Сочинение на тему доктор живаго с планом

10 вариантов

  1. Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Роман о русской революции
    Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича
    Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго»
    Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»
    Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго»)
    «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга
    Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго»
    Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Лара
    Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»
    Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго
    Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Размышления над страницами романа «Доктор Живаго»
    История создания романа «Доктор Живаго»
    Характеристика произведения “Доктор Живаго” Пастернака Б.Л.
    Юрий Живаго 1
    Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго»
    Роль стихов Ю. Живаго в романе
    АНАЛИЗ СЦЕНЫ ИЗ РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА “ДОКТОР ЖИВАГО” (Лариса у гроба Юрия Живаго)
    Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века.
    Тема революции и гражданской войны в романе
    Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака
    Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
    Б.Л. Пастернак “Доктор Живаго” (интеллигенция в революции)
    И Живаго, и Стрельников – жертвы революции
    Сказочные ключи к «Доктору Живаго»
    Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго»
    Творческая история создания романа «Доктор Живаго»
    Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака
    Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич)
    Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго»)
    Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
    «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго)
    Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака
    Антипова Лариса Федоровна
    «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго»
    Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»)
    Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1
    Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Философский итог романа «Доктор Живаго»
    Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
    Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
    Жизнь и смерть Юрия Живаго
    Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго»
    Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго»
    Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2
    Интеллигенция в революции
    Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго»
    Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго”
    Юрий Живаго 2
    Стихотворения Юрия Живаго
    Каким даром его наделил («Доктор Живаго»)
    Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
    Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей
    «Доктор Живаго» Пастернака
    Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака)
    Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Лариса у гроба Юрия Живаго
    Записки доктора Манетта
    Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго»
    Доктор Живаго
    Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго»
    Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича
    Природа в романе
    Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго»)
    Главный герой Пастернака
    Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго”
    Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Отъезды Дарнея и Юрия Живаго
    История доктора Живаго
    Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака
    Природа в

  2. “Доктор Живаго” – проза поэта
    «Доктор Живаго»
    «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей»
    Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
    Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
    Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Встреча с книгой
    Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. “Доктор Живаго”
    Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Образ Юрия Живаго – центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Образ Юрия Живаго в романе БЛ. Пастернака “Доктор Живаго”
    Особенности любви Юрия Живаго к Ларе
    Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману “Доктор Живаго”)
    Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Проблема интеллигенции и революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема любви в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”
    Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
    Тема творчества в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века.
    Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».)
    Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Человек в огне революции и гражданской войны
    Человек в огне революции и гражданской войны
    Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

  3. Произведение русского писателя «Доктор Живаго» передает точку зрения своего автора на события, произошедшие в начале ХХ века. И делал он это через призму творца этой эпохи. Ещё во второй половине пятидесятых годов, в переписке, он говорил: «Я пишу сейчас роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)». Противоречивое отношение к революции Борис Пастернак мастерски передал в своем романе.
    Юрий Живаго, пережив гибель своих родителей, воспринимает жизнь с мистической, религиозной силой. Размышляя о бессмертии своей души, Юрий ищет ответы на загадки жизни у других.
    После смерти его отца, десятилетний Юрий живет с дядей Николаем, чья философия прогресса и мистицизма затрагивает поэтические чувства мальчика. Позже Юрий живет с семьей профессора и это вдохновляет его стать доктором. По завещанию жены профессора, он женится на их дочери, у них рождается сын.
    Когда начинается война с Германией, Юрий отправляется служить на фронт в качестве хирурга. Там он влюбляется в Лару, женатую медсестру, но после его признания, она уезжает. Возвращаясь в Москву, д-р Живаго воспринимает революцию изначально как нечто благоприятное, впоследствии меняет свою точку зрения в обратную сторону. По совету Евграфа Юрий увозит семью в Уральские горы. Там он встречает Лару и сближается с ней.
    Коммунисты захватывают Юрия, заставляя его служить, пока он не совершает побег. Когда Тоня возвращается в Москву, Юрий и Лара живут вместе. Когда горожане называют любовников контрреволюционерами, Юрий заставляет Лару бежать под защитой советского чиновника, а сам скрывается в Москве. Жизнь идиллична: Юрий пишет стихи и книги, содержащие его философские взгляды на жизнь.
    В Москве он начинает свой третий роман с дочерью дворника, Мариной, у них рождаются дети. Его жена и дочь отправились в Париж, но он поддерживает отличные отношения со своим сводным братом, Евграфом. В течение нескольких лет он занимается медициной и пишет стихотворения, предметом которых являлся город. Он умирает в тот же день, когда Лара прибывает в столицу. Позднее Евграф публикует стихи покойного брата…
    Пастернак доносит до нас, события, произошедшие в те годы в России, являлись неестественными для хода истории. Отрешение от прошлого приравнивается к отказу от культурного наследия, от нравственных ценностей. И наша задача заключается в том, чтобы не позволять происходить такому историческому произволу.

  4. –>
    В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.
    Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
    В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
    Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».
    Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
    Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
    Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…
    Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.
    Понравилось сочинение » Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго», тогда жми кнопку

  5. «Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был вынужден по разным причинам оставлять эту работу неоконченной. За это время во всем мире, а в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками. Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени.
    Роман «Доктор Живаго» вначале несколько пугал меня. Два раза, запасшись терпением, я начинала его читать. Дважды откладывала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила как невзятая высота. Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Каждый рази внимательно вчитываясь в какое-то произведение, я живу созданным автором миром. Так и теперь, я до сих пор нахожусь под впечатлением от «Доктора Живаго».
    В романе революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Б. Пастернак показывает революцию и Гражданскую войну не из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве» й десятках других произведений. Это и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам» и других. Повествование Пастернака — это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.
    Роман назван по фамилии главного героя, Юрия Андреевича Живаго. Он сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного… У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне. Затем любимая работа. Живаго становится прекрасным врачом. Еще в университете у него проснулась любовь к поэзии и философии. Рождается сын, и кажется, что жизнь прекрасна. Но неотвратимо в эту идиллию врывается Война. Юрий едет на фронт врачом.
    Итак, мы видим, как творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой событий века, а стихотворения — поддержкой и подтверждением надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение.
    Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаров-ском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.
    Живаго, как мне кажется, склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.
    Мне кажется, что именно эта убежденность и отличает «Доктора Живаго» от прозы, над которой Пастернак работал до войны. Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война — преддверие событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше Поколение несчастий».
    Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит судьбы людей. Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
    Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько Дикой является идея переделать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.
    Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен. Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
    Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака, мне думается, прежде всего о высокой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью — Ларой. Описания любви Юрия и Ларисы — это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной. Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая.
    Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным проявлениям — первейшая забота автора. Это проявляется всего сильнее в речи главного героя. Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и историю.
    Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось серьезно думать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое — издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».
    Размышление и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя — многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна,’иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь Ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
    Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта сила — Бог. Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове — одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.

  6. Роман «Доктор Живаго»… художественное завещание духовной жизни.
    Б. Пастернак
    Нобелевская премия в 1958 году была присуждена Пастернаку «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму, Пастернак ответил: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но на следующий день начались преследования. В судьбе Бориса Леонидовича Пастернака, как и в судьбе очень многих наших деятелей культуры, проявилась трагедия русской интеллигенции XX века. Выстрадав и осознав эту судьбу, он сумел отразить ее в своем прекрасном романе «Доктор Живаго».
    Все основные герои этого романа — интеллигенты в полном смысле этого слова. И, конечно, сказать обо всех невозможно. Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями только о четырех героях, судьбы которых, я думаю, типичны. Это Живаго, его жена Антонина, Павел Антипов и его жена Лариса.
    Юрий Андреевич Живаго рано остался без родителей. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечталось ему создать что-то из художественной прозы, в юности начал писать стихи. Впоследствии творчество стало главной его страстью.
    Юрий Андреевич Живаго женился на Тоне, дочери профессора химии. Но лишь несколько лет им удалось прожить совместной счастливой жизнью. Началась война с немцами, и Живаго оставил молодую жену с сыном. После Февральской революции они вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 года они едут на родину предков Антонины, на Урал. И там, чтобы выжить, как робинзоны занимаются сельским хозяйством. Так прожили год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом закружило.
    За последние годы он много передумал о революции, о России, о своем месте в событиях. Первое время он воспринимал Октябрьскую революцию как обновление. Но скоро увидел, что слова и дела новых руководителей сильно расходятся. Его душе противно двуличие, которое захватило всю страну. Юрий очень переживает: «Неужели в жизни уже ничего не видать, кроме этих на протяжении долгих лет не меняющихся шалых выкриков и требований, чем дальше, тем более нежизненных, неудобопонятных и неисполнимых?» Так в отчаянии думает он порой. Я думаю, что Человек с большой буквы не может иначе думать. Живаго не может славословить новую власть, как этого требуют коммунисты. Нетрудно понять его, когда он объясняет невозможность служить этой власти: «Конечно, я не с ними. Но мне трудно примириться с мыслью, что они герои, светлые личности, а я — мелкая душонка, стоящая за тьму и порабощение человека». А хочет-то эта «мелкая душонка», в отличие от «героев» и «светлых» личностей, лишь права на собственное счастье с любимыми людьми, права свободно думать и творить.
    На войне нельзя оставаться в стороне от схватки. И Юрий Андреевич, помимо своей воли, убивает в одном из боев человека, чтобы спасти свою жизнь. В описании этого боя есть одно очень сильное место, которое прямо-таки за душу берет. Партизан атакуют белые. «Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества… молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
    Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья? Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их выразительные, привлекательные
    физиономии казались близкими, своими… Пули партизан почти поголовно выкашивали их». Да, быть убитыми стало судьбой многих русских интеллигентов. И сколько их, образованных людей, погибло в неграмотной стране?.. Я считаю, что никакая цель не оправдывает убийство людей, тем более своих же братьев и причем ее лучшей половины.
    После этого боя желание уйти из отряда стало очень сильным. Живаго убегает и возвращается к семье. Но не находит ее. Лишь позже узнает, что они уехали в Москву, откуда жену, ее отца и детей принудительно выслали за границу. Эта временная разлука стала бессрочной. И писатель выразительно показывает еще одну трагедию интеллигенции: потерю Родины. У этих людей оставалась лишь надежда на то, что, несмотря на переход в другое подданство, они скоро вернутся, и каким-то неведомым образом все уладится. Но, увы, лишь немногим удалось вернуться на Родину, а многие из них так и не нашли там себе места и чахли от тоски по Родине. Да и на «своей земле» у них была нелегкая судьба.
    Вершиной трагической жизни Юрия Живаго, взлетом всех его чувств становится его любовь к Ларе Гишар, полуфранцуженке по крови, но русской по духу и чувствам. Описание этой любви — лучшие места в романе. Но разлука оказалась неизбежной. Лариса Федоровна имела высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. В гражданскую войну ей пришлось очень несладко, события швыряли ее, как щепку. Судьба ее после расставания с Живаго не прослеживается, но, несомненно, она глубоко несчастна, ведь рядом нет любимого человека. И над гробом Юрия Андреевича она восклицает о том, как страшно жить и какая ужасная вещь — жизнь.
    Война дважды сталкивала Живаго с Павлом Антиповым, мужем Ларисы. Павел Павлович был сыном дорожного мастера и революционера. Имел «большие» способности, в том числе «способность приобретать и сохранять знания, почерпнутые из беглого чтения». С детских лет он был влюблен в Ларису и ради нее пошел в университет, сделался учителем. Во время совместной жизни с Ларисой у них сложились хотя и «хорошие, но слишком непростые отношения». Поэтому Павел уходит добровольцем на войну. Попал в плен. И воспользовавшись тем, что его считали убитым, взял новую фамилию — Стрельников.
    Павел Стрельников был озлоблен на «смеющуюся, безнаказанную наглость разврата маменьких сынков, студентов белоподкладочников и купчиков», на «тунеядцев», замечательных тем,
    что они ничем себя не утрудили. И вот, ослепленный обидой, слепо поверивший в идеалы революции, он стал ее карающим мечом. «Во все эти места он сваливался, как снег на голову, судил, приговаривал, приводил приговоры в исполнение быстро, сурово, бестрепетно». И таких людей было множество.
    Но в конце концов Стрельников оказался марионеткой в чужих руках. Коммунисты воспользовались им, результатами его побед и карательных действий. А когда пришла победа, захотели избавиться от таких, как он, беспартийных военных, которые стали теперь не нужны. Павла Павловича собираются предать военному суду. Он бежит и, затравленный, застреливается. Читая об этом, я вспоминала, сколько же таких красных командиров погибло от рук палачей или покончило с собой и в гражданскую, и позже, в 1937-м…
    После долгих мытарств Юрий Андреевич возвращается в Москву. Некоторое время ему еще удавалось писать книги и издавать их кустарным способом. Он перебивается случайными заработками. И это врач с высшим образованием! К новому режиму Юрий так и не смог привыкнуть. У него не выдерживает сердце, и он умирает.
    Роман завершается эпилогом. В нем мы можем проследить судьбу тех, кто сумел на первых порах приспособиться к режиму, что ожидало их потом.
    Михаил Гордон, школьный товарищ Живаго, в тридцатые годы попадает в лагерь, в котором редкие выживали. Когда началась война, зекам предложили завоевать свободу в штрафных батальонах. Михаил чудом уцелел и стал лейтенантом. А скольких нет?..
    Нашей интеллигенции всегда доставалась нелегкая доля, а в этот период она была кошмарной. Страшные утраты понесла наша интеллигенция, и будем надеяться, что когда-нибудь зарубцуется эта ужасная рана. Ведь культуру народа нельзя уничтожить. Сегодня она вновь впитывается нами, великая, человеческая, непреходящая.
    На мой взгляд, роман Б. Пастернака — это роман-предостережение. «Доктор Живаго» можно назвать энциклопедией жизни интеллигентов в начале XX века. Читая роман «Доктор Живаго», мы будем всегда помнить об этой трагедии и не повторим ее. Это произведение Бориса Пастернака меня так поразило, что оно стало моей любимой книгой.

  7. Доктор Живаго
    В человеке, в его скромной особенности, в его праве на эту особенность —
    единственный и вечный смысл борьбы за жизнь.

    В. Гроссман

    Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

    Великий Горький

    Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу, за свое право быть человеком. Это единственное, из-за чего стоит жить, бороться и умереть, до последней минуты оставаясь верным самому себе, своим принципам и своему человеческому достоинству. И скажут тогда сто великих классиков: “Вот он, наш герой! Вот она, уникальность человеческой души!” Скажут и возьмутся за перо, и появится в литературе еще один новый герой, а за ним еще один и еще… Каждый будет чуточку новым, немножко традиционным, например герой начала XX века.
    Начало века… Что такое начало века? Время, когда “нужда и бездействие обострились, вследствие чего резко повысилась активность народных масс”? Нет, это еще не есть главная причина появления нового героя XX века. Да, произошел разлом, появились слабый интеллигент и сильный рабочий. Юрий Живаго и ночлежка на самом дне жизни. Но разве не пытались люди, разделенные, сословными барьерами, найти себя в этом сумбурном времени? Пытались ведь! Актер искал лечебницу, Пепел — счастье, Лука — веру, Сатин — правду… Каждый ставил перед собой цель.
    Однажды любой человек ставит перед собой цель и уже от него зависит, станет ли эта цель смыслом его жизни или это так, минутное желание. Цель существует всегда, часто она становится единственной и конечной, без нее нет жизни, и борьба за нее есть борьба за жизнь. Есть что-то обидное и несправедливое в революции, наверное потому, что она заставила бороться с особой силой и жестокостью. Она вышвырнула из своих фанатичных рядов наивного доктора по фамилии Живаго. “Маленьким мальчиком он застал еще то время, когда именем, которое он носил, называлось множество саморазличнейших вещей. Была мануфактура Живаго, бани Живаго, дома Живаго, способ завязывания и закапывании галстука булавкой Живаго, даже какой-то сладкий пирог круглой формы, вроде ромовой бабы, под названием Живаго. Вдруг все это разлетелось. Они обеднели”. Осталось лишь одно сокровище: бесценная душа Живаго. За это революция поставила его перед выбором: стань жестоким или погибай. Но разве мог хрупкий, добрый Живаго стать жестоким? И вдруг, в один день, стать совсем-совсем другим, забыть об умении мечтать, писать стихи… Нет, он сделал другой окончательный выбор, прозвучавший как 1риговор: он решил остаться в своем времени, в то время как новая жизнь несла всех куда-то дальше, в новые измерения, не поддающиеся законам космоса. Он решил погибнуть, но сохранить себя как личность. В этом и есть смысл его борьбы: желание сохранить себя. Жизнь через смерть. Очень трудно знать, что умрешь, и продолжать жить. А Живаго знал, что умрет.
    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы,
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Сметались хлопья со двора
    К оконной раме.
    Слетались к Юрию Живаго те, кто еще сомневался в правильности своего выбора. Слетались за поддержкой, за частицей той твердости, которой обладал он в своих убеждениях. И уходили от него тихие и молчаливые. Тоня, Лара, Гордон… Наверное, не убежденные, но пораженные его доводами. Они знали, что он умрет. Тогда уже знали.
    А он сделал проще: он перестал думать о том, что он другой, что ему суждено бороться, а потом куда-то уйти, “не обращая внимания на окрики” прорваться сквозь толчею, ступить со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделать шаг, другой, третий, рухнуть на камни и больше не вставать”.
    Он перестал думать о будущем и попытался прожить отпущенное ему время так, как хотел бы жить всегда. И загорелось ярче пламя свечи, окрепла душа в своей вере, и воссияла на небе новая звезда (не могла не восстать). Стала она ориентиром блуждающим впотьмах душам. Люди называли ее Рождественской,
    потому как когда-то,
    неведомая перед тем,
    застенчивей плошки
    В оконце сторожки
    Мерцала звезда по пути
    в Вифлеем.
    Ова пламенела, как стог,
    в стороне
    От неба и Бога,
    Как отблеск поджога,
    Как хутор в огне и пожар
    на гумне.
    Она возвышалась горящей скирдой
    Соломы и сева
    Средь целой вселенной,
    Встревоженной этою новой
    звездой.
    Осветила она рождение младенца Иисуса. Но это было раньше, а теперь светила она другому человеку — Юрию Живаго. Вела его вперед, уверенного и свободного, а потом кто-то назвал пройденный под этой звездой путь — борьбой за жизнь.

  8. «Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был вынужден по разным причинам оставлять эту работу неоконченной. За это время во всем мире, а в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками. Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени.
    Роман «Доктор Живаго» вначале несколько пугал меня. Два раза, запасшись терпением, я начинала его читать. Дважды откладывала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила как невзятая высота. Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Каждый рази внимательно вчитываясь в какое-то произведение, я живу созданным автором миром. Так и теперь, я до сих пор нахожусь под впечатлением от «Доктора Живаго».
    В романе революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Б. Пастернак показывает революцию и Гражданскую войну не из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве» й десятках других произведений. Это и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам» и других. Повествование Пастернака – это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.
    Роман назван по фамилии главного героя, Юрия Андреевича Живаго. Он сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного… У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне. Затем любимая работа. Живаго становится прекрасным врачом. Еще в университете у него проснулась любовь к поэзии и философии. Рождается сын, и кажется, что жизнь прекрасна. Но неотвратимо в эту идиллию врывается война. Юрий едет на фронт врачом.
    Итак, мы видим, как творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой событий века, а стихотворения – поддержкой и подтверждением надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение.
    Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаров-ском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.
    Живаго, как мне кажется, склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.
    Мне кажется, что именно эта убежденность и отличает «Доктора Живаго» от прозы, над которой Пастернак работал до войны. Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война – преддверие событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий».
    Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит судьбы людей. Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
    Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько дикой является идея переделать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.
    Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен. Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
    Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака, мне думается, прежде всего о высокой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью – Ларой. Описания любви Юрия и Ларисы – это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной. Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая.
    Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным проявлениям – первейшая забота автора. Это проявляется всего сильнее в речи главного героя. Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и историю.
    Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось серьезно думать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое – издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».
    Размышление и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя- многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна,’иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
    Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта сила – Бог. Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове – одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.
    В русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота. Роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве Бориса Пастернака. Этим романом автор показывает нам, что один человек не имеет права ограничивать свободу другого, насильно навязывать некие рамки поведения, идеологию, так как все мы созданы одним Творцом, а стало быть, имеем равные права на свободу.

  9. В этом плане, в связи с размышлениями дяди, Живаго стано­вится понятна искренность героев романа к событиям истории. Так, Лара Гишар оказывается втянутой в исторические события, по­тому что будет разыскивать своего мужа — Павла Антипова, в Гражданской войне — Стрельников, за свою жестокость в при­нятии решений прозванный Расстрельниковым.
    В свою очередь Павел Антипов, как выясняется в самом конце романа, пришел на войну, потому что ему важны не историчес­кие события, а романтика, которая с ними связана. Ему всегда казалось, что Лара связалась с ним не только из-за любви, в ней была жалость к нему как к человеку из других кругов. Он стал учителем математики, преподавал в Юрятине. «Как преподавал, как преподавал, как бог! Все разжует и в рот положит!»
    Умная Лара чувствовала, что он оказывается в водовороте этих событий, чтобы быть достойным ее. Одна Лара понимала истин­ные его побуждения. Таким образом, и Лара, и Патуля Антипов прежде всего ценили отношение к ближнему, а уже потом все остальное.
    Юрий Андреевич Живаго окончил университет, стал врачом, но мы редко видим его во время его профессиональной деятель­ности. Тем более обращают на себя внимание те сцены, когда его выкрали в партизанский отряд из-за того, что он врач. Отноше­ние его к Гражданской войне, которая на глазах становилась ис­торией, неоднозначно. Он искренне не понимает, зачем нужно убивать. Есть вечные ценности, рядом с которыми даже Граж­данская война воспринимается как явление преходящее, незна­чительное в истории, потому что Пастернак доверил своему ге­рою интерес к истории, в которой было очень много всяческих потрясений.
    Об истории размышляют и подросшие мальчики, а девочки «платят» (Лариса Федоровна, Антонина Громеко, Марина) за то, что оказались втянутыми в водоворот истории. Лариса Федоровна вышла однажды из дома и не вернулась. Об этом мы узнаем в самом конце романа, в эпилоге.
    Тоня Громеко, жена Юрия Живаго, оказалась за границей.
    Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон в эпилоге размышляют об истории в грозовой 1943 год — разгар войны, а потом «через пять или десять лет» размышляют они о России, об истории и о месте человека в ней, вспоминая Блоковские слова: «Мы — дети страшных лет России» (грамотные читатели, на которых рас­считывал Пастернак, знали, что это строки из стихотворения «Рожденные в года глухие»).
    Одна из основных тем романа — тема любви. Он пронизан лю­бовью, причем разной: к семье, к детям, друг к другу, к Родине.
    В романе нашли отражение личные связи Пастернака. Прото­типом Лары становится О. Ивинская, которая случайно-законо­мерно встретилась Пастернаку.
    Лару Юрий встречает тогда, когда они были еще мальчиком и девочкой.
    Жизнь Лары потерялась из внимания Юрия, он связывает свою жизнь с другой. Лара выходит замуж за Антипова, которого она любила. Если бы ей сказали, что Патуля жив, и указали, где, она ползком бы проползла, чтобы найти его.
    Но так случилось, что, когда она искала Антипова, она встре­тила Юру. Юрию кажется, что только она понимала его. Однако в письме Тони Юрию видно, что она тоже его понимает. Тоня принимает решение уехать за границу с детьми.
    Любовь — это тайна, непонятная иногда даже двоим, лю­бовь — это чувство, которое нельзя ввести в рамки. Лара любила Юру, а он, оставаясь верным Тоне, не представлял себе жизни без Лары, которую встретил уже во взрослой жизни.
    Когда Юрий поверил Комаровскому, убедившему его в том, что Ларе, как жене Стрельникова, грозит серьезная опасность, он позволяет увезти Лару. Жизнь его с этого момента становится лишенной смысла. Это очень ярко описано в 14-й части 13-й гла­вы романа. Сцена разлуки в романе нашла отражение в стихотво­рении Юрия Живаго «Разлука».
    Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат — Панфил Па­лых — говорит, что многих пустил в расход, боится теперь за исход Гражданской войны. Он все чаще вспоминает одного пар­нишку, убитого им давно. Это воспоминание до сих пор трево­жит его, преследует. Панфил любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает се­мью сам. По контрасту с ним показан Юрий Живаго, который целился в дерево, а попал в парнишку, которого не знал. Это был Сережа Ранцевич. Живаго выходил его и не обиделся, когда тот сказал, что не поступится своими идеалами, если они встретят­ся на поле боя.
    Тема истории, любви, преходящих и извечных ценностей свое­образно отражается в лирике Живаго, помещенной в конце рома­на. Живаго недаром изображается поэтом, пожалуй, больше, чем врачом. Это своеобразное свидетельство Живаго о своем време­ни, поэтически осмысленное. В этой лирике перед читателем пред­стает мир, утративший устойчивость. Объяснение этому находит автор как в самой эпохе, так и в специфичности положения ис­кусства и художника в ней.
    Лирика Юрия Живаго — это важная часть романа. Если по­вествование в нем вполне традиционно: рассказывается о челове­ческой судьбе в потоке времени, то лирика становится органич­ной частью романа. Автор выстраивает свой роман по законам скорее лирики, чем этики, изображение субъективно, мир пред­стает таким, каким он отражается в сознании главного героя. А он, вопреки утвердившимся в советской литературе нормам и требованиям, остается частным лицом. Смысл его существования раскрывается не столько в его действиях, сколько в его стихах: Материал с сайта //iEssay.ru

  10. В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.
    В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
    В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, — это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары — это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
    Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, — это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.
    Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
    Судьба доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.
    Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…
    Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *