Детство – автобиографическая повесть Льва Николаевича Толстого. В ней мы наблюдаем рассказ писателя о его детстве, окружавших его людях, о тех условиях, в которых он рос и воспитывался.
Писатель считал, что детство – это один из наиболее важных этапов в жизни человека, в это время мы познаём окружающий мир, учимся любить и ненавидеть, решаем, что лучше – добро или зло. В детстве, считает Толстой, закладывается характер ребёнка, поэтому очень важно, чтобы это время было счастливым. В повести Л.Н.Толстого «Детство» мы наблюдаем рассказ именно о счастливом детстве.
Повествование ведётся от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева. Маленький мальчик рассказывает читателю о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Главный герой Николенька окружён любящими его людьми – рядом с ним мама, отец, бабушка, братья и сестры, гувернер Карл Иванович и няня мальчика. Все они заботятся о нём, стремятся сделать всё возможное, чтобы ребёнок вырос образованным, здоровым и счастливым человеком. Однако жизнь Николеньки не столь счастливая, как хотелось его родным и близким людям, в ней случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Но из этих неудач он делает правильные выводы.
Это и мысль о том, что нельзя обижать тех, кто тебя по-настоящему любит (эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека зависит не от его социального положения, а от его душевных качеств (эпизод с няней Натальей Савишной). Самым горьким открытием Николеньки было то, что близкие люди не всегда будут рядом с тобой, они смертны (смерть горячо любимой маменьки). С помощью этих эпизодов Лев Толстой раскрывает читателю внутренний мир ребёнка, передаёт его переживания, показывает, что оказывает влияние на формирование характера маленького человека. Автор в своём произведении призывает к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Возможно, поэтому его повесть «Детство» считается одним из лучших детских произведений как отечественной, так и мировой литературы.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Детство» Толстого» читают:
Сочинение на тему «Тарас Бульба», 7 класс
Сочинение по картине «Друзья», Е.Широков (7 класс)
ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»
О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».
Как и всякой любящей матери, Николенькиной хочется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Николенька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начинает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.
Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первым завершенным его произведением. Писатель работал над ним с 1850/51 по 1852 год. В том же году повесть была издана в журнале «Современник» по названием «История моего детства». Толстой задумал большой роман, состоящий из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость», но до конца его так и не дописал. На сегодняшний день существует трилогия, но тоже незаконченная.
Толстой считал, что каждый этап жизни человека уникален, он хотел запечатлеть характерные черты этих этапов, особенности развития человека, постичь его в становлении, взаимодействии с обществом, а также показать влияние этого общества на убеждения человека.
Главный герой повести Толстого – Николенька Иртеньев. Ему всего десять лет. Он очень наблюдателен, ничего не скрывается от глаз его, он видит и внешние и внутренние изменения в поведении окружающих. Он человек думающий, рассуждающий, анализирующий и оценивающий себя, людей и события. Очень критично относится к своим поступкам, старается жить по совести. Присущий ему дар сердечности заставляет его стремиться быть лучше, чище, справедливее, уметь видеть слабые и дурные стороны своей натуры и безжалостно судить себя за каждый проступок. Николенька смотрит на старших и пытается понять, почему они поступают именно так. Он разглядывает их лица, и ему нравится угадывать настроение по улыбке и выражению глаз. Любование родителями приводим его к мысли: «А за что можно полюбить меня?».
Когда Николенька едет в Москву, он испытывает чувство горечи расставания с усадьбой, с дворовыми людьми, к которым так привык, при расставании с матерью даже плачет. Но вскоре им овладевает новое чувство – первая влюбленность, и искренние переживания героя говорят нам о чистоте его помыслов. После смерти родного человека, матери, Николенька ощущает вселенское горе, и весь его счастливый мир рушится от несправедливости и непонимания происходящего.
Николенька обладает чертами характера, которые имел сам Толстой, когда был ребёнком, да и другие персонажи тоже похожи на реальных друзей или родственников писателя. Но всё же целью Толстого было не рассказать о том, как прошло его детство, а раскрыть смысл этого этапа в развитии человека. Он хотел показать, каков он – мир детства, чем живёт ребёнок, о чем мечтает, что чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.
Особенно важен писателю момент счастья детства, ведь для ребёнка это искренняя любовь, доверчивость, непосредственность, чистота и, конечно, мама. Но не всё так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни – смертью матери. Трепетное отношение к самому близкому человеку на земле естественно и безмерно. Он вдруг понял, что всё вокруг не так уж радостно, ведь раньше его оберегала от всех бед любовь матери. Ему открылась ещё одна истина – близкие люди могут лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому.
Толстой любил свое первое произведение. «Когда я писал «Детство», – говорил он в 1908 году, – то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».
Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны…».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».
?
План
Введение История создания повести.
Основная часть
Главной темой повести является тема детства.
Особенности повествования:
— повествование ведётся от первого лица;
— герой сам даёт оценку поступкам.
Тема детства раскрывается через отношение героя к окружающим:
— к Карлу Ивановичу;
— к Наталье Савишне. Авторская оценка событий.
Заключение
Тема детства раскрывается через характеристику главного героя.
Изучая собственное отношение к жизни, окружающий мир, Л.H. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и в скором времени написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году. Повесть JI.H. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».
Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени
Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Описывая родителей, Николенька отмечает самые характерные черты, которые запечатлелись в восприятии мальчика на долгие годы. Например, вспоминая матушку, герой представляет «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Характеризуя отца, мальчик отмечает его неуловимый характер человека прошлого века, врожденную гордость, статный рост. Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к Наталье Савишне, няне и ключнице. Любя и уважая отца, Николенька с пониманием и теплотой относится и к Карлу Ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. Оскорбив Наталью Савишну, мальчик чувствует угрызения совести: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, характер, отношение к жизни. Тема детства характеризуется автором и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик: происшествие со скатертью, которую испортил Николенька, домашний урок чистописания под руководством строгого Карла Ивановича.
Только в главе «Детство» — этой самой ранней поре человеческого взросления, становления — дается авторская оценка, писатель пишет о том, что детство — счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вер- нутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»
Итак, тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой.
План
Введение
Писателя интересует процесс формирования характера.
Основная часть
Толстой подробно описывает чувства ребенка.
Николенька — вдумчивый, впечатлительный мальчик.
Через всю свою жизнь Николенька пронёс чувство любви к матери и к Богу.
Заключение
Детство — самая счастливая пора в жизни человека.
Главной темой первого произведения JI.H. Толстого стала тема детства. Писателя интересует процесс становления человеческой личности, формирование характера. В качестве главного героя выбран Николенька Иртеньев, лицо во многом автобиографическое. Для писателя особенно важно показать личные переживания мальчика, его чувства, впечатления, как с течением времени изменяются его взгляды на жизнь.
Повествование в повести ведётся от Первого лица. Повесть Л.H. Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Ир- теньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, занятий с Карлом Ивановичем, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя- ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка.
С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Именно через впечатления Николеньки и его отношение к жизни раскрывается тема детства в произведении. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у самого Толстого со старшим братом Николаем. Именно он научил маленького Льва Николаевича необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В одной из глав автобиографической повести «Детство» ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Лучшие воспоминания о детстве в сознании главного героя ассоциируются с образом матушки. Мать формирует душевную, тёплую атмосферу в доме. К ней идут за советом и просят разрешить конфликт. Вот что Николенька запомнил о своей матушке на всю жизнь: «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала». Через всю свою жизнь Николенька пронёс слитое воедино чувство любви к матери и к Богу.
Автор называет детство самой счастливой порой в жизни человека.
Детство – автобиографическая повесть Льва Николаевича Толстого. В ней мы наблюдаем рассказ писателя о его детстве, окружавших его людях, о тех условиях, в которых он рос и воспитывался.
Писатель считал, что детство – это один из наиболее важных этапов в жизни человека, в это время мы познаём окружающий мир, учимся любить и ненавидеть, решаем, что лучше – добро или зло. В детстве, считает Толстой, закладывается характер ребёнка, поэтому очень важно, чтобы это время было счастливым. В повести Л.Н.Толстого «Детство» мы наблюдаем рассказ именно о счастливом детстве.
Повествование ведётся от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева. Маленький мальчик рассказывает читателю о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Главный герой Николенька окружён любящими его людьми – рядом с ним мама, отец, бабушка, братья и сестры, гувернер Карл Иванович и няня мальчика. Все они заботятся о нём, стремятся сделать всё возможное, чтобы ребёнок вырос образованным, здоровым и счастливым человеком. Однако жизнь Николеньки не столь счастливая, как хотелось его родным и близким людям, в ней случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Но из этих неудач он делает правильные выводы.
Это и мысль о том, что нельзя обижать тех, кто тебя по-настоящему любит (эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека зависит не от его социального положения, а от его душевных качеств (эпизод с няней Натальей Савишной). Самым горьким открытием Николеньки было то, что близкие люди не всегда будут рядом с тобой, они смертны (смерть горячо любимой маменьки). С помощью этих эпизодов Лев Толстой раскрывает читателю внутренний мир ребёнка, передаёт его переживания, показывает, что оказывает влияние на формирование характера маленького человека. Автор в своём произведении призывает к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Возможно, поэтому его повесть «Детство» считается одним из лучших детских произведений как отечественной, так и мировой литературы.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Детство» Толстого» читают:
Сочинение на тему «Тарас Бульба», 7 класс
Сочинение по картине «Друзья», Е.Широков (7 класс)
ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»
О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».
Как и всякой любящей матери, Николенькиной хочется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Николенька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начинает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.
Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первым завершенным его произведением. Писатель работал над ним с 1850/51 по 1852 год. В том же году повесть была издана в журнале «Современник» по названием «История моего детства». Толстой задумал большой роман, состоящий из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость», но до конца его так и не дописал. На сегодняшний день существует трилогия, но тоже незаконченная.
Толстой считал, что каждый этап жизни человека уникален, он хотел запечатлеть характерные черты этих этапов, особенности развития человека, постичь его в становлении, взаимодействии с обществом, а также показать влияние этого общества на убеждения человека.
Главный герой повести Толстого – Николенька Иртеньев. Ему всего десять лет. Он очень наблюдателен, ничего не скрывается от глаз его, он видит и внешние и внутренние изменения в поведении окружающих. Он человек думающий, рассуждающий, анализирующий и оценивающий себя, людей и события. Очень критично относится к своим поступкам, старается жить по совести. Присущий ему дар сердечности заставляет его стремиться быть лучше, чище, справедливее, уметь видеть слабые и дурные стороны своей натуры и безжалостно судить себя за каждый проступок. Николенька смотрит на старших и пытается понять, почему они поступают именно так. Он разглядывает их лица, и ему нравится угадывать настроение по улыбке и выражению глаз. Любование родителями приводим его к мысли: «А за что можно полюбить меня?».
Когда Николенька едет в Москву, он испытывает чувство горечи расставания с усадьбой, с дворовыми людьми, к которым так привык, при расставании с матерью даже плачет. Но вскоре им овладевает новое чувство – первая влюбленность, и искренние переживания героя говорят нам о чистоте его помыслов. После смерти родного человека, матери, Николенька ощущает вселенское горе, и весь его счастливый мир рушится от несправедливости и непонимания происходящего.
Николенька обладает чертами характера, которые имел сам Толстой, когда был ребёнком, да и другие персонажи тоже похожи на реальных друзей или родственников писателя. Но всё же целью Толстого было не рассказать о том, как прошло его детство, а раскрыть смысл этого этапа в развитии человека. Он хотел показать, каков он – мир детства, чем живёт ребёнок, о чем мечтает, что чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.
Особенно важен писателю момент счастья детства, ведь для ребёнка это искренняя любовь, доверчивость, непосредственность, чистота и, конечно, мама. Но не всё так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни – смертью матери. Трепетное отношение к самому близкому человеку на земле естественно и безмерно. Он вдруг понял, что всё вокруг не так уж радостно, ведь раньше его оберегала от всех бед любовь матери. Ему открылась ещё одна истина – близкие люди могут лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому.
Толстой любил свое первое произведение. «Когда я писал «Детство», – говорил он в 1908 году, – то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».
Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны…».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».
?
План
Введение История создания повести.
Основная часть
Главной темой повести является тема детства.
Особенности повествования:
— повествование ведётся от первого лица;
— герой сам даёт оценку поступкам.
Тема детства раскрывается через отношение героя к окружающим:
— к Карлу Ивановичу;
— к Наталье Савишне. Авторская оценка событий.
Заключение
Тема детства раскрывается через характеристику главного героя.
Изучая собственное отношение к жизни, окружающий мир, Л.H. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и в скором времени написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году. Повесть JI.H. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».
Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени
Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Описывая родителей, Николенька отмечает самые характерные черты, которые запечатлелись в восприятии мальчика на долгие годы. Например, вспоминая матушку, герой представляет «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Характеризуя отца, мальчик отмечает его неуловимый характер человека прошлого века, врожденную гордость, статный рост. Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к Наталье Савишне, няне и ключнице. Любя и уважая отца, Николенька с пониманием и теплотой относится и к Карлу Ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. Оскорбив Наталью Савишну, мальчик чувствует угрызения совести: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, характер, отношение к жизни. Тема детства характеризуется автором и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик: происшествие со скатертью, которую испортил Николенька, домашний урок чистописания под руководством строгого Карла Ивановича.
Только в главе «Детство» — этой самой ранней поре человеческого взросления, становления — дается авторская оценка, писатель пишет о том, что детство — счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вер- нутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»
Итак, тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой.
План
Введение
Писателя интересует процесс формирования характера.
Основная часть
Толстой подробно описывает чувства ребенка.
Николенька — вдумчивый, впечатлительный мальчик.
Через всю свою жизнь Николенька пронёс чувство любви к матери и к Богу.
Заключение
Детство — самая счастливая пора в жизни человека.
Главной темой первого произведения JI.H. Толстого стала тема детства. Писателя интересует процесс становления человеческой личности, формирование характера. В качестве главного героя выбран Николенька Иртеньев, лицо во многом автобиографическое. Для писателя особенно важно показать личные переживания мальчика, его чувства, впечатления, как с течением времени изменяются его взгляды на жизнь.
Повествование в повести ведётся от Первого лица. Повесть Л.H. Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Ир- теньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, занятий с Карлом Ивановичем, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя- ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка.
С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Именно через впечатления Николеньки и его отношение к жизни раскрывается тема детства в произведении. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у самого Толстого со старшим братом Николаем. Именно он научил маленького Льва Николаевича необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В одной из глав автобиографической повести «Детство» ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Лучшие воспоминания о детстве в сознании главного героя ассоциируются с образом матушки. Мать формирует душевную, тёплую атмосферу в доме. К ней идут за советом и просят разрешить конфликт. Вот что Николенька запомнил о своей матушке на всю жизнь: «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала». Через всю свою жизнь Николенька пронёс слитое воедино чувство любви к матери и к Богу.
Автор называет детство самой счастливой порой в жизни человека.