Сочинение на тему чума 7 класс

13 вариантов

  1. На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая война открыла и продемонстрировала самое страшное, что есть в природе человека, существа мыслящего. Поблекли иконы новой философии. Учение Ницше и Шопенгауэра дало уродливую недозрелую мораль. В таком случае образование новой концепции, которая оправдывала бы существование человека, стало совершенно необходимым. О своем новом духовном предводителе мир узнал в послевоенные годы. Им оказался французский мыслитель, прозаик, эссеист, публицист Альбер Камю. Нобелевская премия 1957 года в области литературы подтвердила статус писателя.
    Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча “Чума”. В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом “Чумы” является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.
    Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.
    Город заполнен крысами, которые переносят инфекцию и сами же мучительно умирают. Так же, как и крысы, умирают сотни людей, заразившись бациллами чумы. Продолжаются противоэпидемические мероприятия, людей уже хоронят в братских могилах, а местный транспорт (трамваи) становится средством для перевозки трупов. Естественно, что это ужасные картины. Но намного страшнее то, что городские жители, окруженные карантинными постами, внутренне меняются. У них появляется странное равнодушие к судьбе даже близких людей, они пытаются как можно безудержнее веселиться, будто это поможет избежать заражения или прогнать болезнь. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе “скорее добрые, чем злые”, но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои “Чумы” — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.
    Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе “Чума” эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.
    Чума всемирного зла притаилась где-то за высокими стенами современных городов. Она ждет своего часа, чтобы молниеносно распространиться по миру в виде войн, раздоров, эпидемий, экономических кризисов и т. п.
    Какой совет можно дать человечеству, которое живет в ожидании чумы? Прислушаемся еще раз к голосу Альбера Камю: “Для человека без шор нет прекраснее зрелища, чем сознание единства с действительностью, которое побеждает”.

  2. Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше всего. Этот создание, мыслящее, полное ответственности за все существо. Он должен вмешиваться в поле зла и бессмыслицы; жизнь, бунтовать против имеющегося в жизни абсурда, бороться с отчаянием, выполнять свою обязанность. Роман-притча «Чума» был опубликован 1947 г. По свидетельству самого Камю «явное содержание «Чумы» – это борьба европейского Сопротивления против нацизма». «С помощью чумы я хочу передать атмосферу духоты, в которой мы прозябали, атмосферу угрозы и изгнания, в которой мы жили. Вместе с тем я распространил значение этого образа на бытие вообще».
    В этом романе А. Камю с чрезвычайной остротой поставил философскими проблемы добра и зла, морального выбора человека: покориться неотвратимой или, даже не имея надежды на победу, бунтовать против непреодолимого зла. Действие произведения происходит в алжирском городе Оран, который охватила эпидемия чумы. И болезнь начинается внезапно, ее никто не ждал. И когда ленты, носители чумы массово умирают в городе, никто в нее не верит. «Как они должны были поверить в чуму, которая сразу перечеркивает будущее? Они были свободны, но никто не будет свободным, пока существуют бедствия».
    Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что в таком положении полагаться можно только на повседневную работу, которая «гласит – это хорошо делать свое дело». Он призывает к борьбе: «…Когда видишь сколько беды и горя приносит чума, надо быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, лишь бы примириться с чумой». И хотя для врача чума – это «неминуемое поражение», он не опускает руки. «…Вокруг меня тьма, а я пробую пусть хоть что-нибудь в ней увидеть. …Я не знаю, ни что меня ждет, ни что будет. Сейчас есть больные и надо их лечить. Я спасаю их, как умею, да и все». Для него важнейшее в жизни – оставаться человеком при любых обстоятельствах. Другой герой, который также достойно выполняет свой общественный долг человека – Жан Тарру. Он понимает, что бедствие, а это, и жертвы – безграничные. Тем не менее, Тарру старается встать по другую сторону бедствия. Парижский журналист Рамбер, который от начала карантина старался всеми правдами и неправдами оставить зачумленный город, чтобы поехать к любимой женщине, со временем ощутил, что ему «стыдно быть счастливым одному» во время тяжелого периода, и поэтому он остается в Оране. Он самоотверженно работает в санитарной службе. Риэ и его единомышленники – мыслитель Тарру, служащий Гран, журналист Рамбер и другие – организовывают дружины, чтобы по мере своих сил противостоять чуме, не остаться в стороне. Они знают, что «надо бороться тем или иным способом, ни за что не опускать руки». Эти добровольные дружины выезжают на вызовы, изолируют зачумленных, вывозят трупы, помогают жителям Орана «войти в чуму», понять, что она является делом всех, и сделать свой выбор.
    И вот за год чума начала отступать, начала терять свои силы; она будто истощилась, сама себя исчерпала. «Уже с одного того, как выпускала она со своих, когтей явным образом обреченных насмерть жертв, …из того, как она запыхалась и суетилась, можно было с уверенностью сказать, что она истрепана, утомлена, в чем-то разладилась, будто, теряя власть над собой, чума вместе с тем утратила свою мощь, действенность, бывший источник своей силы».
    Замечательным февральским утром на рассвете в конце концов отворились городские ворота, и отпраздновали этот день как самый большой праздник. Тем не менее доктор Риэ, идя радостными улицами счастливого города, думает о том, что «бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то в закоулку мебели или в поленнице белизны, она терпеливо выжидает своего часа…» Зло нельзя уничтожить полностью. Время от времени оно появляется из тома или другому виде. Человек должен быть готов снова и снова делать свой выбор – покориться злу или бунтовать против него.

  3. У першій половині XX століття у світовій літературі з’являються твори які присвячені внутрішній психології людини.
    Беручи в руки роман Альберта Камю зі страшною назвою «Чума» я не очікував, що це виявиться настільки глибокий твір. Його написанню автор присвятив не один місяць. Він один з тих, кому вдалось поринути у внутрішній світ людини, почути її думки, бажання та проблеми що її хвилюють.
    Події відбуваються у сорокових роках, найімовірніше після Другої світової війни. Головний герой – лікар Ріє, який водночас є оповідачем. У алжирське місто Оран прийшла чума, смертельна хвороба яка не залишала надій на виживання. Але суспільство до останнього не вірило в епідемію, або ж не хотіло вірити, закриваючи очі на все. Як стверджував автор, образ чуми це перш за все образ нацизму, який тоді називали коричневою чумою.
    Події у романі розвиваються, епідемія набула смертельного розмаху. Людям довелось визнати біду, вони впали в розпач. Місто ізолювали, закривши всі виїзди. Люди опинились сам на сам з чумою, допомоги чекати було нізвідки. Вакцини ще не придумали, становище здавалось безнадійним. На тлі цих подій зростала ворожнеча між бідними й багатими. Головний герой спочатку зневажливо ставився до людей, проте з часом він побачив як вони потроху встають на боротьбу з чумою. Вони не впадають у повний відчай, не замикаються в собі, а стараються об’єднатись у боротьбі. Тут простежується віра Камю в силу людину і силу єдності людей.
    Читаючи твір, який схвилював мене, я помітив які ідеї хотів донести автор до нас. Головною проблемою в романі постає вибір, життєво важливий вибір який мусить зробити кожна людина. Здатись і померти як тварина страшною смертю чи не втрачати свою людську гідність і боротись. Навіть якщо боротьба безнадійна померти смертю гідною людини, смертю в боротьбі. Камю бачив силу людину яка особливо проявлялась в єдності. Звісно у місті були люди, які навіть збагачувались на біді. Але як казав Едмунд Берк: «Для повного тріумфу зла достатньо щоб добрі люди нічого не робили». Чума – це не просто хвороба, це образ Всесвітнього Зла, яке повністю викорінити неможливо. Але Камю шукає в людині ті сили які здатні кинути виклик Долі, Богу, Хаосу і навіть Всесвітньому Злу. Не зважаючи на похмуру атмосферу, на мою думку, роман нікого не залишить байдужим. Кожна розумна людина повинна задуматись про проблеми порушені в творі, адже це стосується виживання всього людства.

  4. На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая война открыла и продемонстрировала самое страшное, что есть в природе человека, существа мыслящего. Поблекли иконы новой философии. Учение Ницше и Шопенгауэра дало уродливую недозрелую мораль. В таком случае образование новой концепции, которая оправдывала бы существование человека, стало совершенно необходимым. О своем новом духовном предводителе мир узнал в послевоенные годы. Им оказался французский мыслитель, прозаик, эссеист, публицист Альбер Камю. Нобелевская премия 1957 года в области литературы подтвердила статус писателя.
    Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча “Чума”. В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом “Чумы” является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.
    Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.
    Город заполнен крысами, которые переносят инфекцию и сами же мучительно умирают. Так же, как и крысы, умирают сотни людей, заразившись бациллами чумы. Продолжаются противоэпидемические мероприятия, людей уже хоронят в братских могилах, а местный транспорт (трамваи) становится средством для перевозки трупов. Естественно, что это ужасные картины. Но намного страшнее то, что городские жители, окруженные карантинными постами, внутренне меняются. У них появляется странное равнодушие к судьбе даже близких людей, они пытаются как можно безудержнее веселиться, будто это поможет избежать заражения или прогнать болезнь. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе “скорее добрые, чем злые”, но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои “Чумы” — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.
    Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе “Чума” эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.
    Чума всемирного зла притаилась где-то за высокими стенами современных городов. Она ждет своего часа, чтобы молниеносно распространиться по миру в виде войн, раздоров, эпидемий, экономических кризисов и т. п.
    Какой совет можно дать человечеству, которое живет в ожидании чумы? Прислушаемся еще раз к голосу Альбера Камю: “Для человека без шор нет прекраснее зрелища, чем сознание единства с действительностью, которое побеждает”.

  5. Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула». Непосредственным историческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. Светония «О жизни двенадцати цезарей». Камю читал «Калигулу» Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно говорил о нем. В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного самоубийства».
    В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: ««Калигула» – это история верховного самоубийства. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей». Потеряв любимую женщину, молодой император осознает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны». Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Он хочет «жить по правде». Император хочет изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода беспредельны.
    Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, убивающего своих подданных. В финале пьесы Калигула терпит поражение. Он осознает свою неправоту и потому сам обрекает себя на смерть. Зная о готовящемся заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы – в его бунте, то его ошибка – в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», – писал впоследствии Камю. Второй период творчества Камю завершает его философская работа «Бунтующий человек» («L’homme revolte», 1951), в которой писатель прослеживает историю идеи бунта.
    Писатель последовательно рассматривает «метафизический», «исторический» бунт, «бунт и искусство». Исходным пунктом его философии остаются абсурд и вытекающий из него бунт. Однако в «Бунтующем человеке» дана несколько иная трактовка бунта. Бунт отныне не просто «отказ от примирения», но требование человеческой солидарности, признание ценности «другого». «В бунте человек воссоединяется с другими людьми, и с этой точки зрения человеческая солидарность является метафизической», – писал Камю. Таким образом, в «Бунтующем человеке» «индивидуальная ценность личности обретает общечеловеческое значение и смысл».
    Роман «Чума» (1947) написан в жанре хроники, чумной год в небольшом захолустном городке Оране на побережье Средиземного моря. Повествовательная манера в «Чуме» сориентирована на достоверность документального свидетельства, на скрупулезность, точность протокольной записи. В центре романа – не судьба индивидуума, но трагедия общества. это не столкновение отдельных личностей, но встреча человечества с безличной и грозной чумой, неким абсолютным злом. Абсурд перестает быть неуловимым, он обрел образ, который может и должен быть точно воссоздан, изучен ученым, историком. Чума — образ аллегорический, но самое очевидное его значение расшифровывается без всякого труда: фашизм, война, оккупация.
    Бернар Риэ, в отличие от Мерсо, предпочитает говорить «мы», а не «я», предпочитает говорить о «нас». Риэ не «посторонний», он «местный», к тому же он «местный врач» — невозможно представить себе врача, который устраняется от людей. Поведение человека определяется теперь не всесильным абсурдом, но выбором относительно определенной задачи, имеющей значение и оценивающей каждого. В «Чуме» много действующих лиц, много вариантов выбора. Здесь есть и «посторонний», журналист Рамбер, который не из «этих мест», пытается устраниться. Есть здесь «имморалист», выродившийся в мелкого жулика. Есть обитатель «башни слоновой кости», одержимый флоберовскими «муками слова». Есть и священник, однако вера не возвращается на землю, зараженную чумой. Позитивное утверждается в «Чуме» не как истина, не в качестве идеала, а как выполнение элементарного долга, как работа, необходимость которой диктуется смертельной угрозой. Не убий — такова нравственная основа деятельности «врачей».
    Профессия врача дает возможность герою романа обходиться без идей, просто делать привычное дело, не ломая голову над сложными вопросами, не забивая ее идеологией, которая отпугивает «санитаров» Камю. Чума — не только аллегорический образ фашизма. Камю сохраняет, наряду с социальным, метафизический смысл метафоры. Герои романа—практики, «врачи» еще и потому, что болезнь неизлечима, болезнь поразила само существование, которое неизлечимо абсурдно. Врачи не справились с болезнью, она ушла сама — чтобы вернуться.
    Вот почему в облике Риэ нетрудно рассмотреть черты Сизифа. Как и Сизифа, Риэ не ожидает победа, ему дано только знание беды и возможность утвердить свое достоинство, свою человечность в безнадежном сражении со смертью. Первые наброски сюжета «Чумы» и выход законченной книги в свет разделяют почти десять лет: отдельные персонажи, которых мы обнаруживаем в повести, появляются в записных книжках Камю еще в 1938 г. Несомненно, одним из событий, самым непосредственным образом определившим ход работы над книгой, стала война: чуть ли не буквальные отсылки рассеяны по всей книге.
    Вариант заголовка «Чума или приключение (роман)», помечает Камю в записных книжках. В следующем году Камю значительно увеличивает количество четко обрисованных персонажей (так, например, появляются Коттар и старик астматик). Первые наброски цельной рукописи значительным образом отличаются от окончательного варианта; так, например, изменен порядок глав и отдельных описаний, отсутствуют персонажи Рамбера и Грана.

  6. Авторская заинтересованность в романе заключается не столько в отображенных событиях и раскрытых характерах, сколько в вопросах философской проблематики. Своеобразно используется в произведении форма высказывания мысли. Во-первых, она не высказывается прямо и открыто через авторские декларации или так называемые лирические отступления. Во-вторых, реализуется не в форме мировоззрения одного из героев, который противопоставляет себя окружающим, а поднимается в виде своеобразного конфликта, борьбы, сопоставления и взаимодополнения разнообразных мировоззренческих точек зрения большой группы персонажей произведения. В романе Камю действует большое количество действующих лиц, значительная часть которых выполняет функции своеобразных героев-идеологов, так или иначе высказывающих и интерпретирующих авторскую мысль. По утверждению многих критиков, все эти персонажи являются своего рода «вторым я» писателя и вобрали у себя черты интеллектуального характера самого Камю и общими усилиями высказывают его философские взгляды.
    Одни герои полностью разделяют авторское мнение о необходимости борьбы с бедой, которой охвачен весь город, другие являются их идейными антагонистами, у которых есть своя, особая уверенность в том, чем является для человека чума.
    Хотя в романе конкретно называется город, в котором происходят события, которые описаны, почти точно указывается время, все равно прослеживается условность всего изображенного. Обобщение описанных в произведении Камю событий, их отдаленность от конкретных исторических и социальных реалий одновременно помогает языком символических намеков говорить не о каком-то конкретно взятом городе или человеческом обществе, а изображает универсальную модель человеческой жизни и человеческого поведения, которые в равной степени могут касаться как смысла жизни одного человека, так и всего человечества, так как указывают не на временные переменные величины, а на наиболее целостные, ключевые основы человеческой жизни. Камю приходит к идее морального долга одного человека перед другим, что не снимает тезиса об абсурдности мира, но и вносит смысл в концепцию человеческого существования. Носителями именно такой концепции, утверждая ее или отбрасывая, являются все герои романа.
    В начале романа жителей волновало только собственное обогащение. Они отдыхали в субботу и воскресенье, в другие дни зарабатывали деньги. В процессе борьбы с болезнью они стали дружнее, старались помочь друг другу. Они чувствовали себя узниками, осужденными на смерть. Если раньше они жилы «серой» и однообразной жизнью, то, когда городом «правила» чума, они объединились и открыли для себя ценности каждого мгновения жизни.
    Кроме упомянутых пороков жителей до эпидемии, особенно поражает их равнодушное отношение друг к другу, к красоте и любви. Во время чумы они начали ощущать чужую боль, организовывали санитарные дружины, не заботились о собственном благополучии.
    Столкнувшись с бедой, жители Орана поняли основные жизненные истины, необходимые для любого человеческого общества.
    Действительно, чума может прятаться везде. Это болезнь, которая, возможно, будет существовать всегда. От нее никто не может быть застрахован. Если человек будет бояться заболеть, так может и произойти. Не нужно впадать в отчаяние! Жестокость и равнодушие к окружающим – тоже разновидность «чумы». Если человечество впустит их в свои души, она возродится и победит. В произведении несколько форм чумы – болезнь тела и болезнь души. Если помнить об этом, эпидемиям болезней, как и войн, можно противостоять. Чума – зло, которое можно победить только добром.
    Мы все рискуем заболеть, если не будем помнить о том, что вокруг нас – живые люди. Любую беду могут одолеть только те, кто борется совместно с другими. Соглашаетесь ли вы с мнением, которым начинает свою проповедь священник Панлю: «Братья мои, у вас беда, и вы ее заслужили». Почему нельзя согласиться с этим высказыванием, так как никто из живых не заслуживает подобных испытаний. Хотя, возможно, священник Панлю считает чуму наказанием за равнодушие жителей и их грехи? Особенно нельзя согласиться с тем, что эти слова прозвучали из уст священника. Кому, как не ему, должна быть понятной мораль человеколюбия и великодушия? Разве можно спокойно воспринять смерть многих невиновных, особенно маленького мальчика – сына Оттона? С бедой нужно бороться, а не покоряться ей. Чума – не наказание, а испытание, которое выпало на судьбу жителей Орана.
    Во время беды мы должны действовать совместно, помнить друг о друге, помогать друг другу. Нравственность человеческой жизни проявляется в трудных ситуациях, поэтому нельзя забывать о своей душе. Легко жить с мнением, что чужие проблемы тебя не касаются, беспокоиться только о собственном благополучии. Но, только отдавая, ты становишься действительно Человеком. Если человек счастлив в одиночестве, то рано или поздно и в его жизни начнется «черная полоса». Если он никому никогда не помог, найдется ли кто-то, кто захочет помочь ему? Счастье может быть полным, если вокруг все счастливы. Беспокоясь об окружающих, ты можешь надеяться, что и о тебе кто-то будет беспокоиться.

  7. 7
    Текст добавил: )(Милашка-Какашка)(

    Роман “Чума” с его философско-интелектуальным содержанием можно рассматривать как своеобразный авторский монолог, разбитый на отдельные партии, врученные разным персонажам, которые выступают носителями разных сторон авторского мировоззрения, разных его аспектов и тенденций. В этом понимании роман – это разговор с самим собой, что, впрочем, не лишает персонажей индивидуальных черт характера, а также глубокой мотивации их поступков.
    Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие, живущий в городе Оран. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии. Доктор Рие неоднократно, в силу своей профессии, сталкивался лицом к лицу со смертью. Смерть ребёнка, пробудившая к подлинному бытию отца Панлю, явилась серьёзным испытанием и для доктора Рие. Казалось бы, глобальные мировоззренческие вопросы давно решены доктором: он не признаёт Бога не потому, что его нет, а потому, что он не нужен: «Так вот, раз порядок вещей определяется смертью, может быть, для господа бога вообще лучше, чтобы в него не верили…».
    Чума изменила и отношение пациентов к доктору «никогда ещё профессия врача не казалась Рие столь тяжелой. До сих пор получалось так, что сами больные облегчали ему задачу, полностью ему вверялись. А сейчас, доктор наталкивался на непонятную замкнутость пациентов. Начиналась борьба, к которой доктор ещё не привык».
    Следующий образ – это отец Панлю. Первоначально он предстает перед читателем в довольно отталкивающем виде проповедника, который чуть ли не ликует по поводу эпидемии. В ней он усматривает божью кару за грехи оранцев. Этот достаточно трафаретный для христианства ход мыслей свидетельствует о том, что священник продолжает существовать по инерции, – «быть» он ещё не начал. Панлю хочет использовать страх своих прихожан для укрепления их ослабевшей и тусклой веры. Большим испытанием для отца-иезуита становится собственная болезнь: принимать помощь врачей – значит признать слабость и непоследовательность собственных убеждений. Священник, кроме того, прекрасно понимает, что помощь эта не поможет ему спастись. Судя по первоначальному варианту романа, Камю приводил Панлю, заболевшего чумой к религиозной катастрофе. Но в окончательном варианте романа Панлю остаётся верен собственному выбору.
    Рассмотрим еще один не менее значимый образ. В числе тех, кто пытается покинуть захваченный чумой город – единственный персонаж, имеющий имя, Рамбер. Камю дает ему имя по одной только одной причине: он не бежит. Не бежит, несмотря на то, что он посторонний в городе, несмотря на то, что где-то ждет его любимая женщина и Рамбер искренне верит в то, что он должен быть рядом с ней. Моментом пробуждения человеческой сущности становится для Рамбера приступ мнительности, когда ему «вдруг померещилось, будто железы у него в паху распухли и что-то под мышками мешает свободно двигать руками. Он решил, что это чума».
    Можно сказать, что чума заставила оранцев перепроверить своё отношение к привычным моральным нормам и ценностям. Варианты имморального поведения (мародёрство, пьянство, жажда сатурналий и т.д.) перед лицом смертельной опасности не отрицаются Камю, но роман построен так, что читатель понимает: люди, выбирающие их, – не соль земли.

  8. Неслучайно одно из программных произведений экзистенциализма – роман французского писателя Альбера Камю носит название «Чума». Будет неверным утверждать, что этот роман стал всего лишь иллюстрацией к основным положениям экзистенциальной философии, изложенным в трактате автора «Миф о Сизифе», но тем не менее главные моменты, определившие суть французского экзистенциализма, в романе просматриваются.Действие романа происходит в 194.. году в небольшом французском городе Оране, куда неожиданно приходит чума. В борьбу с этой болезнью вступает местный врач Бернар Риэ – главный герой романа.Примечательно, что каждый из героев Камю – это своеобразный Сизиф, в образе которого автор воплотил свою философию экзистенции. Сизиф, обреченный богами на вечный труд вкатывать в гору камень, который срываетсяу самой вершины, является образцом экзистенциального героя. Несмотря на бесплодность сизифова труда, мифический герой награжден тем, что сумел проявить экзистенциальный бунт против богов, не покорился их воле. Он совершил свой экзистенциальный выбор. И теперь, вкатывая в гору камень как результат своего бунта, он реализует собственную экзистенциальную свободу, пусть даже она и заходит в экзистенциальный тупик, когда камень срывается у самой вершины.Так, Бернар Риэ как типичный «сизифовский герой» бросает вызов экзистенции – слепой и неудержимой энергии, которая сметает все человеческие планы и желания, делает человека абсолютно бессильным. В данном случае символом экзистенции становится чума, масштабы, сроки, причины и последствия которой абсолютно не прогнозируемы. Действия главного героя по лечению больных, выхаживанию их в лазарете, создание сыворотки – это все проявления экзистенциального бунта, как и попытка самоубийства одного из персонажей – Коттара. В выборе противостояния чуме (экзистенции) проявляется экзистенциальная свобода персонажей романа. Но натиск чумы настолько силен, что в большинстве своем человек остается беспомощен: и когда умирает, и даже когда неожиданно выздоравливает, как например, несостоявшийся писатель Гран.Эта непредсказуемость чумы, ощущение неотвратимости злого рока порождает экзистенциальное отчаяние, заводит персонажей романа в экзистенциальный тупик.

  9. Камю А.

    Сочинение по произведению на тему: Человек на зачумленной земле (По роману А. Камю “Чума”)

    На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая война открыла и продемонстрировала самое страшное, что есть в природе человека, существа мыслящего. Поблекли иконы новой философии. Учение Ницше и Шопенгауэра дало уродливую недозрелую мораль. В таком случае образование новой концепции, которая оправдывала бы существование человека, стало совершенно необходимым. О своем новом духовном предводителе мир узнал в послевоенные годы. Им оказался французский мыслитель, прозаик, эссеист, публицист Альбер Камю. Нобелевская премия 1957 года в области литературы подтвердила статус писателя.
    Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча “Чума”. В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом “Чумы” является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.
    Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.
    Город заполнен крысами, которые переносят инфекцию и сами же мучительно умирают. Так же, как и крысы, умирают сотни людей, заразившись бациллами чумы. Продолжаются противоэпидемические мероприятия, людей уже хоронят в братских могилах, а местный транспорт (трамваи) становится средством для перевозки трупов. Естественно, что это ужасные картины. Но намного страшнее то, что городские жители, окруженные карантинными постами, внутренне меняются. У них появляется странное равнодушие к судьбе даже близких людей, они пытаются как можно безудержнее веселиться, будто это поможет избежать заражения или прогнать болезнь. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе “скорее добрые, чем злые”, но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои “Чумы” — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.
    Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе “Чума” эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.
    Чума всемирного зла притаилась где-то за высокими стенами современных городов. Она ждет своего часа, чтобы молниеносно распространиться по миру в виде войн, раздоров, эпидемий, экономических кризисов и т. п.
    Какой совет можно дать человечеству, которое живет в ожидании чумы? Прислушаемся еще раз к голосу Альбера Камю: “Для человека без шор нет прекраснее зрелища, чем сознание единства с действительностью, которое побеждает”.
    kamyu/chuma

  10. В первой половине XX века в мировой литературе появляются произведения посвященные внутренний психологии человека.
    Беря в руки роман Альберта Камю со страшным названием «Чума» я не ожидал, что это окажется настолько глубокое произведение. Его написанию автор посвятил не один месяц. Он один из тех, кому удалось проникнуть во внутренний мир человека, услышать ее мысли, желания и проблемы что ее волнуют.
    События происходят в сороковых годах, скорее всего после Второй мировой войны. Главный герой – врач Рие, который является рассказчиком. В алжирское город Оран пришла чума, смертельная болезнь которая не оставляла надежд на выживание. Но общество до последнего не верили в эпидемию, или не хотело верить, закрывая глаза на все. Как утверждал автор, образ чумы это прежде всего образ нацизма, который тогда называли коричневой чумой.
    События в романе развиваются, эпидемия приобрела смертельного размах. Людям пришлось признать беду, они упали в отчаяние. Город изолировали, закрыв все выезды. Люди оказались один на один с чумой, помощи ждать было неоткуда. Вакцины еще не придумали, положение казалось безнадежным. На фоне этих событий росла вражда между бедными и богатыми. Главный герой сначала пренебрежительно относился к людям, однако со временем он увидел как они понемногу встают на борьбу с чумой. Они не впадают в полное отчаяние, не замыкаются в себе, а стараются объединиться в борьбе. Здесь прослеживается вера Камю в силу человека и силу единства людей.
    Читая произведение, взволновал меня, я заметил идеи хотел донести автор до нас. Главной проблемой в романе предстает выбор, жизненно важный выбор который должен сделать каждый человек. Показаться и умереть как животное страшной смертью или не терять свое человеческое достоинство и бороться. Даже если борьба безнадежна умереть смертью достойной человека, смертью в борьбе. Камю видел силу человека, который особенно проявлялась в единстве. Конечно в городе были люди, которые даже обогащались на беде. Но как говорил Эдмунд Берк: «Для полного триумфа зла достаточно, чтобы хорошие люди ничего не делали». Чума – это не просто болезнь, это образ Всемирного Зла, которое полностью искоренить невозможно. Но Камю ищет в человеке те силы которые способны бросить вызов Судьбе, Богу, Хаоса и даже Всемирном Злу. Несмотря на мрачную атмосферу, по моему мнению, роман никого не оставит равнодушным. Каждый человек должен задуматься о проблемах затронутые в произведении, ведь это касается выживания всего человечества.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Едва лишь закончилась Вторая мировая война, но воспоминания о ней еще весьма живые, воспоминания об «коричневой чуме» – фашизм. Но почему тогда просто не написать роман о войне, о ее жертвах? Зачем такая аллегория? Чума – это не только жестокость. Чума – это бездуховность, это бестолковость, это слепой фанатизм. И самое страшное то, что Чума заразная. Любой человек, который затрагивает ее, ощущает ее дыхание, просто приближается к ней, рискует заразиться. Но же «Чума» – прежде всего книга о тех, кто оказывает сопротивление, а не о тех, кто сдался.
    Сохранить в себе свой внутренний стрежень при любых обстоятельствах – вот средство борьбы с Чумой. Врач Риэ каждый день спешит к больным, он сознает, что каждый день может стать для него последним, он даже сознает, что все его старание спасти хотя кого-то будут напрасны. Его интересует здоровье человека. Ведь когда-то он давал присягу помогать человеку. И теперь он просто исполняет свой долг.
    Журналист Рамбер чужой этому городу. Он оказался там случайно. В другом месте на него ждет настоящая любовь и счастье. Он не понимает, почему он должны страдать и хочет кое-как выехать из города. И когда такая возможность появляется, он остается. Почему? А если бы он поехал, то перестал бы быть Рамбером, достойным своей любви, он стал бы также зачумленным, как и все жители города.
    Ведь они были «зачумленные» еще до того, как пришла настоящая Чума. Серые улицы, серые дома, серые развлечения, такие же серые души у людей. Обычный круг обязанностей каждый день. «Город без голубей, без деревьев, без садов, где не услышишь ни хлопанья крыльев, ни шелеста травы,- словом, без особых примет». И люди там тоже «без особых примет», люди, мертвые еще до того, как заболели на Чума…
    Но Чума ужасная не только тогда, когда она сеет вокруг трупы, страшнее она, когда захватывает ум и сердце людей. Таких, как Коттар, какому равнодушные все моральные ценности. Это о таких, как он, существует выражение «банкет во время чумы». И Чума его не зацепила, ведь он уже зачумлен.
    Чума имеет много проявлений. И когда религиозные фанатики берут оружие, стараясь что-то довести, убивают безвинных людей – это Чума. И когда отец Панлю с пафосом, торжественно проговаривает: «Брать мои, к вам пришло бедствие, и вы заслуживаете на него! – все больше зажигаясь, уверяет: – Праведным незачем бояться, но грешные справедливо дрожат от ужаса», – это тоже Чума, подъем больше всего идеи слепой веры. Но «человек – это не идея»,- говорит Риэ. И Панлю с ужасом убеждается в этом, когда видит свою абстракцию в жизни – смерть сына Отона.
    И друг Риэ Тарру тоже это как-то понял. Он стал против бессмыслицы смертных приговоров и решил бороться с обществом, которое базируется на этом, с Чумой. Конечно, его друзья тоже выносят смертные приговоры, но все они уверены, что «эти несколько смертей необходимые, чтобы построить мир, где никого не будут убивать». Знакомые слова… Ведь Родион Раскольников тоже так считал: «За одно жизнь – тысяча спасенных… И и что значит на общих весах жизни этой жалкой старой? Не больше как жизнь вши…».
    Страница: [ 1 ] 2

  12. В алжирском городке Оран вспыхивает чума. На протяжении девяти месяцев длится поветрие, городок полностью изолирован от мира, девять месяцев для рассказчика доктора Рие и его команды не утихает напряженная борьба за каждую человеческую жизнь. И, в конце концов, чума отступает, эпидемия угасает, в город возвращаются люди, животные, но «бацилла чумы никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то в закоулке, и, возможно, настанет день, когда на беду и на науку людям чума разбудит крыс и пошлет их умирать на улицах счастливого города». Альбер Камю пишет подробную хронику чумы как страшной болезни через рассказ врача Рие, который является свидетелем и участником, организатором событий, привлекает заметки и дневники еще одного борца с чумой – Тарру.
    Он также включает в произведение исторический экскурс, в котором сообщается обо всех известных человечеству случаях эпидемии. Тем не менее, множество деталей приводят к мнению, что рассказ не является лишь хронометром конкретного поветрия, а и замысел, и истолкование события приобретают определенный философский смысл. В самом городке Оран, который находится в Средиземноморье, не хватает зелени, зато вдоволь пыли и ветров, наверное, он такой непривлекательный, поскольку люди в нем живут, любят и работают ради денег.
    Чума несет с собой смерть, лишает будущего, распространяет страх. Город изолирован от мира, заперт, преобразован в концлагерь, и каждый человек в нем чувствует себя одиноким, беспомощным, отчужденным. Чума вступает в силу, люди умирают массово, их не успевают хоронить как положено, а начинают сваливать в рвы, бросать трупы на платформы трамваев, сжигать в крематориях… И жизнь, и смерть лишаются святости, тайны, достоинства. Личность превращается в ничто. Все эти приметы, так же, как и указанная дата – сороковые годы нашего столетия – безошибочно указывают на аналогию чумы с фашизмом, от которого едва лишь освободилась Европа (и вдобавок термин «коричневая чума» употреблялся очень широко).
    Нет в Оране конкретных особых примет организации жизни и общества, оно будто абстрагировано, вне времени, современно, т.е., речь идет о существовании человека в XX ст. Что может в таком вне историческом времени и пространстве означать чума? Каждый из главных действующих лиц этого произведения старается по-своему ответить на этот вопрос. Отец Панлю считает, что это наказание Божье, которое падает на грешников. Но смерть невинного ребенка опровергает такое предположение. Отец Тарру когда-то вынес человеку смертный приговор.
    С того времени его сын чувствует себя «зачумленным», причастным к злу, и собственной дальнейшей жизнью старается избавиться от своей вины: он добровольно ведет наиболее активную борьбу с чумой, становится ближайшим другом и помощником Рие и, наконец, – жертвой поветрия, чумы – Зла. Журналист Рамбер случайно оказывается в Оране, его наибольшее желание – вырваться, вернуться в Париж, где его ждет счастье и любовь. Он – человек молодой, деловой, энергичный, ему, наконец, посчастливилось вырваться от чумы, но… к этому времени Рамбер уже убежден, что нельзя быть счастливым, зная, что вокруг властвует смерть, зло, болезнь, олицетворенные чумой.
    Авантюрист и коммерсант Коттар, которому скучно жить в обычном мирном обществе, буквально расцветает во время чумы, когда в атмосфере общего страха, безнадеги можно безнаказанно мошенничать и красть. Для него чума – счастье, а когда она угасает, он погибает. Гран – маленький невзрачный служащий с большой непобедимой мечтой о всесильном Слове. Такую мечту нельзя ни одолеть, ни уничтожить. Гран самоотверженно служит под предводительством Рие, вместе с ним одерживает победу. Доктор Рие – вместе с тем и рассказчик, и главный герой этого рассказа: он – врач, он – организатор борьбы с чумой, он – носитель главной авторской идеи. Бациллы чумы не уничтожены, так же, как и зло на земле, и нельзя победить эту страшную болезнь раз и навсегда. Но это обязанность порядочного человека. И это – не героизм, а обычный образ жизни. Работу над романом А. Камю начал в 1941 году, когда учительствовал в Оране.
    После того, как в 1943 г. был завершен первый вариант, автор продолжил работу над текстом, добавляя новый материал. В печать роман вышел в 1947 г. и был определенным продолжением и развитием идей и раздумий, которые интересовали Камю с начала его деятельности. Роман «Чума» не следует читать как произведение реалистическое. Это не просто история о ужасной болезни, которая охватила город Оран и уничтожила многих людей. Хроника зачумленного города может прочитываться как в плане метафорическом, так и в плане символическом. Если перед нами метафорическое воспроизведение событий Второй мировой войны, тогда текст сохраняет очевидную связь с конкретными социальными реалиями.
    По словам самого писателя, «явное содержание «Чумы» – это борьба европейского движения Сопротивления против фашизма». Война, которая устанавливает свои права в городе, влияет на сознание, поступки его жителей. Она определяет их быт: уместно вспомнить о недостатке продовольствия, предлинных очередях, ограничениях в снабжении электроэнергией, введении комендантского часа и т.п. С этой точки зрения можно было бы толковать образы героев романа как такие, что подчиняются войне, убегают или борются с ней. Итак, персонажи становятся сторонниками колаборационализма или представителями движения Сопротивления. Тем не менее, очевидно, что такое трактование романа не учитывает и не исчерпывает всего, о чем в нем говорится.
    Существует известное утверждение А. Камю: если хочешь быть философом, пиши роман. А перед нами не просто произведение, а роман философа-экзистенциалиста. Проблемы, которые в нем поднимаются, – философские. Мысли, идеи, подходы – все это связано с философией А. Камю, которая началась в его предыдущих произведениях. В романе чума является образом-символом. Чума – это тьма, которая окутала небольшой островок света, в котором живет человек, вооруженный умом. Свет – это определенные истины, представления, понятия, которых придерживается человек и которые являются для него аксиоматическими.
    Когда же свет гаснет, людей окутывает полнейшая тьма. Весь мир оказывается непостижимым, неустановившимся, бессмысленным, вражеским, злым, чужим, абсурдным. Итак, роман «Чума» содержит мысли автора о человеческом бытии. Иррациональность, жестокость, непостижимость, зло – все это открывается в какие-то периоды человеческому сознанию. Человек или избавляется абсурда в смерти, или подчиняется поветрию абсурда. Отдельные личности стараются любым образом справиться с чумой (абсурдом): деятельностью, нацеленной на поиски гармонии, благоустроенности, счастьем общения с близкими людьми и с природой и т.п.
    Это не помогает человеку уничтожить чуму, но дает возможность сопротивляться поветрию, тотальному влиянию болезни, сохранять надежду и собственное «Я». Это роман-предупреждение, роман-предостережение, что делает его вневременным и общечеловеческим.

  13. На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая махаловка открыла и продемонстрировала самое страшное, что есть в природе человека, существа мыслящего. Поблекли иконы новой философии. Учение Ницше и Шопенгауэра дало уродливую недозрелую мораль. В таком случае образование новой концепции, которая оправдывала бы существование человека, стало совершенно необходимым. О своем новом духовном предводителе мир узнал в послевоенные годы. Им оказался французский мыслитель, прозаик, эссеист, публицист Альбер Камю. Нобелевская премия 1957 года в области литературы подтвердила статус писателя.
    Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча “Чума”. В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом “Чумы” является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была реально вопросом жизни и смерти, для обитателей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.
    Роман “Чума” составлен в виде хроники. Автором этих событий является медик — эскулап Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, эскулап Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.
    Город заполнен крысами, которые переносят инфекцию и сами же мучительно умирают. Так же, как и крысы, умирают сотни людей, заразившись бациллами чумы. Продолжаются противоэпидемические мероприятия, людей уже хоронят в братских могилах, а местный транспорт (трамваи) становится средством для перевозки трупов. Естественно, что это ужасные картины. Но намного страшнее то, что городские обитатели, окруженные карантинными постами, внутренне меняются. У них появляется странное равнодушие к судьбе более того близких людей, они пытаются как можно безудержнее веселиться, будто это поможет избежать заражения или прогнать болезнь. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе “скорее добрые, чем злые”, но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, более того когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои “Чумы” — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и цивильный задолженность, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается уехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен как раз в этом месте, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.
    Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел вероятность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не бесполезно писатель решил описать как раз эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ожидать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе “Чума” эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, любой, кто остался жив, любой, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.
    Чума всемирного зла притаилась где-то за высокими стенами современных городов. Она ждет своего часа, чтобы молниеносно распространиться по миру в виде войн, раздоров, эпидемий, экономических кризисов и т. п.
    Какой совет можно вручить человечеству, которое живет в ожидании чумы? Прислушаемся ещё раз к голосу Альбера Камю: “Для человека без шор нет прекраснее зрелища, чем сознание единства с действительностью, которое побеждает”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *