Сочинение на тему что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль

8 вариантов

  1. По­яс­не­ние.1. Из­вест­ный линг­вист А. А. Ре­фор­мат­ский го­во­рил: «Что же в языке поз­во­ля­ет ему вы­пол­нять его глав­ную роль — функ­цию об­ще­ния? Это син­так­сис». Чтобы по­нять смысл этого вы­ска­зы­ва­ния, нужно вы­яс­нить зна­че­ние слова «син­так­сис». Син­так­сис — это раз­дел грам­ма­ти­ки — наука о со­еди­не­нии слов и стро­е­нии пред­ло­же­ний. Автор вы­ска­зы­ва­ния убеж­ден, что связь между пред­ме­та­ми и яв­ле­ни­я­ми в нашем со­зна­нии вы­ра­жа­ет­ся в том числе и через син­так­си­че­ские нормы по­стро­е­ния сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний. Об­ра­тим­ся к тек­сту М. Г. Львов­ско­го. Про­ана­ли­зи­ру­ем грам­ма­ти­че­ский строй пред­ло­же­ния 1 (Мо­дель атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком.) Оно пред­став­ля­ет собой слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным. Кроме того, пред­ло­же­ние ослож­не­но рас­про­странённым обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем «очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком». Это поз­во­ля­ет ав­то­ру со­ста­вить ёмкое вы­ска­зы­ва­ние. Пред­ло­же­ние №38 (Ты мо­жешь… за мой стол…), на­про­тив, про­стое, как бы од­но­знач­но под­во­дя­щее итог не­ожи­дан­но за­вя­зав­ше­му­ся раз­го­во­ру ребят: их жизнь те­перь из­ме­нит­ся. Так, ре­сур­сы син­так­си­са по­мо­га­ют точно и связ­но вы­ра­зить ав­тор­ский за­мы­сел.Под­во­дя итог на­ше­го рас­суж­де­ния, при­хо­дим к вы­во­ду, что Ре­фор­мат­ский был прав в утвер­жде­нии важ­ной роли син­так­си­са для вы­ра­же­ния от­но­ше­ния го­во­ря­ще­го к окру­жа­ю­ще­му миру.
    2. Герой тек­ста М. Г. Львов­ско­го Лёша не ожи­дал, что Женя может за­го­во­рить с ним. Он об­ра­тил на неё вни­ма­ние, она ему даже по­нра­ви­лась, но от не­ожи­дан­но­го во­про­са он сму­тил­ся и нужно было сроч­но ре­шать, как по­сту­пать даль­ше. Вот по­че­му автор срав­ни­ва­ет си­ту­а­цию со зву­ча­ни­ем ор­кест­ра: «Лёша от­ве­тил не сразу, по­то­му что в таких слу­ча­ях, как из­вест­но, не­ви­ди­мый дирижёр даёт знак не­ви­ди­мым скрип­кам, а всту­пить в зву­ча­щий ор­кестр не­лег­ко не­при­выч­но­му че­ло­ве­ку».От­но­ше­ния Лёши с од­но­класс­ни­ка­ми не про­стые, он не стал для них «своим», по­это­му и чув­ству­ет себя не­уве­рен­но. Лёша на­столь­ко не уве­рен в себе, что сму­ща­ет­ся от вни­ма­ния Жени. Для него труд­но стро­ить от­но­ше­ния, он со­мне­ва­ет­ся, будет ли ин­те­ре­сен со­бе­сед­ни­це.В толпе чужих людей Лёша нашёл свою «за­вет­ную» де­воч­ку. Не­за­мет­но, на под­со­зна­тель­ном уров­не за­рож­да­ет­ся боль­шое чув­ство, имя ко­то­ро­му Лю­бовь.Не каж­до­му в жизни слу­ча­ет­ся ис­пы­тать на­сто­я­щую лю­бовь. А если тебе да­ро­ва­но это чув­ство, ра­дуй­ся, что судь­ба не об­де­ли­ла тебя одним из самых пре­крас­ных ис­пы­та­ний на земле.
    3. Что такое лю­бовь? Какое зна­че­ние мы вкла­ды­ва­ем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли во­об­ще? Эти веч­ные во­про­сы не дают покоя мно­гим по­ко­ле­ни­ям. Лю­бовь — боль­шое, свет­лое чув­ство, свой­ствен­ное на Земле толь­ко че­ло­ве­ку, это чув­ство глу­бо­кой сим­па­тии и са­мо­от­вер­жен­ное же­ла­ние сде­лать счаст­ли­вым лю­би­мо­го че­ло­ве­ка.Герой тек­ста М. Г. Львов­ско­го Лёша нашёл свою «за­вет­ную» де­воч­ку: что-то их под­толк­ну­ло друг к другу, зачем-то они друг друга уви­де­ли. Не­за­мет­но, на под­со­зна­тель­ном уров­не за­рож­да­ет­ся боль­шое чув­ство, имя ко­то­ро­му Лю­бовь.Лю­бовь, чтобы быть проч­ной, долж­на опи­рать­ся на такие чув­ства, как до­ве­рие и ува­же­ние. Труд­но лю­бить того, кого не ува­жа­ешь и кому не ве­ришь. При­ме­ром на­сто­я­ще­го чув­ства может слу­жить лю­бовь Ромео и Джу­льет­ты. Герои Шекс­пи­ра го­то­вы на всё, лишь бы быть вме­сте, по­то­му что друг без друга для них пе­ре­стаёт су­ще­ство­вать мир, по­то­му что друг без друга жизнь бес­смыс­лен­на. И даже когда нужно вы­пить смер­тель­но опас­ный яд, они не за­ду­мы­ва­ют­ся, по­то­му что верят друг другу.Это пре­крас­но, когда тебе на пути встре­ти­лась на­сто­я­щая лю­бовь, это зна­чит, что судь­ба не об­де­ли­ла тебя одним из самых пре­крас­ных чувств на земле.

  2. Например, в бессоюзном сложном предложении 2 пояс­нительные отношения между его частями помогают читате­лю понять, каким именно было главное развлечение школь­ников во время уборки урожая картошки. Конечно, получить удар тяжелым шариком, слепленным из глины, неприятно, и понять, почему выступили слезы на глазах рассказчика, легко: противительные отношения между про­стыми предложениями в составе сложносочиненного пред­ложения 6 дают представления об этом: мальчику просто стало очень обидно.
    Таким образом, синтаксис, помогая передать информа­цию полно, связно, понятно, выполняет функцию, указан­ную лингвистом Реформатским.
    Вариант 3
    Человеческий язык обладает рядом функций, основная из которых — функция общения.
    «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис», — утверждал известный лингвист А.А. Реформатский.
    В самом деле, с помощью такой синтаксической структу­ры, как предложение, мы можем формулировать и выражать мысли, общаться с окружающими людьми.
    Докажем это примерами из текста В. Солоухина.
    Так, разные виды предложений играют разные роли в передаче информации. Например, употребление односостав­ных безличных предложений в составе сложного предложе­ния 47 позволяет представить состояние рассказчика, кото­рому уже не хочется мстить своему другу.
    Что же повлияло на его решение простить обиду? Вторая часть бессоюзного сложного предложения 60 помогает по­нять эту причину, позволяет «услышать» рассуждения мальчика.
    Приведенные аргументы доказывают абсолютную право­ту утверждения А.А. Реформатского.
    Текст для работы
    (1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.
    (3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
    (5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.
    (7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.
    (Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»
    (15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.
    —  (17)Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.
    —  (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.
    (22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно де­ло — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот раз­говор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.
    (26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.
    (29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.
    —   (32)Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.
    (36) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»
    (37) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.
    —    (39)Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
    (42) А  я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»
    (43) Мы принесли соль и два куриных яйца.
    —   (44)Теперь давай ямку копать.
    (45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен… (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой…
    — (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.
    (51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
    (56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.
    (58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.
    (61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.
    (64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.
    (По В. Солоухину)

  3. альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Золотой трон”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    “Слово о полку…”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    2019-2020 год
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    аналитика
    (11)
    андеграунд
    (1)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (6)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (31)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (3)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (67)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (3)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (112)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    изменения
    (1)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    исторический роман
    (1)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (2)
    итоговое сочинени 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение
    (25)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение 2020
    (3)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    КИМ
    (2)
    кино
    (1)
    классика
    (16)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (9)
    книги о детях
    (2)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    композиция
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    концептуализм
    (2)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (7)
    летнее чтение книги
    (1)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (77)
    литературные направления
    (1)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (104)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    направление “Надежда и отчаяние”
    (1)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    национальные проекты
    (1)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    образоване
    (1)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (30)
    ОГЭ 2020
    (1)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    пересказ
    (1)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    поэзия
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    репетиторство
    (1)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родителям
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русские пистели
    (1)
    русский родной язык
    (2)
    русский язык
    (62)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    синтаксический анализ предложения
    (1)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (4)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (30)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (57)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  4. Эту фразу я понимаю так: функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Приведу примеры из текста В. Дроганова.
    Так, в реплике диалога предложения №6 (« Санёк, спасибо за книгу!») нахожу обращение, помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь.
    А в предложении №10 автор использует вводное слово «конечно», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою уверенность в том, что говорит.
    Таким образом, утверждение А.А. Реформатского справедливо: именно синтаксис позволяет выполнить языку коммуникативную.
    79) Высказывание Л.В. Успенского я понимаю так: в языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Попытаюсь доказать это, используя текст В. Железникова.
    Например, в предложении №2 нахожу сравнительный оборот «как первый тёплый день». Автор, используя возможности лексики, передаёт мысль о том, как хороши были первые весенние цветы. Вот пример того, как грамматика, связав между собой слова, помогла выразить мысль.
    А предложение №34 («Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!») в данном тексте восклицательное. Следовательно, произносится оно с особой интонацией, очень эмоционально. Так автор, используя возможности синтаксиса, передаёт мысль о том, что герой очень раздосадован тем, что оказался, как он считает, в глупой ситуации, и в этом обвиняет маму. Вот пример того, как грамматика, связав между собой слова, помогла выразить мысль.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении №5 автор использует несколько запятых. Так, первая из них выделяет вводное слово «действительно», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою уверенность в том, что говорит. Вторая – отделяет друг от друга два простых предложения в составе сложносочинённого, помогая одно явление противопоставить другому.

  5. 5
    Текст добавил: Вечно молодой

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
    Лингвист Александр Александрович Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Данный раздел языка изучает построение связной речи, а значит, он помогает решать коммуникативную функцию.
    Важным синтаксическим приемом является диалог (форма речи, при которой и происходит общение), представленный в тексте Л. Пантелеева очень широко. Приведу примеры. Во-первых, предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я – майор…»), являющиеся репликами диалога, отличаются краткостью высказывания, свойственной разговорной речи. Во-вторых, в реплике диалога (предложение 37) нахожу обращение, помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь( – Товарищ караульный, – сказал командир).
    Таким образом, могу сделать вывод, что коммуникативную функцию в языке позволяет выполнять синтаксис.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 15 (2) (текст В. Тендрякова)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
    «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»,- так писал лингвист Александр Александрович Реформатский. Попытаюсь доказать достоверность высказывания на примере текста В. Тендрякова.
    Язык В.Тендрякова очень прост и доступен для понимания. Обратимся к такому разделу языкознания, как синтаксис. Показывая образ берёзки, писатель вводит в предложение однородные определения, которые помогают более точно описать деревце. Дюшка смотрел на «молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком» (1предложение). Герой в ожидании: вот-вот зародится новая жизнь. Ощущение чего-то таинственного и великого автор достигает через введение обособленного определения (4,8 предложения). Чувствуется гармоничное ощущение человека, прожившего долгую жизнь, таинственного мира природы.

  6. Во-первых, предложение 20 («Славный малый!») с восклицательным знаком выражает отношение Гвоздева к Алексею Мересьеву.
    Во-вторых, в предложении 21 «Экая силища в этом человеке!» этот знак в конце предложения используется для выражения восторга, восхищения силой духа безногого летчика.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что права С.И.Львова, утверждавшая, что каждый знак имеет свой «характер». И восклицательный знак в тексте – яркий тому пример!
    Опорный конспект
    Нужны ли нам знаки препинания? Как часто мы задаём себе этот вопрос, как часто мы огорчались, получив в очередной раз двойку за диктант или сочинение, в которых больше всего ошибок было на постановку запятых, тире, двоеточий…
    Мне кажется, без знаков пунктуации обойтись нельзя: они передают логику предложения, связь между частями предложения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла, могут быть средством выражения состояния пишущего.
    Основное назначение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Мы выделяем знаки завершения предложений, знаки выделения и разделения.
    Точка, вопросительный, восклицательный знаки и многоточие – это знаки завершения, знаки, указывающие на конец предложения. Запятая, двоеточие, тире, точка с запятой могут выполнять разделительную и выделительную функции. (см. таблицу).
    В тексте ……………………….. много различных знаков препинания. Рассмотрим подробнее, как они помогают автору связать текст, передать логику предложения, связь между его частями. Обратим внимание на предложение №… В нём запятая (тире, двоеточие и т. д.) выполняет …………………….. (разделительную, выделительную) функцию. В предложениях № , № … роль знаков препинания (каких конкретно) другая: ………………………………………………………….
    Говоря о роли знаков препинания можно вспомнить и об известном эпизоде, происшедшем с В. Гюго. (Кратко расскажи). Все мы знаем знаменитую историю с предложением «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой здесь зависит жизнь человеке.
    Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Не случайно К. Г. Паустовский называл их нотными знаками, на которых держится текст.
    Вариант 2 Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.
    Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.
    Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)
    Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.
    Тест 17
    «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Н. Шамфор

    По мнению французского писателя Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, и автор, и читатель – это два звена одной цепи. И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?
    По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить имитацию устной речи, выразить особое эмоциональное состояние говорящего, в данном случае женщины-начальницы, автор употребляет в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о том, что автор тщательно подбирал слова, чтобы вложить их в уста медсестры, циничной, жёсткой, оценивающей маленьких брошенных детишек как товар. Как не возмутиться, ведь она с таким спокойствием говорит о них: «Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много…»
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Н. Шамфор. Ведь автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы дать возможность нам, читателям, представить описываемые события, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания.
    Тест 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков
    1. В русском языке существует множество средств выразительности. Это метафоры, эпитеты, гиперболы … Авторы используют данные художественные приемы, чтобы «… привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Приведу примеры из текста.
    Так, в предложениях 4,6,7 встречаю лексические повторы: «приговаривая, приговаривая», «приговаривала, приговаривала», «гладила… и гладила», – помогающие А.А. Лиханову рассказать, как долго и упорно ухаживала вахтерша за Пряхиным.
    В предложении 5 нахожу метафору «расширенные болью зрачки», которая позволяет читателям ярче представить болезненное состояние Алексея.
    Таким образом, я согласна со словами лингвиста А. И. Горшкова: образность, эмоциональность и выразительность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.
    2.С детства помню фразу учителя: «Читай выразительно!» Это означало читать «с чувством, с толком, с расстановкой». В старших классах уже поняла, что выразительность речи – это ее эмоциональность и образность, которые должны помочь говорящему привлечь слушателя, завоевать его внимание. Приведу примеры, как «завоевывает внимание» читателя писатель А. Лиханов.
    Во-первых, солдат, спрашивая, как он сможет рассчитаться с тетей Груней, шутливо использует сказочные слова «златом-серебром», которые делают его речь образной, яркой, эмоциональной, чем и привлекают внимание читателя.
    Во-вторых, и речь женщины не уступает в эмоциональности. В предложении 19 тетя Груня, рассердившись на своего жильца, говорит о том, что люди должны быть милосердны и не помышлять о расчете, иначе (она употребляет метафору) люди бы «..весь бы мир в магазин превратили». Фраза этой простой женщины производит на нас сильное впечатление, запоминается.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Александр Иванович Горшков, утверждавший, что «…выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя…».
    Тест 19
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
    Борис Викторович Шергин

    1. Несомненно, «устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке», ведь устная речь – первичная, а письменная – вторичная, то есть редактированная и усовершенствованная. В письменной речи преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, причастные и деепричастные обороты. В устной же речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения, разговорные слова и выражения.
    Например, в предложении 1 нахожу причастный оборот «примостившись на заборе», который говорит о том, что перед нами письменная речь, а не устная.
    В предложениях 42 автор использует междометие «Фи!» для изображения того, как свистит мальчик. В жизни этот свист звучит, несомненно, по-другому, но перенесенный на бумагу и подвергнутый обработке он в тексте выглядит именно так.
    Таким образом, приведенные выше примеры и рассуждения показывают, что устная речь очень меняется под пером писателя.
    2.Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания, которые, участвуя в обработке устной речи, помогают «перенести» эти жесты и мимику на бумагу. Приведу примеры.
    В.Осеева активно использует в тексте такой синтаксический прием «русской недосказанности», как многоточие. Так, в предложении 18 «Подожди…я ей устрою штуку!» этот знак после слов Левки может обозначать многое! Возможно, в разговоре мальчик в тот момент что-то показал или изобразил жестом. Автор же, обработав фразу, поставил многоточие.
    В предложении 2 В. Осеева использует неполное предложение «Смотри-ка…рогатка у меня». Обрабатывая текст, она «выбрасывает» обращение и сказуемое, но читателю все понятно, так как эти синтаксические единицы заменяет многоточие.
    Синтаксис, считаю, значительно помогает писателю обработать « устную фразу, перенесенную на бумагу».

  7. (По В. Астафьеву) *
    * Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.
    Работаем с черновиком, используя схему:
    План работы
    I. Вступление
    II. Основная часть.
    III. Заключение
    Главные понятие в высказывании: язык, функция общения, синтаксис. Вспоминаем:
    Важнейшим средством человеческого общения является язык. Он выступает орудием общения, осуществляя коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Осуществить общение можно при помощи слов, которые строятся в словосочетания, предложения, предложения при письменном общении объединяются в текст. Словосочетание, предложения и текст – объекты изучения синтаксиса. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
    II. Аргументы. 1. Перед нами самая крупная единица синтаксиса –текст. Это текст, потому что все предложения в нём объединены по смыслу и грамматически. Тема текста – воздействие музыки на человека. Ей подчинён синтаксис.
    2. Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 34-42, это монолог Васи, 52-56).
    3. Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи. Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине.
    III. Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.
    Сочинение
    В высказывании А. А. Реформатского указывается на основную функцию языка. Язык служит средством общения между людьми. С помощью языка мы передаём друг другу свои мысли, чувства, переживания. Позволяет выполнить эту главную функцию синтаксис, то есть раздел языка, изучающий словосочетание, предложение и текст.
    Мне кажется, в справедливости утверждения
    А. А. Реформатского легко убедиться, анализируя любой текст, в том числе и текст В. П. Астафьева.
    Перед нами действительно текст, так как все предложения в нём связаны по смыслу и грамматически. Всё в этом рассказе подчинено теме огромного воздействия музыки на человека.
    Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 52-56).
    Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи (предложения 34-42). Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине.
    Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.
    Сочинение № 2
    C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания авторов книги «Знаки препинания» Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко: «Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Гранник,
    С. М. Бондаренко.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Текст из варианта № 1110. Государственная (итоговая) аттестация

  8. 7
    Вспоминаем изученное Единица коммуникативного синтаксиса – высказывание, т.е. отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию, соответствующий целям общения.
    8
    Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка: Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Единицы Уровни Предложение Синтаксический Части речи (словоформы)Морфологический Лексемы (слова)Лексический Морфемы (части слова)Морфемный Фонемы (звуки)Фонемный
    9
    Основные синтаксические единицы Словоформа это минимальная единица синтаксиса, слово в определенной грамматической форме. Словосочетание объединение двух или нескольких словоформ. Это назывная, номинативная единица. Предложение грамматически организованное объединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Сверхфразовое единство объединение нескольких предложений, призванных раскрыть одну микротему (например, строфа стихотворения). Текст композиционно завершенное произведение.
    10
    Синтаксические связи между синтаксическими единицами Подчинительная Сочинительная Предикативная (между главными членами предложения) Полупредикативная (связь, которая обнаруживается при обособлении второстепенных членов предложения) Присоединение (к основному высказыванию присоединяется вторичное высказывание)
    11
    Словоназывает предметы Словосочетаниеназывает отношения между предметами Простое предложение называет отдельные ситуации Сложное предложение называет отношения между ситуациями
    12
    Предложение как коммуникативная единица синтаксиса. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной для говорящего информации, ради сообщения которой он и высказывается. В коммуникативном плане предложение двучленно: в нем выделяются два компонента – тема, то есть исходный пункт высказывания, содержащий уже известную слушателю информацию, и рема, то есть сообщение о теме, та новая информация, ради сообщения которой и предпринимается высказывание. Рема есть ответ на действительный или подразумеваемый вопрос о теме предложения.
    13
    Классификация предложений по коммуникативной цели Все высказывания делятся на два основных типа: невопросительные (цель – передача информации) и вопросительные (цель – поиск информации). !.?!.?
    14
    Невопросительные высказывания Повествовательные (информирующие) Повествовательные высказывания содержат глагольные формы изъявительного или сослагательного наклонения. Фильм уже закончился. Я хотел бы посмотреть этот спектакль. Побудительные (побуждающие к действию) Побудительные высказывания содержат формы повелительного наклонения или инфинитив в императивном значении. Приходи поскорее! Стоять! Ни с места!
    15
    Классификация функционально-смысловых типов вопросительных высказываний. Вопрос направлен на поиск информации – общей или частной Что у вас нового? Как ты сдал экзамен? Вопросительные высказывания направлены на сообщение информации. Кто в силах удержать меня? Это ли не свидетельство его ума?
    16
    Кроме того… Синтаксис – языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице в предложении. Львова С.И.
    17
    Выразительные возможности синтаксиса Синтаксис текста может передавать дополнительную смысловую, эмоциональную информацию; вызывать различные состояния (напряженности, взволнованности, восхищения, радости, негодования и т.п.)
    18
    Экспрессивные возможности структуры предложения При оценке экспрессивности и художественного своеобразия текста можно сопоставить предложения из текста с абстрактной моделью идеального предложения: в ней предложение является двусоставным, полным, распространенным /очень незначительно/, неосложненным, с прямым порядком слов и типичными способами выражения членов. Чем больше отличается предмет анализа от модели, тем он интереснее в стилистическом отношении.
    19
    Исследуем текст Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов Выделяет отдельные слова, подчеркивает единство перечисляемого Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Градация Расположение однородных членов по возрастающей или убывающей значимости Последовательно усиливает или ослабляет названные предметы, явления, действия Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Инверсия Нарушение прямого порядка слов Привлекает внимание к самым важным в смысловом отношении словам Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Композици- онный стык Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее Выделяет слова, значимые в смысловом и эмоциональном плане
    20
    21
    Известный лингвист А. А. Реформатский утверждал, что в языке синтаксис выполняет функцию общения. В самом деле, сообщение позволяет передать такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль. Например, в предложении 38 составные именные сказуемые помогли читателю понять, кем стал дед для рассказчика и его друзей-футболистов, почему он покорил сердца мальчишек, сплотил их и создал настоящую команду. О том, какой она стала, можно узнать из предложения 43, где ряд однородных определений характеризует её : «самая честная, самая бесстрашная, дисциплинированная и … самая дружная команда района». Следовательно, утверждение А.А.Реформатского справедливо.
    22
    23
    Литература Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация М.: Просвещение, 1981 Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. М., Беловольская Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения. М., 2001 Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М., Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. -Л., Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. – М., Одинцов В.В. О языке художественной прозы.- М., Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. – М., Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *