Ольга Ануфриева
Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века?»
Многим отличаются друг от друга два века – нынешний и минувший, XX и XXI век. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть и такое, что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям; как к собственным, так и к целым поколениям детей. Маленький член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет, и технологический прогресс, и состояние экологии, и уровень медицины. Разве есть люди, безразличные к будущему своего города, государства, планеты? В интересах каждого воспитать достойного Человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши прадеды, так думаем теперь и мы.
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?
Для начала рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий. Ведь, согласитесь, чтобы поднять данные по какой-либо теме, легче открыть страницу в интернете, чем перерыть двухтомный справочник, зайти в библиотеку или же посетить музей. Так какие же они, современные дети?
Первая отличительная черта, характерная для современных детей, которую мне хотелось бы отметить, это необходимость непрерывного контроля. В прошлом веке родители, бабушки и дедушки, могли оставить ребенка в квартире, напомнив ему лишь о том, что дверь никому открывать нельзя и со спичками баловаться не следует. Они уходили на полдня в полной уверенности, что квартира останется в целости и сохранности вплоть до их возвращения. Теперь же, с появлением многочисленных гаджетов, дорогой техники, дорогой мебели, родителям присущи неуверенность и боязнь как за жизнь и здоровье ребенка, так и за сохранность дорогого кожаного дивана, нового паркета и плазменного телевизора. Действительно, в наше время дети уже в раннем возрасте необычайно шустры, действуют мгновенно. Это позволяет им нести разрушение с огромной скоростью.
Раньше родители, оставив ребенка в комнате с немудреной игрушкой наедине, могли спокойно поужинать, поговорить. Сейчас же нужно быть в постоянном непосредственном контакте с ребенком. Иначе неизбежны в лучшем случае – поломка домашнего имущества, а в худшем – травмы и другие неприятные последствия. Соответственно, во избежание проблем, родители приглашают нянь и гувернанток либо же отдают детей в специальные учреждения, что и в первом, и во втором случае влечет за собой некие последствия, зачастую негативные.
Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше – мягкие игрушки, кубики, конструкторы, железные дороги, мозаика, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мультфильмы из интернета или телевизора, мобильные телефоны, игровые приставки. И прогресс регулярно оснащает детей все новыми и новыми «игрушками».
Вторым пунктом в списке характерных черт нынешнего поколения детей, я бы поставила постоянную жажду внимания. Можно было бы отнести это к воспитанности, вежливости и пунктуальности, но, поскольку тенденция растет, это является скорее «болезнью» целой эпохи, а не отдельно взятых семей.
Раньше ребенок на прогулке был предоставлен самому себе, мог часами развлекать себя в песочнице или возле большой лужи, например, пускать кораблики и шлепать в сапогах по воде. Родители в это время имели возможность почитать газету или проводили время за разговорами. Теперь редко встретишь такую картину. Современный ребенок настойчиво дергает за рукав маму, остановившуюся поговорить с приятельницей, вертится, капризничает, встревает во взрослый разговор и всеми силами старается обратить на себя внимание до тех пор, пока не получит его. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. Если же не обратить внимания на эти выходки современных детей, дело может обернуться серьезной обидой.
Когда нынешние дети хотят поделиться своим мнением, они активно обращают на себя внимание, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим свою «уникальность», «непохожесть», «исключительность».
Еще одним подходящим определением для современных детей я считаю слово «всезнающие». У них кардинально возросшая потребность в информации, но и отлично развитая способность к ее восприятию и обработке. Но у детей выбор объекта исследования, конечно, ограничивается наиболее интересной им информацией. То есть о пиратах и, например, лошадях они добывают исчерпывающее количество данных, а в школьной программе по литературе или природоведению пробелы так и остаются незаполненными. Или, если говорить о дошкольниках, не учатся буквы, цифры, названия английских животных.
Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль. Но в этом пресловутом открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка (к этому относятся жестокие ролики, сайты для взрослых, выскакивающая неуместная реклама, нелегальные сборы средств и т. д.); формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду); и самая главная проблема, относящаяся скорее к детям младшего школьного возраста: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ, эссе, сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий.
Далее мне хотелось бы осветить некоторые проблемы, возникающие у детей и их родителей и проявляющиеся ввиду вышеуказанных особенностей современной эпохи.
Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества: кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета и отдает ребенка в ясли; другие, восставшие против детских садов, лишают ребенка социализации и нанимают специалистов. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, родители испытывают страх ”не справиться” (обеднеть, потерять работу, заболеть, они становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. На сцену выходит новый социальный страх — неуспешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом.
Второй критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.
Затем хотелось бы повторить, что неограниченный доступ к информации, о котором говорилось ранее, может негативно влиять на развитие детской психики и самосознания.
Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.
Какие же могут быть методы решения описанных проблем? У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе, непременно вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Поэтому, когда родители требуют от ребенка выключить компьютер или телевизор, оставить в покое телефон и прекратить обмениваться сообщениями, для начала им следует задуматься над тем, что предложить им взамен. Если же говорить о педагогах: воспитателях и учителях — они тоже могут помочь решить проблему с социализацией и жаждой ребенка обратить на себя внимание. Например, путем введения интерактивных игр. Массу подобных игр и тренингов описали в своих трудах такие педагоги, как К. Фопель и Н. Козловский. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры можно предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз важно подчеркивать ценность, выводов, сделанных самими детьми.
Чем больше дети будут играть, тем чаще они будут хотеть самим провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: “Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры”.
Также умение сотрудничать, дружить, вежливо и грамотно отстаивать свою точку зрения воспитывают такие формы, как, например, деление по парам и обмен полученной информацией или же смена ролей, когда ребенок выступает в роли учителя.
В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха родителей будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.
Не так уж редко нам кажется, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному и сложному миру детей. Есть выражение: «Дети видят мир на уровне наших коленок» . Это действительно так: дети взирают на наш взрослый мир, построенный по нашим взрослым законам снизу вверх. А мы соответственно смотрим на них сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции. Мы точно знаем, что должны чувствовать наши дети, что думать, что понять. И ведем их за собой. Дети слабы и беззащитны. У ребенка еще нет достаточно жизненного опыта, не сформировано абстрактное мышление и механизмы психологической защиты. Мама и папа для него самые главные, самые могущественные существа, от любви и расположения которых зависит его жизнь. Если ему говорят: «Я тебя больше не люблю и отдам в детский дом», – он в это верит, все понимает буквально. Мышление маленького ребенка центрировано, он связывает с собой все события, происходящие вокруг, он пока не может представить, что он всего лишь часть огромного мира, видит себя центром вселенной. Когда родители кричат и ругаются, у малыша не возникает мысль, что возможно, у них был тяжелый день, неприятности на работе. Он считает, что это он виноват в том, что маме и папе плохо. Многие проблемы, страхи и комплексы закладываются в детстве. Сами того не подозревая родители наносят своим детям психологические травмы, последствия от которых будут сказываться всю жизнь. Чтобы понять ребенка, надо всего лишь встать на его позицию, представить, что чувствует ваш малыш. Формирование личности ребенка обоюдный процесс. Родители воспитывая, сами воспитываются. Важно установить, как ребенок воспринимает отношения окружающих к себе. Узнать, каким он видит окружающий мир, себя, семью, родителей. Важно уметь слушать и понимать ребенка, и чтобы он почувствовал, что вы его понимаете, что то, что он думает и чувствует для вас важно. Тогда многие из нерешенных проблем ребенка станут понятнее.
Мясникова Марина
Дети XXI века
Как часто я слышу фразу «Героями не рождаются, героями становятся». А кто такой герой? Соответствует ли толкование этого слова нашему времени. Времени компьютеров, виртуального мира. Ценности, идеалы наших пап и мам уже нас не удивляют. Но к чему стремиться современной молодёжи, на что опираться?
Я хочу посвятить своё сочинение не конкретному человеку, а, скорее, это будет собирательный образ. В своём сочинении я хотела бы рассказать о ребёнке. Согласитесь, именно ребёнок в наше время самое сильное, выносливое и гибкое создание. Сколько недетских бед сваливается на детские плечи, сколько приходится терпеть чистой, немного наивной детской душе.
Коснусь истории, для подтверждения того, что ребёнок XXI века является примером для подражания. Первого сентября, что было не так давно, на классном часе наш учитель напомнил о трагедии, которую нельзя забывать. Трагедия в Беслане, унёсшая десятки жизней детей. Разве эти дети понимали, что терроризм – это политика жестоких взрослых? Пострадали и дети в Осетии, так и не получившие ответа, что произошло с их городом, домом, семьёй.
Страшные страницы оставляет за собой история. Несмотря на это, дети растут, радуя пап и мам, учатся, осваивая новые технологии, готовятся изменить мир к лучшему. 2008 год президентом страны объявлен годом семьи, но я никак не могу понять, почему же растёт число детей в детских домах. Ведь ребёнок лишается самого дорогого – родителей; конечно, причина может быть разной, но часто взрослые находят самый простой способ, не думая о судьбе маленького человека. Я часто задумываюсь насколько этим ребятам тяжело и не перестаю удивляться, что, несмотря на все трудности, они радуются жизни, творят, достигают успехов. Кажется, летом я читала заметку в газете «Оханская сторона» о моём земляке Каменеве Тимофее, который живёт в детском доме, он успешно реализовал себя в спорте, активно участвует в творческих конкурсах. В своём сочинении, я уже точно не помню, он писал о том, что когда он вырастет, то построит дом, где будет жить с мамой. Но и в семьях не так всё просто. Современные родители заняты карьерой либо зарабатыванием денег и забывают о том, что рядом с ними есть ребёнок, который ждёт тепла, внимания и заботы.
Я хочу убедить вас в том, что ребёнку не важно сколько стоит нефть на мировых рынках, или когда пройдут следующие выборы, ребёнок – это доброе сердце, умеющее прощать жестокие ошибки взрослых, горящие глаза, воспринимающие с желанием всё новое и интересное, а главное, он умеет доверять окружающим и не перестаёт с оптимизмом смотреть в будущее.
Не все взрослые могут найти в себе хотя бы часть этих прекрасных качеств, которые так необходимы людям всей планеты.
Заканчивая своё сочинение, я хочу вернуться к вопросу, на который искала ответ. Кто такой герой? Для меня это не только те люди, которые совершают великие подвиги, а, возможно, даже важнее качества, присущие человеку. Ребёнок обладает теми качествами, которые почему-то в наши дни отвели на второй план. Доброта, умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение прощать – это лишь часть качеств, которыми, по моему мнению, должен обладать герой.
Вернутся к списку работ
Как только не называют 21 век, который по сути начался совсем недавно, но уже совсем скоро закончится и некоторые из нас почти наверняка успеют взглянуть и на век 22.
Его зовут и веком современных компьютерных технологий, веком интернета, веком глобализации, веком глобального потепления и веком техногенных катастроф. Любое из этих названий можно выбрать в качестве подзаголовка для такого сочинения.
Мы живем в очень интересное время и я например никогда бы не променяла его ни на какое другое. Хотя наверно так могла бы сказать любая женщина про свое время. Мы просто не знаем другой жизни и других возможностей и потому довольствуемся тем что есть. Но 21 век действительно век интересный. Уже сейчас стало возможно такое сближение народов, людей разных стран, которого никогда не существовало, а сам планета стала напоминать не сборище разрозненных государств, а единый человеческий муравейник, где каждый – сосед, неважно друг он или враг, и каждый несет коллективную ответственность за сохранность нашей прекрасной планеты.
21 век – это век роботизации и освоения космоса, мы собираемся лететь на Марс и мы последовательно выискиваем следы инопланетян, ведь родная планета нам становится все более тесной.
21 век – это время, когда человек всерьез задумался о том, какой вред он наносит природе и наконец-то стал хоть что-то предпринимать чтобы этот вред минимизировать.
21 век – это век национализма, возникшего словно на пустом месте, но оказывается имеющего глубокие исторические корни. Просто решать эти вопросы раньше не хотели, постоянно откладывая под сукно, а они только копились и копились, пока сукно не прорвалось окончательно.
но вместе с тем 21 век – это век дружбы между народами, век когда политика совсем потеряла смысл, став игрушкой для самое себя, а народы перестали обращать внимание на то что им говорят сверху и делать то, что считают правильным. И это захватывающе интересно.
Ольга Ануфриева
Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века?»
Многим отличаются друг от друга два века – нынешний и минувший, XX и XXI век. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть и такое, что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям; как к собственным, так и к целым поколениям детей. Маленький член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет, и технологический прогресс, и состояние экологии, и уровень медицины. Разве есть люди, безразличные к будущему своего города, государства, планеты? В интересах каждого воспитать достойного Человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши прадеды, так думаем теперь и мы.
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?
Для начала рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий. Ведь, согласитесь, чтобы поднять данные по какой-либо теме, легче открыть страницу в интернете, чем перерыть двухтомный справочник, зайти в библиотеку или же посетить музей. Так какие же они, современные дети?
Первая отличительная черта, характерная для современных детей, которую мне хотелось бы отметить, это необходимость непрерывного контроля. В прошлом веке родители, бабушки и дедушки, могли оставить ребенка в квартире, напомнив ему лишь о том, что дверь никому открывать нельзя и со спичками баловаться не следует. Они уходили на полдня в полной уверенности, что квартира останется в целости и сохранности вплоть до их возвращения. Теперь же, с появлением многочисленных гаджетов, дорогой техники, дорогой мебели, родителям присущи неуверенность и боязнь как за жизнь и здоровье ребенка, так и за сохранность дорогого кожаного дивана, нового паркета и плазменного телевизора. Действительно, в наше время дети уже в раннем возрасте необычайно шустры, действуют мгновенно. Это позволяет им нести разрушение с огромной скоростью.
Раньше родители, оставив ребенка в комнате с немудреной игрушкой наедине, могли спокойно поужинать, поговорить. Сейчас же нужно быть в постоянном непосредственном контакте с ребенком. Иначе неизбежны в лучшем случае – поломка домашнего имущества, а в худшем – травмы и другие неприятные последствия. Соответственно, во избежание проблем, родители приглашают нянь и гувернанток либо же отдают детей в специальные учреждения, что и в первом, и во втором случае влечет за собой некие последствия, зачастую негативные.
Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше – мягкие игрушки, кубики, конструкторы, железные дороги, мозаика, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мультфильмы из интернета или телевизора, мобильные телефоны, игровые приставки. И прогресс регулярно оснащает детей все новыми и новыми «игрушками».
Вторым пунктом в списке характерных черт нынешнего поколения детей, я бы поставила постоянную жажду внимания. Можно было бы отнести это к воспитанности, вежливости и пунктуальности, но, поскольку тенденция растет, это является скорее «болезнью» целой эпохи, а не отдельно взятых семей.
Раньше ребенок на прогулке был предоставлен самому себе, мог часами развлекать себя в песочнице или возле большой лужи, например, пускать кораблики и шлепать в сапогах по воде. Родители в это время имели возможность почитать газету или проводили время за разговорами. Теперь редко встретишь такую картину. Современный ребенок настойчиво дергает за рукав маму, остановившуюся поговорить с приятельницей, вертится, капризничает, встревает во взрослый разговор и всеми силами старается обратить на себя внимание до тех пор, пока не получит его. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. Если же не обратить внимания на эти выходки современных детей, дело может обернуться серьезной обидой.
Когда нынешние дети хотят поделиться своим мнением, они активно обращают на себя внимание, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим свою «уникальность», «непохожесть», «исключительность».
Еще одним подходящим определением для современных детей я считаю слово «всезнающие». У них кардинально возросшая потребность в информации, но и отлично развитая способность к ее восприятию и обработке. Но у детей выбор объекта исследования, конечно, ограничивается наиболее интересной им информацией. То есть о пиратах и, например, лошадях они добывают исчерпывающее количество данных, а в школьной программе по литературе или природоведению пробелы так и остаются незаполненными. Или, если говорить о дошкольниках, не учатся буквы, цифры, названия английских животных.
Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль. Но в этом пресловутом открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка (к этому относятся жестокие ролики, сайты для взрослых, выскакивающая неуместная реклама, нелегальные сборы средств и т. д.); формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду); и самая главная проблема, относящаяся скорее к детям младшего школьного возраста: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ, эссе, сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий.
Далее мне хотелось бы осветить некоторые проблемы, возникающие у детей и их родителей и проявляющиеся ввиду вышеуказанных особенностей современной эпохи.
Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества: кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета и отдает ребенка в ясли; другие, восставшие против детских садов, лишают ребенка социализации и нанимают специалистов. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, родители испытывают страх ”не справиться” (обеднеть, потерять работу, заболеть, они становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. На сцену выходит новый социальный страх — неуспешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом.
Второй критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.
Затем хотелось бы повторить, что неограниченный доступ к информации, о котором говорилось ранее, может негативно влиять на развитие детской психики и самосознания.
Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.
Какие же могут быть методы решения описанных проблем? У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе, непременно вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Поэтому, когда родители требуют от ребенка выключить компьютер или телевизор, оставить в покое телефон и прекратить обмениваться сообщениями, для начала им следует задуматься над тем, что предложить им взамен.
Если же говорить о педагогах: воспитателях и учителях — они тоже могут помочь решить проблему с социализацией и жаждой ребенка обратить на себя внимание. Например, путем введения интерактивных игр. Массу подобных игр и тренингов описали в своих трудах такие педагоги, как К. Фопель и Н. Козловский. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры можно предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз важно подчеркивать ценность, выводов, сделанных самими детьми.
Чем больше дети будут играть, тем чаще они будут хотеть самим провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: “Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры”.
Также умение сотрудничать, дружить, вежливо и грамотно отстаивать свою точку зрения воспитывают такие формы, как, например, деление по парам и обмен полученной информацией или же смена ролей, когда ребенок выступает в роли учителя.
В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха родителей будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.
Не так уж редко нам кажется, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному и сложному миру детей. Есть выражение: «Дети видят мир на уровне наших коленок» . Это действительно так: дети взирают на наш взрослый мир, построенный по нашим взрослым законам снизу вверх. А мы соответственно смотрим на них сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции. Мы точно знаем, что должны чувствовать наши дети, что думать, что понять. И ведем их за собой. Дети слабы и беззащитны. У ребенка еще нет достаточно жизненного опыта, не сформировано абстрактное мышление и механизмы психологической защиты. Мама и папа для него самые главные, самые могущественные существа, от любви и расположения которых зависит его жизнь. Если ему говорят: «Я тебя больше не люблю и отдам в детский дом», – он в это верит, все понимает буквально. Мышление маленького ребенка центрировано, он связывает с собой все события, происходящие вокруг, он пока не может представить, что он всего лишь часть огромного мира, видит себя центром вселенной. Когда родители кричат и ругаются, у малыша не возникает мысль, что возможно, у них был тяжелый день, неприятности на работе. Он считает, что это он виноват в том, что маме и папе плохо. Многие проблемы, страхи и комплексы закладываются в детстве. Сами того не подозревая родители наносят своим детям психологические травмы, последствия от которых будут сказываться всю жизнь. Чтобы понять ребенка, надо всего лишь встать на его позицию, представить, что чувствует ваш малыш. Формирование личности ребенка обоюдный процесс. Родители воспитывая, сами воспитываются. Важно установить, как ребенок воспринимает отношения окружающих к себе. Узнать, каким он видит окружающий мир, себя, семью, родителей. Важно уметь слушать и понимать ребенка, и чтобы он почувствовал, что вы его понимаете, что то, что он думает и чувствует для вас важно. Тогда многие из нерешенных проблем ребенка станут понятнее.
Мясникова Марина
Дети XXI века
Как часто я слышу фразу «Героями не рождаются, героями становятся». А кто такой герой? Соответствует ли толкование этого слова нашему времени. Времени компьютеров, виртуального мира. Ценности, идеалы наших пап и мам уже нас не удивляют. Но к чему стремиться современной молодёжи, на что опираться?
Я хочу посвятить своё сочинение не конкретному человеку, а, скорее, это будет собирательный образ. В своём сочинении я хотела бы рассказать о ребёнке. Согласитесь, именно ребёнок в наше время самое сильное, выносливое и гибкое создание. Сколько недетских бед сваливается на детские плечи, сколько приходится терпеть чистой, немного наивной детской душе.
Коснусь истории, для подтверждения того, что ребёнок XXI века является примером для подражания. Первого сентября, что было не так давно, на классном часе наш учитель напомнил о трагедии, которую нельзя забывать. Трагедия в Беслане, унёсшая десятки жизней детей. Разве эти дети понимали, что терроризм – это политика жестоких взрослых? Пострадали и дети в Осетии, так и не получившие ответа, что произошло с их городом, домом, семьёй.
Страшные страницы оставляет за собой история. Несмотря на это, дети растут, радуя пап и мам, учатся, осваивая новые технологии, готовятся изменить мир к лучшему. 2008 год президентом страны объявлен годом семьи, но я никак не могу понять, почему же растёт число детей в детских домах. Ведь ребёнок лишается самого дорогого – родителей; конечно, причина может быть разной, но часто взрослые находят самый простой способ, не думая о судьбе маленького человека. Я часто задумываюсь насколько этим ребятам тяжело и не перестаю удивляться, что, несмотря на все трудности, они радуются жизни, творят, достигают успехов. Кажется, летом я читала заметку в газете «Оханская сторона» о моём земляке Каменеве Тимофее, который живёт в детском доме, он успешно реализовал себя в спорте, активно участвует в творческих конкурсах. В своём сочинении, я уже точно не помню, он писал о том, что когда он вырастет, то построит дом, где будет жить с мамой. Но и в семьях не так всё просто. Современные родители заняты карьерой либо зарабатыванием денег и забывают о том, что рядом с ними есть ребёнок, который ждёт тепла, внимания и заботы.
Я хочу убедить вас в том, что ребёнку не важно сколько стоит нефть на мировых рынках, или когда пройдут следующие выборы, ребёнок – это доброе сердце, умеющее прощать жестокие ошибки взрослых, горящие глаза, воспринимающие с желанием всё новое и интересное, а главное, он умеет доверять окружающим и не перестаёт с оптимизмом смотреть в будущее.
Не все взрослые могут найти в себе хотя бы часть этих прекрасных качеств, которые так необходимы людям всей планеты.
Заканчивая своё сочинение, я хочу вернуться к вопросу, на который искала ответ. Кто такой герой? Для меня это не только те люди, которые совершают великие подвиги, а, возможно, даже важнее качества, присущие человеку. Ребёнок обладает теми качествами, которые почему-то в наши дни отвели на второй план. Доброта, умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение прощать – это лишь часть качеств, которыми, по моему мнению, должен обладать герой.
Вернутся к списку работ
Как только не называют 21 век, который по сути начался совсем недавно, но уже совсем скоро закончится и некоторые из нас почти наверняка успеют взглянуть и на век 22.
Его зовут и веком современных компьютерных технологий, веком интернета, веком глобализации, веком глобального потепления и веком техногенных катастроф. Любое из этих названий можно выбрать в качестве подзаголовка для такого сочинения.
Мы живем в очень интересное время и я например никогда бы не променяла его ни на какое другое. Хотя наверно так могла бы сказать любая женщина про свое время. Мы просто не знаем другой жизни и других возможностей и потому довольствуемся тем что есть. Но 21 век действительно век интересный. Уже сейчас стало возможно такое сближение народов, людей разных стран, которого никогда не существовало, а сам планета стала напоминать не сборище разрозненных государств, а единый человеческий муравейник, где каждый – сосед, неважно друг он или враг, и каждый несет коллективную ответственность за сохранность нашей прекрасной планеты.
21 век – это век роботизации и освоения космоса, мы собираемся лететь на Марс и мы последовательно выискиваем следы инопланетян, ведь родная планета нам становится все более тесной.
21 век – это время, когда человек всерьез задумался о том, какой вред он наносит природе и наконец-то стал хоть что-то предпринимать чтобы этот вред минимизировать.
21 век – это век национализма, возникшего словно на пустом месте, но оказывается имеющего глубокие исторические корни. Просто решать эти вопросы раньше не хотели, постоянно откладывая под сукно, а они только копились и копились, пока сукно не прорвалось окончательно.
но вместе с тем 21 век – это век дружбы между народами, век когда политика совсем потеряла смысл, став игрушкой для самое себя, а народы перестали обращать внимание на то что им говорят сверху и делать то, что считают правильным. И это захватывающе интересно.