Сочинение на тему день адыгов

8 вариантов

  1. Беседа на тему:
    «Традиции и обычаи адыгов».
    Цели беседы:
    Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
    Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.
    Ход беседы:
    Организационный момент.
    Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».
    У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.
    Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.
    3. Рассказ учителя «Скала стариков».
    Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.
    В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.
    – Пора на скалу стариков, – говорили о нём люди племени.
    Но Казбек очень сильно любил своего отца.
    – Я спрячу тебя вон в ту пещеру, – предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.
    Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.
    Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:
    – Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.
    И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.
    4. Знакомство с обычаем гостеприимства.
    – Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.
    Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.
    Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.
    Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.
    5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».
    О гостях.
    Говорят, что в доме у черкеса
    Комната особая была.
    Для неё, черкес, как и для песен
    Не жалел душевного тепла.
    Старики ещё, наверно, помнят:
    В ней висели дивные ковры.
    Только эта – лучшая из комнат –
    Всё же пустовала до поры.
    Но не даром в доме домочадцы
    Каждый день заботились о ней, –
    Могут гости даже не стучаться,
    Дверь её открыта для гостей.
    Заходи, знакомый, незнакомый,
    Одолевший многодневный путь!
    Гость адыга – это праздник дома,
    Значит, можешь, путник отдохнуть!
    Начинай рассказ свой о столицах,
    И о сёлах начинай рассказ…
    Нам бы у адыгов поучиться
    Древнему обычаю сейчас.
    Как бы мир тревожный изменился,
    Мир с тугими жилами дорог,
    Если б в каждом сердце отводился
    Гостю самый лучший уголок.
    Л. Сорокин.
    6. «Если родился ребёнок» – обычай, связанный с рождением ребёнка.
    Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.
    Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.
    Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.
    7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».
    У адыгов обычай такой.
    Если где-то в кругу молодых
    Держит речь седовласый адыг,
    Ты не вздумай его перебить,
    Уважай его возраст седой, –
    У адыгов обычай такой.
    Да, да, да! Да, да, да!
    У адыгов обычай такой.
    Если гость постучит у двери, –
    Гостю сердце своё отвори.
    И полдома на время отдай,
    И четлибжем его угощай,
    И пои ключевою водой, –
    У адыгов обычай такой!
    Да, да, да! Да, да, да!
    У адыгов обычай такой!
    Если строишь ты заново дом, –
    Весь аул помогает трудом.
    Ты один не поднимаешь бревно,
    А для всех как пушинка оно.
    Встанет радостным дом над рекой,
    У адыгов обычай такой.
    Да, да, да! Да, да, да!
    У адыгов обычай такой!
    Если дочь родилась или сын,
    Нашей славной страны гражданин, –
    Ты прижми его нежно к груди,
    А в саду деревцо посади,
    В честь того, кто нарушил покой, –
    У адыгов обычай такой!
    Баю – бай, баю – бай,
    Баю – бай, мой малыш, засыпай.
    А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.
    8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».
    За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» – это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.
    – Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».
    Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям , особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.
    Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав  и обязанностей в обществе.
    Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.
    Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.
    Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.
    Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.
    Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.
    Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.
    Красота от Бога – это красота женщина.
    Красота, которой мы окружены – это природа.
    Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.
    Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.
    Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.
    9. Подведение итогов.

  2. 21.02.2015
    Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
    Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в газету «Коммерсантъ». Проверив письма, мы размещаем их в газетах «Коммерсантъ» (Москва), в газетах «Ставропольская правда», «Ставропольский бизнес», на сайтах rusfond.ru, livejournal.com, «Эхо Москвы», Здоровье@mail.ru, в эфире «Первого канала», на телеканалах ГТРК «Ставрополье», «СТВ», а также в 51 печатном, телевизионном и интернет-СМИ в различных регионах РФ.
    Решив помочь, вы получаете у нас реквизиты фонда и дальше действуете сами либо отправляете пожертвования через систему электронных платежей. Возможны переводы с кредитных карт, электронной наличностью и SMS-сообщением, в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать. Читателям и телезрителям затея понравилась: всего собрано $183,5 млн. В 2015 г. – 114 864 354 руб.
    Мы организуем и акции помощи в дни национальных катастроф. Фонд – лауреат национальной премии «Серебряный лучник». Президент Русфонда – Лев Амбиндер, лауреат премии «Медиа-менеджер России» 2014 года в номинации «За социальную ответственность медиа-бизнеса».
    Реквизиты: 
    Благотворительный фонд «РУСФОНД», ИНН 7743089883, КПП 774301001, р/с 40703810700001449489 в ЗАО «Райффайзенбанк» г. Москва, к/с 30101810200000000700, БИК 044525700.
    Назначение платежа: Пожертвование на лечение (фамилия и имя ребенка). НДС не облагается.
    Адрес фонда: 125252, г. Москва, а/я 50; rusfond.ru; e-mail: [email protected].
    Телефоны: в Москве 8-800-250-75-25 (звонок бесплатный, благотворительная линия МТС), факс 8-(495)- 926-35-63.


    Русфонд в Ставропольском крае: 8-928-328-02-09, [email protected][email protected] бюро Русфонда в Cтавропольском крае.
    21.02.2015
    Русфонд: Как помочь ребенку
    Основные способы перевода пожертвований в Русфонд
    1.Через банк
    Прийти с реквизитами фонда (см. ниже) в любой банк и сделать перевод. Внимание: Сбербанк не облагает переводы в Русфонд комиссией. В строчке «назначение платежа» обязательно укажите, какому ребенку конкретно вы хотите помочь (Например: Пожертвование на лечение Имя Фамилия (ребенка в данной публикации СМИ). НДС не облагается).
    2. Через терминал QIWI (КИВИ)
    Выберите кнопку «Оплата услуг», затем «Другие», затем кнопку «Благотворительность» и Русфонд («Российский фонд помощи»). Введите свой номер телефона и внесите пожертвование. Внимание: эта помощь безадресная. Если вы хотите, чтобы пожертвование поступило именно детям из Ставропольского края или конкретному ребенку, то после перевода сообщите его имя и фамилию нам по телефону: +7 (928) 328-02-09.
    3. Через банковскую карту
    Зайдите на страничку Русфонд в Ставропольском крае http://rusfond.ru/stavropol, выберите раздел «Как помочь» и отправьте деньги с банковской карты Visa или MasterCard.
    4. Другие способы
    На сайте rusfond.ru вы найдете и другие способы перечисления пожертвования и сможете выбрать для себя наиболее удобный. Например, получить и распечатать счет для оплаты в любом салоне связи «Евросеть», «Связной», МТС, «МобилЭлемент», «АльтТелеком», оплатить через кошелек Rbk Money, Webmoney, через систему Яндекс.Деньги, «Contact» и «Лидер», получить квитанцию для перечисления через Почту России.
    21.02.2015
    Оправдание добра: Улыбка ребенка объединяет миллионы людей
    Дорогие друзья! SK-NEWS.RU поддерживает благотворительный проект Русфонда, стартовавший в Ставропольском крае. Эта страница будет выходить регулярно с письмами попавших в беду людей. Им нужна помощь, у них тяжелобольные дети и нечем платить за спасение. Вообще-то эта страница для всех: для отчаявшихся людей и для людей сострадательных, способных помочь.
    17.09.2014
    Пять социальных проектов незрячего, но смотрящего далеко вперед Алексея Фитисова
    Алексей Фитисов помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти себя в жизни. Несмотря на то, что сам является инвалидом по зрению I группы, ведёт весьма активный образ жизни.

  3. Сочинение.
    Адыгея в литературных произведениях
    и творчестве народа
    Адыгея …Сказочная  земля горных, смелых, мужественных людей.
    Что такое Адыгея? Это горы и реки, водопады и дольмены , песни и зажигательные танцы. И ,конечно, народ- трудолюбивый, гостеприимный, древний.
    Адыгея очень ярко отражена в произведениях  устного  народного творчества, в стихах, поэмах,  романах, рассказах.
    Мы знаем, что все древние народы обладали своей мифологией. Древние адыги тоже  прошли эту школу мифологического объяснения мира. Так появился « Нартский эпос». В произведениях «Нартского эпоса»показано, как адыги боролись за производство материальных благ, изготовление орудий труда, за огонь, за похищенных невест. В  эпосе сталкивается новое и старое. Олицетворение доброты, чистоты и любви к ближним является «мать нартов»  Саталей. Центральным героем адыгского эпоса является нарт Саусырыко.
    Не  менее значительный образ сурового юноши- богатыря Батыноко. Батыноко- олицетворение мужества и отваги, чести и прямоты.
    Очарование адыгским народом, его мудростью, героизмом и красотой отражали в своих произведениях многие писатели. Нальбий Куёк в повести» «Черная гора» поет гимн во славу  нашего народа. Ранние стихи поэта- прозаика связаны с метафоричностью, опираются на фольклорные традиции. Все страницы жизни адыгского народа      отражены в его произведениях. В повести «Лес одиночества», романе «Вино мертвых» вся история адыгов, его обычаи, традиции, мировидение .Н. Куёк считал , что каждый человек после себя оставляет мысли, чувства, которые ещё долго согревают душу.
    Любовь к родной земле, к народу- труженику вдохновляла другого адыгского писателя- Хазрета Ашинова. Без ощущения духовных корней он не мог  писать свои произведения. Особенно достоверно Х. Ашинов передал повседневную жизнь простых людей. Храбрость, стойкость, мужество- эти качества всегда привлекали мужчин. Именно эти качества изобразил Х. Ашинов в повести «Всадник переходит бурную реку», «Поймавший молнию». Герои Ашинова ведут спор о назначении человека на земле.
    Писателей Адыгеи волновал вопрос о месте и роли женщины- горянки в семье и обществе. Именно эту проблему отразил П. Кошубаев в произведении «Пророчество судьбы». Другая тема в творчестве писателя- современные адыгейские юноши и девушки  ,их взгляды на жизнь, отношение между людьми. Жизнь, мечты адыгского народа показаны в произведениях «Дорога к счастью» Т. Керашева, «Тайна старого дуба» К. Жанэ, «Слышится топот коня» Паранука и другие. Ещё я бы хотела остановиться на лирических произведениях, в которых показана красота и величие  Адыгеи. С. Яхутль написал стихотворение  о мощи и красоте гор («Если горы тебя зовут»), Андрухаев любовь к Родине  выразил в стихотворении «Кавказ», Жане обычаям народа посвящал стихотворение  « У адыгов обычай такой», Гадагатль  в стихотворении «Моя Адыгея» выразил не только восхищение  любимой республики ,но и   воспел дружбу русского и адыгского народов.
    У адыгов с русскими крепка
    Дружба и вовеки  нерушима,
    Вместе мы идем с рукой рука
    По просторам Родины любимой.
    В нашей столице протекает река со светлым названием Белая. С. Яхутль очень точно передал мощь и красоту реки в своем стихотворении «Белая» .
    С песней брызги рассыпает.
    А вода бурлит, клокочет.

    Дышат волны, блещут волны

    Словно песня молодая…
    Шхагуаш летит, бурля,
    Теплым светом наполняя
    Наши души и поля.
    Как красивы горы Адыгеи,
    Бескрайны плодородные поля.
    Моя песня – сестра  гор и полей,
    Сердцу милые с детства края.
    Я родился и рос в колыбели твоей
    Адыгея родная моя.
    С.Якутль
    Однажды в библиотеке я увидела брошюрку  С.Абреговой «К своим истокам». Прочитав первое стихотворение, не могла оторваться. На первый взгляд стихотворения кажутся простыми, но сколько в них прелести, красоты, любви к  родному краю, любимой столице – Майкопу.
    Ярких красок  калейдоскоп-
    Мой любимый родной Майкоп.
    Вмиг светлеет от счастья взгляд.
    Как я встрече с тобою рад.
    Поэтесса настоящим кладом  считает искромётную музыку танца.
    Восхищает людей с давних пор
    Зажигательный танец гор :
    «Гажеудж», «Исламей», «Зафак».
    Вмиг рассеют тоску и мрак.
    Писатели, поэты преумножают славу Адыгеи, посвящая ей свои труды.
    Дороги и к сердцу близки
    Родины края.
    Древняя земля адыгов- колыбель моя.
    С. Абрегова

  4. «Хабзэр зэхалъхьэрэп, гъаш1эм къыхэк1ы» / «Законы не сочиняют, они рождаются жизнью»/ Адыгейская пословица.

    «Адыгэ хабзэ» – неписанный моральный кодекс адыгов, включающий в себя обычаи, традиции, этикет и всю многовековую мудрость адыгского народа.

    Жемчужины адыгейской этики, являющиеся базовыми принципами, на которых держатся адыгейские обычаи и традиции – это:

    ц1ыфыгъэ – человечность, готовность прийти на помощь, чуткость, деликатность и такт;

    напэ – честь;

    нэмыс – почтительность;

    акъыл – разум;

    л1ыгъэ – мужество.

    Почитание старших. Только уважая старших можно самому достичь почёта и уважения в обществе.

    Хьак1эщ «Три дня, три ночи с кунаками Его он хочет угощать» А.С.Пушкин.

    Гость любой национальности и любого вероисповедания мог рассчитывать на одинаково радушный прием хозяина.

    Законы гостеприимства. Традиции гостеприимства адыгов уходят в глубину тысячелетий и является одним из любимейших почитаемых в народе обычаев.

    Почитание женщин.

    Почитание женщин.

    Мудрые адыги понимали, что от ума, доброты и мудрости женщины очень многое зависит в мире. Женщина воспитывает и мужчину и женщину, она – Мать человечества.

    Аталычество. «Четырнадцати лет оставил он Края, где был воспитан и рождён, Чтоб знать законы и права чужие. М.Ю.Лермонтов.

    Свадебные обряды «Любовь для неба и земли – святыня». М.Ю.Лермонтов.

    Свадебные обряды, полные символического значения, устраивались, чтобы гарантировать прочность, счастье и пользу брака для народа

    Традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребёнка в семье. Ничто не может сравниться с радостью появления на свет ребёнка.

    Кушъэхапхэ в честь новорожденного ребенка устраивали через две недели после рождения ребенка, когда впервые укладывали его в колыбель.

    «Узи, бзэджэ – наджи и1эр пэрэз!

    Узи, бзэджэ – наджи и1эр отэт»

    / «И болезни и нечистая сила, что в нем пусть уйдет!

    Болезни и нечистую силу, что в нем, мы тебе отдаем»/.

    Нравы, традиции, обычаи адыгского народа несут добро, свет и любовь к людям, стремление сохранить нашу национальную культуру.

    Живут адыги на земле людей.

    Смеются солнцу. Добрых ждут дождей

    Детей растят и собирают в путь,

    Благословляя: «Человеком будь».

  5. Адыгейский язык. 01 Вместо предисловия.Адыгейский язык. 02 Фонетика: алфавит и правила чтения.Адыгейский язык. 03 СуществительныеАдыгейский язык. 04 Глаголы.Адыгейский язык. 05 Наречия.Адыгейский язык. 06 Местоимения.Адыгейский язык. 07 Прилагательные.Адыгейский язык. 08 Числительные.Адыгейский язык. 09 Служебные части речи.Адыгейский язык. 10 Структура предложения.Адыгейский язык. 11 Русско-адыгейский разговорник.Адыгейский язык. 12 Адыгские пословицы и поговорки.
    – Доброе утро!
    – Уипчэдыжь ш1у!
    – Добрый день!
    – Уим’афэ ш1у!
    – Добрый вечер!
    – Уипчыхьэ ш1у!
    – Спасибо.
    Тхьауегъэпсэу!
    Доброе утро!
    Шъуипчэдыжь ш1у!
    Добрый день!
    Шъуим’афэ ш1у!
    Добрый вечер!
    Шъуипчыхьэ ш1у!
    Спасибо.
    Тхьашъуегъэпсэу!
    Как твои дела?
    Сыд уикъэб’архэ?
    Как ваши дела?
    Сыд шъуикъэб’архэ?
    Как ты поживаешь?
    Сыдэу ущыт?
    Как твоя жизнь?
    Сыд уищы1’ак1а?
    Как ваша жизнь?
    Сыд шъуищы1’ак1а?
    Как ты?
    Сыд уфэд?
    Все хорошо, спасибо.
    Зэк1э дэгъу, опсэу.
    Потихоньку
    Ц1ык1у-ц1ык1у
    Нормально
    Хъущт
    Все ли у вас здоровы?
    Шъупсаухэба зэк1эхэмк1э?
    Все ли у вас здоровы?
    Шъупсаухэба зэк1эхэмк1э?
    Как дела у Заура?
    Заур сыд ыкъэбархэр?
    Как дела у Заремы?
    Зарем сыд ыкъэбархэр?
    Зареме передавай привет
    Зарем сэлам сфяхыжь.
    Всем передавай привет?
    Зэк1эмэ сэлам яхыжь.
    Куда ты идешь?
    Тыдэ ук1ора?
    Куда вы идете?
    Тыдэ шъук1ора?
    Откуда ты идешь?
    Тыдэ укъик1ыжьа?
    Откуда вы идете?
    Тыдэ шъукъик1ыжьа?
    Что ты хочешь?
    Щыд узыф’аер?
    Ты чего-то хочешь?
    Зыгом уфая?
    Что вы хотите?
    Щыд шъузыф’аер?
    Вы чего-то хотите?
    Зыгом шъуфая?
    Когда ты пойдешь домой?
    Щыдыгъо ук1ожьыщт?
    Когда вы пойдете домой?
    Щыдыгъо шъук1ожьыщт?
    Будешь кушать?
    Ушхэщта?
    Будете кушать?
    Шъущхэщта?
    Добро пожаловать!
    Кеблъагъ!
    Добро пожаловать (при обращении к нескольким людям)
    Шъукъеблагъ!
    Заходи.
    Къих.
    Заходите.
    Шъукъих.
    Будь моим гостем
    Си х’ак1э охъу!
    Будьте моими гостями
    Си х’ак1эхэ шъохъу!
    Очень рад тебя видеть
    Лъэшэу сигуапэ узэрэслъэгъугъэр
    Садись
    Къэт1ыс!
    Садитесь
    Шъукъэт1ысых!
    Рассказывай
    Къэ1’уат!
    Рассказывай, какие у тебя новости
    Уикъэбархэ къэ1уат!
    Кушай
    Шхэ!
    Кушайте
    Шъушх!
    Пей
    Ешъу!
    Пейте
    Шъу’ешъу!
    Если ничего не будешь кушать, я на тебя обижусь.
    Зи умышхэмэ сэкъэпфэгъубжыт!
    Спасибо, что пришел.
    Тхьауегъэпсэу, укъак1уагъ!
    Заходи ко мне еще?
    Ыджыри садэжь къак1оба!
    Приходите к нам еще?
    Ыджыри тадэжь шъукъак1о
    Когда гостю приходить – это дело гостя, когда ему уходить – дело хозяина.
    ХьакIэм къэкI’оныр – иIоф, кIожьыныр – бысым иIоф.
    У адыгов гость – что в крепости надежной. (букв. адыгский гость в крепости сидит)
    Адыгэ х’акIэ пыт’апIэ ис.
    У хорошего человека всегда гости.
    ЦIыф’ышIу хь’акIэ щымыкI.
    В адыгский аул если едешь …
    Адыгэ чылэм укIомэ…
    Со всеми здоровайся
    ЗэкIэмэ сэлям яхьы,
    Старший если входит – вставай
    Нахьыжь къихьэмэ къэтэдж
    Старшему дорогу не переходи
    Нахьыжь игъогу узэпырымыкl.
    Адыги говорят:
    Адыгэмэ аIо:
    Дома воспитайся, затем в люди выходи
    ‘Унэм зыщыгъ’асе етIуанэ цI’ыфмэ ахахь
    Подумав говори, осмотревшись садись
    Гупшыси псалъэ, зыплъыхьи тыс.
    Чем тот кто много говорит лучше тот кто много делает
    Бэ зыIорэм нахьи бэ зышI.
    Мало говори много делай
    МакIэу Iо, бэу шIэ.
    Там где много шума мало ума
    Куохьаур зыщыбэм акъылыр щымакI.
    Ценою жизни честь покупают (Жизнь продают, честь покупают)
    Псэр ащэ, напэр ащэфы.
    Твой друг – твое зеркало
    Уи нэбджэгъу уи гъундж.
    В твоем отце и в твоей матери не сомневайся
    Уянэрэ уятэрэ уямынэгуй.
    Когда приходит гостю – дело гостя, когда ему уходить – дело хозяина
    ХьакIэм къэкIоныр – иIоф, кIожьыныр – бысым иIоф.
    люди говорят есть доля правды
    ЦIыфмэ Iорэм шъыпкъэ хъэлъ.
    Человек не знающий но советующийся (слушающий) не глуп
    ЦIыфым ымышIэми, даIомэ делэп.
    Добро делай – в воду бросай
    ШIу шIэри псым хадз.
    Слово ты дал не забывай
    ГущыIэу птыгъэр щымыгъупщэжь
    пришел
    къэкIуагъ
    пришел?
    къэкIуагъа?
    пришли
    къэкIуагъэх.
    Пойдем.
    НекIо.
    Ты пойдешь на свадьбу?
    УкIощта джэгум?
    Что за свадьба?
    Щыд джэгу?
    Чья свадьба?
    Хэтый джэгу?
    На ком женился?
    Хэт кэщагъ?
    За кого вышла замуж?
    Хэт дакIуагъ?
    На адыгейке женился
    Адыгэ кэщэгъ.
    На молодой женился
    НэбжьыкIэ къэщэгъ.
    За адыга вышла замуж
    Адыгэ дакIуагъ.
    Она в двор вошла
    Ар Iэгум дэхьагъ.
    Она в дом зашла
    Ар унэм ихьагъ.
    Невесту знаешь?
    НысакIэ ошIа?
    Моя знакомая
    СинэIуас.
    Пойдем посмотрим.
    НекIо, тыплъэщт!
    Кто-то в дверь постучал
    Зыгорэ пчъэм къытеуагъ.
    Что мне привез?
    Щыд къэсщагъэр?
    Дрова тебе привез.
    Пхъэ къэпщагъэр.
    сравнивать
    зэгъэпшэн
    Который длиннее сравни
    Тари нахь кIахэ, зэгъэпшэба.
    Я сравнил, одинаковые они
    Сызэгъэпшагъ, зэфэдых ахэ!
    У нас гости
    Хак1эхэ ти1эх
    У нас дорогой гость
    Хак1э лъапэ ти1
    Добро пожаловать
    Къебалъгъ
    Заходи
    КъакIо
    Входи
    Къихь
    Садись
    КъэтIыс
    Рассказывай
    КъэIуат!
    Что рассказывать?
    Щыд къысIотэнэу?
    Что еще расскажешь?
    Щыд ыджы къыпIотэт?
    Сюда садись, тут мягче.
    Модже къатэс, модже нахь щъабэу.
    Кресло мягче чем стул (кресло стула мягче)
    Креслэ пхъэнтIэкIум анахь шъабэ.
    Пойдем чай попьем
    НекIо, чай тешъыст.
    Чайник вскипел?
    Щайныкэр къэжъагъа?
    Вскипел
    Къэжъагъ.
    Пойдем на кухню, поедим.
    Пщэрэхъапlэм тыкIот тыщхэт.
    Хлеба кусок отрежь мне
    Хьалъыгъу такъыр къысфыгобзыкI.
    Этот нож тупой, поострее есть у тебя?
    Мы шажъыер цако, нахь чан уиIа?
    Воду надо подогреть
    Псыр гъэфабын фае.
    Масло (сливочное) есть у нас ?
    Тхъу тиIа?.
    Масло (растительное) есть у нас?
    Дагъэ тиIа?
    До чего я устал сегодня!
    Щыдо сэпщъыагъ непэ.
    Ну и что же ты делал?
    Адэ щыд пшIэагъэр?
    Помоги мне
    КъысдыIэпыI!
    Я сам не подниму
    Сэжьэжьэу зэкъэсlэтытэп
    Автобусная станция где находится?
    Автобус станциер тыдэ щыIа?
    Ты не знаешь?
    ПшIэрэба?
    Не знаю!
    КIэрэп
    Кого-нибудь спросить нужно
    Згом уеупкIын фае.
    Его спроси
    Ащ еупкI.
    Который час?
    Сыхьатыр тхапщ?
    Сколько уже (времени)?
    Тхапщ хъугъэ?
    О чем ты думаешь
    Щыдым оузэгъупщысы.
    Об этом что ты думаешь?
    Мыщ пае щыдым оуегъупщысы
    Сигареты есть у тебя?
    Тутын уиIа
    Одна сигарета осталась
    Зы тутын къэсфэнэжьыгъ.
    Я курить бросил
    Сэ тутыныр сешъэнэу чIэсыдзыжьыгъ.
    Я сигарету в воду бросил
    Сэ тутыныр псым исыдзагъ.
    Я его с моста сбросил
    Сэ ар мостым есыдзыхыгъ.
    Без коня адыг – не адыг
    Шы имыIэмэ адыг – адыгэп
    Машину хорошо он(а) водит
    Машинэр дэгъэу ефы.
    Эта та самая машина, которую я продал два года назад.
    Мы машиныр илъэси тIумджэ узэкIэбэжьымэ чэжьыгъагъ.
    на первый взгляд почти новая
    Ыпэ узытеплъэрэм машинэ дэгъу.
    В иномарках я не разбираюсь.
    Иностран машынмэ зи ахэкIыкIэп.
    Машина стоит под дождем.
    Машинэр ощхым хэт.
    Мы сели на 11-й автобус
    11-рэ автобусэм тиыстагъ.
    Ты пешком пришел?
    Лъэсэу укъэкIуагъа?
    Нет, мы приехали на машине
    Хьау, машинэмджэ тэкъэсэжъыгъ
    Надо поменять колесо!
    Фэшъхьаф лъакъо чIэзгъэуцэн фай.
    Колесо уже поменяли.
    Лъакъор зэблъахьугъах.
    Так в чем же тогда проблема?
    Адэ щы илъажьа?
    Карбюратор ты проверял?
    Карбюратор уеплъэкIугъа?
    Иди проверь.
    КIуе еплъэкIу.
    На газ потихоньку нажимай.
    Газым цIыкIу -цIыкIу теуцу
    Не спеши.
    УмыгуаI
    Налево поворачивай
    Сэмэгум къэгъаз
    Здесь, направо поверни.
    Моджэ, джабгум къэгъаз
    Поворотник включи.
    Поворотыр къэхъэгъан.
    Поворотник выключи
    Поворотыр къэгъэкIуас.
    Прямо езжай
    ЗанкIэу кIо
    Здесь останови
    Моджэ къэгъэуцу
    Ты машину закрыл?
    Машинэр бгъапытагъа?
    Да, я закрыл машину.
    Згъапытагъ.
    Отвези меня домой
    сышIэжь!

  6. Адыги
    Адыги, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы – 122,9 тыс. чел., кабардинцы – 386,1 тыс. чел., черкесы – 50,8 тыс. чел.
    Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. Кавказа,- в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15 тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 млн. чел.
    Языки – адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие – мусульмане-сунниты.
    Древняя история А. и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. древнеадыгейские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгейской общности охватывал конец 1-го тыс. до н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нeм участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территорию на Ю.-В. от современного Новороссийска по левобережью Чeрного моря и в горах вплоть до современного Сочи. Жители побережья занимались земледелием, но их главным промыслом был морской разбой.
    В 8-10 вв. Адыги занимали земли в Прикубанье, в т. ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов (965, 1022) русских князей на Адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний в 13 в. население сконцентрировалось в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. В 13-14 вв. обособилась часть кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, дагестанские владетели.
    В годы Кавказской войны (1817-64) происходит внутренняя самоорганизация. В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыгейского (кабардинского) населения, позднее получившая название черкесы. Кавказская война и последовавшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством – переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную структуру. В 19 – нач. 20 вв. сохранялись многие нормы обычного права – обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство).
    Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, еe цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо обычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени Адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. представления. Адыги чeтко осознают своe историческое единство.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru

    Похожие работы

  7. Классный час, посвященный Дню Республики Адыгея (2.10.15)
    Республика Адыгея расположена на живописных северных склонах Кавказского хребта. Адыги, давшие название республике, – древнейшие обитатели Северо – Западного Кавказа. Республикой Адыгея стала в 1991году 5 октября.
    Символика.
    Флаг.
    На флаге Республики Адыгея изображены 12 звёзд и 3 скрещенные стрелы. Звёзды обозначают 12 адыгейских племён, населяющих республику, а 3 стрелы – три древнейших княжеских рода, их силу и единство. Зелёный цвет – цвет ислама, обозначает вечность, а так же одну из особенностей республики, в которой почти 40% территории занимают леса.
    Герб представляет собой круг, сверху обрамлённый ленточкой с надписью “Республика Адыгея” на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон – листья дуба, клёна, золотые колосья пшеницы. Початки кукурузы, указывают на неразрывную связь человека с природой. Круг завершается аббревиатурой РФ (Российская Федерация). Внизу изображение национального стола – анэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой национального эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у богов для блага людей. Пятиконечная звезда вверху означает дружбу всего многонационального народа, населяющего республику. Рисунок 2.
    Стихотворение “Приглашение” авт.И.Машбаш
     
    Я знаю, Адыгея так мала,
    На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
    Вот вся она под кончиком указки –
    Земля, что целым миром мне была:
    Карабкались по склонам облака,
    Трава на горных пастбищах качалась,
    О скалы билась бурная река,
    Текла издалека и не кончалась.
    ———–
    Потом большое становилось малым –
    Был новый перевал за перевалом.
    О, маленькая древняя земля!
    Одним лучом её согреет солнце –
    И домики белеющие сонно,
    И синие вершины, и поля.
    Лихой джигит, пришпоривший коня,
    Объедет всю её к исходу дня,
    Но ты приедешь с доброю душой –
    Тебе она покажется большой.
    ————————-
    В большой стране, на маленькой земле,
    Живёт народ мой, мудрый и отважный.
    И учит сыновей сидеть в седле,
    Чтоб стали те джигитами однажды.
    Спроси о нас у солнца и зари,
    А лучше сам однажды посмотри –
    Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,
    Ты приезжай, и добрым гостем будь!
    У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Много их и у адыгского народа. Одна из лучших традиций адыгов – уважение к старшим. Эта традиция прививается детям с раннего детства. Обычай гостеприимства берёт начало в глубокой древности. Гость является священным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие.
    Видео о Республике Адыгея.
    ———
    Кроссворд:
    По вертикали:
    Водопады, которые находятся в Адыгее, в 2 км от поселка Каменномостский, выше по течению реки Белая.
    Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи.
    Название верхней мужской одежды – кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа.
    Соус по-адыгейский.
    Самая высокая гора в Республике Адыгея.
    Горное пастбище, находящееся на высоте около 2000 метров. С его названием связана красивая легенда о любви.
    По горизонтали:
    Стол на трех ножках.
    Столица Республики Адыгея.
    Глава Республики Адыгея.
    Адыгейская народная игра “Надень папаху”.
    Мальчик – джигит сидит на стуле. На восемь шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать восемь шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Водящий не должен подсматривать, играющие не должны ему подсказывать.
     
     
    Стихотворение “Адыгея родная моя!” авт.К.Жанэ
    Моя песня – сестра синих гор и полей
    Сердцу милые с детства края,
    Я родился и вырос в колыбели твоей,
    Адыгея родная моя!
    Над тобою России немеркнущий свет,
    В небе ласковом зори струят.
    Твоих рек быстротечных красивее нет,
    Адыгея родная моя!
    Пусть, как море, шумит золотистая степь –
    Богатырская слава твоя.
    Ты навеки верна краснокрылой звезде
    Адыгея родная моя!
    Я люблю гор высоких заоблачный взлёт,
    Сердцу милые с детства края.
    По сыновьи люблю адыгейский народ
    Адыгея родная моя!
    Мы много говорим о любви к родине. Но прежде, чем научиться любить свою родину, мы должны научиться любить, уважать собственную мать. Мама, много в этом слове для каждого человека. Мама – это самое святое для всех людей. Уважайте своих мам, берегите их.
    Исполняется песня о бабушке на адыгейском языке “Синан” авт. У.Тхабисимов
    ——
    Природа Адыгеи
    Наша республика очень красива. На её территории растут свыше 3000 видов растений. Произрастает много лекарственных трав: подорожник, ландыш, мать – и – мачеха, чистотел, зверобой… Главное богатство Адыгеи – лес. Это граб, дуб, каштан, бук, кизил, орешник, ель, пихта,клён. На территории Адыгеи водится множество видов рыб, насекомых, птиц, животных: лисы, волки, медведи, рыси, кроты… У нас в Адыгее расположен Кавказский заповедник. Там произрастает множество растений, большая его часть – это лес, редкие виды животных, птиц: орёл, зубр, серна, олень, ласка, куница, дикий лесной кот.
    А сейчас мы узнаем, на сколько хорошо вы знаете растения и животных Адыгеи.
    Отгадайте загадки:
    Весь в пыли,
    Хоть сил немного,
    У дороги он торчит,
    У него согнулись ноги
    Неприметен он на вид. (подорожник)
    То погаснет, то зажжётся,
    Ночью в роще огонёк.
    Угадай, как он зовётся?
    Ну конечно, … (светлячок)
    У косого не берлоги
    Не нужна ему нора,
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. (заяц)
    Маленький рост,
    Длинный хвост,
    Серенькая шубка,
    Остренькие зубки. (мышь)
    Эти дикие зверушки
    Как домашние свинюшки,
    Любят жёлуди они,
    Ковыряют носом пни. (дикие кабаны)
    Стихотворение “Зафак” авт. И.Машбаш
    Так зовут этот танец небыстрый недаром,
    Это значит: «Навстречу друг другу идти».
    Легким облаком и затаенным пожаром
    Мне навстречу плыви, сердцем к сердцу лети!
    В танце этом лишь сдержанность парня украсит.
    Так улыбкою тихой меня одари —
    Ты давно поняла, что никто не погасит
    Этот тихий огонь, что таится внутри.
    Пять шагов между нами – и вечность, и малость;
    Пять коротких шагов – или жизнь впереди?
    Скоро кончится танец – полкруга осталось,
    Так плыви мне навстречу, навстречу иди!
    Пусть гармонь не устанет, и мы не устанем,
    Мы танцуем зафак у молвы на виду.
    Как он смыслом велик, этот радостный танец:
    «– Я навстречу иду! Я навстречу иду!»
    Адыгея — родина моя!
    Адыгея — родина моя!
    Милая, красивая земля.
    Многие народы здесь живут.
    Между ними дружба и уют.
    Жизнь свою я здесь прожить хочу!
    Адыгею — родину — люблю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *