Сочинение на тему дневниковые записи

9 вариантов

  1. Мои дневниковые записи

    9  ноября. 21.00
    Я собираюсь спать. Только что я смотрела в ок­но — на улице все по-прежнему. Все также блестят замерзшие лужи, чернеет застывшая земля, кото­рая, как и все мы, ждет снега. Сегодня я гуляла со своей подругой Надей. Нам было не очень весело: на улице холодно, пустынно. Не покрывшаяся сне­гом земля выглядела сиротливо. Очень скоро мы разошлись по домам.
    10  ноября. 8. 00.
    Едва проснувшись, я подошла к окну и — о чу­до! Картина улицы меня поразила. Вся наша ули­ца, тротуары и мостовая, крыши домов — все было покрыто снегом. Свежий, кристально белый, он нарядил мир. У меня в голове проносилась только одна мысль: «Скорее на улицу!» Я выскочила из комнаты на кухню и продекламировала удивлен­ной маме строки из Фета:
    Мама! глянь-ка из окошка —
    Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело —
    Видно, есть мороз.
    Мама рассмеялась и чмокнула меня в нос, я за каких-то пятнадцать минут успела умыться, по­завтракать, одеться — и вот я уже на улице.
    Я намеревалась зайти за Надей, но она вместе с другой нашей подругой Викой уже шли навстре­чу мне. Весело приветствовав друг друга, мы, не стесняясь никого, просто принялись танцевать от радости прямо среди улицы.
    Дома на нашей улице, выкрашенные в теплый желтый цвет, преимущественно двух- и трехэтаж­ные, теперь осыпанные снегом, казались сказоч­ными домиками.
    Огромный старый клен, не успевший сбросить все свои листья, теперь добавил к остаткам своего наряда в виде желто-красных листьев и небольшой покров снега на ветвях. Клен показался нам удив­ленным. Мы, смеясь, кричали ему: «Все, зима пришла!» Человек в телефонной будке изумленно смотрел на нас, продолжающих веселиться. Он, хотя и казался удивленным, но улыбался, глядя на нас, и что-то оживленно рассказывал в телефон­ную трубку.
    Единственный, кто не очень оценил перемены в погоде — пудель Вики по кличке Филя. Он не только не принял по обыкновению никакого уча­стия в нашем веселье, но и даже отбежал в сторо­ну, вытянулся и застыл, принюхиваясь к снегу.
    А снег действительно пах! Он пах новизной, све­жестью и Новым годом. Его не успели еще убрать с дороги уборочные машины, потому асфальта не было видно. И теперь без асфальта улица напоми­нала лесную поляну, занесенную снегом. И мы, счастливые, на этой «поляне» распевали новогод­ние песни, декламировали пришедшие на память стихотворения о снеге и зиме, пытались даже ле­пить снежную бабу.
    Снег продолжал потихоньку падать. Тихий, не­смелый, он будто боялся слетать на землю, будто знал, что почти всегда первый снег тает, не лежит долго. Знали это и мы, но все равно продолжали радоваться ему, такому долгожданному.

  2. Мои дневниковые записи

    9P ноября. 21.00
    Я собираюсь спать. Только что я смотрела в ок]но на улице все по-прежнему. Все также блестят замерзшие лужи, чернеет застывшая земля, кото]рая, как и все мы, ждет снега. Сегодня я гуляла со своей подругой Надей. Нам было не очень весело: на улице холодно, пустынно. Не покрывшаяся сне]гом земля выглядела сиротливо. Очень скоро мы разошлись по домам.
    10P ноября. 8. 00.
    Едва проснувшись, я подошла к окну и о чу]до! Картина улицы меня поразила. Вся наша ули]ца, тротуары и мостовая, крыши домов все было покрыто снегом. Свежий, кристально белый, он нарядил мир. У меня в голове проносилась только одна мысль: «Скорее на улицу!» Я выскочила из комнаты на кухню и продекламировала удивлен]ной маме строки из Фета:
    Мама! глянь-ка из окошка
    Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело
    Видно, есть мороз.
    Мама рассмеялась и чмокнула меня в нос, я за каких-то пятнадцать минут успела умыться, по]завтракать, одеться и вот я уже на улице.
    Я намеревалась зайти за Надей, но она вместе с другой нашей подругой Викой уже шли навстре]чу мне. Весело приветствовав друг друга, мы, не стесняясь никого, просто принялись танцевать от радости прямо среди улицы.
    Дома на нашей улице, выкрашенные в теплый желтый цвет, преимущественно двух- и трехэтаж]ные, теперь осыпанные снегом, казались сказоч]ными домиками.
    Огромный старый клен, не успевший сбросить все свои листья, теперь добавил к остаткам своего наряда в виде желто-красных листьев и небольшой покров снега на ветвях. Клен показался нам удив]ленным. Мы, смеясь, кричали ему: «Все, зима пришла!» Человек в телефонной будке изумленно смотрел на нас, продолжающих веселиться. Он, хотя и казался удивленным, но улыбался, глядя на нас, и что-то оживленно рассказывал в телефон]ную трубку.
    Единственный, кто не очень оценил перемены в погоде пудель Вики по кличке Филя. Он не только не принял по обыкновению никакого уча]стия в нашем веселье, но и даже отбежал в сторо]ну, вытянулся и застыл, принюхиваясь к снегу.
    А снег действительно пах! Он пах новизной, све]жестью и Новым годом. Его не успели еще убрать с дороги уборочные машины, потому асфальта не было видно. И теперь без асфальта улица напоми]нала лесную поляну, занесенную снегом. И мы, счастливые, на этой «поляне» распевали новогод]ние песни, декламировали пришедшие на память стихотворения о снеге и зиме, пытались даже ле]пить снежную бабу.
    Снег продолжал потихоньку падать. Тихий, не]смелый, он будто боялся слетать на землю, будто знал, что почти всегда первый снег тает, не лежитPдолго. Знали это и мы, но все равно продолжали радоваться ему, такому долгожданному.
    20. 00.
    Весь день мы с подругами провели на улице, за]ходили домой только для того, чтобы пообедать. Мы встретились почти со всеми одноклассниками, которые также не смогли усидеть в такую погоду дома. День прошел просто замечательно. Оказав]шись дома, я продолжала декламировать свое лю]бимое стихотворение Брюсова о первом снеге:
    Это область чьей-то грезы,
    Это призраки и сны!
    Все предметы старой прозы Волшебством озарены.
    Экипажи, пешеходы,
    На лазури белый дым.
    Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым…
    Мама, услышав меня, грустно улыбнулась и сказала, что на улице потеплело и к утру снег ра]стает. Я не расстроилась нисколько ведь это был первый снег. А это значит скоро зима, скоро Новый год и новогодние каникулы!

    На этой странице искали :

    Сочинение в форме дневниковой записи
    сочинение в виде дневниковой записи
    сочинение на тему дневниковые записи
    дневниковые записи сочинение
    дневниковые записи

  3. Мои дневниковые записи
    9 ноября. 21.00
    Я собираюсь спать. Только что я смотрела в ок­но — на улице все по-прежнему. Все также блестят замерзшие лужи, чернеет застывшая земля, кото­рая, как и все мы, ждет снега. Сегодня я гуляла со своей подругой Надей. Нам было не очень весело: на улице холодно, пустынно. Не покрывшаяся сне­гом земля выглядела сиротливо. Очень скоро мы разошлись по домам.
    10 ноября. 8. 00.
    Едва проснувшись, я подошла к окну и — о чу­до! Картина улицы меня поразила. Вся наша ули­ца, тротуары и мостовая, крыши домов — все было покрыто снегом. Свежий, кристально белый, он нарядил мир. У меня в голове проносилась только одна мысль: «Скорее на улицу!» Я выскочила из комнаты на кухню и продекламировала удивлен­ной маме строки из Фета:
    Мама! глянь-ка из окошка —
    Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело —
    Видно, есть мороз.
    Мама рассмеялась и чмокнула меня в нос, я за каких-то пятнадцать минут успела умыться, по­завтракать, одеться — и вот я уже на улице.
    Я намеревалась зайти за Надей, но она вместе с другой нашей подругой Викой уже шли навстре­чу мне. Весело приветствовав друг друга, мы, не стесняясь никого, просто принялись танцевать от радости прямо среди улицы.
    Дома на нашей улице, выкрашенные в теплый желтый цвет, преимущественно двух- и трехэтаж­ные, теперь осыпанные снегом, казались сказоч­ными домиками.
    Огромный старый клен, не успевший сбросить все свои листья, теперь добавил к остаткам своего наряда в виде желто-красных листьев и небольшой покров снега на ветвях. Клен показался нам удив­ленным. Мы, смеясь, кричали ему: «Все, зима пришла!» Человек в телефонной будке изумленно смотрел на нас, продолжающих веселиться. Он, хотя и казался удивленным, но улыбался, глядя на нас, и что-то оживленно рассказывал в телефон­ную трубку.
    Единственный, кто не очень оценил перемены в погоде — пудель Вики по кличке Филя. Он не только не принял по обыкновению никакого уча­стия в нашем веселье, но и даже отбежал в сторо­ну, вытянулся и застыл, принюхиваясь к снегу.
    А снег действительно пах! Он пах новизной, све­жестью и Новым годом. Его не успели еще убрать с дороги уборочные машины, потому асфальта не было видно. И теперь без асфальта улица напоми­нала лесную поляну, занесенную снегом. И мы, счастливые, на этой «поляне» распевали новогод­ние песни, декламировали пришедшие на память стихотворения о снеге и зиме, пытались даже ле­пить снежную бабу.
    Снег продолжал потихоньку падать. Тихий, не­смелый, он будто боялся слетать на землю, будто знал, что почти всегда первый снег тает, не лежит долго. Знали это и мы, но все равно продолжали радоваться ему, такому долгожданному.
    20. 00.
    Весь день мы с подругами провели на улице, за­ходили домой только для того, чтобы пообедать. Мы встретились почти со всеми одноклассниками, которые также не смогли усидеть в такую погоду дома. День прошел просто замечательно. Оказав­шись дома, я продолжала декламировать свое лю­бимое стихотворение Брюсова о первом снеге:
    Это — область чьей-то грезы,
    Это — призраки и сны!
    Все предметы старой прозы Волшебством озарены.
    Экипажи, пешеходы,
    На лазури белый дым.
    Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым…
    Мама, услышав меня, грустно улыбнулась и сказала, что на улице потеплело и к утру снег ра­стает. Я не расстроилась нисколько — ведь это был первый снег. А это значит — скоро зима, скоро Новый год и новогодние каникулы!
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  4. июня – вызов на дуэль.
    Грушницкий «довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы» В «Журнале» должны присутствовать следующие даты. Первая запись, связанная с пребыванием Грушницкого на водах, относится к 4-5 мая (Грушницкий приехал в Пятигорск).
    В романе помещён «Журнал Печорина», охватывающий события, предшествовавшие появлению Печорина в крепости. Оказавшись в горной крепости под началом Максима Максимыча, Печорин продолжает свой дневник: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости… Скучно! Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями». Часть «Журнала» – повесть «Фаталист» – вошла в роман, но охватывает только две недели. Воссоздайте, используя повесть «Бэла», оставшуюся часть. Подумайте, о чём и о ком мог написать Печорин в своём «Журнале».
    дневник, написанный от лица литературного героя.
    Дневник, написанный от лица литературного героя, – это дневник-стилизация, который предполагает хорошее знание текста, психологии героя, умение передать речь персонажа. Если дневник человека – это «инобытие личности» (Ю.М.Лотман), то на время написания дневника Вам надо стать Печориным или Грушницким, Болконским или Безуховым, Родионом Раскольниковым или Дмитрием Ионычем Старцевым. При этом следует помнить, что не все литературные герои склонны вести дневник. Будет ошибкой, если Вы напишите дневник от лица Обломова (герой романа И.А.Гончарова давно «отвык деловые письма писать», не то что дневник), но вполне естественен дневник Ольги Ильинской и Андрея Штольца. При этом дневник последнего будет отражением его русско-немецкой души.
    Освоив сочинение такого рода, можно перейти и к другим дневникам. «Журнал Печорина»: продолжение, написанное им в крепости (по повести «Бэла»).
    Обратим внимание и на стиль «Журнала» Грушницкого. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые, пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», – говорит Печорин о Грушницком.

  5. Смотря на крест, венчающий купол колокольни, я ощущаю его некую фантомность, он как бы растворяется в небе, становясь полупрозрачным. По спине бродит ощущение зимнего холода, до настоящей весны еще далеко. Сама церковь и окружающие её дома до сих пор слегка припорошены снегом.
    Дорога доходит до церкви и расходится от нее в разные стороны. Смотрю на лишенные листвы ветви деревьев, покрытые морозной белизной, и хочется, чтоб побыстрее пришла весна, чтоб они очнулись ото сна и выпустили нежные листочки. В это время мне остро не хватает цветов. Хорошо, что дома вокруг не серые, они светло-зеленые и желтоватые, а сама церковь – розовая. В сочетании с сиреневатым оттенком неба они словно согревают, помогают отвлечься от унылого пейзажа.
    Взгляд на эту красивую церковь пробуждает во мне воспоминание о светлом празднике Вознесения. Между тяжелыми облаками уже проглядывает бирюзовое весеннее небо. Я думаю, в том, что церковь так выделяется среди прочих построек, заключен определенный символизм. Ее яркий цвет символизирует разгорающуюся в сердцах людей веру, несмотря на все проблемы и бытовые заботы.
    Мы простояли здесь всего около двадцати минут и успели замерзнуть, но в моей душе пронеслась целая гамма чувств. Церковь является символом чего-то светлого и высокого, что есть в каждом из нас, важно только это хоть иногда вспоминать и возрождать в своей душе.

  6. 1 марта. 2000 г. Сегодня был день, который перевернул всю мою жизнь. Сегодня я увидела такое светлое и прекрасное, что улыбка невольно появилась на моем лице, впервые за многие месяцы.
    Утро. Серое и туманное. Из анабиоза я так и не вышла, нет никакого интереса к жизни, все кажется бессмысленным, как будто безысходность витает в воздухе. И вот первый день весны, не то что бы я ждала чего-то особенного, но по-моему вообще время года не влияет на мое счастье,хотя все же хотелось верить, что мое существование будет чуточку светлее. Но нет, все тот же грязный снег, те же безликие люди, то же серое, тяжелое небо.
    Я почти не выхожу из дома и ни с кем не общаюсь, все потеряло смысл. Как будто важная часть меня ушла, не то что меня, важная часть мира исчезла, растворилась в воздухе…
    А ведь действительно, так и есть. Бабушка, дорогая и любимая, сопровождающая меня всю жизнь, Та которая смогла выслушать и понять, ушла из этого мира. 28 сентября 2000 года.” Мне бесконечно жаль”-эти слова не смогут отразить моего состояния, они даже звучат слишком громко и неуместно.
    Мне очень плохо. Плохо от того, что я больше никогда ее не увижу, никогда не извинюсь, никогда не смогу ее обнять. А знаете, извиняться есть за что. За непонимание,укоры, эгоистичность. Только сейчас я понимаю , как глупа была,насколько ее не ценила.
    Я медленно подошла к окну и открыла его. Лицо обдувал холодный ветер, в воздухе совсем не”витал” март. Мой взор упал на маленькую церковь. Никогда раньше не придавала значение ее существованию. И вот сейчас я смотрю на нее понимаю, что это та самая церковь, куда так часто ходила бабушка.
    Создавалось ощущение, будто она не из этого города, она не с этой знакомой улицы, настолько светлой она была. Персиковые стены, золотой купол и множество окон. Ко входу шла одинокая фигура женщины в платье-это очень напомнило мне то, как много раз видела бабушку, заходившую в эту самую церковь, и тут меня осенило. Я встала на подоконник улыбнулась в небо и прошептала: “Я люблю тебя бабушка, прости меня”. И знаете,на улице стало теплее, а на моей душе легче. Над Москвой засияла радуга. Жизнь обретала утраченные краски. Мне кажется,что бабушка услышала меня и простила.
    Я снова научилась видеть светлое и радоваться мелочам. Теперь, когда мне плохо я смотрю на эту церковь, и мне становится легче. Про себя я прозвала её “церковью Надежды”

  7. 5-й этап – XIX – начало XX в. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз). 6-й этап – XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. На развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе. Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.


  8. Образовательные цели
    :
    познакомить учащихся с разными типами
    дневников, их назначением, особенностями
    ведения;
    учить правильному оформлению дневниковых
    записей.

    Оформление:

    различные виды дневников, произведения и
    дневники писателей, поэтов современных и XIX, XX
    веков,
    пейзажи художников Якутии,
    видеоматериал о посещении памятных мест Якутии;
    на партах учащихся лежат необходимые для работы
    тексты.

    Слово учителя
    : Здравствуйте, ребята. Сегодня
    необычный урок. Мы с вами отправимся в необычное
    путешествие, произойдёт встреча с новым, а
    именно…об этом мы узнаем через несколько минут.
    Устраивайтесь поудобнее, приготовьте тетради,
    ручки для будущих записей.
    Начнем урок с речевой разминки. Чтение
    стихотворение С. Махотина. (Читает ученица)
    Два дневника

    В комнате пахнет грозой!
    Но пока
    Намертво спрятаны два дневника.
    В первом,
    Который под шубой лежит,
    Красная двойка от гнева дрожит,
    Тайна, записка, прогулка к реке –
    Все это есть во втором дневнике.
    Только никто никогда не найдет
    Этот потрепанный синий блокнот:
    Будет чуть позже записано в нем:
    “Двойка.
    Признался.
    Наказан ремнем.
    Десять часов я не виделся с ней…
    Ночь.
    До каникул четырнадцать дней!”
    – О чем оно? О каких дневниках в нем идет речь?
    – Какое настроение чувствуется в начале
    стихотворения?
    – Какие слова его создают? (Чувство напряженного
    ожидания возмездия за двойку: “пахнет грозой”,
    “намертво спрятаны” “красная двойка от гнева
    дрожит”.)
    Каким настроением проникнута вторая часть
    стихотворения? Как это отражается на языковых
    средствах?
    Вывод. В начале стихотворения С. Махотина
    передаётся содержание последней дневниковой
    записи, затем тревожное напряжение, и после
    признания и заслуженного наказания – отрывистые
    фразы записей. Но среди них есть недоговоренная
    строка о личном, о своём: “Десять часов я не
    виделся с ней…”.

    II. Работа по теме.

    1. Догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет
    о разных видах дневников. Запишите в тетради
    сегодняшнюю дату, тему урока.
    – От какого слова образовалось слово дневник!
    (день)

    – Найдите в «Толковом словаре русского
    языка» С.И. Ожегова определение слова дневник.
    а) дневникэто ученическая тетрадь для
    записи заданных уроков и для отметок об
    успеваемости и поведении.
    (Это тот самый дневник, в котором “красная
    двойка от гнева дрожит” и который нам хорошо
    известен);
    б) дневник – это записи о каждодневных
    делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня
    в день.
    (Это и есть тот второй дневник, о котором
    говорится в стихотворении С. Махотина).
    – С какими типами дневников вы знакомы?
    (Дневник наблюдений, путевой дневник, личный
    дневник).
    Исходя из названия (названия условные),
    объясните назначение каждого из дневников
    разных типов.
    – Дневники наблюдений ведутся на уроках
    природоведения, в них отмечаются ежедневные
    наблюдения за состоянием природы.
    – Путевые дневники ведутся во время
    путешествий.
    – Личные дневники включают записи значительных
    событий в личной и общественной жизни человека,
    рассказывают о настроении пишущего, чувствах по
    поводу их переживаний; личный дневник помогает в
    самопознании и самовоспитании.
    Задание. Определите главную мысль текста.
    Многие люди – и ребята, и взрослые – ведут
    дневники. Это потребность души – записать
    событие, впечатление, раздумья. Запись
    становится молчаливым собеседником, другом, с
    которым делищься.
    Тетрадка – спутница, тетрадка – копилка –
    какая же это замечательная штука! На её
    страницах, словно бы пойманной строкой,
    продолжает жить; вьются туристические строки, по
    которым ты прошёл, опять звучат шаги и голоса; и
    спор, задевший тебя, зовёт вникнуть в него
    поглубже. И всё, что вокруг, и всё, что в тебе
    самом, – всё отражает дневник.
    Хорошие люди живут рядом с нами. Рядом с каждым
    из нас. Пусть и ваши дневники станут правдивыми
    свидетельствами о нашем времени, о его людях, а
    значит, и о вас самих. (По Э. Цюрюпе)
    Определите, из каких типов дневников взяты
    следующие записи. Свой ответ аргументируйте.
    Текст № 1
    26 ноября, в три часа утра, “Наутилус” пересек
    тропик Рака под 172′ долготы. 27 ноября мы миновали
    Сандвичевы острова, где 14 февраля 1779 года погиб
    знаменитый капитан Кук. (Жюль Верн)
    (Дневник путевой)

    Текст № 2
    189… июля 18.
    Слава тебе, господи! Вот и каникулы! Вот,
    наконец, я и дома… Да! Нужно, подобно мне,
    позубрить круглый год уроки, ежедневно, да еще по
    два раза а день, – за исключением, разумеется,
    праздников, – в душной комнате, в кружке шести
    человек товарищей, погнуться до полночи над
    запачканною тетрадкой или потрепанной книгой,
    позубрить греческий и латинский языки, геометрию
    и прочее, прочее. Нужно, говорю я, все это пережить
    и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть
    теплого, гостеприимного, родного уголка…
    Батюшка мой такой тихий, такой незлопамятный!
    Если и случается мне что-нибудь набедокурить, он
    покачает головою, сделает легкий упрек – и
    только…
    Однако пора обедать. После обеда завалюсь спать
    и просплю до вечера, просто -наслаждение!..(И.С.
    Никитин)
    ( Личный дневник)

    – Чаще всего личные дневники пишутся “для
    себя”, т. е. не предназначаются для посторонних
    глаз. Но иногда человек сам или после его смерти
    близкие публикуют дневниковые записи. Это в
    основном касается личных дневников писателей,
    ученых, общественных деятелей, педагогов, чьи
    мысли и рассуждения могут быть интересны и
    современникам, и потомкам. Иногда писатели
    намеренно оформляют свои произведения в форме
    дневниковых записей, так более достоверно
    выглядят события, более понятными становятся
    поступки героев, их мысли и чувства.
    Прочитайте отрывок из повести, написанной в
    форме дневника. Вспомните ее название и автора.
    Двадцать восьмое мая!
    У меня сегодня очень радостный день: занятия в
    школе окончились, я перешел в следующий класс с
    одними пятерками.
    Завтра начинаются каникулы. Я задумал во время
    каникул вести дневник. Мама сказала, что подарит
    мне вечную ручку, если я буду вести дневник
    аккуратно. Я купил толстую общую тетрадь в синей
    обложке и решил аккуратно записывать в эту
    тетрадь разные интересные случаи. Как только
    случится что-нибудь интересное, я сейчас же
    запишу. Кроме того, буду записывать свои мысли.
    Буду думать о разных вещах, и, как только в голову
    придет хорошая мысль, я тоже её запишу.
    Сегодня еще ничего интересного не случилось.
    Мыслей тоже пока еще не было. (Повесть Н. Носова
    “Дневник Кола Синицына”)

    Ребята, путешествие всегда интересно встречами
    с новыми людьми, их рассказами о себе, о других. Вы
    математический класс, поэтому мне хотелось
    познакомить вас с Владимиром Ивановичем
    Вернадским – учёным с мировым именем. В мае 27
    числа 1892 года он записал в своём дневнике: «Какая
    важная вещь «гигиена мысли». Мне кажется, это
    важнее всего в жизни, потому что этим достигается
    стремление к гармонии и чувство гармонии
    создаётся человеком этим путём…»
    Другое имя – Юрий Анненков. Это блестящий
    график, живописец, театральный художник.
    Благодаря его «Дневнику встреч» мы с вами
    продолжим знакомство на уроках литературы с
    замечательными русскими писателями и поэтами.
    А с какими вы, ребята, познакомились дневниками.
    Расскажите.
    (Ответы разнообразны. Учащиеся приводят
    примеры дневников Л.Н. Толстого, письма И.С.
    Тургенева и других, читают заветные страницы.)
    Следующая остановка – следующее задание.
    Просмотрите еще раз все предложенные фрагменты
    дневниковых записей.
    Что общего в их оформлении?
    1. Дата записи: число, месяц, год (иногда
    указывается место и время).
    2. Содержание записи:
    а) интересные события в личной и общественной
    жизни;
    б) переживания по поводу этих событий;
    в) рассуждения по поводу актуальных и интересных
    жизненных проблем.
    Что представляет собой каждая дневниковая
    запись? Ответ обоснуйте.
    (Текст: предложения связаны по смыслу; каждую
    запись можно озаглавить.)
    В каком стиле речи могут вестись записи в
    дневниках?
    (В дневнике наблюдений – в научном,
    научно-популярном, художественном;
    в личном дневнике – в художественном и
    разговорном;
    в путевом дневнике – в научно-популярном,
    художественном.)

    Дайте определение каждого из стилей.
    Научный – стиль, в котором сообщаются научные
    сведения, объясняются факты.
    Научно – популярный – научный стиль с
    элементами других стилей речи.
    Художественный – писатель рисует словами
    какие – то картины и образы.
    Разговорный – используется для того, чтобы
    обменяться сведениями, мыслями или поделиться
    чувствами с близкими.
    Определите тип речи предложенных дневниковых
    записей. (У Жюль Верна и Н. Носова – повествование;
    у И.С. Никитина – рассуждение).

    Дайте определение типов речи:
    Повествование – это…
    Описание – это…
    Рассуждение – это…
    ВЫВОД (делает ученик)
    Итак, дневниковые записи представляют собой
    тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они
    включают и повествование, и рассуждение, и
    описание. Хотя повествование предпочтительнее
    при изложении событий, рассуждение – при
    размышлении по их поводу, а описание чаще
    встречается в путевых дневниках. Путешествие не
    оставляет без разговора, часто задушевного,
    когда человек раскрывается совсем с другой
    стороны.
    Ребята, спрашивали ли вы когда-нибудь самого
    себя, что вы за человек, каким хотите стать?
    Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда
    важно выбрать, определить для себя те
    нравственные законы, по которым вы будете
    стремиться жить. В вашем возрасте это трудно
    сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих
    сложных вопросах многим людям помогали и
    помогают дневники, в которых человек
    раскрывается сам перед собой без прикрас.
    Сегодня мы познакомимся с отрывками из
    дневника юного Льва Толстого.
    Слово ученика.
    Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет, и
    последние записи сделал за несколько дней до
    смерти. Чем интересны дневники юного Толстого?
    Это замечательный пример того, как человек
    формировал самого себя, свою личность, какие
    высокие задачи ставил перед собой и, сознательно
    борясь с недостатками, прокладывал свой
    жизненный путь. Недостатки при этом не только
    обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с
    ними нельзя бороться. В дневниках юного Толстого
    поражает запредельная искренность. В них он
    анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит
    свои наблюдения и мысли, определяет цели и задачи
    своей жизни.
    Давайте, ребята, прочитаем строчки из
    дневниковых записей Л.Н. Толстого, попробуем
    найти те места, где писатель определил для себя
    основные правила, главную цель своей жизни..
    24 марта!847 г,
    Я много переменился; но все еще не
    достиг той степени совершенства (в занятиях),
    которого бы мне хотелось достигнуть. Я не
    исполняю того, что себе предписываю; что
    исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю
    памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила,
    которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели
    я буду им следовать. 1),Что назначено непременно
    исполнить, то исполняй, несмотря не смотря ни на
    что.2)Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда
    не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а
    старайся сам вспомнить. 4)Заставь постоянно ум
    твой действовать со всею ему возможною силою…
    7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника,
    потому что не видал пользы от него. Теперь же,
    когда я занимаюсь развитием своих способностей,
    по дневнику я буду в состоянии судить о ходе
    этого развития. В дневнике должна находиться
    таблица правил, и в дневнике должны быть тоже
    определены мои будущие деяния.
    8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех
    пор, как начал заниматься собой, однако еще я
    весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься
    в усовершенствовании самого себя, тем более
    видишь в себе недостатков, и правду сказал
    Сократ, что высшая степень совершенства.
    Человека есть знать то, что он ничего не знает.
    14 июня I850 г.
    Опять принялся я за дневник и
    опять с новым рвением… Может быть, опять брошу;
    зато приятное занятие и приятно будет перечесть,
    так же, как приятно перечесть старые…
    …По дневнику весьма удобно судить о самом себе.
    Потом, так как я нахожу необходимым определять
    все занятия вперёд, то для этого тоже необходим
    дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой
    образ жизни вперед, не н.a один день, а на год, на
    несколько лет, на пса жизнь даже; слишком трудно,
    почти невозможно; однако попробую, сначала на
    день, потоп на два дня — сколько дней я буду верен
    определениям, на сколько дней буду задавать
    себе вперед…
    8 декабря 1850 г.
    …Заметил в себе важную
    перемену: я стал более
    уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я
    полагаю, что это оттого,
    что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь, я
    мог себя оценить и приобрел сознание своего
    достоинства, которое так много облегчает от
    ношения людей.
    7марта 1851 <: .
    Нахожу для дневника, кроме
    определения будущих действий, полезную цель, —
    отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей,
    от которых хочешь исправиться.21 сентября 1855 г.
    …Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и
    цели условные — слава литературная, основанная
    на пользе, добре ближнему.
    Ответы учащихся.
    Богатство, основанное на трудах, полезных для
    ближнего, и направленное для добра.
    Слава служебная, основанная на пользе
    отечества. В дневнике буду разбирать, I) что я
    делал каждый день и 2) сколько раз не исполнил
    предназначенного.
    3. Я мог себя оценить и приобрел сознание своего
    достоинства, которое так много облегчает от
    ношения людей.
    4 …По дневнику весьма удобно судить о самом
    себе, так как я нахожу необходимым определять все
    занятия вперёд, то для этого тоже необходим
    дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой
    образ жизни вперед, не не один день, а на год, на
    несколько лет, на жизнь
    Часто писатель раскрывает характер героев
    через их дневниковые записи, через внутренние
    монологи, предоставляет слово рассказчику. Героя
    рассказа Л. Толстого « После бала» Ивана
    Васильевича волнуют нравственные и общественные
    проблемы, он старается узнать, каковы моральные
    принципы общества, критерии оценки добра и зла,
    на чём держится армия, офицером которой он мечтал
    стать.
    – Вспомните, как изменилась жизнь И.В. после
    случая с татарином?
    (Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь
    «неучастия во лжи». Это путь нравственного
    самоусовершенствования, внутреннего
    противостояния общественному злу).
    Найдите определение слову нравственность по
    словарю Ожегова.
    Нравственность – это…
    А по Л. Толстому?
    (По Толстому, «нравственность не может быть ни
    на чём ином основана, кроме как на сознании себя
    духовным существом, единым со всеми другими
    существами и со всем. Если человек не духовное, а
    телесное существо, он неизбежно живёт только за
    себя, а жизнь для себя и нравственность
    несовместимы.)
    Вспомните, как прозвучала оценка И.В. одним из
    слушателей?
    («Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились.
    Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не
    было». Герой живёт в согласии со своей совестью,
    наставляя ближних на путь добра. Не личное
    счастье, любовь, а поиск Истины добра – смысл его
    жизни.)
    ( Вывод учащихся, прозвучавший на уроке,
    позволил мне, учителю, увидеть, что многие ребята
    согласны с высказыванием Л.Н. Толстого, другие
    заняли позицию некоторых наших современников).
    Предлагаю перечитать дневниковые записи
    писателей.
    Домашнее задание
    Мне хотелось, чтобы вы поразмышляли над
    дневниковыми записями знаменитого писателя,
    попытались с помощью импровизированного
    дневника познать самого себя, увидеть
    недостатки, слабости и что-то при необходимости
    изменить в себе.
    Может быть, для начала сделаете запись в форме
    письма незнакомому сверстнику, где
    представитесь и расскажите о себе — кто вы, где и
    как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь,
    что вас влечет, какие люди играют значительную
    pоль в вашей жизни, чем они привлекают вас,
    прочитайте написанное, посмотрите на себя как бы
    со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у
    вас человек из письма.
    А, может быть, это будут строчки о сегодняшнем
    уроке – путешествии. Я и ребята с удовольствием
    послушаем вас, если вы, конечно, доверите нам свои
    записи. Ведь личный дневник читается только с
    разрешения Владельца.
    Сегодняшний урок я хотела бы закончить
    отрывком из коллективного дневника учителей
    нашей школы, побывавших в январе месяце прошлого
    года в путешествии в Кемпендяй, в спортивно-
    оздоровительный комплекс «Кырбый уйата»
    Рефлексия
    Читаю отрывок и прошу ответить на вопросы:
    заинтересовало ли вас то, о чём здесь
    говорилось,
    хотелось бы вам побывать в этих местах,
    каков тип данного дневника?
    ПОЕЗДКА В КЕМПЕНДЯЙ
    Раннее утро. У подъезда средней школы № 20
    останавливается автобус с учителями,
    вернувшимися из поездки в Кемпендяй. А на
    следующий день в коридорах школы то и дело
    слышатся вопросы: «А Вы тоже были в Кемпендяе?
    Интересно там было? А что Вы там делали?». И в
    ответ восторженные слова: «Там было отлично!».
    До поездки многие приготовили фотоаппараты и
    кинокамеры, чтобы запечатлеть все этапы
    долгожданного путешествия.
    Дорога в Мирный многим была уже знакома, и
    всё-таки то и дело слышались восторженные
    восклицания. Учителя радовались, как дети. Чем
    дальше от Удачного, тем красивее становился
    окружающий пейзаж: постепенно лиственницы
    уступили место ёлочкам и берёзам, а те, усыпанные
    снегом, были сказочно красивы и навевали
    ностальгическую грусть. И вот уже на смену
    записям модных шлягеров зазвучало:
    … Главное, ребята, сердцем не стареть…,
    … Комсомольцы – беспокойные сердца…,
    … Под крылом самолёта о чём-то поёт
    Зелёное море тайги…
    и другие песни, которые приходили на память.
    Двенадцатичасовая поездка до Мирного прошла
    под девизом «А путь и далёк, и долог…». В город
    приехали поздним вечером А посещение школы № 12
    вызвало у наших учителей нотки белой зависти. Все
    наперебой просили показать кабинеты, залы,
    столовую, библиотеку. Смотрели внимательно,
    стараясь запомнить особенности оформления,
    фотографировали стенды, выставки.
    Путешествие из Мирного в Кемпендяй – «езда в
    незнаемое». Остановка в с. Тойбохой – экскурсия в
    историко-краеведческий музей. Прекрасное новое
    здание музея, возведённое компанией АЛРОСА,
    интересные экспозиции (особенно поражают
    курьёзы природы), доброжелательные экскурсоводы,
    готовые дать ответ на любой вопрос не могли
    никого оставить равнодушным.
    Следующая остановка в с. Сунтар, центре
    Сунтарского улуса. Как приятно ощущать себя
    долгожданным гостем, чувствовать заботу и
    внимание, которым ненавязчиво окружают тебя в
    таком длительном путешествии.
    В селе Эльгяй ещё один музей. Да какой!
    Эльгяйский региональный музейно-экологический
    центр им. Б.Н. Андреева (ЭРМЭЦ). Переходя из зала в
    зал, переносишься из одной
    природно-климатической зоны в другую. Вот перед
    вами тропики, далее степи и саванны, горные
    области, птицы Вилюйского края – всего 18
    экспозиций, раскрывающих особенности
    зонально-ландшафтных комплексов Земли.
    Каждый имел возможность не только подробно
    рассмотреть наиболее заинтересовавшее его
    животное, но даже потрогать его и
    сфотографироваться рядом.
    После посещения музея в автобусе долго
    обсуждали энтузиазм его работников, по крупинкам
    собирающих выставочный материал, масштабность
    представленных экспозиций. Сожалели, что у наших
    учеников нет возможности увидеть всю эту
    красоту.
    Поздней ночью прибыли в пункт назначения –
    спортивно-оздоровительный комплекс «Кырбый
    уйата» в с. Кемпендяй. Разместились в деревянных
    домиках. Праздничный ужин – открытие, сауна. А
    наутро наконец осмотрелись. Неповторимая
    красота окружающей природы привела всех в
    восторг: светлая древесина домиков ярко
    выделялась на фоне высоких заснеженных елей и
    сосен, пронизанных лучами солнца. Кажется:
    отойдёшь ещё немного в сторону – и попадёшь в
    сказку. Стоя на крутом берегу реки Кемпендяй,
    видишь огромные пространства, покрытые
    заснеженными лесами. Прозрачный воздух. Тишина.
    Только снег хрустит под ногами…
    Осталось посетить Музей истории поисков
    якутских алмазов в селе Крестях. Руководитель и
    основатель музея Конобулова М.Х. даже предложила
    остаться у них в посёлке на несколько дней, чтобы
    познакомиться поближе. К сожалению, нам пора было
    возвращаться домой.
    На обратном пути в город Мирный всем хотелось
    поделиться своими впечатлениями, ещё раз
    поблагодарить инициаторов и организаторов этого
    незабываемого путешествия. Сыпались
    предложения, высказывались мнения.
    Коллектив педагогов СШ № 20.
    Ответ чуть ли не хором – путевой.
    А потом очень много интересного я услышала о
    путешествиях самих ребят.
    В поездках в отпуск с родителями они не только
    отдыхают, но и узнают нашу страну, знакомятся с
    памятниками архитектуры, искусства, литературы.
    А ещё доверительные раздались голоса, что сами
    ведут личные дневники, что в них записывают свои
    впечатления о прожитых днях, о событиях, много
    уделяют внимания школе и многое другое.
    Звучит обещание, что при удобном случае они
    покажут эти дневники и прочитают интересные
    страницы.
    Урок окончен.
    Литература
    Уроки развития речи. Методическое пособие для
    учителей – словесников по программе «Речь».
    Москва, Гуманитарный издательский центр, 1999.
    Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе.
    Москва, Просвещение, 2000
    8.02.2007

  9. Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей
    Питеркина Зоя Анатольевна
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
    города Канаш Чувашской Республики
    Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей
    Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите
    письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания… не худо
    ещё в юные годы — о своем детстве, например.
    Д.С.Лихачев
    В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе
    накоплен
    опыт
    написания
    различных
    видов
    сочинений.
    В
    последние
    десятилетия жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения
    в
    жанре
    эссе,
    эпистолярного
    жанра,
    сочинение-анализ
    эпизода,
    сочинение-
    анализ стихотворения и др.
    Хочу
    обратить
    внимание
    на
    жанр,
    который
    в
    практике
    преподавания
    используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник —
    это
    такая
    форма
    повествования
    от
    1-го
    лица
    в
    виде
    повседневных
    или
    периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как
    правило,
    делается
    после
    событий,
    которые
    произошли,
    реже

    перед
    событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями
    и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих
    художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно
    девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события
    своей жизни.
    Работу
    по
    обучению
    правильному
    написанию
    сочинений
    в
    жанре
    дневниковых записей я начала с обучающимися 7-8-х классов в рамках занятий
    в кружке русской словесности. Один из принципов наших встреч во внеурочное
    время: «пишет каждый, каждый творит и никто никем не подавлен — каждый
    должен
    почувствовать
    свою
    силу,
    узнать
    свои
    слабости»
    1
    .
    При
    этом
    все
    обучение строится на глубоком взаимодоверии между учителем и учеником, так
    как
    сочинение
    в
    жанре
    дневниковых
    записей
    должно
    отличаться
    особой
    откровенностью пишущего, искренностью впечатлений и переживаний.
    Прежде всего я подготовила для ребят памятку «Как писать сочинение в
    жанре дневниковых записей»:
    Рекомендации учителя
    Вспомогательный материал
    1.
    Познакомьтесь с дневниковыми записями
    А.Пушкина,
    Ф.Достоевского,
    Л.Толстого,
    А.Островского,
    Б.Полевого,
    К.Симонова
    и
    др. писателей
    Карточки
    с
    выдержками
    из
    дневников
    писателей
    2.
    Прочитайте
    такие
    произведения,
    как
    «Дневник
    Коли
    Синицына»
    Е.Носова,
    «Дневник
    лишнего
    человека»
    И.Тургенева,
    «Герой нашего времени» М.Лермонтова.
    Какова цель ведения дневников?
    Чем интересны дневниковые записи?
    _____________
    1
    Бершадская
    Н.Р.,
    Халимова
    В.З.
    Литературное
    творчество
    учащихся
    в
    школе.

    М.:
    Просвещение, 1986, с.6
    3 .
    Составьте
    план
    сочинения,
    обдумайте
    вступление и заключение
    Однажды…
    Как-то раз…
    Спешу сообщить…
    Я закрыл последнюю страницу, но…
    4.
    Помните, что в дневниковых записях ярче
    проявляются
    ваши
    личностные
    качества
    и
    индивидуальность
    Проверьте,
    отвечает
    ли
    этому
    требованию
    ваше сочинение
    Работа с памяткой и анализ дневниковых записей стали основой для
    заполнения
    таблицы
    «Отличительные
    особенности
    жанра
    дневниковых
    записей»
    2
    :
    1. Датированность
    Указывается число, год, иногда время суток
    2. Место
    Город, учебное заведение, село
    3. Повествование
    Запись
    ведется
    от
    1-го
    лица
    на
    основе
    личных
    впечатлений
    4. Особенности речи
    Монологичность,
    отрывочность
    мыслей,
    краткость
    записей,
    наличие
    односоставных,
    восклицательных
    предложений, использование эмоционально-окрашенной
    лексики
    Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись
    является
    прежде
    всего
    текстом:
    повествование
    с
    элементами
    рассуждения,
    рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь
    свободную форму:
    1) исповедь-самооценка своей деятельности;
    2) анализ событий дня и собственного поведения;
    3) портретная зарисовка;
    4) эмоциональное самовыражение;
    5) размышление над увиденным и услышанным.
    Опыт
    практической
    работы
    показывает,
    что
    детям
    понятна
    только
    та
    тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в
    течение всего 2015-2016 учебного года я предлагала «свободные» темы или
    темы, связанные с конкурсами творческих работ.
    Например,
    в
    рамках
    городской
    акции
    «Святость
    материнства»
    был
    объявлен конкурс сочинений «Как прекрасно слово мама». С ребятами мы
    придумали
    название
    — «Слово
    о
    маме». Затем
    каждый
    подобрал
    эпиграф
    (например: «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь
    подарила,
    мир
    подарила
    мне
    и
    тебе». Далее работа шла над планом. Вот
    примерный план сочинения:
    Вступление
    Основная часть
    Дата
    События
    Форма записи
    22 марта 2015 г.
    Воскресенье
    Мой день рождения
    Рассказ-впечатление
    _________________________
    2
    Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров. – М.:
    ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004, с.154
    6 июня 2015 г.
    Путешествие с мамой к
    Рассказ с элементами
    Суббота
    лесному озеру
    рассуждения
    19 октября 2015.
    Вторник
    Проблемы в школе
    Рассказ с элементами анализа
    проблемной ситуации
    21 ноября 2015 г. Суббота
    Мои планы к новогоднему
    празднику
    Запись о событиях, которые
    произойдут с элементами
    эмоционального
    самовыражения
    Последняя
    запись
    органично
    переходит
    в
    заключение,
    так
    как
    предполагается, что ведение дневника после 21 ноября 2015 года продолжится.
    Предлагаю прочитать одно из лучших сочинений моих кружковцев.
    Слово о маме
    (странички из личного дневника)
    «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе.
    Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе»
    Разумеется, у каждого из нас есть тайны и секреты. Мои строчки из
    личного дневника, своеобразные и сокровенные, — это тайна моей юной души,
    которую я приоткрываю в честь международного Дня Матери.
    22 марта 2015 г. Воскресенье.
    Спешу написать о том, что нет в моей жизни человека ближе, роднее,
    любимее, красивее, чем моя мамочка. Сегодня мой день рождения, и я знаю,
    пока
    я
    спала,
    её
    умелые
    руки
    уже
    испекли
    для
    меня
    праздничный
    торт.
    Просыпаюсь и получаю первые цветы от мамы. Лепестки белых тюльпанов
    ласково прикасаются к моему лицу. Открываю глаза: мамина добрая улыбка
    встречает меня.
    Я
    счастлива,
    потому
    что
    рядом
    со
    мной
    живет
    человек,
    которому
    я
    обязана жизнью, которому говорю самое прекрасное слово на свете – «мама», и
    ей посвящаю стихотворные строчки:
    Какое слово всех важней?
    Какое слово всех дороже?
    Мама! Нет в мире никого родней!
    6 июня 2015 г. Суббота.
    Кто-то восхищается щедрой осенью, кому-то нравится снежная зима,
    другим по душе весенние капели, а я люблю лето, потому что благодаря маме с
    этим временем года у меня связаны самые яркие впечатления.
    Нет ничего увлекательнее, чем путешествие с мамой. Сегодня мы увидели
    настоящее лесное озеро! Это необыкновенное чудо природы! Хотя мы здесь
    впервые, но мне показалось, что когда-то я уже была в этом лесу. Вот-вот из
    кустов, действительно, выскочит хитрый леший, а в озере плеснет хвостом
    красавица-русалка. Где я все-таки это видела? Да это же из мира маминых
    сказок, которые я так любила слушать в детстве!
    Окружающий мир прекрасен и удивителен, а мамочка помогает увидеть
    всю его красоту и прелесть. Я думаю, мамина любовь ко мне тоже от природы:
    она греет, как солнце, ласкает, как родниковая вода, оберегает, как мягкая трава,
    успокаивает, как мелодия восходящей звезды.
    19 октября 2015 г. Вторник.
    «Если я сделаю в школе иль дома что-то плохое,
    Мама, раньше тебе, чем другому душу открою!»
    Уроки
    в
    школе
    закончились,
    домой
    шла
    в
    плохом
    настроении.
    Я
    не
    справилась с итоговой контрольной работой по алгебре (а мама так на меня
    надеялась!), ещё и с Ленкой поссорилась.
    Мама
    встретила
    меня
    с
    улыбкой,
    поцеловала
    в
    щеку.
    Но
    самое
    удивительное — она не спросила про отметки, а предложила переодеться и
    пройти к столу. За обедом я набралась храбрости и сама обо всем рассказала
    маме. «Ты сейчас в таком возрасте, когда не стыдно что-то не знать или не
    уметь. У тебя есть время исправить отметку и помириться с подругой. К тому
    же рядом с тобой я, и всегда готова понять тебя, помочь и простить», —
    успокоила меня, провинившегося ребенка, мама.
    Мне
    очень
    жаль,
    но
    сегодня
    я
    принесла
    своей
    любимой
    маме
    переживание и сердечную боль. К счастью, нашла понимание и заботу. Мама —
    чудо! Я обязательно исправлю все свои отметки и достойно закончу четверть,
    чтобы мама могла мною гордиться.
    21 ноября 2015 г. Суббота.
    Одна из самых лучших учебных четвертей — вторая. Во-первых, она
    короткая, а во-вторых, она ведет к самому сказочному празднику на земле —
    Новому году. Думаю, это хороший повод для того, чтобы быть не только
    маминой
    помощницей,
    но
    и
    изобретательной
    хозяйкой.
    Пора
    радовать
    и
    удивлять
    маму!
    Я
    решила
    приготовить
    сюрприз:
    испечь
    для
    мамочки
    её
    любимый яблочный пирог с изюмом (надеюсь, бабушка мне поможет).
    Может,
    быть,
    ещё
    что-нибудь
    придумаю
    для
    моей
    дорогой,
    нежной,
    любимой мамы. А пока загляну-ка я перед сном в её комнату, крепко обниму и
    скажу
    самые
    заветные
    и
    прекрасные
    слова:
    «Я
    люблю
    тебя,
    мамочка!
    Спокойной ночи, родная!»
    В течение кропотливой методической работы обучающиеся приобретают
    навык стройно излагать свои мысли, у них развивается творческое начало и
    самостоятельность, вырабатывается чуткость к родному языку.
    Следующее сочинение мы писали, готовясь к республиканскому этапу
    Всероссийского
    детского
    экологического
    форума
    «Зеленая
    планета
    2016».
    Воспитанники
    кружка
    русской
    словесности
    готовились
    к
    литературному
    конкурсу авторских размышлений, посвященных Году российского кино. Цель
    конкурса — рассказать о роли природных объектов и животных в раскрытии
    характера конкретного действующего лица в конкретном российском фильме.
    Вот одно из сочинений ученицы 9 класса, которая заняла 1 место в
    номинации «Природа и судьбы людей»:
    План сочинения:
    1.Вступление
    Чтение — увлекательное занятие, а самые
    любимы книги детства — произведения о
    братьях наших меньших
    2. Основная часть
    3 марта 2016 г.
    Рассказ с элементами описания. Впечатления
    от прочитанного рассказа В.Распутина
    «Продается медвежья шкура»
    6 марта 2016 г.
    Авторское размышление после просмотра
    художественного фильма «Продается
    медвежья шкура»
    3. Заключение
    Впереди — новые встречи с интересными
    книгами и картинами талантливых
    режиссеров
    «Странички из читательского дневника»
    С тех пор как я научилась читать, чтение стало моим увлекательным
    занятием. Самые любимые книги детства — произведения Бориса Житкова,
    Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Константина Паустовского о животных, об
    их привычках и привязанности к людям. Бесспорно, книги о братьях наших
    меньших учат понимать зверей, считаться с их потребностями, напоминают о
    том, что человек — далеко не единственный обитатель планеты Земля.
    Шло
    время…
    Я
    стала
    старше,
    прочитала
    другие
    книги
    о
    животных:
    «Белый
    клык»
    Д.
    Лондона,
    «Рассказы
    о
    животных»
    Э.
    Сетона-Томпсона,
    «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского (конечно, посмотрела экранизацию
    трогательной истории собаки, потерявшей любимого хозяина). Выдающиеся
    произведения
    художественного
    слова
    и
    киноискусства
    восхищали
    своей
    простотой и душевностью. И тогда, где-то в классе шестом, свои переживания
    после
    прочитанных
    книг
    я
    решила
    сохранять
    на
    страницах
    собственного
    читательского дневника.
    Признаюсь, строчки из личного дневника, своеобразные и сокровенные,
    — это тайна моей юной души, которую я приоткрываю в рамках участия в
    детском экологическом форуме «Зеленая планета – 2016».
    3 марта 2016 г. Четверг.
    Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя.
    Ч.Айтматов
    Сегодня
    мелкий
    дождь
    со
    снегом
    шел
    с
    самого
    утра.
    Ненадолго
    прекратившись, он начался опять и моросил, моросил, и казалось, конца не
    будет этой сырости в начале весны. За окнами, в серой пелене тумана, медленно
    уплывали назад, куда-то вдаль, знакомые улицы и дома.
    Уроки в школе закончились, а учитель литературы, зная мои читательские
    предпочтения,
    предложила
    мне
    прочитать
    один
    из
    ранних
    рассказов
    В.
    Распутина «Продается медвежья шкура» и вручила сборник писателя «Край
    возле самого неба» 1966 года издания.
    Название произведения, суровое и холодное, сразу настроило меня на
    серьезное чтение. Начало рассказа шокирует так же, как и современные ролики
    из Интернета: оказывается, для главного героя рассказа Василия, «талантливого
    медвежатника», схватка с медведем была очередным пиром. В. Распутин пишет:
    «Когда он подходил к берлоге и видел закуржавевший от медвежьего дыхания
    снег

    он
    садился
    за
    стол,
    уставленный
    многочисленными
    бутылками
    и
    тарелками».
    Убийство
    медведя
    стало
    неким
    ритуалом
    для
    охотника,
    по
    окончании которого он снимал шкуру с убитого животного и продавал туристам
    из города.
    Однажды
    Василий
    убил
    медведицу
    и
    его
    жизнь
    превратилась
    в
    ад.
    Медведь с белым пятном на груди стал преследовать охотника. Возможно, он
    так мстил человеку за гибель любимой медведицы. Борьба человека со зверем
    продолжалась всю зиму.
    Наконец наступил день, когда произошла решительная схватка человека с
    медведем — гордым и сильным хозяином тайги. Пуля сделала свое дело:
    охотник
    убил
    преследовавшего
    его
    медведя,
    но
    Василий
    ни
    радости,
    ни
    удовлетворения
    не
    почувствовал.
    Человек

    данной
    ситуации
    победитель)
    казался себе убийцей, понимая, наверное, что вторгся в судьбу обитателей
    таежного мира.
    Мое
    настроение
    после
    прочтения
    рассказа
    В.
    Распутина
    «Продается
    медвежья шкура» под стать сегодняшней погоде: такое же хмурое, а сердце
    разрывается от негодования, ведь любое существо на земле имеет право на
    существование.
    6 марта 2016г. Воскресенье.
    В природе должен черпать человек правила для
    своего поведения, если желает быть вполне счастливым.
    Пьер Буаст
    Напряженный
    поединок
    двух
    сильных
    характеров
    из
    рассказа
    В.
    Распутина «Продается медвежья шкура» растревожил мою душу, а впечатления
    от прочитанного не покидали меня. Вечером я включила компьютер и на сайте
    wikipedia
    нашла
    художественный
    фильм
    Александра
    Итыгилова
    «Продается медвежья шкура», снятый на киностудии А. Довженко в 1980 году.
    С первых минут просмотра завораживают пейзажные зарисовки снежной
    тайги, могучей и изумительно красивой. На фоне сияющей, ослепительной
    белизны Забайкалья (именно там проходили съемки) появляется герой фильма,
    охотник Василий, роль которого сыграл актер Стасис Петронайтис.
    Герой
    Петронайтиса
    суровый
    и
    немногословный,
    бесстрашный
    и
    выносливый. К сожалению, до поры до времени он не осознает того, что
    бездумно вмешивается в жизнь обитателей таежного леса, поэтому человек в
    драме А. Итыгилова проходит свой путь трагических испытаний, которые ему
    преподносит матушка-природа.
    Начало драматических событий в кинофильме, как и в рассказе, — это
    эпизод
    убийства
    медведицы.
    Не
    сомневаюсь,
    для
    любого
    жителя
    тайги,
    живущего охотой, это страшный грех, ведь медведица — символ продолжения
    жизни.
    Старик-охотник, напарник Василия, (в его роли – актер М. Жигжитов)
    предупреждает: «За медведицу лютый стал. Держись теперь». Да и природа
    предупреждает человека об опасности: то ветер завоет, то метель поднимется
    такая, что все следы: и звериные, и человеческие – скроет.
    В
    начале
    фильма
    главный
    герой

    уверенный
    в
    себе
    таежник,
    не
    знающий, что такое страх. В продолжение фильма роли переменились: теперь
    не человек охотился за зверем, а зверь – за человеком. Медведь преследует
    Василия, нападает, превращает жизнь человека в ад. Постановщик фильма
    мастерски
    показывает
    изменения
    в
    поведении
    некогда
    уверенного
    в
    себе
    охотника: уже трясущимися руками перезаряжает он ружье, даже за водой
    ходит с оружием, потому что боится очередного нападения зверя. Так Василий
    превратился в человека, который вынужден покинуть тайгу и жить в ожидании
    беды.
    В конце концов в фильме тоже наступает развязка: дуэль заканчивается
    победой человека, только вот выстрел прозвучал как-то неохотно. Виталий
    Шаповалов, читая в фильме текст от автора, говорит: «Он, победитель, сидел
    рядом с медведем и казался себе убийцей. А медведь лежал рядом с ним, и,
    наверное, даже не знал, что его убили: он был по-прежнему гордый и сильный».
    В глазах актера пустота: ни удовлетворения, ни радости, ни даже чувства
    избавления от опасности.
    Я
    считаю,
    что
    режиссеру
    Александру
    Итыгилову
    удалось
    показать
    главное: природа, животные и человек — полноправные действующие лица в
    художественном фильме. Медведь ведет как бы молчаливый диалог-борьбу с
    человеком, который забыл, что он тоже часть окружающего мира. Живой мир
    помогает
    герою
    очиститься
    от
    всего
    плохого,
    а
    произошедшие
    события
    заставили
    Василия
    понять,
    что
    человеческая
    злоба,
    бездушие
    никогда
    не
    остаются безнаказанными.
    Фильм
    «Продается
    медвежья
    шкура»
    заставляет
    задуматься
    об
    ответственности человека за свои поступки, а также о том, что все в мире
    неразрывно и взаимосвязано.
    Я
    закрываю
    свой
    дневник.
    Надеюсь,
    что
    впереди
    меня
    ждут
    новые
    встречи
    с
    интересными
    книгами
    и
    картинами
    талантливых
    режиссеров-
    постановщиков.
    Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме
    дневниковых
    записей
    привлекает
    меня
    и
    моих
    учеников
    большими
    композиционными возможностями, определённой свободой выражения мыслей
    и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются события и
    факты
    повседневной
    жизни,
    раскрываются
    характеры
    людей,
    выражаются
    взгляды, впечатления школьников, от лица которых ведется повествование.
    Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам
    свободно
    развиваться,
    а
    мне,
    их
    учителю,
    этот
    процесс
    контролировать
    и
    направлять.
    Использованная литература:
    1.
    Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для
    учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986
    2.
    Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века.
    11 класс. – М.: «ВАКО», 2003
    3.
    Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров:
    Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004
    4.
    Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей
    общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *