Сочинение на тему добро помни а зло забывай

6 вариантов

  1. О доброте…
    Я хочу, чтоб жили лебеди,
    И от белых стай
    Мир добрее стал…
    А. Дементьев
    Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души», – гласит народная мудрость. Так что же такое добрый поступок? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдаёт частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям.
    Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было, что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.
    Поистине добрыми людьми являются герои замечательной повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Это произведение служит напоминанием о том, что надо быть благородным и справедливым, о том, что среди нас всегда найдутся люди, которые смогут постоять за себя и за других, которые смогут защитить слабых. Повесть А. Гайдара также учит нас дружить и работать в команде. Люди, желающие навредить другим, бывают лучше организованы, поэтому хорошим приходится нелегко. Но тот, кто, следуя гайдаровским героям, благороден, справедлив, честен, умеет дружить и работать в команде, добивается своего.
    Но мало быть добрым, справедливым и уметь дружить. Надо ещё быть смелым, так как надо преодолеть себя и свой страх, прежде чем выступить против тех, кто не желает добра окружающим. В моей жизни ещё не было никаких героических событий, и я не совершала подвигов, но стараюсь делать приятно окружающим, помогая им. Я стараюсь делать добрые дела незаметно: помогать друзьям, уступать место старшим в транспорте. Приучаю себя говорить людям «спасибо». С каждым днём я всё больше убеждаюсь в том, что помощь другим, даже совсем чужим людям, делает мою жизнь светлее и радостнее. Я расскажу вам о спасении котенка. Однажды, когда я была у тёти, вечером в подъезде мы услышали писк. Приоткрыв дверь, я увидела коробку со щенками, они были маленькими и беззащитными. На втором этаже жила бабушка. Она подсказала, как покормить их и назвала адрес приюта для животных в Саяногорске «Кот и пёс». Там приютили наших беззащитных щенят. Теперь они чувствуют заботу и ласку. Скоро им будет девять месяцев. Добрый поступок не вызывает во мне гордости, потому что так поступили бы, наверное, и вы, чтобы остаться в ладу с собой. Я не горжусь своим поступком так же, как не гордились и тимуровцы. Ведь А.П.Гайдар этих обычных ребят наделил простым человеческим чувством – способностью понимать и переживать боль другого, естественным человеческим желанием – помогать слабым и беззащитным.
    «Добрые дела»… Это словосочетание в наше время употребляется всё реже и реже, но как оно греет сердце и душу! Совершив добрый поступок, становишься добрее, мягче. Если бы каждый это понимал, то в мире просто не было бы слова «зло»
    Добрые дела я делаю ежедневно, делаю от души. Каждый год мы всей семьёй участвуем в субботниках, которые проходят в селе, а также во дворе нашего дома. Мы с мамой приводим в порядок ограду, красим палисадник, убираем мусор вокруг дома. Папа с другими мужчинами сажает деревья. Вечером мы все дружно обсуждаем проделанную нами работу. Нам есть о чём поговорить… «Человек в жизни должен жить по совести, быть добрым и справедливым»,-так говорят мне мои родители, моя семья.
    «Хорошими делами прославиться нельзя», – эти слова одного из героев мультфильма совершенно верно подтверждают тот факт, что добрые дела и хорошие поступки человек совершает не ради славы, а от чистого сердца для того чтобы окружающим было уютно и комфортно, чтобы жизнь вокруг становилась интересной и увлекательной.
    Это очень хорошо, когда люди совершают добрые поступки. Если говорить о добрых поступках – это, то на чём держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим.
    В заключение хочу вспомнить мудрые слова Ольги Седаковой: «Поступок – это шаг по вертикали”. Это может быть шаг по вертикали вниз: ко лжи, злобе, зависти, подлости. А может быть и шагом вверх: к миру, дружбе, пониманию, бескорыстной помощи, милосердию. И это очень важно – по достоинству (чего на самом деле стоишь?) оценить, понять свой поступок. И не менее важно увидеть поступки по вертикали ввысь, красивые поступки других людей» Стремление – быть полезным другим, я собираюсь взять с собой во взрослую жизнь.
    Ученица 8 класса Глушкова Кристина.

  2. НазваниеСочинение на тему добра и зла: я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.(Л. Бетховен) Добро помни, а зло забывай (пословица)Дата04.06.2013Размер80.42 Kb.ТипСочинениескачать >>>1. /Классный час Поспешай делать добро.docСочинение на тему добра и зла: я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.(Л. Бетховен) Добро помни, а зло забывай (пословица)
    Классный час «Поспешай делать добро»
    «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
    Л.Н.Толстой
    «Во внутреннем мире человека добро – это солнце»
    В. Гюго
    Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.
    Форма: классный час – размышление
    Подготовительный этап:
    Совместно с учителем литературы предложить ученикам написать сочинение на тему добра и зла:
    Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.(Л.Бетховен)
    Добро помни, а зло забывай (пословица)
    Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.(Эзоп)
    Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
    Нарисовать символы добра и зла.
    Можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле
    В добре жить хорошо
    Делать добро спеши
    Доброе дело в воде не тонет
    Доброе дело крепко
    Доброму делу не кайся
    Добро и во сне хорошо
    Злой не верить, что есть добрые люди
    На свете не без добрых людей
    С добрым жить хорошо
    Зла за зло не воздавай
    Где гнев, там и милость
    Во зле жить – по миру ходить
    У злой Натальи все люди канальи
    Доброе слово лечит, а злое калечить
    Доброта без разума пуста
    Кто любит делать добрые дела, тому и жизнь мила
    Доброе дело питает и душу и тело
    Что не сделаешь силком, того добьешься добром
    Добрые умирают, да дела их живут
    За доброго человека сто рук
    Ход классного часа:
    Давайте поклоняться доброте!
    Давайте с думой жить о доброте:
    Вся в голубой и звёздной красоте,
    Земля добра. Она дарит нас хлебом,
    Живой водой и деревом в цвету.
    Под этим вечно неспокойным небом
    Давайте воевать за доброту!
    А.Чепуров
    Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей истории человечество пытается ответить на эти вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Продолжите фразу:
    «Доброта – это…»
    «Добрый человек – это…»
    «Добро- всё положительное, хорошее, полезное» (С.И.Ожегов)
    Добрым считают отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
    Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувстствовать. Сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца
    Упражнение «Добро и зло»
    Придумать и объяснить слова с корнем «добро» и «зло». Примеры:
    та сть
    порядочность радство
    душие вредность
    Добро деятельность Зло деяние
    сердечность памятность
    совестность язычие
    желательность пыхательство
    ?
    Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?
    Можно ли человека принудить быть добрым
    Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения является умение прощать?
    Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Уже в IVдо нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту мысль продолжил в I веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
    ?
    Ребята, а какие высказывания писателей о доброте знаете вы?
    ( домашнее задание)
    Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (М.Сервантес)
    Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.-Ж.. Руссо)
    Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (У.Шекспир)
    Доброта. Вот качество, которое и я желаю приобрести больше всех других. (Л.Толстой)
    Знания должны увеличиваться с добротой. (Ф.Искандер)
    Лучшее, что я храню в себе, это чувство к добрым людям. ( М.Пришвин)
    (стихи )
    Обсудите мнение знаменитых мыслителей, писателей, христианских вероучителей, высказанные на этот счёт, которые могут быть нравственным ориентиром:
    Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)
    Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)
    Зло может остановить добро (древняя мудрость)
    Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
    ( обсуждение можно начать со слов: «Меня затронуло в этом высказывании…»
    «Я не согласен с этим высказыванием, потому что…» «Мне кажется здесь важным то, что…»)
    Ситуативный практикум:
    Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите?
    Пройдёте мимо?
    Попытаетесь ему помочь?
    Как поступит человек : подчинится жажде мщения и вступит в «порочный круг или сможет побороть это разрушительное желание?
    Прочитать отрывок из повести «Матерь человеческая» Виталия Закруткина.(классные часы. 6 класс..2008год. стр.43)
    Писатель создаёт исключительную ситуацию: вовремя Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелищем остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили.
    Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?
    ( Ненависть слепая злоба захлестнули Марию. Сдавили сердце. Алый туман застил ей глаза. Алый – цвет крови. Месть – этот первое чувство, которое испытывает человек, когда обидели его или родных.)
    Почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»?( Девять ступенек, число символично – 9 ступенек ада. Месть – этот грех. Грех ведёт к аду. Призыв мести – убей убийцу. Заповедь гласит – не убий.
    Два образа Марии: смерть и мать)
    Что остановило женщину? Какое слово? ( Мама)
    Почему она так поступила? Почему она так отреагировала на это слово, ведь это был враг? (Она поняла, что он такой же мальчишка, как её сын, что это безвинный ребёнок, что у него тоже есть мать, которая будет его оплакивать. И материнское чувство взяло верх над чувством злобы)
    ?
    Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло.
    Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
    Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
    К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
    Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора..
    Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.
    ?
    А мы, добрые души, живём по совести, и что мы кроме этого имеем?
    Как вы относитесь к таким суждениям?
    Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
    Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.
    Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (около 60-127игг., римский поэт-сатирик)
    Жизнь злых людей полна тревог. Д. Дидро (1713-1784, французский философ)
    Если не хочешь страха- не чини зла. Кабус, (таджикский поэт)
    В сказках всегда добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое.
    Предлагается послушать притчу ( классные часы 5-7 классы, стр.163)
    ?
    Значит не надо делать добра?
    Жить по пословице «не делай добра – не получишь зла?
    У вас случалось такое , что вас за доброе дело наказывали?
    Во что может превратиться человек, помнящий только зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе?
    Предлагается детям продемонстрировать свои рисунки, на которых изображены символы добра и зла, высказать свои суждения.
    Давай вершить добро, пока есть силы.
    Не то потом и ты, и я в преддверии могилы
    Лишь зло пожнём.
    Посеем семена добра,
    Покуда сеять можем,
    Пока земля, что столь щедра,
    Для нас не станет ложем.
    Добро и зло творить всегда
    Во власти всех людей.
    Но зло творится без труда,
    Добро – творить трудней.
    Рождает зверя зверь,
    Рождает птица птицу,
    От доброго добро,
    От злого зло родится…
    Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
    «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни. Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
    Может быть, поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими словами: З – земля. Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.
    Азбука как бы призывала:
    ЛЮДИ ЗЕМЛИ, МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ И ТВОРИТЕ ДОБРО!
    * * *
    Когда по склонам вечной суеты
    Бежать от неудач устанешь люто,
    Направь шаги
    Тропою
    Доброты
    И радость помоги найти кому-то.
    Я. Романов
    * * *
    Как бы жизнь не летела –
    Дней своих не жалей,
    Делай доброе дело
    Ради счастья людей.
    Чтобы сердце горело,
    А не тлело во мгле,
    Делай доброе дело –
    Тем живём на земле.
    А. Лесных
    * * *
    Ах, как добрые слова нужны!
    Не раз мы в этом убедились сами.
    А может, не слова – дела важны?
    Дела – делами, а слова – словами.
    Они живут у каждого из нас,
    На дне души до времени хранимы,
    Чтоб их произнести в тот самый час,
    Когда другим они необходимы.
    М. Лисянский
    * * *
    Стираются лица и даты,
    Но всё ж до последнего дня
    Мне помнить о тех, кто когда–то
    Хоть чем–то согрели меня.
    Согрели своей плащ- палаткой,
    Иль тихим шутливым словцом.
    Иль чаем за столиком шатким.
    Иль попросту добрым лицом.
    Как праздник. Как счастье, как чудо
    Идёт доброта по земле.
    И я про неё не забуду,
    Как я забываю о зле.
    Ю. Друнина.

  3. Цель: формирование определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле.
    Задачи:
    1. Расширить представления учащихся о добре и зле.
    2. Воспитание стремления совершать добрые дела.
    3.Развитие самооценки.
    Оборудование: пословицы, детали для аппликации, клей, фонограмма песни,ватман.
    Ход  классного часа.
    l. Организационный момент.
    Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Ребята, улыбнитесь мне, я улыбнусь вам, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением займите свои места.
    ll. Сообщение темы, целей
    Доброта нужна всем людям,
    Пусть побольше добрых будет.
    Говорят не зря при встрече
    «Добрый день» и «Добрый вечер».
    И не зря ведь есть у нас
    Пожелание «В добрый час».
    Доброта — она от века
    Украшенье человека…
    Учитель. Ребята, о чём мы сегодня будем говорить? ( ответы детей) (Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о добре и зле, будем учиться отличать добро от зла)
    Что такое добро? ( Это всё хорошее, доброе, красивое).
    Что такое зло? (ответы детей) (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.)
    lll. Работа по теме.
    Учитель: Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
    — Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.)
    Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились на планету Добра.
    — Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
    Учитель: теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать добрые дела.
    Доброта нужна всем людям,
    Пусть побольше добрых будет.
    Говорят не зря при встрече
    «Добрый день» и «Добрый вечер».
    И не зря ведь есть у нас
    Пожелание «В добрый час».
    Доброта — она от века
    Украшенье человека…
    Учитель: Ребят а какого человека можно назвать добрым?(ответы детей)
    Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
    Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
    Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
    Учитель: Сейчас я прочитаю диалог между мальчиком и девочкой, скажите, добрый ли поступок здесь совершается?
    «По дороге в школу»
    -Добрый день, Надя!
    -Здравствуй, Данилка!
    -Я очень рад, что тебя встретил!
    -Спасибо, я тоже.
    -Давай я донесу до школы твой портфель.
    -А тебе не будет трудно?
    -Что ты!
    -Ты очень любезен.
    -Мы же товарищи.
    -Как бы не опоздать в школу.
    -Давай руку, успеем.
    Учитель: Какой поступок совершается?
    ***
    Учитель:- Как еще можно назвать детей?
    – Вежливыми.
    Учитель: сейчас я прочитаю еще одну ситуацию, слушайте внимательно.
    Девочка жалуется возмущенно маме:  «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня «Ритка». «А как ты его зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову, – ответила Рита, – я ему просто кричу: «Эй, ты!»
    Учитель: – Права ли Рита?
    – Всегда ли человека, который знает вежливые слова,  можно назвать воспитанным?
    Игра «Добрый или злой».
    Учитель: Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый – злой». К нам в гости пришли сказочные герои . Вы должны их узнать, если герой совершает в сказке добрые поступки – радостно хлопаем в ладоши, если плохие поступки – топаем ногами.
    (Персонажи:  Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас,  Красная Шапочка, гуси- лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Рукодельница, Ленивица, Мальвина.)
    — А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)
    Учитель: Ребята, а какие волшебные слова вы знаете? Можно ли их назвать добрыми?
    -Давайте поиграем.
    -Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:
    Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)
    Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)
    Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
    Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)
    Когда нас бранят за шалости, говорим 🙁 простите, пожалуйста)
    И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания).
    Учитель: Добру, вежливости, порядочности  нас учат и пословицы
    Жизнь дана на добрые дела
    Про доброе дело говори смело
    Мир не без добрых людей
    Доброе слово и кошке приятно
    Не одежда красит человека, а его добрые дела
    Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
    Давайте сейчас зажжём фонарики добрых дел. Для этого надо вспомнить, какие добрые дела вы совершили
    Учитель: Вот видите, ребята, сколько добрых дел вы делали.
    Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело
    На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.
    — Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло», «Планета добра»)
    — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
    Учитель: Наше занятие подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!
    Звучит песня «Дорогою добра».(муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина)

  4. ТЕМА: «Добро помни, а зло забывай»
    Цель:
    раскрыть понятие «добро» и обсудить поступки, соответствующие этому понятию
    Задачи:
    раскрывать творческие способности учащихся;
    развивать познавательную активность детей, умение рассуждать.
    Оборудование:
    пословицы, поговорки…, словарь Ожегова, записи песен: песня. К. Костин. Звонкие голоса, « Если добрый ты», запись музыки к кукольному спектаклю, сказочные герои (куклы), оформленная ширма.
    Ход занятия
    Организационный момент.
    Прозвенел звонок для нас
    Все вошли спокойно в класс
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо
    Вижу класс наш хоть куда!
    Мы начнём урок ,друзья.
    Кроссворд.
    1. Кто помогает в трудную минуту? (друг)
    2. Как называется предмет, который дарят? (подарок)
    3. Кто из животных самый преданный хозяину? ( собака)
    4. Какое чувство появляется пли получении подарка? ( радость)
    5. Как по- другому можно назвать скромность, застенчивость? (робость)
    6. Назовите одно из ценных качеств, которым должен обладать ученик.(вежливость)
    7. Назовите волшебное слово, которое говорят при выполнение просьбы?
    (спасибо) ,
    д
    р
    У
    г
    п
    О
    д
    а
    р
    о
    К
    с
    О
    б
    а
    К
    а
    р
    а
    Д
    о
    с
    т
    ь
    р
    О
    б
    о
    с
    т
    ь
    в
    е
    ж
    л
    и
    в
    О
    с
    т
    ь
    Учитель.
    -Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о человеческом качестве- доброта!
    Это очень важное и нужное качество для человека
    По определению Сергея Ожегова, составителя словаря русского языка, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
    Давайте создадим сейчас с вами «АЗБУКУ ХОРОШИХ СЛОВ»
    Вспомните хорошие добрые слова на «Д»
    Добрый , дорогой, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный , добропорядочный, достойный
    Ожегов в словаре отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный.
    По- настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами
    Как вы думаете, что означит это слово?
    В чём она проявляется?
    ( Доброта проявляется в поступках)
    ( Ребята объясняют, как они понимают это слово. Учитель делает вывод)
    Приведите примеры доброго отношения людей
    Здороваются, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют, помогают пожилым, заботятся о животных ….
    Давайте вспомним Ваши добрые дела, поступки( дома, в школе…)
    (помочь маме, убрать дома, отдать то что нашли..)
    А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье? (МАМА)
    Акции:
    Ни века , а тысячилетия люди спорят о том нужна доброта или нет. Полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.
    Споры идут, а люди страдают от того , что доброты в их жизни не хватает.
    – В вашей жизни были случаи, когда вас обижали?
    (Дети соглашаются, кто-то молчит.)
    -Как вы себя чувствовали в это время?
    ( было грустно,плохо, печаль,досаду,обиду)
    -В вашей жизни были ситуации, когда вы сами обидели кого-нибудь?
    (Ответы детей.)
    – Поставьте себя на место обиженного вами и подумайте: хотелось ли , чтобы вас обижали?
    (Дети, скорее всего, ответят отри­цательно.)
    Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, до­саду и чувство несправедливости.
    Учитель.
    -Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения людей добрее и искреннее?
    (Дети дают версии.)
    Конечно же, это добрые, теплые слова.
    №1
    – Добрый день! – тебе сказали.
    – Добрый день! – ответил ты.
    Как две ниточки связали
    Теплоты и доброты.
    №2
    Нам желают “Доброго пути!”
    Будет легче ехать и идти
    Приведёт, конечно, добрый путь
    Тоже к доброму чему-нибудь.
    №3
    – Здравствуйте! – ты скажешь человеку
    – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ
    И, наверно, не пойдёт в аптеку
    И здоровым будет много лет.
    №4
    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться:
    – Доброе утро!
    -Доброе утро! –
    Солнцу и птицам!
    Доброе утро! –
    Улыбчивым лицам
    И каждый становится
    Добрым, доверчивым…
    Пусть доброе утро
    Длится до вечера.
    Игра « Доскажи словечко»
    -Давайте мы немного поиграем.
    -Я прочту стихотво­рение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
    И каждый становится добрым, доверчивым,
    И доброе утро продлится до вечера.
    Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит: … («Добрый день!»)
    Растает ледяная глыба
    От слова доброго … («Спасибо!»)
    Когда бранят за шалости,
    Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)
    Если больше есть не в силах,
    Скажем маме мы: … («Спасибо!»)
    -Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.
    В народе всегда относились к доброте по особому.
    -Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
    Что такое пословица?
    (Краткое народное изречение, народная мудрость)
    Работа с пословицами. (Составляют из половинок. Учитель читает начало, а ученики подбирают продолжение).
    1.
    1.Худо жить без ласкового слова
    2.За добро добром платят
    3.Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
    4.Жизнь дана на добрые дела
    5Доброе слово дороже богатства
    6.На добрый привет –добрый ответ
    7.Добро помни, а зло забывай
    8.Доброе слово- что дождь в засуху
    9.Добро век не забудется
    10.От добра- добра не ищут
    Объясните смысл пословицы.
    Во фразеологическом словаре есть выражение « Спешите делать добро!» значит « Старайся каждый день приносить людям пользу»
    2.Составь пословицу ( Работа в группах)
    Каждая команда получает карточки со словами. Детям нужно собрать из них пословицу.
    сто
    имей
    рублей
    сто
    не
    друзей
    имей
    а
    друг
    старый
    двух
    лучше
    новых
    В древнерусской славянской азбуке Кирилла и Мифодия каждая буква имела своё название-целое слово.
    Слово азбука произошло от названия первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки» АЗБУКА
    З-Земля
    Л-Люди
    М-Мыслете
    Ж-Жевете
    Д-Добро
    АЗБУКА как бы призывала « Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро!»
    -Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло.
    – И добрая улыбка, добрый взгляд и добрый поступок помогают подружиться.
    Кукольный спектакль по мотивам сказки « Волк и козлята».
    (Участвуют: ведущая, кукловоды (ученики) – исполнители инсценировки сказки. Сюжет сказки переделан учениками и учителем)
    Вед.
    Ребята, сейчас мы вам покажем сказку.
    Вы готовы быть внимательными зрителями?
    Запоминайте.
    О чём сказка? Кто её герои? Какие они?
    Музыка. №2(Поют ученики)
    Песня. К. Костин. Звонкие голоса.
    ( Открывается занавес)
    Коза нянчит самого младшего козленка, остальные играют возле неё на лужайке – бегают, бодаются, кувыркаются и т.д.
    Музыка№3
    Вед.Жила – была в домике на опушке леса коза с козлятами.
    Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную.
    Коза.К вечеру вернусь – принесу вам питательного свежего молока. Вы же из дома никуда не выходите и дверь никому не отворяйте. А то неподалеку живёт серый волк, зубами острыми щёлк, он вас съест!
    Козлята.А как мы тебя узнаем?
    Коза. А я постучу в окно и песню запою:
    Козлятушки, ребятушки!
    Отопритеся, отворитеся!
    Ваша мать пришла – молока принесла;
    Бежит молоко по вымечку,
    Из вымечка во сыру землю! (Уходит)
    Козлята.Ох, долго же нам маму ждать… Ничего, мы пока поиграем!
    Музыка.№4
    (Домик поворачивается. Кувыркаются, бодаются, скачут.)
    Волк. Подбегает к избушке и кричит толстым голосом:
    Вы, детишки!
    Вы, козлятушки!
    Отопритеся,
    Отворитеся,
    Ваша мать пришла –
    Молока принесла.
    Полны лапы водицы!
    Не буду долго я с вами водится
    И вы скоро отбросите копытцы!
    Козлята.Слышим, слышим – то не матушкин голосок. Наша матушка поёт тоненьким, нежным голоском!
    Хором. Уходи, злой Волчище, мы тебя узнали!
    Волк.Злобно рычит, чешет в раздумье голову, потом кричит: «Ну, погодите! Я все равно вас перехитрю».
    Вед.Волку делать нечего. Пошёл он к кузнецу, чтоб он перековал ему горло.
    Волк.Эй, ты, кузнец! Скорей перековывай мне горло, чтобы я пел тонким голосом, совсем как Коза, что живет у опушки леса. Не то тебя съем!
    Вед. Кузнец молотком постучал.
    Волк. Пробует голос -1,2,3. Годится!
    Вед. В это время приходит домой Коза.
    Коза. Приходит и стучится:
    Козлятушки, ребятушки!
    Отопритеся, отворитеся!
    Ваша мать пришла – молока принесла;
    Бежит молоко по вымечку,
    Из вымечка во сыру землю!
    Козлята. Ура! Мама пришла!
    Козлёнок. Мама, без тебя приходил к нам серыйстрашный волк, зубами щелк, хотел нас съесть, но мы его узнали и в дом невпустили.
    Коза.Молодцы, ребятушки, послушные мои козлятушки!
    Вед. Все поели и устроились спать.
    Музыка.№6
    Вед. А на утро Коза опять засобиралась в лес есть траву шёлковую, пить воду студёную.
    Коза.Запритесь и никому без меня не отпирайте! Про песенку мою не
    забывайте! И уходит.
    Вед. Коза уходит. Козлята начинают шалить.
    Волк опять прибежал к избушке. Постучал и запел тонюсеньким голосом.
    Музыка.№8
    Волк.
    Козлятушки, ребятушки!
    Отопритеся, отворитеся!
    Ваша мать пришла – молока принесла;
    Бежит молоко по вымечку,
    Из вымечка во сыру землю!
    Вед. Козлята дверь отворили, волка злого в избу впустили.
    Музыка.
    Волк.Рычит. Вот я Вас всех съем! Будет у меня хороший ужин.
    Вед. Волк схватил всех козлят и в мешок сложил, только самого маленького поймать не смог. Наступил вечер. Коза домой воротилась. Видит, что-то дверь настежь отворена! В доме все перевернуто. И козлятушек не видать!
    Коза.
    Козлятушки, ребятушки!
    Отзовитеся! Где же вы, мои ребятушки!
    Ах, зачем же вы отпиралися, злому Волку в зубы доставалися!
    Появляется младший козлёнок.
    Козленок.
    Мама! Хитрый Волк нас обманул – он пелтоненьким голоском, совсем как у тебя! Мы ему дверь и открыли. Онворвался и стал всех хватать и в мешок совать. Только я в печке спрятался, вотон меня и не нашел.
    Коза. Все ясно. Надо старших из беды вызволять!
    Вед.Решила Коза с козлёночком в лес, к Волку, идти за своими детьми.
    Волк под деревом лежит, зевает.
    Коза.Вот ты где, подлый, хитрый обманщик! А ну, отдавай моих козлят! Не
    то худо тебе будет!
    Волк.Ты что, Кума, белены объелась?! Не брал я твоих козлят.
    Небось, они из дому сбежали и бегают себе где-нибудь!..
    Коза.Ты не обманываешь ли? Опять хитростью и обманом провести всех хочешь? Не выйдет. Давай так:пойдем к оврагу и будем прыгать. Кто перепрыгнет – тот и прав.
    Волк.Согласен!
    Вед. Коза перепрыгнула. Волк упал и Коза освободила своих деток.
    Козлята. Ура! Наша мама пришла!
    Волк. Вытащите меня из ямы. Обещаю исправиться и быть добрым и внимательным.
    Коза. Если отгадаешь загадку, то помогу.
    (Загадывает загадку про школу)
    Вед. Волк не мог ответить, а младшему козлёночку стало волка жалко. Он подсказал ответ.
    Козлёночек. Это школа.
    Волк. А что такое школа?
    Коза. Школа-это место, где учат добру и справедливости.
    Волк. Простите меня. Я больше так не буду! Я пойду в школу учиться.
    Вед. И жила Коза со своими Козлятами долго и счастливо. А волк пошёл учиться в школу и больше никого не обижал.
    (Занавес закрывается.)
    Учитель. Вам понравилась сказка?
    Дети. Да!
    Учитель. Почему волк просит прощение?
    Дети. Ему стало стыдно за свои поступки.
    Учитель. Кто из героев оказался добрым?
    Дети. Козлёночек
    Учитель. Почему?
    Дети. Он помог волку.
    Учитель. Какая пословица подходит к этой сказке?
    Дети. Добро помни , а зло забывай.
    Надо уметь прощать и забывать про зло. Как это сделали герои сказки.
    Учитель. Чем заканчивается сказка?
    Дети. Добро побеждает зло.
    Стихотворение «Добрым будьте детишки»
    Чтец
    Добрыми будьте, детишки,
    К рыбам, птицам, зверям
    Есть у них всех – ребятишки,
    Любят они своих мам.
    Чтобы не быть в обиде
    Когда приходится туго
    Будьте добры друг к другу!
    Во время труда и в час досуга
    Будьте добры друг к другу!
    Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
    Слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас ска­жу.
    (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
    Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего на­строения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удиви­тельный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
    Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радо­стью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
    Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согре­шившее душу настроение.
    А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга и поделитесь улыбкой.
    БАСНЯ ( инсценировка )
    Автор: Спросиламолнияусолнца:
    Молния. Скажи, почемулюдилюбяттебябольше, чемменя, ведьятоже
    оченьяркая?
    Солнце.Онилюбяттеплоиласку.
    Молния. Отмоихпожаров, бушующихнаЗемле, многотепла, ноэтоихне
    устраивает!
    Солнце.Всёделовтом, чтодобравтвоейдушехватаетлишьнакороткую
    вспышку, котораяприноситоченьмногобед.
    Учитель. Комуизучастниковэтогоразговоравыбольшесимпатизируете:
    МолнииилиСолнцу? Почему?
    Вывод.Неделайзла, будьдобрым.
    Есть Солнце большое- оно на небе. А есть солнце – оно светит каждому из нас. Это наша доброта. Добрый человек- тот кто любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт её, а любовь и желание помочь согревают нас самих как солнце.
    СОЛНЫШКО
    Давайте соберём своё солнышко
    У вас на партах лежат лучики.
    Вспомните всё то о чём мы сегодня говорили на занятии. Поработайте в парах. Напишите те качества, которыми Вы хотели бы наделить всех людей на планете, добрые слова, которые вы хотели бы слышать.
    Подходите по очереди , называйте и с каждым лучиком будет на планете светлее и теплее.
    АНКЕТА
    На мои вопросы вы отвечаете ” да” или “нет”.
    -Можно ли человека заставить быть добрым?
    -Можно ли стать добрым на время?
    -Нужно ли быть добрым к любому человеку?
    -Легко ли быть добрым?
    -Есть ли у вас желание делать добрые дела?
    Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.
    Подведение итогов.
    Хочется мне попрощаться,
    Пожелав при этом вам,
    Чтоб добрыми вы были,
    Слов волшебных не забыли,
    Чтобы добрыми словами
    Говорили вы с друзьями.
    Запомните то, что вы сейчас чувствуете, и возьмите с собой, уходя из этой комнаты.
    Поделимся с гостями хорошим настроением и подарим добрые улыбки.
    Музыка.
    (Дети поют песню « Если добрый ты…»)
    Учитель. Метафора “Все в твоих руках”. (Дополнительный материал)
    Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посалил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
    Гак все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
    Д/З
    Предлагаю Вам написать письмо своему близкому человеку. Но письмо не простое, слова и текст надо продумать , чтобы они были частичкой вашей души, добра, а человеку после прочтения вашего письма стало тепло.

  5. Сильный человек никогда не будет мстить
    “Кто старое помянет, тому глаз вон”, – гласит старинная русская пословица. Правда, у нее есть продолжение: ” … а кто забудет – тому оба”. Чему же она нас учит? По-моему, она означает, что если кто-то тебе причинил зло, не нужно об этом постоянно вспоминать, но и забывать тоже не стоит, а стоит сделать выводы для себя. Я считаю, что человека, способного, например, на подлость или предательство, нужно просто вычеркнуть из своей жизни. А вот мстить ему не нужно, потому что тот, кто мстит, становится таким же, как и тот, кто причиняет зло. Таким образом, месть вредит тому, кто мстит. Сильный человек никогда не будет мстить, потому что у него хватает душевных сил пережить причиненное ему зло, сделать правильные выводы и жить дальше.
    Человек, который мстит, делает это потому, что не может оставить в прошлом причиненное ему зло и снова и снова переживает свою обиду. Врачи говорят, что отрицательные эмоции вредят здоровью, а обида и ненависть разрушают человека изнутри. Поэтому месть вредит и душевному равновесию, и здоровью.
    Не нужно мстить – в жизни нужно смотреть вперед, а не оглядываться назад. А того, кто вредит другим людям, жизнь и так накажет.

  6. Смотреть что такое “Добро помни, зло забывай” в других словарях:

    добро помни, зло забывай — Лихо долго помнится, а хорошее скоро забудется. Ср. …Людей поступки злые Мы на меди вырезываем ясно, А добрые мы пишем на воде. П.И. Вейнберг. (Перев. Шекспира.) Ср. Men s evil manners live in brass; their virtuos We write in water. Shakespeare … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Добро помни, а зло забывай! — см. Дружбу помни, а злобу забывай! … В.И. Даль. Пословицы русского народа
    Добро помни, а зло забывай. — см. Старое добро и во сне хорошо … В.И. Даль. Пословицы русского народа
    ЗЛО — ср. худое, лихое, худо, лихо; ·противоп. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном… … Толковый словарь Даля
    ЗЛО — отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине, добру и благу. Всякое зло противно Божественному порядку, в православном сознании зло олицетворяется с духом тьмы, дьяволом, сатаной. Единственный путь познания Добра и Зла можно… … Русская история
    Русский человек добро помнит — Русскій челов?къ добро помнитъ. Ср. Не теб?, бояринъ, а намъ помнить услуги… Если бы привелъ Богъ(встр?титься), такъ не забудь, что русскій челов?къ добро помнить, и что мы всегда теб? в?рные холопы! Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 2. См. Добро … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    русский человек добро помнит — Ср. Не тебе, боярин, а нам помнить услуги… Если бы привел Бог (встретиться), так не забудь, что русский человек добро помнит и что мы всегда тебе верные холопы! Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 2. См. добро помни, зло забывай … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Дружбу помни, а злобу забывай! — Добро помни, а зло забывай! Дружбу помни, а злобу забывай! См. ПАМЯТЬ ПОМИН … В.И. Даль. Пословицы русского народа
    Старое добро и во сне хорошо. — Добро помни, а зло забывай. Старое добро и во сне хорошо. См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
    ПОМИНАТЬ — ПОМИНАТЬ, помянуть что, помнить, не забывать; | вспоминать, припоминать, напоминать; храня в памяти прошлое, обращаться мысленно к нему, сказывать минувшее. Поминать кого, думать либо говорить о нем. | Корить, попрекать кого прошлым. Кто старое… … Толковый словарь Даля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *