Сочинение на тему дмитрий донской

7 вариантов

  1. Князь
    Дмитрий
    Донской
    Давным-давно, когда на Руси было татаро-монгольское иго, родился князь Дмитрий, прозванный позднее Донским. Великий князь Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389 гг.) – Великий князь Московский ( с 1359 г.) и Владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II Красного, внук Ивана Калиты. Один из блестящих полководцев Руси, градостроитель.
    В период малолетства Дмитрия, как и в правление его отца Ивана II Красного, на государственные дела имел большое влияние митрополит Алексий.
    Правление Дмитрия Донского пришлось на период феодальной раздробленности на Руси, а также монголо – татарского нашествия.
    Дмитрий Донской искал между русскими князьями путь мирных решений споров и противоречий, копил силы для борьбы с Ордой.
    Дмитрий умел подбирать себе помощников, умел слушать советников, но выбирал самое полезное, умело использовал слабости Золотой Орды.
    Великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского.
    В 1367 году заложил в Москве каменный Кремль.
    В 1378 году одержал победу на реке Воже над ратью Бегича, которого послал Мамай опустошать Русь.
    Дмитрий первым возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. В Куликовской битве 1380 года, завершившейся разгромом войск Золотой Орды, он проявил выдающийся талант, за что был прозван Донским.
    В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение среди русских земель. Появилась артиллерия, которая применялась при обороне Москвы от войск Тохтамыша. Первый русский князь, передавший по наследству власть во Владимирском княжестве своему сыну без санкций Орды.
    Победа на Куликовом поле ускорила распад Золотой Орды, способствовала освобождению Руси и других народов.
    Дмитрий – полководец религиозный, истово молился перед сражениями, оплакивал и поминал павших братьев.
    Святой Дмитрий не только защищал свое Отечество, но и народ. Им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.

  2. ЭССЕ:
    ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
    Для
    написания исторического портрета я
    выбрала Дмитрия Донского – великого
    Московского князя. Его правление
    относится ко второй половине 14 века,
    эпохе активного развития и укрепления
    Москвы, а также ослабления власти
    татаро-монгольского ига. Это время
    отличается крайне неспокойной обстановкой
    как в Орде, так и на Руси. В обоих
    государствах идут междоусобные войны
    и борьба за власть, провоцирующая многие
    события того времени.
    В
    одиннадцатилетнем возрасте Дмитрий
    Донской вместе со своим опекуном –
    митрополитом Алексеем вынужден был
    вести активную деятельность против
    Дмитрия Суздальского, чтобы забрать
    себе ярлык на великое княжение. Победа
    в этом противостоянии открывает период
    развития и укрепления Москвы.
    К
    важным мероприятиям, проведенным князем,
    нужно отнести его деятельность по
    централизации власти в Москве. Немало
    этому способствовало восстановление
    после пожара Кремля в белом камне,
    ставшем надежной защитой от неприятеля.
    Так, в 1368 году Москва выдержала осаду
    литовцев. Оказавшись (после ответного
    наступления Донского) в безысходном
    положении, Михаил Тверской подписывает
    перемирие с Дмитрием, отказываясь от
    притязаний на великое княжение. Успех
    ждет Дмитрия и в спорах о границах с
    Рязанским княжеством. Все это увеличивает
    московское влияние в Волжско-Камской
    Болгарии, что в свою очередь позволяет
    Москве урегулировать отношения с
    Новгородом и заключить с ним соглашение
    о торговле.
    Помимо
    этого, заслугой Дмитрия является начало
    противостояния Орде, открытой борьбе
    против нее. Обеспокоенный внезапно
    возрастающим могуществом московского
    князя, Мамай идет походом на Москву, но
    получает мощный отпор Дмитрия Донского
    на реке Воже. Это сражение становится
    вводным в активную борьбу против
    татаро-монгольского ига. И вот уже в
    1380 году состоялось велико сражение на
    Куликовом поле, на которое, по легенде,
    Донского благословил Сергий Радонежский.
    Эта битва стала провальной для Ордынского
    войска, не ожидавшего засадного полка,
    ставшего решающим звеном в Куликовской
    битве. Победа в этой битве позволило
    Московскому княжеству два года избегать
    оплаты дани орде, вплоть до нашествия
    на Москву хана Тохтамыша, разгромившего
    город и вынудившего князя на соглашение
    и возобновлении выплаты дани, возвращая
    орде все преимущества.
    Также
    деятельность князя определяется и в
    сторону церкви. Благодаря налаженным
    отношениям с православной Византией,
    Дмитрию удается добиться освобождения
    русской церкви из-под влияния
    Константинополя.
    В
    заслугу Дмитрия Донского нужно поставить
    и крупное расширение московских земель
    за счет присоединенных территорий
    Переяславля, Галича, Белоозера, Углича,
    Дмитрова
    и других. К тому же сама Москва была
    укреплена, помимо белокаменного Кремля,
    еще и монастырями-крепостями, построенными
    на ее территории.
    В
    понимании современников князь был
    первым правителем, предпринявшим
    антиордынскую политику, он был тем, кто
    собрал под свой контроль русских князей
    и дал ход антиордынского противостояния,
    что естественно восславило его имя.
    Историки, в свою очередь, неоднозначно
    оценивают фигуру Дмитрия Донского и
    его роль в истории. Некоторые высказывают
    резко отрицательное отношение к князю,
    обвиняя его в бездарности в качестве
    правителя, говоря о его излишней
    доверительности к боярам, также его
    политика называется некоторыми историками
    политикой вероломства, направленной
    на удовлетворение собственных желаний
    властителя. Другие, наоборот, свидетельствуют
    об огромной роли Донского в русской
    истории. Отмечаются его потрясающие
    полководческие способности и
    дипломатическая грамотность.

  3. Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря.Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
    Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

  4. Боевые действия продолжались с переменным успехом. В 1371 г. Дмитрий Иванович отправился в Орду с очень богатыми дарами для темника Мамая и получил от него ярлык. Это позволило московскому князю беспрепятственно совершить поход против Рязани.
    В 1373 г. Дмитрий Иванович успешно отразил очередной поход на Москву Ольгерда. Через два года Михаил Тверской, получив новый ярлык от Некомата, вновь объявил войну Москве. Он рассчитывал на помощь литовских и монгольских войск. Однако помощь не пришла, а Дмитрий Иванович сумел собрать огромную армию, осадил Тверь и вынудил Михаила полностью подчиниться.
    Самостоятельная политика Дмитрия Ивановича озлобила Мамая. Московский князь просто игнорировал ордынские ярлыки, выданные его соперникам. Со второй половины 70-х гг. вновь начались карательные походы монголо-татарских войск. В 1378 г. на берегу р. Вожи русские одержали решительную победу над ордынцами. Мамай стал готовиться к серьезному нашествию. К нему примкнул литовский князь Ягайло. Дмитрий также накапливал силы, собрав под своими знаменами всех князей, кроме Олега Рязанского, перешедшего на сторону Мамая.
    8 сентября 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва, принесшая победу русским войскам. Именно за нее Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.
    Мамай стал готовиться к новому походу, но против него выступил хан Тохтамыш. Одержав победу над Мамаем, Тохтамыш в 1382 г. разорил Москву и вновь наложил на русские земли большую дань.
    Дмитрий Донской понимал, что сил для нового генерального сражения не хватит, поэтому предпочел откупиться от Орды. Вместо этого он начал войну с Олегом Рязанским, но потерпел поражение и заключил мир. В 1386-1387 гг. Дмитрий Донской воевал с Новгородом, получив от него большую дань. Это была последняя война великого князя, умершего в 1389 г.
    Долгое правление Дмитрия Донского нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, московский князь безжалостно разорял русские земли для достижения собственных целей, используя покровительство Орды. С другой стороны, Дмитрий Иванович одержал первую серьезную победу над войсками монголо-татар, предвещающую освобождение Руси от унизительной зависимости.

  5. А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.
    Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.
    Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.
    Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

    Смерть и наследие

    Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.
    Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)
    Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

    Другие варианты биографии

  6. Сочинение «О Дмитрии Донском как земном человеке»
    Работу выполнил Фёдоров Алексей, учащийся 9 класса
    Руководитель методист Молчанова Е.В.
    Изучая жизнь и деятельность великих людей, я замечал, что многое в их характере, в том, какие дела они совершали, как строили свою жизнь, зависело от семьи, от людей, которые их окружали. Поэтому я решил проанализировать жизнь Великого князя Дмитрия Донского с этой стороны, и еще раз убедился, что многое в человеке передается от родителей, от близкого окружения. Недаром русская пословица гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
    Московский князь Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. (Приложение 1) О детстве будущего Великого князя, сына Иоанна Красного и Великой княгини Александры, известно совсем немного. В сознании мальчика рано укоренилась ответственность за собственное высокое происхождение, и этому поспособствовали рассказы родителя о подвигах славных предков, таких как Данила Московский, Александр Невский и т. д.
    Отец Димитрия Иоанн Красный родился 30 марта 1326 года в Москве. (Приложение 2) Свое прозвище «Красный» он получил, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»). Ещё в летописях встречаются и другие имена-прозвища этого князя — «Милостивый», «Кроткий». Согласно дошедшим летописным источникам, Иван Иванович Красный был правитель «тихий, кроткий, милостивый и нечестолюбивый. Жил во всякой тишине, а потому и спокойствие отовсюду имел».
    Именно эти черты характера перенял Дмитрий от отца. Когда Дмитрий шел венчаться на престол княжеский, суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход. Увидев полки Москвы, суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале. Здесь впервые отметили черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии. Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе — Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить того всякой власти и силы… И в самом деле, суздальский князь, заискав в хане Амурате, опять, почти немедленно занял Владимир. Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы… Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова — верный своему неизменному миролюбию, щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.
    Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия (Приложение 3), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Он практически заменил своему подопечному родного отца, поскольку тот ушел из жизни, когда Димитрию было всего только 9 лет. В этом возрасте Димитрий Донской унаследовал отцовское княжество, получив на то разрешение от хана Орды, под игом которого в те времена находилась Русь. Великим князем он стал, будучи 12-летним отроком, то есть в 1362-м году. Как видите, детство Димитрия Донского имело мало общего с таковым обычных детей. Ему рано пришлось стать взрослым не по годам в силу непростых жизненных обстоятельств.
    Духовное воспитание будущего правителя и полководца протекало под влиянием и руководством святителя Московского Алексия. Московский митрополит пользовался огромным уважением в народе. В учительских посланиях он призывал бояр судить по правде и милостиво, а всех русских – поддерживать друг друга. С особым чувством он обличал пьянство, видя в нем «корень злобы, мятеж всякому беззаконию». Он прожил долгую восьмидесятипятилетнюю жизнь, которую целиком посвятил сохранению возможности будущего возрождения Руси. Встав во главе русской митрополии в эпоху ослабления Москвы, митрополит Алексий взял в свои руки бразды не только церковного, но и гражданского правления. Действительно, митрополиту приходилось принимать жесткие решения, чтобы удержать верховенствующее положение Москвы. Но, он не забывал и своего духовного сана, и своих обязанностей попечительства над всей Русью.
    Митрополит Алексий учил с ранних лет великого князя терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов, юный Димитрий, с благословления светителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской, первый ратный поход Димитрия. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью.
    В качестве же основной личной черты Великого князя можно назвать необыкновенную любовь к Богу. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Древний книжник пишет о Димитрии Иоанновиче в похвале ему: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных… Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы каждый день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».
    Главное влияние на воспитание веры в отроке оказал преподобный Сергий Радонежский (Приложение 4). Святитель — один из ближайших людей в великокняжеском доме. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий. В отличие от митрополита Алексия Сергий был далек от дел сильных мира сего. Однако и ему довелось способствовать укреплению власти московского князя. Мудрый старец по просьбе московского князя ездил к суровому князю Олегу Рязанскому и «тихими и кроткими словесы» уговорил его на мир. Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву. Сама идея противостояния Орде питалась и чудотворным наставничеством Сергия Радонежского. «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч», – писал В.О.Ключевский о значении преподобного Сергия для русского народа и государства.
    Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя Дмитрия. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский. Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию — без дополнительной санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Всем детям, в том числе сыновьям (Василию, Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) он завещал слушать во всём после его смерти мать, Евдокию Дмитриевну.
    Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года. Кончина эта поразила всю Русь. Летописи говорят, что долго не умолкали стенания по поводу его смерти, потому что никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим и народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь к славе отечества, справедливость и доброту. Воспитанный как воин, он не имел знаний книжных, но правил государством, благодаря силе разума и характера. Современники особенно удивлялись его скромности, потому что насколько была славной победа на Куликовом поле, насколько Дмитрия осыпали похвалами, а он не заносился и считал, что победой обязан богу и мужеству российских воинов.
    Да, Дмитрий Донской обладал множеством добродетелей. Среди положительных качеств, свойственных великому благоверному князю, были милосердие, великодушие, высокая нравственность, искренняя любовь к народу своей страны. Он с добротой относился к подчиненным, помогал нуждающимся, возводил православные христианские храмы.
    Праведный подвиг князя Дмитрия, отдавшего «душу за други своя», не был забыт верующим народом. Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. По этой причине историки и называют святого князя не иначе, как «держатель русской земли».

  7. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ – 1) герой литературных памятников Древней Руси. Д.Д.- реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г.- великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья – Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г., между Доном и Непрядвой.
    Образ Д.Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы XIV-XV вв. (произведения Куликовского цикла). Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский).
    Прославляется Д.Д. и в «Задонщине» (конец XIV – начало XV в.), которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г. рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д.Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы». Эта же мысль звучит и в словах самого Д.Д.: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю!»
    Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю», содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла – «Сказании о Мамаевом побоище» (сер. XV в.). Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д.Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д.Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д.Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось в XVIII – XIX вв., использовалось писателями нового времени.
    Особое торжественно-риторическое прославление Д.Д. было создано после кончины великого князя – «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского». Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д.Д., плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д.Д. уподобляется библейским пророкам.
    Лит.: Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982; Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987.
    2) Герой трагедии В.А.Озерова «Дмитрий Донской» (1807). Д.Д. Озерова далек от своего исторического прототипа. Факты, изложенные в пьесе, очень условно связаны с событиями Куликовской битвы. Написанная в период наполеоновских войн, когда планы Наполеона относительно России становились все более ясны обществу, трагедия Озерова отвечала патриотическим настроениям публики, что во многом определило ее ошеломляющий успех. Но образ героя вызвал у критиков недоумение. По оценке П.Вяземского, автор, «увлеченный романтическим воображением, нанес преступную руку на самый исторический характер Димитрия и унизил героя, чтобы возвысить любовника». Действительно, сюжет трагедии ставит князя в любовную коллизию как раз перед началом Куликовской битвы. Озеров вводит в действие не существовавшую в истории Ксению, княжну Нижегородскую, которую давно и тайно любит Д.Д. Княжна обещана отцом князю Тверскому, одному из участников битвы. Тверской требует от Д.Д. согласия на венчание в воинском стане перед сражением. Князь страстно любит Ксению и не может дать согласия на ее брак с Тверским. Ксения сама приезжает в войско (историческая фантазия Озерова) и объявляет о своем решении уйти в монастырь, чтобы смягчить конфликт, несвоевременность которого очевидна. Желая упростить ситуацию, Ксения ее безмерно усложняет. Благодаря стратегии Д.Д., упорству русских воинов волею судьбы, битва, описанная в тексте подробно, но являющаяся фоном, выиграна. Тяжело раненный Д.Д. найден на поле битвы. Князь Тверской жертвует своим самолюбием и отказывается от брака с Ксенией.
    Характер Д.Д.- одна из первых удач на пути создания «неправильного», не всегда понятного зрителю героя, идущего своими сюжетными путями, не рассчитывающего на поддержку. Д.Д. Озерова – одинокий путник, неожиданно для себя снискавший славу национального героя.
    На русской сцене роль Д.Д. исполняли А.С.Яковлев (1807), П.С.Мочалов (1820), В.А. Каратыгин (1822).
    Лит.: Вяземский П. О жизни и сочинениях Озерова//
    Сочинения Озерова. СПб., 1828.
    3) Литераторы XIX-XX вв. не раз воссоздавали образ Д.Д. в произведениях различных жанров. Так, после трагедии Озерова появились дума К.Ф.Рылеева «Дмитрий Донской» (1822), героическая поэма А.Орлова «Дмитрий Донской, или Начало российского величия» (1827), сентиментальный роман «Дмитрий Донской», автор которого скрылся за инициалами М.Д. В 1864 г. была опубликована пьеса Д.В.Аверкиева «Мамаево побоище – летописное сказание (картины русской жизни XIV в.)». Великое княжение Д.Д. запечатлели в XX в. и создатели исторических романов. Среди наиболее значительных – романы С.П.Бородина «Дмитрий Донской» (1941), Ф.Шахмагонова «Ликуя и скорбя» (1980), Ю.Лощица «Дмитрий Донской» (1980), Д.Багашова «Отречение» (1990). На события 1380 : откликнулись многие поэты (Л.Трефолев, Шайков, А.Блок, С.Викулов, Н.Старшинов, Л.Бажан, В.Сидоров, В.Сорокин, В.Саянов) и удожники (А.П.Бубнов, П.Д.Корин, И.Глазуов, В.Назарук).
    Лит.: Афанасьев Э.Л. Куликовская битва в изображении русских писателей XVIII в. // ШЛЯ. 1980. 39. №4. С.291-300; Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *