    скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого
    заметишь! А пока разглядываешь да
    всматриваешься, зайка задаст стрекача, только
    его и видели.

    Карточка 7

    Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся
    развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким,
    белым, душистым цветом. Издалека был слышен ее
    запах.
    10.02.2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *