Сочинение на тему что важнее личные интересы или интересы общества

5 вариантов

  1. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме.
    2. По дан­но­му кри­те­рию тре­бо­ва­ния не вы­пол­не­ны. При­во­дит­ся ар­гу­мен­та­ция из ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, но пред­ло­жен­ная ин­тер­пре­та­ция об­ра­зов Ка­те­ри­ны и Бо­ри­са из дра­мы А.Н.Ост­ров­ско­го “Гро­за” су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ет со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния. Так­же весь­ма по­верх­ност­но оха­рак­те­ри­зо­ван об­раз Пе­чо­ри­на. На са­мом де­ле, при глу­бо­ком про­чте­нии ро­ма­на, мы по­ни­ма­ем, что это ге­рой стра­да­ю­щий, он нуж­да­ет­ся в об­ще­стве близ­ких ему по ду­ху лю­дей, нуж­да­ет­ся в ка­кой-то об­ще­ствен­но по­лез­ной це­ли в сво­ей жиз­ни. В ин­тер­пре­та­ции, пред­ло­жен­ной в со­чи­не­нии, сущ­ность об­ра­за Пе­чо­ри­на ис­ка­же­на.
    3,4,5. Вы­став­ле­ние «неза­че­та» по од­но­му из пер­вых двух кри­те­ри­ев ав­то­ма­ти­че­ски ве­дет к «неза­че­ту» за ра­бо­ту в це­лом. Кри­те­рии 3,4,5 не оце­ни­ва­ют­ся.

  2. Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?
    Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
    Фото: proza.ru
    Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

    Комментарий ФИПИ:

    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество — учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

    Словарная работа

    Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
    ЧЕЛОВЕК — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
    ОБЩЕСТВО — 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.
    Синонимы
    Человек: личность, индивидуум.
    Общество: социум, среда, окружение.
    Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек — существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.
    Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

    Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

    Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.
    В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький, рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого». Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет», — но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен», — говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон».
    Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек — существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему — в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.
    Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». «Что сделаю я для людей?!» — восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
    Данко — пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

    Афоризмы и высказывания известных людей

    Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
    Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
    Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
    Всякий, кто любит одиночество, — либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
    Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
    Общество — как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
    Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
    Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
    Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

    Над какими вопросами стоит задуматься?

    В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
    Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
    Может ли человек изменить общество?
    Может ли человек существовать вне общества?
    Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
    Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
    Почему важно сохранять индивидуальность?
    Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Что важнее: личные интересы или интересы общества?
    Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
    К чему ведет нарушение общественных норм?
    Какого человека можно назвать опасным для общества?
    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
    К чему ведет равнодушие общества к человеку?
    Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

    Список рекомендуемых произведений

    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    А. П. Чехов «Ионыч», «Палата № 6»
    Е. Замятин «Мы»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    А. Фадеев «Разгром»
    Д. Дефо «Робинзон Крузо»
    Р. Киплинг «Книга джунглей»
    У. Голдинг «Повелитель мух»
    Д. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
    Ссылки по теме:
    Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
    Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
    Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
    30.11.2017

  3. 08.09.2017
    Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению “Человек и общество”.
    В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
    Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
    Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
    Может ли человек существовать вне общества?
    Может ли человек изменить общество?
    Как общество влияет на человека?
    Несет ли общество ответственность за каждого человека?
    Как общество влияет на мнение личности?
    Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
    Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
    Что такое толерантность?
    Почему важно сохранять индивидуальность?
    Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
    Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
    Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
    Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
    Нужны ли общественные нормы поведения?
    Какого человека можно назвать опасным для общества?
    Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
    Можно ли назвать любого человека личностью?
    Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Почему общество должно помогать обездоленным?
    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
    Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
    В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
    Какова роль личности в истории?
    Как социум влияет на решения человека?
    Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
    Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
    Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
    Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Один в поле не воин?
    Что важнее: личные интересы или интересы общества?
    К чему ведет равнодушие общества к человеку?
    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
    Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
    Почему человек стремится быть оригинальным?
    Нужны ли обществу лидеры?
    Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
    Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
    Кто такой мизантроп?
    Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
    К чему приводит неравенство в обществе?
    Меняются ли общественные нормы?
    Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
    Человек ответственен перед обществом?
    Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
    Как человек может изменить историю?
    Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
    Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
    Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
    Можно ли нарушать общественные нормы?
    Каково место человека в тоталитарном государстве?
    Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
    Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
    Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
    Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
    мужества жить один»?
    Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
    Что такое равноправие в обществе?
    Для чего нужны общественные организации?
    Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
    Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
    Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
    Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
    Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
    Чего не хватает современному обществу?
    Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
    Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
    Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
    По материалам проекта http://rustutors.ru
    Больше информации смотрите в разделе “Итоговое сочинение 2018”.

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Человек и общество”
    Понятия и определения для “Человек и общество”
    Как раскрыть тему “Человек и общество”
    Список литературы для направления “Человек и общество”
    Цитаты по направлению “Человек и общество”
    Сохранить ссылку:

  4. Проблема нравственности. Ценности бытия
    Темы преполагают рассуждение
    -о сущности жизни,
    -о ценностных ориентирах человека и человечества,
    -об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.
    3. А. Вампилов “Провинциальные анекдоты”, “Двадцать минут с ангелом”, пьеса “Старший сын”, «Прошлым летом в Чулимске»
    4. А. Вампилов. Рассказы
    6. В. Распутин “Живи и помни”
    7. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
    Человек на войне. Правда о войне. Война и человеческие судьбы
    Темы ориентируют на размышления
    -о причинах войны,
    -о влиянии войны на судьбу человека и страны,
    – о нравственном выборе человека на войне.
    2. В. Быков “Пойти и не вернуться”
    3. В. Быков “Альпийская баллада”
    6. Б. Васильев “В списках не значился”
    7. Б. Васильев “А зори здесь тихие”
    8. В. Астафьев “Пролетный гусь”
    9. Кондратьев “Сашка”
    10. В Закруткин “Матерь человеческая”
    11. Бакланов “Навеки – девятнадцатилетние”
    12. К. Воробьев “Это мы, Господи!”
    13. К. Воробьев “Убиты под Москвой”
    14. Ю. Бондарев “Берег”
    15. Д. Гранин «Клавдия Вилор»
    16. М. Шолохов «Судьба человека»
    17. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    18. А. Фадеев «Молодая гвардия»
    «Война – преступление против разума» /Л. Н. Толстой/
    1. Эрих Мария Ремарк «Искра жизни»
    3. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
    Проблема нравственного выбора на войне
    1. В. Быков “Сотников”
    2. Б. Васильев “В списках не значился”
    3. В. Быков “Обелиск”
    4. В, Распутин “Живи и помни”
    5. В. Быков “Пойти и не вернуться”
    6. Д. Гранин «Клавдия Вилор»
    о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа
    А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»
    А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»
    М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».
    Не превратиться в Иванов, не помнящих родства
    1. Чехов «Вишневый сад»
    2. Бунин «Антоновские яблоки»
    3. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
    4.Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»
    М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
    М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»
    ОтветитьУдалить

  5. Классификация потребностей
    Для того чтобы научиться не только наиболее полно удовлетворять потребности, но и управлять ими, необходимо знать их роль в человеческой жизни. Знать, насколько важны для человека те или иные потребности, какое влияние оказывает возможность их удовлетворения на принимаемые людьми решения, на взаимоотношения людей между собой на производстве, в быту. Предлагаемая вниманию читателя классификация (табл.1) поможет разобраться в этом вопросе.
    Сначала рассмотрим классификацию потребностей по их иерархии, предложенную американским ученым Маслоу. Она включает 5 видов потребностей: физиологические, самосохранения, социальные, статусные и потребности в саморазвитии.
    Самые первые в этой иерархии потребности – физиологические. Первые – потому что они неотвратимы. Это потребности в пище, воде, тепле -то есть в том, без чего человек не может существовать физически. Строго говоря, сюда еще следовало бы добавить потребность в воздухе. Обычно о нем не говорят, потому что до недавнего времени он не был товаром, и потому потребность в нем удовлетворялась бесплатно. Но уже сейчас потребность в чистом воздухе приходится нередко удовлетворять с затратами. Если проранжировать физиологические потребности, то и здесь существует различие в неотвратимости. Наиболее нетерпимо отсутствие воздуха. За ним идет тепло,
    Таблица 1
    Классификация потребностей
    Направление классификации
    По иерархич-ности
    По форме проявления
    По сфере реализации
    По степени общности
    По продолжительности удовлетворения
    духовные
    материальные
    бытовые
    производств.
    индивид.
    обществ.
    однораз.
    мно-гораз.
    длительные
    Физиологи-ческие; самосохра-нение; социальные; статусные; самоут-верждения
    Познание; морально-эстетические этические; развлечения; самосовер-шенствование
    Пища; одежда; жилье; средства перемещения; средства коммуникации; мебель
    Пища; одежда; жилье; средства переме-щения; средства коммуни-кации; инф-ция
    Сырье; топливо; оборудование; инструменты; сооружения; транспортные средства; средства связи; выч. техника; информация
    Пища; одежда; жилье; средства перемеще-ния; средства коммуника-ции
    Образо-вание; культура; здраво-охранение; обществ. порядок; обществ. транспорт; вода; тепло; газ; электро-снабжение канализа-ция; сбор и утилизация отходов; спортивн. и зрелищн. обеспече-ние; обще-пит.
    Пища; лекарст-ва; материа-лы; сырье; энерго-носители
    Жилье; средства транспорта; мебель; средства коммуника-ции; бытовая техника; оборудова-ние; производст. здания и сооружения; дороги
    потом вода и, наконец, пища. Если речь идет о минимально необходимом уровне удовлетворения физиологических потребностей, то можно с уверенностью говорить о неуправляемости этих потребностей. За исключением особых случаев (лечебное голодание, политические голодовки, религиозные акты) человек не может существовать без пищи, и никакие другие потребности не заставят пожертвовать пищей ради их удовлетворения. Вот почему в пирамидальной модели потребностей Маслоу они помещены в основании (рис.1). Не потому, что они самые важные для человека, а потому, что он биологически не может существовать, если минимальный уровень их удовлетворения не обеспечен.
    Социальные
    Рис. 1. Иерархия потребностей по Маслоу
    Мы обращаем на это внимание потому, что важность и неотвратимость потребностей – это не одно и то же. Для интеллигентного, высокоморального человека удовлетворение социальных потребностей важнее, чем физиологических. Он не сможет спокойно насыщаться пищей, если вокруг него голодные. Его социальная потребность в сострадании окажется сильнее, чем желание получить удовольствие от еды. Но этот же человек, если он не обладает большой силой воли, будучи голодным несколько дней, может кинуться к пище, не посмотрев, как ею обеспечены другие. То есть в этой критической ситуации на него неотвратимость физиологической потребности может оказать более сильное действие, чем воспринимаемая сознанием как более важная потребность в справедливости. Но не следует делать из этого поспешных выводов о том, что физиологические потребности важнее. Все зависит от условий и от личности. Чем выше уровень материальной обеспеченности, тем менее значимыми ощущаются физиологические потребности. И, наоборот, чем ниже уровень благосостояния и чем ниже культурный уровень, тем более весомыми они становятся. Эта зависимость наглядно представлена на рис. 1а.
    Следующие в иерархии – потребности самосохранения, то есть безопасности, защищенности. Сюда входят и такие, как потребность быть защищенным от непогоды, нападений (жилище), и потребность быть защищенным от недомоганий (гигиенические условия, медицинское обеспечение), и потребность быть защищенным от потери работы как фактора, обеспечивающего благополучие, – все то, что мы понимаем, как защищенность от постепенно нарастающей угрозы.
    Уровень благосостояния
    Саморазвитие
    Статусные
    3
    Социальные
    Самосохранения 2
    Физиологические 1
    Значение потребностей
    Рис. 1а Модель иерархических потребностей
    Если голод, холод грозят мгновенной гибелью, и потому их предотвращение выступает как первейшая потребность, то отсутствие жилья, несоответствующие гигиенические условия и т.п. грозят постепенным, несиюминутным ухудшением, поэтому такие потребности рассматриваются как вторичные, но тоже обязательные. Мы видим на рис. 1а, что как только благосостояния начинает отличаться от нуля, определенная величина потребностей в самосохранении уже присутствует. При уровне благосо­стояния 1 превалируют физиологические потребности, но уже начинают ощущаться и потребности в защищенности, и социальные, и статусные, и даже потребности в саморазвитии. На уровне 2 возрастает роль этих потребностей, контролируемых сознанием. Наконец, на уровне благосостояния 3 физиологические потребности перестают ощущаться как повседневно значимые. Из этого не следует, что человек перестает нуждаться в их удовлетворении. Просто они перестают его заботить, подобно тому, как в обычной ситуации человек не ощущает нужду в воздухе, хотя и не может без него жить.
    Социальные потребности – потребности, обусловленные общением индивида среди себе подобных. Прежде всего, это нужда в том, чтобы не ощущать себя среди других людей изгоем, как говорится, «быть не хуже других». Например, если рассматривать потребность в одежде, то мы увидим, что она не только удовлетворяет физиологическую потребность и потребность в самосохранении защиты от холода, жары и влаги, но и социальную потребность выглядеть достаточно привлекательно в глазах окружающих. Когда люди покупают мебель, то они тоже думают не только о том, какие удобства она им обеспечит, но также и о том, что подумают гости. Ведь если мебель в глазах гостей будет выглядеть несовременной, дешевой, то у гостей может сложиться представление о хозяевах, как о людях, неспособных добиваться успеха в жизни. И настолько важным оказывается это впечатление гостей для некоторых хозяев, что они готовы ограничить себя в пище, одежде ради возможности выглядеть в глазах других равными по достатку.
    Социальные потребности оказывают очень мощное воздействие на принятие решений о предпочтении того или иного товара при покупке. Когда американская реклама в 1960-х годах сумела создать у массового потребителя убежденность в том, что ездить в автомобиле, изготовленном 10 лет назад, непрестижно, то средний американец чувствовал себя несчастным, если не имел возможности приобрести автомобиль недавнего выпуска. Ради этой возможности он работал, напрягался, изворачивался: все для того, чтобы выглядеть не хуже других. Социальные потребности присущи всем, и поэтому способы их удовлетворения в наибольшей степени определяют лицо общества. Если для индивида удовлетворение потребности быть не хуже других проявляется через обладание вещами, ценность которых свидетельствует о его успехах в работе, то для него главным будет материальное вознаграждение за труд. Если же его успехи в работе непосредственно оцениваются и становятся широко известными в обществе, то удовлетворение социальных потребностей в меньшей степени зависит от оплаты и соответственно ценности вещей, которыми индивид обладает.
    Примером тому служила советская действительность 1930-1950-х годов. Молодой стахановец, фронтовик были гораздо более привлекательными персонами, чем хорошо обеспеченный работник торговли. В почете был труд на производстве, участие в войне, и в молодежной среде, особенно чувствительной к внешним оценкам, добившиеся успеха на этом поприще, были кумирами. Это представлялось каким-то удивительным феноменом западным наблюдателям до тех пор, пока они сами не начали применять методы морального стимулирования и не убедились, что и для прагматичных американцев значок победителя соревнования может оказаться дороже денежного поощрения. Признание окружающими через этот значок осуществляется быстрее и непосредственнее, чем через вещи. Но такое понимание пришло позже. А в 1950-1960-х массовое производство, добившееся в США благодаря научно-техническому прогрессу огромной производительности и потому нуждавшееся в массовом покупателе, культивировало в широких слоях населения представление о вещах, которыми обладает индивид, как о единственном объективном критерии его успеха в жизни.
    В нашей литературе 1950-1960-х годов эта идеология получила название идеологии «вещизма» и, естественно, осуждалась. Потом постепенно осуждение прекратилось и сменилось молчаливым проникновением в сознание широких масс представления о вещах как о главном критерии достигнутого положения. Зато в ряде развитых стран, достигших высокого уровня потребления, наоборот, наступает время осознания идеологии «вещизма» как порочной. Об этом подробнее скажем позднее. А пока, отметим, что все большую роль в удовлетворении социальных потребностей в развитых странах начинает играть признание окружающими личных качеств индивида, а не количество и стоимости вещей, которыми он обладает. Это движение идет под девизом: «Важнее быть, чем иметь». С этими эволюциями в представлении об удовлетворении социальных потребностей должны считаться деятели маркетинга.
    Статусная потребность – это потребность в признании превосходства индивида на фоне окружающих. Если социальные потребности – стремление
    быть не хуже других, то статусные – стремление быть выше других. Оно опять-таки удовлетворяется и через товары, и непосредственно через отношения. В нашей стране, например, обладание частным легковым автомобилем зачастую удовлетворяло не столько потребность его владельца в обладании средством транспорта (учитывая наличие широко развитого общественного транспорта), сколько статусную потребность доказательства большего преуспевания, чем окружающие. Сейчас для некоторых в культурном отношении недалеких людей, таким средством удовлетворения статусной потребности является обладание частным легковым автомобилем, изготовленным иностранной фирмой (иномаркой). Причем эти малообразованные нувориши, предполагающие, что они тем самым становятся похожими на преуспевающих западных бизнесменов, даже не понимают, что похожими они становятся на никем не уважаемых плейбоев. Серьезный бизнесмен сегодня скорее сядет в скромную экономичную малолитражку, чем в шикарный «Роллс-Ройс». Ему нет нужды выставлять напоказ свое богатство. Наоборот, тот, кто пользуется шикарными вещами, вызовет сомнение у партнеров по бизнесу в умении разумно распоряжаться капиталом.
    Средством удовлетворения статусных потребностей может служить дорогая одежда, драгоценности, аудио- и видеотехника, дачи, квартиры и т.п. Это удовлетворение статусных потребностей, опосредованное через вещи, умело используют деятели маркетинга, не рассчитывающие на далекую перспективу, а озабоченные сегодняшним успехом. Удовлетворение статусной потребности индивида в форме непосредственного признания окружающими его превосходства может достигаться через власть, признание успехов, признание достоинств и т.п. Удовлетворение статусных потребностей в такой форме используется как мотивирующий фактор в производственной деятельности, в политике. Но это уже вне сферы маркетинга. Использование возможности удовлетворения статусных потребностей в маркетинге тем более вероятно, чем выше уровень благосостояния потенциальных потребителей.
    Потребности в саморазвитии – такие потребности, удовлетворение которых не связано с признанием достижений окружающими. Это потребность познания окружающего мира, потребность в творчестве как таковом, развитие способности воспринимать искусство, достижение успеха. В большинстве случаев удовлетворение этих потребностей не связано с товарами. Оно больше связано с возможностью получения образования, приобщения к культуре и наличием свободного времени или содержанием работы. Товарами, способствующими удовлетворению потребности к саморазвитию, могут быть книги, компьютеры и компьютерные сети, аудио- и телевизионная техника, музыкальные инструменты и т.п. Это потребности, в удовлетворении которых нуждаются люди духовно развитые. Это, если можно так выразиться, по настоящему «человеческие» потребности. Все остальные в той или иной мере присущи животному миру, из которого вышел человек. Не говоря уже о физиологических и самосохранении, даже потребности в признании равенства себе подобными (социальные), или признании ими превосходства (статусные) свойственны животным. И только стремление к самосовершенствованию – это специфически человеческая потребность. Число индивидов, нуждающихся в удовлетворении этих потребностей, постоянно возрастает по мере повышения благосостояния общества и развития его культуры. Но пока нельзя сказать, что индивиды, ощущающие эту потребность как очень важную для себя, составляют большинство. Стремление к самосовершенствованию есть в какой-то мере почти у каждого, но доминирующую роль оно играет не у многих.
    Известны случаи, когда талантливые художники, не признаваемые современниками, жили в нищете, но писали так, как они считали нужным, не поддаваясь соблазну обеспечить себе безбедное существование, угождая вкусам власть имущим. Таких людей, поступки которых полностью определяются внутренними оценками, конечно, немного. Но они нередко являются примером нравственности для многих. Чем шире будет круг людей, главной потребностью которых будет саморазвитие, и потому измеряющих свои достижения внутренними оценками, тем более совершенной должна быть работа специалистов маркетинга, так как сегодняшнее манипулирование потребностями будет становиться все менее результативным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *