Сочинение на тему дело в шляпе

10 вариантов

  1. Автор:        Гумерова Эльвина Ильдаровна
    ученица 4 г класса  МОУ-гимназия №1 им.Р.Фахредтина ул.Ленина д.124
    г.Альметьевска, Республика Татарстан 423455Россия
    Координатор проекта:  классный руководитель  Рахимова Лилия Махмутовна
    Учебные предметы :    русский язык, окружающий мир, краеведение
    Степень распространения:   проводила в своём классе, в младшем классе, где учится братишка
    Режим работы (организационная форма):   урочно – внеурочная
    Проблема:     познакомить одноклассников и ребят младших классов  с интересным пластом лексики как фразеологизмы, чтобы обогатить свою речь, ощутить родную речь, историю языка, как живое, развивающееся явление.
    Цель:  –   организовать сбор информации о фразеологических оборотах  на тему головных уборов;
    –    составить сценарий внеклассного мероприятия для учащихся своего и младших классов;
    – выпустить сборник сценария внеклассного мероприятия «Всё дело в шляпе» для организаторов праздников;
    –  провести развлекательно-познавательную  игру среди учеников начальной школы, способствующая развитию интереса ребят к учёбе, истории родного края, позволяющая реализовать находчивость, артистизм, свои творческие способности, развитию фантазии, воображения, оригинального взгляда на вещи,
    Содержание: -история появления и использование устойчивых словосочетаний
    –  сценарий развлекательно-познавательной программы для учащихся
    Выбор и обоснование проблемы.
    Как-то в разговоре своих родителей я услышала такое сочетание слов «Дело в шляпе». Я спросила: «А какое дело в шляпе?» Папа мне ответил: «Ты все равно ничего не поймешь». На следующий день я подошла с этим вопросом к своей учительнице. Она, в свою очередь, посоветовала мне обратиться к фразеологическому словарю. Открыв его, я увидела множество устойчивых словосочетаний на тему головных уборов. Сколько остроумных пословиц придумал когда-то русский народ о шапках.
    Я решила рассказать и показать ребятам что, где  и когда носили люди на голове. Это будет очень интересный разговор.
    Сбор информации.
    Из истории  возникновения.
    Ну вот, скажем: «По Сеньке и шапка!» Это словосочетание имело два смысла. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, всё делал кое-как дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нём была мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!»
    А другой Сенька был ловкий, умелый: дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением, как бы, любуясь им: «По Сеньке и шапка!»
    Ещё  любопытное словосочетание- «На  воре шапка горит!» У него такая история: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!» От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем самым себя и выдал.
    Припомним и другие фразеологические обороты: «Шапку в охапку – и бегом!» Так говорят про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.
    «Поспел к шапочному разбору»: все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только-только явился.
    Все эти словосочетания живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах.
    А вы знаете, что слово «шапка» не русское. Произошло оно от французского «шапо» – шляпа, или «шап», что значит – покрышка. Вот вы, например, кроме шляпы, какую ещё «покрышку» носите на голове?
    Зимой некоторые мальчики носят треух – у него вроде как три уха. Два на уши опускаются, а третье – козырек. Теперь эти шапки называются ушанками.
    Мы с братом много читаем и любим  загадывать друг другу разные загадки. Загадываем мы и о шапках. Например: кто из книжных героев смастерил сам себе шапку?
    На этот вопрос я отвечаю так:
    – Конечно, Робинзон Крузо.
    Он ведь знал, что первые люди на земле ходили в одеждах из звериных шкур, а на голове носили меховые колпаки, и на своем необитаемом острове Робинзон сшил себе такой же меховой колпак.        А про книжного героя, носившего большую черную шляпу с полями, сейчас мы спросим вас:
    Угадайте-ка, ребята:
    Кто-то, где-то и когда-то
    Все моря избороздил,
    С корабля сошел по трапу
    И в свою большую шляпу
    Лилипутов посадил.
    Кто?
    Не будем забывать и других славных героев, которых любят и знают дети. Вот, например, кто это такой?
    И я нарисовала всем знакомого деревянного человечка в полосатом колпаке.
    Вспомнили мы и «шапку-невидимку».
    – Представьте себе, – говорю я, – что сидим мы за обедом – и вдруг:
    Кто-то тает в легкой дымке,
    Кто-то в комнату вошел.
    Это в шапке-невидимке
    Наш приятель сел за стол.
    Пляшут ножик, вилка, ложка
    На глазах у всех ребят,
    И котлета, и картошка
    По кусочкам вверх летят…
    Но невидимка – невидим. И поэтому рисовать его мы не станем.
    А потом вспоминаем всем нам известную девочку Красную Шапочку. И, конечно, рядом с ней волка в бабушкином чепце с лентами и кружевами. Теперь такие головные уборы встречаются только в каком-нибудь спектакле или в кино.
    – А что, если, – обратился ко мне братик Арслан, – пойти в театральный музей, где можно найти образцы костюмов любого времени, и зарисовать там старинные шапки и шляпы?..
    Через несколько дней мы пошли в музей и увидели, что носили сто и больше лет тому назад.
    Шляпки дамы надевали на высоченные прически. Вот такие крохотные шляпки, украшенные перьями, бантами, цветами. Мы увидели шляпы с огромными полями, а на полях – целый сад цветов и даже фруктов.
    А еще раньше, двести лет тому назад, в моде были седые парики с локонами. Мужчины на парики надевали треуголки, а женщины – легкие небольшие наколки из лент и кружев, чтобы не портить сложных завитых причесок.
    И между прочим, платья были с длинными, широкими юбками. Юбки такие пышные, с оборками, что дама не могла сесть в кресло с подлокотниками. Для этих туалетов делались стулья со спинками, которые сужались книзу. Это позволяло удобно расположить пышные платья.
    И конечно, дамы эти
    Важно ездили в карете.
    Ну, а в наши времена,
    Представляешь, как смешна
    Мысль о том, чтоб этой даме
    Сесть в троллейбус вместе с нами!..
    -А что же еще носили на голове мужчины?
    – Разные важные господа надевали цилиндры. Это такая высокая, блестящая шляпа с маленькими полями. И наш знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже носил цилиндр, только немного расширенный кверху, и назывался он – «БОЛИВАР».
    Мы увидели рисунки, сделанные самим Пушкиным. Сочиняя стихи, он любил рисовать на полях своих рукописей. И изобразил себя в таком боливаре.
    -А еще был цилиндр – шапокляк, – говорю я. – У него верхняя часть – тулья – на пружинках: хлопнешь по ней – и цилиндр тут же сложится в блин. Французское слово «кляк» на русский переводится как «шлеп». У нас теперь шапокляк надевают клоуны в цирке. Во время представления клоун будто нечаянно сядет на цилиндр, а тот в блин превратится. Он его встряхнет, нацепит на голову – и снова целый цилиндр.
    Мягкие суконные шляпы носили чиновники, которых называли «стряпчими». Стряпчие готовили документы для суда, вроде как бы «стряпали» дело. В суде решались всякие споры о наследстве, о долгах…
    И была у этих чиновников привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их. Вот и  считалось, если стряпчий положил прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда, там его рассмотрят, дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка: «Дело в шляпе!»
    Горожане носили шляп,. картузы, фуражки. А что носили крестьяне в те времена?
    В наши дни колхозника не отличишь по одежде от горожанина: на голове у него та же кепка, шапка или шляпа. А сто лет назад крестьянская одежда была совсем не похожа на  городскую. Вот какие шапки носили крестьяне в зимнюю пору.
    Летом они надевали суконные, поярковые шляпы, сделанные из овечьей шерсти. Яркой называют молодую овечку.
    Сейчас остановимся на том, что носят люди разных профессий.
    Вот, что надевает на голову повар, когда он приготовляет пищу.
    Вот повар в белом колпаке
    Стоит с половником в руке.
    Готовит суп он из гороха
    И получается неплохо.
    А я однажды наблюдала работу девушек на часовом заводе. Сидели они за столом в огромном зале. Все были в высоких накрахмаленных косынках. В сборочном цехе горел яркий свет. Старший мастер ходил между рядами и следил:
    Чтоб каждый надевал
    Или шапку, иль платок,
    Чтоб в часы не попадал
    Ни единый волосок,
    Чтоб они ходили так:
    Тики, тики, тики-так!
    Врачи, медсестры, няни в детских садах и продавцы в магазинах тоже носят белые шапочки.
    А вы были когда-нибудь на пасеке?
    Когда на пасеку идет
    Проверить ульи пчеловод
    Хоть пчел своих он любит, знает,
    Но шляпу с сеткой надевает.
    Ох, больно жалит нас пчела,
    Хотя, как будто, и мала!
    Интересно, что носят жители Севера, где очень долгая холодная зима, а лето такое короткое.
    Носят малицу, ушанку,
    Из оленьих шкур унты,
    На собаках мчатся в санках
    В вихре снежной мерзлоты.
    Как ни странно, но меховые шапки носят не только на севере, укрываясь от мороза. На самом жарком юге, где-нибудь в Туркмении, пастухи, которые весь день пасут стадо, закрывают голову от палящих лучей солнца папахами из густого бараньего меха. Я сам видел, когда путешествовал по Средней Азии, и даже нарисовал.
    Давайте опять вернёмся к прошлому, к нашей истории, – а что носили на голове древние воины?
    – Древние воины надевали железный шлем, да еще с пластинкой над переносицей. От удара меча. Копья или стрелы голову спасал шлем, а кольчуга и латы защищали тело, руки и ноги.
    Форма старинного шлема потом перешла к первым воинам Революции. Новый шлем стал называться «буденовкой», в честь прославленного командира Первой Конной армии Семена Михайловича Буденного. Носили ее и кавалеристы, и пехотинцы, и артиллеристы.
    – Сейчас нередко шлем, похожий на буденовку, носят маленькие мальчики.
    Шлемы можно встретить у нас повсюду. Правда, они очень разные по цвету и по форме.
    Всем, всем, всем, всем.
    В наше время нужен шлем.
    И рабочим на дорогах,
    Скалолазам на отрогах,
    Сталеварам у печей
    И строителям, что могут
    Дом сложить из кирпичей
    На экранах видим все мы:
    Хоккеисты носят шлемы,
    Шлем обязан надевать
    Тот, кто хочет фехтовать.
    И пожарник на пожаре
    Носит шлем в дыму, в угаре.
    Носит шлем шахтер в забое,
    И солдат во время боя.
    Надевают шлем танкисты.
    Нужен шлем мотоциклисту,
    Он без шлема платит штраф,
    Да еще лишится прав!
    В настоящее время пожарники, шахтеры, сталевары, строители и солдаты называют теперь шлем каской.
    В Армии кроме каски можно увидеть много разных головных уборов. Матросы на флоте носят бескозырки.        На бескозырках такие длинные ленты вдоль спины для того, чтобы, если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет ее лентами под подбородком.
    Командный состав – капитан и его помощники – носят фуражки. Фуражки носят генералы и офицеры нашей армии. И даже солдаты. А пограничники носят фуражки с зеленым околышем. И милиционеры тоже носят фуражки.
    Пилотками пользуются подводники, солдаты в летнее время, если не надо идти в бой. Пилотки носят пионеры в лагерях и на сборах.
    – А мне все-таки больше всего нравится шлем, -говорит  мой братик. – От древних богатырей Руси он пришел и к первым богатырям космоса, начиная с Юрия Гагарина. Космонавты надевают свои особые прозрачные шлемы. Сквозь них они наблюдают за нашей прекрасной планетой Земля.
    Мы долго еще сидели с Арсланом, обсуждали, где, когда и какие головные уборы носили и носят люди на голове. Но их оказалось так много, что хватило бы на три такие книжки. Ведь только в нашей стране живет 126 различных народов и народностей. И у всех свои национальные костюмы. Да и в других странах люди носят на головах самые разнообразные  шапки. чалмы, шляпы.
    Развлекательно – познавательная игра «Всё дело в шляпе»
    Несколько слов ведущим.
    Предлагаются вашему вниманию конкурсы, эстафеты, аукционы, вопросы с одним из предметов окружающей вас действительности,  с головным убором – со шляпой.                (Все участники обязательно приходят в головных уборах: панамах, шляпах, кепках, бейсболках, тюбетейках. беретах …)
    Шляпная мода.
    ( В течение вечера между конкурсами можно рассказывать об истории возникновения и развития шляпной моды с показом моделей).
    Головной убор – важная деталь костюма, подчёркивающая красоту и выразительность ансамбля. Как все остальные дополнения, головной убор должен быть согласован с одеждой по стилю, форме, цвету, назначению. Например, к пальто или костюму спортивного типа, плащу или полупальто подойдут береты, кепи, вязаные шапочки. Пляжные шляпы из ткани, шляпки из соломинки, предназначенные для защиты лица от солнечных лучей, должны дополнять пляжные ансамбли, летние наряды для отдыха.
    Головной убор должен соответствовать росту, комплекции человека, общему объёму одежды. Чтобы правильно подобрать его, необходимо видеть фигуру во весь рост, учитывать овал лица, причёску. Желательно, чтобы и причёска и головной убор соответствовали модному направлению.
    Наиболее модные женские головные уборы – маленькие шапочки без полей, формы «ток», шапочки с округлой невысокой и неглубокой головкой, формованные береты маленькие и большие на кашпене и без него, а также шапочки в виде панамы и классические шляпы. Для лета хороши шляпы с широкими прямыми полями и невысокой головкой.
    Аукцион песен.
    Кто последний вспомнит песню, в которой упоминается любой головной убор.
    Шляпные загадки.
    1Дочка маме говорит:                                            9.  Говорила мама дочке:
    «Солнышко глаза слепит».                                       «Будешь ты гулять в платочке».
    И купила дочке мама                                                 Но сказала Даша: «Нет!
    Симпатичную…(панаму).                                         Лучше дайте мне…(берет)
    2.Ветер сильный налетел,                                10.    На стене висит портрет,
    Папа ахнуть не успел.                                            Это мой любимый дед.
    Почему расстроен папа?                                        На нём белая рубаха,
    У него слетела…(шляпа)                                       А на голове…(папаха)
    3.Есть Испания – страна                              11.  Буратино -шалунишка
    Вера как-то в ней была.                                    Из известной детской книжки –
    И оттуда  наша Вера                                           Почудачить был мастак
    Привезла себе…(сомбреро)                               И носил всегда…(колпак)
    4.В детский сад идёт Андрей,                            12.  На  работу Ян спешит,
    У него полно друзей.                                              У него спортивный вид:
    Все завидуют Андрейке:                                            Носит он всегда футболку,
    Он в восточной…(тюбетейке)                                    Козырьком назад…(бейсболку).
    5. Очень любим мы гулять,                               13.  Я нашла фотоальбом,
    В игры разные играть.                                             Речка там на фото, дом,
    Поглядите-ка на Пашку!                                         Пионеры сидят в лодке,
    Как ему идёт…(фуражка)                                        На головах у них…(пилотки)
    6.Мама белит потолок,                                            14.    А сосед наш –чемпион,
    Слушая тяжёлый рок.                                                    Мотоцикл гоняет он.
    Из платочка наша мама                                                Чтобы не было проблем,
    Сделала себе…(бандану.)                                             Надевает он свой…( шлем).
    7. Врач возьмёт халат и грелку,                            15.  В цирк сводила меня мама,
    Повар –ложку и тарелку,                                            Там весёлая программа.
    Педагог –мел и указку,                                               На голове уселась крепко
    А пожарный –шланг и…(каску).                               У клоуна большая…(кепка).
    8.Ветер тучи разогнал,                                                  16.  Вот последняя загадка.
    Кате косы растрепал.                                                       Спит ребёнок в люльке сладко.
    Повязала Катеринка                                                          Что на голове…(чепец)
    Вмиг на голову…(косынку).                                             А игре нашей конец.
    Аукцион шляп.
    Кто быстрее сделает шляпу из газеты.
    Необходимо одновременно удержать на голове как можно больше шляп. Кто больше и дольше удержит?
    Шляпа набекрень.
    Наденьте шляпу на голову, а теперь сделайте движение головой так, чтобы шляпа улетела. У кого дальше?
    Землемеры.
    Измерьте длину комнаты с помощью шляпы. Ответ сообщите в метрах. Кто быстрее и точнее выполнит это?
    Модельеры.
    Кто оригинальнее за 5 минут украсит шляпу. Для этого конкурса необходимо заранее подготовить цветную бумагу, ленточки, ножницы, клей, булавки.
    Сделать головной убор из подручных средств.
    Кегельбан.
    В 5 метрах от участников выстраивают в ряд кегли друг за другом. Участникам нужно накинуть шляпу на кеглю, тем самым  набрав определённое количество очков. Попав на ближайшую к нему  кеглю, играющий набирает 5 очков, на следующую- 10. Каждому даётся три попытки.
    С определённого расстояния попасть в шляпу чем – нибудь (шишкой, мячиком) или накинуть её на голову другому человеку.
    Артист.
    Суть этого конкурса –рассказать анекдот про шляпу или другой головной убор. Кто артистичнее расскажет или покажет –победитель.
    Общие шляпы.
    Сначала команда должна надеть одну шляпу сразу на всех, т.е. если шляп несколько, то соединить их таким образом, чтобы все они были связаны между собой, а потом потанцевать под различную музыку (классика, рок-н-ролл, кан-кан, рэп, танго, ламбада).
    Изобретатели.
    Придумайте новое назначение для шляпы.
    Итоги проекта:
    – отобраны наиболее интересные темы для исследования и изучения устойчивых словосочетаний в русском языке
    -составлены конкурсы, игры, развлечения для познавательного внеклассного мероприятия «Всё дело в шляпе»
    – выпущен методический сборник для организаторов  различных праздников
    – проведена развлекательно–познавательная программа среди учащихся младших классов.
    Ожидаемые результаты
    С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают всё новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания.
    Много знаний о родной речи даёт школа. В ней изучаются основы наук, закладывается фундамент знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования речи, но учебники, большие  словари не охватывают  всех  правил построения речи, не отражают всего богатства русской лексики и фразеологии. Поэтому, повышению знания русского языка способствовало постоянное пользование словарями и справочниками, которые имеются в домашней библиотечке.  Особенно важны толковые словари, которые раскрывают значения слов, показывают их стилистические и грамматические особенности.
    Чтобы речь становилась богаче и выразительней, нужно постоянно увеличивать лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями.
    Кто может использовать этот проект? Конечно же, все активные и неугомонные мальчишки и девчонки, которым интересна русская языковая речь, современное состояние родного языка. Ряд предложенных в программе развлечений может быть организовано силами самих детей. Данное пособие, думаем, подарит ребятам яркие, незабываемые впечатления от такой занимательной программы, обогатит и разовьёт речь, поможет в весёлом, счастливом труде и отдыхе.
    Эффективность проекта.      Нам очень интересно было работать над темой устойчивых словосочетаний, крылатых выражений. Этому помогало вдумчивое чтение произведений лучших писателей, знакомство со словарями синонимов, антонимов, сборников поговорок, пословиц, крылатых выражений.  Но не менее интересной представляется работа над проектом.
    Главным итогом нашей работы над проектом является то, что смогли проявить себя в совместной деятельности с моей учительницей, проведя такое занимательное мероприятие. Наше творчество и выдумка воплотились в разработке сценария. Моя самостоятельность проявилась, когда я впервые провела по этому сценарию мероприятие среди своих одноклассников и в классе младшего братишки. Не всё сразу прошло гладко, были заминки при выборе желающих участвовать в той или иной эстафете, конкурсе, тяжело было наводить тишину, так как все кричали и спорили,  ничего не было слышно. Спасибо, что в эти минуты учительница включалась в действие, помогая почувствовать верный тон и ритм происходящего. Но самое главное – я  сама достигла того, что запланировала. Благодарю её за то, что помогала, консультировала, советовала, объясняла и направляла меня.
    –  Известно, что занятия с детьми, проведённые в развлекательной форме пользуются у них неизменной любовью. Подобное общение автора проекта Гумеровой Эльвины прошло среди одноклассников и детей 2-го класса. Она стала более подтянутой, собранной. Научилась рассуждать, отстаивать свою точку зрения ссылаясь, на словари, книги при обсуждении той или иной проблемы. Работа над проектом пошла ей на пользу: участвуя в городском интеллектуальном марафоне «Умники и умницы» среди учащихся 3-4 классов, обучающихся по программе ИНОС, заняла 2 место. Думаю, этот  проект – не последний опыт её работы.
    Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Эльвина поняла, что каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку, неиссякаемость богатства речи – это наше народное достояние, его надо беречь и умножать. Для этого она изучает научно-популярную литературу о языке, которая ей подсказывает чему надо учиться, помогает отличить хорошее, меткое слово от словесного мусора.
    Заключение.
    Признаётся факт, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг её видов и тех отношений, в которые включён ребёнок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам. Выход заключается в сближении, интегрировании процессов воспитания и образования при приоритетной роли первого в целостном педагогическом процессе. Организация внеурочной воспитательной работы – это пространство неограниченной педагогической свободы и территория неиссякаемого детского творчества.
    Для того, чтобы личность полноценно развивалась, были созданы соответствующие благоприятные условия, в которых у ребёнка формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создаёт предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности в  субъект  самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребёнка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале.
    Воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует. Ядро всего воспитания – пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Самостоятельная работа ума и чувств, поиск жизненных принципов и истины, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей – таков путь, который постоянно и неизбежно должен пройти каждый, выстраивая себя как личность. Задача педагога состоит в том, чтобы как в урочной, так и во внеурочной деятельности поддержать и развить самоценную активность ребёнка, направленную на самостроительство.
    Использованная литература.
    И.В.Дворецкий «Покупателю об одежде».М.2000.
    Т.М.Гисматуллин «Праздники». «Союз» Санкт-Петербург.1999.
    Н.Канчаловская «О шляпах». М.2001.
    Методический сборник «Организация проектной деятельности в школе». Волгоград.2009.
    Словарь фразеологизмов.Москва.2004.
    Журнал «Чем развлечь гостей».№7 2007.
    М.В.Трофимова. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учёба, и игра, и изобразительное искусство.Ярославль.1997.

  2. ШЛЯПА Вокруг поднялся писк и вой: \ “Довольно! Смерть врагам! “\ И голос шляпы пуховой\ Вмешался в общий гам: \ “И я могу друзьям помочь. \ Предметы, я была\ Забыта лордом в эту ночь\ На кресле у стола. Дмитрий Кедрин 1928 КАЗНЬ\Поэма
    ШЛЯПА “Не нужно шляп вам, смертные созданья! \ Ни ветр, ни солнце не страшны сейчас: \ Что вам терять? В вас нет очарованья; \ Вас ветр освищет, солнце презрит вас. \ Они Адониса подстерегали\ И красоту его отнять желали. \ “И потому носил все шляпу тот. \ Бывало, солнце под поля заглянет, \ А ветер, вмиг сорвав ее, начнет\ Играть кудрями; мальчик плакать станет; 1090\ И оба, сжалившись, спешат тотчас\ Слезинки осушить прекрасных глаз. Уильям Шекспир. Перевод А. И. Курошевой ВЕНЕРА И АДОНИС
    ШЛЯПА Смит, забыв про спортивные лавры Собирает коллекцию шляп Если рядом ударят в литавры Смит подскочит: он нервами слаб. Борис Заходер Из Вильяма Дж. Смита Мистер Смит
    ШЛЯПА Боюсь я, что речь такая\ К тому приведет, что вы\ Не снесете своей головы, \ Чтоб шляпу носить не снимая. Педро Кальдерон. Перевод Инны Тыняновой Жизнь – это сон 1635
    ШЛЯПА Я у монарших ног. \ Король \ Извольте встать \ И шляпу на себя надеть опять. \ Что вам надобно? Тирсо де Молина. Перевод Ю. Корнеева СЕВИЛЬСКИЙ ОЗОРНИК, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ
    ШЛЯПА женщина в красной шляпе\ и пером за лентой\ в башмаках безобразных\ и тяжких\ приходит в школу \ и начинает урок, Аркадий Драгомощенко “У Голубой лагуны”. Том 3Б. БАЛАТТА
    ШЛЯПА Прозревая тайное сплетенье \ ветра, утра, музыки и лиц, \ я стою, а шляпа со ступенек \ улетает до Другой Земли. М. Иоэльсон Из цикла/”Эллипс/ 1977 \\Л. С. \\Ветер. Улетает моя шляпа.
    ШЛЯПА Я молчал. \ Кто же бросится первый, ну кто же? \ И тут вдруг упала она, \ нет, не женщина, – шляпа. \ Вот мерзавцы шляпных дел мастера, \ Или вешалка виновата, \ Или это моя рука, \ что дрожала, ее повесив! Александр Морев “У Голубой лагуны”. Том 5A Конец 50-х. В окне был июль, не помню, какого года.
    ШЛЯПА И шляпу надвигал на брови он, \ Чтоб солнце под поля не проникало, \ Срывая шляпу, ветер мчался вон, \ Под плач Адониса, лохматил кудри шало, \ И упиваясь видом слез младых, \ Ругались боги, кто осушит их! Уильям Шекспир. Перевод В. Ладогина ВЕНЕРА И АДОНИС
    ШЛЯПА Как часто шляпою простою\ Покрыто мудрое чело; \ А под красивой мишурою\ Одно ничтожество легло. Петр Ершов 18.. ЛЮБИТЕЛЬНИЦАМ ВОЕННЫХ

  3. сравнить жизнь в городе и в деревне.
    На левое плечо рычага действует сила 200 Н, а к правому подвешен груз массой 8 кг. Левое плечо рычага 7 см. Чему равно правое плечо рычага, если он находится в равновесии? 2) При каком условии тела разной масс 2 и 10 кг могут обладать одинаковой потенциальной энергией?
    Русский.
    “Василий,валерий,Виталий,Афанасий и Юрий – братья” – синтаксический разбор предложения.
    “Выходят на воскресную прогулку” – синтаксический разбор предложения.
    “И все эти вещи падарак их бабушки Евдокие Никитичны” – исправить ошибки, если они есть и произвести пунктационный разбор предложения(объяснить постановку знаков препинания).
    Математика.
    14,791 : а + 160,961 : b, если а =100, b = 10
    Синус два квадрат икс и полтора синус икс равно нулю
    Десять косинус икс квадрат икс минус семь косинус икс равно минус единица
    упростите : sin^6(x)+sin^4(x)*cos^2(x)+sin^2(x)*cos^2(x)
    скажите формуллу гидроксид калия,соляной кислоты,оксид фосфора,хлорида бария,гидроксид медия,сульфата медия,ортофосфорной кислоты,нитрата серебра,оксида магния,сероводородной кислоты
    1.Поясните на примере одноклеточных водорослей крупные ароморфозы живого мира. 2.Охарактеризуйте основную роль водорослей в биологическом круговороте веществ биосферы. 3.Почему у водорослей много разных форм полового процесса? 4) Поясните, почему простейшие выделены среди животных в особое под царство. 5) Почему наличие воды является обязательным условием существования простейших ? 6) Рассматривая под лупой каплю воды из пруда, можно увидеть в ней многочисленные отдельные клетки, быстро перемещающиеся в пределах капли и содержащие хлоропласты. К какому типу простейших принадлежит эти организмы : саркомастигофор , споровиков , микроспоридной или инфузорий
    докажите теорему(подробно): В любом вписанном четырёхугольнике сумма противоположных углов равна 180
    Чем межличностный конфликт отличается от межгруппого? Какой из них опаснее? Почему?
    Сколько литров C3h8 сгорает в 224 л кислорода(при н.у)?


  4. ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
    ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    6 КЛАСС
    7 КЛАСС
    РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
    6 КЛАСС
    ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ
    6 КЛАСС
    7 КЛАСС
    8 КЛАСС
    ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    5 КЛАСС
    6 КЛАСС
    7 КЛАСС
    8 КЛАСС
    9 КЛАСС
    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
    ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ
    ЛЕКСИКА, СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
    ТЕКСТ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
    ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    ЧАСТЬ В
    ЧАСТЬ С
    ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ
    ТЕКСТ, СИНТАКСИС, МОРФОЛОГИЯ, ЛЕКСИКА
    ПУНКТУАЦИЯ, ТЕКСТ
    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ХIХ ВЕКА
    ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    8 КЛАСС
    9 КЛАСС
    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ
    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РУССКАЯ КЛАССИКА
    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ
    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ
    100 ДНЕЙ ДО ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА
    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
    5 КЛАСС
    6 КЛАСС
    7 КЛАСС
    8 КЛАСС
    РУССКИЙ ЯЗЫК. К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ
    5 КЛАСС
    6 КЛАСС
    7 КЛАСС
    8 КЛАСС
    9 КЛАСС

  5. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
    Воспитатели: Смирнова Ольга Леонидовна, Шувалова Екатерина Юрьевна.
    Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Все дело в шляпе».
    Санкт-Петербург
    2015
    Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец…
    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…
    В.А. Сухомлинский.
    Испокон веков люди защищают свою голову от холода, мороза, снега, ветра, дождя, жары, солнечных лучей, несчастных случаев. Помогают им в этом шапки, шляпы, кепки, панамы, бейсболки, береты, платки, косынки, колпаки… Роль головных уборов многогранна, стоит надеть любимую шляпу, и возникает такое чувство, что и окружение становиться иным. Дело в том, что в шляпке нельзя идти, ссутулившись: сразу выпрямляются плечи, вытягивается шея. А в гордо поднятой голове не бродят грустные мысли. Исторически сложилось так, что шапочка стала символом социального статуса человека. На Руси шапка была признаком великого княжения, и впоследствии она превратилась в корону – особый символ императорской власти.
    Головным уборам издавна предавалось большое значение, с ними связаны и многие правила этикета. Обо всем этом и пойдет речь в проекте, реализованным в рамках лексической темы «Головные уборы».
    Проблема:
    Важность творческо – игровой деятельности детей дошкольного возраста очевидна. В то же время, в действительности, вне стен детского сада, ребенок зачастую погружен в мир компьютерных игр, телевизионных передач. Мы убеждены, что каждый родитель желает своему ребенку лучшего, готов с ним общаться, играть, заниматься творчеством. Но порой не знает как.
    Цель: вовлечение родителей в единое     образовательное пространство, организацию образовательного процесса и досуговой деятельности.
    Задачи:
    Создать условия для благоприятного, творческого, позитивного взаимодействия с родителями.
    Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, знакомя с формами организации досуговой деятельности на примере лексической темы «головные уборы».
    Развитие познавательных, творческих способностей детей.
    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
    Тип проекта: познавательно – творческий.
    Продолжительность: краткосрочный, недельный.
    Этапы реализации проекта:
    1   Подготовительный этап
    Задачи:
    1. Определить цель и задачи проекта.
    2. Изучить и создать информационную базу по проекту ( педагог + родители).
    3. Составить план проекта.
    4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
    2   Основной этап
    Задачи:
    1. Познакомить детей с разными головными уборами и систематизировать знания о них.
    3. Обогатить словарный запас дошкольников.
    4. Развивать навыки связной речи.
    5. Создать развивающую среду по данной тематике.
    6. Развивать творческие способности детей.
    7. Вовлечение родителей в выполнение домашних заданий вместе с детьми.
    8. Проведение семейного досуга как итогового мероприятия по проекту.
    Деятельность в рамках проекта:
    День недели
    Игры
    Образовательная деятельность
    Художественное творчество
    Чтение художественной
    литературы
    Работа с родителями
    Понедельник «Что за чудо из чудес»
    Игра на развитие речи «Скажи по другому», П/и «Колпачок»
    «Шляпы из чемодана»
    Оригами «Колпачок»
    Стихотворение Н. Костоусовой «О головных уборах» 1 часть
    Детско – родительское исследование « Самый любимый головной убор из моего гардероба», придумать конкурс для досуга.
    Вторник «Шляпы из сказок»
    Игра на развитие фонематического слуха «Маленький ежик» Игра «Живая шляпа»
    «Шляпы из сказок»
    «Шляпа злой волшебницы и доброй феи»
    Н. Носов «Живая шляпа»
    Мастер класс «Родители+дети+педагоги= могут все».
    Среда «Пословицы, поговорки о головных уборах»
    Игра «Какой головной убор исчез», П/и «Наши шляпы»
    «Пословицы, поговорки, крылатые выражения о головных уборах»
    Рисуем пригласительные билеты на семейный досуг «Все дело в шляпе»
    В. Берестов «Шапка»
    Дети учат пословицу с родителями дома. И придумывают комическое задание к игре фанты.
    Четверг «Какие головные уборы носят люди разных профессий»
    Игра «Подбери головной убор», игра «Назови ласково», Игра-эстафета «Все дело в шляпе»
    «Какие головные уборы носят люди разных профессий»
    Оригами «Пилотка»
    Стихотворение Н. Костоусовой «О головных уборах» 2 часть
    Оформляем зал для проведения досуга.
    Пятница «Загадки и отгадки»
    Игра «1,2,3, головной убор назови», Игра «Что еще имеет шляпку».
    «Загадки и отгадки»
    Составляем описательный рассказ «Все головные уборы мне надоели, кроме….»
    Стихотворение «Примерка шляп»
    Г. Бакунина
    Семейный досуг «Все дело в шляпе»
    Приложение 1
    Игра «Скажи по-другому».
    Цель – упражнение в подборе прилагательных.
    Шапка из меха – меховая шапка,
    Панама из ситца – ситцевая панама,
    Шапочка, связанная из шерсти – шерстяная шапка.
    П/и «Колпачок»
    Цель: развитие коммуникативных навыков.
    Колпачок, колпачок, тоненькая ножка.
    Мы тебя кормили, мы тебя поили.
    На ноги поставили, танцевать заставили.
    Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.
    Игра на развитие фонематического слуха «Маленький ежик»
    Цель: учить подбирать слова на заданный звук.
    Спрятался ловко в моем кулачке,
    Маленький ежик в большом колпаке,
    Будет сидеть он там долго и ждать,
    Несколько слов на звук(…),
    Скажем 5.
    Игра «Живая шляпа»
    Цель: развитие мелкой моторики.
    К маленьким шляпкам привязывают ленточки с карандашом. Нужно закрутить ленточку на карандаш как можно быстрее. Кто первым закрутил – выиграл.
    Игра «Какой головной убор исчез»
    Цель: развитие внимания.
    Нужно назвать карточки с каким головным убором не стало на столе.
    П/и «Наши шляпы»
    Цель: развитие ловкости и быстроты реакции.
    Дети кладут себе на голову платок и  идут в рассыпную на носочках, ровно держа спину. Говорят слова: Наши шляпы удивительны, Наши шляпы восхитительны, 1,2,3 стряхни.
    Игра «Подбери головной убор»
    Цель: развитие логики и быстроты реакции.
    Читается стихотворение – загадка. Из предложенных карточек нужно выбрать ту, на которой изображен головной убор человека этой профессии и назвать его.
    Игра «Назови ласково»
    Нужно ласково назвать головной убор.
    Игра-эстафета «Все дело в шляпе»
    Объяснения детям: В старину, когда почты еще не существовало, документы доставляли гонцы. Чтобы не потерять важные бумаги они засовывали их под подкладку шапки. Так самые важные дела находились в шляпах.
    Делимся на 2 команды и передаем шляпы с важной информацией. Победила  команда, которая быстрее передала шляпу.
    Игра «Что еще имеет шляпку»
    Нужно назвать предметы которые имеют шляпку ( гвоздь, гриб…).
    Игра «1,2,3, головной убор назови»
    Цель: развитие внимания.
    Показываются карточки с головными уборами, нужно правильно и быстро его назвать. Потом ложиться несколько карточек нужно назвать какого головного убора не стало.
    Приложение 2
    «Шляпы из чемодана»
    В группе дети находят чемодан, в котором много головных уборов. Рассматривают их. Выясняют, как называется, кто может быть его хозяином. Определяют, из какого материала сделан, и куда его можно одеть.
    «Шляпы из сказок»
    Рассматриваем иллюстрации к сказкам, герои которых, нося головные уборы. И отгадываем загадки про них:
    Наряд мой пестрый,
    Колпак мой острый,
    Мои шутки и смех
    Веселят всех.
    В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.
    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор…
    С кем Мороз играет в прятки,
    В белой шубке, в белой шапке?
    Знают все его дочурку,
    И зовут ее…
    «Пословицы, поговорки, крылатые выражения о головных уборах»
    Знакомство с пословицами: По Саньке и шапка. Шапку в охапку и бегом. Все дело в шляпе. Рассуждаем когда и почему так говорят.
    «Какие головные уборы носят люди разных профессий»
    Рассматриваем картинки с разными профессиями.
    Обсуждаем, какие головные уборы носят люди разных профессий.
    «Загадки и отгадки»
    Учимся отгадывать загадки о головных уборах.
    В странах, весях, городах,
    В королевствах, во дворцах
    Жили-были короли.
    И царицы, и цари
    Восседали в чем на троне? –
    В золотой своей… (короне)
    Приложение 3
    Оригами «Колпачок»
    «Шляпа злой волшебницы и доброй феи»
    Детям предлагается раскрасить силуэты шляп, чтобы было понятно кому она принадлежит.
    Оригами «Пилотка»
    Составляем описательный рассказ «Все головные уборы мне надоели, кроме….»
    Нужно составить продолжение описательного рассказа про головной убор.
    Приложение 4
    Стихотворение Н. Костоусовой «О головных уборах»
    Всем известно это, с очень давних пор,
    Защищает голову головной убор.
    Дело в шляпе, дело в шляпе,
    Шляпа модная на папе.
    Маме солнышко мешает.
    Мама шляпку одевает.
    Шьёт на табурете
    Бабушка в берете.
    На охоте дед давно.
    В шляпу вставлено перо.
    У сестрёнки метко ,
    К каждой майке кепка.
    А в безбойке, набекрень,
    Брат шатается весь день.
    Спит малышка крепче,
    На головке чепчик.
    Начищает бляшки
    Служащий в фуражке.
    Чтоб солдат в окопе спал,
    Камень в голову не пал.
    Тут уж без прикраски,
    Требуется каска.
    В ушанке служит сибиряк,
    Без неё ему никак.
    В увольнении моряк,
    Безкозырка, якоря.
    На подводной лодке,
    Дневальные в пилотке.
    Врага находят рьяно,
    Разведчики в бондано.
    Смирно-всем войскам сказал,
    В папахе главный генерал.
    Покоряет целый мир
    Удивительный факир.
    Из целиндра, глазки сжав,
    Появляется удав.
    Выйдет клоун к нам с поклоном,
    У него берет с помпоном.
    Прячет лысину старик,
    Новый у него парик.
    У невесты есть фата,
    В тюбитейке гость с утра.
    Шапка, капюшон, колпак,
    Головной убор – вот так!
    В. Берестов «Шапка»
    – Шапка, шапка, где была?
    – Я была в кино.
    – Что ж ты, шапка, видела?
    – Было так темно…
    Задремала я нечаянно
    На коленях у хозяина.
    – Шапка, шапка, где была?
    – В цирке шапито.
    – Что ж ты в цирке видела?
    – Шапки да пальто,
    Номерки, зонты и палки –
    Всё, что было в раздевалке!
    Стихотворение «Примерка шляп» Г. Бакунина
    Вика шляпы примеряет
    Толк и цену каждой знает.
    Для тепла – вот эта шляпа.
    В холод носит ее папа.
    Эта, важная из меха –
    Для достижения успеха.
    Тоже папина она –
    Издалека всем видна.
    А эта вот, не важная –
    Легкая, бумажная.
    Во время ремонта можно надеть,
    Надо ее в каждом доме иметь.
    Вот – нарядная мамина шляпка,
    А это смешная дедулина шапка.
    Шляпа такая – от солнышка спрячет.
    Для лета она, потому всех и ярче.
    Эта – бабулина, очень симпатичная.
    А вот и Викулина шляпа – девичья.
    Перемерила не мало
    И немножечко устала.
    Много шляп, а я – одна.
    Что-то выбрать я должна?
    Приложение 5
    Мастер класс «Родители+дети+педагоги=Могут все»
    Разные семьи объединяются в команды. Выбирают шляпку. Нужно украсить шляпку так, чтобы она стала неповторимой, отображала увлечения и любимые цвета авторов. Предлагаются разные материалы для декора. Каждая команда придумывает имя для шляпки. Перед командами ставиться задачи придумать конкурс с этой шляпой для семейного досуга.
    Семейный досуг «Все дело в шляпе».
    Дефиле «О-ля-ля, такая шляпка у меня.
    Озвучивание номинаций, присуждаемых каждой шляпе.
    Танец в чепчиках.
    Конкурс «Фанты». В шляпу собираются маленькие личные вещицы. Чью вещь достали, тому дается задание смешное.
    Конкурсы, придуманные родителями.
    Конкурс «Шляпа умеющая читать мысли». Шляпа подносится к чьей-нибудь голове. В это время включается смешная фраза из мультфильмов. Эта фраза – мысли человека в этот момент.

  6. Сценарии познавательных и интеллектуальных игр для школьников
    Оформление: По центру задника — большая шляпа с огромными полями, на них название программы «Все дело в шляпе». Сверху по всей сцене свисают разноцветные воздушные шары, «одетые» в разнообразные головные уборы. (Звучит песня из репертуара группы «На-На» — «Упала шляпа») Выходит ведущий.
    Ведущий: Добрый день всем, кто пришел на нашу познавательно-развлекательную программу «Все дело в шляпе».
    (Аплодисменты)
    Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, что уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность. Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого чело-века можно увидеть несколько головных уборов. Обычно женщин это шляпки, а у мужчин шапки. Кстати, как вы думаете, что означает слово «шапка»?
    (Ответы)
    Ведущий: В переводе с французского оно означает — покрышка». Вот вы, например, кроме шапки, какую еще «покрыш-ку» носите на голове?
    (Ответ: панаму, кепку, косынку, берет, платок и т. д.)
    Ведущий: Вот видите, сколько существует головных уборов, каждый по-своему оригинален и необходим как эле-мент костюма. Изменить свой костюм вы сможете, приняв участие в нашей эстафете. Для этого я приглашаю 20 человек.
    (
    Эстафета: «Чья команда быстрее наденет все шляпы». Для каждой команды предлагается по 10 головных уборов. Пока участники надевают шляпы, ведущий продолжает)
    — Через несколько секунд мы увидим, подходят ли головные уборы их обладателям, и убедимся в правиль-ности пословицы «По Сеньке и шапка».
    Кстати, эта поговорка имеет два смысла.
    Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сень-ки. Один ленивый, неряшливый, все делал кое-как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и гаапка на нем была мятая, неказистая.
    Про него говорили с усмешкой По Сеньке и шапка!
    А другой Сенька был ловкий, умелый : дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!
    Ведущий: Давайте хором произнесем эту поговорку, тем самым пригласив участников продемонстрировать свои головные уборы. Три, четыре!
    (Все : По Сеньке и шапка!)
    Ведущий: А сейчас каждая команда проходит круг почета!
    (Музыка: «Упала шляпа». Парад шляп. Аплодисменты зрителей)
    Ведущий: Сегодня я хочу предложить выбрать зрительному залу самый красивый головной убор, самый большой, самый маленький и самый безобразный. Ведущий показывает на каждый головной убор, зрители при помощи аплодисментов выбирают победителей.
    Ведущий: Я попрошу остаться на сцене четырех участников парада, чьи головные уборы были отмечены. А остальных — сдать головные уборы и занять свои места в зале.
    (Музыка. Дети занимают места)
    Ведущий: Обычно заходя в помещение, каждый из нас первым делом снимает обувь и головной убор, вешая его на крючок в прихожей. Предлагаем вам более оригинальный способ.
    Задание: Забросить головной убор на крючок вешалки. (Музыка. Конкурс)
    Ведущий: В холодное время года малышам надевают не один головной убор : например, чепчик, а сверху шапочку, а иногда, если слишком морозно, то и меховую шапку.
    Интересно, а сколько головных уборов можно удержать на голове? Давайте посмотрим.
    Я приглашаю 4-х человек. Два будут примерять, два будут помогать.
    Задание: одновременно удержать на голове как можно больше шляп. (Музыка. Конкурс )
    Ведущий: В жизни человека бывали случаи, когда шляпу использовали как средство измерения длины, веса и других величин.
    Предлагаю нашим участникам измерить длину сцены при помощи шляпы, но… ответ сообщить в метрах.
    (Вызывает двух участников, вручает шляпы).
    — Длина полей вашей шляпы — 30 см, а вашей — … 30 см.
    (Музыка. Конкурс)
    Ведущий: Правильный ответ… Метров! А теперь я приглашаю на сцену ребят, у которых хорошо развит глазомер.
    (Выходят участники)
    — Вам необходимо решить, сколько кеглей войдет в этот цилиндр. Отберите нужное количество.
    (Отбирают)
    — Ваш ответ — Ваш ответ — Правильный ответ — 8 штук.
    — Проверим.
    (Ведущий показывает залу, сколько кеглей помещается в цилиндре)
    Ведущий: Имея под рукой большое количество головных уборов, можно каждый день щеголять в новом, а если ничего нет, а нужно срочно прикрыть чем-нибудь голову — как поступить?
    Можно сделать головной убор своими руками. Приглашаю на сцену четыре человека.
    Задание: Сделать из газеты головной убор. (Пока участники выполняют задание — игра с залом). Задание зрительному залу: Придумать новое назначение для шляпы (сумка, зонтик, обувь, веер и т. д.)
    {Проверка головных уборов, сделанных участниками.) (Отбор двух победителей.) Игра с залом: по сигналу ведущего передать головной убор до… ряда и и вернуть его обратно. Чья половина зала справится с заданием быстрее? (Музыка. Конкурс)
    Ведущий: Обратите внимание на шляпки, которые я держу в своих руках. По-моему, им чего-то не хватает. Может быть, ленты, цветов, перьев или кусочка кожи. Я предлагаю украсить их этими подручными средствами. Кто желает выполнить это задание? Пожалуйста.
    {Выбирает двух участников. Музыка. Конкурс)
    Ведущий: Шляпная мода зародилась давно, наверно, одновременно с модой на одежду. С тех пор она постоянно менялась. Давайте вернемся на несколько секунд в прошлое.
    — Скажите, какой головной убор предпочел бы мужчина, одетый в кольчугу? (шлем)
    Всем, всем, всем, всем
    И в наше время нужен шлем.
    И рабочим на дорогах,
    Скалолазам на отрогах,
    Сталеварам у печей
    И строителям, что могут
    Дом сложить из кирпичей.
    Шлем обязан надевать
    Тот, кто хочет фехтовать,
    И пожарник на пожаре,
    Носит шлем шахтер в забое,
    И солдат во время боя.
    — Скажите, а как, по-современному, называют свой шлем пожарники, шахтеры, солдаты… ? (каской)
    В Российской Армии кроме каски можно увидеть много разных головных уборов. Матросы на флоте носят бескозырки. Давайте примерим одну из них.
    (Ведущий вызывает мальчика и примеряет ему бескозырку)
    — А зачем на бескозырке такие длинные ленты вдоль спины?
    Ведущий: А затем, что если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет ее лентами под подбородком. (Ведущий показывает залу, как это делается, Затем предлагает участнику пройти на место)
    Ведущий: Но головные уборы нужны не только в армии, они являются и частью национального костюма. Только в нашей стране живет 126 различных народов и народностей, и у каждого свой головной убор. Чего только они не носят на своих головах! Самые разнообразные шапки, чалмы, шляпы…
    Ведущий: Между прочим, если вы очень наблюдательны, то наверняка замечали, что шляпы носят не только люди, но и… грибы. Многие из вас читали сказку про гриб, который приютил во время дождя под своей шляпой множество зверей.
    Желающих побыть в роли этих зверей я приглашаю на сцену.
    (Вызывается 5-6 человек. Надевают им маски)
    — Я думаю, что вы не только постараетесь уместиться всей командой под шляпкой гриба, но и попробуете исполнить веселый танец.
    (В роли грибной шляпы можно использовать большой эмалированный таз) (Музыка. Конкурс)
    Ведущий: Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшняя наша программа стала для вас очередной дружеской встречей. Но, увы, она подходит к концу. Нередко, когда люди собираются разъезжаться по домам, разбирают свои шапки, шляпы, бывают и такие гости, которые только-только появляются. Про таких говорят: «Явились к шапочному разбору». Именно так называется наш последний конкурс, в котором примут участие восемь человек.
    Задание. Идти иод музыку вокруг шапок. Как только музыка закончится, нужно успеть схватить шапку. Кто не успел — выбывает из игры. Побеждает самый ловкий. (Музыка. Конкурс)
    Ведущий: Дорогие друзья! Мы желаем вам солнечного лета, но не забывайте, что головной убор не только украшает ваш костюм, но и бережет вас от жарких солнечных лучей и спасает в ветреную погоду.
    До свидания! До новых встреч!
    Примечание: После каждого конкурса победители получают приз.

    Реквизит

    20 головных уборов. Стойка-вешалка. Кегли, 2 цилиндра. Газеты. Ленты, цветы, перья, банты, английские булавки. Каска, бескозырка. Эмалированные тазы.
    Источник: Кончаловская Н. Л. Дело в шляпе.— 2-е изд., испр. и доп. Изд. «Изобразительное искусство», 1989.

  7. Википедия даёт несколько версий происхождения выражения
    ? Чиновники, разбиравшие дела, брали взятки в шляпы. Мздоимство — древнейший и хорошо зарекомендовавший себя способ разрешения вопросов в инстанциях: раз чиновник взял взятку — значит, дело будет разобрано в пользу мзду давшего.
    ? В старину, когда почты еще не существовало, документы доставляли гонцы. Чтобы не потерять важные бумаги, они зашивали их под подкладку шапки или шляпы. Таким образом, самые важные «дела» находились в шляпах.
    ? При Иване Грозном некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи. Иными словами, все дело решалось в шляпе. Эта версия многими лингвистами признается сомнительной: слово «шляпа» пришло в русский язык несколько позже.
    ? Из шляпы тянули жребий не только судьи. И действительно, зачем к ним идти — и далеко, и хлопотно, и грамотность требуется, и тяжба будет долго тянуться, и деньги платить, — если можно разрешить все вопросы на месте и по-деловому быстро. Сергей Максимов, автор книги «Крылатые слова», пишет, что именно таким способом выясняли свои претензии древние евреи, этот же обычай распространился и по Руси и соблюдался довольно долго. Кто вытягивал счастливую «бирку», тот и получал право на какое-то дело — продажу товара, приобретение чего-либо, получение заказа или что-либо иное, задуманное в жребии. Шляпа, таким образом, давала надежду на что-то задуманное. Наоборот, «прошляпить» — значит, потерять эту надежду, упустить возможность.

  8. Словари сайта
    Литературоведческий словарь
    Лингвистический словарь
    Синонимы русского языка
    Орфографический словарь
    Толковый словарь Ожегова С. И.
    Cловарные слова русского языка
    Словарь разбора слов по составу
    Педагогический словарь
    Все словари сайта
    Знаете ли Вы?
    Виды обучения английскому языку
    Предположим, вы определились, что хотите освоить с нуля английский язык или улучшить свои знания. В этом случа…
    На каком известном памятнике г. Москвы надпись…
    Памятник Кириллу и Мефодию, о котором пойдет речь, находится в Москве (Лубянский проезд, д. 27). Чтобы к нему …
    Интересные факты из жизни Гоголя Н.В.
    Замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь еще при жизни был знаменит своей эксцентричностью, а после см…
    Текстология.руРусский языкИнтересные факты о русском языкеЛексика, значения слов и фразеологизмы (лексикология)Как «дело» оказалось «в шляпе»?
    Как «дело» оказалось «в шляпе»?
    Выражение «дело в шляпе» имеет смысловую окраску удачного завершения чего-либо. Сегодня фразеология предлагает версию рождения этого оборота, основанную на принятом во времена правления Ивана Грозного порядке решать дела жребием, который тянули из судейской шапки.
    Однако лексикология утверждает, что слово «шляпа» появилось у нас позже, при Борисе Годунове. И назывались шляпами исключительно немецкие головные уборы. Скорей всего, появиться в народных поговорках слово тогда еще не могло.
    Имеет русский язык и другую версию событий. Позднее приказные и дьяки при рассмотрении судебных разбирательств использовали свои шляпы, чтобы брать взятки. Возможно, на вопрос истца: «Как мое дело?» они кивали на свою подставленную шапку и говорили: «Дело в шляпе».
    Другие статьи по теме:

  9. Дьяки и приказные, разбирая судебные
    дела, пользовались своими шляпами, чтобы получать взятки. И началось это
    со времен Бориса Годунова. Тогда и появилось выражение «дело в шляпе».
    Впрочем, мздоимство и коррупция существовали в России и раньше. Вот только шляп ещё не было.
    Действительно, первое упоминание о
    шляпах впервые встречается в списке одеяний Бориса Годунова – в записи
    1589 года. А сначала на Руси головные уборы называли только шапками. В
    «Душевной грамоте московского царя Ивана Даниловича» – под таким
    названием осталось в истории завещание Ивана Калиты, датированное 1327
    годом, – читаем: «А из одежды моей сыну моему, Семену, – кожух красный,
    шапка золотая».
    Да и многие выражения первоначально
    были связаны только с шапкой. Мимолетное знакомство называли шапочным.
    «Прийти к шапочному разбору» значило опоздать куда-нибудь. «Дать по
    шапке» – прогнать человека. Фразеологизм «шапками закидать» означает
    бахвальство и глупую самонадеянность.
    И только позднее появились выражения, связанные со шляпой.
    Про безвольного, вялого человека
    говорили «экий шляпа». Глагол «прошляпить» у нас синоним слов
    «упустить», «зевануть», «недосмотреть».
    В военном дореволюционном разговорном языке слово «шляпа» имело презрительный оттенок. Так военные называли штатских.
    А вот у англичан шляпа всегда
    пользовалась уважением. «Если вы хотите преуспеть – наденьте шляпу!» –
    говорит английская пословица.
    Во Франции шляпки молниеносно
    присвоили себе дамы. Нет, конечно, и мужчины их с удовольствием носили и
    носят. Но французская поговорка все-таки гласит: «Женщина без шляпы –
    всё равно что Эйфелева башня без наконечника».
    А мне, признаться, очень нравится восточная поговорка: «Глядя в прошлое, снимите шляпу! Глядя в будущее, засучите рукава!»

  10. Самой распространенной и правдоподобной версией на сегодняшний день является версия про гонцов. Смысл этой версии заключается в том, что раньше гонцы – почтальоны зашивали себе под подкладку головного убора (шляпу, шапку) важные и ценные письма и доносы или другие важные бумаги.
    Второй версией считается, то, что с давних времен все спорные дела решались через жеребьевку. А для этого использовали шляпу, в которую помещали кусочки чего-либо, определенно обозначающие каждый, предмет спора. Поэтому и говорили, что все дело решится через шляпу.
    Третья версия происхождения выражения дело в шляпе заключается в том, что некие должностные лица брали взятки, которые в свою очередь клали под шляпу или иной головной убор. Но эта версия выглядит неправдоподобно.
    В настоящее время можно тоже увидеть наглядно, почему люди произносят данное выражение в прямом смысле. Дело в том, что, к примеру, военные на учениях или занятиях в подкладку кепки всовывали «шпаргалки». Если эти шпаргалки имели трудно запоминаемое содержание (например, позывные или радиочастоту). И когда возникала трудная ситуация, то военнослужащий доставал и подсматривал (разрешалось дело). Но не только это можно увидеть у военнослужащих. Большинство пожилых людей до сих пор, кладут какие – либо записки в шапку.
    Но сколько бы версий не было, смысл фразеологизма дело в шляпе заключается в том, что начатое дело сделано, но не до конца. И оставшаяся часть дела вполне выполнима. Но так могут говорить, и когда дело полностью закончено.
    Что означает?
    1. Выражение «все проходит»?
    2. Фразеологизм «бить баклуши»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *