Сочинение на тему для чего нам нужно искусство

10 вариантов

  1. Вам нужно просто поразмышлять зачем нужно искусство.
    Прочитайте и напишите своё.
    Зачем человеку искусство? – над таким вопросом размышляет Е. В. Амфилохиева в своём тексте.
    Во все времена люди нуждались в самовыражении. В этом им помогало искусство – оно давало «возможность образно, понятно, живо выразить идеи, помыслы, стремления». Творчество помогало одарённым людям раскрыться и проявить свои таланты, в результате чего рождались на свет прекрасные произведения искусства, начиная от красивой росписи глиняного горшка и кончая шедеврами мирового масштаба.
    Задача искусства, по мнению Амфилохиевой, состоит в том, чтобы удовлетворять духовные потребности людей. Оно может, как считает автор, «доставить человеку радость…, заставить сочувствовать, сопереживать и даже пробудить в нём художника».
    Я согласна с позицией автора, поскольку я думаю, что роль искусства и творческого мышления очень важна для формирования сознания каждого человека.
    О том, какое влияние на людей оказывает подлинное искусство, повествует А. И. Куприн в своём произведении «Гамбринус». Главный герой рассказа, еврей Сашка, по вечерам играл на скрипке в пивной «Гамбринус», куда собирался портовый люд, весьма загрубелый и опасный, привыкший к постоянному риску и тяжёлой жизни в трущобах. Пивная находилась в самом центре города, но они все равно шли туда, чтобы послушать, как играет Сашка. В свою игру он вкладывал всю душу, и потому так красиво звучала его музыка, что она могла задеть за живое даже самого огрубевшего от непосильного труда человека. И даже когда в городе начался погром, во время которого происходили массовые убийства евреев, никто не тронул Сашку – так велико было уважение к его таланту.
    Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провёл перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.
    Каждому человеку от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, творить что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается роль искусства – в воспитании в людях чувства истинной красоты и в создании возможности самовыражения для каждого человека.
    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00127961354534823661
    Ещё можно посмотреть здесь :
    http://www.pemptousia.ru/2012/01/как-научиться-рассматривать-картины/

  2. Питер Брейгель (Старший). Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567
    Зачем нужно искусство? Одни скажут — для отдыха, другие — для удовольствия, третьи — для самовыражения художника. Безусловно, отчасти это верно, но только отчасти. Искусство — это прежде всего документ эпохи, в нем отражаются мысли, чаяния, вера, надежда поколения, которое передает свое послание следующим поколениям. В то же время искусство — это особый способ выразить идею, словесно, визуально, музыкально, чтобы она была услышана, воспринята и не утрачена во времени. И этот запечатленный образ, написанный текст человек другой эпохи способен понять и расшифровать. Можно сказать, что искусство служит проводником для передачи идеи новому поколению. Ярким примером тому служит Евангелие, которое не только запись Слова Божия, но и великое произведение словесного искусства, вдохновлявшее в течение веков многих художников, поэтов, композиторов. Можно сказать, что евангельский текст создан людьми в синергии с Богом, он богодухновенный. Но в определенной степени искусство становится искусством, когда в нем присутствует вдохновение свыше, человеку ведь дан этот дар от Бога — возможность творить. Вопрос только в том, какая идея, мысль руководит художником. Что он хочет сказать своим современникам и будущим поколениям? Оставит он свидетельство веры и любви или ненависти и разрушения?
    С появлением человека на земле появляется и искусство. Мы находим изображения на стенах пещер, каменные изваяния и глиняные фигурки, расписную керамику и изделия из кости, относящиеся к доисторическому периоду, когда не было письменности. Все это говорит о том, что древние люди стремились создавать не только утилитарные вещи, полезные и необходимые для выживания, но и то, что несет радость, украшает жизнь, научает чему-то, приподнимает человека над обыденностью существования.
    Способность к творчеству — это то, что отличает человека от животных. На первый взгляд в природе мы находим нечто подобное: птицы вьют гнезда, бобры строят хатки, социальное устройство пчел и муравьев поражает своей организованностью. Но в течение тысячелетий жилища бобров и птичьи гнезда не изменяются в своем устройстве, они не превращаются в архитектуру с изменяющимися стилями, которая поражает красотой, а не только пригодна для жилья. Технология изготовления пчелами меда и устройство муравейников тоже не меняются и не совершенствуются. Вложенный Богом инстинкт не развивается, а работает всегда и везде одинаково, тогда как человек способен к развитию своих талантов, он постоянно ищет чего-то нового и пытается создать то, чего еще не было до него. Это свойство роднит его с Богом, который создает мир из ничего и творит все новое.
    Именно Бог Творец вложил в человека способность к творчеству, мы созданы по Его образу и подобию. Бог — величайший Художник, по-гречески «творец» — «поэтес», «поэт». Бог творит мир по законам красоты и гармонии, пишет его как прекрасную поэму, создает как великолепную архитектуру, как грандиозную музыкальную симфонию. И этим прекрасным миром Бог любовался как произведением искусства: «И увидел Бог, что хорошо весьма!» И человека Бог создал для того, чтобы было с кем радоваться красоте творения, чтобы был кто-то, кто может оценить эту красоту, кто может ее хранить и возделывать, продолжать и развивать, постигать и воспевать!
    Искусство, без сомнения, родилось в раю, хотя мы не знаем, каким оно было. Но ясно, что человек не мог не восхищаться премудростью Божьей. Можно представить, что Адам, как впоследствии Давид, восклицал: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих!» (Пс 103:24). И если творение воспевает Творца, то венец творения, человек, созданный, чтобы воспевать Его, должен был стать регентом этого хора, дирижером великой звучащей вселенной.
    Но случилось так, что Адам не исполнил возложенную на него миссию, утратил рай, лишился возможности созерцать Бога лицом к лицу, при этом он не перестал ощущать гармонию мира и слышать музыку сфер, не утратил способности к творчеству. Но его искусство стало во многом ностальгией по утраченному раю. Отдаляясь от Бога и порабощаясь твари, человек стал ощущать потребность в творчестве как самовыражении, оно стало криком его души, плачем, молитвой. Он открыл познавательные возможности творчества и стал развивать коммуникативные функции искусства. Но нередко свои божественные способности он обращал на благо себе, отдаляясь от Бога. Конечно, время от времени в искусстве прорывалась тоска по Богу, желание увидеть Бога, приблизиться к Нему. И это рождало великие произведения искусства. Однако, утратив знание Бога, человек изощрял свою фантазию, выдумывал Бога или богов, пытался прорваться в закрытый для него рай при помощи искусства, наделяя его магической силой, граничащей порой с инфернальными сферами. Как и всё в мире после грехопадения, искусство обрело двойственность: оно могло и приводить к Богу, и уводить от Него.
    Но Бог, зная об этом, стал воспитывать Свой народ, ограждая его от опасностей. Вторая заповедь Декалога, запрещающая изображать Бога в любом образе, потому что Бог превыше всего тварного, мыслимого и изобразимого, поставила своего рода ограждение для человеческого творчества. В этом проявилась забота Бога о человеке, чтобы он не впадал в идолопоклонство. Эта заповедь не отрицает искусства, Бог не отнимает у человека творчества и способности создавать прекрасное, но учит видеть в красоте истину. Библия говорит, что Бог Сам давал указания, как создать скинию и Храм, как их украсить, какие выткать узоры и какими драгоценными камнями выложить одежды первосвященников. И древние евреи научались через искусство служить Богу. Богослужение, музыкальные инструменты, многочисленные хоры — все это, несомненно, относится к области искусства, и все это успешно развивается в среде богоизбранного народа. Но самым удивительным явлением в еврейской культуре был Давид Псалмопевец, пример высокого искусства, совершенного творчества, которое прекрасно по форме и глубоко по содержанию и на протяжении тысячелетий вдохновляет поэтов. Псалмы свидетельствуют о глубокой вере евреев, и это передается из поколения в поколение вплоть до нашего времени. В Библии есть пример чистой поэзии — это Песнь песней, лирическая поэма о любви юноши и девушки. Это потом толкователи и мудрецы будут читать ее аллегорически, как рассказ о взаимоотношении души и Бога, Христа и Церкви, но изначально все-таки это поэма о простой человеческой любви, написанная удивительным слогом, с яркими метафорами и острым сюжетом.
    В Библии много разных жанров, которые отражают разнообразные формы литературного искусства: исторические хроники и притчи, риторика и эпос, драма и трагедия, пословицы и поговорки, плачи и даже элементы юмора и т. д. Такое жанровое разно­образие Книги книг говорит о том, что еврейский народ был, несомненно, талантлив и что Бог давал его талантам проявляться и развиваться.
    Но зачем все это Богу и зачем человеку? Для чего вообще нужно искусство? Библия, понятно, это божественное послание человечеству, переданное через избранный Богом народ всему миру. Это послание формировалось веками, складывалось постепенно, накапливалось, передавалось сначала чрез устную традицию, чтобы из поколения в поколение сохранялась память о великих деяниях Бога. Потом это предание было записано, теперь оно читается и осмысливается. Но ведь в идеале все искусство таково — это послание одного поколения другим, будущим, это послание одного народа — другим, одного человека — другому человеку. Мы говорили о дописьменных эпохах, именно через искусство мы узнаем, чем жил, во что верил, как понимал мир древний человек. О жизни исчезнувших народов, например майя и ацтеков в Южной Америке, мы тоже узнаем из их искусства, исследуя раскопки городов, пирамидальных храмов, причудливые изображения на рельефах и т. д. Да и более близкие к нам эпохи передают нам свое послание через картины, скульптуры, словесное и музыкальное творчество. Это и послание, и обмен дарами, воспитание души, а порой и откровение. Если бы не было музыки Баха, как бы мы поняли, на какую высоту может взойти молитва?! Если бы не было «Божественной комедии» Данте, мы бы не задумывались над тем, какими путями проходят человеческие души, неся с собой груз своих грехов, и как велико милосердие Божье, которое открывает путь искупления. Какие-то произведения нам понять легко, и мы воспринимаем вложенную в них идею сразу, какие-то хранят загадку, которую пытаются разгадать целые поколения, как, например, улыбка Джоконды, а иные вызывают ожесточенные споры, как «Черный квадрат» Малевича. Искусство дает нам возможность почувствовать, что мир прекрасен и сложен, разнообразен и многолик, что в нем есть разные сферы, разные грани, разные языки.
    Господь каждому человеку дает свой талант, а кому и несколько, и, реализуя эти дары, человек приумножает богатство Божьего мира. Если он закопает свой дар, даже из благочестивых намерений, мир Божий обеднеет, человечество много потеряет. Если употребит дар не на добро, а на зло, станет противником Божьим и разрушителем мира. Но Бог поругаем не бывает, слава Герострата оборачивается вечным позором и проклятием в веках. Это тоже способ передачи предупреждения другим поколениям.
    Искусство — это школа человечества, но обучение в этой школе происходит не столько через разум, сколько через чувства, через воспитание души. Даже спорное искусство заставляет нас задумываться о нас самих и о мире, в котором мы живем. Главное, научиться видеть и воспринимать, слышать сквозь голоса земные голос Творца, а сквозь образы, созданные людьми, уметь прозревать образ Божий. Иногда нужно большое искусство, которое сможет затронуть самые глубокие струны нашей души, чтобы мы поняли какую-то истину. Не случайно Господь прибегал к притчам, объясняя тайны Царства Небесного, и это были яркие красивые образы, преподнесенные с изяществом истинного поэта: «Царство небесное подобно неводу… подобно закваске… подобно горчичному зерну и т. д.»
    Так зачем нужно искусство? Один мудрый человек сказал так: «Искусство — это не спасение, но мудрый посох для тех, кто следует по пути спасения».
    Автор: Ирина Языкова
    Фото: wikiart.org; gettyimages.ru

  3. Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово “искусство” имеет множество определений, характеристик и особенностей, но каждый человек представляет его по – своему.
    По моему мнению, искусство – это образное отражение реальности, главной целью которого является приобщение человека к прекрасному, чувственному, интересному и красивому, порой даже к необъяснимому и противоречивому. Я думаю, что кино, живопись, архитектура и другие виды искусства должны вызывать различные эмоции, чувства и мысли в душе и разуме человека. Несомненно, одно и то же произведение искусства может вызывать совершенно противоположные чувства в душах людей.
    Искусство играет огромную роль в нашей жизни, пока оно заставляет нас задумываться над важными проблемами и вещами, происходящими вокруг нас, пока искусство волнует сознание человека и не оставляет нас равнодушными.
    Я люблю читать. Чтение расширяет мой кругозор, делает меня более эрудированной. Из книг я узнаю много новых интересных вещей о окружающем мире, об жизни человека, о его ценностях, чувствах. Классическая литература воспитывает характер, прививает нравственные черты. Чтение произведений классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский обогащают мой внутренний мир, дают понятие о таких ценностях как честь и достоинство. Так же из книг мы узнаем о дружбе, любви, предательстве, ненависти, сочувствии и других вещах. Но я считаю, что нужно читать не только классическую мировую литературу, но и книги современных авторов. Всё – таки в их произведениях все чувства, проблемы и ценности адаптированы под современное общество. Из книг наших современников мы можем найти конкретное решение проблемы в нашем обществе, в наш век.
    Если говорить о чувстве прекрасного, развитии вкуса, то мне нравится искусство фотографии. Через фотографию автор выражает свой внутренний мир на предметах окружающего мира, на природе. В работах фотографов мы видим их стиль, их вкус, взгляд на жизнь, и тем самым можем пересмотреть свои ценности, и иногда использовать их мировоззрения для самосовершенствования. Очень часто я просматриваю работы современных фотографов, фотографов разных стилей и направлений и могу сказать, что каждый из них видит мир по-своему. Фотография для них это способ самовыражения. Для меня она значит тоже самое.
    Кроме литературы и фотография, я также интересуюсь кино. Фильмы подобны книгам. Они выполняют ту же функцию. Для меня фильмы это не только способ хорошо провести время, но и повод задуматься над актуальностью проблемы, затронутой в нём.
    В заключение я хочу сказать, что искусство оказывает огромное влияние на мою жизнь. Без искусства моя жизнь была бы скучной, однообразной и бессмысленной. Искусство вносит в мою жизнь нотки прекрасного.

  4. Это то же самое, что спросить: зачем человеку нужно вообще творчество в жизни? Так сложилось по биологической природе, что человек обладает, в отличие от других существ, кстати, самосознанием, способностью к саморефлексии, имеет воображение. Поэтому человеку необходимо не просто обустроить себе комфорт в жизни, обеспечить пропитание, завести семью и удовлетворять свои первичные потребности, но и иметь высшую цель в жизни, духовную составляющую. Искусство с этой задачей полностью справляется. Поэтому оно служит вовсе не для того, чтобы преследовать практические цели. Ведь по сути человек видит смысл в своей жизни, когда имеет какую-то самореализацию, может создать что-то не просто полезное, но и красивое.
    Ну а если сказать немного в продолжение предыдущего ответа, то я считаю, что как раз-таки почти каждому нужно искусство. Просто не нужно под этим понимать музеи, театры и т.д.. Искусство разным бывает: поп-музыка – это тоже искусство, набивание тату – искусство. И даже в изощренном макияже девушки можно найти творческое начало, хоть ничего другое ее в жизни может не интересовать, кроме ее внешности. Поэтому отчасти каждый приобщается к искусству. Но вот какое оно, это уже другой вопрос.

  5. Во все времена люди нуждались в самовыражении. В этом им помогало искусство – оно давало «возможность образно, понятно, живо выразить идеи, помыслы, стремления». Творчество помогало одарённым людям раскрыться и проявить свои таланты, в результате чего рождались на свет прекрасные произведения искусства, начиная от красивой росписи глиняного горшка и кончая шедеврами мирового масштаба.
    Задача искусства, состоит в том, чтобы удовлетворять духовные потребности людей. Оно может, «доставить человеку радость…, заставить сочувствовать, сопереживать и даже пробудить в нём художника».
    Я думаю, что роль искусства и творческого мышления очень важна для формирования сознания каждого человека.
    О том, какое влияние на людей оказывает подлинное искусство, повествует А.И. Куприн в своём произведении «Гамбринус». Главный герой рассказа, еврей Сашка, по вечерам играл на скрипке в пивной «Гамбринус», куда собирался портовый люд, весьма загрубелый и опасный, привыкший к постоянному риску и тяжёлой жизни в трущобах. Пивная находилась в самом центре города, но они все равно шли туда, чтобы послушать, как играет Сашка. В свою игру он вкладывал всю душу, и потому так красиво звучала его музыка, что она могла задеть за живое даже самого огрубевшего от непосильного труда человека. И даже когда в городе начался погром, во время которого происходили массовые убийства евреев, никто не тронул Сашку – так велико было уважение к его таланту.
    Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провёл.

  6. Зачем человеку искусство? – над таким вопросом размышляет Е.В. Амфилохиева в своём тексте.
    Во все времена люди нуждались в самовыражении. В этом им помогало искусство – оно давало «возможность образно, понятно, живо выразить идеи, помыслы, стремления». Творчество помогало одарённым людям раскрыться и проявить свои таланты, в результате чего рождались на свет прекрасные произведения искусства, начиная от красивой росписи глиняного горшка и кончая шедеврами мирового масштаба.
    Задача искусства, по мнению Амфилохиевой, состоит в том, чтобы удовлетворять духовные потребности людей. Оно может, как считает автор, «доставить человеку радость…, заставить сочувствовать, сопереживать и даже пробудить в нём художника».
    Я согласна с позицией автора, поскольку я думаю, что роль искусства и творческого мышления очень важна для формирования сознания каждого человека.
    О том, какое влияние на людей оказывает подлинное искусство, повествует А.И. Куприн в своём произведении «Гамбринус». Главный герой рассказа, еврей Сашка, по вечерам играл на скрипке в пивной «Гамбринус», куда собирался портовый люд, весьма загрубелый и опасный, привыкший к постоянному риску и тяжёлой жизни в трущобах. Пивная находилась в самом центре города, но они все равно шли туда, чтобы послушать, как играет Сашка. В свою игру он вкладывал всю душу, и потому так красиво звучала его музыка, что она могла задеть за живое даже самого огрубевшего от непосильного труда человека. И даже когда в городе начался погром, во время которого происходили массовые убийства евреев, никто не тронул Сашку – так велико было уважение к его таланту.
    Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провёл перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.
    Каждому человеку от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, творить что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается роль искусства – в воспитании в людях чувства истинной красоты и в создании возможности самовыражения для каждого человека.
    Добавил: Elistratova

  7. Однажды – это может случиться в начале зимы или в конце осени – ты просыпаешься и чувствуешь, что будто бы случилось что-то необыкновенное. Даже просто глянув на окно, понимаешь, сегодня на улице светлее, чем обычно. А уже выглянув в окно, удивишься и обрадуешься: выпал первый зимний снег! Первый снег – значит начало зимы. Хотя снег еще может растаять, воздух потеплеть, все равно снег – это знак того, что зима пришла.
    Подробнее…

    “Памятник литературному герою” сочинение

    Памятники воздвигают не только ученым, писателям, воинам, но и героям любимых книг. Можно вспомнить памятник Тілю Уленшпігелю в Голландии, героям пьесы “За двумя зайцами” М. Старицкого в Киеве. Иногда такой памятник становится символом города, как стала андерсенівська Русалочка символом Копенгагена. И в отличие от памятников историческим событиям и разным деятелям, памятники литературным героям, как правило, веселые.
    Недавно такой смешной памятник появился в Харькове, на первой платформе Южного вокзала. Это – памятник отцу Федору, персонажу романа И. Ильфа и Есть. Петрова “Двенадцать стульев”.
    Подробнее…

    Красота русской души

    Когда мир переполнится равнодушием и нетерпимостью основной массы землян, только небольшая часть оставшихся людей, наделенных душой, сможет удержать хрупкое равновесие жизни на планете. Такие душевные качества, как милосердие, сострадание, любовь и доброта, помогают человеку оставаться человеком в любой жизненной ситуации.
    Мы часто слышим о Человеческой доброте, прямодушии и милосердии.
    Подробнее…

    Письмо лучшему другу

    Здравствуй, Дима! Поздравляю тебя с прошедшими праздниками: Новым годом и Рождеством!
    Мне не терпелось написать тебе раньше, но я решил подождать до окончания каникул, чтобы описать тебе все-все новости и интересные события.
    Очень жаль, что мы с тобой живем в разных городах и видимся только летом, отдыхая в гостях у наших бабушек. Но я очень часто вспоминаю и рассказываю своим друзьям, как весело мы с тобой проводим летние каникулы: плаваем в реке, катаемся на “тарзанке”, печем картошку на костре и многие-многие другие наши занятия. Все мои городские друзья просто в восторге от моих рассказов – не у каждого из них есть возможность так отдохнуть.
    Подробнее…

    Общественный транспорт Лондона – его разновидности

    Лондонское метро имеет множество разветвлений. Совокупная длина его веток составляет четыреста два километра. Поезда в нем ходят с 2-3 минутным интервалом. Также в столице Великобритании имеется обширная трамвайная сеть, считающаяся старейшей в мире. Протяженность лондонской трамвайной сети составляет двадцать восемь километров. Трамвайный транспорт Лондона функционирует с пяти утра до часу ночи с 10-15 минутными интервалами. Визитной карточкой британской столицы являются двухэтажные красные автобусы.
    Подробнее…

    Почему я стал врачом сочинение

    Сколько себя помню, всегда мечтал стать врачом. И на сегодняшний день я твердо определился, что им стану. Я считаю, что врач – самая необходимая и благородная профессия, врачи – ангелы на земле. Я готов с большой самоотдачей помогать людям справляться их болезнями, недугами, а также спасать их жизни.
    Я готов проявлять чуткость и человечность по отношению к людям, буду изо всех сил совершенствоваться на пути, который я выбрал.
    Подробнее…

  8. Но если представить, что искусства никогда не существовало: ни песен, ни картин, ни художественных книг, ни кино, ни театра… Какой тогда была бы наша жизнь? Я уверен, что она была бы тусклой и серой, безрадостной, а люди были бы больше похожи на роботов или животных, которых интересуют только естественные потребности организма.
    Искусство дает человеку возможность раскрыться, показать миру свой талант, свои эмоции, чувства, душу. А зрители ценят произведения искусства не только из праздного интереса, они получают от них эстетическое удовольствие, заряжаются энергией, положительными эмоциями.
    Вспомните, сколько струн в вашей душе способна задеть любимая мелодия? А может, вы плакали от просмотра какого-нибудь кинофильма или слушали оперную арию с закрытыми глазами? Некоторые картины можно рассматривать бесконечно, находя в них новый смысл или просто переносясь в изображенное на них место. Вот для чего нужно искусство, оно заставляет человека чувствовать. Оно дарит радость, надежду, иногда грусть, целый калейдоскоп чувств и эмоций.
    Достаточно вспомнить, как во время войны народ сплачивался под патриотические песни и стихи. Они давали людям надежду, веру и силы бороться.
    Недооценивать роль искусства в жизни человека нельзя. Без эмоций и чувств личность будет однобокой и неинтересной. Она должна развиваться всесторонне, чувство прекрасного играет в этом не последнюю роль. Уверен, в мире нет человека, которого не интересовал бы абсолютно никакой вид искусства.

  9. С течением времени, в пределах так называемого художественного процесса, каждое новое течение, школа, направление начинается с того, что декларирует свой взгляд на искусство, а именно – на функцию искусства. Функцию в обществе и так просто, вообще. Ради чего существует искусство? Где оно начинается, где заканчивается и для чего нужно? Что является искусством, а что нет? О сложности этих вопросов свидетельствует хотя бы то, что на протяжении тысячелетий на них не было дано ни одной ответа. Но из-за отсутствия ответа сам вопрос никуда не исчезнет. Мне кажется, что утверждение о том, что искусство отображает жизнь – это правда, но далеко не вся правда. Искусство, прежде всего литература, не только и не столько отображает жизнь, сколько формирует ее. Так, формирует. Вспомним произведения мировой литературы. Настоящей трагедией стал выход печатью «Страданий молодого Вертера» общество всколыхнула волна самоубийств, так как молодые люди, стараясь быть похожими на любимого героя, повторяли его действия! Читатели подражали действиям персонажа – вот в чем фокус. Значит, теория Аристотеля, согласно которой искусство – зеркало природы, т.е. искусство подражает миру, и только крюк, – проваливается… А и в самом деле, как бы искусство воспитывало, если бы не формировало действительность?
    Влияние искусства вообще, литературы в частности, на человека не ограничиваются банальной воспитательной функцией. В «Страданиях молодого Вертера» не было ни одного слова о том, что свести счета с жизнью – это достойный выход со сложной ситуации! Тем не менее, многие из читателей подверглись этому соблазну слепца наследования. Значит, влияние искусства вне сказанного, лоза дектароваными принципами, вне «хорошо» и «плохо». Выходит – и пусть извинят мне все баснописцы мира – не так мораль влияет на читателя, как фабула. Просто фабула.
    На самом деле, механизмы восприятия, читательского понимания и переживание текста до сих пор не исследованы даже научными работниками. Возможно, частично понимание этих механизмов доступное разве что самим художникам, да и то – равное какой-то неполноценной творческой интуиции! Начиная от античных писателей, которые стремились вызвать у читателей катарсис – ощущение внутреннего очищения через сопереживание персонажам – заканчивая модернистами, которые видели в творчестве сакральный акт, а писатель считался носителем священной истины, которую он символически излагает в своих текстах, – художники всех народов во все времена ставили перед собой определенную творческую цель и так или иначе ее достигали. Значит, вопрос о механизме влияния искусства остается полностью открытым, а на вопрос цели искусства дают ответы сами художники, причем едва не каждые десять-двадцать лет этот ответ изменяется. Вероятно, так и должно быть: в пределах каждой эпохи искусство изменяет направление своего влияния, по-новому расставляются акценты – от примитивной дидактики к так называемого «чистому искусству». Наверное, изменяя стиль и цель, изменяя форму и содержание, искусство и отвечает насущную необходимость человечества.
    И все таки… Для чего нужно искусство? Какую функцию оно выполняет? Кто-то из философов сказал очень уместное: ответ на те вопросы, которые до сих пор остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы надо иначе ставить. Вероятнее всего, проблема предназначения искусства до сих пор не была решена не потому, что это сложно, а потому, что сама попытка дать ответа на эти вопросы ошибочная! Т.е. сами поиски одного, категоричного ответа уже является ошибкой, ошибочным путем. Искусство существует на протяжении тысячелетий. Этого уже довольно для того, чтобы оправдать его существование. А может, искусство – не «ради чего?», а искусство «как ..,?». Искусство ради.,. Нет, искусство как… Так, искусство как жизнь. И конечно, жизнь как искусство!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *