Сочинение на тему ценность языка

6 вариантов

  1. Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.
    Полный текст:
    Сочинение
    Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.
    Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.
    Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь – это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».
    Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.
    О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.
    Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.
    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

  2. 2
    Текст добавил: d{рожденная в СССР}b

    Благодаря нашему языку появились умные пословицы, поговорки, анекдоты и так далее. Таким образом народ развивался и укреплял знания родного могучего языка. Подтверждением тому являются древние народные песни, шутки и стихи, которые могли своим смыслом дать человеку веру, возможность заново начать жизнь или же поднять боевой дух у целого войска. Именно язык соединяет людей и объединяет в народы, дает свободу и непокорность.
    Много кто забыл о ценности нашего языка. Люди часто начинают ценить его находясь далеко от родных краев. Как приятно услышать родные слова на чужбине. В таком случае слово может исцелить, подбодрить и поднять настроение. Но, к сожалению, многие люди редко когда ценят его, загромождая язык разными иностранными словами, изучают другие языки, не успев выучить досконально свой родной. При этом забывают о словах вековой мудрости, поэтому люди понимают значение родного языка только оказавшись на чужой стороне.
    Сложно не заметить то, что, пытаясь завоевать чужие земли завоеватели сразу же запрещали общение на родном языке. Их действия можно понять, потому что без языка нет народа. Народ без языка, как человек без души, который не имеет древа. Именно так у людей отнимали свободу, веру и независимость.
    Лично я, изучаю наш родной язык с огромным удовольствием, с помощью этого я могу как можно лучше узнать и понять душу народа. Он удивляет и покорят своей красотой, мелодичностью, яркостью и насыщенностью. Его нужно и важно прививать детям еще с рождения путем чтения: от сказок и былин до стихов и классики. Именно таким образом возможно закрепить язык лучше всего. Для меня язык – это бессмертная душа, способная жить в веках, в поколениях, пока о нем заботятся!

    Сочинение 2

    Разумный человек оценивает язык как высокую национальную ценность, благодаря которой русский язык сохранился в годы угнетения и суровых испытаний. Поклоняясь своей творческой силе, создавая множество замечательных произведений, патриот осознает свой патриотический долг. Через торжественное обещание создатель принимает на себя миссию защиты чести священного слова, раскрывая в своих произведениях его красоту и отдавая его будущим поколениям во всей красе.
    Сохраняя основные нравственные ценности русских, речь становится символом общей памяти, которая объединяет предков и потомков. Художник представляет свою родную речь как средство создания эмоционально влиятельных литературных произведений. Он поклоняется огромным лингвистическим возможностям национального святилища. Синоним богатства и здравости русского слова пробуждает чувство восхищения и гордости. Разнообразие синтаксических конструкций и выбор выразительных языковых средств, используемых в спорах, являются убедительным доказательством богатства и творческого потенциала русского языка.
    Осознавая свой патриотический долг, патриот стремится выполнить свою миссию, создавая ценные литературные произведения, раскрывающие красоту родного слова. Таким образом он защищает честь самого святого для одного народа, и в то же время он противостоит злу. Родное слово стало объединяющим фактором для нации, которая строит нерушимое национальное единство и пробуждает чувство национальной гордости.
    Следует бороться за родной язык, утвердившийся в качестве высшей национальной ценности, сохранившей на протяжении веков идеалы нации. Слова являются мощным оружием в руках человека. Через них мы выражаем наши чувства, наши мысли, наши намерения. Язык является отражением нашего внутреннего существа. Общение между людьми является частью повседневной жизни каждого. Мы взаимодействуем и влияем на себя через слова. Человек постоянно находится в словесных «столкновениях», столкновениях, в которых он защищает свое мышление и защищает слова, которые он говорит. Словарь каждого из нас является мощным индикатором разума владельца. Управление различными словами, словосочетаниями, метафорами делает общение с человеком более интересным. Таким образом каждый может пользоваться этим общим богатством, но такое пользование требует разумного отношения. Подобно тому как разные люди используют свои финансы для разных целей, так язык тоже может использовать по-разному. Если пользование безответственно, то от богатства может ничего не остаться.
    ЕГЭ 11 класс

  3. Язык человека и язык народа играют важную роль в жизни. Ведь на языке мы мыслим, следовательно, в нем проявляется наш менталитет. Именно проблеме значимости языка в жизни любого человека и нации в целом посвятил великий русский ученый Д. С. Лихачев свои рассуждения.
    В качестве примеров, иллюстрирующих мысль о важности языка для народа, автор приводит высказывание И. С. Тургенева. Он рассуждает также об исторических факторах, повлиявших на богатство и лексическое многообразие нашего языка.
    Рассуждая о языке конкретного человека, автор расценивает его как особенность, которая больше всего может нам рассказать о личности.
    Автор считает, что богатство и красота русского языка и были главными факторами, которые привели к созданию величайшей русской литературы девятнадцатого века. Именно богатство и точность языка дают образованному человеку способность ясно и логично мыслить и воспринимать мир в его многообразии.
    С автором невозможно не согласиться. Действительно, скудость словаря не дает человеку понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства – ведь у него нет для них названия.
    В романе Дж. Оруэлла «1984» тоже поднимается проблема языка нации. В обезличенном обществе существует некий «новояз», который подменяет собой нормальный язык, красивый и способный выразить мысли и чувства, которые кажутся излишними правителю государства. Так называемые книги в прямом смысле слова штампуют на производстве; добрые слова выживаются, заменяются предельно расплывчатыми и многозначными, которые скорее помогают не выражать, а запутывать мысль.
    Противоположную ситуацию мы встречаем в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Сын главной героини Иван чувствует, что главное, что он может противопоставить оболваниванию нации, – это язык, его историю и историю своей Родины. Это те самые корни, которые не дадут народу вовсе сгинуть под наплывом товарного оборота и нашествием «иноплеменных» торгашей.
    Язык народа – это его главное достояние, то, что дает ему возможность самоопределения и выживания в мире.

  4. «Язык – это история народа.
    Язык – это путь цивилизации и культуры…
    Поэтому-то изучение и сбережение русского языка
    является не праздным занятием от нечего делать,
    но насущной необходимостью»
    (А.И.Куприн)
    Язык, по словарю С.И.Ожегова, – главное средство общения, орудие обмена мыслями и взаимопонимания людей в обществе. Он помогает познавать мир, накапливать знания, получать и хранить информацию.
    Язык возник в глубокой древности, удовлетворяя потребность людей общаться. Он помог им понимать друг друга, объединяться в общины для добывания пищи или для борьбы с врагами и природными бедствиями. С развитием языка усовершенствовались орудия труда и материальный уровень жизни человека.
    У каждого народа есть своя история, и мы бы не знали ее, если б люди не владели языком как главным способом передачи информации. Ведь в далеком прошлом, когда умели писать только летописцы, все происходящие события передавались из уст в уста. От поколения к поколению люди описывали свой уклад жизни, обычаи и традиции, кровавые войны, победы и поражения. Делясь мыслями и наблюдениями, повествуя новому поколению о прошлом, народ сам писал свою историю. Язык являлся памятью народа. С его помощью каждый мог прикоснуться к древним историческим событиям.
    Получая больше знаний о мире, в котором жили, люди развивались и вскоре оказались на пути к цивилизации. Общество начало общаться с другими народами, выходить за границы своей собственной территории, налаживая тесные связи с другими племенами, с соседними государствами. Они обменивались опытом, подсказывая друг другу, как лучше поступить в различных ситуациях, помогали в развитии и усовершенствовании ведения хозяйства. Разговаривая друг с другом, замечая различия между собой, люди образовали свою этническую культуру. Все это привело к тому, что сформировался национальный язык – русский.
    Русский язык является одним из самых распространенных языков мира. Не зря говорят, что он велик и могуч. Но в истории много случаев, когда перед народом ставилась очень сложная задача – сохранить русский язык. Например, в эпоху Петра I, когда царь «открыл окно в Европу», среди дворянства появилась мода на все французское: на одежду, еду, элементы культуры. В высшем свете чаще слышалась французская речь, а не русская. Дворяне и крестьяне начали говорить на разных языках, и в результате произошло расслоение общества. К счастью, собиратели фольклора, поэты и писатели XVIII-XIX веков, такие как Д. И. Фонвизин, В. И. Даль, А.С. Пушкин, смогли привить народу любовь к неисчерпаемо богатому русскому языку.
    Однако проблема сбережения родной речи актуальна и по сей день. Нередко в лексике современных людей применяются жаргонизмы, слова-«паразиты», слова, выдуманные различными субкультурами. Они используют заимствованные слова, даже если им есть синонимичные русские. И сейчас часто мы не можем отделить иностранные слова от исконно русских. Трагичность ситуации в том, что даже высокопоставленные люди, вещающие с экранов для многих людей, употребляют заимствованную лексику. Это приводит к более быстрому распространению таких слов в обществе.
    Изучение и сбережение гибкого, величавого, многогранного русского языка невозможно без патриотизма, без безграничной любви. Нужно изучать родной язык и говорить правильно. Язык является крепкой нитью, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее людей. Пока общество сохраняет национальный русский язык, жива русская культура, жив русский народ. А это очень важно!

  5. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.
    Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
    На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
    И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
    Мы ведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, разве не так? А судить о человеке можем только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.
    Как предупреждал талантливейший языковед В. И. Даль, создатель уникального толкового словаря: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть только одно чувство и мычание» . Я тоже считаю, что слово – это не игрушка. Именно умение сказать своё слово и выразить свои мысли показывает всю сущность человека. Все чаще и чаще в своей жизни мы встречаем людей, которые не умеют красиво говорить, употребляют нецензурные слова в своей речи. Такие люди, возможно, не понимают, что культурное общество о них дурного мнения. Ведь недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой» . А он должен быть другом человека! Поэтому перед тем как сказать, необходимо хорошо подумать и взвесить каждое слово.
    Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
    Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
    Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!
    Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?
    И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
    ” Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. ”
    С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством. Выясняя законы окружающего мира, человек неизбежно относит их к себе, пытаясь понять своим умом и выразить своими словами. История всякого языка отражает не только историю народа, но и важнейшие этапы его культурного развития. Более того, уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка: наличием письменной формы, богатым словарным запасом, помогающим описать любую сферу человеческой деятельности, наличием различных стилистических форм на все случаи жизни и т. д. Язык – это целый мир. Родное слово помогает жить. С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык. Русский язык является величайшим богатством нашего народа. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твёрдое слово «борьба», и мягкое, нежное – «любовь», и доброе, успокаивающее – «сочувствие», тёплое, ласковое – «мама».

  6. Тургенев, Булгаков и Кронгауз помогут подобрать аргументы в защиту русского слова
    Текст: Анна Чайникова
    Фото: Кирилл Тягульский/Рыбницкая русская гимназия № 1
    Во второй части ЕГЭ по русскому языку выпускникам предстоит написать сочинение на заданную тему, подобрав убедительную аргументацию. В этот раз мы разберем блок, посвященный языку, слову и сохранению русского языка — составим список возможных тем и подберем произведения, которые помогут раскрыть тему и получить максимальный балл.

    Примерные формулировки проблемы

    Проблема ценности языка. (В чем заключается ценность языка?)
    Проблема сохранения русского языка. (Почему нужно сохранять русский язык?)
    Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)
    Проблема ответственности за судьбу родного языка. (На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?)
    Проблема взаимосвязи речи человека и его культуры/интеллектуального развития/личных качеств. (Как взаимосвязаны язык и культура/интеллектуальное развитие человека?)
    Проблема формирования и воспитания языковой культуры. (Почему необходимо формировать языковую культуру?)
    Проблема повышения культуры речи. (Какие существуют способы повышения культуры речи?)
    Проблема силы слова. (В чем заключается сила слова?)
    Проблема важности серьезного отношения к слову. (Почему важно серьезно относиться к сказанным словам?)
    Родной язык — это самая большая ценность для человека, ведь жизнь каждого неразрывно связана с ним: на нем он говорит, пишет, думает. Язык может стать «поддержкой и опорой» человека, находящегося вдали от родины, пишет в стихотворении «Русский язык» живущий во Франции, в Буживале, И. С. Тургенев.

    Родной язык отражает историю народа, его душу, сохранить язык — значит сохранить национальную идентичность.

    Именно поэтому в стихотворении «Мужество», написанном в годы Великой Отечественной войны, А. А. Ахматова писала:
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки.
    Ответственность за судьбу языка лежит на каждом человеке, ведь, как писал Д. С. Лихачев, есть взаимосвязь между качеством речи и уровнем культуры человека, его интеллектуальным развитием. Самым верным способом узнать собеседника, его характер, уровень интеллекта публицист считал внимательное отношение к тому, что он говорит. Язык человека, по мнению Лихачева, — один из самых точных показателей «его человеческих качеств, его культуры».

    Можно ли обходиться минимальным набором слов и при этом оставаться культурным человеком?

    Однозначно нет, ведь язык — безошибочный показатель культуры человека. Эллочка Щукина, героиня романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой ограничивался тридцатью «словами, фразами и междометиями, придирчиво выбранными ею из всего великого, многословного и могучего русского языка», получает от авторов ироничное прозвище «людоедка», ведь даже словарь негра из дикого людоедского племени составляет триста слов. При всей внешней привлекательности героиня не вызывает симпатии ни у авторов, ни у читателя, ведь она ограниченна и изъясняется только фразами-шаблонами, несколько расцвеченными разной интонацией. Культура человека неразрывно связана с культурой его речи, убеждены Д. С. Лихачев и К. И. Чуковский, ведь тот, кто ясно мыслит, ясно излагает. Именно поэтому необходимо, чтобы каждый начал борьбу за сохранение и чистоту языка с себя, и это под силу каждому человеку.
    К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, его законам и механизмам развития, писал, что языку, как и всему остальному, нужно учиться. Никто не имеет права быть безграмотным, потому что этим он проявляет неуважение в первую очередь к себе самому. Писатель уверен, что в силах людей сохранить красоту и чистоту языка, но для этого необходимо учиться, получать образование, уделять большое внимание воспитанию: «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта». Чуковский подчеркивает, что развитие языковой культуры — это часть общего нравственного развития человека.
    Часто люди не задумываются о том, что и как они говорят, относятся легкомысленно к сказанному слову, но этого делать нельзя, ведь слово заключает в себе огромную силу. Об этом пишет В. Шефнер в стихотворении «Слова»:
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать, и предать, и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить.
    Даже «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города», — пишет Н. Гумилев в стихотворении «Слово», подчеркивая, насколько могущественно произнесенное слово, которое может быть крепче крепостных стен. Однако есть слова, которые нужно чтить, свято хранить в душе и не произносить всуе. В. Шефнер считает, что для каждого человека это слова «Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь»:
    Повторять их не смею на каждом шагу, —
    Как знамена в чехле, их в душе берегу.
    Кто их часто твердит — я не верю тому,
    Позабудет о них он в огне и дыму.
    К проблеме ценности слова и важности серьезного к нему отношения обращался и М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Во время сеанса черной магии в театре Варьете конферансье Жорж Бенгальский раздражает Воланда и его свиту тем, что постоянно вмешивается в представление, комментирует происходящее, искажая смысл. Раздраженная заявлением конферансье, что деньги ненастоящие и тотчас же исчезнут, публика с радостью отреагировала на предложение Фагота придумать для Бенгальского наказание за бессовестное вранье: «Голову ему оторвать!» — сказал сурово кто-то на галерке». В следующую секунду с незадачливого конферансье и вправду снимают голову, а кровь фонтанами бьет из разорванных артерий на шее.

    В романе Булгакова можно встретить множество примеров того, как бездумно брошенное слово может принести много неприятностей, а то и горя.

    Если герои романа говорят «Черт возьми!», то черт действительно берет. Слово заключает в себе огромную силу, поэтому нельзя к тому, что ты говоришь, относиться легкомысленно.

    Произведения

    И. С. Тургенев «Русский язык»
    А. А. Ахматова «Мужество»
    Н. Гумилев «Слово»
    В. Шефнер «Слова»
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
    Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    К. И. Чуковский «Живой как жизнь»
    М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *