Сочинение на тему державин властителям и судиям

15 вариантов

  1. Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
    На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
    Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

  2. Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, «властители и судии»:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

  3. Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
    Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
    Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

  4. Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был “горяч и в правде черт”; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде “Властителям и судиям” Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, “властители и судии”:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что “злодействы” не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина “содержит в себе вредные якобинские замыслы”. Державин вспоминал: “В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: “Вели ее, брат, несколько прикрыть”. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве”. Обличительная ода “Властителям и судиям” стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин “был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям” Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: “…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II”. Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода “Властителям и судиям”.

  5. Сочинение по произведению на тему: Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»
    Гаврила Романович Державин – поэт XIII в. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно было «безумно и мудро». В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции, возвышавшие человеческую личность, был рост национального подъема, промышленности, науки и просвещения.
    Основной темой поэзии Державина была тема человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и живописны, что чем-то походят на картины голландских и фламандских художников XVII века, изображавшие на своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале.» … роскошь, прохлады, пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни.
    Со всеми своими благоразумными толками об «умеренности» Державин невольно, может быть, часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении картин такой жизни…» – писал Белинский. Державин пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями, так и врагами. Вплетение живых образов в образы поэзии – это большой шаг в сторону развития русской реалистической поэзии. В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с царями, не боящегося говорить сильным мира сего даже самые неприятные истины. Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.
    Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой», как сам назвал свое произведение автор. В этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех.
    Восстал всевышний бог, да судит
    Земных богов во сонме их;
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги», как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов.
    Ваш долг есть: сохранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.
    В стихах Державина – и это было его принципиальным успехом – достижением являются фигуры конкретных людей. Их поведение описывает поэт, к ним обращает свои упреки и назидания.
    Современники угадывали конкретные намеки многих стихотворений Державина, приобретавших тем самым острое, своевременное содержание . Сатирическое дарование Державина, его склонность к поучениям получили широкий выход в этих стихах.
    Практически во всех стихотворениях Державина, и серьезных, и шутливых, можно встретить упоминания о различных людях, о свойственных им чертах характера, привычках, о взаимоотношениях с ними поэта.
    Стихи Державина были посвящены его друзьями, знакомыми, но прежде всего в них присутствует сам поэт со своими взглядами, мыслями, настроениями.
    ?

  6. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
    Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
    …Ваш долг – спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но, по словам поэта, «властители и судии»:
    Не внемлют! – видят и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
    Цари! Я мнил: вы боги властны,
    Никто над вами не судья;
    Но вы, как я, подобно страстны
    И так же смертны, как и я.
    Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал-прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами-декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет:
    Она так вечно и сияет,
    Как в море ночью лунный свет.
    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».
    6. Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина
    Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:
    Вещает ложь язык врагов,
    Десница их сильна враждою,
    Уста обильны суетою;
    Скрывает в сердце злобный ков.
    И все-таки он не падает духом, а надеется побороть зло, потому что за поэтом – истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения – человек повсюду борется со злом. В духовных одах Ломоносов восхищен величием природы и одновременно испытывает «пиитический ужас» перед ней. Эти два чувства – остро и священный трепет – рождают «парение мысли». Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью. Он хочет понять законы природы:
    Кто море удержал брегами
    И бездне положил предел,
    И ей свирепыми волнами
    Стремиться доле не велел?
    В «Утреннем размышлении о божием величестве» Ломоносов в зримой картине запечатлел солнце, представившееся взору в упор взглянувшего на него человека:
    Там огненны валы стремятся и не находят берегов;
    Там вихри пламенны крутятся,
    Борющись множество веков;
    Там камни, как вода, кипят,
    Горящи там дожди шумят.
    Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:
    Песчинка как в морских волнах,
    Как мала искра в вечном льде,
    Как в сильном вихре тонкий прах,
    В свирепом как перо огне,
    Так я, в сей бездне углублен,
    Теряюсь, мысльми утомлен!
    Но, испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века просвещения изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. В Духовных одах проходит иная тема: человеку даны разум, мысль, и он хочет проникнуть в тайны природы. Когда Ломоносов написал «Теряюсь, мысльми утомлен!», то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы. Он «мысльми утомлен», потому что твердо верит в познаваемость мира, но еще не может светлым умом постичь законы Вселенной. Поэта постоянно влечет пафос знания:
    Творец, покрытому мне тьмою
    Прости премудрости лучи
    И что угодно пред тобою
    Всегда творити научи…
    Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. Поэт не уставал ратовать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки. Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе Стекла». Эта эпистола, принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебной одой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых, и стекло выступает свидетельством победы науки над природой. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого воплощают строки этого произведения. Ломоносов передает пафос научных открытий и восхищение их практическими результатами. Его интересует не изложение научных теорий, хотя поэт не избегает традиций своего времени, а поэтическая сторона науки – вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования. Примечательно, что в оде Державина «Бог» тоже воспевается могущество человеческого разума. Ломоносов! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто: в возвышенный слог произведения, посвященного торжественному событию, у Державина то и дело врывались разговорные словечки, и требуемый для оды «высокий штиль» распадался. Унаследовав от Ломоносова гражданский пафос и широту поэтического кругозора, Державин обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой, ввел в поэзию сельский и городской пейзаж, а прекрасное сумел увидеть в обыденном. Оду «Бог» Державин считал самым высоким своим созданием. Она произвела ошеломляющее впечатление на современников: впервые в русской поэзии бесконечный духовный мир простого смертного выразился столь грандиозно и столь задушевно-пронзительно. Если воспользоваться словом Ломоносова, эти стихи воспевали «божие величество» в человеке. В их основании лежит мысль слишком гордая, чтобы не быть кощунственной. Неслучайно ода «Бог» вызвала протесты церковников. Это стихотворение переведено на многие языки мира. Без лиц, в трех лицах божества, Державин пояснял: «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, т. е.: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает».

  7. Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта- гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны.
    Никто над вами не судья.
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81- го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета- «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
    На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами 4добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81-й псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
    Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

  8. Жизни великих поэтов, которые живут в различные эпохи и столетия практически не разделимы с судьбами народа. Именно в творческих работах многих авторов мы видим отражение реальной человеческой жизни, той угнетенной ситуации, которая царила над городами и селами, той установленной монархии, которая совершенно не считалась с окружающими людьми и народом.
    Знаменитый поэт Г.Р. Державин относится именно к тем авторам, которые не остались в стороне и осмелились высказать свое мнение в стихотворной форме. Свою работу «Властителям и судиям» он посвящает именно тем людям, которые сидят высоко и правят народом, страной. Он пытается вызвать в них совесть и напоминает о необходимости выполнения своих обязанностей.
    Вчитываясь в первые строки стихотворения, мы сразу же принимаем тот крик автора, который обращает внимание на то, что и Всевышний не может больше спокойно наблюдать за тем, что творят «земные боги». В образе так званых «богов земных» Державин обобщает всех чиновников, которые вместо поддержки слабых и обездоленных, стараются помогать «сильным». Ведь в этом есть выгода для них. Государственные верха совершенно забыли о своих обязанностях, о долге перед народом, о заботе о людях. Они творят деяния в своих интересах, не видят тех злодеяний, которые происходят вокруг:

  9. Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их..
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих цругих:
    Ваш долг есть, охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете.
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете.
    Как ваш последний раб умрет!
    Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным. Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для час остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

  10. Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.
    Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.
    Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».
    Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:
    Не внемлют! Видят – не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодейства землю сотрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
    В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!

  11. Восприятие,
    истолкование,
    оценка стихотворения
    Г. Р. Державина
    «Властителям
    и судиям»

    Ода Державина
    «Властителям
    и судиям»
    представляет
    собой переложение
    псалма. Переложение
    священного
    текста показывает
    обличительный
    пафос общества,
    в котором жил
    Державин. Державин
    был свидетелем
    крестьянской
    войны под
    предводительством
    Емельяна Пугачева
    и, разумеется,
    понимал, что
    восстание было
    вызвано непомерным
    крепостническим
    гнетом и злоупотреблениями
    чиновников,
    грабивших
    народ. Служба
    при дворе Екатерины
    II убедила Державина
    в том, что и в
    правящих кругах
    господствует
    вопиющая
    несправедливость.
    По характеру
    своему он был
    «горяч и в правде
    черт»; его возмущало
    злоупотребление
    властью, неправосудие.
    Державин, как
    и многие образованные
    люди того времени,
    наивно полагал,
    что строгое
    соблюдение
    законов, установленных
    в самодержавно-крепостническом
    государстве,
    может принести
    мир и покой
    стране, охваченной
    народными
    волнениями.
    В оде «Властителям
    и судиям» Державин
    гневно порицает
    властителей
    именно за то,
    что они нарушают
    законы, забыв
    о своем священном
    гражданском
    долге перед
    государством
    и обществом:
    …Ваш долг – спасать
    от бед невинных,
    Несчастливым
    подать покров;
    От сильных
    защищать бессильных,
    Исторгнуть
    бедных из оков.
    Но, по словам
    поэта, «властители
    и судии»:
    Не внемлют! –
    видят и не знают!
    Покрыты мздою
    очеса:
    Злодействы
    землю потрясают,
    Неправда зыблет
    небеса.
    В оде содержится
    прозрачный
    намек на то,
    что «злодействы»
    не пресекаются
    всесильным
    монархом:
    Цари! Я мнил:
    вы боги властны,
    Никто над вами
    не судья;
    Но вы, как я, подобно
    страстны
    И так же смертны,
    как и я.
    Гражданский
    пафос оды встревожил
    Екатерину II,
    которая отметила,
    что стихотворение
    Державина
    «содержит в
    себе вредные
    якобинские
    замыслы». Державин
    вспоминал: «В
    1779 г. был перестроен
    Сенат, а особливо
    зала общего
    собрания, украшенная
    лепными барельефами.
    Между прочими
    фигурами была
    изображена
    скульптором
    Рашетом Истина
    нагая, и стоял
    тот барельеф
    к лицу сенаторов,
    присутствующих
    за столом; когда
    изготовлена
    была та зала,
    и генерал-прокурор,
    князь Вяземский
    осматривал
    оную, то, увидев
    обнаженную
    Истину, сказал
    экзекутору:
    „Вели ее, брат,
    несколько
    прикрыть“. И
    подлинно, с тех
    пор стали от
    часу более
    прикрывать
    правду в правительстве».
    Обличительная
    ода «Властителям
    и судиям» стоит
    у истоков гражданской
    поэзии, развитой
    позднее
    поэтами-декабристами,
    Пушкиным,
    Лермонтовым.
    Недаром декабрист
    В. К. Кюхельбекер
    писал, что Державин
    «был в своей
    стране Органом
    истины свободной
    порочным властителям
    и судиям» Державин
    противопоставил
    людей чести
    и подвига. В
    одной из державинских
    од мы читаем
    проникновенные
    строки:
    А слава тех не
    умирает,
    Кто за Отечество
    умрет:
    Она так вечно
    и сияет,
    Как в море ночью
    лунный свет.
    По убеждению
    Державина, цель
    искусства и
    литературы
    – содействовать
    распространению
    просвещения
    и воспитанию
    любви к прекрасному,
    исправлять
    порочные нравы,
    проповедовать
    истину и справедливость.
    Державин подчеркивает
    национальный
    характер своего
    творчества.
    На этот существенный
    признак державинской
    поэзии спустя
    полвека указывал
    В. Г. Белинский:
    «…мы имеем в
    Державине
    великого, гениального
    русского поэта,
    который был
    верным эхом
    жизни русского
    народа, верным
    отголоском
    века Екатерины
    II». Державин
    свел поэзию
    с заоблачных
    высот, приблизил
    ее к жизни. Его
    произведения
    насыщены множеством
    реальных примет
    времени, конкретными
    подробностями,
    в которых
    запечатлелись
    быт и нравы
    современной
    ему эпохи. Державин
    выражал интересы
    государства,
    родины; цари
    и царедворцы
    слышали от него
    порою очень
    горькую правду.
    Убедительный
    пример тому
    – ода «Властителям
    и судиям».
    6. Сопоставительный
    анализ духовных
    од М. В. Ломоносова
    и оды «Бог» Г.
    Р. Державина
    Духовные оды
    Ломоносов
    создавал как
    философские
    произведения.
    В них поэт перелагал
    Псалтырь, но
    только те псалмы,
    которые близки
    его чувствам.
    При этом Ломоносова
    привлекало
    не религиозное
    содержание
    духовных песнопений,
    а возможность
    использовать
    сюжеты псалмов
    для выражения
    мыслей и чувств
    философского
    и отчасти личного
    характера.
    Известно, что
    Ломоносову
    приходилось
    отстаивать
    свои взгляды
    в жестокой
    борьбе с псевдоучеными,
    с религиозными
    фанатиками.
    Поэтому в духовных
    одах развиваются
    две основные
    темы – несовершенство
    человеческого
    общества, с
    одной стороны,
    а с другой –
    величие природы.
    Ломоносов
    видит, что живет
    в злом мире,
    что окружен
    врагами – мелкими
    льстецами,
    интриганами,
    корыстолюбцами,
    которые завидовали
    его гению:
    Вещает ложь
    язык врагов,
    Десница их
    сильна враждою,
    Уста обильны
    суетою;
    Скрывает в
    сердце злобный
    ков.
    И все-таки он
    не падает духом,
    а надеется
    побороть зло,
    потому что за
    поэтом – истина
    и справедливость.
    Личная тема
    возвышается
    у Ломоносова
    до общефилософского
    обобщения –
    человек повсюду
    борется со
    злом. В духовных
    одах Ломоносов
    восхищен величием
    природы и
    одновременно
    испытывает
    «пиитический
    ужас» перед
    ней. Эти два
    чувства – остро
    и священный
    трепет – рождают
    «парение мысли».
    Поэт стремится
    постичь внутреннюю
    гармонию природы
    и преклоняется
    перед ее мощью.
    Он хочет понять
    законы природы:
    Кто море удержал
    брегами
    И бездне положил
    предел,
    И ей свирепыми
    волнами
    Стремиться
    доле не велел?
    В «Утреннем
    размышлении
    о божием величестве»
    Ломоносов в
    зримой картине
    запечатлел
    солнце, представившееся
    взору в упор
    взглянувшего
    на него человека:
    Там огненны
    валы стремятся
    и не находят
    берегов;
    Там вихри пламенны
    крутятся,
    Борющись множество
    веков;
    Там камни, как
    вода, кипят,
    Горящи там
    дожди шумят.
    Стихийная
    диалектика
    в этом описании
    проявилась
    с удивительной
    силой. Нанизывание
    контрастных
    сопоставлений
    самого малого
    и грандиозного
    передает гиперболизм
    переживаний
    человека, изумленного
    гармонией и
    стихийной
    творческой
    мощью природы:
    Песчинка как
    в морских волнах,
    Как мала искра
    в вечном льде,
    Как в сильном
    вихре тонкий
    прах,
    В свирепом как
    перо огне,
    Так я, в сей бездне
    углублен,
    Теряюсь, мысльми
    утомлен!
    Но, испытывая
    восторг и священный
    ужас, Ломоносов
    в духе века
    просвещения
    изображает
    человека не
    бессильным
    созерцателем,
    подавленным
    и сникшим. В
    Духовных одах
    проходит иная
    тема: человеку
    даны разум,
    мысль, и он хочет
    проникнуть
    в тайны природы.
    Когда Ломоносов
    написал «Теряюсь,
    мысльми утомлен!»,
    то он имел в
    виду не растерянность
    человека, опустившего
    руки, а недостаточность
    знаний для
    объяснения
    всемогущества
    природы. Он
    «мысльми утомлен»,
    потому что
    твердо верит
    в познаваемость
    мира, но еще не
    может светлым
    умом постичь
    законы Вселенной.
    Поэта постоянно
    влечет пафос
    знания:
    Творец, покрытому
    мне тьмою
    Прости премудрости
    лучи
    И что угодно
    пред тобою
    Всегда творити
    научи…
    Могущество
    светлого разума
    несомненно
    для Ломоносова
    и в будущем, и
    в живой современности.
    Поэт не уставал
    ратовать за
    серьезные
    изыскания, за
    развитие просвещения.
    Ученый посвящал
    вдохновенные
    поэтические
    произведения
    успехам отечественной
    и мировой науки.
    Неподдельная
    радость и гордость
    искрятся в
    «Письме о пользе
    Стекла». Эта
    эпистола,
    принадлежащая
    к жанру «дидактической
    поэзии», становится
    хвалебной одой
    стеклу, природные
    свойства которого
    раскрылись
    благодаря
    успехам ученых,
    и стекло выступает
    свидетельством
    победы науки
    над природой.
    Не сухой трактат
    о свойствах
    стекла, а волнение
    поэта-ученого
    воплощают
    строки этого
    произведения.
    Ломоносов
    передает пафос
    научных открытий
    и восхищение
    их практическими
    результатами.
    Его интересует
    не изложение
    научных теорий,
    хотя поэт не
    избегает традиций
    своего времени,
    а поэтическая
    сторона науки
    – вдохновенное
    творчество
    и полет фантазии,
    дарящие человеку
    наслаждение
    богатствами
    природы и возможность
    разумного их
    использования.
    Примечательно,
    что в оде Державина
    «Бог» тоже
    воспевается
    могущество
    человеческого
    разума. Ломоносов!
    Вот кто стал
    для Державина
    подлинным
    образцом стихотворца!
    Служа в Преображенском
    полку, молодой
    поэт пробовал
    создавать оды,
    подобные
    ломоносовским,
    но следовать
    поэтическим
    правилам Ломоносова
    было не так-то
    просто: в возвышенный
    слог произведения,
    посвященного
    торжественному
    событию, у Державина
    то и дело врывались
    разговорные
    словечки, и
    требуемый для
    оды «высокий
    штиль» распадался.
    Унаследовав
    от Ломоносова
    гражданский
    пафос и широту
    поэтического
    кругозора,
    Державин обогатил
    оду сочетанием
    возвышенного
    слога с лирикой
    и сатирой, ввел
    в поэзию сельский
    и городской
    пейзаж, а прекрасное
    сумел увидеть
    в обыденном.
    Оду «Бог» Державин
    считал самым
    высоким своим
    созданием. Она
    произвела
    ошеломляющее
    впечатление
    на современников:
    впервые в русской
    поэзии бесконечный
    духовный мир
    простого смертного
    выразился столь
    грандиозно
    и столь задушевно-пронзительно.
    Если воспользоваться
    словом Ломоносова,
    эти стихи воспевали
    «божие величество»
    в человеке. В
    их основании
    лежит мысль
    слишком гордая,
    чтобы не быть
    кощунственной.
    Неслучайно
    ода «Бог» вызвала
    протесты церковников.
    Это стихотворение
    переведено
    на многие языки
    мира. Без лиц,
    в трех лицах
    божества, Державин
    пояснял: «Автор,
    кроме богословского
    православной
    нашей веры
    понятия, разумел
    тут три лица
    метафизические,
    т. е.: бесконечное
    пространство,
    беспрерывную
    жизнь в движении
    вещества и
    неокончаемое
    течение времени,
    которое бог
    в себе совмещает».

  12. Главная
    Сочинения по литературе
    Стихотворение Державина Властителям и судиям – сочинение
    Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
    В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
    Цари! Я мнил, вы боги властны,
    Никто над вами не судья,
    Но вы, как я подобно, страстны
    И так же смертны, как и я.
    «Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
    Восстал всевышний Бог, да судит
    Земных богов во сонме их…
    Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
    Доколе, рек, доколь вам будет
    Щадить неправедных и злых?
    Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
    Ваш долг есть: охранять законы,
    На лица сильных не взирать,
    Без помощи, без обороны
    Сирот и вдов не оставлять.
    Ваш долг: спасать от бед невинных,
    Несчастливым подать покров;
    От сильных защищать бессильных,
    Исторгнуть бедных из оков.
    Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
    На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
    Воскресни, Боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых
    И будь един царем земли!
    Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
    Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

  13. Как ваш последний раб умрет!
    Надеется ли поэт на исправление пороков власти?
    Нет, никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому он обращается к Всевыш­нему быть «един царем земли» и покарать лукавых властителей и судей.
    Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?
    Негодование, презрение, ирония по от­ношению к земным властителям. Даже выражение «земные боги» воспринимает­ся здесь как ирония. Злодейство, не­правда, покрыты мздою очеса, лука­вые — лексика, характеризующая поро­ки власть имущих. Вместе с тем мы слы­шим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных, которых надо за­щищать, «исторгнуть бедных из оков». Бедные, сироты, вдовы — объект сочувст­вия автора. Он называет их правыми и об­ращается к Богу: «Боже правых», на ко­торого с молением и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Переложение псалма завершается энергичным призы­вом-мольбой покарать злодеев и стать единым царем земли.
    Каким стилем написано стихотворение «Влас­тителям и судьям»?
    Стихотворение написано высоким сти­лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для об­личения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос­стал, всевышний, сонм, взирать, по­кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выра­жению мыслей и чувств Державина.
    Сопоставьте это стихотворение с одой Ломо­носова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
    Сходство в понимании назначения выс­шей власти: забота о подданных, соблюде­ние закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Дер­жавина полны поучений монархам. Раз­личие состоит в том, что Ломоносов отож­дествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императри­цы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоно­сова мы не найдем державинские обличе­ния власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *