Сочинение на тему что значит быть образованным человеком

10 вариантов

  1. Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя — совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием — чтобы чем-то стать, чтобы на свой собственный лад пребывать в мире. Как можно это описать
    Образование как способность ориентироваться в мире
    Образование начинается с любопытства. Убить в человеке любопытство значило бы лишить его самой возможности стать образованным. Любопытство — это неутолимое желание познавать мир, и мы можем обратить свой взгляд куда угодно: к звездному небу или вглубь вещества, к атомам и квантам; к бесконечному разнообразию окружающей природы или к поразительному строению человеческого организма; вспять к истории вселенной, Земли, человеческого общества или в будущее, к тому, что будет происходить с нашими планетами, нашими формами жизни и нашими представлениями о самих себе. Но о чем бы ни шла речь, мы всегда задаемся двумя вопросами: каковы факты и почему они именно таковы.
    Материал, открывающийся для познания, необъятен и растет с каждым днем. Заниматься своим образованием — не значит лихорадочно хвататься за все подряд. Наилучшее решение состоит в том, чтобы в общих чертах набросать карту всего того, что подлежит познанию и пониманию, и научиться добывать знания о каждой отдельной области на этой карте. У образования, тем самым, есть два измерения: мы изучаем мир и то, как его изучать.
    Здесь возникают два соображения, одинаково важные. Во-первых, надо иметь чувство пропорции. Чтобы быть образованным, совсем не обязательно знать точное число существующих на земле языков, достаточно представлять, что их количество ближе к 4 000, чем к 40. Китай — самая густонаселенная страна мира, но по площади — далеко не самая большая. Химические элементы не исчисляются сотнями, а скорость света не равна ни десяти, ни миллиону километров в секунду. Возраст вселенной — это миллиарды, а не миллионы лет. Начало Средних веков не совпадает с рождением Христа, а Новое время началось не сто лет назад. Нужно уметь также правильно оценивать значение отдельных личностей и их достижений. Луи Пастер сыграл более значительную роль в истории человечества, чем Пеле, а изобретение книгопечатания и лампы накаливания имело более важные последствия, чем появление бритвенного станка или пилочки для ногтей.
    Во-вторых, ориентироваться в мире нельзя без ощущения точности, т. е. представления о том, чтo есть точное знание или понимание предмета, идет ли речь о камнях или стихах, о болезни, о симфоническом произведении, о правовой системе, политическом движении или о какой-то игре. Каждый из нас может детально изучить лишь ничтожный фрагмент огромного мира. Но образование и не предполагает знания всего на свете. Образованный человек имеет представление о точности и сознает, что в различных областях знания она имеет совершенно разный смысл.
    Образование как просвещение
    Итак, образованный человек умеет ориентироваться в мире. Зачем это нужно «Знание — сила». Однако нельзя сказать, что образование дает власть. Сила знания заключается в ином: оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре — политиков или, скажем, рекламодателей.
    Однако ориентация в окружающем мире — это не единственный вид ориентации, предполагаемый образованием. Следует еще отдавать себе отчет в том, чтo есть знание и понимание и каковы их границы. Нужно постоянно задаваться вопросом: «Что, собственно, я знаю и понимаю» Иначе говоря, наше знание и понимание требуют постоянной ревизии. Надо все время спрашивать себя: «Насколько обоснованны мои убеждения Надежны ли доказательства Не иллюзорны ли они Какие аргументы корректны, а какие — не более чем словесные ухищрения» Знание, о котором мы сейчас говорим, — это знание второго порядка. Оно позволяет отличить поверхностных ученых от по-настоящему образованных; компетентных журналистов от легкомысленных, не знакомых с таким понятием, как критика источников. Подобное знание охраняет нас от суеверий. В каких ситуациях одно событие делает вероятным наступление другого Что такое закономерность в отличие от случайного совпадения Чем отличается истинное объяснение от ложного На эти вопросы мы обязаны ответить, когда, взвешивая все «за» и «против», вырабатываем свое отношение к прогнозам и предсказаниям, градом сыплющимся на нас со всех сторон. Человек, внимательный к подобным вещам, скептически относится не только к эзотерической литературе, но и ко всякого рода экономическим прогнозам, предвыборным обещаниям, психотерапевтическим манипуляциям, дерзновенным исследованиям человеческого мозга. Его раздражает птичий язык лженауки. Образованность — в таком понимании — позволяет отличить правильный ход мысли от пустой риторики. Это становится возможным потому, что у образованного человека входит в привычку постоянно задавать себе два вопроса: «Что конкретно имеется в виду» и «Откуда мы знаем, что дело обстоит именно так». Снова и снова спрашивая об этом, мы защищаем себя от навязчивой болтовни, промывки мозгов и всяческого сектантства; это обостряет наше восприятие действительности — в противовес слепому пристрастию к шаблонным мыслям и речам, модным поветриям и вопреки стадному инстинкту. Теперь нас никто не сможет провести или захватить врасплох: ни болтливые демагоги, ни учителя жизни, ни самовлюбленные журналисты. Это высокое благо можно назвать интеллектуальной неподкупностью.
    Образование как историческое сознание
    Просвещенное сознание образованного человека — это не только критическое сознание. Ему свойственно и такое качество, как историческая любознательность: как получилось, что мы думаем, говорим, чувствуем и живем именно так, а не иначе Из подобного любопытства вырастает мысль, что все могло сложиться совершенно по-другому, так как нашей культуре чужда метафизическая неизбежность. Таким образом, просвещенное сознание — это еще и осознание исторической случайности, которое выражается в умении несколько дистанцироваться от собственной культуры, взглянуть на нее со стороны: иронически и шутливо. Речь не идет о том, чтобы непременно поставить под сомнение наш собственный образ жизни. Нужно лишь отказаться от наивной и высокомерной мысли, будто именно наш жизненный уклад более всех остальных подобает человеку. Такая самоуверенность, составляющая суть имперской политики и миссионерства всех видов, — верный признак необразованности.
    Историческое сознание испытывает потребность заново осмыслить культуру, в которой оно сформировалось в силу случайных обстоятельств. В первую очередь это относится к языку. Познать нашу — людей, принадлежащих данной культуре, — историю значит прежде всего восстановить историю наших слов, поскольку человек — это говорящее животное и ничто точнее не определяет наше культурное своеобразие, чем слова, с помощью которых мы выражаем свое отношение к природе, к другим людям, к самим себе. Формы человеческой жизни оттиснуты конкретным языком, в слова которого облекается мировоззрение. Наше восприятие мира отражено в основных категориях, вокруг которых группируется язык. Как возникли эти категории, как они изменялись Первыми на ум приходят «дух», «душа», «сознание», «разум» — все то, что составляет исключительную принадлежность человека, его особое достоинство. История этих слов исполнена драматизма и весьма запутана, разобраться в ней — задача образованного человека. Схожая судьба у понятий «добро» и «зло», «вина» и «искупление», «уважение» и «достоинство», «свобода» и «справедливость». История слов показывает, как много неясных, отрывочных смыслов может таиться за простой звуковой оболочкой. Понятия «жестокость» и «страдание», «счастье» и «безмятежность» показывают, каким образом в немногих словах может кристаллизоваться культурный автопортрет человека. Слова, выражающие чувства, показывают, какими видят себя представители данной культуры. Различные формы жизни, а заодно и отношение к ним зачастую находят выражение в чеканных метафорах, и человек лишь тогда по-настоящему становится частью культуры, когда он усваивает слова нежности, бранные и непристойные слова, когда узнает, какие табу существуют в данном языке.
    Понимать культуру значит разбираться в ее моральных ценностях. Все мы вырастаем в среде с определенными нравственными принципами, требованиями и запретами. Мы впитываем их с воздухом родного дома и улицы, воспринимаем из фильмов и книг, которые потрясают и формируют нас. Все вместе это образует нашу нравственную личность, определяет наши нравственные реакции: возмущение, ненависть, муки совести. В начале жизни — и это говорит о серьезности и значимости морали — мы принимаем моральные принципы как некий абсолют, не допуская для них никакой альтернативы. Позднее, в процессе образования, мы осознаем, что в других странах, в других обществах и жизненных условиях люди имеют иное представление о добре и зле, что наши нравственные понятия содержат элемент случайного, что за пределами монотеистических религий такие категории, как, скажем, грех и смирение, теряют смысл, что месть не везде считается неприемлемой, что к страданию, смерти и счастью можно также относиться по-разному, что в некоторых культурах физические и моральные пороки искореняются немедленно, без мысли о том, что многое еще можно исправить и что впереди ждет еще один суд.
    Для верующих людей образование может стать настоящим потрясением. Их повергает в шок, что миллиарды землян не имеют истинной веры. И, конечно, очень тяжело признать очевидное: то, во что я верю, в какую церковь хожу, и даже мои моральные устои — всего лишь географическая и социальная случайность. Ведь сама суть религиозной веры несовместима с исторической случайностью, которая обесценивает веру, превращая религию в игралище культурных сил. Образование тем самым подрывает всякое мировоззрение как таковое. Оно приводит к осознанию условности всех установившихся форм жизни. Тоталитарные идеологии — и церковь в их числе — систематически подавляют этот аспект образования, отсюда — запреты на книги и путешествия. В исламе, например, отречение от религии карается смертной казнью. Образование разрушает метафизически-тоталитарную картину миру, религия для него — лишь одна из форм жизни, созданных людьми. Религия не содержит метафизической истины, она значима для идентификации личности, для решения вопроса, как мы хотим жить. Знакомство с другими религиями лишь на первый взгляд умаляет собственную веру, напротив, последняя может переживаться еще сильнее, коль скоро речь идет уже не о роковой предопределенности, а о нашем свободном выборе. Можно сказать, что человек становится взрослым, лишь когда постигнет и признает исторически случайный характер своей культурной и моральной идентификации. Я не могу в полной мере взять на себя ответственность за свою жизнь, пока подчиняюсь диктату внешней инстанции, определяющей, чтo я должен думать о любви и смерти, морали и счастье.
    Осознание роли исторической случайности дает очень многое: мы начинаем постигать разнообразие государственных институций и правовых систем, но не только. Нам открывается несходство человеческих представлений об интимной сфере и о том, чего принято стыдиться, мы наблюдаем разное отношение к телу, разные формы этикета и человеческого достоинства; люди повсюду иначе отмечают праздники и одеваются, по-иному относятся к наркотикам, по-своему плачут, смеются и острят, веселятся, выражают нежность и горе, у разных народов свои погребальные обряды, свои поводы для обиды или презрения, своя еда; мужчины и женщины всюду по-разному флиртуют и сближаются. Итак, быть образованным значит иметь представление о многогранности мира, уважать чужую культуру, отказаться от наивного чувства собственного превосходства.
    Человек, в указанном понимании образованный, наделен особой формой любопытства: его интересует, что сталось бы, говори он на другом языке, вырасти в другое время, в другом месте и климатическом поясе. Что бы произошло, если бы он выбрал другую профессию или принадлежал к другому социальному слою. Такой человек испытывает постоянную потребность путешествовать, чтобы тем самым расширить границы своей личности. Образование пробуждает интерес к документалистике.
    Выше я определил образование как способность ориентироваться в мире, просвещение, историческое мышление. Теперь я добавляю еще одно, наиболее мне близкое определение: человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми.
    Образование как способность к точному самовыражению
    Образованный человек — обязательно читатель. Но книжным червем или всезнайкой быть недостаточно. Встречаются, как ни странно, необразованные ученые. Отличие образованного человека в том, что он умеет меняться под воздействием чтения. «Значит, гуманизм ни от чего не спасает» — спрашивал Альфред?Андерш, имея в виду Генриха Гиммлера, родившегося в буржуазной гуманистически образованной семье. Ответ таков: гуманизм спасает только тех, кто не просто поглощает гуманистические произведения, но интимно их переживает, кто становится по прочтении другим человеком. Если человек рассматривает познание не как механическое накопление информации, приятное препровождение времени или путь к признанию в обществе, но как нечто способное изменить и расширить его личность, изменить поведение, — это верный признак образованности. Это касается не только текстов, значимых в моральном отношении. На образованного человека влияет и поэзия. И это отличает его от начитанного буржуа и обывателя.
    Человек, читающий специальную литературу и пытающийся выработать собственное суждение по поводу конкретного предмета, приобщается к целому хору голосов. Он больше не одинок. Когда он читает Вольтера, Фрейда, Бультмана или Дарвина, в нем нечто совершается. После чтения он начинает видеть мир по-другому, рассуждать о нем более тонко, обнаруживать в нем новые взаимосвязи.
    Читатель художественной литературы узнает нечто другое: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.
    Мы подошли к еще одному определению: образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно, поскольку познать сущность своего «Я» до конца невозможно.
    Образование как самопознание
    Есть личности, которым свойственно проблематизировать все, что касается их мнений, желаний и эмоций, а также самим заботиться о своем развитии. Образование опирается именно на эти личностные качества. Можно быть очень сведущим человеком, знать мир и прекрасно в нем ориентироваться. Но если при этом ты некритически к себе относишься и не умеешь работать над собой, тебя нельзя назвать по-настоящему образованным человеком.
    Образование можно рассматривать как самопознание: я могу не просто во что-то верить, чего-то желать или нечто чувствовать, но и задаваться вопросом — почему со мной происходит именно это, в чем причина этих мыслей и переживаний Когда мы анализируем свои мысли и мнения, возникает знание второго порядка, о котором мы говорили выше. Но теперь я хочу пойти дальше: подумать о своих желаниях и эмоциях. Почему я их испытываю Что их вызвало и чем они обусловлены Речь идет о том, чтобы разобраться в своих мыслях, чувствах и желаниях, а не просто пускать их на самотек. Нужно осмыслить свое прошлое и свои представления о будущем, т. е. позаботиться о создании и постоянном уточнении собственного образа. Образованный человек все время спрашивает себя: уверен ли я, что сложившийся у меня мой собственный образ не иллюзорен Имеем ли мы какой-то особый, привилегированный доступ к самим себе Открываем ли мы самих себя или изобретаем
    Образованный человек — таково мое следующее определение — знает себя и отдает себе отчет в том, как трудно добывается это знание. Он наблюдает свой образ со скептической зоркостью и все время поддерживает его как бы во взвешенном состоянии. Он сознает хрупкое многообразие своего внутреннего мира и не принимает социальную идентичность за подлинную.
    Образование как самоопределение
    Процесс образования не сводится к самопознанию. Нужно еще уметь оценивать собственные мысли, чувства и желания — с чем-то себя отождествлять, от чего-то отстраняться. В этом и состоит моя душевная целостность. Так мы высекаем для себя самих скульптурный портрет своей души.
    По разным причинам я не удовлетворен миром своих мыслей, чувств и желаний: возможно, мне не хватает широты и внутренней гармонии; возможно, я набиваю синяки и шишки, сталкиваясь с окружающей действительностью, или чужд самому себе. Поэтому мне необходимо «воспитание чувств» в самом широком смысле слова или, как прекрасно выражались в старину, «воспитание сердца» (Herzensbildung): все глубже постигая логику развития моей духовной жизни, я осознаю, что в моих мыслях, желаниях и чувствах нет ничего рокового — они вполне могут быть изменены и улучшены. Я начинаю понимать, что могу определять не только свои поступки, но также желания и чувства. Самоопределение не означает отрешение от мира, замыкание в некой внутренней крепости из боязни пагубных внешних воздействий. Я учусь совсем другому — различать те влияния, что отчуждают меня от самого себя, и те, что меня освобождают, приближая к самому себе. Любая форма психотерапии, которая не сводится к выработке или снятию условных рефлексов, способствует образованию этого рода.
    Самоопределение в этом смысле не означает наличия некоего внутреннего пьедестала, сидя на котором я управляю процессами, протекающими в моей душе. Дело в том, что я сам и есть совокупность этих процессов. Слова «я определяю себя» означают лишь то, что наличествует нескончаемая сеть сплетаемых и расплетаемых узлов — эпизодов, состояний и положений моей душевной жизни, — сеть, тождественная мне самому, и по непрерывно сменяющим друг друга моим собственным наброскам, черновикам и переделкам своего автопортрета я сужу о том, что происходит в моей внутренней жизни. Образованный человек сам определяет образ своей души — тем что неустанно, снова и снова переоценивает себя и готов переносить вырастающую из этого неуверенность в себе. Это и делает его субъектом по преимуществу.
    Образование как моральная восприимчивость
    Воспитание чувств, воспитание сердца имеют своим результатом и нечто другое — развитие моральной восприимчивости. Осознание того, что собственная культурная личность обусловлена случаем, рождает в человеке терпимость: не просто отчужденное примирение с чуждым, но подлинное, естественное уважение к другим нормам жизни. Не то чтобы это давалось легко. Бывает невыносимо, когда чужак нарушает привычные моральные запреты. Проявление жестокости приводит нас в ярость, но где-то в мире оно может быть абсолютно приемлемо. Образование — это трудное искусство балансирования между признанием чужого мировосприятия и неукоснительной приверженностью собственной морали. Нужно уметь выдерживать это внутреннее напряжение: образование требует бесстрашия.
    Мы уже отмечали: чем богаче язык описания эмоций и переживаний, тем тоньше чувствует человек. Тем глубже его отношения с окружающими. Прежде всего, это касается способности посмотреть на мир глазами другого. Она тоже является критерием образованности. Чем образованнее человек, тем лучше он может представить себя в положении другого. Образование развивает в человеке тонкое социальное воображение. Образование позволяет обнаружить скрытые формы давления, выявляет жестокость, которую человек раньше в себе не замечал. В этой своей форме оно служит заслоном от жестокости. Чтобы совершить то, что содеял Гиммлер, надо быть человеком, начисто лишенным фантазии.
    Образование как поэзия
    Обучение прагматично: человек приобретает знания и умения, чтобы потом чего-то достичь. Образование же — само по себе ценность, и этим оно похоже на любовь. Нельзя утверждать, что образование — это средство достижения счастья: ведь счастье не запланируешь. И, разумеется, так же неверно, что без образования не бывает счастья. Но все же есть счастливые переживания, непосредственно связанные с теми аспектами образования, которые мы описали. Испытываешь радость, если удается лучше разобраться в каком-то фрагменте действительности, чувство освобождения, когда стряхнешь с себя какой-нибудь тягостный предрассудок, удовольствие при чтении книги, бросающей луч света в глубь истории. Порой бываешь потрясен кинофильмом о совершенно чужой и незнакомой жизни, переживаешь душевный подъем, узнав новые слова, описывающие твой собственный опыт. Мы радостно изумляемся, когда вдруг начинаем лучше понимать себя, бываем окрылены, если удается бросить накатанную жизненную колею и тем самым убедиться в своей способности к самоопределению. Мы поражаемся, наблюдая, как вместе с обострением нашей нравственной восприимчивости расширяется и наш внутренний мир.
    Образование открывает нам новый аспект счастья: яркое постижение жизненного момента через поэзию, живопись, музыку. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в том многослойном целом, что зовется человеческой культурой. Тот, кто ощущает крайнюю насыщенность подобных мгновений, никогда не перепутает образование с обучением и не станет разглагольствовать о том, что цель образования — «подготовить себя к будущему».
    Образование и темперамент
    Образованного человека можно распознать по тому, как резко он реагирует на все, что препятствует его образованию. Реакции его столь остры, поскольку этим бывают затронуты все стороны образования: ориентация в мире, просвещение и самопознание, воображение, самоопределение, искусство, счастье. В отношении тех, кто намеренно воздвигает эти препятствия, невозможно оставаться снисходительным и невозмутимым. Бульварная пресса, помешанная на прибыли, может вызывать в нем только отвращение, поскольку разрушает все, о чем сказано выше. Человек образованный вообще болезненно реагирует на многое: его раздражает лживость рекламы и предвыборных кампаний, трескучие фразы и лицемерие всех видов и сортов, выспренняя риторика и насквозь циничная информационная политика военных властей, партийная пропаганда, надутый тон газет, мнящих себя очагами образования. Образованный человек в каждой мелочи видит проявление большого зла и вспыхивает всякий раз, когда другие это отрицают. Недаром говорят: мелочей не бывает.
    Биери Петер
    Источник: “Отечественные записки”

  2. Все мы в своей жизни проходим через школу – начальный этап нашего образования. Далее, выбираем свой путь: кто-то идет в колледж, кто-то в институт, а кто-то, возможно останавливается и идет работать по различным причинам. Но, можно ли назвать человека, который идет работать необразованным, потому что у него нет так называемой “корочки”? Кто-то скажет да. А кто-то скажет, что сначала нужно узнать этого человека, пообщаться с ним. Ведь “корочка” вовсе не гарант образованности. Безусловно, сейчас мы живем в таком мире, где считается, что образование равно диплому, а диплом равен образованию, но как много у нас в стране людей, которые, зачастую, имея документ об образовании, неспособны связать пару слов. Не знают наших великих классиков и их произведений. Разве такие люди являются образованными? Нет.
    Образованный человек, даже не имея диплома, знает многие вещи, способен поддержать интересную беседу. Он развивает себя, прогрессирует, узнает что-то новое для себя, растет.
    Лично я знаю человека, который по семейным обстоятельствам не смог получить заветный диплом. Ему пришлось оставить образование в институте и начать работать, чтобы содержать семью. Однако, он разбирается во многих вещах, является начитанным и интересным собеседником, которого хочется слушать и слушать.
    К сожалению, продвижению по карьерной лестнице ему мешает отсутствие той самой “корочки”, что довольно прискорбно. Жаль, что в нашей стране смотрят не на знания человека, а на наличие диплома. И выбирая между действительно толковым работником и просто человеком с документом – делают выбор в пользу последнего.
    Так что от реальности нам трудно скрыться, и приходится следовать установленным правилам. Но, я думаю, если у тебя есть возможность получить диплом – ей нужно воспользоваться. Однако, не нужно забывать о том, что необходимо стать в этом процессе, действительно, образованным человеком. Нужно развивать себя, интересоваться различными вещами, стремится дальше в познании и обучении.

  3. Образование как историческое сознание
    Просвещенное сознание образованного человека — это не только критическое сознание. Ему свойственно и такое качество, как историческая любознательность: как получилось, что мы думаем, говорим, чувствуем и живем именно так, а не иначе Из подобного любопытства вырастает мысль, что все могло сложиться совершенно по-другому, так как нашей культуре чужда метафизическая неизбежность. Таким образом, просвещенное сознание — это еще и осознание исторической случайности, которое выражается в умении несколько дистанцироваться от собственной культуры, взглянуть на нее со стороны: иронически и шутливо. Речь не идет о том, чтобы непременно поставить под сомнение наш собственный образ жизни. Нужно лишь отказаться от наивной и высокомерной мысли, будто именно наш жизненный уклад более всех остальных подобает человеку. Такая самоуверенность, составляющая суть имперской политики и миссионерства всех видов, — верный признак необразованности.
    Историческое сознание испытывает потребность заново осмыслить культуру, в которой оно сформировалось в силу случайных обстоятельств. В первую очередь это относится к языку. Познать нашу — людей, принадлежащих данной культуре, — историю значит прежде всего восстановить историю наших слов, поскольку человек — это говорящее животное и ничто точнее не определяет наше культурное своеобразие, чем слова, с помощью которых мы выражаем свое отношение к природе, к другим людям, к самим себе. Формы человеческой жизни оттиснуты конкретным языком, в слова которого облекается мировоззрение. Наше восприятие мира отражено в основных категориях, вокруг которых группируется язык. Как возникли эти категории, как они изменялись Первыми на ум приходят «дух», «душа», «сознание», «разум» — все то, что составляет исключительную принадлежность человека, его особое достоинство. История этих слов исполнена драматизма и весьма запутана, разобраться в ней — задача образованного человека. Схожая судьба у понятий «добро» и «зло», «вина» и «искупление», «уважение» и «достоинство», «свобода» и «справедливость». История слов показывает, как много неясных, отрывочных смыслов может таиться за простой звуковой оболочкой. Понятия «жестокость» и «страдание», «счастье» и «безмятежность» показывают, каким образом в немногих словах может кристаллизоваться культурный автопортрет человека. Слова, выражающие чувства, показывают, какими видят себя представители данной культуры. Различные формы жизни, а заодно и отношение к ним зачастую находят выражение в чеканных метафорах, и человек лишь тогда по-настоящему становится частью культуры, когда он усваивает слова нежности, бранные и непристойные слова, когда узнает, какие табу существуют в данном языке.
    Понимать культуру значит разбираться в ее моральных ценностях. Все мы вырастаем в среде с определенными нравственными принципами, требованиями и запретами. Мы впитываем их с воздухом родного дома и улицы, воспринимаем из фильмов и книг, которые потрясают и формируют нас. Все вместе это образует нашу нравственную личность, определяет наши нравственные реакции: возмущение, ненависть, муки совести. В начале жизни — и это говорит о серьезности и значимости морали — мы принимаем моральные принципы как некий абсолют, не допуская для них никакой альтернативы. Позднее, в процессе образования, мы осознаем, что в других странах, в других обществах и жизненных условиях люди имеют иное представление о добре и зле, что наши нравственные понятия содержат элемент случайного, что за пределами монотеистических религий такие категории, как, скажем, грех и смирение, теряют смысл, что месть не везде считается неприемлемой, что к страданию, смерти и счастью можно также относиться по-разному, что в некоторых культурах физические и моральные пороки искореняются немедленно, без мысли о том, что многое еще можно исправить и что впереди ждет еще один суд.
    Для верующих людей образование может стать настоящим потрясением. Их повергает в шок, что миллиарды землян не имеют истинной веры. И, конечно, очень тяжело признать очевидное: то, во что я верю, в какую церковь хожу, и даже мои моральные устои — всего лишь географическая и социальная случайность. Ведь сама суть религиозной веры несовместима с исторической случайностью, которая обесценивает веру, превращая религию в игралище культурных сил. Образование тем самым подрывает всякое мировоззрение как таковое. Оно приводит к осознанию условности всех установившихся форм жизни. Тоталитарные идеологии — и церковь в их числе — систематически подавляют этот аспект образования, отсюда — запреты на книги и путешествия. В исламе, например, отречение от религии карается смертной казнью. Образование разрушает метафизически-тоталитарную картину миру, религия для него — лишь одна из форм жизни, созданных людьми. Религия не содержит метафизической истины, она значима для идентификации личности, для решения вопроса, как мы хотим жить. Знакомство с другими религиями лишь на первый взгляд умаляет собственную веру, напротив, последняя может переживаться еще сильнее, коль скоро речь идет уже не о роковой предопределенности, а о нашем свободном выборе. Можно сказать, что человек становится взрослым, лишь когда постигнет и признает исторически случайный характер своей культурной и моральной идентификации. Я не могу в полной мере взять на себя ответственность за свою жизнь, пока подчиняюсь диктату внешней инстанции, определяющей, чтo я должен думать о любви и смерти, морали и счастье.
    Осознание роли исторической случайности дает очень многое: мы начинаем постигать разнообразие государственных институций и правовых систем, но не только. Нам открывается несходство человеческих представлений об интимной сфере и о том, чего принято стыдиться, мы наблюдаем разное отношение к телу, разные формы этикета и человеческого достоинства; люди повсюду иначе отмечают праздники и одеваются, по-иному относятся к наркотикам, по-своему плачут, смеются и острят, веселятся, выражают нежность и горе, у разных народов свои погребальные обряды, свои поводы для обиды или презрения, своя еда; мужчины и женщины всюду по-разному флиртуют и сближаются. Итак, быть образованным значит иметь представление о многогранности мира, уважать чужую культуру, отказаться от наивного чувства собственного превосходства.
    Человек, в указанном понимании образованный, наделен особой формой любопытства: его интересует, что сталось бы, говори он на другом языке, вырасти в другое время, в другом месте и климатическом поясе. Что бы произошло, если бы он выбрал другую профессию или принадлежал к другому социальному слою. Такой человек испытывает постоянную потребность путешествовать, чтобы тем самым расширить границы своей личности. Образование пробуждает интерес к документалистике.
    Выше я определил образование как способность ориентироваться в мире, просвещение, историческое мышление. Теперь я добавляю еще одно, наиболее мне близкое определение: человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми.
    Образование как способность к точному самовыражению
    Образованный человек — обязательно читатель. Но книжным червем или всезнайкой быть недостаточно. Встречаются, как ни странно, необразованные ученые. Отличие образованного человека в том, что он умеет меняться под воздействием чтения. «Значит, гуманизм ни от чего не спасает» — спрашивал Альфред?Андерш, имея в виду Генриха Гиммлера, родившегося в буржуазной гуманистически образованной семье. Ответ таков: гуманизм спасает только тех, кто не просто поглощает гуманистические произведения, но интимно их переживает, кто становится по прочтении другим человеком. Если человек рассматривает познание не как механическое накопление информации, приятное препровождение времени или путь к признанию в обществе, но как нечто способное изменить и расширить его личность, изменить поведение, — это верный признак образованности. Это касается не только текстов, значимых в моральном отношении. На образованного человека влияет и поэзия. И это отличает его от начитанного буржуа и обывателя.
    Человек, читающий специальную литературу и пытающийся выработать собственное суждение по поводу конкретного предмета, приобщается к целому хору голосов. Он больше не одинок. Когда он читает Вольтера, Фрейда, Бультмана или Дарвина, в нем нечто совершается. После чтения он начинает видеть мир по-другому, рассуждать о нем более тонко, обнаруживать в нем новые взаимосвязи.
    Читатель художественной литературы узнает нечто другое: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.
    Мы подошли к еще одному определению: образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно, поскольку познать сущность своего «Я» до конца невозможно.
    Образование как самопознание
    Есть личности, которым свойственно проблематизировать все, что касается их мнений, желаний и эмоций, а также самим заботиться о своем развитии. Образование опирается именно на эти личностные качества. Можно быть очень сведущим человеком, знать мир и прекрасно в нем ориентироваться. Но если при этом ты некритически к себе относишься и не умеешь работать над собой, тебя нельзя назвать по-настоящему образованным человеком.
    Образование можно рассматривать как самопознание: я могу не просто во что-то верить, чего-то желать или нечто чувствовать, но и задаваться вопросом — почему со мной происходит именно это, в чем причина этих мыслей и переживаний Когда мы анализируем свои мысли и мнения, возникает знание второго порядка, о котором мы говорили выше. Но теперь я хочу пойти дальше: подумать о своих желаниях и эмоциях. Почему я их испытываю Что их вызвало и чем они обусловлены Речь идет о том, чтобы разобраться в своих мыслях, чувствах и желаниях, а не просто пускать их на самотек. Нужно осмыслить свое прошлое и свои представления о будущем, т. е. позаботиться о создании и постоянном уточнении собственного образа. Образованный человек все время спрашивает себя: уверен ли я, что сложившийся у меня мой собственный образ не иллюзорен Имеем ли мы какой-то особый, привилегированный доступ к самим себе Открываем ли мы самих себя или изобретаем
    Образованный человек — таково мое следующее определение — знает себя и отдает себе отчет в том, как трудно добывается это знание. Он наблюдает свой образ со скептической зоркостью и все время поддерживает его как бы во взвешенном состоянии. Он сознает хрупкое многообразие своего внутреннего мира и не принимает социальную идентичность за подлинную.
    Образование как самоопределение
    Процесс образования не сводится к самопознанию. Нужно еще уметь оценивать собственные мысли, чувства и желания — с чем-то себя отождествлять, от чего-то отстраняться. В этом и состоит моя душевная целостность. Так мы высекаем для себя самих скульптурный портрет своей души.
    По разным причинам я не удовлетворен миром своих мыслей, чувств и желаний: возможно, мне не хватает широты и внутренней гармонии; возможно, я набиваю синяки и шишки, сталкиваясь с окружающей действительностью, или чужд самому себе. Поэтому мне необходимо «воспитание чувств» в самом широком смысле слова или, как прекрасно выражались в старину, «воспитание сердца» (Herzensbildung): все глубже постигая логику развития моей духовной жизни, я осознаю, что в моих мыслях, желаниях и чувствах нет ничего рокового — они вполне могут быть изменены и улучшены. Я начинаю понимать, что могу определять не только свои поступки, но также желания и чувства. Самоопределение не означает отрешение от мира, замыкание в некой внутренней крепости из боязни пагубных внешних воздействий. Я учусь совсем другому — различать те влияния, что отчуждают меня от самого себя, и те, что меня освобождают, приближая к самому себе. Любая форма психотерапии, которая не сводится к выработке или снятию условных рефлексов, способствует образованию этого рода.
    Самоопределение в этом смысле не означает наличия некоего внутреннего пьедестала, сидя на котором я управляю процессами, протекающими в моей душе. Дело в том, что я сам и есть совокупность этих процессов. Слова «я определяю себя» означают лишь то, что наличествует нескончаемая сеть сплетаемых и расплетаемых узлов — эпизодов, состояний и положений моей душевной жизни, — сеть, тождественная мне самому, и по непрерывно сменяющим друг друга моим собственным наброскам, черновикам и переделкам своего автопортрета я сужу о том, что происходит в моей внутренней жизни. Образованный человек сам определяет образ своей души — тем что неустанно, снова и снова переоценивает себя и готов переносить вырастающую из этого неуверенность в себе. Это и делает его субъектом по преимуществу.
    Образование как моральная восприимчивость
    Воспитание чувств, воспитание сердца имеют своим результатом и нечто другое — развитие моральной восприимчивости. Осознание того, что собственная культурная личность обусловлена случаем, рождает в человеке терпимость: не просто отчужденное примирение с чуждым, но подлинное, естественное уважение к другим нормам жизни. Не то чтобы это давалось легко. Бывает невыносимо, когда чужак нарушает привычные моральные запреты. Проявление жестокости приводит нас в ярость, но где-то в мире оно может быть абсолютно приемлемо. Образование — это трудное искусство балансирования между признанием чужого мировосприятия и неукоснительной приверженностью собственной морали. Нужно уметь выдерживать это внутреннее напряжение: образование требует бесстрашия.
    Мы уже отмечали: чем богаче язык описания эмоций и переживаний, тем тоньше чувствует человек. Тем глубже его отношения с окружающими. Прежде всего, это касается способности посмотреть на мир глазами другого. Она тоже является критерием образованности. Чем образованнее человек, тем лучше он может представить себя в положении другого. Образование развивает в человеке тонкое социальное воображение. Образование позволяет обнаружить скрытые формы давления, выявляет жестокость, которую человек раньше в себе не замечал. В этой своей форме оно служит заслоном от жестокости. Чтобы совершить то, что содеял Гиммлер, надо быть человеком, начисто лишенным фантазии.
    Образование как поэзия
    Обучение прагматично: человек приобретает знания и умения, чтобы потом чего-то достичь. Образование же — само по себе ценность, и этим оно похоже на любовь. Нельзя утверждать, что образование — это средство достижения счастья: ведь счастье не запланируешь. И, разумеется, так же неверно, что без образования не бывает счастья. Но все же есть счастливые переживания, непосредственно связанные с теми аспектами образования, которые мы описали. Испытываешь радость, если удается лучше разобраться в каком-то фрагменте действительности, чувство освобождения, когда стряхнешь с себя какой-нибудь тягостный предрассудок, удовольствие при чтении книги, бросающей луч света в глубь истории. Порой бываешь потрясен кинофильмом о совершенно чужой и незнакомой жизни, переживаешь душевный подъем, узнав новые слова, описывающие твой собственный опыт. Мы радостно изумляемся, когда вдруг начинаем лучше понимать себя, бываем окрылены, если удается бросить накатанную жизненную колею и тем самым убедиться в своей способности к самоопределению. Мы поражаемся, наблюдая, как вместе с обострением нашей нравственной восприимчивости расширяется и наш внутренний мир.
    Образование открывает нам новый аспект счастья: яркое постижение жизненного момента через поэзию, живопись, музыку. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в том многослойном целом, что зовется человеческой культурой. Тот, кто ощущает крайнюю насыщенность подобных мгновений, никогда не перепутает образование с обучением и не станет разглагольствовать о том, что цель образования — «подготовить себя к будущему».
    Образование и темперамент
    Образованного человека можно распознать по тому, как резко он реагирует на все, что препятствует его образованию. Реакции его столь остры, поскольку этим бывают затронуты все стороны образования: ориентация в мире, просвещение и самопознание, воображение, самоопределение, искусство, счастье. В отношении тех, кто намеренно воздвигает эти препятствия, невозможно оставаться снисходительным и невозмутимым. Бульварная пресса, помешанная на прибыли, может вызывать в нем только отвращение, поскольку разрушает все, о чем сказано выше. Человек образованный вообще болезненно реагирует на многое: его раздражает лживость рекламы и предвыборных кампаний, трескучие фразы и лицемерие всех видов и сортов, выспренняя риторика и насквозь циничная информационная политика военных властей, партийная пропаганда, надутый тон газет, мнящих себя очагами образования. Образованный человек в каждой мелочи видит проявление большого зла и вспыхивает всякий раз, когда другие это отрицают. Недаром говорят: мелочей не бывает.
    ОБРАЗОВАНИЕ или ОБРАЗОВАННОСТЬ?
    Левакова И.В.
    Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):
    Новая государственная стратегия в развитии образования
    Инновационная экономика и подготовка специалистов
    Новая парадигма среднего образования
    Современные тенденции образования
    Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия в русском языке. Почему эти понятия не идентичны? Недаром русский язык называют великим и могучим, он способен передать не только информацию, но также оттенки, иронию, иносказание и многое другое. Понятие «образованный человек» было заменено понятием «человек с высшим образованием» или «человек, имеющий диплом о высшем образовании» скорее всего, в советские времена. Почему? Потому, что иметь – не значит быть. Возможно, это есть результат нашей системы образования, которую мы до сих пор считаем одной из лучших в мире.
    Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же мы так плохо жили? Мы все прекрасно знаем, что деньги вкладывали в военно-промышленный комплекс, в развитие науки, в освоение космоса. Где же результат? Приоритет в освоении космоса за нами, но у нас нет ни конкурентоспособных технологий, ни конкурентоспособной военной техники. Отсутствие результата вряд ли можно объяснить тем, что наши ученые настолько бездарны, что несмотря на огромные затраты, не смогли создать ничего стоящего.
    Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же у нас всегда была (и остается на сегодняшний день) низкая производительность труда? Вряд ли это можно объяснить тем, что все мы мало работаем.
    Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему советские студенты не протестовали против существующего тоталитарного режима? Студенчество всегда считалось самой прогрессивной частью общества. Студенческие волнения будоражили царскую Россию, происходили и происходят во многих странах мира, а в нашей стране студентов почему-то все устраивало и устраивает. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша молодежь самая инертная и пассивная часть общества.
    Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему целый народ облапошили в «эпоху перестройки»? Образованные люди с упоением читали разгромные статьи в журналах и делились впечатлениями об увиденном по телевизору, а пока они были заняты обсуждением того, что творилось в стране полвека назад, страны не стало, «национальную собственность» поделили по справедливости и начался период «шоковой терапии». Образованные люди восприняли все как должное, убеждали себя и друг друга в том, что «другого пути не дано», начали вписываться в «рыночные отношения», забыв про свое «лучшее в мире образование» и пытаясь заниматься челночно-кооперативным бизнесом. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша интеллигенция неспособна самостоятельно мыслить и реально оценивать действия власти.
    Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему мы не знаем иностранного языка? Мы учим иностранный язык в школе, в институте. Язык мы изучаем примерно лет десять, а говорить не умеем, в лучшем случае «читаю и перевожу со словарем». Приезжаем в другую страну и наблюдаем, что малообразованные торговцы в магазинах и официанты более или менее свободно изъясняются по-английски, а мы не можем. Вряд ли это можно объяснить тем, что мы самый неспособный к языкам народ.
    Список вопросов можно продолжить до бесконечности. Конечно, недостатки нашей жизни нельзя объяснить исключительно пороками системы образования, но хотелось бы, чтобы исчезло понятие «человек с высшим образованием» и осталось понятие «образованный человек».
    В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это не только получение «знаний, умений и навыков», но и воспитание, причем воспитание имеет приоритетное значение.
    Возможно, те вопросы, которые остались без ответа, возникли из-за того, что воспитание в рамках нашей системы образования ставило и ставит своей целью воспитание не свободно мыслящего человека, а человека-марионетки. Такая марионетка неспособна самостоятельно мыслить, следовательно, неспособна к творчеству, протесту, она живет по навязанным кем-то стереотипам. Стереотипы могут быть разные. Можно работать ради того, чтобы строить светлое коммунистическое общество, а можно работать ради того, чтобы зарабатывать деньги и потреблять, потреблять, потреблять… В конечном счете, это неважно. Важно то, что образованный человек жизненные приоритеты определяет сам, а человеку с высшим образованием они навязываются сверху и он их безропотно принимает, как аксиому. Так стоит ли утверждать, что существующая система образования является одной из лучших в мире?


    Ема 11. ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
    11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
    11.2. Образование – всеобщая форма развития личности и общества
    11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
    11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
    11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
    11.6. Философские и психологические концепции образования
    11.7. Проблема таксономии образовательных целей
    11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
    Список рекомендуемой литературы
    ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
    11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
    Измерения человеческого существования
    Проблема смысла человеческого существования
    Представления о ценности образования и базовых ценностях общества
    Ценности образования в российской педагогической школе
    Образование – всеобщая форма развития личности и общества
    Связь образования и культуры
    Образование как система
    Тенденции развития современного образования
    Связь образования и культуры
    Образование – это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время – это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования – развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.
    Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является “культуросообразность“. При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.
    Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению “природосообразности” обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только “идя по стопам природы”, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип “культуросообразности”, императивно сформулированный еще А. Дистервегом: “Обучай культуросообразно!”, означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.
    Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:
    постфигуративную,
    кофигуративную,
    префигуративную.
    При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной “преемственности жизни”, прожитое взрослыми – это “схема будущего для их детей”. Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.
    Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широкок – у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом вид кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником – ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.
    Префигуративная культура, “где взрослые учатся также у своих детей”, отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.
    Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся “образовательным” стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.
    К НАЧАЛУ ПУНКТА
    Образование как система

  4. Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.
    Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.
    Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.
    Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! — пишет нам один рабочий. — Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.
    Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.
    Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

  5. Жизнь человека и его поступки настолько значимы, насколько он образовен, насколько развиты его умственные способности. Ведь недаром по латыне мы называемся «гомо сапиенс», что значит человек разумный. Без знаний интересы человека становятся мелкими, его душа и он сам пустеют. Он становится примитивным на уровне амёбы: главное, ублажить свою плоть в физиологических потребностях. В этом низменном стремлении он способен только потреблять, и разрушать всё вокруг себя. Пустота души убивает все истоки прекрасного, убивает стремления, мечты. Нужно ли такое человекоподобное существо развивающемуся обществу? Вряд ли…
    «Ох, уж эта учёба!»–часто говорим мы, устав от занятий в школе, институте. Так хочется отвлечься, поиграть с друзьями, просто полениться.
    Да, человек отличается от всех остальных существ на Земле способностью думать, осмысливать происходящее и своё поведение. И нет для человеческого разума ничего страшнее незнания. А следовательно, нет ничего страшнее душевной и физической лени. Ведь как можно обогатить свои знания, научиться мыслить, если не прилагать усилий, не заниматься, не работать над собой?
    Разуму всё время нужно работать, и тогда с каждым днём перед ним открываются всё более широкие горизонты—так считал великий древнегреческий философ Демокрит. Сам учёный прожил на земле более века, не страдая старческим слабоумием и маразмом. Его мозг постоянно работал и стремился к получению новых знаний. Такие мудрецы, как Демокрит, проложили первые тропинки в мировой науке.
    Один из выдающихся мыслителей сказал:»Не преувеличивайте значение моих работ. Я карлик, но стоял на плечах гигантов».
    И действительно, эстафета знаний передаётся из поколения к поколению. И на достижения предшественников опираются новые поколения учёных, идущие вперёд во всех областях знаний. Сейчас прогресс достиг небывалых вершин по сравнению с тем, что было ещё несколько лет назад.
    Так что заниматься своим образованием и внутренним миром нужно в первую очередь для себя, для своего будущего. Иначе ты останешься в стороне от жизни и не оставишь в ней никого следа.
    Свою жизнь человек должен прожить сам, и стараться не быть в ней бесполезным балластом.
    Так зачем же нужно быть образованным человеком? И для чего вообще мы живём? Чем раньше мы задумываемся над этим, тем интереснее будет жизнь, и проживём мы её с большей пользой и для себя, и для окружающих.

  6. Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт — то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни.
    Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо — глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на эту самую нашу советь.
    Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать:
    – Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки — бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «принятие» — умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «терпимость» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.
    – Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью, поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
    – Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления, поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
    – Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования, что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.
    Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.
    Как можно видеть знание фактов — лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.
    ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК — ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЕЛЬ
    Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.
    Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.
    К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это — воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети. Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге — она учит нас творить!
    Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.
    Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным — это,в первую очередь значит научиться учиться, и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.

  7. Я считаю, что в нашем мире важнее Быть мудрым. Между образованностью и мудростью существует разница. Образованным тоже неплохо стать: важно хорошо учиться в школе, читать хорошие книги и смотреть фильмы, в которых есть искорка разума.
    Но я подчеркиваю, что Мудрым быть важнее. Во-первых, мудрость – это разумность человека, умение правильно принимать решения в жизни. Человек, который является мудрым, хорошо усваивает знания и умеет применять их на практике. То есть, можно увидеть, что сфера мудрости для человека в жизни шире, чем сфера образования.
    Ведь образование – это просто процесс усвоения знаний, формирования характера личности.
    Во-вторых, мы часто можем наблюдать, как необразованный человек в некоторых случаях Оказывается мудрее, чем образованный. Ведет себя мягче, разумнее и человечнее, чем человек образованный. И результат деятельности такого человека должен быть лучше.
    При этом я не исключаю образованности. Очень полезно после школы продолжить обучение, возможно, в университете. А если не получится, то в колледже тот же: он дает уровень образования выше, чем профессиональные лицеи. Хорошее образование дает человеку много ценных
    знаний и умений.

    Сочинение на тему: В современном мире важно быть образованным

    вариант № 2
    По моему мнению, в современном мире очень важно быть Образованным. Настолько, насколько важно быть мудрым. Я ставлю между этими двумя качествами человека знак равенства, хотя они отличаются друг от друга.
    Мою точку зрения можно подтвердить несколькими аргументами. Мудрость – мера усвоения знаний человеком и умение грамотно применить эти знания. А образованность определяется в словаре как уровень принятия человеком культурного наследия человечества, то есть, ценностей, знаний, умений, навыков.
    То есть, характеристики образованности или мудрости очень похожи. И я не вижу причины, чтобы отдавать первенство только одной из них.
    Во-вторых, в современном мире я не мыслю настоящей мудрости без Образованности. Определенный уровень образования сейчас нужен везде: для трудоустройства, создания собственного бизнеса, получения высшего уровня образования, даже успешного пользования бытовыми приборами. Да что там – чтобы прочитать хотя бы одну книгу, надо уже иметь определенный уровень образования!
    Я считаю мудрее тех людей, которые получили Хорошее образование, потому что они стремились к нему, тянулись к знаниям. Я понимаю под образованностью не пластиковый диплом, а уровень развития человека. Можно получить неплохое образование в колледже, а можно просидеть пять лет на стуле в университете, и не приложить никаких усилий к учебе и после не стать умнее.
    Итак, я считаю, что стоит быть образованным и мудрым одновременно. Это близкие понятия, поэтому в равной степени важно и то, и другое. И я рад, что наша страна богата людей образованных и мудрых. Ведь не все страны мира вообще могут похвастаться тем, что большинство их жителей – люди мудрые и грамотные.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Что важнее: кем быть или каким быть? План 1. Мечты о будущем. 2. “Добрыми будем – тогда и выйдем в люди”: А) сложность выбора профессии; Б) в любых ситуациях оставаться человеком. 3. Главное – найти себя. Человек…
    Сочинение на тему “Современно ли быть воспитанным?” В современном мире мы все чаще встречаемся с людьми, чье поведение заставляет нас задуматься над тем, что Воспитанность становится редкой чертой. К сожалению, все чаще, проезжая в общественном транспорте, замечаем,…
    Сочинение на тему “Что значит быть современным?” Современный, нынешний, реальный – все эти слова в определенном контексте могут означать “то, что существует в настоящее время”. Эпохи меняются, годы проходят. Кажется, что время не остановится никогда. В двадцать…
    Сочинение на тему: Что важнее семья или работа? Как мне кажется, семья важнее работы. Семья – это не просто слово, не просто обозначение того, что мужчина и женщина женаты и у них есть дети. Семья – это нечто…
    Сочинение на тему: Модно ли быть отличником? Мы растем и живем в период сверхбыстрого потока информации, во времена величественных достижений. И для того, чтобы успевать за всеми масштабными изменениями, надо хорошенько поработать. Конечно, всего сразу достичь невозможно,…
    Сочинение “Учителем начальных классов должен быть только настоящий человек” Есть профессия в мире – Сердце отдавать детям! Школьные годы – время, которое мы всегда вспоминаем с улыбкой на лице, это тот период, который будет жить в нашей памяти вечно….
    Сочинение на тему: Кем быть Я очень хочу стать фотографом. Когда я начала делать фото с помощью телефона, я поняла, что мне это очень нравится. Я фотографировала людей, животных, природу и даже еду! Именно тогда…
    Сочинение на тему: Быть другом – это искусство У каждого из нас есть люди, с которыми мы близко общаемся и называем их друзьями. Нам весело с ними, они делают нашу жизнь более насыщенной. Мы не можем представить своей…
    Сочинение на тему: Быть человеком Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот…
    Сочинение на тему: Каким должен быть настоящий человек? “Человек – звучит гордо” – это, кажется, довольно известное и распространенное выражение, которое мы часто слышим из уст близких людей или авторов известных литературных произведений. И мы вдумываемся в значения…
    Сочинение на тему “Образование, культура и цивилизация” Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше…
    КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий…
    Сочинение “Деньги не самое главное в жизни” Почти все люди хотят заработать как можно больше денег, чтобы иметь возможность делать все, что они хотят. В современном мире есть много вещей, которые мы можем купить. В то же…
    Кем быть? План 1. “Открытие мира”. 2. Человек славен трудом. 3. Важный жизненный вопрос. 4. Выбор на всю жизнь. Я боюсь не уметь – Ремесла не иметь; Не кроить и не шить,…
    “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”) “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”) Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно,…
    Сочинение на тему: “В чем проявляется патриотизм?” Не понимаю, как можно не любить страну, в которой ты родился и рос, в которой впервые полюбил и впервые простил, в которой встречал и прощался. Не понимаю. Родина – это…
    Легко ли быть добрым? План 1. Доброта – основа жизни. 2. Добрый человек в современном обществе: А) Что значит быть добрым? Б) Нужно ли быть добрым? 3. Спешите творить добрые дела. Будь добрым, в…
    ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ВОЙНЕ И МИРЕ КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В “ВОЙНЕ И МИРЕ” Уже почти с первых страниц романа можно понять, что Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Толстой показывает ее в…
    Сочинение на тему: Природные ресурсы Хватит человечеству Природных ресурсов для нормальной жизни? То есть энергоносителей, полезных ископаемых, чистой воды, плодородной земли? Это сложный вопрос, часто ответ на него требует много знаний. Я попробую высказать свое…
    Сочинение на тему: “Основные проблемы современного общества” Проблем в современном обществе очень много. Пытаясь решить проблемы, человечество создает много других проблем в мире. Рассмотрим главные проблемы, образовавшиеся в современном обществе. Первая Проблема общества демографический рост, который возник…
    Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной…
    МОТИВЫ ИГРЫ И ТЕАТРА В “ВОЙНЕ И МИРЕ” Л. Н. ТОЛСТОГО КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ МОТИВЫ ИГРЫ И ТЕАТРА В “ВОЙНЕ И МИРЕ” Л. Н. ТОЛСТОГО Мотивы игры, маски, маскарада, театра в мировой литературе едва ли не столь же древние, как…
    Сочинение на тему: Стоит жаловаться на судьбу, или она в наших руках Я считаю, что на долю жаловаться не стоит. Каждый человек и в самом деле, образно говоря, держит свою Судьбу своими собственными руками. Конечно, это выражение-метафора: просто за свою судьбу каждый,…
    Сочинение на тему: Роль друзей в жизни каждого человека Я считаю, что в жизни каждого человека должны быть Друзья. Ведь друзья нужны всем, даже тем, кто говорит, что обойдется без них. Друг – это не просто человек, с которым…
    Сочинение на тему: Век живи – век учись Народная мудрость призывает учиться всю свою жизнь, никогда не отказываться от обучения чего-то нового. И касается это не только тех, кто не доучился, как следует в школе или университете. Мудрость…
    Сочинение: Стоит откладывать лучшее в жизни на завтра? Я считаю, что Откладывать жизнь на завтра не нужно. Не стоит отодвигать свои добрые поступки на потом. Все мудрые люди говорят, что жизнь коротка, поэтому важно успеть сделать все хорошее,…
    Проблема образования Сейчас я бы хотел рассмотреть Проблему образования. А, именно, проблему невозможности создания максимально идеальной системы образования. Данная проблема имеет очень распространенный характер. Судить об ее актуальности можно по нескольким источникам….
    КАК ВАЖНО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ Честность – одна из главных добродетелей. Ложь, равнодушие, цинизм, предательство – все это мы именуем злом. А честность, любовь, преданность – добром, нравственными ценностями. Быть честным – значит жить по…
    ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО БЫТЬ САМОЛЮБИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ? Что такое самолюбие? Хорошо ли это – любить самого себя? И должен ли человек вообще себя любить? Любить себя – значит ощущать свою ценность, понимать, что ты неповторимая индивидуальность, защищать…
    Сочинение на тему: Важность общения в нашей жизни Общение является очень важной составляющей жизни человека. Мы постоянно находимся в круговороте общения – дома, в школе, на улице мы встречаемся и разговариваем с большим количеством людей, близких и малознакомых….
    Сочинение “Что в современном мире важнее – быть образованным или мудрым”

  8. Вы согласны или не согласны со следующим утверждением? Все студенты должны в обязательном порядке изучать искусство и музыку в средней школе. Используйте конкретные причины поддержать ваш ответ.
    Как говорил А. В. Луначарский: «Образованный человек — это человек, в котором доминирует образ человеческий», т. е. человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо. Мы много внимания уделяем умственному воспитанию детей. Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное и опасность заключается не в том, что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнет думать, как машина.
    Действительно, если человека лишить эмоций, то он превратится в робота. Он перестанет мечтать, любить и надеяться. Одним из главных средств эмоционального развития является музыкальное искусство, для которого язык эмоций – родной язык. Приобщение к музыке важно начинать с раннего детства. У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Дети обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
    Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю. Слушая музыку, дети стараются выразить чувства, охватившие их при этом, учатся доброте, душевной тонкости. Исследования ученых показали, что дети, занимающиеся музыкой, обладают хорошей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве. Занятия музыкой вырабатывают высокую степень концентрации внимания, таким детям легко дается учеба, они успевают сделать больше других детей за то же самое время, таким образом, у них остаётся больше свободного времени. Ученые констатируют, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.
    В школе, где учитель относится творчески к урокам, открывается путь к формированию способностей личности. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах необходимо, для познания жизни, для того, чтобы научить постигать опыт великого наследия. Именно в области искусства ребенок с самого начала обучения может приобрести успешный, полноценный опыт самостоятельного творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Этот опыт незаменим для становления самосознания ребенка, его самоощущения в социальной среде. Он поможет ему в будущем стать «креативным» в той сфере деятельности, которую он изберет.

  9. Образование было ценностью во все времена. Что бы не говорили скептики, утверждающие, что значимость образования снижается, прочные знания, профессионализм и широкий кругозор ценились всегда. Образованные граждане – это богатство любого государства. Чем больше в стране людей с высшим образованием, тем «образованнее» эта страна, тем выше в ней уровень существования – богаче интеллектуальная и культурная жизнь, более развита экономическая сфера.
    Какая же она, «образованный» человек? Только специалист в своей области? Конечно, и это тоже. Образованный человек – на мой взгляд, это всегда профессионал. Но быть хорошим специалистом в своем деле недостаточно для того, чтобы считаться образованным человеком.
    Мне думается, образованность – это компетентность человека в основных сферах жизни, широкий кругозор, начитанность, осведомленность в вопросах культуры , политики, экономики. Образованный человек одним словом, это развитый человек, который интересуется тем, что происходит вокруг него, человек, который постоянно раздвигает свои границы, расширяющий свои возможности. Кроме того, образованный человек, на мой взгляд, просто не может быть хамом, не патриотом, шовинистом. Ведь приобщение к мировой интеллектуальной и культурной мысли обогащает, облагораживает, делает лучше и гуманнее.
    Таким образом, становится понятно, что область образования является «стратегической» сферой для государства, гарантом его стабильного и успешного будущего, гарантом сохранения нации и страны. Но эту сферу надо развивать и усовершенствовать, нужно прикладывать немалые усилия для того, чтобы образование было качественным, а образованных (по-настоящему образованных) людей становилось все больше. Именно в этом, как мне кажется, и заключается долг взрослого поколения перед своими детьми, собой и своей страной.
    Итак, в рамках отдельного государства образование можно рассматривать как своеобразное обязательство настоящего поколения перед своими детьми – поколением будущим. Любые родители хотят, чтобы их ребенок жил достойно, благополучно, счастливо. В определенной степени гарантом такого благополучия служит хорошее образование.
    Заботясь о том, чтобы дети учились и получали достойные знания, поколение взрослых обеспечивает им, да и себе, хороших специалистов и хороших людей в будущем. Это означает, что молодое поколение будет жить в развитой стране и старики смогут не беспокоиться о своей жизни на пенсии. Таким образом, образование молодежи – это еще и гарант спокойной старости их родителей.
    «Образование – это долг настоящего поколения перед будущим» … Что означают эти слова? На мой взгляд, эта мысль имеет «две стороны». Во-первых, поколение взрослых обязано заботиться о детях – таков закон природы и любого общества. Следовательно, настоящее поколение обязано обеспечить детям образование, чтобы спокойно «отправить» их во взрослую жизнь.
    Во-вторых, настоящее поколение, старшие, должны сами получать хорошее образование, постоянно совершенствоваться для того, чтобы обеспечить достойную жизнь своим, маленьким еще, детям. В этом тоже долг нынешнего поколения перед своими детьми, будущими гражданами страны.
    Несомненно, образование – одна из базовых ценностей современного общества. В нашем веке современных технологий самым большим богатством является информация. «Кто владеет информацией, тот владеет всем миром» – так сегодня можно переиначить крылатое выражение. А информация – это основа любого образования. Следовательно, тот, кто владеет образованием, тот владеет миром. Сегодня это понимают все. Будущее за образованными людьми и образованными государствами. Хотелось бы, чтобы Украина занимала одно из ведущих мест в списке таких стран.

  10. Всё в этом мире относительно. Этот постулат не нов и в современном мире, это очень заметно. Данное утверждение относится почти к любой сфере жизни человека. Не исключением является и образование.
    Что такое образование? Какой смысл, вкладывать в понятие образованный человек?
    Конечно, ответ кроется в самих вопросах. Образованный человек это человека, который получил образование, то есть прошёл обучение и овладел определённым объёмом знаний. Но в различных странах люди получают разные его уровни. Можно ли считать человека закончившего девять или одиннадцать классов образованным? Или возможно данный термин стоит применять к людям, имеющим лишь высшее образование?
    Кроме того бывает так, что наличие диплома не отображает саму суть человека. Отучившись в вузе, он устраивается на работу и ограничивает своё самосовершенствование, не интересуясь новинками мира и не стремясь без необходимости познавать новое. В то время как люди, имеющие лишь одиннадцать классов за плечами, стремятся расширить свой кругозор даже не получая высшего образования.
    Мир полон не познанного, нового и интересного, будь то загадки истории, секреты физики, достижения учёных, медицинские открытия или, к примеру, взаимосвязь между мировыми экономическими процессами и колебанием цен на ближайшем рынке.
    Образование так включает в себя кроме знаний ещё и умение их правильно использовать. Как для их преумножения, так и для достижения практической пользы. А это значит, что образованный человек, в том числе способен применять полученные знания в повседневной жизни, работе, социальной жизни и т.п.
    По сути, образованный человек, это не всегда тот, кто имеет диплом о высшем образовании, хотя это конечно показатель образованности. В первую очередь образованный человек, это тот, кто постоянно развивается, стремится познавать мир, способен, но не только обучаться новому, но и эффективно применять получаемые знания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *