(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом… (7)Потом становится грустно.
(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи — стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться — самая надёжная примета.
(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков — настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас — всякая мелкота!
(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.
(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря на трудности, мир остался по-детски ненаглядным?(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?(По А. Лиханову*)* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — русский писатель, автор книг для детей и юношества, журналист, общественный деятель. Источник текста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 4.
Текст ЕГЭ. А.А. Лиханов. О детстве.
(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом… (7)Потом становится грустно.
(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи — стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться — самая надёжная примета.
Текст по Лиханову:
(1) Человек радуется, когда он взрослеет. (2) Счастлив, что расстаётся с детством. (З) Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5) И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6) Но потом… (7) Потом становится грустно.
(8) И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9) Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10) Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, – там теперь какая-то контора. (11) А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12) В сердце всё больше пустот – как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13) Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14) Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15) Без детства холодно на душе.
(16) Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17) Носились над головой стрижи – стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18) Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться – самая надёжная примета.
(19) Расцветало море одуванчиков. (20) Расстроился из-за чего-то, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21) А когда они отцветут? (22) Когда дунет ветер посильней? (23) Праздник на душе, ей-богу! (24) Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25) А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков – настоящая метель. (26) В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27) В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас – всякая мелкота!
(28) Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29) Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30) Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31) Нет таких. (32) Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ) Но жаль прогонять заблуждение. (34) Оно мне нравится и кажется важным.
(35) Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36) У каждого детства свои глаза. (37) Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?
(38) Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?
(По А. Лиханову)
Анализ сочинения по тексту А. Лиханова
Основные проблемы
Авторская позиция
1. Проблема роли детства в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни каждого человека? Почему человеку кажется, что в детстве всё было лучше?)
1. Детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родного дома, родных мест. Детские воспоминания – самые яркие и незабываемые в жизни каждого.
2. Проблема сохранения по-детски яркого и ясного восприятия мира во взрослой жизни. (Можно ли сохранить по-детски яркое восприятие мира?)
2. Людям хочется сохранить яркое и радостное, как в детстве, восприятие мира, но этого, как правило, не происходит.
Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку
(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…
Показать весь текст:
Ещё один текст > Сочинение
Детство – это один из периодов жизни человека, который, так или иначе, отзывается в душе у каждого воспоминаниями, привычками и впечатлениями. Различие лишь в том, какой окрас они могут иметь и какие чувства могут навеивать своему хозяину. В предложенном для анализа тексте Л. Н. Толстого автор затрагивает проблему восприятия детства и предлагает читателю порассуждать над ней.
Вопрос о том, какую роль играют воспоминания о детских годах в жизни каждого из нас и каким образом они могут влиять на человека в будущем, не может оставить равнодушным никого – ведь все мы родом из детства. Именно поэтому поднятая писателем проблема сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день. Рассуждая над ней, рассказчик погружает читателя в мир собственных свежих и сладких воспоминаний, где он – невинный и полный любви ко всему окружающему мальчишка, а мир вокруг – беззаботная сказка. Писатель акцентирует наше внимание на том, что в восприятии главного героя детство – это теплая пелерина сладких воспоминаний, милых и знакомых звуков, нежных прикосновений и поцелуев мамы, уюта и сладких грез на креслице. Автор обращает наше внимание на то, что мысли о маме и об ушедшей поре согревают, возвышают и успокаивают душу уже повзрослевшего героя.
Позиция автора заключается в том, что детство – это важнейшая пора в жизни человека, потому как восприятие этих лет в дальнейшем играет важную роль в жизни повзрослевшей личности. Каким было детство – такими будут и дальнейшие воспоминания о нем. И если эти годы по своей сути состояли из «невинной веселости» и «беспредельной потребности в любви» – то воспоминания о них будут освежать, возвышать, согревать душу еще долгие годы и служить источником «лучших наслаждений».
Мне близка позиция Л.Н. Толстого тем, что я тоже считаю, что детство – это дом, это семья и родители, именно они в большинстве случаев создают атмосферу нежности и любви. В зрелости эти года стоит воспринимать как пору беззаботности и веселости, а также одновременно пору незаменимого опыта. Так происходит и в том случае, если детство, к примеру, выпало на сложную пору и имело негативный окрас – в восприятии повзрослевшего человека оно все же останется мелкими отрывками нежных воспоминаний, которые дают нам близкие люди, приятными мелочами, перекрывающими все плохое и гадостное, что только могло происходить.
К примеру, в повести А.А. Лиханова «Благие намерения» писатель знакомит нас с восприятием детства детьми, у которых в большинстве своем не было семьи и дома. Главные герои повести являются сиротами, в жизни которых было огромное количество негативных ситуаций и совсем немного любви и добра. Однако маленькая Аня Невзорова все же безмерно любит свою мать, лишенную родительских прав, и вопреки всем страшным обстоятельствам сохраняет эту любовь внутри себя. С большой вероятностью эта девочка пронесет это чувство через юность к зрелости в виде теплых воспоминаний, которые позже и станут её восприятием детства. А в воспоминаниях остальных героев повести, я уверена, будет храниться образ Надежды Георгиевны – самоотверженной учительницы, которая старалась наполнить своими чувствами каждого ребенка. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям», – говорит она, и, мне кажется, именно эти чувства и останутся у героев повести основными в их восприятии детства.
В «традиционном» виде отражается детство в воспоминаниях главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич видит в своем сне родные, теплые сердцу пейзажи, вспоминает заботу родителей и долгие, вкусные завтраки, обеды и ужины, а также сладкий послеобеденный сон и обилие ласки, нежности и любви, которыми был осыпан каждый его день. Именно таким образом главный герой романа вспоминает дивную, ушедшую пору, и воспоминания эти, сформировав восприятие Обломова, становились отдушиной Ильи Ильича в самые сложные периоды его жизни.
Ознакомившись с текстом Л.Н. Толстого, я поняла, что эмоции, чувства, воспоминания, которые дает нам пора детства, являются бесценным даром, способным скрасить нашу жизнь в любые невзгоды.
Дом. Родственники. Родители. Фотографии и подарки. Эти слова у каждого из нас ассоциируются, прежде всего, с семьей. Детство, наши родители рядом с нами, они любят нас и никогда не дадут в обиду. Так рассуждает человек, выросший в полной семье, с мамой, папой, братьями и сестрами. Что же можно сказать о сиротах? О детях, которые были оставлены в детском доме, лишены заботы, любви и всего, что должно быть у каждого ребенка.
Особенно тяжелым в этом смысле был период военного времени. Голод и другие тяготы вынуждали родителей оставлять своих детей в детском доме, чтобы они могли выжить. Случалось, когда дети попадали в детский дом и по другой причине, их родители умирали на войне, либо от тяжелых жизненных условий. В своем тексте А. Лиханов говорит именно об этом и затрагивает важную проблему всех времен — проблему сиротства в военное время.
Позиция автора мне ясна, А. Лиханов убежден, что проблема сиротства актуальна и в наше время. Ведь сейчас нет войны, условия жизни позволяют людям жить в достатке, создавать нормальные семьи, воспитывать детей. Но, не смотря на это количество сирот, не просто увеличилось, но возросло в несколько раз.
Я согласна с позицией автора, ведь так важно, чтобы дети росли в семье и получали все то, что они должны получать от…
своих родителей: любовь, нежность, заботу. Ведь понятие «детство» связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувстве ответственности каждого человека за людей, ему близких.
Проблема сиротства хорошо освещена в литературе. К примеру, в большинстве романов Ч. Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт.
Так же в сюжетах повестей «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» раскрывая внутренний мир своих героев, Н. В. Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в «Страшной мести» именно через обращение к
детству главного героя повести — колдуна — автор пытается объяснить причины его поступков.
Прочитав данный текст, нам становится ясно, что огромную роль в жизни человека играет воспитание, то, как прошло его детство, были ли с ним рядом его родители. Ведь это самый важный период жизни любого человека, во время которого формируются такие чувства как любовь, ответственность, а так же осознание ценности человеческой жизни, важности семьи в судьбе любого из нас.
МКОУ «КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307573 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ,
ХОМУТОВСКИЙ РАЙОН,
С. КАЛИНОВКА,
УЛ. ПИОНЕРСКАЯ, 1
ТЕЛ. 8 471 37 2 41 60
КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ
в номинации
«У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ СВОЯ ЖЕСТОКОСТЬ.
А ДОБРОТА – ОДНА, НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Работа обучающейся 7 «А» класса
Гладилиной Елены (18.06.2001)
Руководитель Фирсова Е. М.,
учитель русского языка и литературы.
2015 год
Всё дальше уходит от нас жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. И, к счастью, она моё поколение не застала. В связи с этим мы не можем в полной мере понять всех трудностей, лишений людей военных лет. Но читая произведения о войне, мы можем почувствовать, что переживали дети и взрослые в те страшные годы. Это и холод, и голод, и огромное количество смертей. Отчасти я понимаю их, но всё равно это сложно для людей, живущих в XXI веке. О детях, чью золотую пору поглотила война и которые преодолевали трудности и лишения, как только могли, рассказал в повести «Последние холода» Альберт Анатольевич Лиханов. «Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети», – читаем мы в начале повести. И действительно, знакомясь с произведением, понимаешь, что страдания, выпавшие на долю детей, нечеловеческие. Война вот-вот закончится. Все живут надеждой. Но последние дни войны, «последние холода», очень тяжелы. Голод не отпускает никого, крепко держит в своих «объятьях», «войны кончаются рано или поздно… голодуха отступает медленнее, чем враг». «Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день», – рассказывает герой-повествователь Коля. Голод заставляет детей попрошайничать, «шакалить». И мы, современные читатели, вначале не до конца понимаем даже значение этих слов, а потом задумываемся: «А мы бы так смогли?» Ведь главный герой Коля, живший в семье, которая не знала, что такое голод, тоже думал: «А я бы смог так? Ведь это небось стыдно. Да, наверное, и противно – доедать за другими. Ещё и просить…» Скорее всего, если бы и мы оказались в такой ситуации, то вряд ли бы смогли пересилить в себе чувство голода, никому не хочется умереть от недостатка пищи. Для Коли фраза голодного мальчика: «Можно я доем?» – прозвучала «громче громкого крика». Он отдал мальчику свою еду и с удивлением смотрел на него. Я не знаю, как бы я повела себя в такой ситуации, но скорее всего из сочувствия к голодному ребёнку, разделила бы с ним свою еду.
Яркий пример борьбы за жизнь автор показывает на Вадике и Маше, которые были братом и сестрой. Они рано повзрослели. «Марья и Вадим тоже совсем взрослые – пришло мне в голову. Взрослые! Им не хватает только роста и знания, чтобы спасти себя», – делится своим открытием Коля. Это же чувство не покидает и меня. С раннего детства их стали преследовать ужасные события: начало войны, когда трагически погиб их отец, болезнь матери, из-за чего она попала в больницу и не могла заботиться о своих маленьких детях. Вадик понимал, что он как мужчина должен заботиться о своей младшей сестре и больной матери. За это ответственное решение я уважаю героя: не каждый мальчик в таком юном возрасте отважился бы на столь серьёзный поступок. К сожалению, Вадик не в силах изменить положение его семьи в лучшую сторону, а особенно не может помочь с выздоровлением маме. Коля в силу своих возможностей старается вместе со своей мамой и бабушкой помогать детям, и они им благодарны за это. Трудно представить, что было бы с Вадиком и Марьей, если бы не доброта Колиной семьи. Но всё-таки главную мечту детей осуществить они не смогли – их мать умерла за несколько дней до победы. А в День Победы, когда все люди радовались, прославляли солдат, завоевавших свободу для народа, Вадик и Маша были погружены в печаль, их ничего не радовало. Время никогда не сможет залечить раны в сердце, оставленные войной. Никто не вернёт им мать и отца. Мне очень жалко детей. Конечно, хотелось, чтобы всё закончилось иначе: их мама была бы жива, и они вместе отмечали бы День Победы со слезами на глазах, но слезами не горя и отчаяния, а радости и счастья. Но, к сожалению, в жизни многое происходит вопреки нашим желаниям.
Повесть заканчивается словами: «Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди. Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна». И я понимаю, что мы не вправе забывать. Это забыть невозможно. Нас этому учит наша учительница, Елена Михайловна. Учит помнить годы войны, трудное положение людей, когда им нечего было есть и они умирали от голода. Сейчас мы порой легкомысленно относимся к жизни, не думаем о завтрашнем дне. Но если мы хоть на минуту представим себе войну, то наше отношение к современной жизни изменится и мы начнём больше ценить мир, возможность жить беззаботно среди любящих нас людей. Ещё нам нужно уважать детей войны, живущих рядом с нами, ведь война отобрала у них детство, и им пришлось испытать много горя. Но я уверена, что дети войны, став взрослыми, не ожесточились. Напротив, они сохранили в себе лучшие человеческие начала и живут по высоким нравственным правилам, заложенным в суровое военное время. Они пример для нас, пример силы духа, добра, сострадания, милосердия, отзывчивости – человечности. И герои книги А.Лиханова «Последние холода» помогают нам это понять и принять.
29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >> 22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними 15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение” 10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >> 07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >> 16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >> 16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >> 09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >> 16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >> 16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >> 25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть. 28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >> 28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс. 22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено. 15.01.2017 – ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи – стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться – самая надёжная примета.
(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков – настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас – всякая мелкота!
(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.
(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?
(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?
(По А. Лиханову)
Информация о тексте
Основные проблемы
Авторская позиция
1. Проблема роли детства в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни каждого человека? Почему человеку кажется, что в детстве всё было лучше?)
1. Детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родного дома, родных мест. Детские воспоминания – самые яркие и незабываемые в жизни каждого.
Сочинение по тексту:
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства.
Автор задается вопросом: почему в нынешнее время много детей не имеют родителей? Альберт Анатольевич пишет, что раньше были голод, трудности, война, а что же сейчас? Сейчас, в общем то жить не трудно, но он не понимает почему мир так и не избавился от осиротевших детей.
Автор не может понять почему проблема сиротства существует в мирное время. Он считает, что не должно быть таких детей, которые воспитываются без семьи. А.А. Лиханов глубоко убежден, что каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти с родителями.
Я считаю проблему, которую поднял автор в своем произведении актуальной, и полностью разделяю мнение автора, ведь нельзя допускать того, чтобы ребенок рос без мамы и папы.
Обратимся к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе». Маленький мальчик остается один со своей сестрой, без родителей. Он начинает воровать, чтобы накормить свою сестренку, которая в конце умирает.
Множество детей не только в литературе живут без родителей, но и в реальном мире. Обидно получается, когда кто-то всю жизнь проживает без дитя, не имея возможности его родить, а кто-то, не понимая всей ответственности, рождает его и отправляет в детский дом.
В заключение хочу сказать, что стоит больше внимания уделять детям, не стоит портить жизнь себе и ему, если не понимаешь всей ответственности. Текст Альберта Анатольевича Лиханова:
1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:
(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?
(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи чёрные, очи страстные», жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.
(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.
(8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10) Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.
(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.
(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.
(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.
(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем.
(30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?
(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.
(34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.
(По А. Лиханову*)
(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом… (7)Потом становится грустно.
(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи — стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться — самая надёжная примета.
(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков — настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас — всякая мелкота!
(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.
(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря на трудности, мир остался по-детски ненаглядным?(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?(По А. Лиханову*)* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — русский писатель, автор книг для детей и юношества, журналист, общественный деятель. Источник текста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 4.
Текст ЕГЭ. А.А. Лиханов. О детстве.
(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом… (7)Потом становится грустно.
(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи — стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться — самая надёжная примета.
Текст по Лиханову:
(1) Человек радуется, когда он взрослеет. (2) Счастлив, что расстаётся с детством. (З) Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5) И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6) Но потом… (7) Потом становится грустно.
(8) И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9) Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10) Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, – там теперь какая-то контора. (11) А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12) В сердце всё больше пустот – как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13) Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14) Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15) Без детства холодно на душе.
(16) Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17) Носились над головой стрижи – стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18) Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться – самая надёжная примета.
(19) Расцветало море одуванчиков. (20) Расстроился из-за чего-то, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21) А когда они отцветут? (22) Когда дунет ветер посильней? (23) Праздник на душе, ей-богу! (24) Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25) А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков – настоящая метель. (26) В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27) В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас – всякая мелкота!
(28) Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29) Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30) Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31) Нет таких. (32) Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ) Но жаль прогонять заблуждение. (34) Оно мне нравится и кажется важным.
(35) Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36) У каждого детства свои глаза. (37) Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?
(38) Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?
(По А. Лиханову)
Анализ сочинения по тексту А. Лиханова
Основные проблемы
Авторская позиция
1. Проблема роли детства в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни каждого человека? Почему человеку кажется, что в детстве всё было лучше?)
1. Детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родного дома, родных мест. Детские воспоминания – самые яркие и незабываемые в жизни каждого.
2. Проблема сохранения по-детски яркого и ясного восприятия мира во взрослой жизни. (Можно ли сохранить по-детски яркое восприятие мира?)
2. Людям хочется сохранить яркое и радостное, как в детстве, восприятие мира, но этого, как правило, не происходит.
Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку
(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…
Показать весь текст:
Ещё один текст >
Сочинение
Детство – это один из периодов жизни человека, который, так или иначе, отзывается в душе у каждого воспоминаниями, привычками и впечатлениями. Различие лишь в том, какой окрас они могут иметь и какие чувства могут навеивать своему хозяину. В предложенном для анализа тексте Л. Н. Толстого автор затрагивает проблему восприятия детства и предлагает читателю порассуждать над ней.
Вопрос о том, какую роль играют воспоминания о детских годах в жизни каждого из нас и каким образом они могут влиять на человека в будущем, не может оставить равнодушным никого – ведь все мы родом из детства. Именно поэтому поднятая писателем проблема сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день. Рассуждая над ней, рассказчик погружает читателя в мир собственных свежих и сладких воспоминаний, где он – невинный и полный любви ко всему окружающему мальчишка, а мир вокруг – беззаботная сказка. Писатель акцентирует наше внимание на том, что в восприятии главного героя детство – это теплая пелерина сладких воспоминаний, милых и знакомых звуков, нежных прикосновений и поцелуев мамы, уюта и сладких грез на креслице. Автор обращает наше внимание на то, что мысли о маме и об ушедшей поре согревают, возвышают и успокаивают душу уже повзрослевшего героя.
Позиция автора заключается в том, что детство – это важнейшая пора в жизни человека, потому как восприятие этих лет в дальнейшем играет важную роль в жизни повзрослевшей личности. Каким было детство – такими будут и дальнейшие воспоминания о нем. И если эти годы по своей сути состояли из «невинной веселости» и «беспредельной потребности в любви» – то воспоминания о них будут освежать, возвышать, согревать душу еще долгие годы и служить источником «лучших наслаждений».
Мне близка позиция Л.Н. Толстого тем, что я тоже считаю, что детство – это дом, это семья и родители, именно они в большинстве случаев создают атмосферу нежности и любви. В зрелости эти года стоит воспринимать как пору беззаботности и веселости, а также одновременно пору незаменимого опыта. Так происходит и в том случае, если детство, к примеру, выпало на сложную пору и имело негативный окрас – в восприятии повзрослевшего человека оно все же останется мелкими отрывками нежных воспоминаний, которые дают нам близкие люди, приятными мелочами, перекрывающими все плохое и гадостное, что только могло происходить.
К примеру, в повести А.А. Лиханова «Благие намерения» писатель знакомит нас с восприятием детства детьми, у которых в большинстве своем не было семьи и дома. Главные герои повести являются сиротами, в жизни которых было огромное количество негативных ситуаций и совсем немного любви и добра. Однако маленькая Аня Невзорова все же безмерно любит свою мать, лишенную родительских прав, и вопреки всем страшным обстоятельствам сохраняет эту любовь внутри себя. С большой вероятностью эта девочка пронесет это чувство через юность к зрелости в виде теплых воспоминаний, которые позже и станут её восприятием детства. А в воспоминаниях остальных героев повести, я уверена, будет храниться образ Надежды Георгиевны – самоотверженной учительницы, которая старалась наполнить своими чувствами каждого ребенка. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям», – говорит она, и, мне кажется, именно эти чувства и останутся у героев повести основными в их восприятии детства.
В «традиционном» виде отражается детство в воспоминаниях главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич видит в своем сне родные, теплые сердцу пейзажи, вспоминает заботу родителей и долгие, вкусные завтраки, обеды и ужины, а также сладкий послеобеденный сон и обилие ласки, нежности и любви, которыми был осыпан каждый его день. Именно таким образом главный герой романа вспоминает дивную, ушедшую пору, и воспоминания эти, сформировав восприятие Обломова, становились отдушиной Ильи Ильича в самые сложные периоды его жизни.
Ознакомившись с текстом Л.Н. Толстого, я поняла, что эмоции, чувства, воспоминания, которые дает нам пора детства, являются бесценным даром, способным скрасить нашу жизнь в любые невзгоды.
Дом. Родственники. Родители. Фотографии и подарки. Эти слова у каждого из нас ассоциируются, прежде всего, с семьей. Детство, наши родители рядом с нами, они любят нас и никогда не дадут в обиду. Так рассуждает человек, выросший в полной семье, с мамой, папой, братьями и сестрами. Что же можно сказать о сиротах? О детях, которые были оставлены в детском доме, лишены заботы, любви и всего, что должно быть у каждого ребенка.
Особенно тяжелым в этом смысле был период военного времени. Голод и другие тяготы вынуждали родителей оставлять своих детей в детском доме, чтобы они могли выжить. Случалось, когда дети попадали в детский дом и по другой причине, их родители умирали на войне, либо от тяжелых жизненных условий. В своем тексте А. Лиханов говорит именно об этом и затрагивает важную проблему всех времен — проблему сиротства в военное время.
Позиция автора мне ясна, А. Лиханов убежден, что проблема сиротства актуальна и в наше время. Ведь сейчас нет войны, условия жизни позволяют людям жить в достатке, создавать нормальные семьи, воспитывать детей. Но, не смотря на это количество сирот, не просто увеличилось, но возросло в несколько раз.
Я согласна с позицией автора, ведь так важно, чтобы дети росли в семье и получали все то, что они должны получать от…
своих родителей: любовь, нежность, заботу. Ведь понятие «детство» связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувстве ответственности каждого человека за людей, ему близких.
Проблема сиротства хорошо освещена в литературе. К примеру, в большинстве романов Ч. Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт.
Так же в сюжетах повестей «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» раскрывая внутренний мир своих героев, Н. В. Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в «Страшной мести» именно через обращение к
детству главного героя повести — колдуна — автор пытается объяснить причины его поступков.
Прочитав данный текст, нам становится ясно, что огромную роль в жизни человека играет воспитание, то, как прошло его детство, были ли с ним рядом его родители. Ведь это самый важный период жизни любого человека, во время которого формируются такие чувства как любовь, ответственность, а так же осознание ценности человеческой жизни, важности семьи в судьбе любого из нас.
МКОУ «КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307573 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ,
ХОМУТОВСКИЙ РАЙОН,
С. КАЛИНОВКА,
УЛ. ПИОНЕРСКАЯ, 1
ТЕЛ. 8 471 37 2 41 60
КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ
в номинации
«У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ СВОЯ ЖЕСТОКОСТЬ.
А ДОБРОТА – ОДНА, НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Работа обучающейся 7 «А» класса
Гладилиной Елены (18.06.2001)
Руководитель Фирсова Е. М.,
учитель русского языка и литературы.
2015 год
Всё дальше уходит от нас жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. И, к счастью, она моё поколение не застала. В связи с этим мы не можем в полной мере понять всех трудностей, лишений людей военных лет. Но читая произведения о войне, мы можем почувствовать, что переживали дети и взрослые в те страшные годы. Это и холод, и голод, и огромное количество смертей. Отчасти я понимаю их, но всё равно это сложно для людей, живущих в XXI веке. О детях, чью золотую пору поглотила война и которые преодолевали трудности и лишения, как только могли, рассказал в повести «Последние холода» Альберт Анатольевич Лиханов. «Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети», – читаем мы в начале повести. И действительно, знакомясь с произведением, понимаешь, что страдания, выпавшие на долю детей, нечеловеческие. Война вот-вот закончится. Все живут надеждой. Но последние дни войны, «последние холода», очень тяжелы. Голод не отпускает никого, крепко держит в своих «объятьях», «войны кончаются рано или поздно… голодуха отступает медленнее, чем враг». «Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день», – рассказывает герой-повествователь Коля. Голод заставляет детей попрошайничать, «шакалить». И мы, современные читатели, вначале не до конца понимаем даже значение этих слов, а потом задумываемся: «А мы бы так смогли?» Ведь главный герой Коля, живший в семье, которая не знала, что такое голод, тоже думал: «А я бы смог так? Ведь это небось стыдно. Да, наверное, и противно – доедать за другими. Ещё и просить…» Скорее всего, если бы и мы оказались в такой ситуации, то вряд ли бы смогли пересилить в себе чувство голода, никому не хочется умереть от недостатка пищи. Для Коли фраза голодного мальчика: «Можно я доем?» – прозвучала «громче громкого крика». Он отдал мальчику свою еду и с удивлением смотрел на него. Я не знаю, как бы я повела себя в такой ситуации, но скорее всего из сочувствия к голодному ребёнку, разделила бы с ним свою еду.
Яркий пример борьбы за жизнь автор показывает на Вадике и Маше, которые были братом и сестрой. Они рано повзрослели. «Марья и Вадим тоже совсем взрослые – пришло мне в голову. Взрослые! Им не хватает только роста и знания, чтобы спасти себя», – делится своим открытием Коля. Это же чувство не покидает и меня. С раннего детства их стали преследовать ужасные события: начало войны, когда трагически погиб их отец, болезнь матери, из-за чего она попала в больницу и не могла заботиться о своих маленьких детях. Вадик понимал, что он как мужчина должен заботиться о своей младшей сестре и больной матери. За это ответственное решение я уважаю героя: не каждый мальчик в таком юном возрасте отважился бы на столь серьёзный поступок. К сожалению, Вадик не в силах изменить положение его семьи в лучшую сторону, а особенно не может помочь с выздоровлением маме. Коля в силу своих возможностей старается вместе со своей мамой и бабушкой помогать детям, и они им благодарны за это. Трудно представить, что было бы с Вадиком и Марьей, если бы не доброта Колиной семьи. Но всё-таки главную мечту детей осуществить они не смогли – их мать умерла за несколько дней до победы. А в День Победы, когда все люди радовались, прославляли солдат, завоевавших свободу для народа, Вадик и Маша были погружены в печаль, их ничего не радовало. Время никогда не сможет залечить раны в сердце, оставленные войной. Никто не вернёт им мать и отца. Мне очень жалко детей. Конечно, хотелось, чтобы всё закончилось иначе: их мама была бы жива, и они вместе отмечали бы День Победы со слезами на глазах, но слезами не горя и отчаяния, а радости и счастья. Но, к сожалению, в жизни многое происходит вопреки нашим желаниям.
Повесть заканчивается словами: «Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди. Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна». И я понимаю, что мы не вправе забывать. Это забыть невозможно. Нас этому учит наша учительница, Елена Михайловна. Учит помнить годы войны, трудное положение людей, когда им нечего было есть и они умирали от голода. Сейчас мы порой легкомысленно относимся к жизни, не думаем о завтрашнем дне. Но если мы хоть на минуту представим себе войну, то наше отношение к современной жизни изменится и мы начнём больше ценить мир, возможность жить беззаботно среди любящих нас людей. Ещё нам нужно уважать детей войны, живущих рядом с нами, ведь война отобрала у них детство, и им пришлось испытать много горя. Но я уверена, что дети войны, став взрослыми, не ожесточились. Напротив, они сохранили в себе лучшие человеческие начала и живут по высоким нравственным правилам, заложенным в суровое военное время. Они пример для нас, пример силы духа, добра, сострадания, милосердия, отзывчивости – человечности. И герои книги А.Лиханова «Последние холода» помогают нам это понять и принять.
29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
15.01.2017 – ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи – стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться – самая надёжная примета.
(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков – настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас – всякая мелкота!
(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.
(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?
(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?
(По А. Лиханову)
Информация о тексте
Основные проблемы
Авторская позиция
1. Проблема роли детства в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни каждого человека? Почему человеку кажется, что в детстве всё было лучше?)
1. Детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родного дома, родных мест. Детские воспоминания – самые яркие и незабываемые в жизни каждого.
Сочинение по тексту:
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства.
Автор задается вопросом: почему в нынешнее время много детей не имеют родителей? Альберт Анатольевич пишет, что раньше были голод, трудности, война, а что же сейчас? Сейчас, в общем то жить не трудно, но он не понимает почему мир так и не избавился от осиротевших детей.
Автор не может понять почему проблема сиротства существует в мирное время. Он считает, что не должно быть таких детей, которые воспитываются без семьи. А.А. Лиханов глубоко убежден, что каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти с родителями.
Я считаю проблему, которую поднял автор в своем произведении актуальной, и полностью разделяю мнение автора, ведь нельзя допускать того, чтобы ребенок рос без мамы и папы.
Обратимся к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе». Маленький мальчик остается один со своей сестрой, без родителей. Он начинает воровать, чтобы накормить свою сестренку, которая в конце умирает.
Множество детей не только в литературе живут без родителей, но и в реальном мире. Обидно получается, когда кто-то всю жизнь проживает без дитя, не имея возможности его родить, а кто-то, не понимая всей ответственности, рождает его и отправляет в детский дом.
В заключение хочу сказать, что стоит больше внимания уделять детям, не стоит портить жизнь себе и ему, если не понимаешь всей ответственности.
Текст Альберта Анатольевича Лиханова:
1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:
(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?
(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи чёрные, очи страстные», жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.
(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.
(8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10) Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.
(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.
(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.
(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.
(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем.
(30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?
(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.
(34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.
(По А. Лиханову*)