Сочинение на тему добро по тексту лихачева

6 вариантов

  1. По­яс­не­ние.Ос­нов­ные про­бле­мыПо­зи­ция ав­то­ра1. Про­бле­ма роли добра и доб­ро­тыв жизни че­ло­ве­ка и об­ще­ства.(Какую роль иг­ра­ет добро в жизниче­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ства? Каквза­и­мо­свя­за­ны по­ня­тие «добро» и«сча­стье»?)1. Че­ло­век дол­жен жить в сфередобра и сам тво­рить добро. Добро идоб­ро­та — самое цен­ное в че­ло­ве­ке. Это путь к лич­но­му сча­стью ик сча­стью че­ло­ве­че­ства в целом. Приэтом важно, чтобы добро было«умным», це­ле­на­прав­лен­ным.2. Про­бле­ма добра и зла. (Чем доброот­ли­ча­ет­ся от зла? Как добро и зловли­я­ют на об­ще­ство?)2. Сфера добра, хоть и до­сти­га­ет­сятруд­нее, чем фор­ми­ру­ет­ся сфера зла,более устой­чи­ва, она ближе к веч-ности, по­то­му что она объ­еди­ня­ет. А зло, на­про­тив, дро­бит об­ще­ство. Кроме того, сфера добра все­гдаочень тесно свя­за­на с тра­ди­ци­я­ми,с ис­то­ри­ей, с про­шлым и бу­ду­щимче­ло­ве­че­ства, тогда как зло стро­ит­сяна ос­но­ве вре­мен­ной общ­но­стиин­те­ре­сов опре­делённого круга лиц.3. Про­бле­ма вза­и­мо­свя­зи по­ня­тий«добро», «нрав­ствен­ность», «гума-ни­тар­ные цен­но­сти». Про­бле­мане­об­хо­ди­мо­сти изу­че­ния гу­ма­ни-тар­ных цен­но­стей. (Как вза­и­мо­свя-заны по­ня­тия «добро», «нрав­ствен-ность», «гу­ма­ни­тар­ные цен­но­сти»? Зачем нужно изу­чать гу­ма­ни­тар­ныецен­но­сти? Как изу­че­ние гу­ма­ни-тар­ных цен­но­стей вли­я­ет на разви-тие нрав­ствен­но­сти и укреп­ле­ниесферы добра?)3. Изу­че­ние гу­ма­ни­тар­ных цен­нос-тей — таких, как изоб­ра­зи­тель­ноеис­кус­ство, ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка,ар­хи­тек­ту­ра, гра­до­стро­и­тель­ство ипри­род­ный ланд­шафт, со­здан­ныйодной при­ро­дой или при­ро­дойв союзе с че­ло­ве­ком, — умно­жа­ет,укреп­ля­ет, по­вы­ша­ет нрав­ствен-ность от­дель­но­го че­ло­ве­ка и всегооб­ще­ства, а сле­до­ва­тель­но, — укреп-ляет сферу добра. На за­ко­нахнрав­ствен­но­сти, в свою оче­редь,стро­ят­ся все осталь­ные за­ко­ны:со­ци­аль­ные, эко­но­ми­че­ские и т. д.4. Про­бле­ма лич­но­го сча­стья. (Какдо­стичь лич­но­го сча­стья? В чём сек-рет сча­стья от­дель­но­го че­ло­ве­ка?)4. Сча­стья до­сти­га­ет тот, ктостре­мит­ся сде­лать счаст­ли­вымдру­гих и спо­со­бен хоть на времяза­быть о лич­ных ин­те­ре­сах, тво­рит«умное» добро.

  2. (1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.
    (по Д. С. Лихачёву*)* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

  3. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло – бродит общество. Оно “сепаратно” по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.”Волчья стая” рано или поздно кончается дракой волков.Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.Добро выше практической нужды!И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.И в этом огромный практический результат “непрактического” по своей природе добра.Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества….(Д.С.Лихачёв)

  4. (1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
    (4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.
    (15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.
    (18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».
    (23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.
    (28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
    (31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.
    (32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.
    (по Д. С. Лихачёву*)
    * Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

  5. 5
    Текст добавил: -АМ:)фи:(там->инка,

    У: Как называется такой прием
    1.В жизни …
    В жизни…;
    Если жить….
    Если жить….
    Анафора– это повтор слов в начале строк.
    2. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества.
    О них рассказывают…
    Парцелляция – сознательная намеренная разбивка предложения, неполное предложение.
    У: – Как начинает письмо академик Лихачев? (вопросом «Что же самое главное в жизни? – авторская формулировка проблемы).
    – Посмотрите, какие предложения преобладают в тексте?( сложноподчиненные).
    – Какие союзы преобладают в тексте? (подчинительные). Значит предложения СПП.
    – Какова роль этих предложений в тексте? (заставляют задуматься над проблемой в тексте).
    – Что вы можете сказать о типе речи?
    – Почему автор выбирает такой тип речи? (в роли вступления работает цепочка риторических вопросов, таким образом, автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, заставляет задуматься, даёт конкретный ответ, рекомендации, совет, своеобразный рецепт «как жить», «что ценнее всего в жизни»).
    Какова структура сочинения – рассуждения?
    8. Работа в группах
    У: Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы – формированию собственных тезисов по логической схеме. Совместными усилиями вы представите плоды ваших трудов.
    Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.
    Вторая группа будет формулировать тезисы, в которых выразит позицию автора.
    Третья группа должна выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом. Обратите внимание на структуру собственной аргументации.
    Я предлагаю обратиться к художественным произведениям и привести аргументы. На основе каких произведений можно выстроить аргументацию?
    Герой рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького Данко, служа людям, спасая их, пожертвовал жизнью, чтобы вывести людей из тьмы, разорвал грудь, вырвал сердце и осветил им путь.
    Сам автор Д.Лихачев – академик, замечательный русский мыслитель, ученый и гражданин, жизнь которого стала великим подвигом стояния за духовность народа, за родную культуру, за все доброе и прекрасное.
    Юшка – герой рассказа А.Платонова, бескорыстно воспитавший девочку-сироту. Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно: Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все – таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она – тела.
    Мать Тереза, всю свою жизнь посвятившая служению больным, прокаженным, умирающим, которая также стала матерью для многих никому не нужных детей – младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот… Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского).
    Четвертая группа должна написать заключение к сочинению.
    У: У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.
    Итак, можете приступать к работе. Удачи!
    9. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения
    У: Учимся зачитывать свои работы как единое целое. Защита своих работ.
    10. Выставление и комментирование оценок.
    11. Рефлексия.
    У: Сегодня мы с вами рассуждали о доброте, о смысле жизни.
    Убедил ли вас Лихачев в том, что главное в жизни человека – служение людям, творение добра? (ответы учащихся)
    У: Когда я слышу слово добро, я вспоминаю строки Марины Гущенской, ведь именно они дают возможность найти верное решение:
    Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА,
    Она – судья. кармический наставник!
    А человек – Вселенское Дитя,
    Он – грешник на Земле, Святой и Странник!
    Он в поисках и СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ,
    Он ищет смысл земных противоречий,
    Считая годы, месяцы и дни,
    А время пролетает быстротечно!
    ДОБРО и ЗЛО всем суждено узнать,
    И пережить РАЗЛУКУ и УТРАТУ,
    И у СУДЬБЫ на краешке стоять,
    И как ХРИСТУ быть на кресте распятым…
    Но ЖИЗНЬ одна. Мы все по ней идем,
    И каждый ждет ТЕПЛА, ДОБРА, УЧАСТИЯ,
    Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА,
    И в этом – человеческое СЧАСТЬЕ!!!
    12. Домашнее задание.
    У: Я вижу, что эта проблема никого из вас не оставила равнодушным.
    На уроке мы с вами сделали небольшие наброски вашего сочинения, а дома я попрошу вас написать полноценное сочинение – рассуждение. Я хочу вам пожелать, чтобы эскизы, которые вы сделали в классе, превратились дома в настоящее сочинение.
    Рабочая карта учащегося ___класса
    Фамилия, имя____________________________________________________________________
    Тема урока:_______________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
    Лингвистическая разминка. Кластер.
    Добро –___________________________________________________________________________
    Доброта___________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Работа с текстом
    Тема_____________________________________________________________________________
    Проблема ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Основная мысль текста____________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
    Стиль____________________________________________________________________________
    Цель стиля_______________________________________________________________________
    Позиция автора:__________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________
    Языковые средства и приёмы построения текста:
    Вопросительные и побудительные предложения_______________________________________
    _____________________________________________________________________________
    Повторы_________________________________________________________________________
    Параллельный способ связи предложений______________________________________________
    Использование предложений с однородными членами___________________________________
    Указать СПП и тип придаточного предложения_______________________________________
    _________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    Бессоюзные предложения__________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Односоставные предложения________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    Предложения с обособленными членами­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________
    Составление логической схемы_________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Групповая работа­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________
    Вступление (проблема и её комментарий). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Тезис (позиция автора)____________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________1 аргумент ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2 аргумент
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Заключение. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Рефлексия: Убедил ли вас Лихачев в том, что главное в жизни человека – служение людям, творение добра?___________________________________________________________________ ____
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Оценка за урок:
    Литература:
    1. Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном», М., «Детская литература», 1988г.
    2. Д.С. Лихачев. Предисловие «От автора» в книге «Земля родная».
    3. Новая иллюстрированная энциклопедия, т. 10, М., ООО «Мир книги», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000г.
    4. Популярный энциклопедический словарь, М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007г.
    5. Статья «Памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева», Л.И. Сазонова, М.А. Робинсон, Славяноведение, М., 2006г.
    6. Стихи поэтессы Марины Гущинской http://stihipoezia.my1.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *