Сочинение на тему для чего нужны запятые 9 класс

10 вариантов

  1. Сочинение – рассуждение «Зачем нужны запятые?»
    «На письме без запятых не обойтись», – утверждает Антон. Я полностью с ним согласна.
    Запятые в предложении помогают упорядочить мысли, разделить однородные члены и простые предложения в составе сложного, выделить вводные слова и обращения, уточняющие члены.
    Например, в предложении 9 запятая выделяет сравнительный оборот. Этот же знак препинания выделяет деепричастный оборот в предложении 7. Правильно поставленная запятая помогает передать верную интонацию, понять смысл предложения.
    Да, роль запятых огромна. Нужно только уметь правильно использовать на письме этот знак препинания, и тогда он не будет казаться таким пугающим.
    Запятая – знак препинания, являющийся одним из важнейших средств оформления мыслей на письме.
    Функций у запятых несколько. Во-первых, разделительная функция. Обратимся к примерам из текста. Так в предложении 29 запятая разделяет части сложноподчиненного предложения, а в предложении 19 – однородные члены предложения.
    Во-вторых, выделительная функция. В предложении 27 с помощью запятых выделяется обращение. Таким же образом выделено вводное слово в предложении 34.
    Таким образом, запятая – знак препинания, с помощью которого пишущий получает возможность точно и ясно передать свои мысли, а читающий – правильно понять их.
    На письме без запятых не обойтись. Они помогают членить сложное предложение на простые, разделять однородные члены предложения, выделять вводные слова, обращения, уточнения. К.Паустовский использует в своем тексте этот знак препинания в разных случаях.
    В тесте встречаются сравнения, которые на письме также выделяются запятыми. (предложения 2,9) «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде.» «Леса стояли сухие, как порох.»
    Запятыми выделяются на письме деепричастные обороты (предложение 7) «Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.»
    Таким образом, запятые здесь помогают пишущему точно передать свои мысли и чувства, а читающему понять их..
    В письменной речи существуют различные знаки препинания, которые помогают устанавливать связи между частями предложений.
    Я согласна с мнением Антона, что на письме без запятых обойтись невозможно. Запятая, например, разделяет однородные члены предложения. «Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал…» (предложение 19). Запятая разделяет части сложноподчиненного предложения. «Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.»
    Я доказала, что запятые помогают пишущему выразить свои чувства, а читающему понять их.
    Комментарии и выводы:
    Данные сочинения оценены максимальным количеством баллов, так как экзаменуемые показали знание функций запятых, они дали полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Названы две функции знаков: разделительная и выделительная. На мой взгляд, необходимо было указать, что с помощью запятых разделяются однородные члены, связанные интонацией перечисления без помощи союзов. Говоря о выделительной функции запятой, также необходимо уточнить, что этот знак облегчает понимание структуры предложения и мысли, отраженной в нем.
    К сожалению, не было четко сказано и о смыслоразличительной функции запятой. Ведь запятая в некоторых случаях помогает избежать двусмысленности. Известны такие случаи, когда при перемене места знака смысл высказывания меняется.
    Проанализируем работу, оцененную 1 баллом.
    Однажды я сидела во дворе и листала учебник по русскому языку. Ко мне подошла девочка и спросила: «Зачем нужны запятые?» Я сразу же пролистала учебник и поняла, что запятые служат не только для того, чтобы делить предложение, но и также указывает на характер этого предложения. Если бы не было запятых, неинтересно было бы читать, в предложениях не было бы интонации, так как запятые разделяют однородные члены предложения. Как только я закончила свою речь, девочка ушла.
    В данной работе ученица не сумела дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, назвала только одну функцию запятой: разделяет однородные члены предложения (1 балл); не приведено ни одного примера. В сочинении отсутствует абзацное членение, работа лишена композиционной стройности и завершенности.
    Текст для написания сочинения.
    Вариант 920 (ГИА -2009)
    (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и во дворах? (2)Читают книги, чинно беседуют о судьбах мира? (3)Нет, они играют в футбол. (4)Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них было даже выгоднее, потому что улицы здесь еще только намечались и каждый пустырь мог служить футбольным полем…
    (5)Однажды в воскресенье Федор Михайлович повел Боя гулять, и Антон пошел с ними. (6)Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7)За домом был пустырь, а на нем орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8)В эту ораву и ворвался черным ураганом ньюфаундленд.
    (9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твердых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11)Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.
    (12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:
    – (13)Что?.. (14)Собака?.. (15)Какая там собака!… (16)Медведь бешеный… (17)В милицию надо позвонить…
    (18)Федор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:
    – (19)Бой, ко мне! (20)Дай мяч! – (21)Мяч шлепнулся на требовательно подставленную ладонь. – (22)Идем, хулиган.
    (23)Они вышли на середину пустыря.
    – (24)Что же вы попрятались? (25)Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26)Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол.
    – (27)Ну да, рассказывайте…
    – (28)Вот увидите. (29)Становитесь в круг и пасуйте друг другу. (30)А главное – не бойтесь…
    (31)Федор Михайлович поддал ногой мяч – Бой метнулся за ним. (32)Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33)Бой заметался по кругу. (34)Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35)Они боялись и потому промахивались. (36)Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и, победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.
    (37)Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38)Бой бросался мячу наперерез, а если тот шел поверху, подпрыгивал и отбивал носом.
    (39)Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40)Федор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
    (По Н.Дубову)
    Зачем нужно многоточие?
    На письме без многоточий обойтись невозможно. Как и любой пунктуационный знак, многоточие играет большую роль. Какую же?
    Во-первых, многоточие ставится в конце абзаца с целью выдержать паузу между двумя событиями, двумя разными темами (предложение №4). Во-вторых, многоточие, сочетаясь с вопросительным или восклицательным знаком, вносит в предложение или реплику существенную долю эмоций: удивление, восхищение, ярость (предложение 13 – 15). В-третьих, многоточие может использоваться в тексте для создания эффекта неожиданности, что очень привлекает многих читателей.
    Наверняка есть и другие функции многоточий, о которых сразу и не вспомнить. Одно можно сказать точно – этот знак препинания значительно преображает в лучшую сторону нашу письменную речь, и отказываться от его использования ни в коем случае нельзя.
    Комментарии и выводы:
    Данное сочинение оценено максимальным количеством баллов, так как экзаменуемый показал знание функций многоточия, дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Ученик не только перечислил эти функции, но и развернул мысль, то есть показал , в чем значение каждой из них.
    Сочинение – рассуждение, получившее 5 баллов
    Я считаю, что на письме без многоточий обойтись невозможно, ведь это очень важный знак.
    Многоточие относится к отделительным знакам препинания. Кроме него, к ним мы причисляем точку, вопросительный и восклицательный знаки. Выбор многоточия определяется смыслом и интонацией предложения. Этот знак ставится в конце предложения при недосказанности. При чтении такого предложения нужно сделать длительную паузу. В тексте такими предложениями являются 4 и 30. Чтобы передать различные эмоции: удивление, возмущение, а также отрывочность разговора автор использовал многоточие в предложениях 13-17.
    Вот такой важный знак.
    Данная работа была оценена 5 баллами.
    Во-первых, нет обоснованного ответа на вопрос. (1 балл)
    Во-вторых, ученик назвал только одну функцию многоточия, хотя привел два примера. (1 балл).
    По остальным критериям 2 и 1 балл.
    Сочинения – рассуждения на тему,
    связанную с анализом содержания текста
    В варианте С2.2 упор сделан по понимание смысла фрагмента и умение его истолковывать, показав правильность собственного понимания текста с помощью примеров, взятых из этого же текста. Данные примеры выступают в качестве иллюстраций к аргументам. Умение истолковывать смысл фрагмента и подтвердить правильность своего понимания примерами и оценивается с помощью критериев С2К1 и С2К2.
    Задание С2.2. оценивается максимальным былом, если соответствует следующим критериям:
    экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента, ошибок в интерпретации нет;
    экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента;
    работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения;
    работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.
    Текст для написания сочинения.
    Вариант 917 (ГИА-2009)
    (1) Для меня музыка – это всё. (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4) Свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант все дул напропалую в свой саксофон!..
    (6) Там все про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса. Зовут Кит…
    – (9) Представляешь? – говорит дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
    (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
    – (15)Андрюха! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)Здесь, в Доме культуры, есть такая студия.
    (18) Конечно, джаз – это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19) Только с Китом. (20)Для Кита пение – все, поэтому я взял его с собой на прослушивание.
    (21)Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
    (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.
    (24)В комнату для прослушивания я вошел без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..
    – (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет.
    (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.
    (28) «Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару.
    (31)Дома я позвонил дяде Жене.
    – (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.
    – (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поешь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз – не музыка, джаз – это состояние души.
    (39)Положив трубку, я извлек из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…
    (44)И песня пошла…
    (По М. Москвиной)
    Сочинение – рассуждение
    «И песня пошла…»
    Я понимаю смысл последнего предложения текста М.Москвиной «И песня пошла…» так: мальчик уверен в своем творческом порыве.
    Герой рассказа признается в том, что свободно поет он только со своим четвероногим другом Китом, который подвывает под музыку. Такса создает ему творческое настроение, в ней мальчик видит поддержку: «Он знал, как поднять мой ослабевший дух».
    Рассказчик живо воспринимает джазовые импровизации, переживая их как часть своей жизни. Значит, чтобы герою сыграть джаз, ему нужно вспомнить особенно дорогой для него временной отрезок: «… до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…» Когда мальчик видит рядом с собой преданного друга, музыка льется сама собой. Ведь дядя Женя говорил: «Джаз – не музыка, джаз – состояние души».
    Именно так должны жить люди и животные – в гармонии. Пусть люди не чувствуют себя главными, а помнят, что они зависят от животных и во многом им обязаны. И пусть льется песня…
    М. Москвина рассказывают удивительную историю дружбы человека и собаки. Я понимаю слова «И песня пошла..» так: мальчик и его четвероногий друг словно созданы друг для друга. Не случайно Андрей вспоминает, как в «жуткий мороз», они «выбрали друг друга на Птичьем рынке». Обратите внимание: не мальчик выбрал собаку, а они выбрали друг друга.
    Кит всегда рядом с мальчиком (его и хозяином не назовешь). Но самые трогательные минуты их единения связаны с увлечением джазом. «Я бренчу на гитаре и пою,- рассказывает мальчик, – а он лает и подвывает. Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?» Слова не нужны, потому что они понимают друг друга без слов. Слушая игру на гитаре, Кит еще и отбивал хвостом ритм. Мальчик изображает «тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода.». Ведь «джаз – не музыка, джаз – состояние души».
    И не беда, что мальчика не взяли в кружок, самое главное – у него есть преданный друг, который знает, «как поднять ослабевший дух».
    Комментарии и выводы:
    Данные сочинения оценены максимальным количеством баллов, так как экзаменуемые верно поняли метафорический смысл высказывания «И песня пошла…», установили причинно-следственные связи, обратили внимание на детали. Из исходного текста приведены аргументы, подтверждающие правильность понимания фрагмента. Примеры включены в сочинение как цитаты.
    Текст для написания сочинения.
    Вариант 918 (ГИА – 2009)
    (1) Среди жильцов нашего старого деревенского дома, кроме кривоногой таксы Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика и скворца, были еще приручённая дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, и барометр, всегда показывающий «великую сушь». (2)Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка! (3)Мы долго привыкали к ней, а потом приняли в нашу дружную семью.
    (2) В длинные пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду теплый дождь, мы читали романы Вальтера Скотта. (5)От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. (6)Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
    (7)Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. (8) Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. (9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
    (10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11)Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
    (12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших а ламповом стекле зеленых мошек. (15)Должно стать, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами.
    (16)Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала, и ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе. Под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.
    (17)Так мы и жили. (18)Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. (19)А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…
    (По К.Паустовскому)
    Сочинение – рассуждение
    «Так мы и жили. Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…»
    К.Паустовский пишет: «Так мы и жили…» Смысл данных слов заключается в том, что в старом доме были тепло и уют, которые так необходимы любому живому существу.
    В предложениях 1, 2 характеризуются все жильцы деревенского дома от таксы до барометра. Мы видим, что старый дом объединил под одной крышей необыкновенные предметы и разные живые существа, которые жили в полном согласии друг с другом.
    В предложениях 13-16 писатель подчеркивает влияние атмосферы дома на лягушку. Она настолько увлеклась таинственностью и сказочностью, которые излучал гостеприимный дом, что «замирала» от увиденного.
    По моему мнению, дом делают Домом ни стены и крыша, а люди, живущие в нем. Дом является отображением состояния души его хозяев.
    «Так мы и жили. Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…» Этими словами , как мне кажется, автор хотел показать необыкновенность дома, уют. Все его обитатели, хотя и были разными, но жили дружно под крышей старого деревенского дома. Паустовский рассказывает об этом в предложениях 1-3.
    Маленькая лягушка подружилась с обитателями дома и приходила сюда, чтобы посмотреть на огонь керосиновой лампы. В предложениях 15-16 автор описывает увлечение лягушки, за что и называет ее «любительницей сказок».
    Атмосфера дома настолько необычна и удивительна, что автор сравнивает ее с романами Вальтера Скотта.
    Комментарии и выводы:
    Данные сочинения оценены максимальным количеством баллов, так как экзаменуемые верно поняли смысл фрагмента «Так мы и жили. Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…», установили причинно-следственные связи, обратили внимание на детали. Из исходного текста приведены аргументы, подтверждающие правильность понимания фрагмента. Ученики используют ссылки на номера предложений, используемых в качестве примера.
    Текст для написания сочинения.
    Вариант 919 (ГИА -2009)
    (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Уроженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
    (4)Деду не спаслось. (5)Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
    (7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.
    (8)В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.
    (12)Дед огорчился и пошел дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.
    (16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17)Ветер перешел в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
    (19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
    (20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
    (23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.
    (26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27)Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
    (28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понес домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.
    (33)- Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить …
    (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
    (По К.Паустовскому)
    Сочинение – рассуждение
    «Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен,
    а ты говоришь – бросить …»
    В конце текста дед Ларион сам признается, что обязан зайцу жизнью, и поэтому, я думаю, что теперь старый охотник не только не бросит зайца, но и защитит его от любых напастей.
    С уверенностью можно сказать, что ушастый является спасителем человека от пожара. Только его животное чутье помогало им выжить. Об этом можно судить из предложений 23 – 25. Охотник внезапно получил нового друга, выручившего его в трудную минуту. Теперь дед Ларион будет помнить и благодарить зайца всю жизнь. Он уже вылечил и приютил лесного друга (предложение 32).
    Возможно, когда заяц полностью восстановит свои силы, он пожелает вернуться в свой родной лес. Я уверен, что охотнику будет нелегко расставаться, но и препятствовать он не будет.
    Дед Ларион искренне полюбил своего спасителя, своего друга. В их отношениях человек и животное равны, ни один не подчиняется другому. Вот так я понимаю смысл финала текста.
    По моему мнению, дед Ларион очень любит этого зайца за его «поступок». Возможно, этот зверек и не стремился спасти жизнь Лариона, а сделал это ненароком, пытаясь выжить. Он полагался лишь на свой инстинкт, о чем говорится в предложении 24: «Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются.»
    Тем не менее, дед был чрезмерно благодарен зайцу, чувствовал свою вину перед ним, поэтому не мог проститься со своим спасителем. «Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.»
    Дед Ларион не утратил чувства милосердия и умеет ценить добро.
    Человек многого не знает о животных. Но почему-то привык считать себя хозяином природы. К счастью, есть люди, любящие «братьев наших меньших» и понимающие их истинное значение. Один из таких людей – писатель и публицист К.Г. Паустовский, создавший множество очерков, рассказов и повестей о природе.
    В одном из рассказов он повествует историю зайца, спасшего жизнь человеку.
    «Дед Ларион, старый лесной житель, как никто знал лес и его окрестности.» Но в самую опасную минуту он доверил свою жизнь зайцу. И не ошибся. Заяц вывел деда из огня, хотя опалил себе задние лапы и живот. Дед Ларион, глубоко благодарный, не бросил его на произвол судьбы, а вылечил и приютил. «Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.»
    Я думаю, что человек должен любить природу. И тогда она ответит взаимностью, ведь только животные могут помочь человеку выжить в трудной ситуации и стать преданными друзьями.
    Комментарии и выводы:
    Данные сочинения оценены максимальным количеством баллов, так как экзаменуемые верно поняли смысл фрагмента «Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить …» и подтвердили это примерами из текста. Ученики используют ссылки на номера предложений, используемых в качестве примера, и цитирование.
    Проанализируем еще один пример:
    Дед Ларион не хочет бросать зайца, так как он спас ему жизнь. Увидев, что в лесу начался пожар и огонь гнало по земле с неслыханной скоростью, дед заволновался. Он понимал, что может погибнуть. Смерть настигала, и вдруг у него из-под ног выбежал заяц. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед Ларион, старый лесной житель, знал, что звери всегда лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня.
    – Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный.)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить …
    Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
    Несмотря на то что общий смысл фрагмента учащимся понят, сочинение представляет собой пересказ исходного текста. Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. В работе отсутствует абзацное членение. Это сочинение оценено 1 баллом по первому критерию.
    Текст для написания сочинения.
    Вариант 920 (ГИА – 2009)
    (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и во дворах? (2)Читают книги, чинно беседуют о судьбах мира? (3)Нет, они играют в футбол. (4)Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них было даже выгоднее, потому что улицы здесь еще только намечались и каждый пустырь мог служить футбольным полем…
    (5)Однажды в воскресенье Федор Михайлович повел Боя гулять, и Антон пошел с ними. (6)Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7)За домом был пустырь, а на нем орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8)В эту ораву и ворвался черным ураганом ньюфаундленд.
    (9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твердых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11)Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.
    (12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:
    – (13)Что?.. (14)Собака?.. (15)Какая там собака!… (16)Медведь бешеный… (17)В милицию надо позвонить…
    (18)Федор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:
    – (19)Бой, ко мне! (20)Дай мяч! – (21)Мяч шлепнулся на требовательно подставленную ладонь. – (22)Идем, хулиган.
    (23)Они вышли на середину пустыря.
    – (24)Что же вы попрятались? (25)Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26)Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол.
    – (27)Ну да, рассказывайте…
    – (28)Вот увидите. (29)Становитесь в круг и пасуйте друг другу. (30)А главное – не бойтесь…
    (31)Федор Михайлович поддал ногой мяч – Бой метнулся за ним. (32)Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33)Бой заметался по кругу. (34)Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35)Они боялись и потому что промахивались. (36)Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и, победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.
    (37)Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38)Бой бросался мячу наперерез, а если тот шел поверху, подпрыгивал и отбивал носом.
    (39)Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40)Федор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
    (По Н.Дубову)

  2. Совокупность знаков препинания, которая используется в письменности любого языка, называется пунктуацией. Также именуется и раздел языкознания, изучающий правила употребления и расстановку знаков препинания в тексте. Вместе с графикой и орфографией пунктуация является основным компонентом письменной речи. Точки, запятые, тире и двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки были придуманы для того, чтобы передать интонацию на письме, а также обозначить тип отношений в сложном предложении.
    Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем. Например, обособленная запятыми вводная конструкция обязательно в процессе чтения выделяется с помощью пауз. У каждого знака «своя» пауза: у кого-то длиннее, у кого-то короче. Тот или иной знак важен не только внутри синтаксической единицы. Так, точка в конце предложения говорит о том, что оно повествовательное по способу высказывания. А многоточие является показателем того, что предложение не закончено.
    Знаки препинания в бессоюзном предложении выполняют важную функцию. Любой знак обозначает отношения между простыми предложениями, которые являются частями сложного. Если нужно передать отношения одновременности или последовательности, то мы ставим запятую. Если ставим двоеточие, значит, хотим передать отношения пояснения и причины. Тире используем для передачи  отношений причины и следствия,  а также при быстрой смене событий. В сложноподчиненном предложении показателями отношений между частями являются союзы, которые в бессоюзном предложении заменяются знаками препинания.
    Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых  и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.

  3. -при перечислении;
    -для выделения:
    причастных оборотов и деепричастных оборотов,
    обращений,
    уточнений,
    междометий,
    вводных слов;
    -между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного
    предложения;
    -между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи,
    а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после
    запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
    В числовой записи по российскому стандарту запятой отделяется целая и дробная
    части числа.
    В других языках правила использования запятой могут быть иными.
    В языках программирования и некоторых других программах запятая тоже очень
    часто используется, в основном при перечислении, например, параметров функций.
    Как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна
    запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина).
    Где запятая — там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы. В поэме
    Твардовского «Василий Тёркин» есть слова: «Но, однако, жив вояка!» — вводное
    слово выделяется запятыми и, соответственно, произносится с паузой, потому что
    введение лишнего слова эмоционально необходимо тут, требует напряжённой
    остановки в произнесении. Стоит убрать союз но в начале предложения — и слово
    однако сразу же заменяет его в значении противительного союза но: «Однако жив
    вояка!» В таком случае запятая не нужна. Кстати сказать, употребление запятой
    после однако в начале предложения — массовая ошибка многих людей, пишущих в
    наше время. Бывает, читаешь книгу, а там на каждой странице: «однако, он не
    пришел…» и подобное.
    Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть
    разные части мысли в составе общего целого), она желательна (при однородных
    определениях) или она факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях).
    Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяется
    запятой), может быть вводным словом (и тогда обязательно выделяется запятыми),
    но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую или
    нет).
    Вопрос «зачем нужны запятые в предложениях?» скорее риторический, так как ответ
    на него очевиден. Ни один текст, если он, конечно, не рублен топором, не обходится
    без запятой: самого используемого и самого интересного знака препинания.
    Запятая наиболее приближена к разговорной интонации: она, как графическое
    изображение эмоционально окрашенной беседы. И если вы меня все же спросите:
    «зачем нужны запятые в предложениях?», я без раздумья отвечу: донести истинное
    значение слов.
    Казнить нельзя помиловать
    Фраза приписывалась различным русским царям, начиная с Петра I,
    хотя появилась она довольно поздно и, возможно, восходит к западным источникам.
    Так, резолюция «Помиловать нельзя. Сослать в Сибирь» (англ. «Pardon
    impossible. To be
    sent to Siberia”) — приводилась в газетной колонке
    американского журналиста Р. Рипли (Robert Ripley)
    «Хотите верьте, хотите нет». Так будто бы ответил Александр III
    на прошение о помиловании, но императрица Мария Фёдоровна переставила точку.
    Также известна ранняя легенда подобного рода — история о письме английской
    королевы Изабеллы к тюремщику её мужа Эдуарда II,
    убитого в 1327 году: «Edvardum occidere
    nolite timere bonum
    est»
    (возможный перевод с латыни: «Эдуарда убить не смейте выказывать страх»).
    Для советского зрителя наиболее широкую известность выражение получило после
    мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков» (режиссер Юрий
    Прытков, 1969), в котором жизнь главного героя зависела от того, как он
    расставит знаки препинания в этом предложении.

  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 13
    Зачем нужны запятые?
    Каждый человек задумался о том, зачем нужны запятые. И. Бунин писал Воистину, как сказано в древней азбуке, запятая совершенную речь делает, и иногда одна запятая нарушает всю музыку Часть А. П. Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Запятые и другие знаки препинания помогают нам понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые выполняют разделительную и выделительную функции.
    Как разделительные знаки они служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами. Так, например, в предложении Запятые как выделительные знаки обозначают границы смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, обособленных членов. Так, например, в предложении Таким образом, запятые очень важны, они помогают обозначить в тексте границы смысловых отрезков, без них смысл предложения был бы непонятен. Зачем нужны кавычки?
    «Словарь лингвистических терминов так определяет кавычки Парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устарелые, и т. п.».
    Многие задаются вопросом, зачем нужны кавычки На самом деле они играют большую роль,
    96
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc ведь именно они помогают определить и выделить важные слова.
    Кавычки широко применяются на письме. Обратимся к тексту. В кавычки заключены слова не в своем обычном значении «…», малоупотребительные, устаревшие. или, наоборот, новые слова, сказанные с оттенком иронии «…». Какие еще случаи употребления кавычек мы находим в этом тексте?
    Предложения…. заключены в кавычки. Какую роль играют здесь кавычки Это цитата, состоящая из нескольких предложений. Подобные дословные выдержки подтверждают собственную мысль автора. Этот знак препинания используется в предложениях с прямой речью. Как в тексте. Итак, можно сделать вывод, что кавычки в данном тексте очень важный и необходимый знак пре- пинания.
    Употребляя кавычки, автор привлекает внимание к определенному слову, предложению, акцентирует внимание на его смысле. Именно поэтому они необходимы в письменной речи.
    Зачем нужен восклицательный знак?
    Со временный ученый В. П. Морозов писал Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку В каких случаях необходимо употреблять восклицательный знак Данный знак препинания выполняет в русском языке две функции отделительную и выделительную. Кроме усиления эмо-
    97
    Часть 2
    циональной окраски повествования, побуждения он используется в условных предложениях, обращениях. В качестве отделительного восклицательный знак используется для оформления отдельного предложения как законченного, если в нем дополнительно выражены какие-либо чувства декларативное сообщение, пожелание, удивление. Обратимся к тексту. Восклицательный знак побуждает к действию, например …. Иногда для выражения недоумения или сомнения восклицательный знак комбинируется с вопросительным…
    Выделительную функцию восклицательный знак реализует в предложении Для большей экспрессии он может удваиваться и утраиваться….
    Таким образом, восклицательный знак ставится в различных повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях, а также после обращений. Когда используется вопросительный знак?
    Поэт М. Светлов как-то пошутил Что такое вопросительный знак — Это состарившийся восклицательный. Однако вопросительный знак появился раньше восклицательного. Он был начертан в сирийской копии Библии. Тогда он выглядел по-другому и ставился не в конце, а перед началом предложения.
    В каких случаях необходимо употреблять вопросительный знаки какова его смысловая функция
    98
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc Этот знак препинания в русском языке выполняет отделительную функцию.
    Он используется в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, в конце сложного предложения, если все его части или последняя из них содержит вопроса также в конце прямой речи или в репликах диалога. Обратимся к примеру из текста Вопросительный знак выполняет интонационную функцию предупреждает, что данные предложения надо произносить с вопросительной интонацией. Часто предложения, содержащие вопрос, требуют ответа. Однако встречаются и такие, где вопросительный знак служит для того, чтобы создать риторическое предложение, содержащее в себе вопрос, на который ответа не требуется. Он помогает выразить эмоции. Мы убеждаемся, что вопросительный знак имеет большое значение в русской пунктуации, без него в письменной речи не обой- тись.
    Итак, можно сделать вывод, что водном и том же тексте могут встретиться самые разные вопросы. Значит, эти вопросы волнуют автора. Таким образом, вопросительный знак используется для оформления вопросительного предложения. Без него, как и без других знаков препинания, было бы сложнее общаться.
    Какова роль многоточия?
    Лингвист НС. Валгина писала Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого
    99
    Часть эмоционального накала, интеллектуальной напряженности. А писатель В. Набоков образно говорил, что это следы на цыпочках ушедших слов».
    Итак, попробуем разобраться, что выражает этот важный знак препинания, для чего его используют Он является знаком завершения предложения для обозначения границы предложения и помогает передать разные смысловые оттенки. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной разными причинами волнением говорящего, внешними помехами, намеренным интригующим умолчанием, а также для указания на перерывы в речи, заминки. В конце предложения употребляется для указания на то, что перечисление могло бы быть продолжено. Многоточие ставится и для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой. Многоточие вначале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование, что между событиями, описываемыми в предшествующем ив данном тексте, прошло много времени. Часто в названиях газетных статей многоточие употребляется при перечислении слов с нераскрытым содержанием.
    При всем многообразии функций может ли многоточие помочь понять подтекст Да. Обратимся к тексту. В предложении многоточие помогает понять …. В тексте пропуск обозначается многоточием, так как цитата дается не полностью. Например, …
    100
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc Некоторые случаи употребления многоточия встречаются в тексте …. Так, в предложении оно имеет следующий смысл Таким образом, на письме нельзя обойтись без многоточия. Оно выполняет разные функции и может ставиться в конце ив середине предложе- ния.
    Зачем нужно двоеточие?
    Линг вист НС. Вал ги довольно точно подметила Двоеточие сигнал разъяснения Двоеточие требует предупредительной интонации, паузы. Оно входит десятку знаков препинания, которые штудируют на уроках русского языка. Вспомним, в каких случаях оно употребляется.
    Двоеточие помогает не только понять предложение, но и дополняет информацию, уточняет ее. Двоеточие может выполнять разделительную функцию. Оно служит для разграничения частей бессоюзного сложного предложения, если вторая часть предложения указывает на причину, поясняет содержание того, о чем говорилось впервой. Обратимся к тексту. Например Этот знак может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения, прямую речь от слов автора, простые предложения в составе сложного. Двоеточие может использоваться для выделения. Оно ставится после обобщающего слова перед однородными членами. Например, в предложенном тексте … («…»).
    101
    Часть Без сомнения, двоеточие — очень важный пунктуационный знак. У двоеточия разнообразный круг употребления.
    Я считаю, что на письме без двоеточия невозможно обойтись, без него смысл предложения не может быть полностью понятным.
    Зачем нужно тире?
    Лингвист НС. Валгина писала При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность».
    У писателей есть свои предпочтения знаков. М. Горький и М. Цветаева любят тире. Тире помогает определить границы синтаксических единиц, понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Обратимся к тексту. Тире может отделять прямую речь от слов автора … («…»); обобщающее слово от однородных членов предложения, например, в предложении Тире помогает понять структуру предложения, те. смысл написанного. Оно отделяет состав подлежащего от состава сказуемого и простые предложения в составе сложного. В неполных предложениях заменяет пропущенные члены предложения …. («…»). Тире ставят на границе частей бессоюзного сложного предложения для выражения противопоставления, быстрой смены событий, при- чинно-следственных и временных отношений как в тексте … («…»).
    102
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc Без сомнения, на письме без тире, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно выполняет как структурную, таки смысловую функцию в предложении.
    О существительных Лингвист В. Г. Ветвицкий писал Имя существительное это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним. Я согласен с этим высказыванием. Давайте порассуждаем. В начальной школе мы изучаем имя существительное. В память сразу врезается, что оно отвечает на вопросы кто и что А потом мы постепенно узнаем, что именно существительные называют практически все предметы и явления действительности, обозначают их свойства, качества, действия или состояния. Кроме того, имена существительные часто имеют зависимые слова, которые согласуются сними вроде, числе и падеже. Действительно, роль существительных в грамматике велика.
    По количеству слов имя существительное — самый объемный раздел русского языка. Это почти каждое второе слово в нашей речи. Обратимся к тексту. Например, в предложении прочитанного мною текста из количество) слов количество это имена существительные.
    Это важная часть речи, так как именно от существительных образуются прилагательные. На
    103
    Часть пример, в тексте имена прилагательные «…», «…», образованы от имен существительных.
    С характерными для русского языка понятиями рода, числа, падежа, склонения мы знакомимся, изучая имя существительное. В тексте предложении … («…») имеются существительные всех трех родов …, …, …. В тексте есть слова, которые имеют множественное или единственное число, они по-разному склоняются по падежам Таким образом, можно утверждать, что имя существительное является важнейшей частью речи, необходимой для выражения мыслей. О русском глаголе В. Г. Белинский восклицал В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть Да, это так, глагол — живая, многоликая и необыкновенная часть речи. В чем же его сила По частоте употребления он на втором месте после существительного. В предложении выполняет функцию сказуемого. Глагол — это емкая часть речи, которая обозначает действие или состояние ивы- ражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа, наклонения.
    104
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc Глагол обладает огромным потенциалом для выражения многочисленных действий. Удивительное свойство глагола в русском языке — способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Обратимся к тексту. Он включает глаголы
    «…», «…». Кроме выражения значения действия, глагол придает речи образность и эмоционально окрашивает ее, помогая лучше понять смысл. Так, в предложении глаголы с приставками «…», с суффиксами. Они передают оттенки значения, уточняя действие. Таким образом, глагол может присоединять к себе различные приставки и суффиксы, это мощное средство обогащения русского языка.
    Тренировочные задания. Прочитайте цитаты. Найдите ключевые словак ним. Определите основную мысль. Дайте комментарий. Определите лингвистический материал. Вспомните теорию. Подберите примеры для аргументации.
    1) Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом. И. Б. Голуб)
    2) У каждой части речи свои достоинства.
    (А. М. Пешковский)
    105
    Часть 2
    2. Определите ключевые слова фразы. Подчеркните их. Сформулируйте основную мысль фразы. Определите роль языка.
    С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни ив нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шуми тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
    (К. Паустовский)
    3. Сформулируйте основную идею текста. Что такое язык Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли.
    Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык, он также как бы пронизывается этим способом выражения.
    (А. Толстой. Прочитайте цитату. Найдите ключевые слова в ней. Определите основную мысль. Дайте комментарий. Определите лингвистический материал, вспомнив теорию. Найдите примеры. Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним. В. Г. Ветвицкий)
    106
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc
    5. Сформулируйте тезис. Раскройте тезис, те. докажите его.
    Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе. В. В. Виноградов)

    6. Прокомментируйте цитату.
    Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания. Г. Г. Гра ник. Как вы понимаете это высказывание Согласны ли вы сего утверждением Если да, то объясните почему. Если нетто обоснуйте свою позицию. Определите лексическое значение слова
    «испошлять». Кажется, будто такой переворот предстоит ныне нашему родному языку. Мы начинаем догадываться, что нас завели в трущобу, что надо выбраться из нее по здоровому и проложить себе иной путь. Все, что сделано было доселе, со времен петровских, в духе искажения языка, все это, как неудачная прививка, как прищепа разнородного семени, должно усохнуть и отвалиться, дав простор дичку, коему надо вырасти на своем корню, на своих соках, сдобриться холей и уходом, а не насадкой сверху. Если и говорить, что голова хвоста не ждет, то наша голова умчалась так далеко куда-то вбок, что едва лине оторвалась от тулови-
    107
    Часть 2
    ща; а коли худо плечам без головы, то некорыстно и голове без тела. Применяя это к нашему языку, сдается, будто голове этой приходится либо оторваться вовсе и отвалиться, либо опомниться и воротиться. Русской речи предстоит одно из двух либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы.
    (В. Даль. Определите основную мысль текста. Подумайте и скажите, доказывает ее автор или объясняет Как автор подводит нас, читателей, к главной мысли Можно ли считать это утверждением, не требующим доказательства Объясните почему. Русская часть современного письменного языка людей, вполне грамотно пишущих, почти не отличается от языка, на котором писали сто лет назад. В Герое нашего времени лишь два устаревших ныне выражения. Стена выросла именно от нагромождения заимствований. Если наплыв чужих слов не остановится, то через 50 лет Пушкина будут читать со словарем. Как же тогда станет будущая Россия питаться здоровыми соками своего былого И люди, не могущие читать Пушкина, будут ли уже русскими?
    (Братья Волконские)
    9. Определите основную мысль высказывания. Природа страны и история народа, отражаясь в Душе человека, выражались в слове. Человек
    108
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. К. Ушинский)

    10. Напишите сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказываний) Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Л. А. Введен ская)
    2) При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность. НС. Валгина)
    11. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. Аргументируя свой ответ, приведите два примера. Основной прием, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушащего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент. И. Г. Милославский)
    12. Напишите сочинения-рассуждения, раскрывая смысл кратких высказываний на лингвистическую тему) Задача автора рассуждения — как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого
    109
    Часть необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определенной последовательности. А. А. Аверинцев)

    2) Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки. ФИ. Буслаев)
    3) Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения. ФИ. Буслаев)
    4) Многие слова в русском языке не только называют предмет, явление, но и положительно или отрицательно его характеризуют. Л. А. Введен ская)
    5) (Пунктуационные знаки) помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость. НС. Валгина)
    6) Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей. Л. В. Щерба)
    7) При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в компози-
    110
    ОГЭ. Руcский язык. 9 класc ции целого текста группы предложений или отдельные предложения.
    (Л. Ю. Максимова)
    8) Функции абзаца тесно связаны с функцио- нально-стилевой принадлежностью текста, вместе стем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
    (Н. С. Валгина)
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 13
    перейти в каталог файлов

  5. Сочинение-рассуждение на тему “зачем нужны запятые”

    Ответы:

    На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.
    Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: “Казнить нельзя помиловать”,- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой.
    В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е. Велтистова: “Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке… ” – знак выделяет простые предложения в составе сложного; ” -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? ” – выделяется обращение; “Я ведь, кажется, могу думать или не думать… ” – обособляется вводное слово; “Вот захочу – и не буду ни математиком, ни инженером” – разделяются однородные члены.
    Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы.
    ———————————-
    Во-первых, запятая выполняет различные функции, разделительную-при однородных членах предложениях говорят не только о смысловых пауз но и последовательности перечесляемых действий. __ Во-вторых, есть другая функция выделительная- прямая речь, вводное слово. __ Я даже придумал специальную формулу которую вы должны знать и использовать ее в дальнейшем: знание орфографии знание пунктуации= успех в русском языке!
    для паузы, остановки! Для смены смысла сказанного! для того чтобы выбрать правильно интонацию! и смысла предложения. Например: Бороться нельзя сдаваться! Каждый решит сам где поставить запятую!
    Запятые-это одно из богатств русского языка! запятые придают как красоту языку, так и облегчает его понятие. Запятая в основном служит функцией перечисления, причастные обороты и придает интонационные окраски языку

  6. Я учусь в нашей школе четвертый год. На одном уроке мы говорили о запятой. И теперь я знаю, что с помощью всего одного знака препинания, одной запятой, я могу просто изменить все сочинение, весь смысл.
    Вот прочтите предложение и попробуйте поставить запятую. Казнить нельзя помиловать. Казнить нельзя или казнить можно?
    От одного знака может решиться судьба человека. И он останется без головы или с головой, живой и здоровый. Так писали в старые времена, когда существовали казни. Это шуточный пример.
    А сейчас во времена интернета, не так страшно. Но делать паузы в словах и расставлять знаки тоже необходимо. Чтобы тот человек, который прочтет правильно вас понял. Я думаю это самое главное.
    Так же во время чтения вы по знакам сможете понять, где читать плавно, где надо сделать остановку или все обобщить.
    Недавно на уроке литературы один ученик читал рассказ, но читал так монотонно, что его поняли лишь единицы. Наша речь – это слова на бумаге, тогда как наши чувства или эмоции- это запятые в тексте. А если мы учим стихотворение, то знаки препинания нам помогут быстрее запомнить его. Я проверял это работает. Стихотворение как бы разбивается на блоки запятыми. Каждый блок – это законченная мысль. Так легче учить и запоминать. Так дольше стихотворение задерживается в памяти.
    Для других предметов, кроме русского и литературы, тоже нужны запятые. Как иначе в математике мы разделим цифры? Правда, есть другой способ, например, поставить пробел. Но пробел можно не заметить. А запятую заметят точно.
    А еще мы любим слушать аудиокниги или радио и песни. Что будет, если мы услышим невыразительное и монотонное мычание, как того ученика в классе.
    На таких небольших примерах, я рассказал вам о важности простой запятой. Это как флажки в игре, по которым мы должны сделать небольшую паузу.

    Зачем нужны запятые доклад

    Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы: запятая между членами предложения и запятая между частями сложного предложения.

  7. Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?
    Пунктуационные знаки конца предложения указывают на законченность предложения с точки зрения пишущего, отделяют одну законченную мысль от другой. Я согласна с мнением Антона, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно. Доказать это можно примерами из текста _________.
    Если предложение повествовательное, ставится точка, как это мы видим в предложениях ____. Вопросительный знак указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, примером этого могут служить предложения  ___. Восклицательный знак в конце предложения передает интонацию, окрашенную разными эмоциями, как в предложениях _______.
    Следовательно, знаки конца предложения помогают точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.
    Зачем нужны запятые?
    Запятые указывают на следование объектов и событий друг за другом, информируют о наличии в предложении структурно равноправных элементов. Я согласна с мнением Антона, что на письме без запятых обойтись невозможно. Доказать это можно примерами из текста _______.
    Во-первых, в прочитанном тексте запятые выполняют разделительную функцию. В предложениях _____ запятые употреблены для отделения частей сложного предложения. С помощью запятой отделяются однородные члены в предложении _____.
    Во-вторых, запятая – это и знак выделяющий, с ее помощью выделяют в предложении особо значимые части; значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке. Примером этого служат обособленные члены в предложениях _____.
    Таким образом, функции запятых широки и разнообразны: они могут передавать различные смысловые и интонационные тонкости, это помогает пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильно ее понять.
    Зачем нужно тире?
    Тире – отделяющий знак препинания широкого употребления. Я согласна с мнением Антона, что на письме без тире обойтись невозможно. Доказать это можно примерами из текста _____.
    Во-первых, тире используется в предложении ____, где попущена связка в сказуемом. Во-вторых, в предложении ____ тире употребляется при вставной конструкции, которая выражает пояснение.
    Следовательно, тире помогает установить смысловые отношения между словами в предложении, помогает уточнить структуру предложения. Функции тире многообразны и знать их просто необходимо.
    Зачем нужно многоточие?
    Я согласна с мнением Антона, что на письме без многоточий обойтись невозможно. Что может выражать этот знак? С какой целью (автор текста)  использует многоточие в тексте?
    Во-первых, многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, примером этого служит  предложение ____ в тексте. Во-вторых, употребляется для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено, как в предложении _____. В предложении ____ многоточие обладает значением, которое отражает эмоциональную окраску речи.
    Таким образом, многоточие может передавать многозначность сказанного, указывать на  подтекст, скрытый смысл. Это помогает пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильно ее понять.

  8. Шаблоны сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.
    1 Зачем нужны запятые?
    Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: «…..» – запятые отделяют (однородные члены предложения, части сложного предложения) , а в предложении: «…..» – запятые выделяют (вводные слова, обращения, причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уточняющие члены предложения) .
    Прав был К. Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.
    2. Зачем нужно двоеточие?
    Я считаю, что на письме без двоеточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно.
    Двоеточие останавливает наше внимание, требует паузы и предупредительной интонации. Этот знак препинания может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения (9), прямую речь от слов автора (3), простые предложения в составе сложного (23).
    Выполняя смысловую функцию, двоеточие ставится на границе частей бессоюзного сложного предложения, если вторая часть предложения указывает на причину (раскрывает, поясняет содержание) того, о чем говорится в первой части (15).
    Прав был К. Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    3. Зачем нужно тире?
    Я считаю, что на письме без тире, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
    Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения (1), прямую речь от слов автора (2). Также оно может отделять состав подлежащего от состава сказуемого (3) и простые предложения в составе сложного (4).
    В неполных предложениях тире заменяет пропущенные члены предложения, помогая понять смысл написанного (5). Тире ставится на границе частей бессоюзного сложного предложения, если содержание первой части указывает на время (условие, причину) того, о чем говорится во второй части (6). (Или содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй части) .
    Прав был К. Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
    4. Зачем нужна пунктуация (знаки препинания) ?
    Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания. Я считаю, что на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
    Они выполняют в письменной речи выделительную и разделительную функции. Например, разделяют предложения в тексте (1 и 2), части сложного предложения (3), однородные члены предложения (4), отделяют прямую речь от слов автора (5). Знаки препинания могут выделять обособленные члены предложения или слова, грамматически не связанные с предложением (вводные слова, обращения, причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уточняющие члены предложения) (6).
    Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (7), вопросительную (8) и восклицательную (9) интонации, душевное состояние героев. Стоит заменить точку в предложении 10 на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.
    Прав был К. Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись

  9. 7
    Основная часть Работа по сбору материала и его осмыслению включает в себя три шага
    8
    Найти предложения с нужным знаком Определить две-три разные роли поиск анализ построение тезис доказательства вывод 12
    9
    Советы: если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали; следите за точностью логики: сбивов, перескакиваний, потери нити мысли быть не должно; следите за структурой текста: тезис-аргументация- вывод, никаких других вариантов; следите за объёмом: если задание требует 50 слов, нормой считается ; объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.
    10
    В понимании основ пунктуации существует три направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Представители логического направления (полагали, что знаки препинания играют смысловую роль) Синтаксическое направление в понимании основ пунктуации считает, что пунктуация делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя или разделяя отдельные предложения и части предложения. Согласно интонационному направлению знаки препинания служат для обозначения фразовой интонации. В связи с этим принято выделять смысловую, интонационную и синтаксическую функции
    11
    Смысловая роль Указывают на смысловое членение и взаимоотношение мыслей, выражают различные добавочные смысловые оттенки (точка, точка с запятой, запятая и т.д.)
    12
    Существует десять знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, многоточие, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки, абзац. (Абзац делит текст на смысловые отрезки). Их можно разделить на две группы: 1) знаки разделительные (точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие); они служат для разделения частей текста: одного предложения от следующего за ним или группы предложений; состава подлежащего от состава сказуемого, одной группы однородных членов от другой и т.д., их графическая особенность – они одиночные, непарные; 2) знаки выделительные (две запятые, два тире, скобки, кавычки); они служат для обозначения границ элементов предложения, которые дополняют, раскрывают, поясняют содержание предложения в целом или его частей; выражают отношение к высказыванию. Они- парные. Синтаксическая функция
    13
    интонационная функция Служат для обозначения фразовой интонации. 1) Выражают чувства, эмоции говорящего (восклицательный знак) 2) Подчеркивают вопросительный характер предложения (вопросительный знак) 3) Передают недосказанность, недоговоренность (многоточие)
    14
    Образец сочинения-рассуждения (дополнить номерами предложений) Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Попробуем разобраться в этих вопросах. Например, в предложении … запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания. Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в … предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: …. В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (…), запятые (…) и скобки (…). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

  10. Пунктуация дается легко далеко не всем. Именно поэтому некоторые из нас задаются вопросом «зачем нужны знаки препинания?» Самый лаконичный и понятный ответ на этот вопрос: для того чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого она будет иметь совершенно разный смысл. Вспомните известную фразу из не менее известного мультфильма: «Казнить нельзя помиловать».
    От того, в каком именно месте поставить запятую в этой фразе, ее смысл меняется на совершенно противоположный. «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Так, от запятой целиком и полностью зависит судьба человека.
    Точно такие же серьезные функции выполняют и другие знаки препинания. Знаки препинания помогают нам прочесть предложение в нужной интонации и эмоциями. Сегодня в мире компьютеров и онлайн-общения на смену знаков препинания пришли всевозможные смайлики и пиктограммы.
    Однако до сих пор текстов, в которых использовать смайлики в силу определенных причин нельзя, большинство. Для написания или правильной интерпретации таких текстов и нужны знаки препинания. Зачем нужны знаки препинания, если многие из них в тексте встречаются очень и очень редко? Для передачи мысли и эмоций. Мало того, каждый из нас может не использовать в своей речи весь перечень знаков препинания, но знать, что означает тот или иной знак, образованный человек просто обязан.
    Хотелось бы заметить, что первым знаком препинания, который известен современным историкам с давних времен, является именно точка. Уже после нее появилась запятая, двоеточие, точка с запятой и так далее.
    Но зачем нужны знаки препинания, если ранее и без них прекрасно обходились? Первое и самое главное предназначение знаков препинания – разделение. С помощью точек, запятых, тире и т. д. текст делится на части – предложения, а предложения – на словосочетания. То есть знаки препинания помогают выделить из текста короткие мысли, которые намного легче понять и осмыслить. Вот почему с широким проникновением интернета в нашу жизнь четко обозначилась тенденция создания специальных текстов для веб-ресурсов.
    То есть текстов предельно понятных и простых для восприятия, так как длительное время сидеть и читать с экрана монитора попросту неудобно. Зачем нужны запятые? Первоначальное предназначение запятой в тексте – пауза. То есть там, где стоит запятая, при чтении текста нужно делать паузу.
    Как правило, отвечая на вопрос «зачем нужна запятая?», мы вспоминаем, что она ставится при уточнении, перечислении или обращении в тексте. Точка ставится при условии логического завершения мысли, высказанной в предложении. Там, где стоит точка, при чтении текста нужно сделать длинную паузу.
    А зачем тогда нужны остальные знаки препинания? Ведь их же так много! Не удивляйтесь, если вам ответят, что каждый знак препинания нужен и незаменим. Вед он в тексте выполняет свою функцию.
    Итак, выразить буйство эмоций можно с помощью восклицательного знака. Знак восклицания используется в тексте достаточно часто, и перечислять все его возможности просто бессмысленно. Для того чтобы понять, зачем нужны знаки препинания, в частности восклицательный знак, нужно вспомнить, что с его помощью можно выразить удивление, изумление, яростную злость, волнительную радость и даже разочарование. А в сумме с вопросительным знаком восклицательный означает вопрос-восклицание.
    В тандеме с многоточием – недосказанное восклицание. Следующий на очереди – Вопросительный знак. Его можно назвать единственным, который не вызывает немого вопроса «зачем нужны знаки препинания?
    » Знак вопроса в тексте обозначает вопрос, а стоять может как в конце предложения, так и при разделении вопросов внутри него. Зачем нужны такие знаки препинания, как Точка с запятой? С ее помощью сложные фразы делятся на несколько простых. Чаще всего точку с запятой ставят при длительном перечислении с наличием уточняющих оборотов.
    Пауза при прочтении этого знака длиться чуть дольше, чем пауза при запятой, но немного меньше, чем пауза при точке. Зачем нужно двоеточие? Как правило, этот знак объясняет что-либо перед перечислением. Также двоеточие незаменимо при передаче прямой речи в тексте.
    Посредством двоеточия сложное предложение разделяют на несколько простых. В этом случае двоеточие ставится перед дополняющей, описывающей причины или поясняющей второй частью предложения. Двоеточие ставится еще и после обобщающего слова перед перечислением однородных предметов.
    Зачем нужно тире? Этот знак чаще всего обозначает паузу перед объяснением предыдущих слов. Помимо того, тире ставят, когда заменяют некоторые слова в тексте.
    Чаще всего тире ставится между подлежащим и сказуемым, заменяя слово «это». А также перед «это» и обобщающим словом, которое стоит после перечисления. Для передачи прямой речи или цитирования в тексте ставятся Кавычки. Вторая функция этого знака препинания – использование в тексте слова в переносном значении. То есть такое слово в тексте берется в кавычки. Если нужно что-то уточнить, или вставить в предложение несогласованную или отвлеченную от его смысла информацию, используются Скобки. Незаконченная мысль и длинная пауза при чтении текста обозначается троеточием.
    Обычно такой знак означает, что конец истории каждый волен придумать на свой вкус.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *