Сочинение на тему что такое текст

1 вариант

  1. Текст
    – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
    Тема
    – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
    Основная мысль
    – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки
    . Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам
    , переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой
    или микротемой
    . Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
    . В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
    Стилистика
    – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
    Цель художественной речи
    – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах
    , в образах
    людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
    Стилистические черты
    образность
    (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность
    и экспрессивность
    (гиперболы, метафоры, олицетворения).
    Соединение типов речи должно быть оправданным
    и должно определяться замыслом автора
    и основной мыслью высказывания.
    СТИЛИ РЕЧИ.
    Научный стиль
    . Р. С
    . – 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
    1. Используется
    в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
    2. Задача речи
    – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
    3. Высказывание
    обычно бывает:
    · Точным
    · Доказательным + термины.
    · Обобщенным (о группе предметов)
    · Отношения автора нет.
    4. Научное рассуждение
    часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
    Деловой (официально) стиль. Р. С
    . – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
    1. Используется
    обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
    2. Задача речи
    :
    · Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
    · Дать точные указания, рекомендации.
    3. Высказывание обычно бывает
    :
    · Официальным
    · Точным
    · Бесстрастным (лишенным эмоций)
    4. Используются
    книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
    Публицистический стиль. Р. С.
    – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
    (Публицистика
    – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
    1. Используется
    в общественно-политической
    сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
    2.
    Задача речи:
    · Сообщить информацию
    · Воздействовать на массы
    · Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
    3. Высказывания
    бывают:
    · Злободневными по теме
    · Яркими, страстными, призывными
    · Удачный заголовок
    4. Языковые средства и приёмы построения текста
    :
    · Прямое обращение к читателю
    · Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
    · Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    · Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    · Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
    · Параллелизм в построении этих неполных предложений
    · Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    · Сочетание книжной и разговорной речи
    · Прямые обращения к собеседнику
    · Обратный порядок слов (инверсия)
    · Риторические вопросы
    Жанры публицистики
    . (Жанр
    – вид литературного произведения)
    1. Заметка
    (в газету)
    · Краткое сообщение
    о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
    · Цель сообщения
    – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
    2. Репортаж
    (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
    · Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
    · Сообщение
    о каком-либо процессе как процессе
    · Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
    · Построение
    репортажа:
    1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
    2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
    · Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
    3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
    · лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
    · темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
    3. Статья
    – «объясняющий» жанр
    · задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    · Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    · Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
    · НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    · Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    · Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
    4. Портретный очерк
    .
    · Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    · Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
    · Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
    · Составные части очерка
    1. Описание внешности
    2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
    3. Отдельные факты биографии
    4. Характер, речь
    5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
    Художественная речь
    используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
    Задача речи
    – воздействие.
    Использование конкретных
    слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
    Описание
    – речь идёт об одновременных признаках.
    Повествование
    – последовательность действий.
    Рассуждение
    – говорится о причинах свойств или явлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *