Сочинение на тему диалог поэта и музы

13 вариантов

  1. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.
    В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:
    Но не льщусь, чтоб в памяти народной
    Уцелело что-нибудь из них…
    Нет в тебе поэзии свободной,
    Мой суровый, неуклюжий стих!
    Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.
    Та любовь, что добрых прославляет,
    Что клеймит злодея и глупца
    И венком терновым наделяет
    Беззащитного певца.
    О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова – это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.
    На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт – это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.
    На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:
    Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других.
    Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».
    В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:
    Кто живет без печали и гнева,
    Тот не любит отчизны своей…
    Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.
    В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему:
    Нет, ты не Пушкин. Но покуда
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать…
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной…
    В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.
    Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!..»
    Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.
    Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

  2. Образ Музы, её волшебной флейты, которая дарит вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет свою «помощницу и мучительницу» по-своему. У Некрасова не так уж много стихов, посвященных Музе, но они довольно подробны, велики по размеру.
    Например, стихотворение, которое так и называется – «Музе». Начинается оно с отрицания, первое слово – «нет». Николай Алексеевич противопоставляет всем другим Музам свою. Другие – они ласковые, сладкогласные, прелестные… Они слетают с небес и напевают младенцам-поэтам сказочные колыбельные… А после оставляют им свою свирель. И вот подросший поэт своими стихами услаждает слух людей. Или бывает, что поэт рождается вместе со своей первой любовью, то есть это чувство дарует ему вдохновение, чтобы воспеть возлюбленную. У Некрасова всё не так!
    Над Некрасовым узы другого «мифического» существа: печального, неласкового, скорбного, больного, униженного… И называет поэт его «Музой» для простоты. Эта Муза пришла к нему от бедняков, она вместе с ними мечтает лишь о золоте, как голодный – о еде. С детства она, сгорбленная от трудов, пела Николаю о тяготах жизни простых людей. И они вместе плакали… Бывало, что Муза его и пела залихватски, но это от отчаянья, так в кабаке пьяница орёт.
    Сквозь свои юношеские мечты Некрасов слышал проклятья своей Музы, которая грозилась начать бой с врагами, призывала богов отомстить обидчикам народа. Но покричав, она успокаивалась и желала простить обиды врагам… То есть её образ ещё и противоречив.
    В финале Некрасов называет её непонятной девой, которая его тревожит. Но, повзрослев, он вступил в бой на её стороне – за народ.
    В другом стихотворении о Музе поэт кричит ей с первых строк, чтобы она замолчала. Он упрекает её, что они слишком долго проклинали людей, тревожили их сон. Автор говорит, что всему конец, всё ему опротивело – и её песни, и его собственные стоны. Его путь с ней был тёмен и ненастен. Да, он звал её раньше, но теперь отпускает, так как из-за её ненависти, так и не узнал любовь, которая так вдохновляет других поэтов.

  3. Диалог поэта и Музы
    Luce
    Красный шиповник и ветка рябины,
    Запах озона, калёный закат.
    Рыжее чудо, речная ундина.
    Щеки как маки. И глазки горят.
    Чарку бордосским вином наливает.
    Здесь не простят тех, кто словом солгал.
    Дева как алиссум благоухает,
    Тянет к губам красна зелья бокал.
    Красный шиповник, шальная шутовка
    Сети раскинула дерзко и ловко.
    Вот и попался крупный карась.
    Знает лиса, что игра удалась.
    Очи насмешливы, грех, озорство.
    Рыжих волос опьяняющий плен.
    Медная денежка за колдовство,
    Пусть же Эвтерпа поднимет с колен.
    Кто ты, откуда приехал, прохожий?
    Странствовал где и зачем объявился?
    Сколько прошло на тебя тут похожих,
    Только взглянула, а он уже скрылся.
    – Слушай, Эвтерпа, позволь мне немного,
    Выпросить мастеру краски у Бога.
    Чуть пообвыкнуть и вызволить дух,
    Песней дорог растревожить ваш слух.
    Но отозвалась забавница – белка:
    – Просьба твоя лишь пустая безделка.
    Где же ты шлялся ершистый каган?
    Врешь, и слова твои – ложь да обман.
    Где закомары, пилястры, апсиды?
    Где звонари, ратоборцы, жрецы?
    Слышу лишь звон, да пустые обиды,
    Зря растревожил мои бубенцы.
    Белая кожа. Медянка. Албаста.
    Запросто сгубит. Пожили и баста.
    Будешь, мон шер, знать ходы наперед,
    Душу возьмет, да назад не вернет.
    Но, златокудрая, с бархатной кожей,
    Можешь казнить, но послушай сначала
    Песню дорог, что на ветер похожа,
    Птицу судьбы, что в ночи прокричала.
    Не научился в затылок дышать.
    Дай угадаю, что жаждет душа.
    Дай мне найти тот единственный звук,
    Что оживит всю природу вокруг.
    Звук, что способен и мертвых поднять
    В страшную битву за право дышать.
    Право свободно дышать и решать,
    Что кому сеять и что кому жать.
    Звук, что окрепнет в застывшее слово,
    Звук, что покажет, что жатва готова.
    Звук, превратившийся в песню и гимн,
    В небо и море, и солнечный нимб.
    Там, где все люди – и дети, и братья,
    Где небеса заключают в объятья.
    Честность, достоинство, право и вера –
    Вот что является истинной мерой.
    Труд мой непрост, путь – дорога опасна.
    Благослови, царь-девица прекрасная.
    Долго молчала, задумавшись крепко,
    Душу держала надежно и цепко.
    Разом вздохнула: «Ну что ж, друг, прости,
    Видно нам, странничек, не по пути.
    Снова уйдешь в города и долины
    Петь ратоборцам псалмы и былины.
    Мне же утехи милы и раскраски,
    Детям забава – волшебные сказки.
    Но я намерена благословить,
    В рыцари, странник, тебя посвятить.
    Пусть же сопутствует в длинном пути
    Вера, Надежда, и мать их София.
    Повелеваю Любовь обрести.
    Честь сбереги, отчий дом , да Россию”.
    Вырежу из хризолита бокал,
    Крови три капли накапав с ладони.
    Долго я Даму для песен искал.
    Бог же с тобой, но о страннике помни.
    Слава тебе. Мне ж достанется утром
    Бледный рассвет, да пустая дорога.
    Да сквозь туман проступившие смутно
    Храма черты. И на сердце тревога.
    15.10.17
    Леди Лилит. Данте Габриэль Россети

  4. Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
    Но рано надо мной отяготели узы
    Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
    Печальной спутницы печальных бедняков,
    Рожденных для труда, страданья и оков…
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела…
    Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
    Не русский — взглянет без любви
    На эту бледную, в крови,
    Кнутом иссеченную Музу…
    Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” — это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел — он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист:
    …свой венец терновый приняла,
    Не дрогнув, обесславленная Муза
    И под кнутом без звука умерла.
    Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

  5. Тема поэта и поэзии — вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.
    В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:
    Но не льщусь, чтоб в памяти народной
    Уцелело что-нибудь из них…
    Нет в тебе поэзии свободной,
    Мой суровый, неуклюжий стих!
    Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.
    Та любовь, что добрых прославляет,
    Что клеймит злодея и глупца
    И венком терновым наделяет
    Беззащитного певца.
    О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова — это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.
    На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт — это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.
    На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:
    Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других.
    Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».
    В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт — не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:
    Кто живет без печали и гнева,
    Тот не любит отчизны своей…
    Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова — о долге поэта перед обществом и его гражданами.
    В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему:
    Нет, ты не Пушкин. Но покуда
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать…
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной…
    В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.
    Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!..»
    Муза Некрасова — это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.
    Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснована. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

  6. На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт — это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.
    На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:
    Жить для себя возможно только в мире,Но умереть возможно для других.
    Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».
    В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:
    Клянусь, я честно ненавидел!Клянусь, я искренно любил!
    В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт — не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:
    Кто живет без печали и гнева,Тот не любит отчизны своей…
    Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова — о долге поэта перед обществом и его гражданами.
    В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:
    Поэтом можешь ты не быть,Но гражданином быть обязан.
    Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему: Материал с сайта //iEssay.ru
    Нет, ты не Пушкин. Но покудаНе видно солнца ниоткуда,С твоим талантом стыдно спать…Не может сын глядеть спокойноНа горе матери родной…
    В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

  7. Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.
    Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям:
    И поэтом, баловнем свободы,
    Другом лени — не был никогда, —
    говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом:
    Праздник жизни — молодости годы —
    Я убил под тяжестью труда…
    Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
    Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:
    Кто у одра страдающего брата
    Не пролил слез, в ком состраданья нет,
    Кто продает себя толпе за злато,
    Тот не поэт!
    В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт…”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива:
    Дивясь великому уму,
    Его не гонят, не злословят,
    И современники ему
    При жизни памятник готовят…
    Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:
    Питая ненавистью грудь,
    Уста вооружив сатирой,
    Проходит он тернистый путь
    С своей карающею лирой.
    Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.
    В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:
    Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать… —
    призывает Гражданин — один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. И Гражданин провозглашает высокий идеал служения отечеству:
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
    Но рано надо мной отяготели узы
    Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
    Печальной спутницы печальных бедняков,
    Рожденных для труда, страданья и оков…
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела…
    Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
    Не русский — взглянет без любви
    На эту бледную, в крови,
    Кнутом иссеченную Музу…
    Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” — это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел — он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист:
    …свой венец терновый приняла,
    Не дрогнув, обесславленная Муза
    И под кнутом без звука умерла.
    Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

  8. Иди в огонь за честь Отчизны.
    Н. А. Некрасов
    Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.
    Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
    В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших “гражданский сан” самым высоким.
    Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама — одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:
    Вчерашний день часу в шестом.,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя,
    И Музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная”.
    Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.
    В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.
    “Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы”, — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
    “Поэт и гражданин” является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.
    “Какое время наступило”, — с воодушевлением говорит он.
    Гражданин считает, что долг каждого перед обществом — не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.
    “Громи пороки смело”, — призывает Гражданин Поэта.
    Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать “настоящее”, “вечное” искусство, далекое от жгучих вопросов современности.
    Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии “чистому искусству”. Спор между героями стихотворения — идейный спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин “как свои, на теле носит все язвы родины своей”. Поэт должен стыдиться
    … в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.
    Афоризмом стали некрасовские строки:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них “гражданина сан” столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.
    “Самым задушевным и любимым” назвал Некрасов “Элегию” — одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
    Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая — “страдания народа”
    И что поэзия забыть ее должна, —
    Не верьте, юноши, не стареет она,
    — утверждает он.
    Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:
    Пускай наносит вред врагу
    не каждый воин,
    Но каждый в бой иди!
    А бой решит судьба…
    И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
    Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

  9. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего творческого пути постоянно обращался к теме поэта и поэзии.
    Уже в 40е г. XIX в., касаясь этих мотивов, поэт сопоставляет свою Музу с простой женщиной из народа (стих. «Вчерашний день, часу в шестом…», 1848 г.). Этим самым Н. подчеркивал народность своего творчества и одновременно показывал трудности, с которыми он столкнулся в начале творческого пути, борясь с цензурой. Муза его, словно молодая крестьянка, бичом исполосована, кнутом иссечена, злобными словами охаяна. Через 4 года в стихотворении «Муза» (1852 г.) поэт развивает эти оценки своей Музы. Н. сравнивает свою покровительницу с крестьянкой, поющей «в убогой хижине, перед дымною лучиной, согбенною трудом, убитою кручиной». Но Муза поэта не только уподоблена сельской труженице, но и названа «печальной спутницей печальных бедняков». Дважды произнесенное здесь слово «печали» очень точно определяет одну грань характера некрасовской Музы. Другая же ее грань – расположенность к мщению. В 1855 г. Будет сформулировано определение: «Муза мести и печали».
    Н. создает и свое размышление о творце – «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.). Созданное в пору «мрачного семилетия», оно посвящено памяти только что умершего Н.В.Гоголя. И, вопреки цензурному террору, ведет борьбу за «гоголевское» направление в литературе. Прославляя поэта – «обличителя толпы», Н. во II части стихотворения наделяет творца чертами пророка, которого «преследуют хулы», но который твердо проходит свой «тернистый путь». И хотя слово «пророк» еще не названо, но миссия пророчества, этика самопожертвования и служения любви и правде здесь четко обозначены.
    Размышляя о художнике-творце, Н. создает прославленное стихотворение «Поэт и гражданин» (1856 г.), в котором образу Поэта он придал некоторые собственные черты (известные сомнения, колебания и покаяния). Обобщенностью отличается и фигура Гражданина, требующего от Поэта отклика на жизненные конфликты, активного служения народу, защиты обездоленных. Строчки «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан» восходят к декабристской поэзии. Откликаясь на споры о роли поэта в обществе, которые велись в журналистике 1870х годов, Н. создает стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874 г.). Н. не касается здесь темы страдания и мук. Для Н. жизнь, мысль, творчество великого немецкого поэта прекрасны прежде всего потому, что в них он видит проявление личности художника-судии, который руководствуется высшими принципами нравственности и красоты. В стихотворении звучит призыв к боевому общественному служению:
    Вооружись небесными громами!
    …Казни корысть, убийство, святотатство.
    Сорви венцы с предательских голов…
    Но, наверное, самым глубоким и выразительным стихотворением на тему поэта и поэзии становится в те же 70ые годы «Элегия» (1874 г.). Это искренняя душевная исповедь, итог, подводимый в конце пути. Здесь немало колебаний и сомнений. Но эти сомнения преодолеваются, хотя и ценою большого напряжения. Н. не случайно строки этого стихотворения считал «самыми душевными» и любимыми из написанных в последние годы жизни. В них переданы многие сокровенные его думы о современной действительности, положении народа и о себе. Осмысляя характер пореформенных лет, Н. приходит к неутешительному выводу, что старая тема «страданий народа» не утратила своей злободневности:
    О, если бы ее могли состарить годы!
    Процвел бы божий мир!
    Но доля народа, участь крестьян по-прежнему остаются тягостными и невыносимыми. Многими своими мотивами это стихотворение Н. связано с пушкинскими традициями.
    Размышления о народе и о лире, призванной оплакивать его бедствия и трагический рок, рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии. Она является самым важным и глубинным некрасовским самовыражением:
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил – сердцем я спокоен…
    В этом поэт видит роль и назначение поэзии вообще. Это назначение не только в том, чтобы «толпе напоминать, что бедствует народ», чтобы «к народу возбуждать вниманье сильных мира», но и в том, чтобы звать народ к окончательному освобождению от рабства и обретению им подлинного счастья («Народ освобожден, но счастлив ли народ?»). И обращаясь к юношам, поэт зовет их содействовать этому своими активными деяниями. Так Н. выразил свою важнейшую творческую программу.
    Подводя окончательно итоги своего пути в четверостишии «Музе» (1876 г.), возвращаясь к мотиву ранних стихов, Н. вновь утверждает родственность своей поэзии простому люду. Пришедшая к гробу Муза – «сестра народа – и моя!» – восклицает поэт.

  10. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.
    В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:
    Но не льщусь, чтоб в памяти народной
    Уцелело что-нибудь из них…
    Нет в тебе поэзии свободной,
    Мой суровый, неуклюжий стих!
    Поэт утверждает, ??o его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.
    Та любовь, что добрых прославляет,
    Что клеймит злодея и глупца
    И венком терновым наделяет
    Беззащитного певца.
    О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Ч?oбы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова – это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.
    На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт – это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.
    На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:
    Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других.
    Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».
    В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:
    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!
    В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:
    Кто живет без печали и гнева,
    Тот не любит отчизны своей…
    Новаторство Некрасова в том, ??o он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.
    В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, ??o вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему:
    Нет, ты не Пушкин. Но покуда
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать…
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной…
    В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, ??o Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.
    Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!..»
    Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.
    Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

  11. Русское общество сороковых годов XIX века — времени, в которое началась литературная деятельность Н. А. Некрасова, — активно искало пути развития России. Тогда уже достаточно четко определились такие течения и направления общественной мысли, как официальная идеология, славянофильство, западничество; в этот же период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом.
    Проблемой, избежать решения которой в тех условиях было просто невозможно, стало освобождение народа от крепостной зависимости. Борьба за интересы обездоленных, осознание грандиозности свершаемого вносили в жизнь человека, избравшего путь заступника русского пахаря, ощущение полноты бытия и счастья. Общественное движение тех лет достигло небывалого размаха. В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии.
    Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени.
    21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт…” — первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же тернистый путь Некрасов избрал давно, давно польза стала главной целью его поэзии, а любовь, ненависть — источником, питающим ее.
    Следующим громким заявлением творческого кредо стало стихотворение 1856 года “Поэт и гражданин”. Оно построено как диалог, и эта форма традиционна для русской литературы. Так были написаны “Поэт и толпа”, “Разговор книгопродавца с поэтом” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лермонтова. Но диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: “…иди и гибни безупречно”.
    По сути, в стихотворении две исповеди: каждый из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту встать рядом с Гражданином.
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ!
    Эти строки Некрасов пишет в 1867 году в стихотворении “Умру я скоро. Жалкое наследство…”. Поэт снова обращается к лозунгу, определяющему все его творчество.
    В 1874 году Некрасов создает стихотворение “Пророк”. Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества:
    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет — он будет на кресте,
    Его послал бог Гнева и Печали
    Царям земли напомнить о Христе.
    Бог Некрасова очень мало похож на богов его предшественников. Христос этого “Пророка” ближе к спасителю социалистов-утопистов, чем к тому, кого чтила православная церковь.
    В 1877 году Некрасов определяет цели жизни каждого человека, в том числе и поэта: “Сейте разумное, доброе, вечное…” (“Сеятелям”), еще раз обращается к теме жертвоприношения:
    Кто, служа великим целям века,
    Жизнь свою всецело отдает
    На борьбу за брата человека,
    Только тот себя переживет…
    (“Зине”)
    Итак, все творчество Некрасова утверждало мысль: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. В то же время автор этих строк не раз обращал внимание на то, что в его душе поэт и гражданин уживаются плохо. В стихотворении 1876 года “Зине” он признавался:
    Мне борьба мешала быть поэтом,
    Песни мне мешали быть бойцом.
    Некрасову было горько сознавать, что, стремясь быть бойцом, он добровольно отрекся от поэтической свободы. Сожаления о потерянном многократно повторяются в стихах поэта:
    Нет в тебе поэзии свободной,
    Мой суровый, неуклюжий стих!
    Нет в тебе творящего искусства…
    (“Праздник жизни — молодости годы…”, 1855)
    Как мало знал свободных вдохновений,
    О, родина! печальный твой поэт!
    (“Умру я скоро. Жалкое наследство…”, 1867)
    Занятому журналистской работой — общественной борьбой — Некрасову подчас тяжело давались его творенья:
    Стихи мои — плод жизни несчастливой,
    У отдыха похищенных часов,
    Сокрытых слез и думы боязливой…
    (“Безвестен я. Я вами не стяжал…”, 1855)
    Но даже Тургенев, не любивший Некрасова, был вынужден еще в 1856 году признать, что стихотворения поэта, “собранные в один фокус, жгутся”. Секрет этого сам автор раскрывал в стихотворении 1858 года:
    Стихи мои! Свидетели живые
    За мир пролитых слез!
    Ту же мысль мы встретим и в “Элегии” 1874 года: “…И песнь сама собой слагается в уме, недавних, тайных дум живое воплощенье…”
    В 1855 году Некрасов с гордостью говорил о своем творчестве:
    Но кипит в тебе живая кровь,
    Торжествует мстительное чувство,
    Догорая, теплится любовь…
    С годами к гордости стал примешиваться стыд. Далеко не всегда написанное создавалось в момент вдохновения: слишком много было публикаций, призванных поддержать вымаранный цензором “Современник”. До конца жизни Некрасов раскаивался в создании послания в честь Муравьева-вешателя…
    Эти мотивы ощущаются в стихотворении “Умру я скоро. Жалкое наследство…”:
    Не торговал я лирой, но, бывало,
    Когда грозил неумолимый рок,
    У лиры звук неверный исторгала
    Моя рука…
    Не только в преступлениях против таланта и совести обвинял себя поэт. Гораздо резче он становился тогда, когда речь заходила об отступлении от дела борьбы. Необходимость и гражданский долг могли оправдать оду Муравьеву, но ничто не извиняло малодушия. Строгий в самооценке, Некрасов не стеснялся говорить о своих ошибках. Его упреки самому себе напоминают диалог Гражданина и Поэта:
    Я за то глубоко презираю себя,
    Что живу, день за днем бесполезно губя…
    (1846)
    И проклял я то сердце, что смутилось
    Перед борьбой — и отступило вспять!..
    (“Возвращение”, 1864)
    Поэт считал, что он не способен на подвиг, хотя и писал в “Пророке” о невозможности “служить добру, не жертвуя собой”. Свою слабость Некрасов ненавидел, но ничего не мог изменить:
    Я не продам за деньги мненья,
    Без крайней нужды не солгу…
    Но — гибнуть жертвой убежденья
    Я не могу… Я не могу…
    (“Человек сороковых годов”, 1866—1867)
    Процитированные строки вновь возвращают нас к стихотворению “Поэт и гражданин” с его громким призывом: “Иди и гибни безупречно…” Гражданин из стихотворения уверен в своей правоте…
    А вот у Некрасова порой появлялись сомнения, на время пропадало осознание смысла жизни. Момент такого духовного кризиса нашел отражение в стихотворении 1867 года “Зачем меня на части рвете…”, которое заканчивается горьким признанием: “…Но умереть за что — не знаю”.
    Вообще, минуты хотя бы относительного душевного покоя редки для Некрасова. Поэта мучило то, что он оставлял родине “жалкое наследство”, что его стихи не находили Отклика в народе:
    Но не льщусь, чтоб в памяти народной
    Уцелело что-нибудь из них…
    (“Праздник жизни — молодости годы…” )
    Я настолько же чуждым народу
    Умираю, как жить начинал.
    (“Скоро стану добычею тленья…”, 1876)
    Особое место в творчестве Некрасова занимают стихи, посвященные его Музе. Этот образ, парадоксальный с традиционной точки зрения, впервые появляется в 1848 году в стихотворении “Вчерашний день часу в шестом…”. Родной сестрой Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. В 1855 году Некрасов уточнил характеристику, используя те же образы:
    …свой венец терновый приняла
    Не дрогнув обесславленная Муза
    И под кнутом без звука умерла.
    (“Безвестен я. Я вами не стяжал…”)
    Вдохновительница поэта — Муза несчастная, поверженная, “Муза мести и печали”, гордая, стойко принимающая удары судьбы, ненавидящая, мстящая и в то же время любящая, прощающая, падшая, “униженно просящая” — все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Муза наделена чертами женщины из народа, который говорит ее устами. Лишая жительницу Олимпа таинственности, Некрасов опускает ее на землю:
    Но рано надо мной отяготели узы
    Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
    Печальной спутницы печальных бедняков…
    (“Муза”, 1852)
    И она показывает поэту, как Вергилий Данте, “бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода”.
    Все вышеупомянутые черты были перечислены в стихотворениях “Муза” 1852 года и “Зачем насмешливо ревнуешь…” 1855 года. Эти два подробных описания вдохновительницы поэта в 50-х годах появились совсем не случайно. Некрасов как родоначальник социальной поэзии, для которой не было запретных и непоэтичных тем, стремился доказать, что его дело освящено. В его лирике постоянно звучит полемика с Пушкиным, Муза которого “веленью Божию… послушна”. Некрасов противопоставляет ей Музу-рабу, верно служившую народу в течение всей жизни поэта.
    В последние годы тяжелобольной Некрасов все чаще возвращался к своей Музе, словно она могла разделить с ним одиночество и тоску. “О Муза! Ты была мне другом, приди на мой последний зов!” — писал поэт во “Вступлении к песням 1876—1877 годов”. Поэт все сильнее верит, что в стихах — его бессмертие и спасение, а Муза идет с ним рука об руку к последней черте, оглядываясь, так же как и он, на прожитую жизнь и заново оценивая ее:
    Меж мной и честными сердцами
    Порваться долго ты не дашь
    Живому, кровному союзу!
    (“О Муза! я у двери гроба!”, 1877)
    Хотя болезнь не победила таланта Некрасова, душевные и физические страдания вошли в его стихи. Небывалый образ Музы-смерти появляется в стихотворении 1877 года “Баюшки-баю”:
    Где ты, о Муза! Пой, как прежде!
    “Нет больше песен, мрак в очах;
    Сказать: — Умрем! Конец надежде! —
    Я прибрела на костылях!”
    Муза поэта состарилась и умирала вместе с ним, но, как и раньше, она была “сестрой народа”:
    О Муза! Наша песня спета.
    Приди, закрой глаза поэта
    На вечный зов небытия,
    Сестра народа — и моя!
    (“Музе”, 1876)
    Подводя итоги творчества Некрасова, нельзя не вспомнить стихотворение “Элегия” 1874 года. Оно написано за четыре года до смерти поэта, но обобщает основные мотивы, встречавшиеся в лирике его автора. Здесь и размышления о назначении поэзии, и оценка достигнутых результатов, и мысли о судьбах народа. В стихотворении звучат отголоски пушкинской лирики. “Элегия” перекликается с произведениями “Деревня”,
    “Памятник”, “Вновь я посетил…”, “Эхо”. Полемика Некрасова-гражданина с “чистым искусством” продолжается. Вновь мы видим и Музу создателя “Элегии”, оплакивающую народные бедствия. В этом стихотворении поэт произнес слова, ключевые для понимания его творчества: “Я лиру посвятил народу своему”.

  12. Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.
    Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям:
    И поэтом, баловнем свободы,
    Другом лени — не был никогда, —
    говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом:
    Праздник жизни — молодости годы —
    Я убил под тяжестью труда…
    Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
    Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:
    Кто у одра страдающего брата
    Не пролил слез, в ком состраданья нет,
    Кто продает себя толпе за злато,
    Тот не поэт!
    В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт…”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива:
    Дивясь великому уму,
    Его не гонят, не злословят,
    И современники ему
    При жизни памятник готовят…
    Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:
    Питая ненавистью грудь,
    Уста вооружив сатирой,
    Проходит он тернистый путь
    С своей карающею лирой.
    Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.
    В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:
    Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать… —
    призывает Гражданин — один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. И Гражданин провозглашает высокий идеал служения отечеству:
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь…
    У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
    Но рано надо мной отяготели узы
    Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
    Печальной спутницы печальных бедняков,
    Рожденных для труда, страданья и оков…
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела…
    Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
    Не русский — взглянет без любви
    На эту бледную, в крови,
    Кнутом иссеченную Музу…
    Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” — это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел — он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист:
    …свой венец терновый приняла,
    Не дрогнув, обесславленная Муза
    И под кнутом без звука умерла.
    Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

  13. Иди в огонь за честь Отчизны.
    Н.А. Некрасов
    Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.
    Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
    В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших “гражданский сан” самым высоким.
    Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама — одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя,
    И Музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная”.
    Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.
    В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.
    “Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы”, — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
    “Поэт и гражданин” является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии… Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.
    “Какое время наступило”, — с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.
    “Громи пороки смело”, — призывает Гражданин Поэта.
    Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать “настоящее”, “вечное” искусство, далекое от жгучих вопросов современности.
    Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии “чистому искусству”. Спор между героями стихотворения — идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин “как свои, на теле носит все язвы родины своей”. Поэт должен стыдиться
    … в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.
    Афоризмом стали некрасовские строки:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них “гражданина сан” столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.
    “Самым задушевным и любимым” назвал Некрасов “Элегию” — одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
    Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая “страдания народа”
    И что поэзия забыть ее должна,
    Не верьте, юноши!
    Не стареет она,
    утверждает он.
    Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..
    И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
    Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *