Сочинение на тему чудик шукшин

11 вариантов

  1. Шукшин “Чудик” сочинение (сочинение по рассказам Шукшина).
    Василий Макарович Шукшин, продолжая традиции классической литературы, своими произведениями стремился помочь людям сохранить нравственность и простые человеческие ценности. Писатель изображает героев, которые находятся в духовном поиске. Все они отличаются чудаковатостью, это необычные характеры. Каждого персонажа автор описывает в сложные периоды их жизни, когда им предстоит сделать определенный выбор. Ярким примером творчества В. Шукшина является рассказ «Чудик», в котором главный герой пытается понять себя и постичь смысл жизни.
    В своем рассказе писатель постоянно отмечает отличие героя от его окружения. На фоне странностей персонажа лучше проявляются его хорошие качества – он добрый, честный, совестливый, скромный. Но его рассеянность и застенчивость часто ставят героя в неловкое положение. Жена ласково называет его «чудиком», и в этом слове проявляется ее любовь к своему немного странному, но хорошему мужу. Несмотря на всю простоту этого деревенского мужчины, он размышляет над вечными проблемами человечества: над смыслом жизни, гранью между добром и злом, правдой и неправдой.
    И все поступки героя указывают на то, что правда на его стороне, а чудиками на самом деле являются те, кто считают странным его.
    Сюжет строится на истории о том, как находясь в отпуске, герой собирается отправиться в гости к брату, которого не видел больше десяти лет. Стоя в очереди за подарками племянникам, он замечает на полу пятьдесят рублей. Возникает вопрос: как же поступит Чудик? Он очень обрадовался находке, но не потому, что хотел присвоить ее себе, а потому что увидел ее первый и хотел как-нибудь пошутить об этом. Шутку Чудика не оценили, а хозяин денег не нашелся, и их решили положить на прилавок. Стоит отметить, что герой называет деньги «бумажкой», таким незначительным словом выказывая пренебрежение к материальным ценностям. В этом эпизоде видим и отношение самого автора к проблеме накопительства. Но тут герой обнаруживает, что деньги выронил он, и очень расстраивается. Забрать деньги он стесняется, и от этого ему еще больше грустно за себя. Из эпизода читатель видит, что герой очень легко общается с незнакомыми людьми, и на первый взгляд это может показаться назойливостью или невоспитанностью, но на самом деле герой просто обладает открытой душой. Его добрые поступки, незлобивость, доверчивость и наивность иногда раздражают других людей.
    В доме брата Чудик также не нашел понимания. Несуразность героя, его ранимость и умение чувствовать прекрасное вокруг противопоставляются миру мещанства. Сноха стремилась избавиться от любых проявлений деревенщины в доме и в жизни, поэтому сразу невзлюбила Чудика. Из-за своих чудачеств, рассеянности и неорганизованности, герой решает, что с ним что-то не так. Он спрашивает сам у себя, почему всегда, когда он хочет поступить как лучше, все выходит из-под контроля. Незаметно автор наталкивает нас на мысль, что Чудик не виноват в том, что стал изгоем в обществе. Это современное общество виновато в том, что отворачивается от всего светлого и доброго, что появляется в жизни.
    Только в конце повествования В. Шукшин раскрывает нам имя главного героя – это киномеханик Василий Князев. Этот простой деревенский мужчина всегда следует зову сердца, сохранив свои положительные качества. Писатель считает, что современным городским жителям не хватает той искренности, которой обладают деревенские люди, еще не испорченные «благами» цивилизации и сидячим образом жизни.
    Следующая >

  2. Во второй половине прошлого века в газетах впервые вышли в свет произведения русского писателя Василия Шукшина. Критики сразу же стали назвать его «деревенщиком». На это были свои причины: основной темой своего творчества он на самом деле считал деревню. Самый первый сборник его рассказов как раз и был посвящен сельским жителям, тем, кого он видел, дружил, общался, тем, кто окружал его во время жизни в алтайском селе, откуда автор был родом.
    При всем этом подробное описание деревенского быта, внешности жителей и пейзажные не интересовали автора. К этому в своих произведениях он обращался лишь параллельно чему-либо, можно сказать, как к фону. Почти не найдешь в них авторских отступлений, некой поэзии – всего, к чему привыкли читатели благодаря писателям, создававшим произведения о деревне до Шукшина.
    Автор сосредоточил все свое умение на другом. Он описывал жизненные ситуации, которые могли бы случиться с любым человеком. Эти коллизии просты и в то же время драматичны. В центре всех таких историй оказывался простой человек, незнатный, неизвестный, житель какой-нибудь сельской периферии, не приглядный внешне, но зато имеющий широкую, открытую миру и другим людям душу. Таких героев рассказов Шукшина назвали «чудиками»: они отличались по своему поведению и внутренним убеждениям от других, были даже смешны, но в то же время чрезвычайно милы, чудны.
    Каждый из таких героев имел свои индивидуальные черты, некую изюминку, демонстрирующую разные грани русского менталитета. Герой Шукшина, родившийся в далекой деревне, занятый повседневными делами, повторяющейся работой, не хочет быть поглощённым рутиной. Он всей душой жаждет, пускай совсем ненадолго, но все-таки убежать от обыденности. Душа героев ищет радости, а голова вечно находится в поиске правды. Поэтому им часто жизненно необходимо выйти за пределы забора, они хотят решить глобальные проблемы. Так герой рассказа «Микроскоп» покупает дорогой микроскоп, надеясь найти способ уничтожения вредных микроорганизмов.
    Постоянная для всех героев рассказов Шукшина черта – столкновение с городским, на основе которого обнажаются основные черты их характера, виднеется конфликт между их мечтами и настоящим.
    Чудики постоянно чему-либо дивятся и любят удивлять. Их образы могут меняться от произведения к произведению. Есть среди них и наивный человек из рассказа «Чудик», и выдумщик, который кажется вот-вот запутается сам в своих фантазиях из «Миль пардон, мадам!», и агрессивный спорщик из рассказа «Срезал». Им свойственны упорство, прямолинейность, своеволие. Им нужно найти способ показать себя. Ведь недаром герой «Чудика» с детства мечтал стать сыщиком.
    Часто поведение героев напоминает театральное. Лишь бы обратить на себя внимание. По этой же причине Васятка Князев разрисовывает коляску ребенка. Он хочет сделать таким образом подарок снохе, жаждет, чтобы его похвалили, одобрили работу, но сноха не оценит его таланта художника.
    Высоким порывам героев нет места в реальной жизни. Этот факт придает рассказам трагикомический тон.
    Герои рассказов Шукшина – живые образы, без тени притворства, такие, по каким соскучилась русская литература на момент до прихода в нее этого автора. Не смотря на всю чудаковатость их поведения и формы мысли, они близки и понятны читателю, а значит любимы и интересны. Между читателями и героями рассказов Шукшина устранена дистанция – это главное, к чему стремился автор, и именно это позволило «чудикам» прожить долгую литературную жизнь и не быть забытыми даже сегодня, в новом тысячелетии.
    ?Мини-сочинение на тему “Чудики” В. М. Шукшина (вариант 2)???

  3. Талант Василия Макаровича Шукшина — выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
    Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он — типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные».
    Весь этот, довольно небольшой, по сути, рассказ — описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для героя это становится большим, так долго ожидаемым событием — как-никак с братом не виделись целых 12 лет. Первое происшествие случается еще по пути на Урал — в магазине в районном городе, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
    Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает Чудика на то, чтобы вновь неудачно пошутить (он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось). Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым — очередь молчала…
    Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка”-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря — большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо — когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» — недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.
    И вот уже Чудик едет в поезде. В тамбуре люди курят, рассказывают всякие интересные истории. Герой, в силу своей природной общительности, доброты, деревенской простоты, тоже решает поделиться любопытным случаем, произошедшим в их селе, да собеседник не обращает на него внимания. Этот интеллигентный человек в очках лишь спросил, не сам ли Чудик все это выдумал, и отвернулся, видно, посчитав попутчика невоспитанным.
    Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.
    Вот Чудик уже в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, да тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, тот все же, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал… И поблагодарить бы он должен заботливого Чудика за заботу о незнакомом человеке, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся — такая благодарность за заботу. А Чудик приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».
    В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах.
    Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог также он и подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. А, желая сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице, на следующий день расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.
    За это сноха, которой не пришлись по душе художества родственника, и выгоняет его из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Оба приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе — вот мерила человеческого достоинства, а душевные качества — на последнем месте.
    И далее: «Домой Чудик приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…».
    И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно… Важно то, что поступает этот герой так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение единственно правильное и искреннее.
    Стоит заметить, что герои никогда не идеализируются Шукшиным. Он показывает человека таким, какой он есть. Герой взят из деревенской среды, потому что, считает автор, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Деревенский житель обладает той искренностью, добротой и наивностью, которой так не хватает современным городским людям, с характерами, порожденными прогрессом и критериями оценки человека, продиктованными деградирующим обществом.

  4. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страда­ние и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам — ему не хватает элементарных знаний.
    Стремление к движению вперед, ощущение причастности ко всему, что делается в мире, способность искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в облас­ти техники и науки характеризует и сельского ветеринара Козулина. Узнав, что в далеком Кейптауне была удачно завершена первая в мире операция по пересадке сердца „живому человеку, он был настолько ошеломлен и обрадо­ван, что схватив ружье, выбежал на улицу и “отсалюто­вал” двумя выстрелами в ночное небо и криком: “Даешь сердце’-” Но для окружающих людей, председателя и участ­кового этот поступок был только “нарушением обществен­ного порядка трудящихся”, которое легче объяснить пси­хической болезнью, чем понять.
    Вся беда в том, что шукшинские “чудики” с их безудер­жной фантазией, возвышенностью над бытовыми мелоча­ми и извечным стремлением к правде и справедливости живут среди обычных людей, погруженных в обыденность и будничные проблемы. Это и является причиной их непо­нимания и недоверия к “странностям” любимых героев Шукшина. “Чудики” же сами часто осознают свою непо­хожесть и искренне огорчаются, если их действия воспри­нимаются неправильно.

  5. Василий Макарович Шукшин – известный писатель конца прошлого века. Он сам вышел из народа, поэтому и все свои произведения писал о народе.
    Рассказы Шукшина – это даже не рассказы, а скорее пересказ разных деревенских историй, курьезных, печальных и трагикомических случаев, портретные зарисовки… И в то же самое время мир, в который вводит нас Шукшин, – не талантливая фотография. Мы видим, что перед нами – реальность, которую нам пересказывает писатель. Ни в авторских отступлениях, ни в речи героев нет прямых обращений к каким-то политическим, экономическим событиям в жизни деревни. В центре художественных произведений Шукшина – собственно человек, его жизнь.
    Деление его героев на «чудиков» и «античудиков» носит чисто условный характер. Каждый сам по себе, на свой манер – «чудик». Что же до чудинки, до сдвига – это то, что присуще каждому человеку вообще, убежден Шукшин.
    Есть у Шукшина очень сильный рассказ «Как помирал старик. ..». Он трагический. Как проста была жизнь старика, так проста и незаметна его смерть, описанная автором самыми простыми, обиходными словами… На четырех страницах, на протяжении нескольких часов, в присутствии старухи да Егора проходит жизнь человека, приходит смерть. Смерть часто присутствует в рассказах Шукшина. Мне трудно дать определение того чувства, которое вызывает этот рассказ. Скорбь? Жалость? Пожалуй, все вместе взятое. И жалость не к человеку даже, а к жизни его, этой жизни, которая ничего не накопила к концу своему такого, что бы можно было завещать остающимся. И скорбь не оттого, что старик «помер» – все умрут, а оттого, что жил не так, как мог, как должно было, как хотелось.
    Можно только гадать, что же такое «случилось однажды с этой жизнью… что словно ветром выдуло, в ступе вытолкло ту самую чудинку, которая была… в этом человеке…».
    Может быть, то самое, что отложилось в судьбе шорника Антипа Калачикова из рассказа «Один»? «Работал! А спроси: чего хорошего видел? Да ничего. Люди хоть сражались, восстания разные поднимали, в Гражданской участвовали, в Отечественной… А тут как осел с тринадцати годков, так и сижу – скоро семьдесят будет…»
    Мне кажется, что чудачества героев Шукшина идут от этого страха прожить не ту жизнь.
    Писатель раскрывает нам то особенное, что есть в людях. Это особенное в героях Шукшина связано со стремлением как-то вырваться из заколдованного круга ежедневных забот и обязанностей, рядовых событий; связано со стремлением что-то противопоставить заведенному раз и навсегда ходу событий. Словом, подняться, восторжествовать над обыденностью, повседневностью. Этим «чудики» Шукшина очень близки нам, современным людям.

  6. Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор сам понимал, что герой его выглядит не по принятой форме, но он с горячностью доказывал, что ничего странного в его герое нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему». Это точка зрения автора на своего героя. Жаль, но с ней согласны не все персонажи, которые знают «чудика», находятся рядом с ним. Так кто же он, «чудик», что в нём такого, что возбуждает в нас тревогу и совесть и вызывает почти потерянное, ностальгическое сочувствие к нему, человеку отнюдь не лучших правил и установлений?
    «Чудики наоборот» – это люди чёрствые, бездушные, сдвинутые в дурную сторону – они не видят ни печали в глазах, ни горячего блеска, их душа мертва. А самого «чудика», как было сказано выше, не интересует внешность, он беспокоится о своей больной душе. У всех героев – «чудиков», абсолютно у всех, есть душа, она-то и делает их странными, не даёт им покоя. Душа эта мающаяся. Сам Шукшин говорит: «Чудаковатость моих героев – форма проявления их духовности». «Последнее время что-то совсем неладно было на душе у Тимофея Худякова – опостылело всё на свете. Так бы вот стал на четвереньки, и зарычал бы, и залаял, и головой бы замотал. Может, заплакал бы». («Билет на второй сеанс»)
    Мы видим, что душа у «чудиков» болит, высыхает, неладно, худо на душе. В первых двух контекстах мы узнаём об этом от автора, потому что он, как нельзя лучше, знает своих героев. В двух последних контекстах о своих внутренних переживаниях, беспокойствах, тревогах рассказывают нам сами «чудики». Другие персонажи («чудики» и «античудики») не являются субъектами оценки души героя-«чудика». Они не замечают той боли, которую испытывает персонаж, потому что это внутреннее состояние героя. Понять это состояние может только автор и сам герой, который это переживает. Мы выявили такую закономерность: душевные переживания передают глаголы. Это глаголы болеть – «испытывать боль», опостылеть – «стать постылым, очень надоесть», заплакать – «проливать слёзы от боли, горя», чувствовать – «ощущать» и другие. Специалисты по душе рассуждают: пусть человек ищет душу; он наверняка не найдёт её, потому что никому ещё не удавалось отыскать то, чего нет, но, занятый этими поисками, он отвлечён будет от более дурных и ещё более пустых занятий, которые принесли бы ему один лишь вред. Но это не так. Душа, которую ни за что, не за какой бок нельзя ухватить, значит для человека очень многое.
    Душа – это и есть сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами. Основные черты характера «чудика» – смелость и совестливость. Сначала речь пойдёт о смелости. «А жил у сторожихи одной, боевая была старушка». («Жил человек»). Боевая для Шукшина – значит, смелая. А смелость, как трактует Ожегов С. И. – «смелое поведение, решимость». Поэтому и возникает уважение к тому герою, который ей обладает. В следующем примере субъектом оценки характера «чудика» является другой «чудик». Мы видим, что оценка остаётся положительной. «Смелый он человек, папка. Я его уважаю». («Из детских лет Ивана Попова»). Качественное прилагательное «смелый» имеет частнооценочное значение, относится к нормативным оценкам. Оценка «античудика» и самооценка смелости «чудика» в рассказах не представлена. При столкновении двух персонажей («чудика» и

    Похожие сочинения

    Характеристика образа главного героя рассказа Шукшина «Чудик»

  7. Тема деревни была очень важной для Василия Шукшина. В своих рассказах писатель больше внимания уделял не внешней стороне жизни в деревне, ее быту, а внутренней жизни, внутреннему миру. Его интересовал характер русских людей, вследствие чего он формируется. Вывод был таким: чем дальше человек от деревни, от природы, – тем меньше в нем естественности. Поэтому почти все герои Шукшина – выходцы из деревень.
    Таким является и главный герой рассказа «Чудик». Василий Егорович Князев живет с женой в деревне, где работает киномехаником. Окружающие считают его странным из-за чудаковатого поведения: он помогает всем бескорыстно, пытается понравиться, и очень огорчается, когда люди его отталкивают. Герой часто попадает в смешные переделки из-за своего характера. Например, он находит в магазине денежную банкноту и кладет на прилавок, чтобы ее забрал владелец, но позже выясняется, что владельцем был он. Из-за своей невнимательности он потерял большую сумму денег. Или пример в самолете, когда Василий помогает соседу найти вставную челюсть, но в результате выслушивает ворчание малознакомого человека. Из-за своего мягкого характера герой даже не обиделся, а пригласил соседа домой к брату.
    Для Шукшина деревня была не просто географическим понятием, а социальным и нравственным. Поэтому он был уверен, что не бывает проблем «деревенских», а есть проблемы общечеловеческие.
    В рассказе «Чудик» Шукшин затрагивает волнующую его проблему: отношения между городскими и деревенскими жителями. Главный герой делает вывод, приехав с деревни на Урал в гости к брату, что «в деревне люди лучше, незаносистее». Чудик гордится своими односельчанами, любит все в своей деревне, даже воздух. И он не смог бы променять простоту жизни в деревне на комфортную жизнь в городе.
    Писатель любит деревню, она сквозной образ почти во всех его произведениях, однако он не идеализирует ее жителей. Он понимал, что все люди разные независимо от места обитания. Поэтому такие непосредственные люди, как чудик, тоже скорее исключение, чем правило, даже в деревне.
    Василий Князев, которого все считают чудиком, олицетворяет лучшие качества настоящих людей – бескорыстность, честность, оптимизм. Да, у него есть и недостатки – он слишком наивен, инфантилен и не уверен в себе. Герой стремится понравиться людям и с детской наивностью рвется всем помогать, когда его об этом и не просят.
    Так, сосед в самолете не просил его давать ему советы или искать вставную челюсть. Но Василий все равно помогает малознакомому мужчине и в результате остается еще и отруганным. Добрые дела героя часто остаются не понятыми окружающими в силу разных взглядов на мир. Он умеет радоваться даже мелочам, когда другие могут не заметить и что-то важное. Например, жена брата не смогла оценить действительно хорошую творческую работу героя. Но Чудик и это смог преодолеть, когда вернулся в родную деревню, вдохнул родной воздух, побежал под дождем. Это доказывает огромную связь простого человека с деревней.

  8. «И поднималась в душе хворь. Но странная какая-то
    хворь — желанная. Без неё чего-то не хватало».
    В. Шукшин
    Василий Макарович Шукшин — счастливый писатель. Сейчас, когда стали читать гораздо меньше, мало кто помнит произведения тех или иных авторов. А скажи: «Шукшин», — и сразу на память приходит Егор Прокудин из «Калины красной». Вот в фильме В. Шукшин проявил большую часть своих талантов — и сценарист, и режиссёр, и исполнитель главной роли. Это один из редких филь­мов, который знают все. Мы знаем, как выглядел Шукшин, видели его манеру двигаться, улыбаться, смотрели ему в глаза. Вот почему я считаю, что у него счастливая судьба как у писателя.
    Рассказы Шукшина восхищают абсолютно всякого, кто их читает. Я люблю рассказы «Срезал», «Сураз», «Микроскоп», «Сельские жители», повесть «А по­утру они проснулись». Мне кажется, что тот, кто не любит литературу, как и тот, кто читает «продвинутых» авторов — Кастанеду, Пелевина, Маканина, читая Шук­шина, понимают, что его проза — чистый ясный родник в ложке, вокруг которо­го сгрудились нежной зеленью листвы светящиеся белоствольные берёзки. Он мне напоминает Есенина, поэзия которого любима и почитаема абсолютно всеми.
    Мне очень нравится повесть «Калина красная», она совершенна. Но больше всего меня привлекают рассказы о «чудиках». «Чудинка» в человеке, считает Шукшин, — это показатель наивысшего проявления человечности, индивидуаль­ности, самобытности.
    Вот Бронислав Пупков. Живёт себе человек скучной обыденной жизнью. День похож на день, трудная работа, докучливая жена. Но вот приходит его звёздный час, когда он может сказать: «Миль пардон, мадам!» — и отрешается от обыден­ной жизни, полёт фантазии заносит его в гитлеровское логово. Он чувствует всю важность полученного им задания. Он живёт жизнью другого человека — не Броньки Пупкова, а героя-разведчика, стреляющего разрывными отравленными пуля­ми в Гитлера. Чувства его обостряются, его негодование — не фантазия. Здесь чистая правда: «Смеёшься, гад?! Получай за кровь невинных людей, за разрушенные и сожжённые города и сёла!» Он стреляет, мы живо представляем это. Слу­шатели заворожены. Что будет дальше? Это кульминация повествования Броньки, кульминация рассказа. А дальше — короткая, отчаянная фраза: «Я промахнулся». Бронька сникает. Так страшно потрясение. Он вял, безучас­тен, отмахивается от ругающей его жены, от посмеивающихся над ним таких правильных односельчан. И всё-таки в душе, мне кажется, он верит: всё это было. Правда, было. И он — самый геройский герой, необыкновенный человек.
    Я думаю, каждый человек должен считать себя необыкновенным. А иначе — как жить? Ведь каждый из нас верит, что ему на долю достанется красивая и яркая жизнь, одни пироги и пышки, а синяки и шишки — это кому-нибудь дру­гому, не такому умному и достойному.
    Таким необыкновенным является герой рассказа «Чудик». Мне очень нравится этот рассказ. Я, конечно, льщу себе, но в чём-то мы с ним схожи. Я тоже часто попадаю в дурацкие ситуации, а потом ругаю себя, стыжусь своей нелепо­сти. И Чудик часто спрашивает себя: «Да чего ж я такой-то есть?» Только мне непонятно, отчего Шукшин лишил его чувства юмора. Жаль, что чувства юмора у чудика нет.
    История с пятьюдесятью рублями очень трогательная. Как он собой гордит­ся, что нашёл такую удачную фразу: «У нас такими бумажками не разбрасыва­ются». Попенял городским: дескать, какие вы неловкие. Я думала, когда он бро­сился к деньгам, что он хочет их схватить, пока никто не увидел. А потом мне за эти мысли даже стыдно стало: ведь ему это даже в голову не пришло. И окружа­ющим тоже. Сразу читателю хочется на Алтай: какие в этом прекрасном краю чистые, неиспорченные люди живут.
    А потом как горевал Чудик, когда обнаружил, что купюра-то его была, но не посмел вернуться, побоялся показаться лживым и корыстным. И всё-таки он быстро забывает все неприятности, радуется жизни, потому что душа у него светлая, он чуток ко всему прекрасному. Он сам — часть природы.
    Радостно едет наш герой к брату на Урал; давно мечтал о встрече. Вот встретились два родных человека. Я представляю, как похожи они — милые простые лица, оба открытые, ранимые, немного смешные. И оба почему-то выбрали крикливых приземлённых и чёрствых жён.
    Жена брата всё и испортила. Невзлюбила Чудика за его простоту, деревенское происхождение. Он думает, что исправить дело легко: сделает он что-то доброе, и поймёт сноха: он хороший человек. И полюбит его.
    Чудик разрисовывает детскую коляску журавликами, цыплятками, зелёной травкой и думает: «Ребёнок-то как в корзиночке будет». Он не может просчитать прагматические мысли городского человека. Его смешной и жалкий брат не может защитить старика от гнева жены. Страшно слушать: «Поеду я, братка». И страшно ощущать молчание брата в ответ.
    А всё же неистребим Чудик. Воротился он в чудный летний день, «когда шел рясный парной дождь». Распирает его радость: вот я живу на этой прекрасной земле, вот моя родина, и я счастлив.
    Шукшин всего этого не говорит. Мы понимаем это, глядя на беззаботного человека, шлёпающего босиком по лужам и поющего про тополя. Любимые герои Шукшина мучительно ищут смысл жизни. Я не знаю, в чём он. Я думаю, этого не знал и Шукшин. Но он очень любил деревню, её людей. Особенно тех, кто до всего хочет дойти своим умом. Они ошибаются, набивают шишки, над ними посмеиваются, но в них есть душа, в них есть внутреннее достоинство. Они заслуживают самого глубокого уважения. Эти люди, я считаю, и есть соль земли.

  9. Министерство образования и науки Удмуртской Республики
    ГОУ СПО «Дебесский политехникум»
    Реферат
    На тему: «Чудики в рассказах Шукшина»
    Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна
    Выполнил: студент 2 курса группы «Б»
    Спиридонов Денис
    с. Дебесы, 2009г.
    Содержание
    Введение
    1. Биография писателя
    2. Обзор творчества писателя
    3. Место выбранного произведения в творчестве писателя
    4. Анализ выбранного произведения
    Заключение
    Список литературы
    Приложения
    Введение
    В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой. Едва ли не в каждом своем произведении Шукшин многогранен и отнюдь не так «прост», как может показаться читателю, следящему лишь за развитием сюжета. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.
    Мы смеемся, читая многие рассказы Шукшина, а заканчивая чтение, задумываясь над прочитанным, уже не знаем: веселиться нам или горевать, оставаться спокойным или негодовать?
    Шукшин почти не дает портретов своих героев, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Но писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной. Именно в этой борьбе и участвуют его «чудики».
    1. Биография писателя
    Василий Макарович Шукшин (25.07.29 – 2.10.74) родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Семья потеряла кормильца и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь». После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. И уже тогда, под его кроватью лежал мешок с рукописями. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), и даже там его матросы называли поэтом. Вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Учился в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале «Смена».
    Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера – «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину» — стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм «Живет такой парень» получил награду Венецианского международного фестиваля «Золотого льва св. Марка».
    Шукшин – автор романов «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» — о Степане Разине. Им написаны повести «Там, вдали», «Калина красная», «До третьих петухов», пьеса «Энергичные люди», многие рассказы, составившие сборники – «Сельские жители», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне».
    Василий Макарович Шукшин умер 2 октября 1974 года.
    2. Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения
    Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.
    Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.
    Рассказы Шукшина, относясь «к деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так – одна нога к берегу, другая – в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…»
    Эта ситуация и определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными, непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик». Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» — Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль-ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. Они наоборот умиляют их, делают ближе к простому человеку.
    3. Место выбранного произведения в творчестве писателя
    Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин
    Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешь радость общения с живым человеком».
    Шукшин не идеализирует деревенских жителей, но ищет в характерах людей из деревни светлые, здоровые стороны. Нравственные идеалы добра и справедливости характеризуют творчество писателя.
    «Чудики» Шукшина не знают за что борются, не понимают своей чудности, но продолжают вести свою борьбу. Борьба эта порой смешна, но каждый раз приводит читателя к великим выводам. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. Но не смотря на это каждый его «чудик» был для него родным, да и для читателей тоже.
    4. Анализ выбранного произведения
    Рассказ «Чудик» (1967г.).
    Много чудных поступков совершает Василий Князев, по прозвищу Чудик, начиная с 50-рублевкой, которую он с «остроумными» словами («Хорошо живете, граждане!»), кладет на прилавок, так как «хозяина нет», и кончая разрисованной детской колясочкой племянника. Рисовал и думал; как будет приятно изумлена сноха, а кончилось все скандалом.
    Рассказ «Микроскоп»(1969г.).
    Еще один «чудик» — Андрей Ерин. Утаив зарплату от жены, стерпев побои, он покупает микроскоп. Рассматривая в микроскоп, каплю воды, обнаруживая в ней кишащих микробов, он радуется как дитя, и мечтает избавить человечество от болезней. Но «мечта» терпит крах от столкновения с бытом: жена едет в город и продает микроскоп, потому что «детям надо купить шубки».
    Рассказ «Срезал» (1970г.).
    В этом рассказе с помощью «чудика» — Глеба Капустина, Шукшин раскрывает проблему конфликта между городом и деревней.
    Зачем мужики водят Глеба Капустина «начитанного и ехидного», к приезжим знаменитостям и устраивают «спектакль», наблюдая, как Глеб в очередной раз «срежет» интеллигента?
    На первый взгляд, писатель держит в конфликте нейтралитет, но по прочтении рассказа чувствуешь, что ни автор, ни мужики не любят Глеба. Автор говорит об этом в конце рассказа прямо: «Глеб их по-прежнему удивлял. Хотя любви, положим, тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».
    А «спектакль», устраиваемый кандидату, — это как бы проверка на истинную интеллигентность. Ведь деревня насмотрелась на кичливую причастность к культуре и поэтому в мужиках и возникает враждебная настороженность к знаменитостям, особенно к тем, кто оторвался от родной земли и смотрит на бывших односельчан свысока. Стал бы истинный интеллигент откровенно и снисходительно посмеиваться над Глебом, а потом довольно грубо «ТЫКАТЬ» ему, как это делает Журавлев? Следовательно, в этом конфликте нет правых.
    Вообще «чудики» В. Шукшина (а их список можно продолжить) – не «маленькие люди» русской классической литературы.
    Каждого из них Шукшин делает по-своему значительным, ибо они гуманны, человеколюбивы. И хотя автор посмеивается над ними, он относится к ним с уважением.
    Рассказы Шукшина – это целая энциклопедия типов и проблем времени.
    Заключение
    Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему не помогло. На утро его обнаружили мертвым. А на столе в каюте лежала раскрытая тетрадь с почти готовой новой повестью для театра: «А по утру они проснулись»…
    Эти строки говорят нам о том, что не смотря на болезнь, муки и тяжести которые пережил писатель, он творил. И делал это как будто назло тем, кто не верил в него, кто уже думал, что его ничем не вернешь. Но нет! Даже перед смертью он оставил о себе память – очередную повесть.
    Он прожил 45 лет. Но и этого хватило для того чтобы остаться на веки в сердцах людей, чтобы не уйти бесследно из жизни.
    «Чудики» Шукшина – яркие образы современной жизни. Кажется, что рассказы, написанные около 40 лет назад, никак не могут войти в нашу жизнь, найти в ней отголоски героев. Но Шукшин был очень умен. Рассказы его уместны до сих пор. До сих пор живут на нашей земле «чудики» — люди, которые умиляют своей глупостью и учат нас трудностям жизни, дают пример жизненной силы.
    Читая рассказы Шукшина, я задумался над нашей жизнью, над людьми… Ведь герои шукшинских рассказов так близки нам. Они есть всегда и везде – будь то город или деревня. Хочется верить что на примере «чудиков» люди нашей грубой и жестокой жизни станут мягче и добрее, откроют для себя новый мир – мир добра и красоты.
    Список литературы
    1. Бахтина Н. М. «Светлые души» чудиков // Уроки литературы. – 2009. — № 6. с. 7-8.
    2. Чернов Ф. Радость и тревоги бытия. Уроки по творчеству В. М. Шукшина. // Литература в школе. — 1999, №5.
    3. Шукшин В. М. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1990. – 254 с.

  10. 10
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
    Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ – описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.
    Чудик – типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные». Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». Молча поднять ее у героя не хватает наглости…
    Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Чудик совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. В этой ситуации герой, обратив на себя внимание всех, оказался непонятым. Очередь молчала. Чудик положил деньги на прилавок и ушел. По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее. А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик “получил по голове” от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.
    Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.
    И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» – не ожидал такого ответа на свою грубость.
    В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.
    Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.
    За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал…
    Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.
    И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение – единственно правильное и искреннее.
    Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.
    Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.

  11. Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
    Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он – типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные».
    Весь этот, довольно небольшой, по сути, рассказ – описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для героя это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак с братом не виделись целых 12 лет. Первое происшествие случается еще по пути на Урал – в магазине в районном городе, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
    Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает Чудика на то, чтобы вновь неудачно пошутить (он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось). Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым – очередь молчала…
    Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря – большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо – когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» – недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.
    И вот уже Чудик едет в поезде. В тамбуре люди курят, рассказывают всякие интересные истории. Герой, в силу своей природной общительности, доброты, деревенской простоты, тоже решает поделиться любопытным случаем, произошедшим в их селе, да собеседник не обращает на него внимания. Этот интеллигентный человек в очках лишь спросил, не сам ли Чудик все это выдумал, и отвернулся, видно, посчитав попутчика невоспитанным.
    Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.
    Вот Чудик уже в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, да тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, тот все же, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал… И поблагодарить бы он должен заботливого Чудика за заботу о незнакомом человеке, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А Чудик приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».
    В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах.
    Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог также он и подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. А, желая сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице, на следующий день расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.
    За это сноха, которой не пришлись по душе художества родственника, и выгоняет его из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Оба приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства, а душевные качества – на последнем месте.
    И далее: «Домой Чудик приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…».
    И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно… Важно то, что поступает этот герой так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение единственно правильное и искреннее.
    Стоит заметить, что герои никогда не идеализируются Шукшиным. Он показывает человека таким, какой он есть. Герой взят из деревенской среды, потому что, считает автор, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Деревенский житель обладает той искренностью, добротой и наивностью, которой так не хватает современным городским людям, с характерами, порожденными прогрессом и критериями оценки человека, продиктованными деградирующим обществом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *