Сочинение на тему доктор живаго

8 вариантов

  1. “Доктор Живаго” – проза поэта
    «Доктор Живаго»
    «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей»
    Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
    Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
    Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Встреча с книгой
    Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. “Доктор Живаго”
    Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Образ Юрия Живаго – центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Образ Юрия Живаго в романе БЛ. Пастернака “Доктор Живаго”
    Особенности любви Юрия Живаго к Ларе
    Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману “Доктор Живаго”)
    Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Проблема интеллигенции и революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема любви в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”
    Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
    Тема творчества в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века.
    Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».)
    Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго»
    Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
    Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»
    Человек в огне революции и гражданской войны
    Человек в огне революции и гражданской войны
    Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

  2. Произведение русского писателя «Доктор Живаго» передает точку зрения своего автора на события, произошедшие в начале ХХ века. И делал он это через призму творца этой эпохи. Ещё во второй половине пятидесятых годов, в переписке, он говорил: «Я пишу сейчас роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)». Противоречивое отношение к революции Борис Пастернак мастерски передал в своем романе.
    Юрий Живаго, пережив гибель своих родителей, воспринимает жизнь с мистической, религиозной силой. Размышляя о бессмертии своей души, Юрий ищет ответы на загадки жизни у других.
    После смерти его отца, десятилетний Юрий живет с дядей Николаем, чья философия прогресса и мистицизма затрагивает поэтические чувства мальчика. Позже Юрий живет с семьей профессора и это вдохновляет его стать доктором. По завещанию жены профессора, он женится на их дочери, у них рождается сын.
    Когда начинается война с Германией, Юрий отправляется служить на фронт в качестве хирурга. Там он влюбляется в Лару, женатую медсестру, но после его признания, она уезжает. Возвращаясь в Москву, д-р Живаго воспринимает революцию изначально как нечто благоприятное, впоследствии меняет свою точку зрения в обратную сторону. По совету Евграфа Юрий увозит семью в Уральские горы. Там он встречает Лару и сближается с ней.
    Коммунисты захватывают Юрия, заставляя его служить, пока он не совершает побег. Когда Тоня возвращается в Москву, Юрий и Лара живут вместе. Когда горожане называют любовников контрреволюционерами, Юрий заставляет Лару бежать под защитой советского чиновника, а сам скрывается в Москве. Жизнь идиллична: Юрий пишет стихи и книги, содержащие его философские взгляды на жизнь.
    В Москве он начинает свой третий роман с дочерью дворника, Мариной, у них рождаются дети. Его жена и дочь отправились в Париж, но он поддерживает отличные отношения со своим сводным братом, Евграфом. В течение нескольких лет он занимается медициной и пишет стихотворения, предметом которых являлся город. Он умирает в тот же день, когда Лара прибывает в столицу. Позднее Евграф публикует стихи покойного брата…
    Пастернак доносит до нас, события, произошедшие в те годы в России, являлись неестественными для хода истории. Отрешение от прошлого приравнивается к отказу от культурного наследия, от нравственных ценностей. И наша задача заключается в том, чтобы не позволять происходить такому историческому произволу.

  3. «Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был вынужден по разным причинам оставлять эту работу неоконченной. За это время во всем мире, а в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками. Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени.
    Роман «Доктор Живаго» вначале несколько пугал меня. Два раза, запасшись терпением, я начинала его читать. Дважды откладывала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила как невзятая высота. Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Каждый рази внимательно вчитываясь в какое-то произведение, я живу созданным автором миром. Так и теперь, я до сих пор нахожусь под впечатлением от «Доктора Живаго».
    В романе революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Б. Пастернак показывает революцию и Гражданскую войну не из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве» й десятках других произведений. Это и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам» и других. Повествование Пастернака – это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.
    Роман назван по фамилии главного героя, Юрия Андреевича Живаго. Он сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного… У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне. Затем любимая работа. Живаго становится прекрасным врачом. Еще в университете у него проснулась любовь к поэзии и философии. Рождается сын, и кажется, что жизнь прекрасна. Но неотвратимо в эту идиллию врывается война. Юрий едет на фронт врачом.
    Итак, мы видим, как творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой событий века, а стихотворения – поддержкой и подтверждением надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение.
    Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаров-ском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.
    Живаго, как мне кажется, склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.
    Мне кажется, что именно эта убежденность и отличает «Доктора Живаго» от прозы, над которой Пастернак работал до войны. Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война – преддверие событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий».
    Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит судьбы людей. Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
    Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько дикой является идея переделать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.
    Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен. Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
    Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака, мне думается, прежде всего о высокой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью – Ларой. Описания любви Юрия и Ларисы – это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной. Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая.
    Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным проявлениям – первейшая забота автора. Это проявляется всего сильнее в речи главного героя. Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и историю.
    Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось серьезно думать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое – издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».
    Размышление и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя- многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна,’иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
    Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта сила – Бог. Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове – одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.
    В русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота. Роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве Бориса Пастернака. Этим романом автор показывает нам, что один человек не имеет права ограничивать свободу другого, насильно навязывать некие рамки поведения, идеологию, так как все мы созданы одним Творцом, а стало быть, имеем равные права на свободу.

  4. Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.
    Интересно, что Б.Л. Пастернак долго искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было от­казано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому относится к так называемой возвращенной литературе.
    В центре произведения — судьба интеллигенции в рево­люции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго — человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно со­храняет старинное окончание, которое словно свидетельствует о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» — старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман на­чинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, пре­данный идее. Его судьба в произведении складывается траги­чески. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категория­ми. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказы­ваются жертвами революции. Революционные события в ро­мане вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судь­ба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.
    Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный компози­ционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это став­шая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.
    В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели свя­заны с темой невзгод и смерти.
    В произведении также немало тонких пейзажных зарисо­вок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.
    Важной темой в романе становится судьба Татьяны Жива­го — дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак по­казывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпо­ху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовно­го оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Воз­можно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.
    Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нрав­ственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.

  5. 5
    Текст добавил: Цветы_для_ванны

    В русской литературе примеров на эту тему очень много, потому что именно такое отношение к человече­скому существованию (чем человек живет?) отличает русскую литературу от других мировых литератур. Наша литература не авантюрная, как в значительной степени литература Англии (Скотт, Стивенсон, Хаггард), и не приключенческая, как американская (Купер, Диккенс, Дж. Лондон, Э. По, Мелвилл), или любовная, как лите­ратура Франции (Дюма, Стендаль). Наша литература в первую очередь духовно направленная литература. Для нее важен поиск ответа на один-единственный вопрос: как жизнь свою прожить достойно? Об этом размышляли Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, но мне хочется обратиться к роману Б. Пастерна­ка «Доктор Живаго».
    Этот «крамольный роман» (так о нем отзывались в со­ветское время, когда его отказывались печатать в Рос­сии) рассказывает о судьбе русского человека, захвачен­ного «бурей революционных лет». Роман начинается со сцены похорон, и мы видим, как чиста душа маленького Юрия, только что потерявшего мать. Эту чистую душу он постарается пронести через всю свою нелегкую жизнь, в которой все время будут сомнения и колебания, духов­ные потери и приобретения, историческая трагедия лич­ности и России. Центральные события романа — Ок­тябрьская революция и гражданская война — воспринимаются Юрием как природный катаклизм, он не может их осмыслить логически, но чувствует и слы­шит «гул революции». Живаго любит жизнь, и призна­ется в этом: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!», но ради «сохранения спокойной жизни» он не будет идти против своей совес­ти, поэтому и помогает раненым демонстрантам, хотя со­всем не разделяет их революционных идей, поэтому в партизанском отряде, куда его насильно привели, лечит больных, но никак не может смириться с кровопролити­ем и уходит от них, несмотря на то что за дезертирство мог быть убит. Его смерть — не героическая, а даже ка­кая-то обыденная: в трамвае сделалось дурно, инфаркт, смерть. Но жизнь его — высшей пробы, все она прошла под знаменем незапятнанной совести. «Человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре ра­бот, посвященных преодолению смерти, умирает, сам по­священный этой теме», — говорил в романе отец Нико­лай и был совершенно прав. Наверное, именно это в человеке самое ценное. Наверное, именно за это и был отмечен роман Нобелевской премией.
    В завершение нельзя не отметить, что, по словам Д.С. Лихачева, «перед нами вовсе не роман, а род авто­биографии самого Пастернака… Это духовная автобио­графия Пастернака». С этим нельзя не согласиться. В об­разе Юрия Живаго сосредоточен собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и ду­ховных потерь пережила революцию, но в этой «смер­тельной схватке с историей» сумела сохранить душу свою чистой и невинной. (499 слов)

  6. «Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был вынужден по разным причинам оставлять эту работу неоконченной. За это время во всем мире, а в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками. Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени.
    Роман «Доктор Живаго» вначале несколько пугал меня. Два раза, запасшись терпением, я начинала его читать. Дважды откладывала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила как невзятая высота. Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Каждый рази внимательно вчитываясь в какое-то произведение, я живу созданным автором миром. Так и теперь, я до сих пор нахожусь под впечатлением от «Доктора Живаго».
    В романе революция открылась мне с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Б. Пастернак показывает революцию и Гражданскую войну не из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве» й десятках других произведений. Это и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам» и других. Повествование Пастернака – это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.
    Роман назван по фамилии главного героя, Юрия Андреевича Живаго. Он сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного… У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне. Затем любимая работа. Живаго становится прекрасным врачом. Еще в университете у него проснулась любовь к поэзии и философии. Рождается сын, и кажется, что жизнь прекрасна. Но неотвратимо в эту идиллию врывается Война. Юрий едет на фронт врачом.
    Итак, мы видим, как творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой событий века, а стихотворения – поддержкой и подтверждением надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение.
    Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаров-ском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.
    Живаго, как мне кажется, склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.
    Мне кажется, что именно эта убежденность и отличает «Доктора Живаго» от прозы, над которой Пастернак работал до войны. Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война – преддверие событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше Поколение несчастий».
    Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит судьбы людей. Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
    Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько Дикой является идея переделать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.
    Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен. Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
    Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака, мне думается, прежде всего о высокой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью – Ларой. Описания любви Юрия и Ларисы – это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной. Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая.
    Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным проявлениям – первейшая забота автора. Это проявляется всего сильнее в речи главного героя. Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и историю.
    Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось серьезно думать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое – издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».
    Размышление и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя – многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна,’иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь Ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями… это было неслыханно безоговорочно. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
    Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта сила – Бог. Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове – одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.

  7. Человек и история в романе «Доктор Живаго».

    Роман «Доктор Живаго» был начат Б. Пастернаком в конце 1945 года и закончен в 1955 году. Поэт писал: «Эта вещь будет выражением моих взгядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое». Роман не был опубли­кован в своей стране, писателя обвинили в искаженном изобра­жении интеллигенции и ее отношения к революции. В 1957 году, когда «Доктора Живаго» издали в Италии, Пастернак подвергся гонениям, был исключен из Союза советских писателей. Но ро­ман был переведен на многие языки, и в 1958 году Пастернак был удостоен Нобелевской премии «за выдающиеся достиже­ния в современной лирической поэзии и на традиционном по­прище великой русской литературы».
    «Доктор Живаго» — духовная биография человека, оказавше­гося на разломе времен. Хотя в романе отражены важнейшие периоды в истории страны, он построен не по законам эпичес­кого произведения. Это проза поэта, потому действительность преломляется через субъективное восприятие героя, который тоже обладает поэтическим даром. Основное в романе — не ис­тория событий жизни, а история духа.
    Юрий Живаго пытается уловить смысл событий, их место в том истинно великом, что называется Жизнью. В восприятии про­исходящего у Живаго много сомнений и колебаний, он не прояв­ляет внешней активности, не может повлиять на ход событий, что позволяет жене Тоне считать его безвольным, слабым человеком. Но путаница в понимании силы-слабости Живаго происходит из- за разницы систем мировоззрений. XX век создал тип сильного героя как активно действующей личности. Б. Пастернак же исходит из религиозно-философского понимания силы как нравственно­го, духовного чувства. С этой точки зрения Христос — воплощение нового нравственного идеала, поворота в Истории, когда «чело­век умирает в разгаре работ, посвященных преодолению смерти». Сохранить бессмертие — значит, сохранить верность Христу, по словам Веденяпина, дяди Юрия Живаго. Верный гуманистическим заповедям герой сохраняет верность своим идеалам, свое бессмертие обретает в стихах.
    Фамилия главного героя — Живаго — это форма родительного падежа в древнерусском языке, употребляемая в молитвах: «Ты есть воистину Христос, Сын Бога живаго». Фамилия вводит действие романа в круг христианских понятий и смыслов. В этом плане Юрий Живаго обладает силой духа, позволяющей не поддаваться соблазну простых однозначных решений, принимать мир во всей его сложности и многообразии, отрицая то, что несет духовную смерть. Ему дорога свобода, он не принимает никакого насилия: «Если бы дремлющего в человеке зверя мож­но было остановить угрозою, все равно, каталажки или загроб­ного воздаяния, высшей эмблемой человечества был бы цирко­вой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповед­ник. Но в том-то и дело, что человека поднимала не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины».
    Историю Живаго ощущает как данность. Октябрьскую рево­люцию он, как и многие интеллигенты, воспринял восторжен­но. Если учесть, что по профессии Юрий Живаго — врач, хи­рург, то высшей степенью восхищения звучат слова: «Какая ве­ликолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать ста­рые вонючие язвы! Это небывалое, это чудо истории, это от­кровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу». Приняв революцию по-блоковски, Живаго затем пытается понять ее гуманистический смысл. Он видит, что царит жестокость, из жизни уходят сострадание, доброта. Ему одинаково чужды и красные, и белые, но как врач он обязан спасать и тех, и других. Стараясь не участвовать в пе­ределке мира, Живаго тем не менее не является посторонним наблюдателем. Его позицию можно было бы сравнить с позици­ей М. Волошина, писавшего:
    А я один стою меж них В ревущем пламени и дыме.
    И всеми силами своими Молюсь за тех, и за других.
    Живаго не бесстрастен. Он чутко отзывается на «гул чужих су­ществований». Он пытается помогать и раненному в бою мальчику-юнкеру, и крестьянскому парню-красногвардейцу, видя в них прежде всего людей (символом их природной общности являются найденные у обоих ладанки с зашитыми в них 90-м Псалмом, оберегающим воина от смерти). Он понимает гражданскую войну как трагедию, в которой смерть равняет всех. В этом его воспри­ятие близко выраженному в стихах М. Цветаевой:
    Белый был — красным стал:
    Кровь обагрила.
    Красным был — белым стал:
    Смерть побелила.
    И справа, и слева,
    И сзади, и прямо,
    И красный, и белый:
    — Мама!
    Юрию Живаго как истинно интеллигентному человеку про­тивна всякая стадность, всякие группки и объединения. «Всякая стадность — прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу». Он — личность само­ценная и признает над собой только власть нравственных поня­тий, абсолютного духовного начала.
    Высшими ценностями для Юрия Живаго являются любовь, природа, поэзия — то, что составляет основу внутреннего мира героя, позволяет ему сохранить внутреннюю свободу в самых сложных перипетиях времени. Любовь героев необходима и есте­ственна, как жизнь, как природа. Юрий Живаго и Лара потому любят, что одинаково близки в понимании жизни и природы. «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья Нико­гда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятно­го счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: на­слаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение отношения к красоте всего зрели­ща, ко всей вселенной». Природа в концепции романа — вопло­щение жизни, всеобъемлющее ее начало.
    В романе мотивы жизни и смерти образуют силовое поле, в котором проявляются все действующие лица произведения. Об­раз Юрия Живаго, несущего живое духовное начало, соотно­сится с образом Павла Стрельникова, или, как прозвали его в народе, Расстрельникова, счет убитых которым велся не на еди­ницы, а на сотни. Если природа олицетворяет жизнь, то мета­форой смерти является железная дорога. С ней связана смерть отца Юрия Живаго, выбросившегося из вагона идущего поезда. Смерть сеет бронированный вагон, в котором решает судьбы людей Стрельников. Возле железной дороги в будке стрелочни­цы живет дочь Живаго и Лары Таня Ларина — жалкое косноя­зычное существо, образ которой воплощает смерть пушкинской Татьяны Лариной. В переполненном трамвае (городской аналог железной дороги) умирает от недостатка воздуха Юрий Живаго. Символично, что герой умирает в 1929 году, трагическом году начала «великого перелома» — коллективизации, удушения свобо­ды слова, ознаменованное кампанией против писателя Б. Пильня­ка. В 1921 году А. Блок в своей последней речи, посвященной Пушкину, сказал, что Пушкина «убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем». Б. Пастернак реализует блоковскую метафору, показывая смерть своего поэта: «Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты. Не было воздуха. Пробравшись сквозь толпу, он рухнул на камни».
    Последнюю часть романа составляют «Стихотворения Юрия Живаго». Б. Пастернак наделил доктора Живаго поэтическим даром не случайно, этим он подчеркивал духовное родство со своим героем. Стихи — это поэтический конспект всех основных идей и мотивов романа. Первое стихотворение «Гамлет» раскры­вает смысл образа Юрия Живаго: Гамлет выходит на подмостки жизни, чтобы творить волю Господа, его «замысел упрямый». Слова молитвы Гамлета «Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси», произнесенные Христом в Гефсиманском саду, соединяют первое и последнее — «Гефсиманский сад» — стихотворения. Как приносил себя в жертву Христос, так и Юрий Живаго проходит свою жизнь, свой крестный ход как жертва времени.
    Два образа — метели и свечи проходят лейтмотивом через роман, соединяясь в стихах «Зимняя ночь»:
    Мело, мело по всей земле,
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    В метелях Истории свет свечи притягивает блуждающую душу, позволяет противостоять одиночеству, соединяет Любовью.

    Дополнительная литература.

    Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
    Баевский B.C. Б. Пастернак — лирик. Основы поэтической системы. Смо­ленск, 1993.
    Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. М., 1989.
    «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: с разных точек зрения. М., 1990.

  8. Авг
    14 2010

    Сочинение по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»

    Тема «человек и революция» волновала многих писателей XX века. И это естественно. Слишком велико оказалось ее влияние на людей, слишком много было искалеченных судеб. Восторги, проклятия, апатия и отчаяние, попытки понять и принять, невзирая ни на что. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» – история жизни типичного «положительного» интеллигента той поры, умного, талантливого, пытливого, лишенного обычных предрассудков, жаждущего не поверить (что всегда проще), а осмыслить и понять. Это и хроника тех лет – с точки зрения нескольких семей, близких по родству, дружбе, соседству. Но самое главное – это хроника душевного состояния Юрия Живаго, его поиски истины, его мысли об окружающем, его попытки понять, почему Россия идет столь кровавой дорогой. Автор отдает герою романа не только свои лучшие стихи, но и самые свои сокровенные, самые выношенные мысли, его устами пытается передать свое видение событий, потрясших страну.
    Условно говоря, роман «Доктор Живаго» – это история борьбы человека, Личности, с общим ходом истории. История давит, ломает, заставляет смириться, чтобы выжить. Так, как смиряются многие. И не то чтобы главный герой (а с ним и автор) приняли революцию в штыки. Оба они прекрасно понимают, как понимали это практически все честные интеллигенты той поры, что революция неизбежна. Ее подготовила та эпоха, когда «обжоры тунеядцы на голодающих тружениках ездили, загоняли до смерти». «Грязь, теснота, нищета, поругание человека в труженике, поругание женщины. Была смеющаяся, безнаказанная наглость разврата маменькиных сынов, студентов белоподкладочников и купчиков. Шуткою или вспышкой пренебрежительного раздражения отделились от слез и жалоб обобранных, обиженных, обольщенных».
    Живаго прекрасно осознает, что при всех преимуществах лично его существования, «основная толща народа веками вела немыслимое существование… неестественность и несправедливость такого порядка давно замечена». Понимает он и то, что «частичное подновление старого здесь непригодно, требуется его коренная ломка. Может быть, она повлечет за собой обвал здания. Ну так что же? Из того, что это страшно, ведь не следует, что этого не будет?» Правда, оказывается, что одно дело – рассуждать о необходимости ломки, и совсем другое – видеть настоящие, не умозрительные, трупы на улицах и бояться за свою семью.
    Юрий Живаго бежит с семьей из Москвы от голода и разрухи – и по дороге видит «кровавую колошматину и человекоубоину, которым не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».
    Но как случилось, что идея общего блага обернулась полной своей противоположностью?
    Да, с одной стороны, как всегда бывает, к победившей стороне примкнуло много всякой грязи – карьеристов, просто людей нечестных и жестоких. Но как терпят, как допускают остальные?
    Лара Антипова, любимая Юрия, рассуждает: «Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями». Это ясно видно на примере того же Дудорова, у которого собственное мнение умерло после ссылки, и он сам говорит, «что доводы обвинения, обращение с ним в тюрьме и по выходе из нее и в особенности собеседования с глазу на глаз со следователем проветрили ему мозги и политически его перевоспитали, что у него открылись на многое глаза, что как человек он вырос». И автор замечает: «Добродетельные речи Иннокентия были в духе времен». И далее: «Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю».
    Но Дудоров «перевоспитался» после тяжких испытаний – a y многих сработал инстинкт выживания. Последствия этой всеобщей напуганности, страха перед собственным мнением мы ощущаем и сейчас. В чем же главное отличие героя от его же друзей-интеллигентов, почему он пользуется столь явной симпатией автора, и почему он столь раздражает власти?
    Юрий Живаго пугает близких и провоцирует власти не тем, что метко стреляет и готовится к борьбе, а тем, что не желает и не может жить чужим мнением. Ему жизненно необходимо самому во всем разобраться, все судить судом своей совести. И не указ ему ни общее мнение, ни прямая угроза жизни его и близких. Он не расклеивает прокламаций, не призывает народ к борьбе, но он опасен, как тот мальчик из сказки Андерсена, который рано или поздно в простоте своей может крикнуть: «Король-то голый». В нем нет отчаянного бесстрашия Антипова-Стрельни-кова, но есть, возможно, большее – мужество глядеть фактам в глаза и мужество верить себе.
    Жизнь жестоко обходится с героем. Нет, его не расстреливают, даже посадить не успевают – но он теряет семью, любимую женщину, теряет вкус к любимой работе – медицине, творчество его никому не нужно, уставший и печальный человек без определенных занятий, «похожий на искателя правды из простонародья»… И когда забрезжит надежда, появится возможность писать – погибает от сердечного приступа в неисправном трамвае. Эта смерть – от удушья – очень сим-волична.
    От нравственного удушья гибла русская интеллигенция. Часть ее была расстреляна, сгнила в лагерях, погибла от голода, болезней в годы революции и гражданской вой- ны, часть уехала или была изгнана за границу, часть стрелялась и вешалась сама, не вынеся цинизма повседневности. Зато появилась замена – эдакие «швондеры» от литературы, те, кто не испытывал особых душевных мук при виде бесчеловечности происходящего.
    Сам Пастернак, принявший революцию с той восторженной жертвенностью, которая так характерна для великих поэтов того времени (того же Блока, например), очень долго пытался найти оправдание насилию, сравнивал свое время с эпохой Петра, когда преобразования тоже соседствовали с мятежами и казнями. Конец таким его воззрениям положил 1932 год, когда он вместе с другими писателями отправился на Урал собирать материалы о жизни новой деревни. Увиденное перевернуло всю его жизнь. Он признавался затем в воспоминаниях: «То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать».
    Впоследствии, в «Докторе Живаго», он выдвигает свою версию последовавших затем массовых репрессий – требовалось утопить в крови правду об ужасах коллективизации, посеять массовый ужас, чтобы никто не смел и подумать, не то что выговорить.
    Юрий Живаго в этом смысле – фигура редкая и героическая. По большому счету, он выиграл. Да, не удалось счастье, да, утеряны любимые люди, да, жизнь сурова и бессмысленна. Но до последнего вздоха оставалась живой Душа, не проданная и не преданная.
    Предыдущие Сочинения: Мое отношение к Евгению Онегину
    Следующие Сочинения: ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Сочинение по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго» . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
    Б. Л. Пастернак “Доктор Живаго”
    Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей»
    Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
    Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости
    Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную па Кого хоронят?.. «Живаго»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *