Сочинение на тему доктор живаго пастернак

4 варианта

  1. “Доктор Живаго” – проза поэта
    «Доктор Живаго»
    «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей»
    Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
    Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
    Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Встреча с книгой
    Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. “Доктор Живаго”
    Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Образ Юрия Живаго – центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Образ Юрия Живаго в романе БЛ. Пастернака “Доктор Живаго”
    Особенности любви Юрия Живаго к Ларе
    Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману “Доктор Живаго”)
    Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Проблема интеллигенции и революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема любви в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”
    Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
    Тема творчества в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века.
    Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».)
    Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Человек в огне революции и гражданской войны
    Человек в огне революции и гражданской войны
    Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

  2. 2
    Текст добавил: **всё будет за*бись!!!**

    Произведение русского писателя «Доктор Живаго» передает точку зрения своего автора на события, произошедшие в начале ХХ века. И делал он это через призму творца этой эпохи. Ещё во второй половине пятидесятых годов, в переписке, он говорил: «Я пишу сейчас роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)». Противоречивое отношение к революции Борис Пастернак мастерски передал в своем романе.
    Юрий Живаго, пережив гибель своих родителей, воспринимает жизнь с мистической, религиозной силой. Размышляя о бессмертии своей души, Юрий ищет ответы на загадки жизни у других.
    После смерти его отца, десятилетний Юрий живет с дядей Николаем, чья философия прогресса и мистицизма затрагивает поэтические чувства мальчика. Позже Юрий живет с семьей профессора и это вдохновляет его стать доктором. По завещанию жены профессора, он женится на их дочери, у них рождается сын.
    Когда начинается война с Германией, Юрий отправляется служить на фронт в качестве хирурга. Там он влюбляется в Лару, женатую медсестру, но после его признания, она уезжает. Возвращаясь в Москву, д-р Живаго воспринимает революцию изначально как нечто благоприятное, впоследствии меняет свою точку зрения в обратную сторону. По совету Евграфа Юрий увозит семью в Уральские горы. Там он встречает Лару и сближается с ней.
    Коммунисты захватывают Юрия, заставляя его служить, пока он не совершает побег. Когда Тоня возвращается в Москву, Юрий и Лара живут вместе. Когда горожане называют любовников контрреволюционерами, Юрий заставляет Лару бежать под защитой советского чиновника, а сам скрывается в Москве. Жизнь идиллична: Юрий пишет стихи и книги, содержащие его философские взгляды на жизнь.
    В Москве он начинает свой третий роман с дочерью дворника, Мариной, у них рождаются дети. Его жена и дочь отправились в Париж, но он поддерживает отличные отношения со своим сводным братом, Евграфом. В течение нескольких лет он занимается медициной и пишет стихотворения, предметом которых являлся город. Он умирает в тот же день, когда Лара прибывает в столицу. Позднее Евграф публикует стихи покойного брата…
    Пастернак доносит до нас, события, произошедшие в те годы в России, являлись неестественными для хода истории. Отрешение от прошлого приравнивается к отказу от культурного наследия, от нравственных ценностей. И наша задача заключается в том, чтобы не позволять происходить такому историческому произволу.

  3. Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.
    Интересно, что Б.Л. Пастернак долго искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было от­казано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому относится к так называемой возвращенной литературе.
    В центре произведения — судьба интеллигенции в рево­люции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго — человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно со­храняет старинное окончание, которое словно свидетельствует о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» — старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман на­чинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, пре­данный идее. Его судьба в произведении складывается траги­чески. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категория­ми. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказы­ваются жертвами революции. Революционные события в ро­мане вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судь­ба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.
    Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный компози­ционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это став­шая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.
    В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели свя­заны с темой невзгод и смерти.
    В произведении также немало тонких пейзажных зарисо­вок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.
    Важной темой в романе становится судьба Татьяны Жива­го — дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак по­казывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпо­ху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовно­го оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Воз­можно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.
    Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нрав­ственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.

  4. Краткое содержание
    Юра Живаго в десять лет остается сиротой. Долгое время за­ботился о нем его дядя, Николай Николаевич Веденяпин, рас­стриженный по собственной просьбе священник. Но когда Веде­няпин переезжает в Санкт-Петербург, Юра остается один. Его берут в свой дом родственники — семья Громеко.
    Громеко жили на Сивцевом Вражке. Это была интеллигент­ная, необычайно образованная профессорская семья, а потому в их дом были вхожи очень интересные люди. Здесь Юра смог развить свои таланты, начал писать стихи.
    Юра делил свои детские секреты с Тоней, дочерью Александ­ра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Кроме того, его хорошим другом стал одноклассник Миша Гордон.
    Однажды произошло событие, которое потрясло впечатлитель­ного Юрия. Александру Александровичу пришлось как-то сопро­вождать одного из приглашенных на концерт музыкантов в номер. Там Амалия Карловна Гишар пыталась свести счеты с жизнью. Александр Александрович уступил горячим просьбам Юры и Миши взять их с собой. Они стояли в коридоре, дальше их не пустили, но отчетливо слышали голос Амалии Карловны и смог­ли понять причину ее поступка. А причина эта была в ее подозре­ниях насчет истинных отношений ее дочери Лары и друга их се­мьи адвоката Комаровского.
    В это время мальчики увидели человека средних лет, вышед­шего из-за перегородки. Он подошел к спящей в кресле девушке и разбудил ее. Они обменялись знаками. Было ясно, что этот че­ловек и девушка связаны какой-то тайной, и теперь были доволь­ны, что тайна эта известна по-прежнему только им одним.
    Внезапно Миша узнает этого человека. Он рассказывает, что именно этот мужчина ехал в поезде в одном купе с Мишей, его отцом и отцом Юры. Этот человек как будто намеренно спаивал Юриного отца, который после разговоров с ним бросился под поезд.
    Девушка Лара, дочь Амалии Карловны, была шестнадцати­летней гимназисткой. Она считала себя уже вполне взрослой, а потому ее подруги несколько раздражали ее. Она настолько свык­лась с ролью взрослой, что поддалась ласкам советника матери в делах Виктора Ипполитовича Комаровского.
    Следующая встреча Юры и Лары состоялась, когда он стал студентом-медиком. Это была счастливая предрождественская пора. Юра и Тоня ехали на елку к Свентицким. Тоня очень хорошо понимала Юру и была настолько близка ему, что практически угадывала его настроение. Вот и теперь она поняла, что он очень тронут видом замерзших окон. Это был очень знаменательный момент. В одном из окон Юра увидел огонь свечи, похожий на вполне сознательный взгляд. Свеча смотрела на мир сквозь остав­шуюся щель не задернутых до конца штор. Именно в этот момент рождается самое знаменитое стихотворение Юрия Живаго «Све­ча горела на столе, свеча горела…». По странному стечению обсто­ятельств именно за этими шторами стояла Лара. Она разговарива­ла с Пашей Антиповым. С самого детства для Паши Лара была предметом обожания. И чем больше он взрослел, тем сильнее ста­новилось его чувство и тем меньше он его скрывал. Зная о привя­занности Паши, Лара говорила ему, что они должны немедленно обвенчаться. Только в этом случае он сможет удержать ее.
    Чуть позже Лара появляется в доме Свентицких, где уже веселились Тоня и Юра. В самый разгар веселья, а это было око­ло двух часов ночи, в зале раздался выстрел. Ужас и паника охватили гостей. Лара стреляла в Комаровского. Он тоже был сре­ди гостей. Однако Лара промахнулась, попав в товарища прокуро­ра московской судебной палаты. Юра узнает девушку, узнает и того седоватого человека, по словам Миши, причастного к ги­бели его отца. Ужасные события дня не закончились у Свентиц­ких. Приехав домой, Юра и Тоня узнали о смерти Анны Иванов­ны Громеко. К этому времени она уже давно и тяжело болела. И именно Анна Ивановна соединила руки Юры и Тони, сказав, что они предназначены друг для друга.
    Лара избежала суда. В этом ей помог все тот же Комаровский, опасавшийся огласки. Но пережитого нервного потрясения она не могла перенести и слегла в постель.
    К ней приходил Кологривов, у которого Лара была воспита­тельницей младшей дочки. На этот шаг она пошла для того, чтобы уйти из дома и избавиться от Комаровского. В этой должности ей пришлось проработать более трех лет. И все как будто стало на­лаживаться. Но вот только непутевый брат Лары Родя принес беду. Он проиграл общественные деньги, а поскольку взять денег боль­ше было неоткуда, то он пришел просить их у сестры, угрожая застрелиться. Лара дала ему деньги, взяв их взаймы у Кологривовых. Но вот вернуть долг она не могла. Лара приплачивала хозяе­вам квартиры, которую снимал Паша Антипов, за жилье и за оду, чтобы он не так нуждался, и посылала деньги его сосланно­му отцу.
    Наконец Лара решила уйти от Кологривовых и начать новую жизнь, а деньги на эту новую жизнь попросить у Комаровского. С этой целью она отправилась на бал к Свентицким и положила к себе в муфту заряженный револьвер, решив стрелять в Кома­ровского, если он ей откажет или унизит. На балу у Свентицких Виктор Ипполитович делал вид, что не замечает ее совершенно. И только улыбка скользнула по его лицу, когда он обратился к ней. А по этой улыбочке Лара все поняла…
    Лара быстро поправлялась. Вскоре она и Паша уехали в город Юрятин, на Урал. Теперь они были муж и жена. После свадьбы Лара рассказала ему историю своих отношений с Комаровским, и Паша в течение этого разговора чувствовал не раз, что «у него падало сердце». Жизнь их тем не менее потихоньку наладилась. Лара и Паша преподавали в гимназии. Росла маленькая Катенька. И Лара чувствовала себя вполне счастливой.
    Поженились и Тоня с Юрой. Юра закончил университет меди­ком, Тоня — Высшие женские курсы юристкой. Их друг Миша Гордон — филологом по философскому отделению.
    И в это же время начинается Первая мировая война.
    Юрий и Павел оказываются на фронте. Но с той лишь разни­цей, что Юрий Андреевич был отослан туда, не успев даже по­быть с новорожденным сыном, а вот Павел Павлович стремился на фронт. В своей семейной жизни он не чувствовал искренности и жил сомнениями в истинности любви Ларисы. Он проходит офи­церские курсы и оказывается на фронте, в гуще событий. Тут же попадает в плен.
    Лариса, перестав получать письма от мужа, бросается на его поиски, для чего поступает медсестрой на санитарный поезд.
    Перед Юрием Живаго раскрываются неприглядные стороны военных будней, наполненные бесчинствами разрушительной силы. Он наблюдает беспорядки, устраиваемые анархиствующи­ми дезертирами. Москва еще больше поражает его. Резко изменя­ется его отношение к революции. Он отказывается принимать ее. Чтобы оградить свою семью от военных ужасов, Живаго увозит их ближе к Уралу. Останавливаются они недалеко от города Юря­тина. Но и сюда доходят жуткие отголоски войны. То и дело при­ходят слухи о тех бесчинствах, которые устраивает банда Стрель­никова, самого лютого соперника и врага полковника Галиуллина.
    Семья Живаго останавливается в селе Варыкине, где они встре­чают бывшего управляющего Крюгеров Микулицына. Имение Крюгеров принадлежало некогда матери Тони. Немного позже Живаго переселяются в пристройку для челяди.
    Живаго проявили себя как очень трудолюбивые и неприхот­ливые люди. Они охотно ухаживали за домом, Юрий даже иногда принимал пациентов. Дела их пошли значительно лучше, когда совершенно неожиданно к ним явился Евграф, сводный брат Юрия. Он помог молодой семье. А сама Антонина Александровна снова ждала ребенка.
    Следующий очень значительный этап в жизни Юрия Живаго — это встреча с Ларисой. Когда положение семьи упрочилось, Жи­ваго постарался получить доступ к библиотеке. Именно здесь они и встретились. Лариса рассказывает Юрию о себе. Она признает­ся, что наводящий ужас своей жестокостью Стрельников — это ее муж, Павел Антипов. Он вырвался из плена. Павел атаковал город Юрятин снарядами, захватывал его, но ни разу не удосу­жился узнать, что стало с его женой и дочерью.
    Так прошло два месяца. Юрий обманывал Тоню с Ларисой, тяжело переживал это и собирался признаться жене, покончив с Ларой. Но вот только сделать этого ему так и не удалось.
    Юрий Живаго против воли оказывается мобилизованным в от­ряд Ливерия Микулицына. Эта мобилизация произошла прямо на дороге, когда Живаго возвращался домой. «Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизентерия и во все време­на года — раненые». Юрий Живаго говорил о своем неприятии революции Микулицыну. Он прекрасно понимал, что достичь мира и согласия, прийти к коммунизму нельзя через насилие и кровь. Он понимал также, что идеи революции иллюзорны и призрач­ны, и многие просто не осознают, за что воюют. Кроме того, он видел, что люди, пришедшие к власти, далеки от народа, как и вся власть, что они и сами не до конца понимают идеи, кото­рые провозглашают. Два года пробыл Живаго в плену и, наконец, смог сбежать. Он возвращается в Юрятин. Город к этому времени истощен постоянными схватками, атаками, обагрен кровью. В мо­мент возвращения доктора в город входили красные. Ларисы с дочерью дома не оказалось. Он находит в тайнике ключи, а потом и записку: Лариса надеялась найти Юрия в Варыкино. Устав от долгого изнурительного пути, Живаго засыпает, а просыпается умытым и чистым. Как оказалось, он долго болел и выздоравли­вал теперь с помощью Лары. Оба они теперь работают, но только недоверие к ним растет. Это период жесткого идеологического контроля, недоверия ко всему, неустойчивости. Даже под Стрель­никовым начинает колебаться почва. Живаго чувствует и видит перемены. В это время он получает письмо от жены. Тоня с детьми в Москве, но ее и всех Громеко вот-вот должны выслать за грани­цу. Живаго с болью вспоминает, что так и не увидел своего второ­го ребенка — дочь Машу. Но еще большую боль и страдания ему приносит мысль о том, что он больше не любит Тоню, а вот ее письмо пропитано любовью к нему.
    Неожиданно в городе появляется Комаровский. Он получил приглашение от правительства Дальневосточной Республики. Ко­маровский предлагает Ларе и Юрию бежать вместе с ним, но они отказываются. Живаго уже знает от Лары, какую роль в ее жизни сыграл этот человек. Да и Юрий рассказал Ларисе о том, что Виктор был причастен тем или иным образом к смерти его отца.
    Лариса и Юрий решают уехать в Варыкино. Село опустело, ночные звуки, и особенно вой волков, наводили ужас. Но Лара и Юра боялись их меньше, чем людей.
    Снова появляется Комаровский. Он приносит дурные вести: Стрельников приговорен к расстрелу, а потому Ларе и Катеньке нужно срочно уезжать. Юрий решает, что Лариса должна отпра­виться с Комаровским, чего бы ей это ни стоило, и спасать себя и дочь. Лара уезжает, а Живаго остается один.
    Зимние темные вечера наводят на него тоску. Постоянное оди­ночество, мрачный вид опустелого села, леденящие душу звуки леса, постоянный страх перед появлением людей — все это при­вело к тому, что Живаго потихоньку, медленно сходил с ума. Он начал пить. Юрий занимает себя размышлениями о революции, о ее оказавшихся столь далекими и призрачными идеалах, о че­ловеке в этом вихре событий. Живаго начинает здесь же писать стихи. Он часто вспоминает о любимой, тяготится разлукой с нею.
    Одиночество Живаго однажды было нарушено звуком при­ближающихся шагов. Со страхом ждал он появления человека. И не сразу узнал в появившемся человеке Стрельникова. Да, он был жив, ему почти ничего не угрожало. И это могло означать только одно — Комаровский обманул их. Павел и Юрий прогово­рили всю ночь, вспоминая Лару, а когда Юрий встал утром, то нашел Павла застрелившимся.
    Живаго решает вернуться в Москву. Большую часть своего нелегкого пути он проделывает пешком. Дорога заняла у него очень много времени. Когда он появляется в Москве, здесь уже вовсю идет строительство коммунизма — это эпоха нэпа. Исхудавший и обросший Живаго долго не может найти себе пристанища, дол­го не может оправиться от пережитого. Постепенно он утратил свои врачебные навыки. Время от времени он брался за перо и выпускал тоненькие книжечки, которые очень ценились в не­большой группе любителей. Автор описывает еще семь или во­семь лет его жизни.
    Живаго жил очень скромно. Часто ему помогала по хозяйству Марина, дочь бывшего дворника семьи Громеко. Работала она на телеграфе, на линии зарубежной связи.
    Вскоре она стала гражданской женой Живаго, у них родились две дочери. Но однажды Юрий исчезает. Марина получает от него письмо, где он пишет, что хочет некоторое время пожить один. В его жизни вновь появляется сводный брат Евграф, которые снимает ему комнату и помогает с деньгами. Кроме того, он начи­нает ходатайствовать о работе для Юрия. Но в один из жарких августовских дней Живаго умирает от сердечного приступа. На его похороны пришло удивительно много народу. Похороны были в Камергерском, где он и снимал комнату. Сюда по старой памяти приходит и Лариса Федоровна. Это была бывшая квартира ее пер­вого мужа — Павла Антипова. По странному стечению обстоя­тельств буквально через несколько дней после похорон Живаго Лариса исчезает. Скорее всего, ее арестовали. Она так и не вер­нулась домой.
    Далее действие переносится на несколько лет вперед. Идет 1943 год. Снова война. Евграф Андреевич Живаго теперь генерал- майор. В будничной беседе с обычной бельевщицей Танькой Безочередевой он расспрашивает о героической смерти ее подруги, разведчицы Христины Орлецовой. Невзначай он поинтересовался и судьбой самой Татьяны. Живаго понимает, что перед ним дочь Ларисы и его брата Юрия. Татьяна прожила нелегкую жизнь. Ее мать, убегая вместе с Комаровским в Монголию, оставила ма­ленькую девочку сторожихе Марфе, работавшей на железнодо­рожном разъезде. Марфа после попала в сумасшедший дом, а Таню ждали скитания, попрошайничество.
    Евграф Андреевич счел своим долгом не только позаботиться о Татьяне, но и собрать воедино все написанное его братом, в том числе и стихи. Многие из этих стихов впоследствии стали известными. А особенно — «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горе­ла…».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *