Сочинение на тему что влияет на формирование характера человека

13 вариантов

  1. На формирование характера влияет ряд факторов, взаимодействие которых формирует человеческую личность.
    Прежде всего, следует отметить, что наиболее существенную роль в этом процессе играют не внешние обстоятельства, а воля и усилия конкретного человека. С давних пор (особенно в эпоху Просвещения) мыслители, философ и педагоги стремились создать идеальную систему воспитания, которая должна была формировать идеальные качества. Однако слишком многое зависит и от самого человека, поэтому к счастью подобные намерения оказались тщетными. Ни у кого не получалось полностью контролировать процесс формирования личности, благодаря чему невозможен полный тоталитаризм.
    С другой стороны, внешние воздействия также играют значительную роль при формировании характера. Прежде всего, это общение с другими людьми. Известно, что ребенок, выросший среди животных, не сможет стать полноценным членом общества. Информация и жизненный опыт, приобретаемые в течении жизни постоянно заставляют человека делать выводы. Человек постоянно находится в процессе борьбы с внешними воздействиями.
    Успешное противостояние вызовам социальной и природно среды дает человеку возможность формировать волевые качества. Без них любой превращается в безвольную куклу, марионетку, идущую на поводу у других.
    Многое также зависит и от задатков, полученных при рождении, от того же темперамента. Одним и те же вызовы, действующие на формирующуюся личность, у одних  людей закаляют характер, других просто ломают.
    Существенную роль играет также и пример старших или просто авторитетных для конкретного индивида людей. В детстве, а также и в более позднем возрасте, человек (особенно не обладающий большим жизненным опытом) сознательно или бессознательно стремится копировать других. Благодаря этому можно  сказать, что пример для подражания являются одним из важных факторов, формирующих характер человека.
    В целом можно сказать, что формирование характера представляет собой  достаточно сложный и разноплановый процесс. Для него очень важны и природные задатки, с которыми человек родился и обстоятельства, которые пришлось пережить, и использование чужого опыта. Однако следует подчеркнуть, что определяющую роль играют все же усилия самого человека, выводы, сделанные им по поводу пережитого. Можно сказать, что человек сам в значительной степени становится создателем своего собственного характера.

  2. Определите признаки, характеризующие право и выпишите
    1) формулируется и поддерживается государством,
    2) существует как в устной, так и в письменной форме,
    3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия
    4) относится к нормативной системе общества,
    5) определяет границы должного поведения людей.
    6)носит рекомендательный характер
    2 ВОПРОСА В ВЫВОДЕ. ПОЖАЛУЙСТАААААААААА
    Вычислить массу водорода в 90г воды
    9.1 На столе лежат 10 кусков шоколада. Любой кусок, лежащий на столе, можно разрезать на 8 частей, и так несколько раз. Может ли на столе оказаться 2014 кусков шоколада?
    9.2 Три поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф отправились навестить бабушку, которая живет в 33 км от города. У Ниф-Нифа есть мотороллер, скорость которого 25 км/ч, а с пассажиром – 20 км/ч (двух пассажиров на мотороллере перевозить нельзя). Каждый из поросят идет по дороге со скоростью 5 км/ч. Докажите, что все трое могут добраться до бабушки за 3 часа.
    9.3 Докажите, что для любых действительных чисел a и b выполняется неравенство
    a^2 + ab + b^2 ? 3(a + b – 1).
    9.4 Найдите площадь треугольника ABC, если его медиана AD и биссектриса BE перпендикулярны и пересекаются в точке F, а площадь треугольника FED равна 5.
    9.5 Два игрока по очереди ставят фишки на клетки доски 2015 ? 2015. Правила игры таковы, что Первый может ставить очередную фишку на любую свободную клетку, для которой количество фишек , уже стоящих в одном столбце и одной строке с этой клеткой, четно. Второй может ставить очередную фишку на любую свободную клетку, для которой количество фишек , уже стоящих в одном столбце и одной строке с этой клеткой, нечетно. Проигрывает тот , у кого нет хода. Кто выиграет при правильной игре (независимо от игры противника) , и как ему играть?
    Закрыл какое это время
    Выделите грамматические основы и докажите написание запятых схемой предложения.
    Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой
    Основания трапеции равны 6 и 30, одна из боковых сторон равна 7 корень из 3,а угол меж??у ней и одним из оснований равен 120 градусов. Найдите S трапеции.
    269. помогите составить 8 пар……….
    2vx+3vx-vy pomogite pj
    Сравните три сказки о спящей царевне, их авторы Василий Андреевич Жуковский, Алек??андр Сергеевич Пушкин,Шарль Перро. Расскажите о своих наблюдениях. Какая из этих трёх сказок вам показалас интересней?почему?

  3. Понятие «характер» в психологической литературе определяется неоднозначно. Характер – это совокупность устойчивых индивидуально-типологических свойств (черт) личности, определяющих её отношение к окружающему, к себе самой и проявляющихся в деятельности и поведении человека. Понятие «черта характера» – индивидуальная привычная форма поведения человека, в которой отражается его отношение к действительности.
    Характер в большинстве своём играет определяющую роль в повседневном поведении человека. В данном вопросе я хочу заострить внимание на самом процессе формирования характера.
    Первые проявления характера наблюдаются у человека в возрасте около 3-х лет. Это может выражаться в общительности, открытости, упрямстве или наоборот, замкнутости, безразличии и эгоистичности ребёнка. На данном этапе на процесс формирования характера влияют очень многие факторы, например: отношение родителей, частота конфликтов в семье, специфика воспитания ребёнка, организация досуга. В зависимости от данных факторов у ребенка формируются присущие ему начальные черты характера, которые закрепляются в процессе игр, доступного обучения или бытовой деятельности.
    С подросткового возраста человек начинает управлять своим характером, оценивая окружающую обстановку и иногда уменьшая или акцентируя силу его черт. Появляются новые факторы формирования характера, такие как успехи и неудачи обучения в школе, усиливающееся влияние сверстников. В самом формировании происходит отпадение менее подкрепляемых черт характера, до этого этапа сохраняются только постоянно поддерживаемые. Происходит становление и развитие волевых черт характера, формируется самоотношение.
    К ранней юности окончательно формируются базовые черты характера, которые большинство людей проносят через всю свою жизнь. Можно считать, что к окончанию школы человек имеет сложившийся характер, но нельзя сказать, что его формирование на этом этапе останавливается.
    В психологической литературе к завершающему этапу в процессе формировании характера относят, так называемый «взрослый период». Это период, в котором личность свободно участвует в становлении собственного характера, путём приобретения положительных черт и устранения отрицательных под влиянием волевого и факторного воздействия на протяжении всей жизни индивида. К волевому воздействию относят самовоспитание личности, а к факторному – влияние: СМИ, идеологии, социальных отношений, культуры и т.д. Лично я считаю такой скачок не совсем правильным и для себя выделяю особый переходный этап, который называю «испытывающим».
    В моём понимании «испытывающий» этап является процессом столкновения уже имеющихся у человека представлений о реальной жизни с настоящей действительностью. Данный этап приходится на первые года самостоятельной жизни индивида, вдали от «родового гнезда». Человек во время данного этапа сталкивается с проблемой «первого шага во взрослую жизнь». Во время этого этапа у человека изменяется представление о реальной действительности, полученное в школе, от сверстников, от родителей или от другого источника. Помимо представления о реальной действительности, у человека может кардинально измениться характер. Могут получить сильное подкрепление скрытые черты характера или наоборот – ослабнуть наиболее выделяемые. Подкрепление или ослабление черт характера происходит из-за повышенного уровня стресса у молодого человека, интенсивность которого зависит от его уровня подготовки к самостоятельному проживанию. На данном этапе особо сильное влияние на характер получают такие факторы как: служба в армии, обучение в университете/колледже, идеология, авторитетное влияние социума, самовоспитание, самоотношение и т.д. По мере протекания данного этапа человек получает собственное, основанное на личном опыте знание об окружающей действительности и формирует склад характера, необходимый, по его мнению, для жизни в этом мире. Конечной гранью данного периода является исчезновение стресса у человека от самостоятельного проживания в социуме. По окончании этапа влияние сторонних факторов на характер индивида сильно ослабевает и наступает «взрослый период». Обычно временными рамками «испытывающего» этапа является возраст от 17-ти до 20-ти лет. Попробую объяснить влияние «испытывающего» этапа на формирование характера на примере студента. Допустим, индивид в школьное время не отличался примерным поведением, посредственно учился, не имел друзей и негативно отзывался о современном обществе, экзамены сдал плохо. Родители заставили его поступить в университет обучаться на коммерческой основе. Человек с видимым нежеланием переезжает в съёмную квартиру. Университетская программа оказывается для него сложнее, чем школьная, а ответственность за поступки и поведение полностью ложится на него самого, но в скором времени родители узнают, что он переводится на бюджетную основу за выдающиеся достижения в учёбе. Как такое возможно? Человек в момент осознания своей полной ответственности, сложности получения заработка и величины долга перед родителями противится нагнетаемому стрессу окружающей его университетской среды и начинает учиться, пересиливая желание сдаться. Внезапное подкрепление получают скрытые волевые черты характера индивида, затмевая выказываемые им в прошлом негативные. Впоследствии такая черта характера, как ответственность закрепляется у индивида, почти полностью вытесняя лень и капризы. Стрессовая составляющая, повлёкшая такие изменения, исчезает и студент, сформировав новое представление о жизни, переходит на этап «взрослого» периода. Хочется отметить, что изменения характера могут быть не только позитивными, но и негативными, а также нейтральными. Величина и качество влияния напрямую зависят от психологических особенностей самого индивида, от достоверности используемых им знаний, самооценки и самопозиционирования.
    В итоге хочется сказать, что формирование характера – это очень гибкий, многоэтапный сложный и нужный процесс в становлении личности.

  4. Становление характера человека происходит через воспитание. Родители и окружение оказывают огромное влияние на то, каким вырастет маленький человек. Мне кажется, что характер ребенка напрямую зависит от примера родителей. Психология утверждает, что характер и темперамент мы наследуем от родителей. В этом есть сакральный смысл. Ведь именно родители воспитывают в нас настоящих людей, помогают реализоваться в обществе. Становление характера человека происходит через конфликты с самим собой и с родителями. Не всегда конфликт означает нечто негативное. Во-первых, он помогает понять себя и принять таким, какой ты есть. Во-вторых, это один из способов, пусть даже нелегких, узнавания мира.
    Наиболее ярко конфликты поколений представлены в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. На ум сразу приходит Евгений Базаров и его нигилизм. Что же это такое?
    Нигилизм, по моему мнению, это не только отрицание незыблемых устоев, но и конфликт между поколениями. Базаров видит любовь родителей к нему как животный инстинкт. Ему плохо в доме отца, потому что он не может найти общий язык с родителями. Любовь стариков к сыну не похожа на инстинкт: это чувство одухотворенное и самозабвенное. Мать понимает сына и старается не окружать его излишней заботой. Базаров считает родителей недоразвитыми. Может быть, потому что он сам не дошел до такого уровня развития, чтобы понять старших людей?
    Становление характера происходит в самом детстве ребенка. Базаровы не смогли научить своего сына уважению к более взрослым людям. Но у Евгения есть собственные принципы, которым он неустанно следует. За это качество родителям Базарова следует отдать должное. На пороге смерти у Базарова просыпается сыновье чувство. Благодаря конфликту, он понял свою ошибку и стал на путь ее исправления. Вот только времени на это осталось мало.
    Становление характера Наташи Ростовой из романа «Война и мир» произошло в любящей семье, где добрые родители вкладывали всю душу в воспитание своих детей. Беседы, личный пример, уважение друг к другу – все эти мероприятия помогли вырастить детей с одновременно сильным и сочувствующим характером. Ростовым-старшим можно не переживать, что их любимые Наташа и Петя свернут с прямой дороги. Родители вложили в своих детей те ценности, которые ценились несколько веков назад и будут продолжать цениться.
    Становление характера человека – долгий процесс, основную роль которого берут на себя родители. Именно они ответственны за жизнь своих детей и за их ценности. Характер формируется благодаря убеждением, внушениям, анализу и конфликтам на протяжении всей жизни человека. Родители должны показать детям собственным примером, как жить и радоваться жизни.

  5. Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.
    Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.
    Можно ли определить характер человека по цвету глаз
    Кто такие пессимисты

    Как формируются черты характера

    Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.
    Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.
    Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

    Особенности формирование характера в разных возрастных группах

    Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь. Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником. Какую дорогу он выберет – будет зависеть от самого человека.
    В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.
    После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.
    На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.
    Источник – mirrosta.ru

  6. Тема :
    «
    Характер
    и его формирование» 

    Москва
    2008


    Введение

    Каждый
    человек отличается от любого другого
    своим индивидуальным психологическим
    своеобразием. В этом смысле в обычной
    речи и говорят о чертах, характерных для
    данного человека.
    Мы
    используем «характер» для определения
    человеческой индивидуальности – того,
    что отличает данного человека от всех
    остальных, что делает его уникальным.
    Вместе с тем мы заранее предполагаем
    в этой уникальности черты, общие с другими
    людьми.
    Какие
    же именно черты, стороны, качества, особенности
    человека отражают это понятие? Слово
    “характер” употребляется нами постоянно
    и повсеместно, оно нужно и выполняют свою
    роль.
    В
    психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч.
    charасter -”печать”, “чеканка”), означает
    совокупность индивидуально-своеобразных
    психических свойств, которые проявляются
    в типичных для данной личности  способах
    деятельности, обнаруживаются в типичных
    обстоятельствах и определяются отношениями
    личности к этим обстоятельствам.
    Физиологической
    основой характера является сплав черт
    типа высшей нервной деятельности и сложных
    устойчивых систем временных связей, выработанных
    в результате индивидуального жизненного
    опыта. Но, во-первых, системы связей формируются
    различно у представителей разных типов
    нервной системы и, во-вторых, эти системы
    связей проявляются своеобразно в зависимости
    от типов.
    Например,
    решительность характера можно
    воспитать и у представителя
    сильного, возбудимого типа нервной
    системы, и у представителя слабого
    типа. Но воспитываться она будет по-разному
    и проявляться будет по-разному в зависимости
    от типа.
    Характер не
    наследуется и не является прирожденным
    свойством личности, а также не является
    постоянным и неизменным свойством. Характер
    формируется и развивается под влиянием
    окружающей среды, жизненного опыта человека,
    его воспитания.
    Влияния
    эти носят, во-первых, общественно-исторический
    характер (каждый человек живет в условиях
    определенного исторического строя, определенной
    социальной среды и складывается как личность
    под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный
    характер (условия жизни и деятельности
    каждого человека, его жизненный путь
    своеобразны и неповторимы).
    Поэтому
    характер каждого человека определяется
    как его общественным бытием (и это
    главное!), так и его индивидуальным бытием.
    Следствием этого является бесконечное
    разнообразие индивидуальных характеров.
    Однако в жизни и деятельности людей, живущих
    и развивающихся в одинаковых условиях,
    имеется много общего, поэтому и в характере
    их будут некоторые общие стороны и черты,
    отражающие общие, типические стороны
    их жизни.
    Характер
    каждого человека представляет собой
    единство индивидуального и типического.
    Каждая общественно-историческая эпоха
    характеризуется определенным общим укладом
    жизни и общественно-экономическими отношениями,
    которые влияют на мировоззрение людей,
    формируя черты характера.
    Поговорим
    о чертах характера. Характер – это неразрывное
    целое. Общие черты характера проявляются
    в отношениях личности к общественным
    обязанностям и долгу, к людям, к самому
    себе. Отношение к
    общественным обязанностям
    и долгу
    проявляется в отношении личности
    к общественному труду. В этой связи выявляются
    такие черты характера, как трудолюбие,
    добросовестность, настойчивость, бережливость,
    и противоположные им – лень, небрежность,
    пассивность, расточительство. Отношение
    человека к труду оказывает решающее влияние
    на формирование его других личностных
    качеств.
    Рассуждая
    на данную тему можно вспомнить цитату
    Д. И. Писарева: “Характер закаляется
    трудом, и кто никогда не добывал себе
    собственным трудом насущного пропитания,
    тот в большей части остается навсегда
    слабым, вялым и бесхарактерным человеком”.
    Отношение
    к людям
    наглядно выступает в таких
    чертах  характера, как общительность,
    вежливость, доброжелательность и т. п.
    Антиподами этих черт являются замкнутость,
    бестактность, недоброжелательность.
    Так
    же стоит добавить утверждение В.
    Гюго, “у каждого человека три характера:
    тот, который ему приписывают; тот, который
    он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
    который есть в действительности”.
    Чтобы
    узнать суть своего характера , человеку
    полезно знать мнение о себе коллектива,
    в котором он работает и проводит значительную
    часть своей жизни. И, прежде всего то,
    насколько упорядочены у него отношения
    с людьми, насколько он нужен людям, насколько
    он авторитетен среди них.
    Отношение
    к самому себе
    проявляется в самооценке
    своих действий. Трезвая самооценка – это
    одно из условий совершенствования личности,
    помогающих вырабатывать такие черты
    характера, как скромность, принципиальность,
    самодисциплина. Отрицательными чертами
    характера являются повышенное самомнение,
    высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
    этими чертами, обычно неуживчив в коллективе,
    невольно создает в нем конфликтные ситуации.
    Нежелательна
    и другая крайность в характере человека:
    недооценка своих достоинств, робость
    в высказывании своих позиций, в отстаивании
    своих взглядов. Скромность и самокритичность
    должны сочетаться с обостренным чувством
    собственного достоинства, основанном
    на сознании действительной значимости
    своей личности, на наличии известных
    успехов в труде на общую пользу. Принципиальность
    – одно из ценных личностных качеств, придающих
    характеру деятельную направленность.
    Волевые
    черты характера.
    Воля – сложный психический
    процесс, который вызывает активность
    человека и пробуждает его действовать
    направленно. Воля является способностью
    человека преодолевать препятствия, добиваться
    поставленной цели. Конкретно она выступает
    в таких чертах характера, как целеустремленность,
    решительность, настойчивость, мужество.
    Я
    считаю, что данные черты характера
    могут способствовать достижению как
    общественно полезных, так и антиобщественных
    целей. Для этого важно определить, каков
    мотив волевого поведения человека. “Храбрый
    поступок, мотив которого состоит в порабощении
    другого человека, в захвате чужого добра,
    в продвижении по службе, и храбрый поступок,
    мотив которого заключается в том, чтобы
    помочь общему делу, обладают, конечно,
    совершенно различными психологическими
    качествами”.
    По
    волевой активности характеры подразделяются
    на сильные и слабые. Люди с сильным характером
    имеют устойчивые цели, инициативны, смело
    принимают решения и реализуют их, обладают
    большой выдержкой, мужественны и смелы.
    Людей, у которых эти качества слабо выражены
    или отдельные из них отсутствуют, относят
    к категории слабохарактерных. Им свойственно
    пассивное проявление своих деловых и
    личных качеств. Зачастую такие люди, имея
    самые хорошие намерения, не добиваются
    значимых результатов в работе, учебе.
    Многие из них искренне переживают свое
    неумение самостоятельно, настойчиво
    и решительно действовать.
    Волевые
    качества можно воспитывать у
    человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
    человек – это единственная система,
    способная регулировать сама себя в широких
    пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
    Слабовольные люди при продуманной педагогической
    работе с ними могут стать активно деятельными.
    Сам человек должен с юного возраста тренировать
    свою волю, вырабатывать такие качества,
    как самообладание, активность, смелость.
    В
    целом не может быть абсолютной или
    универсальной классификации характеров,
    деления их  на  типы. Так сходные
    характеры могут наблюдаться у людей,
    имеющих доминирующие волевые или эмоциональные
    качества. Соответственно делят характеры
    на типы: волевой (активный, целеустремленный,
    деятельный); эмоциональный (действующий
    под влиянием порыва, переживаний); рассудочный
    (оценивающий все с точки зрения разумности).
    К.
    Юнг предложил классифицировать
    характеры в зависимости от принадлежности
    к экстравертированному и  интравертированному
    типу.
    Экстравертированный
    тип
    . Характеризуется обращенностью
    личности на окружающий мир, объекты которого,
    подобно магниту, притягивают к себе интересы,
    жизненную энергию субъекта, что ведет
    к принижению личностной значимости явлений
    его субъективного мира. Ему свойственны
    импульсивность, инициативность, гибкость
    поведения, общительность.
    Инровертированный
    тип
    . Для него характерна фиксация интересов
    личности на явлениях собственного внутреннего
    мира, которым она придает высшую ценность,
    необщительность, замкнутость, склонность
    к самоанализу, затрудненная адаптация.
    Черт
    характера очень много, каждая из
    черт имеет разную качественную степень
    выраженности.
    Имеет  ли характер
    связь с другими сторонами
    личности? Да, имеет. Характер взаимосвязан
    с другими сторонами личности, в частности
    с темпераментом и способностями.
    Темперамент влияет
    на форму проявления характера, своеобразно
    окрашивая те или иные его черты. С другой
    стороны, и сам темперамент перестраивается
    под влиянием характера: человек с сильным
    характером может подавить некоторые
    отрицательные стороны своего темперамента,
    контролировать его проявления.
    С характером неразрывно
    связаны и способности. Высокий
    уровень способностей связан с такими
    чертами характера, как коллективизм
    – чувство неразрывной связи с коллективом,
    желание работать для его блага, вера в
    свои силы и возможности, соединенная
    с постоянной неудовлетворенностью своими
    достижениями, высокой требовательностью
    к себе, умением критически относиться
    к своему делу.
    Расцвет способностей
    связан с умением настойчиво преодолевать
    трудности, не падать духом под влиянием
    неудач, работать организованно, проявлять
    инициативу.
    Связь характера
    и способностей выражается и в
    том, что формирование таких черт
    характера, как трудолюбие, инициативность,
    решительность, организованность, настойчивость,
    происходит в той же деятельности человека,
    в которой формируются и его способности.
    Например, в процессе труда как одного
    из основных видов деятельности развивается,
    с одной стороны, способность к труду,
    а с другой – трудолюбие как черта характера.
    Каково же происхождение
    свойств характера? Чем объяснить,
    что не существует двух людей в мире
    с одинаковым характером? Психологи, стоящие
    на позициях идеализма и механизма, объясняют
    различие тем, что люди неодинаковы от
    природы по своим наследственным свойствам.
    Эти психологи считают многие или все
    свойства характера наследственными и
    потому не отличают их от свойств темперамента.(Кречмер,
    Шелдон). В действительности, однако, наследственные
    свойства организма только одно из условий
    происхождения свойств характера. Определяются
    же свойства характера не биологическими
    закономерностями наследственности, а
    общественными закономерностями.
    Наследственное
    происхождение свойств характера
    убедительно отвергается при
    изучении однояйцовых (гомозиготных) близнецов.
    Ученые исследовали близнецов, которые
    были взяты на воспитание в разные семьи,
    различающиеся по своему социальному
    положению, материальному и культурному
    уровню. По свойствам темперамента такие
    близнецы очень сходны. Между тем по свойствам
    характера они отличаются, и тем старше,
    тем в большей степени. Следовательно,
    даже при совершенно одинаковых наследственных
    свойствах  организма у людей, развивавшихся
    в разных социальных условиях, образуются
    разные свойства характера. Люди не рождаются
    правдивыми или лживыми, лентяями или
    прилежными, добрыми или злыми – люди
    становятся такими. Зависимость характера
    от прижизненных условий подтверждается
    и его физиологической основой – условнорефлекторными
    функциональными состояниями, образующимися
    благодаря  определенной системе внешних
    воздействий.
    Каковы же основные
    закономерности образования характера?
    Каждое свойство характера обусловлено
    отношениями личности. Но отношения личности
    сами, в свою очередь, сами определяются
    общественными отношениями. Именно по
    этой основной причине даже близнецы с
    совершенно одинаковыми наследственными
    свойствами в семьях различного социального
    положения приобретают разные свойства
    характера. Большое значение при этом
    имеют широкие общественные отношения,
    характеризующие весь общественный строй
    в целом. Материальная нужда или обеспеченность,
    безработица или уверенность в будущем,
    угнетение или социальное равенство –
    все это накладывает глубокий отпечаток
    не только на социально-типичные свойства
    личности, но и на образование индивидуальных
    свойств характера.
    В условиях весьма
    сложной опосредствованной зависимости
    от общественных отношений складывается
    межличностные отношения в семье, детском
    и трудовом коллективах – отношения симпатии,
    товарищества, взаимопомощи, солидарности
    или, наоборот, деспотизма, суровости,
    недоброжелательности, соперничества,
    антагонизма. Они оказывают значительное
    влияние на существенно важных черт характера
    человека. Специфические свойства характера
    развиваются в семье, где все заботы сосредоточены
    на одном-единственном ребенке,  и в
    многодетной семье, у детей-погодков или
    у детей с большой разницей лет, в семьях
    с постоянными конфликтами между родителями
    и в дружных семьях. Точно так же и межличностные
    отношения в детском саду и школе формируют
    целый ряд специфических свойств характера.
    Даже в зрелом возрасте обнаруживаются
    заметные сдвиги в свойствах характера,
    когда человек попадает из одного коллектива
    в другой, с резко отличающимися межличностными
    отношениями.

  7. 7
    Текст добавил: Двойник Дьявола

    В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.
    В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:
    Пищевой;
    Оборонительный;
    Ориентировочный;
    Родительский.
    Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.
    Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

    Факторы формирования характера

    Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.
    Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.
    В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:
    Взрослых людей между собой;
    Взрослых с детьми;
    Детей между собой.
    В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.
    Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.
    Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:
    Мнение людей об индивидууме;
    Поступки окружающих;
    Идеология общества;
    Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
    Кино;
    Средства массовой информации, включая сеть интернет.
    И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

  8. Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.
    Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.
    В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

    Психологические особенности развития характера

    Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.
    Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:
    характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
    характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.
    Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).
    Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).
    Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.
    В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:
    через физическое воспитание;
    через трудовое воспитание;
    через морально-нравственное воспитание;
    через воспитание в процессе обучения;
    с помощью личного примера;
    через воспитание привычек;
    благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

    Этапы развития характера

    Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.
    Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице
    Этапы развития характера человека по З. Фрейду
    Этапы
    Возрастной период
    Какие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии
    оральный
    0-1 год
    инфантильность, зависимость, манипулятивность, зависть, подозрительность
    анальный
    1-3 года
    упрямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность
    фаллический
    3-5 лет
    неуверенность в себе, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость
    генитальный
    от 11-12 лет и до конца жизни
    социализация/социальная дезадаптация,  эффективность/пассивность в деятельности
    В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.
    В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).
    Необходимо подчеркнут, что первичные черты характера закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:
    доброта/эгоистичность;
    отзывчивость/безразличие;
    общительность/замкнутость;
    аккуратность/неряшливость;
    трудолюбие/лень.
    Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка. В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.
    В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:
    личностное отношение человека к другим, к себе;
    уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
    средства массовой информации и глобальная сеть интернет.
    На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.
    В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:
    мнение и суждение других людей;
    личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
    книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
    кино, телевиденье и СМИ;
    культурное и идеологическое развитие общества, государства.
    Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

    Основные факторы развития характера

    Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.
    Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.
    П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:
    естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
    культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
    личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).
    Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка:
    воспитательная среда (семья);
    позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
    расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
    врожденные особенности нервно-психической организации.
    Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:
    все те ощущения, которые испытывает ребенок;
    душевные волнения, которые он переживает;
    люди, которые его окружают;
    вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).
    Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

  9. Формирование характера – это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.
    Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, что, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера.
    Реформирования, происходящие в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.
    Среди факторов, представляющих для человека жизненное значение, и влияют на формирование характера, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности формирующейся. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт его поведения.
    На определенном, достаточно высоком этапе развития личности начинают действовать самовоспитание и саморегулирование процесса становления характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основой требований, как к внешним условиям жизни, так и к себе. Человек сам начинает организовывать свою жизнь и воспитывать себя, руководствуясь при этом как собственными, так и общественными ценностными ориентирами.
    В полной мере способность к самовоспитанию характера проявляется тогда, когда личность приобретает жизненный опыт, овладевает основами психологической культуры, когда формируется мировоззрение, и окончательно складываются идеалы, согласно которым личсность начинает сознательно планировать свою жизнь и определять свое место в нем.
    Различия в характерах заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт воспитания в детских садах, достаточно отчетливо проявляются такие черты: общительность, коллективизм, ласковость, смелость, застенчивость, замкнутость, опрятность, точность, терпеливость, или капризность, упрямство, резкость и др. Проявления черт характера в этом возрасте близко соприкасаются с темпераментом.
    Особенно важно воспитание характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, у него острый интерес к окружающей действительности, очень большая активность, стремление к труду – физической и умственной. Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься общественной работой, работать организованно.
    Надо иметь в виду то, что неучтивость в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто приводит негативизму, браваду, непослушанию, несдержанности, немотивированным поступкам. Вместе с тем подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллективом их трудовой, учебной и спортивной деятельности, руководствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.
    Юноши и девушки старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости и способны проявлять в поведении, труде и учебе достаточно сформированые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленную настойчивость, принципиальность, самостоятельность.
    Исследованиями формирования характера доказано, что особенно действенными факторами являются самостоятельность и самодеятельность в труде, учебе. При этом необходимо поставить юношу или девушку в такие условия, при которых они могли бы обнаружить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе нивелировать индивидуальные качества личности.
    В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого члена коллектива, формировать яркую индивидуальность.

  10. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других – предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет – время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
    Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
    В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
    К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от “детскости” (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
    После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу “здесь и сейчас”. Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.
    Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

  11. Рассмотрим несколько направлений характерологии, которые позволят нам понять, как понимается понятие характера и основы его формирования в той или иной сфере.
    Констинституционно-биологическое направление. Одним из представителей данной теории является Э. Кречмер. Здесь характер рассматривается как проявление темперамента или же как детерминация конституцией (строением тела). Выделяют следующие типы:
    астенический;
    атлетический;
    пикнический.
    Психоаналитическое направление. Представители: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др. Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).
    Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание – Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.
    Идеологическое – психоэтическая теория Робека. Характер здесь представляет собой торможение инстинктов под воздействием морали. Таким образом, эта теория имеет общие признаки с психоаналитическим направлением.
    Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

    Формирование характера

    Характер формируется на основе культуры общества, окружающей его социальной среды. На каждом из возрастных этапов становление характера происходит по-разному. Структурируем эти знания и рассмотрим формирование характера на каждом из возрастных этапов.
    Новорожденность – младенческий возраст. 0 – 1 год. Основа формирования характера – общение с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Это формирование происходит столь стремительно из-за того, что эмоционально-личностное общение в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
    Ранний и дошкольный возраст. 1-7 лет. Здесь, как правило, закрепляются те черты характера, которые подкрепляются (характер подкрепления может быть как положительным, так и отрицательным) окружающими взрослыми. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
    доброта-эгоистичность,
    общительность-замкнутость,
    отзывчивость-безразличие.
    Позже формируются другие черты характера:
    трудолюбие-лень,
    аккуратность-неаккуратность,
    добросовестность-злонамеренность,
    ответственность-безответственность,
    настойчивость-малодушие.
    Младший школьный возраст. 7-10 лет. Так как ребенок приходит в школу, то под воздействием новой социальной ситуации развития происходит коррекция тех черт характера, которые проявляются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, развивающаяся произвольность ребенка ведет к ответственности за результаты собственной деятельности. На основе этого происходит сравнения детей, и, как результат, формируется такая черта характера, как самоотношение.
    Подростковый возраст. 11-15 (16) лет. Здесь развиваются волевые черты. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
    Ранняя юность. 17-19 лет. На данном возрастном этапы формируется основа мировоззрения личности. Юноши и девушки в этом возрасте могут вдаваться в философствования, они стремятся познать мир.
    Следует помнить, что фундамент закладываемых здесь основ характера является достаточно прочным.
    Конечно, характер не может быть много раз преобразовывается в течение жизни человека.
    После окончания учебы самое большое “нововведение” в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
    Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их “антагонисты”.
    Достаточно большое влияние на становление характера оказывает внешний мир, который представляется в таких аспектах, как:
    суждения окружающих людей о жизни,
    поступки окружающих людей,
    художественная литература,
    СМИ,
    господствующая идеология в обществе.

  12. Ответ оставил Гость
    Формирование характера – это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.
    Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, что, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера.
    Реформирования, происходящие в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.
    Среди факторов, представляющих для человека жизненное значение, и влияют на формирование характера, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности формирующейся. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт его поведения.
    На определенном, достаточно высоком этапе развития личности начинают действовать самовоспитание и саморегулирование процесса становления характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основой требований, как к внешним условиям жизни, так и к себе. Человек сам начинает организовывать свою жизнь и воспитывать себя, руководствуясь при этом как собственными, так и общественными ценностными ориентирами.
    В полной мере способность к самовоспитанию характера проявляется тогда, когда личность приобретает жизненный опыт, овладевает основами психологической культуры, когда формируется мировоззрение, и окончательно складываются идеалы, согласно которым личсность начинает сознательно планировать свою жизнь и определять свое место в нем.
    Различия в характерах заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт воспитания в детских садах, достаточно отчетливо проявляются такие черты: общительность, коллективизм, ласковость, смелость, застенчивость, замкнутость, опрятность, точность, терпеливость, или капризность, упрямство, резкость и др. Проявления черт характера в этом возрасте близко соприкасаются с темпераментом.
    Особенно важно воспитание характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, у него острый интерес к окружающей действительности, очень большая активность, стремление к труду – физической и умственной. Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься общественной работой, работать организованно.
    Надо иметь в виду то, что неучтивость в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто приводит негативизму, браваду, непослушанию, несдержанности, немотивированным поступкам. Вместе с тем подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллективом их трудовой, учебной и спортивной деятельности, руководствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.
    Юноши и девушки старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости и способны проявлять в поведении, труде и учебе достаточно сформированые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленную настойчивость, принципиальность, самостоятельность.
    Исследованиями формирования характера доказано, что особенно действенными факторами являются самостоятельность и самодеятельность в труде, учебе. При этом необходимо поставить юношу или девушку в такие условия, при которых они могли бы обнаружить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе нивелировать индивидуальные качества личности.
    В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого члена коллектива, формировать яркую индивидуальность.

  13. Под характером подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических качеств отдельного человека. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. Черты темперамента в характере содержатся в преобразованном виде. Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические факторы. Говоря о характере, мы подразумеваем совокупность свойств и качеств личности. Черты характера составляют жизнь человека, его общение в обществе, его образ жизни.
    Структуру характера психологи делят на две группы. Первая группа это черты характера, выражающие направленность личности человека, а вторая – интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Есть много классификаций человеческого характера, но в определено несколько групп отношений человека: Отношение к себе, к другим людям, к труду, к коллективным ценностям. Становление характера зависит от социальных групп, в которые входит человек (семья, коллектив на работе или учебе и др.) . Но наиболее сильно на характер влияет профессия, которая связана с умением быстро реагировать в нестандартных и критических ситуациях. Например, те, кто работает в правоохранительной сфере, получают большой опыт реагирования в опасных случаях. Кроме того у этих людей развиваются аналитические способности и внимание к деталям. Также в медицинской сфере нужны определенные черты характера. Например, сострадание, умение хранить в памяти большое количество информации, готовность всегда прийти на помощь. Таким образом, центральное место занимает характер, соединяя все особенности человека вместе. Он меняется, в зависимости от вида деятельности человека, окружающего его коллектива, проблем, с которыми он сталкивался и опытом, полученным от жизни. Одни люди предпочитают трудности, другие – любят легкое решение проблем. Это тоже черты характера. Человек должен знать сильные и слабые стороны своего характера, когда выбирает свою будущую профессию. От характера зависит, будет ли он хорошим работником. Конечно, можно изменить свой характер, но для этого требуется большой самоконтроль и дисциплина. Культурный и воспитанный человек властен над своим характером и может его менять, ну а если человек безответственный, то и повлиять на свой характер он не сможет. Часто люди перекладывают ответственность с себя на свой характер. Это абсолютно неправильно. Каждый должен отвечать за свои поступки, а тем более за свой характер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *