Сочинение на тему да жалок тот в ком совесть нечиста

8 вариантов

  1. Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь
    Говорит он дочери.
    А ты, мой сын, чем занят
    Это что
    И в государстве много недовольных.
    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно безмолвствовать.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро не скажет он спасибо;
    Грабь и казни тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж
    Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.
    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:
    …Я в Углич послан был
    Исследовать на месте это дело:
    Наехал я на свежие следы;
    Весь город был свидетель злодеянья;
    И, возвратясь, я мог единым словом
    Изобличить сокрытого злодея.
    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:
    Он, признаюсь, тогда меня смутил
    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,
    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…
    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:
    Борис не так-то робок!
    Какая честь для нас, для всей Руси!
    Зять палача и сам в душе палач,
    Возьмет венец и бармы Мономаха…
    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:
    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…
    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:
    Пошлю тебя начальствовать над ними;
    Не род, а ум поставлю в воеводы…
    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:
    Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить… но
    Живая власть для черни ненавистна.
    Они любить умеют только мертвых.
    Безумны мы, когда народный плеск
    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:
    Среди мирских печалей успокоить;
    Ничто, ничто… едина только совесть.
    Так, здравая, она восторжествует
    Над злобою, над темной клеветой.
    Но если в ней единое пятно.
    Тогда беда! Как язвой моровой
    Душа горит, нальется сердце ядом…
    И мальчики кровавые в глазах…
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.
    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

  2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
    Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
    Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
    Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не рас­точать.
    Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
    Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придержи­ваться этого правила.
    Справедливость. — Не причинять никому вреда; не со­вершать несправедливостей и не опускать добрых дел, кото­рые входят в число твоих обязанностей.
    Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, на­сколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от неспра­ведливостей.
    Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблю­дать опрятность в одежде и в жилище.
    Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по по­воду обычных или неизбежных случаев.
    Целомудрие. — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.
    Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.
    Порок.
    Нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
    Предосудительный недостаток кого-либо, чего-либо; свойство, достойное осуждения, порицания.
    Безнравственное поведение, разврат.
    Физический недостаток, уродство.
    Милосердие.
    Милосе?рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).
    Вина.
    Вина,— отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъекта, то возникает чувство досады, а не вины.
    Грех.
    Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Наиболее общее определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние.
    Грех — в православии: причиняемый себе вред. Христианские антропология и космология утверждают, что нарушение нравственных законов существования и развития личности имеет для нее онтологические последствия в виде вреда, который можно сравнить с последствиями нарушения физических законов.
    Существует 7 смертных грехов:
    1) Жадность;
    2) Чревоугодие (обжорство);
    3) Гордыня;
    4) Гнев;
    5) Зависть;
    6) Блуд;
    7) Уныние.
    Искушение.
    Искуше?ние (испытание) — стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни верующего, при которых испытывается устойчивость его веры. Устойчивость проявляется в неподвижном стоянии в догматах веры и в неукоснительном соблюдении всех заповедей Божьих. Так как для достижения этой устойчивости требуется прилагать весьма значительные усилия, то термин искушение часто используется в смысле страдания, скорби. Последнее словоупотребление получает оправдание ещё и потому, что само колебание в вере ощущается верующим тоже как страдание.
    Соблазн – светский термин.
    Раскаяние.
    Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия.
    «Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из обстоятельств, смягчающих наказание, а также одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности с передачей виновного на поруки. В действующем УК РФ 1996 г. используется понятие «деятельное раскаяние» (добровольные действия лица, совершившего преступление, заключающиеся в возмещении или заглаживании вреда, причинённого преступлением, ином устранении или уменьшении его последствий, в информировании правоохранительных органов о факте и обстоятельствах совершения преступления и дальнейшем содействии осуществлению правосудия. Подобные действия в соответствии с уголовным законодательством многих государств влекут смягчение применяемых к лицу мер уголовной ответственности или полное освобождение от уголовной ответственности).
    Покаяние — церковный термин
    Метанойя — психологический термин.
    Искупление.
    Искупление – богословская концепция выкупа является частью Cпасения, что означает избавление от греха. В своем послании к Ефесянам Павел говорит:
    «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа»
    – «Ветхий Завет ссылается на выкуп рабов (Исх.21:8)».
    Иисус во время Тайной Вечери, через жест преломления хлеба отметил, что его смерть имеет значение для искупления всех.
    Искуплены абсолютно все, а дальше есть возможность приходить и искать оправдания и прощения грехов. Искуплены – Выкуплены у сатаны. Имеет равные шансы на спасение (оправдание). если человек не оправдан то его участь в озере огненном после тысячелетнего царства. Если человек оправдан (решается на суде) то человек увидит второе пришествие и не убоится, и войдет в Небесный город воротами.
    Исповедь.
    И?споведь — в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.
    Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее:
    «Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния».
    — Симеон Солунский
    Билет 15
    Природа нравственности. Соотношение нравственности и морали. Различные точки зрения на соотношение нравственности и морали в истории этики.
    Нравственность.
    Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
    Нравственность и мораль.
    Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».
    Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
    Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
    Билет 16
    Социальная этика как часть нравственности, компоненты социальной этики.
    Социальная этика.
    Этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе. Противостоит индивидуальной этике, выводящей основные нравственные законы из природы человека как нравственной личности.
    «Социальная этика» — учение, посредством которого современные теологи пытаются приспособить «абсолютную», т. е. якобы не связанную с условиями места и времени, нравственность Христа к конкретным социальным условиям современного капитализма. В «Социальной этике» библейские догмы истолковываются применительно к существующим ныне формам собственности и государственно-правовых отношений.
    Структура социальной этики.
    Увы…
    Билет 17
    Социогуманизм: этика ненасилия, гуманные социальные практики, роль права в утверждении гуманных социальных практик.
    Социогуманизм.
    – совокупность норм поведения, которыми руководствуются отдельные индивиды, социальные группы и целые народы в их борьбе со злом ненасильственными средствами (высокоразвитое чувство любви к человеку, уважение к его достоинству, чувство справедливости и умение прощать, готовность к сотрудничеству и к компромиссам, отказ от насилия во всех его формах и проявлениях).
    Толсто?вство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Последователи — толстовцы.
    Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, опрощение.
    Гуманизм.
    Мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
    Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.
    Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.
    Билет 18
    Социоантигуманизм: вбсолютизация насильственных средств достижения политических, экономических и идеологических целей, антигуманные социальные практики, роль права в борьбе с ними.
    Рассудить можно самому…
    Антигуманизм.
    Антигуманизм – это прежде всего ограничитель, препятствующий росту творчества выше уровня, считающегося в данной культуре, обществе обычным, естественным. Он выступает в форме содержания культуры, например, как запрет на инновации свыше определенных масштабов и типов, как провозглашение ценности, неприкосновенности определенных догм…
    Билет 19
    Категории и основные понятия социальной этики: социальная справедливость, социальная свобода, социальная ответственность, толерантность, принципиальность.
    Социальная справедливость.
    Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, производная от равенства возможностей людей для реализации своего потенциала.
    При этом справедливость понимается как соответствие между ролью человека (социальной группы) в жизни общества и его социальным (общественным) положением; его правами и обязанностями; трудом и вознаграждением за труд; заслугами и общественным признанием. Оценка фактов общественной жизни – как справедливых, так и несправедливых – должна базироваться не только на сопоставлении потребностей и интересов людей со степенью удовлетворения их, но и на сопоставлении конкретной реальности с ее социальным идеалом, как правило, закрепленным в конституции государства. Чем ближе идеал к действительности, тем менее остры проблемы социальной справедливости.
    Социальная свобода.
    Существует ли такое понятие, как социальная свобода?
    – Конечно, существует.
    – Как бы ты описал его?
    – Свобода от необходимости принадлежать толпе, – сказал Мастер.
    Энтони де Мелло «Одна минута глупости»
    Социальная ответственность.
    1)действия человека, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
    2)концепция, согласно которой индивиды и группы людей должны активно заботиться о благосостоянии общества в целом.
    Толерантность.
    Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
    В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:
    Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
    Принципиальность.
    Положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении. Принципиальность сама по себе еще не является содержательной моральной характеристикой человека, ибо касается лишь формы его морального сознания (внутренняя убежденность) и способа поведения (последовательность), но не затрагивает их общественной направленности.
    Билет 20
    Антиподы социальной этики: социальная несправедливость, социальная несвобода, социальная нетерпимость, социальный паразитизм, социальный инфантилизм, беспринципность, неразборчивость в средствах достижения политических, экономических и идеологических целей.
    Социальный паразитизм.
    Социальный паразитизм – это систематическое безвозмездное присвоение индивидом (группой) общественных благ социально обусловленным или насильственным путем.
    Представители криминала – это безусловная и злокачественная разновидность социальных паразитов. Эти лица целиком существуют на доходы от преступной деятельности.
    Социальный инфантилизм.
    Социальный инфантилизм – неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.
    Возможно, что распространение социально-обусловленного гомосексуализма в современном «обществе потребления» связано с одной из форм проявления социального инфантилизма – нежеланием мужчин брать на себя ответственность за воспитание детей, в браке с женщиной. В этом случае в сексуальном поведении таких мужчин происходит вытеснение полового чувства, перенос нормального полового влечения на партнёров своего пола, с соответствующим резким снижением объёма необходимых взаимных обязательств, и уменьшением риска возникновения психологических проблем.
    Билет 21
    Понятия нравственного и правового нигилизма, тесная сопряженность правового и нравственного нигилизма.
    Нигилизм.
    Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
    Нравственный нигилизм.
    Активное или пассивное отрицание моральных и нравственных ценностей. Этика киников.
    Правовой нигилизм.
    отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
    Билет 22
    Нравственная и правовая ущербность самосудов и диких расправ с неугодными. Социальное поведение «Робина Гуда» и «Юрия Деточкина» как воплощение нравственного и правового нигилизма.
    Самосуд.
    Самосуд — незаконная расправа с действительным или предполагаемым преступником, без обращения к государственным органам. Самосуд отличается от обычной мести тем, что при мести расправу над обидчиком осуществляет сама жертва или близкие ей люди, самосуд же могут учинить и посторонние, стремясь таким образом обеспечить справедливость в их понимании и предотвратить потенциальную угрозу интересам общества.
    Робин Гуд и Юрий Деточкин.
    Самостоятельно…
    Билет 23
    Нравственный прогресс, его критерии, дискуссии вокруг проблемы нравственного прогресса.
    Прогресс.
    Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
    Нравственный прогресс.
    История предоставляет много фактов, свидетельствующих об «облагораживании» человеческой породы.
    Во-первых, сфера применения норм морали становится все шире. Они прошли долгую эволюцию от правил для «своих» до заповедей общемирового масштаба. Сегодня нравственную оценку получает явления, которые прежде считались нейтральным. Мы все острее реагируем на проступки, которые оставили бы равнодушными людей средневековья.
    Во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни. Наш век отмечен чудовищными поступлениями, но не под их ли влиянием сама планка морального поднята на новую высоту? Обогатилось содержание простых норм нравственности на примере заповеди «не убий»; значительно сложнее стало понятие о достойном человека существовании.
    В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести.
    Итак, признаками нравственного прогресса являются:
    •возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;
    •усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;
    •способность морали преодолевать конфликтные ситуации;
    •повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;
    •дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;
    •определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.
    Билет 24
    Природа нравственного кризиса, пути его преодоления в современной России.
    Кризис.
    Кризис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

  3. Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь
    Говорит он дочери.
    А ты, мой сын, чем занят
    Это что
    И в государстве много недовольных.
    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно безмолвствовать.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро не скажет он спасибо;
    Грабь и казни тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж
    Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.
    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:
    …Я в Углич послан был
    Исследовать на месте это дело:
    Наехал я на свежие следы;
    Весь город был свидетель злодеянья;
    И, возвратясь, я мог единым словом
    Изобличить сокрытого злодея.
    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:
    Он, признаюсь, тогда меня смутил
    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,
    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…
    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:
    Борис не так-то робок!
    Какая честь для нас, для всей Руси!
    Зять палача и сам в душе палач,
    Возьмет венец и бармы Мономаха…
    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:
    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…
    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:
    Пошлю тебя начальствовать над ними;
    Не род, а ум поставлю в воеводы…
    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:
    Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить… но
    Живая власть для черни ненавистна.
    Они любить умеют только мертвых.
    Безумны мы, когда народный плеск
    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:
    Среди мирских печалей успокоить;
    Ничто, ничто… едина только совесть.
    Так, здравая, она восторжествует
    Над злобою, над темной клеветой.
    Но если в ней единое пятно.
    Тогда беда! Как язвой моровой
    Душа горит, нальется сердце ядом…
    И мальчики кровавые в глазах…
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.
    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

  4. –>
    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь
    Говорит он дочери.
    А ты, мой сын, чем занят
    Это что
    И в государстве много недовольных.
    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно безмолвствовать.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро не скажет он спасибо;
    Грабь и казни тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж
    Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.
    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:
    …Я в Углич послан был
    Исследовать на месте это дело:
    Наехал я на свежие следы;
    Весь город был свидетель злодеянья;
    И, возвратясь, я мог единым словом
    Изобличить сокрытого злодея.
    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:
    Он, признаюсь, тогда меня смутил
    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,
    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…
    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:
    Борис не так-то робок!
    Какая честь для нас, для всей Руси!
    Зять палача и сам в душе палач,
    Возьмет венец и бармы Мономаха…
    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:
    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…
    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:
    Пошлю тебя начальствовать над ними;
    Не род, а ум поставлю в воеводы…
    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:
    Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить… но
    Живая власть для черни ненавистна.
    Они любить умеют только мертвых.
    Безумны мы, когда народный плеск
    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:
    Среди мирских печалей успокоить;
    Ничто, ничто… едина только совесть.
    Так, здравая, она восторжествует
    Над злобою, над темной клеветой.
    Но если в ней единое пятно.
    Тогда беда! Как язвой моровой
    Душа горит, нальется сердце ядом…
    И мальчики кровавые в глазах…
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.
    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.
    Понравилось сочинение » Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»), тогда жми кнопку

  5. Многие писатели и поэты брали сюжеты для своих произведений из чрезвычайно
    богатой драматическими коллизиями русской истории. Немало замечательных
    произведений посвящено событиям спорного и туманного периода — Смуты. Одно
    из них — трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов».
    Главный герой трагедии, Борис Годунов, — русский царь, бывший боярин,
    пришедший к власти в 1598-м году после загадочной смерти царевича Димитрия
    — последнего из династии Рюриковичей. Обстоятельства гибели младенца столь
    неясны, что историки до сих пор не пришли к единому мнению о причастности
    или непричастности к ней Годунова. Н. М. Карамзин, которому А. С. Пушкин
    посвятил трагедию, считал Бориса организатором убийства, совершившим это
    кровавое преступление ради захвата власти, и поэт, соответственно, придерживался
    таких же взглядов.
    За годы правления Бориса Годунова на Россию обрушились многие беды:
    частые пожары, страшный двухлетний голод. Как политик, царь отличался миролюбивостью,
    тактичностью, щедростью. Однако ничто не могло оправдать его, цареубийцу,
    в глазах народа. Несчастлив Борис был и в семейной жизни: неожиданная смерть
    жениха дочери, тотчас приписанная молвой царю, сделала царевну «в невестах
    уж печальной вдовицей». Борис, любя своих детей и заботясь о них, видел
    свое предназначение в том, чтобы стать главой государства, тем самым обеспечив
    их благополучное будущее. Однако к власти он1 пришел неправедным путем
    — через убийство младенца Димитрия, и тяжкая вина за совершенное преступление
    лежит на нем, лишая покоя, возмущая душу. Неуверенность в завтрашнем дне
    заставляет его прибегать к помощи колдунов и гадалок, но даже их оптимистичные
    предсказания не могут заглушить угрызений совести. О своих страданиях Борис
    Годунов рассказывает в монологе «Достиг я высшей власти…»
    Как молотком стучит в ушах упрек, И всё тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах… Я рад бежать, да некуда… ужасно!
    Но все-таки свою вину он не осознает полностью: убийство Димитрия он
    называет на своей совести «единым пятном»: Единое, случайно довелося…
    Для него совершенное преступление — не тяжкий грех, а лишь возможная
    причина потери власти. Именно поэтому в кульминационной сцене, когда патриарх
    предлагает во избежание волнений в народе выставить святые мощи Димитрия,
    Борис отказывается: для него объявление убитого царевича святым равносильно
    признанию в убийстве. Таким образом, Борис предпочитает поставить под угрозу
    благополучие страны, но не признать свою причастность к злодеянию.
    Между тем истинный убийца царевича общеизвестен: все знают, кто он,
    и осуждают его поступок. Мудрый летописец Пимен так комментирует избрание
    Бориса на престол:
    Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.
    Юродивый Николка, блаженный, олицетворяющий божественное начало на
    земле, отказывает Борису в молитве: «Нельзя молиться за царя Ирода — богородица
    не велит», — и тем самым показывает, что Борис проклят. Именно с этой сцены
    — отвержения Бориса небесами — начинается стремительная развязка трагедии,
    оканчивающаяся смертью Бориса и его детей и приходом самозванца к власти.
    Образ Бориса неоднозначен: любящий семьянин и справедливый политик,
    он совершает чудовищное преступление; затем мучается и страдает, раскаиваясь,
    но в главной сцене жажда власти побеждает совесть. А. С. Пушкин расценивает
    финал — смерть Бориса и его детей — как справедливое возмездие за совершенный
    грех. Образ Бориса Годунова помогает автору полнее и подробнее раскрыть
    главные идеалы трагедии — чистой совести, ответственности за совершенные
    поступки — и вывести мораль всей трагедии:
    «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!»
    начало раздела | начало подраздела

    Поделитесь этой записью или добавьте в закладки

  6. Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь
    Говорит он дочери.
    А ты, мой сын, чем занят
    Это что
    И в государстве много недовольных.
    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно безмолвствовать.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро не скажет он спасибо;
    Грабь и казни тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж
    Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.
    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролиласькровь царевича Дмитрия.
    кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:
    …Я в Углич послан был
    Исследовать на месте это дело:
    Наехал я на свежие следы;
    Весь город был свидетель злодеянья;
    И, возвратясь, я мог единым словом
    Изобличить сокрытого злодея.
    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:
    Он, признаюсь, тогда меня смутил
    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,
    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…
    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:
    Борис не так-то робок!
    Какая честь для нас, для всей Руси!
    Зять палача и сам в душе палач,
    Возьмет венец и бармы Мономаха…
    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:
    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…
    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:
    Пошлю тебя начальствовать над ними;
    Не род, а ум поставлю в воеводы…
    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:
    Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить… но
    Живая власть для черни ненавистна.
    Они любить умеют только мертвых.
    Безумны мы, когда народный плеск
    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:
    Среди мирских печалей успокоить;
    Ничто, ничто… едина только совесть.
    Так, здравая, она восторжествует
    Над злобою, над темной клеветой.
    Но если в ней единое пятно.
    Тогда беда! Как язвой моровой
    Душа горит, нальется сердце ядом…
    И мальчики кровавые в глазах…
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.
    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше.
    ущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

  7. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    А. Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражение? Нет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    говорит он дочери.
    А ты, мой сын, чем занят?
    Это что?
    И в государстве много недовольных. Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно — “безмолвствовать”.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истина? Ведь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж? Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.
    Другие сочинения по “Борис Годунов” Пушкина
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *