Сочинение на тему добро и зло в трагедии фауст

11 вариантов

  1. Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, так как понимает бессмыслие многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновна не природа, не вселенную, а он сам. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из ведущих. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт постоянно нам напоминает об этом. Два героя трагедии – Фауст и Рафаэль – наглядно нам демонстрируют это диалектическое породнение положительного и отрицательного. Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но, он не может уничтожить основное – жизнь. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно дополняют единую идею.
    В Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Натура пылкая и энергичная, Фауст весьма чувствительный, его сердце легко поранить, иногда он эгоистичен, но всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Суть страдания Фауста – стремление к истине. Это жажда к постижению, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль – две антиподы: первый алкает, второй насыщенный, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота. Рафаэль играется с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на шалости, прихоти, и весело им дает поблажки – ведь у него, Рафаэля, договор с самим Богом. Рафаэль – это тип человека, утомленного длинным наблюдением за злом и разочарованного в красивом начале мира. Он не верит ни в добро, ни во зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что он – вечен. Он смеется над человеком, который при всей своей никчемности старается что-то исправить в мире. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, считая, что источник всех его страданий – та самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, к недосягаемому.Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).

  2. Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст

    Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия — вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум — искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу — виновна не вселенная, а сам человек.
    По мнению Гете, истина — в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей — истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии — Фауст и Рафаэль — постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.
    Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное — жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст — недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум — в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Рафаэль — два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй — спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно — вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.
    Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль — это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, — духа тьмы и разрушения.
    Образ Рафаэля — это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.
    В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

  3. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия — вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И только через шестьдесят лет размышления Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем является человек в этом гармоничном и совершенном Вселенной. Человек несчастная, вечно страдает, ей жилось бы лучше, если бы не ее разум — искра Божья. Герой трагедии, скептический и издевательски Мефистофель, говорит, что мир людей несовершенен, в нем царит тьма и зло. И чем больше человек размышляет, тем сильнее страдает, осознавая несовершенство мира. Человек в результате длительных переживаний приходит к выводу — виновный не вселенную, а сам человек.
    По мнению Гете, истина — в борьбе противоречий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мнений — истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два героя трагедии — Фауст и Мефистофель — постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют друг друга.
    Образ Мефистофеля воплощает в себе дух отрицания и разрушения. Но он не может уничтожить главное — жизнь. За возражений он тоже творит. И это есть движение вперед. Силы Мефистофеля и Фауста уровне, но они по очереди побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Мефистофеля тоже истина. Истина в вечной противоречия, движении.
    Фауста и Мефистофеля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст — недоволен, «деятельный гений», готов сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячая и энергична. Фауст очень отзывчивый »
    ранимый, иногда он эгоистичный и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его разум — в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают противоречия. Страдания Фауста связанные с неодолимый жаждой знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Мефистофель — два антиподы. Первый — целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он стремится узнать о том, что за чертой. Второй — спокойный и уравновешенный. Его ничем не удивит, потому что ему все уже известно — вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на причуды, бесполезные действия.
    Мефистофель спокоен, его не грызут сомнения, страсти терзают его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колючих репликах много печальной правды. Мефистофель — это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманного Фауста, который теряет Маргариту, но в словах Мефистофеля опять-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, — духа тьмы и разрушения.
    Образефистофеля — это образ человека, утомленного жизнью, которая имеет богатый человеческий опыт, человека, видела много зла и несправедливости и разочаровалась в жизни. В течение длительных наблюдений за происходящим в жизни, он убедился в безысходности. Мефистофель не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляется над человеком, которая уверена в своих силах и возможностях, которая пытается изменить жизнь. Мефистофель уверен в тщетности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимого идеала.
    В основе трагедии, написанной И. В. Гете, лежит извечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в образе Фауста) и духа отрицания, сомнений (которые воплощены в образе Мефистофеля.

  4. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия – вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум – искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу – виновна не вселенная, а сам человек.
    По мнению Гете, истина – в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей – истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии – Фауст и Рафаэль – постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.
    Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное – жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст – недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум – в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Рафаэль – два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй – спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно – вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.
    Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль – это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, – духа тьмы и разрушения.
    Образ Рафаэля – это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.
    В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

  5. Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, так как понимает бессмыслие многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновна не природа, не вселенную, а он сам. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из ведущих. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Поэт постоянно нам напоминает об этом. Два героя трагедии – Фауст и Рафаэль – наглядно нам демонстрируют это диалектическое породнение положительного и отрицательного. Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но, он не может уничтожить основное – жизнь. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно дополняют единую идею.
    В Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Натура пылкая и энергичная, Фауст весьма чувствительный, его сердце легко поранить, иногда он эгоистичен, но всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Суть страдания Фауста – стремление к истине. Это жажда к постижению, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль – две антиподы: первый алкает, второй насыщенный, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота. Рафаэль играется с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на шалости, прихоти, и весело им дает поблажки – ведь у него, Рафаэля, договор с самим Богом. Рафаэль – это тип человека, утомленного длинным наблюдением за злом и разочарованного в красивом начале мира. Он не верит ни в добро, ни во зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что он – вечен. Он смеется над человеком, который при всей своей никчемности старается что-то исправить в мире. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, считая, что источник всех его страданий – та самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, к недосягаемому.Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).

  6. Проблема добра и зла, их абсолютного, трансцендентального и обыденного, земного воплощения, их взаимосвязь друг с другом и возможность перетекания одного в другое издавна волновала лучшие умы человечества. И если в Средние века добро и зло трактовалось, преимущественно, с религиозной, христианской позиции, то в эпоху Нового времени к ним стали применяться более трезвые и неоднозначные методы оценки. В своей поэтической трагедии Гёте пытается вскрыть истинную сущность двух непримиримых состояний бытия, и начинает он со знаковых для любого христианина фигур – Бога и Дьявола, носящего в трагедии имя Мефистофеля.
    Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: “Зачем Добру в лице Создателя нужно отдавать в руки Злу своего “верного раба” Фауста”? Авторское объяснение имеет классический христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, прикоснуться ко всем его проявлениям.
    В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как религиозных, так и общественных представлений о добре и зле. Он соблазняет невинную девушку, танцует с ведьмами в Вальпургиеву ночь, вызывает из преисподней духов умерших, участвует в императорских войнах и снабжает государство ничего не стоящими бумажными деньгами. При этом даже в злодеяниях Фауст по-своему прекрасен. Его одержимость жаждой познания гораздо лучше закостенелого в своих предрассудках немецкого общества, которое хочет денег – для пиршеств, здоровья – для телесных наслаждений, знаний – для всеобщего уважения, любви – для удовлетворения своих чувственных потребностей. В то время как мир живёт по законам мнимой добродетели, Фауст просто живёт, оценивая свои поступки только, когда они достигают пограничного состояния. Своей любовью к Гретхен герой наслаждается до тех пор, пока не понимает, что именно она стала причиной великого зла в жизни девушки.
    Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям: она виновна и в том, что любила, и в том, что наслаждалась своим счастьем, и в том, что родила вне брака. Фактически никто уже и не пытается разобраться, что же случилось с ребёнком. Главное, что вышедшая за рамки христианской добродетели девушка, уже сама по себе является великим злом. Когда-то осудившая нагулявшую младенца Варвару, Гретхен сама повторила её судьбу, и была осуждена окружающими, но спасена собственным желанием искупления и Богом, увидавшим её душу морально выросшей и не сдавшейся даже под влиянием высочайшего несчастья – потери любви, любимого, дочери и всей жизни. Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая добродетель которого на деле превращается в злобный оскал грехов – осуждения, страстолюбия, лжи. Последнее очевиднее всего проявилось в репликах дам и кавалеров при императорском дворе. Знатная публика, разгоняющая скуку представлением с духами Париса и Елены, до глубины души возмущена естественным поведением Париса, посмевшего в присутствии высоких особ подпирать голову рукой и даже спать, немного похрапывая. По мнению высокородных дам, он ведёт себя неприлично; по мнению, автора – естественно, ведь он даже не видит всех этих людей, отдалённых от него целыми веками истории.

  7. Добро и зло, их борьба еще с древних времен интересовали человека. В своей трагедии Гете пытается показать нам истинное лицо представителей этих двух противников – Бога и дьявола. Последний в произведении называется Мефистофелем.
    В тот момент, когда Бог разрешает злу испытать и искусить Фауста, читатель невольно задает себе вопрос: «Зачем он это делает?» Ответ прост: только пройдя через трудные испытания и препятствия, только через этот путь душа обретает истину. Добро и зло сходятся и концентрируются на одном – человеческой душе. В зависимости от результата испытаний и искушений они смогут определить, кому именно будет принадлежать душа Фауста после смерти.
    Мефистофель начинает искушать героя, тот поддается ему. Он соблазняет девушку, после чего начинается цепь несчастных и трагических событий, происходящих с ней и ее семьей. Фауст посещает шабаш ведьм, вызывает души умерших, словом, делает злодеяния, в которых ему помогает Мефистофель. Он наслаждается своей любовью к девушке, пока не понимает, что именно он и является причиной всех страданий, которые выпали на ее долю. Маргарита убила свою мать, ребенка, она была осуждена обществом по всем статьям. Когда-то добродетельная девушка стала настоящим источником зла. За всеми этими делами стоит Мефистофель.
    Девушка приняла мученическую смерть и этим искупила свои грехи. Мефистофель же не оставлял надежды завладеть душой Фауста, его приспешники уже начали рыть для него могилу. Но великое разочарование и гнев ждали представителя зла – Фауст оправдан, спасен, его душу уносят ангелы. В том мире он воссоединяется с Маргаритой, она становится проводником его души.
    В основе трагедии Гете лежит вечное противостояние и борьба двух явлений бытия – добра и зла.

  8. Проблема добра и зла, их абсолютного, трансцендентального и обыденного, земного воплощения, их взаимосвязь друг с другом и возможность перетекания одного в другое издавна волновала лучшие умы человечества. И если в Средние века добро и зло трактовалось, преимущественно, с религиозной, христианской позиции, то в эпоху Нового времени к ним стали применяться более трезвые и неоднозначные методы оценки. В своей поэтической трагедии Гёте пытается вскрыть истинную сущность двух непримиримых состояний бытия, и начинает он со знаковых для любого христианина фигур – Бога и Дьявола, носящего в трагедии имя Мефистофеля.Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: «Зачем Добру в лице Создателя нужно отдавать в руки Злу своего «верного раба» Фауста»? Авторское объяснение имеет классический христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, прикоснуться ко всем его проявлениям.В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как религиозных, так и общественных представлений о добре и зле. Он соблазняет невинную девушку, танцует с ведьмами в Вальпургиеву ночь, вызывает из преисподней духов умерших, участвует в императорских войнах и снабжает государство ничего не стоящими бумажными деньгами. При этом даже в злодеяниях Фауст по-своему прекрасен. Его одержимость жаждой познания гораздо лучше закостенелого в своих предрассудках немецкого общества, которое хочет денег – для пиршеств, здоровья – для телесных наслаждений, знаний – для всеобщего уважения, любви – для удовлетворения своих чувственных потребностей. В то время как мир живёт по законам мнимой добродетели, Фауст просто живёт, оценивая свои поступки только, когда они достигают пограничного состояния. Своей любовью к Гретхен герой наслаждается до тех пор, пока не понимает, что именно она стала причиной великого зла в жизни девушки.Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям: она виновна и в том, что любила, и в том, что наслаждалась своим счастьем, и в том, что родила вне брака. Фактически никто уже и не пытается разобраться, что же случилось с ребёнком. Главное, что вышедшая за рамки христианской добродетели девушка, уже сама по себе является великим злом. Когда-то осудившая нагулявшую младенца Варвару, Гретхен сама повторила её судьбу, и была осуждена окружающими, но спасена собственным желанием искупления и Богом, увидавшим её душу морально выросшей и не сдавшейся даже под влиянием высочайшего несчастья – потери любви, любимого, дочери и всей жизни. Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая добродетель которого на деле превращается в злобный оскал грехов – осуждения, страстолюбия, лжи. Последнее очевиднее всего проявилось в репликах дам и кавалеров при императорском дворе. Знатная публика, разгоняющая скуку представлением с духами Париса и Елены, до глубины души возмущена естественным поведением Париса, посмевшего в присутствии высоких особ подпирать голову рукой и даже спать, немного похрапывая. По мнению высокородных дам, он ведёт себя неприлично; по мнению, автора – естественно, ведь он даже не видит всех этих людей, отдалённых от него целыми веками истории.

  9. Добро и зло, их борьба еще с древних времен интересовали человека. В своей трагедии Гете пытается показать нам истинное лицо представителей этих двух противников – Бога и дьявола. Последний в произведении называется Мефистофелем.
    В тот момент, когда Бог разрешает злу испытать и искусить Фауста, читатель невольно задает себе вопрос: “Зачем он это делает?” Ответ прост: только пройдя через трудные испытания и препятствия, только через этот путь душа обретает истину. Добро и зло сходятся и концентрируются на одном – человеческой душе. В зависимости от результата испытаний и искушений они смогут определить, кому именно будет принадлежать душа Фауста после смерти.
    Мефистофель начинает искушать героя, тот поддается ему. Он соблазняет девушку, после чего начинается цепь несчастных и трагических событий, происходящих с ней и ее семьей. Фауст посещает шабаш ведьм, вызывает души умерших, словом, делает злодеяния, в которых ему помогает Мефистофель. Он наслаждается своей любовью к девушке, пока не понимает, что именно он и является причиной всех страданий, которые выпали на ее долю. Маргарита убила свою мать, ребенка, она была осуждена обществом по всем статьям. Когда-то добродетельная девушка стала настоящим источником зла. За всеми этими делами стоит Мефистофель.
    Девушка приняла мученическую смерть и этим искупила свои грехи. Мефистофель же не оставлял надежды завладеть душой Фауста, его приспешники уже начали рыть для него могилу. Но великое разочарование и гнев ждали представителя зла – Фауст оправдан, спасен, его душу уносят ангелы. В том мире он воссоединяется с Маргаритой, она становится проводником его души.
    В основе трагедии Гете лежит вечное противостояние и борьба двух явлений бытия – добра и зла.

  10. Главная
    Сочинения по литературе
    Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст – сочинение
    Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст
    Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия – вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
    В Прологе автор ставит вопрос: чем есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум – искра Божья. Герой трагедии, скептический и насмешливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует тьма и зло. И чем больше человек раздумывает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу – виновна не вселенная, а сам человек.
    По мнению Гете, истина – в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе создается гармония мира, в столкновении мыслей – истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два герои трагедии – Фауст и Рафаэль – постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна другую.
    Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное – жизнь. Через возражение он тоже созидает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении. Фауста и Рафаэля автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст – недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум – в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непреодолимым желанием знаний, стремлением найти истину.
    Фауст и Рафаэль – два антипода. Первый – целеустремленный, готов преодолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй – спокойный и уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно – вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачества, напрасные действия.
    Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не бередят его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах много печальной правды. Рафаэль – это не тип злодея. Он смеется и издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля снова-таки звучит горькая правда, горькая даже для него, – духа тьмы и разрушения.
    Образ Рафаэля – это образ человека, утомленного жизнью, который имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочаровавшегося в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Он забавляет над человеком, который уверен в своих силах и возможностях, который старается изменить жизнь. Рафаэль уверен в бесполезности этих попыток. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недостижимому идеалу.
    В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в оскорблении Фауста) и духа возражения, сомнений (которые воплощены в образе Рафаэля).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *