Сочинение на тему делает ли самопознание человека лучше

6 вариантов

  1. Я написала, отредактировала и отправила эссе меньше, чем за два часа! А пыталась начать его писать часов шесть… Убейся кирпичом, привычка затягивать с такими вещами.
    Опыты самопознания позволяют человеку понять себя, прояснить свои чувства, мотивы, свой взгляд на жизнь. Самопознание напрямую связано с возможностью открытия в себе феноменологической установки.
    По Лэнгле [1] «Феноменологическая позиция, кардинально отличаясь от естественно-наивной и естественнонаучной, требует обострённого самовосприятия и нуждается в тренировке. Самопознание, при условии данной позиции, становится не только саморефлексией, а «опытом» в изначальном смысле этого понятия, – то есть переживанием того, «как мы открываемся навстречу миру, как вступаем во взаимодействие с вещами и другими людьми, как отвечаем другому, что мы делаем сами с собой». И именно с таким пониманием себя, своей субъективности открывается видение «самих вещей» (по Гуссерлю) в том виде, в котором они себя раскрывают.
    Для меня в самопознании очень ценна работа в малой и большой группах. Ценна тем, что мы методично и поступенчато разбираем практически все возможные проблемные вопросы любого человека. В этих обсуждениях я не только досконально проясняю для себя, что есть в моей жизни какая-то область, как я обхожусь с каким-то чувством или ситуацией (в чём очень помогает отражение моих чувств собеседниками или преподавателями), но и вижу, как обходятся с данной ситуацией, эмоцией, с данным феноменом другие люди. Эта бесценная возможность позволяет видеть всю картину возможных реакций на заданную тему и не считать, что моё отношение – единственно возможное или единственно правильное. Палитра абсолютно разных способов обхождения с одним и тем же расширяет структуру моего субъективного мира и позволяет ещё на чуть-чуть приблизиться к пониманию «объективного».
    Слушая ощущения и восприятие других людей, я чувствую, как это отзывается во мне. Чьи-то слова могут породить мысль «да, да, я тоже делаю/думаю/обхожусь с ситуацией именно так!», чьи-то – «о, это очень интересный способ обхождения, это Мысль! Кажется, мне не хватает именно его и мне стоит попробовать справляться с ситуацией именно так – тогда моя жизнь станет более исполненной». А чьи-то – «Нет, человек говорит неправильные/плохие/слишком грустные вещи… Так нельзя/не надо думать!». И, пожалуй, последняя реакция – самая интересная. Через непринятие чьего-то мнения, через несогласие с ним, но через видение реального человека, который думает существенно не так, как я, я имею возможность всецело увидеть ту часть мира, на которую я закрываю глаза, и ту (теневую) часть себя, которую я не принимаю и не вижу. Я могу задать себе вопрос: а как я отношусь к ответу этого человека? Почему я отношусь именно так? Если мне это не нравится, то почему мне это не нравится? Какие мои чувства и ценности это задевает? Таким образом, через восприятие человека я возвращаюсь к себе и к своим непроработанным точкам, тем областям моей психики, которые требуют детального рассмотрения, понимания и прояснения. После их прояснения, прояснения, откуда именно у меня те или иные эмоции, я начинаю понимать, что это не просто «не нравится, какой ужас, так нормальные люди не думают!», это «мне это сейчас не подходит, потому что для моей жизненной ситуации актуально другое, потому что моё становление происходило в других условиях, вследствие которых у меня сформировалось моё текущее понимание мира, и именно с ним мне привычно обходиться… И я уважаю другой взгляд на эту тему, он мне интересен, я понимаю его разумность в контексте жизни этого человека и, возможно, когда-нибудь он будет актуален и мне». Происходит непрерывное принятие, понимание Другого и, таким образом, расширение картины мира.
    Благодаря самопознанию в группе в корне исчезает представление о «хорошем» и «плохом» отношении к чему-то. Видя все возможные восприятия поставленного вопроса, понимаешь, что всё относительно и нет ничего абсолютного. Нет «правильного» и «неправильного» способа обхождения с чем-то. Есть только выработка непосредственного, прямого, феноменологического понимания всех способов мысли и жизни.
    Именно за счёт прояснения того, что есть в тебе самом, знания всех именно твоих реакций на что-то, отношения к чему-то, появляется возможность делать эпохе, «вынесение за скобки» себя для того, чтобы непосредственно, «на чистый лист» понять человека. Ведь чтобы понять, увидеть и воспринять человека, необходимо уметь отделять свой субъективизм и свои мнения от этого человека. То есть я должна напрямую воспринимать человека как поток, дать ему на себя действовать, не вливая в это своё отношение и свои болевые точки. И чтобы это сделать – необходимо самопознание – необходимо понять, что есть Я во Мне, что есть мои мнения, мои переживания, мои чувства… И именно тогда я могу видеть что в моей реакции на человека привнесённое мною, а что непосредственное, «чистое». Я должна понимать, что же именно я способна привнести, чтобы это откинуть по мере возникновения! И это возможно только за счёт регулярного самопознания.
    За счёт этого чистого, абсолютного понимания, видения человека таким, какой он есть или каким он себя показывает, возможно построить действительно искренние, открытые, глубокие и диалогичные отношения с Другими и Собой. Возникает тот самый «Я-Ты» диалог по Буберу. Ялом [2] характеризует его как «целиком взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого». «Чтобы быть по-настоящему близкими с другим, мы должны по-настоящему слушать другого: отбросить стереотипы и ожидания, связанные с другим, и позволить сформировать себя ответом другого» – именно это и есть феноменологическая установка.
    Самопознание необходимо в практике психотерапии. Терапевт обязан уметь всецело понимать человека таким, какой он есть, а это возможно только поняв себя. Также Лэнгле отмечает, что «экзистенциально-аналитические темы, как правило, могут быть успешно проработаны в том случае, если они проясняются со ссылкой на собственную жизнь терапевта». Ведь чтобы понять пациента, помочь ему, нужно действительно понимать на себе ту проблему, с которой пациент пришёл. Эта проблема должна быть у терапевта прояснённой для него самого, все его возможные болевые точки в ней должны быть проработаны и он должен видеть своё отношение к ней. И именно на эту твёрдую почву можно воспринять, увидеть пациента, осознать его личную, субъективную ситуацию и помочь ему с ней разобраться и прояснить себя.
    Мне кажется, опыт самопознания необходим для каждого человека. Имённо в нём личность понимает себя, своё поведение, своё воздействие на других, свою жизнь и научается обходиться с тем, что её беспокоило. Идя сквозь всю жизнь, человек проясняет для себя кем и почему он стал, что есть его «жизненный проект» и как он хочет жить дальше. Именно в самопознании формируется внутреннее согласие, осознание полной ответственности за свою жизнь и видение всех её возможностей. Человек становится открытым себе, другим и миру. Опыт самопознания позволяет каждому жить осознанной и исполненной жизнью.
    Литература
    1. Лэнге А. «Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов»
    2. Ялом И. «Экзистенциальная психотерапия»

  2. Самопознание
    Самопознание начинается с правильного отношения к самому себе. Адекватная самооценка зависит от воспитания и самосознания. Правильное воспитание должно заложить в ребенке принцип самооценки, при котором исходят из собственных недостатков и достижений, а не сравнивают себя с другими людьми, поскольку в последнем случае человек никогда не сможет выработать объективных критериев измерения своих качеств. Если найдется кто-то лучше, сильнее или красивее, — этот момент будет источником зависти и слепого подражания, если же лучших не найдется, — это будет поводом для гордости и самолюбования. Зато каждый человек самодостаточный и самооценка независимо от его личных качеств, способностей и достижений.
    Самоосознания включает знание своего происхождения, статуса и цели в жизни. Фактически, в происхождении человека может быть два варианта: продукт слепой эволюции или творение Божье. Понятно, что воспринимать себя промежуточным результатом миллионов преобразований бездушной материи — нечто противоположное осознанию себя сыном Божьим. Уникальным и неповторимым во всем мироздании, предназначенным к вечной познания Бога и его творения, применение дарованных им способностей к творческому труду на благо других. То есть в этом, втором, варианте правильное восприятие себя включает и правильный статус и цель в жизни. Это и есть лучший способ познания неповторимости своей индивидуальности.
    Но, если я уникален, то каждый уникален в такой же мере. Правильная самооценка включает осознание своего происхождения, статуса и цели в жизни, она же указывает нам нормы отношения к другим. Понятно, что отношения с неповторимыми индивидуальностями будут базироваться на уважении, терпимости, требовательности к самому себе, помощи, служении другим людям.

  3. 3
    Текст добавил: милашка скарими глазками

    Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных.
    Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным,останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.
    Самопознание – это познание самого себя, оно является инструментарием открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.
    Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.
    Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание часто не приводит к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание нуждается в тактичном сопровождении, например, со стороны тематических обновляемых сайтов, на которых размещены материалы исключительно по данной обширной теме, буквально по крупицам собранные из различных источников и раскрывающие её с разных сторон. Эти сайты, как учителя, которые, не навязывая стереотипов, вовремя поддержат, окажут информационную помощь, дадут совет, научат обращаться к собственному опыту или к опыту других людей.
    Саморазвитие является важнейшей составляющей в жизни каждого человека и представляет собой процесс непрерывного самосозидания личности, который в интегрированном виде включает в себя самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию. Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания.

  4. Эссе «Мое предназначение»
    У каждого человека должна быть какая-то цель в жизни. Ведь мы уже пришли на эту землю с какой-то определённой целью: познать мир, познать себя и достойно жить на земле.
    Если идти вперёд и только вперёд, то достичь можно многое. Учёба, работа и труд – это всё, что необходимо для человека.
    Моя цель в этой жизни – учёба. Я буду учиться в школе, затем в ВУЗе, пока не получу достойное мне образование. Я думаю, что моё призвание быть учителем. Это не лёгкий труд, но я преодолею все трудности. Я знаю, я должна, я буду, я смогу.
    Иногда я представляю себя учителем.  Думаю как правильно обращаться с детьми, ищу правильный подход. Ведь чистые, добрые отношения строятся на взаимопонимании друг друга.
    Если бы каждый человек научился бы делать вовремя выводы за свои неправильные поступки, вовремя осознавал их, то на земле царил бы мир и согласие. Ведь всё хорошее в человеке закладывается с малого возраста. Он знает, что такое хорошо и плохо. И поэтому люди должны ценить жизнь. Жизнь прекрасна уже тем, что мы ходим на этой земле. Я думаю, что человек должен достойно пройти этот путь, преодолеть все преграды. И только тогда он будет знать цену жизни, любить и беречь других, помогая им в трудные минуты. Мы все нуждаемся в добром слове, поддержке и любви.
    Я жизнь достойную хочу прожить на свете.
    Не ведая печали и преград
    Пусть путь мой будет светлым, чистым
    Как моя добрая и чистая душа.
    Ахметова Айнур ученица 7 «В» класса

  5. Содержание
    Введение
    Что такое самопознание?
    Заключение
    Список использованных источников
    Введение
    адекватность поведение осознание человек
    По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только раскрываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое осмысление жизни. Данный процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, формирует самое заветное и ведущее содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его работы и внутренний значение тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осознать и различить то, что в жизни действительно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и квалифицировать задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и для чего, – это нечто безгранично превосходящее любую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редчайшее свойство-мудрость.
    Синтез фактического познания человека о других людях считается основным источником создания взаимоотношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в собственном сознании жителей нашей планеты от находящегося вокруг внешнего мира очень рано. Образное познание ребенком людей играет большую роль в общем развитии его сознания. Непосредственно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Но потребуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое подразумевается не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Только в ходе обобщения данных взглядов складывается самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.
    Что такое самопознание?
    Самосознание, ровно, как и сознание, предполагает собой высочайшую конфигурацию отображения реальности, образовавшеюся как свойство мозга в базе общественной практики человека. Подавляющее большая часть ученых полагают, что самосознание характерно только лишь человеку. Данным определением массово используют представители многочисленных сфер познания (психологии, педагогики, этнографии и пр.). Всераспространены рабочие определения самосознания: «знание человека о самом себе» (А. Г. Спиркин), «осознание человеком самого себя» (Е. В. Шорохова). Осознание человеком самого себя не может осуществиться без осознания среды, в которой он живет. «Формирование самосознания, отмечает Е. В. Шорохова, осуществляется в процессе выделения человеком себя из внешнего мира». Уже простейшая форма самосознания, включающая осознание «схемы своего тела», имеет внешней стороной объективное пространственное отношение человека как физического существа к предметам окружающего мира. Специфика самосознания проявляется там, где существует отличный от сознания предмет и способ отражения.
    Раздумывая о себе, человек с потребностью соотносит собственные мысли с реальностью. В том числе и когда желает убежать от нее. Даже когда возводит невесомые замки. Он создал большое количество слов и понятий для обозначения этого соотношения, правда, достоверность, аксиома, гармония, верность. Он изучает это соответствие, находя прямые или же косвенные симптомы, подтверждающие соотношение собственных мыслей, действий реальности: простота, непротиворечивость, великолепие формул, триумф, дееспособность объяснение таинственных явлений и т.д. Настойчивые поиски соответствия свидетельствуют о наличии у человека устойчивого стремления к достижению единства с миром. В самосознании отражается едино-раздельное отношение к миру, совокупность условий и факторов, обеспечивающих выживание, существование и развитие человека в мире. Другими словами, предметом отражения в самосознании выступает отношение к самому себе, опосредствованное отношением к внешнему миру.
    Особенно очевидно специфика самосознания обнаруживается в некоторых явлениях болезни психики. Так, в случае тотальной деперсонализации психогенной природы больные констатируют, с одной стороны, утрату собственного Я, выражающуюся в отчуждении активности, в появлении непреодолимой созерцательности, исчезновении чувства близости, родственности, привязанности; с другой исчезновение реалий внешнего мира. Возникает «своеобразное пассивное удивление перед адекватностью своего поведения во всех сторонах жизни при отсутствии ощущения собственного «Я»…».
    Осознание связи с внешним миром, адекватности поведения выступает центральным признаком наличия самосознания. В случае деперсонализации человек мобилизует интенсивное обдумывание, сосредоточивает всю свою интеллектуальную энергию на удержании в памяти знания о наличии внешнего мира и связи с ним. Больная говорит о себе:
    «Я как бы цепляюсь за то, чтобы мне не забыть, что у меня есть мой Иван Глебович (муж) и сын Володя, я думаю, думаю и слежу за собой, боюсь потерять нить мыслей, иначе я их уже не увижу». Здесь содержатся важные свидетельства, характеризующие самосознание.
    Больной стремиться к самооценке, самоконтролю как способу сохранения сознания. Механизмы самосознания выступают условием существования сознания. Их несоблюдения будет иметь последствия в виде утрат и того, и другого. Отсюда верно утверждение: нет сознания без самосознания, так же как и самосознания без сознания.
    Важным содержанием самосознания считается соотношение мыслей и действий реальности. Удержание убежденности в данном согласовании умственно поддерживается выдвижением самых «чувствительных» и «горячих» для себя объектов, имеющих в системе ценностей данного человека первостепенное значение. Они принадлежат к социальному миру, вследствие этого воплощают для себя присутствие не просто внешнего мира вообще, но мира небезразличного, соответственного смыслу жизни человека. Больной борется за сохранение смысла, выражающего единство «Я» и «Другого», представляющего в данном случае весь внешний мир, его наличие и незыблемость. В приведенном примере именно это звено стало уязвимым. Теряя собственное «Я», больной охладевает к дорогим ему людям, теряет с ними живую связь. Обладая самосознанием, он осознает его деформированность, выпадение из его структуры целого блока, связанного с биосоциальной по природе чувствительностью.
    Самосознание представляет собой, прежде всего рациональную, интеллектуальную структуру. Она является необходимым, стержневым компонентом, разрушение которого ведет к разрушению феномена в целом. Однако все случаи деперсонализации свидетельствуют не только о необходимости, но и о недостаточности данного компонента. Если деструкция самосознания не относится к области патологии, человек всегда стремится к компенсации недостающих звеньев, что выливается зачастую в подмену высших эмоций и чувств, имеющих духовную, социальную природу (дружбы, товарищества, любви), эрзац-феноменами. Он создает коллизии, концентрирующие эмоции и создающие видимость глубоких переживаний, провоцирующих негативные социальные страсти.
    Самосознание содержит интеллектуальный и эмоционально-чувственный компоненты. Они едины, их расторжение или деформация, в конце концов, ведут к заболеванию. Ведущий компонент интеллектуальный. Деструкция эмоционально-чувственного блока не ведет именно к абсолютной патологии в биологическом значение, но в конкретной мере имеет возможность быть социально опасной. Влечение к единству с миром и самим собой закономерно для бытия человека. Закономерным считается и отражение сеговлечения.
    Рассуждая о самосознании как своеобразном объекте, Не стоит забывать, что это сторона или форма проявления сознания как такового. Особый признак сознания, как отмечалось выше, состоит в возможности человека отображать беспристрастные качества мира. Но данный признак не исчерпывает сути и содержания сознания. И человек, являясь одним из центральных объектов отблеска, не исчерпывается своими объективными качествами. Он высыпает как функционер, тип. Его отношения с миром опосредствованы. Факт именно подобный разделенности считается условием существования сознания как такового как отблеска находящегося окружающего мира, например и самого человека в единстве его объективных и субъективных качеств. Стремление к единству с миром и с самим собой восходит к самим основам бытия человека. Поэтому один из фундаментальных признаков, в котором выражается данная специфика, составляет интегративность самосознания. Вовне она проявляется в мировоззрении, внутри в гармонии его интеллектуального и эмоционально-чувственного блоков.
    Утверждение, что первичной формой самосознания следует считать выделение «Я» из среды, было бы неправильным, если игнорировать особенности единства с нею. Самосознание выражает такое единство со средой, в котором «Я» и среда отделены сознанием. Тем не менее, предметом самосознания является единство, поскольку «среда» как «моя среда» и есть «Я».
    Отличие это только момент самосознания. Важно, как осознается связь, мир как «мой мир», «Я» как совокупность отношений с миром. Выделение «Я» из среды, отмечает А. А. Меграбян, «еще более способствует активному освоению своей среды… Путь развития человеческой личности в онто- и филогенезе идет от выделения своего «Я» к последующей экспансии, преобразованию и овладению этой средой».
    Заключение
    Таим образом, самосознание человека, отражая настоящую жизнь личности, совершает это не зеркально. Понимание человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Аргументы, которые человек выдвигает, доказывая перед иными людьми и лично перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится верно, осознать собственные побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Я считаю, что самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно считается эффектом познания, для которого потребуется осознание настоящей обусловленности собственных переживаний.
    Каждая метаморфоза актуального положения человека в общественной, трудовой, собственной жизни не только изменяется работа человека, но изменяется отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту сего положения. Следовательно, осознать себя – это означает осознать себя не только лишь как психофизическое существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как основателя, как педагога, как приятеля, как часть коллектива.
    Список использованных источников
    1.Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2001.
    .Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М., 2000.
    .Рузавин, Г. Н. Философия науки/Г. Н. Рузавин М., 2004.
    .Философия/Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова.-М.,2004.

  6. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский)
    Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Ещё древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнаёт не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то общее, что объединяет всех людей.
    Русский публицист и общественный деятель XIX века Н. Г. Чернышевский утверждал: «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание по Чернышевскому – основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Я полностью разделяю мнение Николая Гавриловича Чернышевского и также считаю, что, не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится, «чужая душа – потёмки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей».
    Для теоретического осмысления проблемы рассмотрим прежде всего понятие самопознания. Современные обществоведы определяют самопознание как особый вид познавательной деятельности человека, когда интерес направлен на него самого. Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т. д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т. д. Во втором же он анализирует полученные сведения, задаёт себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности является мнение о нём окружающих его людей.
    Конечным итогом самопознания можно считать полноценное представление человека о самом себе, или, как это называют психологи, – формирования Я-концепции, или образа «Я». По своей сути Я-концепция – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Формирование её начинается в раннем детстве и более-менее оформляется к 16 годам. Однако самопознание человека продолжается в течение всей жизни. В данном контексте мне вспоминается фраза римского императора II века нашей эры Марка Аврелия: «Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя».
    Мысль Н. Г. Чернышевского принимают и все современные психологи. Практически любой психологический тренинг по развитию личности, основам коммуникаций, управлению персоналом или по манипуляции начинается именно с курса введения в психологию личности. То есть прежде чем приступить к обучению общению с другими людьми, управлению ими, человек должен освоить азы: разобраться в сущности личности, то есть изучить себя и свою психологию. Современные психологи уверены, что эти знания являются базовыми для изучения отношений между людьми.
    В качестве другой иллюстрации к этой проблеме может служить мировоззрение великого русского писателя и философа конца XIX – начала XX века Льва Николаевича Толстого. Он целенаправленно шёл по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Целью этого было докопаться до истины: понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берутся в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается его характер.
    Также можно привести пример из литературы. В романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой в познании себя находит ключ к познанию других людей. Так, только узнав что-то о себе, осмыслив свои взгляды на мир и ценности, он видит настоящий, действительный образ своей возлюбленной. Он понимает, что она обыкновенная девушка, стандартная представительница своего социального класса, тот «светлый и лучезарный образ» был не более чем видимостью, которая создавалась из-за недостатка жизненного опыта у самого Мартина. Таким образом, разобравшись в себе, он увидел реальное положение вещей, смог сделать правильный выбор.
    В качестве аргумента из личного опыта могу привести собственные наблюдения. Мои сверстники как раз находятся в том возрасте, когда начинает формироваться понимание человеком самого себя, составляться картина личности. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и, наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть для человека, знающего и понимающего самого себя, не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.
    Таким образом, проанализировав теоретический материал и приведя фактические доводы, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *