Сочинение на тему девушка пела в церковном хоре

8 вариантов

  1. Творчество А. Блока с необычайной полнотой вобрало в себя традиции отечественной поэзии, начиная с В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета, А. Григорьева, Ф. Тютчева, Я. Полонского, и кончая В. Соловьевым. Блок усво-
    ил все лучшие достижения русского искусства, приняв от них эстафету гуманизма и высочайшей духовности.
    Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» является одним из наиболее ярких примеров философской лирики Блока.
    Стихотворение было написано в 1905 году и тематически является откликом на события русско-японской войны («в тихой заводи все корабли»). Однако это лишь повод, внешний импульс к размышлениям о предметах более общего характера.
    Блок этого периода — это Блок «Незнакомки». Светлый недостижимый идеал, каким в его более ранних стихах был образ Прекрасной Дамы, сделался более реальным. Точнее будет сказать, что в ранних стихах реальность вообще Блока мало интересовала. Он воспевал мир своей мечты. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального — низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала.
    Одним из стихотворений такого плана и является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре».
    С первых строк перед нами возникает «церковный хор» и — шире — тема христианского милосердия и сострадания.
    Девушка пела в церковном хоре
    О всех усталых в чужом краю,
    О всех кораблях, ушедших в море,
    О всех, забывших радость свою.
    Перед нами предстает в «очищенном» от богословской шелухи виде один из основных постулатов христианства: вера в лучший, более справедливый и милосердный мир, в гармонию и счастье.
    Так пел ее голос, летящий в купол,
    И луч сиял на белом плече,
    И каждый из мрака смотрел и слушал,
    Как белое платье пело в луче.
    И всем казалось, что радость будет,
    Что в тихой заводи все корабли,
    Что на чужбине усталые люди
    Светлую жизнь себе обрели.
    Поэт не только рисует некую картину, он сопереживает ей, любуется ею. Он словно сам слушает литургию. Кроме того, в образе «девушки из церковного хора» нетрудно увидеть черты все той же Прекрасной Дамы, «Жены, одетой в солнце». Наслаиваясь на христианские мотивы, образ наводит нас на мысль о Богородице. И здесь это в первую очередь сострадающий, утешающий образ.
    Однако последним четверостишием Блок резко усиливает тему двоемирия, едва намеченную в стихотворении ранее.
    И голос был сладок, и луч был тонок,
    И только высоко, у царских врат,
    Причастный тайнам, — плакал ребенок
    О том, что никто не придет назад.
    Царские врата — это место в алтаре, которое связано с Рождеством и младенцем-Иисусом. Таким образом, ребенок в стихотворении Блока — это Спаситель. Однако он не назван прямо, в нем подчеркнуты именно человеческие черты, причастность нашему миру. Кроме того, Спаситель здесь — ребенок, то есть крестные муки ему еще предстоят, искупление грехов человеческих — впереди. Казалось бы, сам образ Спасителя должен давать надежду на будущее возрождение, однако у Блока это не так. Младенец-Иисус оплакивает людей, оплакивает мир, который, несмотря на предстоящие ему крестные муки, он не в состоянии спасти. Тема рока, неизбежного конца мира и всей цивилизации занимает в стихотворении центральное место. Следует отметить, что символисты, и в том числе Блок, восприняли идею Ф. Ницше о постепенном вырождении европейской цивилизации и ее неизбежном крушении под ударами диких орд, в которых, в отличие от западного сообщества, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметут растленную цивилизацию, и история начнется сначала — до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев с его идеей «пан- монголизма»),
    В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» эсхатологические предчувствия (т. е. предчувствия конца мира) подчиняют себе все поэтическое пространство, наполняя его скорбью и безграничным состраданием к обреченным.
    Эсхатологические настроения воплотились в творчестве Блока с наибольшей силой по сравнению со всеми его современниками-поэтами. В полный голос они зазвучат в годы революционного террора (поэмы «Двенадцать» и «Скифы»), в период разгула всеразрушающей стихии, которую Блок воспринял как крах всей западной цивилизации, но в то же время и благословил ее именем Христа, искренне считая, что крушение старого мира явится началом новой жизни, нового витка развития человечества.
    Стихотворение насыщено метафорами и эпитетами, используется прием метонимии («белое платье пело в луче»). Использует Блок и символы — в основном относящиеся к христианской религии («церковный хор», «купол», «светлая жизнь», «царские врата», «ребенок»).
    Творчество Блока оказало огромное влияние на творчество поэтов XX века, став одним из самых заметных явлений в русской лирике эпохи войн и революций.

  2. Девушка пела в церковном хоре
    О всех усталых в чужом краю,
    О всех кораблях, ушедших в море,
    О всех, забывших радость свою.
    Так пел ее голос, летящий в купол,
    И луч сиял на белом плече,
    И каждый из мрака смотрел и слушал,
    Как белое платье пело в луче.
    И всем казалось, что радость будет,
    Что в тихой заводи все корабли,
    Что на чужбине усталые люди
    Светлую жизнь себе обрели.
    И голос был сладок, и луч был тонок,
    И только высоко, у Царских Врат,
    Причастный Тайнам,- плакал ребенок
    О том, что никто не придет назад.

    Филологический анализ стихотворения

    Александр Блок – крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью.
    Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 – 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен.
    Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» – молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения – показать обреченность этой молитвы.
    Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста.
    Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия – молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность.
    Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех», «луч», «радость», «корабли», «голос», «что», «и»), синонимические повторы («смотрел и слушал», «тихой» – «светлой», «сладок» – «тонок»), корневые повторы («кораблях» – «корабли», «чужой» – «чужбине», «усталых» – «усталые», «на белом» – «белое»).
    Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста.
    У стихотворения особый размер – четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность.
    В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре – краЮ, мОре – своЮ, кУпол – плечЕ, слУшал – лучЕ, бУдет – кораблИ, лЮди – обрелИ, тОнок – ВрАт, ребЁнок – назАд). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста.
    Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:
    И всем казалось, что радость будет,
    Что в тихой гавани все корабли,
    Что на чужбине усталые люди
    Светлую жизнь себе обрели.
    В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех», «и», «что»), придающую тексту взволнованность и эмоциональность.
    Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: «и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко…». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной.
    Во втором четверостишие наблюдается инверсия «пел ее голос, летящий в купол», тем самым интонационно выделяющий слово «голос» для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм.
    Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось») что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал») появляется глагол совершенного вида «не придёт» в будущем времени. Он указывает на завершенность действия – молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт» обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад» приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия.
    Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное – девушка поет молитву в храме (1 – 3 строфы), с другой стороны – божественное (последняя строфа).
    Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей.
    Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р, л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пела, хоре, усталых, краю, кораблях, море, р адость, пел, голос, летящий, в купол, луч сиял, на белом, из мрака смотрел и слушал, белое платье пело в луче, казалось, корабли, усталые люди, светлую, обрели, сладок, только). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (девушка, чужом, ушедших, забывших, летящий, слушал, луч, чужбине, жизнь, Причастный, что, каждый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные (голос, сладок, луч, тонок, у Царских Врат, Причастный Тайнам, плакал ребёнок), что придает ощущение надрывности.
    Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения.
    Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре». С помощью перифраз «у Царских Врат» и «Причастный Тайнам» Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата – это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам – причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней.
    Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю», «голос, летящий в купол», «на белом плече», «в тихой заводи», «усталые люди», «светлую жизнь», «луч… тонок», «голос… сладок». Особенным является эпитет «голос был сладок», показывающий желанность и искренность молитвы.
    Метафоры «пел ее голос» и «платье пело» подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу.
    Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи.
    Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол» становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол», т.е. обращенная к Богу.
    Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет – многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу.
    Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок».
    Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок – это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат», потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад».
    Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой – ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

  3. Стихотворение А. Блока “Девушка пела в церковном хоре” было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.
    Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва – надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.
    Вторая же часть: “И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад”, – раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, “что никто не придет назад”.
    Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) – чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на “л” и “р”, на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.
    В стихотворении “девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

  4. Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.
    Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
    Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
    В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда – абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.
    Добавил: dasha296

  5. Такие стихи трудно соотносить с каким-то реальным событием. Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с Цусимским сражением в русско-японскую войну, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры. Нам сейчас это не кажется столь важным, значение имеет свет, оставивший «луч» «на белом плече», который рождает у нас надежду на воскресенье и вечную жизнь.
    Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играли роль еще в пьесе Блока «Король площади». В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага. Но философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становиться реальной, и оказывается, что мы «из мрака» только грезим о песнях «светлой жизни».
    Композиционно стихотворение выстроено по принципу антитезы, излюбленному приему Блока. Борьба светлого и темного, мрачного и жизнеутверждающего бросает отсвет на все образы. Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, – это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».
    Может быть, поэтому «у царских врат, / Причастный тайнам, – плакал ребенок…» Сразу несколько акцентов призваны вызвать у читателя сомнения в лучшем исходе для тех, кто оказался отлученным от родины. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, «что никто не придет назад». Мрак жизни оказывается подвластным светлому лучу лишь в церкви, песня надежды почти неземной героини оказывается противопоставлена плачу. И лексический ряд стихотворения отражает антитетичность авторского восприятия мира.
    При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. Поэтом постигается загадка нашей жизни, в которой все противоречиво. Красота бытия состоит в ярком чувствовании моментов прекрасного, мудрость – в умении увидеть этот тонкий луч радости. Парадокс и заключается в том, что именно на фоне мрака сияние света становится заметнее. Хочется верить, что ребенок плачет о мраке дня сегодняшнего, а девушка поет о будущем, ее голос, «летящий в купол», направлен ввысь, обращен к царским вратам с мольбой за человечество.
    Поэт верит, что этот голос не может не долететь до Всевышнего, не может остаться неуслышанным. Молитва лирической героини – это и его молитва за родную Отчизну, за всех русских людей. В таком служении Блок видел назначение поэта. Им пронизано все его творчество, полное горячей искренности и трепета.

  6. Романтическое искусство, и символизм как одно из направлении неоромантизма, отмечено особой устремленностью к высоким духовно – нравственным, социальным и эстетическим идеалам. Действительность во всей ее противоречивости всегда воспринималась романтиками в свете этих идеалов. В стихотворении Блока «Девушка пела в церковном хоре…» отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что «радость будет». И хотя поэтическое мировоззрение Блока со временем менялось, он сам заявлял об уходе от принципов романтизма, но каждое свое выступление поэт неизменно заканчивал этим удивительным стихотворением, как чистым вздохом.
    Такие стихи трудно соотносить с каким-то реальным событием. Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с Цусимским сражением в русско-японскую войну, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры. Нам сейчас это не кажется столь важным, значение имеет свет, оставивший «луч» «на белом плече», который рождает у нас надежду на воскресенье и вечную жизнь.
    Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играли роль еще в пьесе Блока «Король площади». В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага.
    Композиционно стихотворение выстроено по принципу антитезы, излюбленному приему Блока. Борьба светлого и темного, мрачного и жизнеутверждающего бросает отсвет на все образы. Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, – это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».
    Может быть, поэтому «у царских врат, / Причастный тайнам, – плакал ребенок…» Сразу несколько акцентов призваны вызвать у читателя сомнения в лучшем исходе для тех, кто оказался отлученным от родины. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, «что никто не придет назад». Мрак жизни оказывается подвластным светлому лучу лишь в церкви, песня надежды почти неземной героини оказывается противопоставлена плачу. И лексический ряд стихотворения отражает антитетичность авторского восприятия мира.
    При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. Поэтом постигается загадка нашей жизни, в которой все противоречиво. Красота бытия состоит в ярком чувствовании моментов прекрасного, мудрость – в умении увидеть этот тонкий луч радости. Парадокс и заключается в том, что именно на фоне мрака сияние света становится заметнее. Хочется верить, что ребенок плачет о мраке дня сегодняшнего, а девушка поет о будущем, ее голос, «летящий в купол», направлен ввысь, обращен к царским вратам с мольбой за человечество.
    Молитва лирической героини – это и его молитва за родную Отчизну, за всех русских людей. В таком служении Блок видел назначение поэта. Им пронизано все его творчество, полное горячей искренности и трепета.

  7. Ее песня – это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.
    Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года – это только начало страшных событий революции.

    Литературные приемы и тропы

    Один из пунктов анализа стиха “Девушка пела в церковном хоре” – это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.
    Анализ текста “Девушка пела в церковном хоре” позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.

  8. В августе 1905 года Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:
    Девушка пела в церковном хоре
    О всех усталых в чужом краю,
    О всех кораблях, ушедших в море,
    О всех, забывших радость свою.
    Так пел ее голос, летящий в купол,
    И луч сиял на белом плече,
    И каждый из мрака смотрел и слушал,
    Как белое платье пело в луче.
    И всем казалось, что радость будет,
    Что в тихой заводи все корабли,
    Что на чужбине усталые люди
    Светлую жизнь себе обрели.
    И голос был сладок, и луч был тонок,
    И только высоко, у Царских врат,
    Причастный Тайнам, — плакал ребенок
    О том, что никто не придет назад.
    Речь в этом стихотворении идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении 1905 года. Первая строфа отсылает нас к ектенье — молитве о плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — по-видимому, изображение Спасителя.
    Цусимское сражение для Блока — злободневная тема, факт современной ему реальности, неслучайно он пишет об этих событиях, используя дольник — стихотворный размер, ставший популярным уже в XX веке (в XIX веке мало кто решался им пользоваться).
    В дольнике нарушается правильное чередование ударных и безударных слогов, и звук создает особый, индивидуальный ритм. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Эти ключевые слова — слова-символы, в данном стихотворении — «пел» или «пела», «белый». Расстояние между ключевыми словами заполняется звуком, музыкой. «Белое платье пело в луче», — Блоку важно на протяжении всего стихотворения сохранить сочетание губного [б] или [п] и звука [л]: «пело», «белое», «платье». Этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.
    «Радость будет» — это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 15, стих 11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…» А сам Спаситель, младенец, знает, что никто не придет назад. Ушедшие и не вернувшиеся корабли — очень устойчивый мотив в поэзии Блока 1905–1907 годов, он есть в стихотворении «Взморье», есть в «Старость мертвая бродит вокруг», есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря. Горячий ветер разносит смерть».
    Таким образом мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт — гибель эскадры в Цусимском сражении — осмыслен в поэзии Блока, которую не зря называют поэзией символистской. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель — все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *