Сочинение на тему что я принимаю и не принимаю в образе базарова

8 вариантов

  1. Базаров стоит на том, о в своих решениях и действиях свободный человек нравствен ничем не связан. И опять-таки, это не просто принцип, профессию, науку, семью, брак, альтруистические чувства, такие нрав­ственные категории какдолг, право, обязанность, принципы. База­рову в самомделе чужд альтруизм. Для него нетреальности более не­сомненной, чемзакон борьбы за существование, когда то и дело дают себязнатьинстинкты сильногозверя, для которого все встреченное на пути—либо угроза,либодобыча,либо препятствие.
    Нередко Базаров именно использует людей — поступает, как ему хочется, как ему удобно, а все остальное просто не принимает во внимание. Заметно также, что Базаров не только декларирует отрицание искусства; у него действительно нет «художественного смысла», он действительно чужд поэзии и равнодушен к ней. Разу­меется, и в любви Базаров остается самим собой. Он чувствует в Одинцовой силу, равновеликую его собственной: им движет иску­шение борьбы и потребность победы. Невозможность ответного чувства переживается как поражение, ощущение своего бессилия рождает злобу, да и сама базаровская страсть сродни злобе, в ней проглядывает что-то «почти зверское».
    Базаров — человек, родившийся «не вовремя». Несмотря на то, что он всегда имеет собственное мнение, жизненные принципы и интересы, в тоже время онотрицаетпрекрасное. В этом и заключает­ся конфликт Базарова с «отцами». Базаров—«новый» человеке об­ществе «обычных» людей. Почему он умирает? Очевидно, ему нет места в этом мире: один против многих.[/sms]

  2. Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев создал образ такого «нового человека» — революционера и демократа.
    Образ Базарова — собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько это возможно, объективную оценку, характер героя получился очень сложным, многогранным и противоречивым. Нам и сегодня очень сложно однозначно оценить его. Конечно, герой Тургенева несовершенен, как каждый из нас, но я искренне хочу разобраться, что мне нравится, а что я не могу принять в этом человеке.
    Многим не понравится уже сам внешний вид «нового героя»: худое лицо с широким лбом, висячие бакенбарды песочного цвета, длинные волосы и длинный балахон с кистями. Но для меня его широкий лоб — свидетельство ума. Балахон, бакенбарды и длинные волосы — вызов устоявшейся моде. Обращают на себя внимание и его своеобразные манеры. Евгений намеренно демонстрирует бестактность, грубость, вульгарность, угрюмую недоверчивость к людям. Интонации его речи категоричны, а его самоуверенные высказывания порой чересчур насмешливы и саркастичны. Многие сочтут Базарова эгоистом, черствым человеком, или, как его литературный оппонент Павел Петрович Кирсанов, «гордецом, нахалом, циником, плебеем». Я тоже не во всем симпатизирую ему, но хочу разобраться, таков ли он на самом деле?
    Базаров гордится своей причастностью в народной почве, своим дедом, который «землю пахал», считает, что «всякий человек сам себя воспитать должен», и старается воспитать в себе нужные, положительные, по его мнению, качества, постоянно учится чему-нибудь новому. Евгений ничего не принимает на веру, стремится все проверить опытным путем. И его тяга к естественным наукам — биологии, анатомии, химии, медицине — мне глубоко симпатична. Такие интересы были типичными для передовых людей 60-х годов XIX века, но мы и сейчас считаем, что за этими науками будущее. Вызывает уважение и работоспособность Базарова — «лихорадка работы», потому что его энергия направлена не только на теоретические изыскания, но и на практическую медицину, лечение пациентов, а значит, его деятельность приносит реальную пользу людям.
    Евгений везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий, в конце концов, всей своей жизни. Он не только спорит и говорит о своем деле, труд для него — естественное состояние. Без труда скучно. Ежедневный труд, самоограничение и самоотдача стали его жизненными принципами. Он убежден, что интересной работой можно переломить даже тяжелое душевное состояние.
    Базаров — разночинец, он прошел тяжелую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его при этом всегда уверенные, точные, впечатляющие, а изрекаемые афоризмы отчетливо выражают его мировоззренческую позицию: «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «…Что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Многие из этих высказываний до сих пор сохранили свою актуальность. Кроме того, Евгений Базаров — человек с бесконечно добрым сердцем и всегда готов прийти на помощь.
    Как образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны общественного строя и стремится их исправить. Речь его наполнена суровой и мужественной прямотой, она лишена притворства и уклончивости. Герой Тургенева всего себя отдает для того, чтобы улучшить, изменить жизнь, но остается непонятым, и вместо благодарности наталкивается лишь на негодование. Он видит главную движущую силу революции в народе, но его раздражает народная пассивность и предрассудки. Евгений — человек действия, не витает в облаках, не составляет далеко идущих планов, он привык решать проблемы, когда они возникают. Разве такая позиция не заслуживает уважения?
    И все же, не все в Базарове я могу понять и принять. Например, присущее ему отрицание всего. Это отрицание человека, который «ко всему относится с критической точки зрения», «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но всегда ли это правильно? Положительно отрицание самодержавия, крепостного права и всего, что порождено «безобразным состоянием общества». Но как можно отрицать исторические и культурные ценности? Ведь наше прошлое — это часть нашей истории, и то, какими мы себя принимаем и хотим видеть в будущем, во многом определяется именно историческим и культурным развитием общества. Герой романа, на мой взгляд, чересчур увлечен утилитарностью, полезностью жизненных явлений. Он, например, рассматривает природу как мастерскую, в которой человек только работник. Для него человек не часть живой природы, а ее хозяин, и природа существует для того, чтобы человек мог в ней рубить, пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее. Евгений совершенно не способен наслаждаться великолепными картинами русской природы, испытывать при виде ее глубокое эмоциональное переживание.
    Присущее Базарову отрицание всего его заставляет пренебрежительно относиться и к искусству, считать его «непростительной дурью». «Рафаэль, — говорит он, — гроша медного не стоит». А ведь чувство прекрасного — немаловажное условие гармоничного развития личности. «Порядочный химик», по мнению Евгения, «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Такие взгляды тоже были распространенными в то время, и они еще раз подчеркивают принадлежность Базарова к «героям своего времени».
    Базаров — сторонник решительного разрушения прежних основ бытия, но мы нигде не находим точной формулировки его положительной программы. Кроме того, герой романа не считается с такими нравственными понятиями, как долг, честь, отрицает их. Ошибочно его утверждение о том, что все люди обладают одинаковыми нравственными качествами, потому только, что «у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены». Я не одобряю и его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство, стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою нежность снисходительным отношением.
    Базаров не прав и в своем неуважительном отношении к женщинам, отрицая у них свободу мысли.
    А как можно отрицать любовь? Любовь пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства. Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но, к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его делу. И, останься Базаров жить, он преодолел бы эту любовь.
    Евгений Базаров преодолел многие жизненные испытания, но автор прослеживает и эволюцию душевного состояния своего героя. Хоть и на смертном одре, но он все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но Думает о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. И больше не стыдится своего «романтизма». А умереть так, как умер Евгений Базаров, по словам Д. И. Писарева, «все равно, что сделать великий подвиг…».
    Вот таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и искренней симпатии.

  3. Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное слово произносит он о Базарове. Торжественным эпическим тоном, почти ритмической прозой, в духе неторопливых народных сказаний, проникнутых скрытым лиризмом, сказано о сельском кладбище, о могиле Базарова, «Евгений Базаров похоронен в этой могиле».
    «Отцы и дети» были опубликованы во втором номере «Русского вестника» за 1862 год, вышедшем с некоторым запозданием в марте. И тотчас начали поступать разноречивые отзывы о романе. В одних выражалась признательность автору за доставленное «глу- Как написать сочинение 247 бочайшее наслаждение», за создание живых картин жизни и «героев нашего времени»; роман был назван «лучшей книгой Тургенева», «удивительной, неподражаемой» по объективности изображения. В других же высказывалось недоумение по поводу Базарова; его называли «сфинксом», «загадкой» и ждали разъяснений…
    Выход отдельного издания «Отцов и детей» предстоял в сентябре 1862 года, и Тургенев вновь подготавливал текст романа под аккомпанемент разноречивых отзывов в письмах к нему и в газетных и журнальных рецензиях и статьях. «От иных комплиментов, — писал он Анненкову 8 июня 1862 года, — я бы рад был провалиться сквозь землю, иная брань мне была приятна». «Одним бы хотелось, чтоб я Базарова смешал с грязью, другие, напротив, ярятся на меня за то, что я будто оклеветал его». То было (по определению В.А.Слепцова) «трудное время»: интенсивно наступала реакция, подверглись аресту Чернышевский и его политические единомышленники, был временно приостановлен цензурой некрасовский «Современник», возникшие в Петербурге пожары приписывались «нигилистам» и т.д. Активизировалась борьба и вокруг «Отцов и детей».
    В этой общественной атмосфере Тургенев с его «чутьем настоящей минуты» (Добролюбов) не мог не чувствовать особой ответственности за выраженное в романе свое отношение к Базарову. Подготавливая текст к публикации в отдельном издании и учитывая реакцию читателей и критиков, он прояснял авторскую позицию: не отказывал себе в праве выявить и слабые стороны в системе взглядов Базарова, в его поведении и высказать к нему (воспользуемся словами Тургенева) «невольное влечение».
    Весьма существенно, что Тургенев счел необходимым предпослать тексту посвящение романа В.Г.Белинскому. Оно явилось как бы наглядным знаком симпатии автора предшественнику современных Базаровых. Приведем, однако, это предисловие «Отцы и дети» возбудили в публике столько противоречивых толков, что, издавая отдельно этот роман, я возымел было намерение предпослать ему нечто вроде предисловия, в котором я бы сам попытался объяснить читателю, какую собственно поставил я себе задачу. Но, размыслив, я отказался от своего намерения. Если само дело не говорит за себя, все возможные объяснения автора не помогут.
    Ограничусь двумя словами: я сам знаю, и мои друзья в этом уверены, что мои убеждения ни на волос не изменились с тех пор, как я вступил на литературное поприще, и я с спокойной совестью могу выставить на первом листе этой книги имя моего незабвенного друга». В посвящении Белинскому есть и другой содержательный оттенок: напоминание о том демократическом деятеле, который отдавал должное искусству, возвышенной, духовной любви, эстетическому восприятию природы.
    Вслед за Тургеневым читатель должен проверить крепость или случайность взглядов Базарова, его слов в жизненных ситуациях. Трижды испытывает автор своего героя реальными обстоятельствами: любовью, столкновением с народом, смертельной болезнью. И во всех случаях окажется, что ничто человеческое ему не чуждо, что далеко не без труда он ломает себя во имя больших целей и обычно остается верен себе. Не получив адекватного ответа на свое чувство, Базаров находит силы удалиться от страстно любимой женщины. И перед смертью он не дает себе права отказаться от материалистических, атеистических убеждений.
    В этом смысле особенно важны сцены объяснения Базарова с Одинцовой, в которых автор потаенно и сочувствует герою, и полемизирует с ним. Объяснениям предшествуют несколько встреч, не оставляющих сомнений в том, что богатая натура его открыта и для прекрасного чувства любви.
    Тургенев тщательно выписывает все многообразные оттенки проявления искреннего, сильного чувства, захватывающего Базарова: смущение, тревога, волнение, причудливая смена настроений, подавленность, радость и огорчение, досада, страдание, злость, непоследовательность в поступках, безуспешная борьба с собой. Все это кажется особенно рельефным в соседстве с холодно-спокойной Одинцовой, «барыней-эпикурейкой», ведущей размеренный образ жизни. При всей непосредственности любви Базаров не утратил способности трезвых оценок.
    Его привлекала не только красота, но и ум, оригинальность Одинцовой, выделявшейся в дворянском кругу своей «безыскусственностью». Но он видел также и равнодушие ее к окружающим, эгоизм, любовь к покою, любопытство, женские уловки. Точность этих наблюдений подтверждает и Одинцова («Видно, прав Базаров…») и сам автор, наметивший в эпилоге (не без иронии) логику дальнейшей жизни Одинцовой: выйдет замуж «не по любви… за законника… холодного, как лед». Они живут в «большом ладу друг с другом и доживугся, пожалуй, до счастья…, пожалуй, до любви».
    Нетрудно догадаться, что Тургенев противопоставил этой рассудочной, худосочной «любви» полноту и силу чувства Базарова.
    Второе серьезное испытание (Базаров и народ, Базаров и Россия) окружено в романе примерами сосуществования господ и мужиков в кризисное время…
    Патриархально-добродушны отношения господ и слуг в имении родителей Базарова. Отчужденно-снисходительно общение с народом славянофильствующего аристократа англомана Павла Петровича. Мягкотелое попустительство неумелого либерального хозяина Николая Петровича.
    Лишь один Базаров, гордившийся своим плебейским происхождением, подходаг к мужику без барского покровительства и без ложной идеализации, как к «своему брату»…
    Базаров не заискивает перед «простыми людьми», и они (дворовые ребятишки, Дуняша, Тимофеич, Анфисушка) все, кроме слуги старой закалки — Прокофьича, чувствуют к нему расположение, держат себя при нем свободно.
    Именно близость к народу позволяет Базарову подтрунивать над невежеством, рабским подчинением господам, высказывать скептическое отношение к крестьянскому «миру», круговой поруке.
    В финальных строчках прозвучат в авторском голосе уверенность в значительности этого «героя времени», глубокое сожаление об его участи. М.М.Ковалевский приводит слова Тургенева: «Когда я писал заключительные строки «Отцов и детей», я принужден был отклонить голову, чтобы слезы не капали на рукопись».

  4. Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове? Базаров — личность неординарная, интересная, сложная. Однозначно выразить свое отношение к нему невозможно. Наряду с положительными качествами, что так привлекают читателя, в его личности достаточно и негативного, что отталкивает от него.
    Безусловно, Базаров умен, смел. К положительным его качествам можно отнести то, что он человек дела. Даже приехав в гости, Евгений продолжает трудиться. Прекрасно, что Базаров никогда не занимается делами поверхностно. У него есть цель в жизни, которой он хочет достичь. Немаловажным достоинством Базарова можно считать исходящую от него силу, энергию. Он не один из многих, он—лидер. Эти качества располагают читателя к нему. Но много в Базарове и такого, что вызывает недоумение, граничащее с неприязнью. Его кредо, его жизненная позиция зачастую отталкивают. Так, Базаров считает необходимым разрушение установленного порядка и коренное переустройство общества. Чем обусловлено базаровское отрицание? Какова программа общественного переустройства по Базарову?
    Нигилист отказывается обсуждать эти вопросы с Павлом Петровичем Кирсановым. Во время спора Базаров прямо говорит о том, что у него нет и не может быть никакой положительной программы, потому что у него нет и не может быть никакой другой цели, кроме цели разрушения. Демократизм экстремистского толка оборачивается презрением Базарова к подавляющему большинству людей и разделением их на богов и олухов. Отталкивают в Базарове и позиция «мы ломаем, потому что мы сила», и рассуждения о том, что сила никому не дает отчета. Право равняется силе — кто победил, тот и прав. Базаров стоит на том, что в своих решениях и действиях свободный человек нравственно ничем не связан. И опять-таки, это не просто принцип, провозглашаемый в теории: Базаров в самом деле единолично решает мировые вопросы, не задумываясь о своем праве на это, целиком берет решение на себя, тут же возводя его до степени нормы.
    Порой вызывает недоумение то, как Базаров беспощадно и категорично отвергает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, науку, семью, брак, альтруистические чувства, такие нравственные категории как долг, право, обязанность, принципы. Базарову в самом деле чужд альтруизм. Для него нет реальности более несомненной, чем закон борьбы за существование, когда то и дело дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути—либо угроза, либо добыча, либо препятствие.
    Нередко Базаров именно использует людей — поступает, как ему хочется, как ему удобно, а все остальное просто не принимает во внимание. Заметно также, что Базаров не только декларирует отрицание искусства; у него действительно нет «художественного смысла», он действительно чужд поэзии и равнодушен к ней. Разумеется, и в любви Базаров остается самим собой. Он чувствует в Одинцовой силу, равновеликую его собственной: им движет искушение борьбы и потребность победы. Невозможность ответного чувства переживается как поражение, ощущение своего бессилия рождает злобу, да и сама базаровская страсть сродни злобе, в ней проглядывает что-то «почти зверское».
    Базаров — человек, родившийся «не вовремя». Несмотря на то, что он всегда имеет собственное мнение, жизненные принципы и интересы, в то же время он отрицает прекрасное. В этом и заключается конфликт Базарова с «отцами». Базаров—«новый» человек в обществе «обычных» людей. Почему он умирает? Очевидно, ему нет места в этом мире: один против многих.

  5. Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю?
    Базаров – целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова.
    Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое.
    Базаров – идеал в каком-то смысле. Именно этим он привлекает меня. Своей храбростью, бесстрашностью, непоколебимостью и даже какой-то дерзостью, но дерзостью особенной. Яркой демонстрацией всего этого являются последние дни жизни Евгения Васильевича, когда он лицом к лицу сталкивается со смертью.
    «Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня
    -Есть; на что тебе?
    -нужно… ранку прижечь.
    -Кому?
    -Себе
    -как себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?
    -Вот тут на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.
    -Ну?
    Ну, вот я и попросил уездного врача; ну и порезался».
    Этот фрагмент ярко свидетельствует о якобы проявлении нигилизма Базарова, но я считаю, что под маской «нигилистических настроений» он скрывает доброе и великодушное сердце… Почему я так считаю? Да потому, что отношения Базарова с «простым людом»- в своем роде, доверительные и теплые, иначе говоря, свойские. Но даже к этим отношениям Базаров относится презрительно, называя русский народ никудышным , ленивым и бесполезным. Меня восхищает то, как вел себя Базаров в последние минуты своей жизни. В нем сохраняется чувство собственной гордости и самосознание: «Не хочу бредить, – шептал он, сжимая кулаки, -что за вздор!»; «-Эка, подумаешь!- промолвил Базаров.- Слово-то что значит! Нашел его, сказал «кризис»- утешен. Удивительное дело, как человек еще верит в слова. Скажут ему, например, дурака и не прибьют, он опечалится; назовут его умницей и денег ему не дадут – он почувствует удовольствие. Эта маленькая речь Базарова, напоминавшая его прежние «выходки», привела Василия Ивановича в умиление». Базаров удивительно непоколебим. В нем дух – жизни, силы, могущества и бесстрашия. Я думаю, этим он является кумиром для многих. Многие люди на месте Евгения Васильевича нервировали своих родственников и друзей, требовали от них неисполнимого и всячески надеялись на долгие утешения. Но Базаров не такой: он ничего не требует для себя, лишь просит отца отправить посыльного за Одинцовой. Совершая такой шаг, он может умереть спокойно. Одинцова приезжает, и с Базаровым у них состоялся небольшой диалог, в котором чувствуется сожаление и горечь Базарова: «-Меня вы забудете,- начал он опять,- мертвый живому не товарищ» В итоге, я хочу сказать, что Базаров для меня- пусть и не образец для подражания в целом, но в его бесстрашности и стойкости перед поворотами судьбы-вот это для меня пример, которому надо следовать. Насчет того, что я отрицаю и не принимаю в Базарове, так это все остальное. Меня прямо-таки возмущает презрительно-холодное отношение Базарова к окружающим его людям, он не считается с ними, единственный человек, с которым он общается на равных- это Одинцова. Она перевернула его отношение к женщинам.
    Кроме этого мне не нравится нигилизм – взгляд на некий объект с критической точки зрения. Так нигилизм для Базарова является губительной точкой отправки. Ведь Базаров не такой, он великодушный и у него нет черствого сердце, как поначалу кажется… Базаров, следуя модным направлениям, губит свою жизнь, портит отношения с людьми и даже посягает на святое! Критика искусства -становится в отрицание самого искусства:
    «-По-моему,- возразил Базаров,- Рафаэль гроша медного не стоит…»
    Отрицания позиции романтики – отрицание любви. То есть отрицая все то, что есть, существует и живет, Базаров отрицает саму жизнь! И значит нет смысла жить дальше, так как жить незачем, и смерть Базарова – логическое завершения романа.
    Базаров совмещает в себе- пренебрежение и элементарное неуважение к старшим, отрицание всех моральных и нравственных принципов, потребительское отношение к людям, и это меня расстраивает.
    Для меня Базаров всегда останется яркой личностью, единственной в своем роде, он яркий представитель своего поколения-поколения 60-х годов, но многое в нем меня отталкивает и заставляет не соглашаться с большинством его поступков, но несмотря на все это-есть в Базарове и то, что редко встретишь в людях. Стойкость и внутренний стержень.
    Добавил: preppy

  6. 6
    Текст добавил: Лилия Шкляева

    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, и в нем автор отразил главный конфликт, расколовший русское общество накануне эпохи реформ. Это конфликт между разночинцами-демократами, выступающими за решительное проведение реформ, и либералами, предпочитающими путь постепенных преобразований. Сам Тургенев принадлежал ко второму лагерю, но героем романа он сделал своего идейного противника, разночинца по происхождению и нигилиста по взглядам — Евгения Базарова.
    Первая наша встреча с героем происходит 20 мая 1859 года, когда Аркадий Кирсанов, возвращающийся после окончания учебы в родное «дворянское гнездо», привозит с собой своего нового приятеля, Базарова. Фигура Базарова сразу же привлекает наше внимание: в нем чувствуется внутренняя сила, спокойная уверенность, независимость во взглядах, поступках, суждениях. Он, бесспорно, оказал сильное влияние на Аркадия. Тургенев обращает внимание читателя на небрежные манеры Базарова, на его одежду, «балахон с кистями», которую сам герой называет «одежонкой», на его обнаженную красную руку, не знавшую, очевидно, белых перчаток и привыкшую к труду. Автор рисует портрет героя: мы видим его длинное и худое лицо с широким лбом, «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров учился на врача и в следующем году собирался «держать на доктора».
    Главный предмет интересов Базарова — естественные науки. Он обладал глубокими и широкими познаниями в физике, химии, биологии, медицине. Он, по выражению Аркадия, «все знает». Но, как мы скоро убеждаемся, знания Базарова были несколько односторонними. Герой признавал только те науки, которые приносят видимую практическую пользу. Поэтому Базаров преклонялся перед естественными науками и совершенно не признавал философии, искусства. Он говорил: «И что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания, а наука вообще не существует вовсе».
    Эта ограниченность во взглядах объясняется убеждениями Базарова. Он называет себя «нигилистом», то есть человеком, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров верит только в то, что можно проверить опытом, экспериментом. Он отрицает полезность литературы, живописи, музыки, искусства вообще для человека, ведь они не приносят, как ему кажется, практической пользы. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — утверждает Базаров. — Рафаэль гроша медного не стоит». Герой Тургенева не понимает, что для человека искусство так же важно, как и практические науки. Недаром существует мудрая русская пословица: «Не хлебом единым жив человек». Эти взгляды Базарова, бесспорно, обедняют его как личность, и мы не можем их принять. В этом плане мне кажется более симпатичным образ Николая Петровича Кирсанова, который умеет тонко чувствовать и понимать прекрасное: он любит Пушкина, увлеченно играет на виолончели, восхищается красотой русской природы. Базаров же равнодушен к красоте природы, он смотрит на нее чисто практически. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит он.
    Но во взглядах Базарова есть и положительные стороны — это отрицание устаревших понятий и представлений. Прежде всего это относится к его взглядам на дворянство и, в частности, на аристократию. Базаров всегда подчеркивал свое недворянское происхождение, хотя его мать происходит из обедневших дворян и у его родителей есть даже своя маленькая усадьба и одиннадцать человек крепостных. Герой гордится своей близостью к народу, он даже представляется по-народному — Евгений Васильев. «Мой дед землю пахал», — заявляет Базаров. Он привык с детства трудиться, учился на «медные деньги», сам себя содержал, не брал у родителей ни копейки. Огромное трудолюбие, работоспособность, настойчивость, сила воли, практичность — вот те качества, которыми Базаров может заслуженно гордиться и которые привлекают нас в Базарове. Он постоянно трудится: ставит опыты, «режет лягушек», занимается медицинской практикой. Эти занятия Базарова резко контрастируют с «сибаритством» Аркадия и аристократическим ничегонеделанием Павла Петровича, которого Базаров искренне презирает и считает никчемным человеком.
    Но не все поступки Евгения вызывают нашу симпатию. Мы не можем одобрить его чувств к родителям, к которым он относится несколько высокомерно-снисходительно и которым невольно причиняет боль. А ведь они так искренне любят его, так гордятся им! Отношение Базарова к Аркадию тоже не всегда можно назвать товарищеским. Евгений иногда кажется грубым, бесчувственным. Но за этой внешней грубостью скрывается нежное, ранимое сердце, способное к глубокому чувству. Хотя Базаров отрицает чувство любви, но сам он способен глубоко и искренне любить. Это доказывает его отношение к Анне Сергеевне Одинцовой. Именно ее умирающий Базаров просит позвать к себе, чтобы перед смертью увидеть еще раз.
    Смерть Базарова, так правдиво изображенная в романе, производит на нас сильное впечатление. Сам Тургенев считал Базарова лицом трагическим, потому что, по мнению автора, у него не было будущего. Д.И. Писарев в статье «Базаров» писал: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает… Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Герой умирает, не отрекшись от своих взглядов, своих убеждений, не изменив себе. И трагическая смерть Базарова является заключительным аккордом его короткой, но яркой жизни.
    Личность Евгения Базарова, его взгляды, поступки, конечно, неоднозначны, мы можем принимать или не принимать их. Но они, бесспорно, достойны нашего уважения.

  7. Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное слово произносит он о Базарове. Торжественным эпическим тоном, почти ритмической прозой, в духе неторопливых народных сказаний, проникнутых скрытым лиризмом, сказано о сельском кладбище, о могиле Базарова, «Евгений Базаров похоронен в этой могиле».
    «Отцы и дети» были опубликованы во втором номере «Русского вестника» за 1862 год, вышедшем с некоторым запозданием в марте. И тотчас начали поступать разноречивые отзывы о романе. В одних выражалась признательность автору за доставленное «глу- Как написать сочинение 247 бочайшее наслаждение», за создание живых картин жизни и «героев нашего времени»; роман был назван «лучшей книгой Тургенева», «удивительной, неподражаемой» по объективности изображения. В других же высказывалось недоумение по поводу Базарова; его называли «сфинксом», «загадкой» и ждали разъяснений…
    Выход отдельного издания «Отцов и детей» предстоял в сентябре 1862 года, и Тургенев вновь подготавливал текст романа под аккомпанемент разноречивых отзывов в письмах к нему и в газетных и журнальных рецензиях и статьях. «От иных комплиментов, — писал он Анненкову 8 июня 1862 года, — я бы рад был провалиться сквозь землю, иная брань мне была приятна». «Одним бы хотелось, чтоб я Базарова смешал с грязью, другие, напротив, ярятся на меня за то, что я будто оклеветал его». То было (по определению В.А.Слепцова) «трудное время»: интенсивно наступала реакция, подверглись аресту Чернышевский и его политические единомышленники, был временно приостановлен цензурой некрасовский «Современник», возникшие в Петербурге пожары приписывались «нигилистам» и т.д. Активизировалась борьба и вокруг «Отцов и детей».
    В этой общественной атмосфере Тургенев с его «чутьем настоящей минуты» (Добролюбов) не мог не чувствовать особой ответственности за выраженное в романе свое отношение к Базарову. Подготавливая текст к публикации в отдельном издании и учитывая реакцию читателей и критиков, он прояснял авторскую позицию: не отказывал себе в праве выявить и слабые стороны в системе взглядов Базарова, в его поведении и высказать к нему (воспользуемся словами Тургенева) «невольное влечение».
    Весьма существенно, что Тургенев счел необходимым предпослать тексту посвящение романа В.Г.Белинскому. Оно явилось как бы наглядным знаком симпатии автора предшественнику современных Базаровых. Приведем, однако, это предисловие «Отцы и дети» возбудили в публике столько противоречивых толков, что, издавая отдельно этот роман, я возымел было намерение предпослать ему нечто вроде предисловия, в котором я бы сам попытался объяснить читателю, какую собственно поставил я себе задачу. Но, размыслив, я отказался от своего намерения. Если само дело не говорит за себя, все возможные объяснения автора не помогут.
    Ограничусь двумя словами: я сам знаю, и мои друзья в этом уверены, что мои убеждения ни на волос не изменились с тех пор, как я вступил на литературное поприще, и я с спокойной совестью могу выставить на первом листе этой книги имя моего незабвенного друга». В посвящении Белинскому есть и другой содержательный оттенок: напоминание о том демократическом деятеле, который отдавал должное искусству, возвышенной, духовной любви, эстетическому восприятию природы.
    Вслед за Тургеневым читатель должен проверить крепость или случайность взглядов Базарова, его слов в жизненных ситуациях. Трижды испытывает автор своего героя реальными обстоятельствами: любовью, столкновением с народом, смертельной болезнью. И во всех случаях окажется, что ничто человеческое ему не чуждо, что далеко не без труда он ломает себя во имя больших целей и обычно остается верен себе. Не получив адекватного ответа на свое чувство, Базаров находит силы удалиться от страстно любимой женщины. И перед смертью он не дает себе права отказаться от материалистических, атеистических убеждений.
    В этом смысле особенно важны сцены объяснения Базарова с Одинцовой, в которых автор потаенно и сочувствует герою, и полемизирует с ним. Объяснениям предшествуют несколько встреч, не оставляющих сомнений в том, что богатая натура его открыта и для прекрасного чувства любви.
    Тургенев тщательно выписывает все многообразные оттенки проявления искреннего, сильного чувства, захватывающего Базарова: смущение, тревога, волнение, причудливая смена настроений, подавленность, радость и огорчение, досада, страдание, злость, непоследовательность в поступках, безуспешная борьба с собой. Все это кажется особенно рельефным в соседстве с холодно-спокойной Одинцовой, «барыней-эпикурейкой», ведущей размеренный образ жизни. При всей непосредственности любви Базаров не утратил способности трезвых оценок.
    Его привлекала не только красота, но и ум, оригинальность Одинцовой, выделявшейся в дворянском кругу своей «безыскусственностью». Но он видел также и равнодушие ее к окружающим, эгоизм, любовь к покою, любопытство, женские уловки. Точность этих наблюдений подтверждает и Одинцова («Видно, прав Базаров…») и сам автор, наметивший в эпилоге (не без иронии) логику дальнейшей жизни Одинцовой: выйдет замуж «не по любви… за законника… холодного, как лед». Они живут в «большом ладу друг с другом и доживугся, пожалуй, до счастья…, пожалуй, до любви».
    Нетрудно догадаться, что Тургенев противопоставил этой рассудочной, худосочной «любви» полноту и силу чувства Базарова.
    Второе серьезное испытание (Базаров и народ, Базаров и Россия) окружено в романе примерами сосуществования господ и мужиков в кризисное время…
    Патриархально-добродушны отношения господ и слуг в имении родителей Базарова. Отчужденно-снисходительно общение с народом славянофильствующего аристократа англомана Павла Петровича. Мягкотелое попустительство неумелого либерального хозяина Николая Петровича.
    Лишь один Базаров, гордившийся своим плебейским происхождением, подходаг к мужику без барского покровительства и без ложной идеализации, как к «своему брату»…
    Базаров не заискивает перед «простыми людьми», и они (дворовые ребятишки, Дуняша, Тимофеич, Анфисушка) все, кроме слуги старой закалки — Прокофьича, чувствуют к нему расположение, держат себя при нем свободно.
    Именно близость к народу позволяет Базарову подтрунивать над невежеством, рабским подчинением господам, высказывать скептическое отношение к крестьянскому «миру», круговой поруке.
    В финальных строчках прозвучат в авторском голосе уверенность в значительности этого «героя времени», глубокое сожаление об его участи. М.М.Ковалевский приводит слова Тургенева: «Когда я писал заключительные строки «Отцов и детей», я принужден был отклонить голову, чтобы слезы не капали на рукопись».

  8. Тургенев И. С.

    Сочинение по произведению на тему: Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

    Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев создал образ такого «нового человека» — революционера и демократа.
    Образ Базарова — собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько это возможно, объективную оценку, характер героя получился очень сложным, многогранным и противоречивым. Нам и сегодня очень сложно однозначно оценить его. Конечно, герой Тургенева несовершенен, как каждый из нас, но я искренне хочу разобраться, что мне нравится, а что я не могу принять в этом человеке.
    Многим не понравится уже сам внешний вид «нового героя»: худое лицо с широким лбом, висячие бакенбарды песочного цвета, длинные волосы и длинный балахон с кистями. Но для меня его широкий лоб — свидетельство ума. Балахон, бакенбарды и длинные волосы — вызов устоявшейся моде. Обращают на себя внимание и его своеобразные манеры. Евгений намеренно демонстрирует бестактность, грубость, вульгарность, угрюмую недоверчивость к людям. Интонации его речи категоричны, а его самоуверенные высказывания порой чересчур насмешливы и саркастичны. Многие сочтут Базарова эгоистом, черствым человеком, или, как его литературный оппонент Павел Петрович Кирсанов, «гордецом, нахалом, циником, плебеем». Я тоже не во всем симпатизирую ему, но хочу разобраться, таков ли он на самом деле?
    Базаров гордится своей причастностью в народной почве, своим дедом, который «землю пахал», считает, что «всякий человек сам себя воспитать должен», и старается воспитать в себе нужные, положительные, по его мнению, качества, постоянно учится чему-нибудь новому. Евгений ничего не принимает на веру, стремится все проверить опытным путем. И его тяга к естественным наукам — биологии, анатомии, химии, медицине — мне глубоко симпатична. Такие интересы были типичными для передовых людей 60-х годов XIX века, но мы и сейчас считаем, что за этими науками будущее. Вызывает уважение и работоспособность Базарова — «лихорадка работы», потому что его энергия направлена не только на теоретические изыскания, но и на практическую медицину, лечение пациентов, а значит, его деятельность приносит реальную пользу людям.
    Евгений везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий, в конце концов, всей своей жизни. Он не только спорит и говорит о своем деле, труд для него — естественное состояние. Без труда скучно. Ежедневный труд, самоограничение и самоотдача стали его жизненными принципами. Он убежден, что интересной работой можно переломить даже тяжелое душевное состояние.
    Базаров — разночинец, он прошел тяжелую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его при этом всегда уверенные, точные, впечатляющие, а изрекаемые афоризмы отчетливо выражают его мировоззренческую позицию: «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «.Что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Многие из этих высказываний до сих пор сохранили свою актуальность. Кроме того, Евгений Базаров — человек с бесконечно добрым сердцем и всегда готов прийти на помощь.
    Как образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны общественного строя и стремится их исправить. Речь его наполнена суровой и мужественной прямотой, она лишена притворства и уклончивости. Герой Тургенева всего себя отдает для того, чтобы улучшить, изменить жизнь, но остается непонятым, и вместо благодарности наталкивается лишь на негодование. Он видит главную движущую силу революции в народе, но его раздражает народная пассивность и предрассудки. Евгений — человек действия, не витает в облаках, не составляет далеко идущих планов, он привык решать проблемы, когда они возникают. Разве такая позиция не заслуживает уважения?
    И все же, не все в Базарове я могу понять и принять. Например, присущее ему отрицание всего. Это отрицание человека, который «ко всему относится с критической точки зрения», «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но всегда ли это правильно? Положительно отрицание самодержавия, крепостного права и всего, что порождено «безобразным состоянием общества». Но как можно отрицать исторические и культурные ценности? Ведь наше прошлое — это часть нашей истории, и то, какими мы себя принимаем и хотим видеть в будущем, во многом определяется именно историческим и культурным развитием общества. Герой романа, на мой взгляд, чересчур увлечен утилитарностью, полезностью жизненных явлений. Он, например, рассматривает природу как мастерскую, в которой человек только работник. Для него человек не часть живой природы, а ее хозяин, и природа существует для того, чтобы человек мог в ней рубить, пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее. Евгений совершенно не способен наслаждаться великолепными картинами русской природы, испытывать при виде ее глубокое эмоциональное переживание.
    Присущее Базарову отрицание всего его заставляет пренебрежительно относиться и к искусству, считать его «непростительной дурью». «Рафаэль, — говорит он, — гроша медного не стоит». А ведь чувство прекрасного — немаловажное условие гармоничного развития личности. «Порядочный химик», по мнению Евгения, «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Такие взгляды тоже были распространенными в то время, и они еще раз подчеркивают принадлежность Базарова к «героям своего времени».
    Базаров — сторонник решительного разрушения прежних основ бытия, но мы нигде не находим точной формулировки его положительной программы. Кроме того, герой романа не считается с такими нравственными понятиями, как долг, честь, отрицает их. Ошибочно его утверждение о том, что все люди обладают одинаковыми нравственными качествами, потому только, что «у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены». Я не одобряю и его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство, стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою нежность снисходительным отношением.
    Базаров не прав и в своем неуважительном отношении к женщинам, отрицая у них свободу мысли.
    А как можно отрицать любовь? Любовь пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства. Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но, к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его делу. И, останься Базаров жить, он преодолел бы эту любовь.
    Евгений Базаров преодолел многие жизненные испытания, но автор прослеживает и эволюцию душевного состояния своего героя. Хоть и на смертном одре, но он все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но Думает о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. И больше не стыдится своего «романтизма». А умереть так, как умер Евгений Базаров, по словам Д. И. Писарева, «все равно, что сделать великий подвиг.».
    Вот таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и искренней симпатии.
    turgenev/otcyideti89

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *