Сочинение на тему деепричастие

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    Юлия
    1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?
    Дееприча?стие — неизменяемая форма глагола — самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства) , обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
    2. РОЛЬ деепричастия в речи
    Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
    Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
    Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
    3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте
    Образец 1
    Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!. . Крестьянин, торжествуя… » и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
    Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
    Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся» , т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
    Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая» . Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
    Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив» , «себя в коня преобразив» ) автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
    Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись» , что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.
    Образец 2
    Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» , и вот что мне удалось установить.
    В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
    Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила») , но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
    Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор» .
    Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
    Образец 3
    Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» . Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
    Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
    Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках» , «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
    Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемог

  2. Деепричастие — особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
    Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некото­рые их грамматические характеристики:
    деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать (несов. вид) — читая (несов. вид), прочитать (сов. вид) — про­читав (сов. вид). Таким образом, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов -в, -вши (-ши), а дее­причастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -а (-я);
    деепричастия повторяют модель управления исходного глагола: читать книгу (вин. п.) — читая книгу (вин. п.), любоваться закатом (тв. п.) — любуясь закатом (тв. п.);
    деепричастия сохраняют залоговые значения исходных глаголов: обижать людей (действительный залог) — обижая людей (действи­тельный залог), но обижаться на людей (возвратный залог) — оби­жаясь на людей (возвратный залог). Как и глагол, деепричастие имеет всего один морфологический показатель залога — постфикс -ся.

  3. июня
    24 2011

    Роль деепричастий в речи

    Деепричастие — неизменяемая форма глагола — самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
    2. РОЛЬ деепричастия в речи
    Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
    Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
    Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
    3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте
    Образец 1
    Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
    Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
    Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
    Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
    Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
    Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.
    Образец 2
    Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.
    В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
    Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
    Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
    Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
    Образец 3
    Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
    Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
    Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
    Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
    Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
    Предыдущие Сочинения: Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?
    Следующие Сочинения: Роль двоеточия в тексте
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Роль деепричастий в речи . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Обобщение по теме «Деепричастие»
    Роль природы в произведениях русских писателей xix века (по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)
    Рецензия на рассказ В. М. Пескова
    Книга — наш друг и советчик
    Анализ художественного текста на уроках русского языка в старших классах общеобразовательной школы как фактор развития речевой грамотности – Часть 2
    Частицы и их роль в предложении
    Почему нужно беречь книгу?
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  4. Деепричастие — особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
    Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некото­рые их грамматические характеристики:
    •  деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать (несов. вид) — читая (несов. вид), прочитать (сов. вид) — про­читав (сов. вид). Таким образом, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов -в, -вши (-ши), а дее­причастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -а (-я);
    •  деепричастия повторяют модель управления исходного глагола: читать книгу (вин. п.) — читая книгу (вин. п.), любоваться закатом (тв. п.) — любуясь закатом (тв. п.);
    •  деепричастия сохраняют залоговые значения исходных глаголов: обижать людей (действительный залог) — обижая людей (действи­тельный залог), но обижаться на людей (возвратный залог) — оби­жаясь на людей (возвратный залог). Как и глагол, деепричастие имеет всего один морфологический показатель залога — постфикс -ся.
    К наречным свойствам деепричастий относятся:
    •  неизменяемость (отсутствие форм словоизменения);
    •  способность употребляться в функции обстоятельства (образа действия, времени, условия, причины), примыкая к глаголу-сказуемому.
    Примыкая к глаголу, который в предложении обозначает основное действие, деепричастие выражает второстепенное (сопутствующее) действие. Поэтому иногда деепричастие называют второстепенным сказуемым.
    Действия, выражаемые деепричастием и глаголом, относятся к одному и тому же субъекту. Не случайно деепричастия не употребля­ются в безличных предложениях. Ведь их сказуемые не имеют субъекта, который мог бы быть общим для деепричастия и глагола-сказуемого.

  5. (21)Она спокойно взяла ножик, щелкнула лезвием, закрывая его, сунула мне в карман
    …(22)Компания огольцов с безразличным видом терпеливо ожидала потехи. (23)Тоська оглядела их сузившимися, как у кошки, глазами, ласково, но твердо взяла меня за руку своей крепкой шершавой ладошкой и каким-то повзрослевшим голосом тихо сказала:
    (24) – Идем… (25)Только руку не вырывай. (26)Увидишь – ничего не случится.
    (27)Держа Тоську за руку, я ступил на раскаленные доски моста, как на эшафот. (28)Лицо Семки Душного медленно, но неотвратимо приближалось к нам. (29) Вот он спрыгнул с перил, сделал шутовской поклон, язвительно присвистнув и загоготав:
    (30) – Ну что, голубчики, гули-гуленьки? (31)Наворковались?
    (32)Но Тоська спокойно и, как мне тогда показалось, даже чуточку лениво скользнула по нему презрительным взглядом и бросила через плечо, крепко стискивая мою руку:
    (33) – А тебе что, Семочка? (34)Завидки берут?(35) Ведь на тебя ни одна девчонка в городе не взглянет!
    (36)Но всего этого Тоське показалось еще мало! (37)Пользуясь тем, что я был в каком-то сладком полусне и целиком подчинился ее сокрушительной женской воле, она совершенно бесстрашно согнула мою правую руку кренделем и просунула в нее свою. (38)Тоська Ступина медленно и важно проплыла мимо всех, держа меня под руку! (39)Моя рука, как мне показалось, одеревенела, словно перила моста, по которому мы шли. (40)Сзади слышался только вкрадчивый шорох шагов, но компания шла за нами молча, словно завороженная Тоськой, по-прежнему затаив дыхание, и постепенно превращалась в нечто вроде почетного эскорта. (41) Он проследовал за нами до Тоськиной калитки и так же молчаливо выстроился полукругом в некотором от нас отдалении.
    (42)- Ну до свидания, Леня! – Тоська высвободила свою руку и снова ткнулась губами мне в щеку. (43)- Спасибо, что проводил! (44) Пойдем завтра за земляникой?(45) Зайдешь за мной?
    (46)Я не сразу разлепил губы и, кажется, сказал чрезмерно громким голосом:
    (47)- Конечно, зайду! (48)Я теперь всегда здесь ждать буду.
    (49)Тоська Ступина коротко тряхнула своей черной челочкой и звякнула щеколдой калитки. (50)Я медленно повернулся к разбойничьей ватаге, с похолодевшим сердцем сделал два-три шага ей навстречу и ждал, что случится. (51)Но ничего не случилось! (52)Ребята как-то машинально раздвинулись и пропустили меня. (53)Головы у некоторых были еще повернуты вслед уходящей Тоське, а в их глазах – я видел это совершенно ясно! – светилось отчетливое мальчишеское восхищение…
    (По Куклину Л.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *