Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор – это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку. Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
– Не докучай мне! – говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка – это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями. Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки – избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака…
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак! Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку – одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры. Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь – ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь – ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет… Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца? Рыба и гуси.
Жил-был карась – вот и сказка началась
Жили-были два налима – вот и сказки половина
Жили-были два гуся – вот и сказка вся! Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.
7
Докучные сказки Жили-были два лося Вот и сказка началась. Жили-были два павлина- Вот и сказке половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка моя вся. Шарипов Шохжахон 3 класс
8
Небылицы Даня, Данечка – чудак, Окунулся в бензобак. В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс
9
Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс
10
Докучные сказки Докучные сказки Доку ч \ Докучные сказки Жила-была мартышка, Любила она книжки. Книжки читала – Сказку начинала. Мартышка молодчина, А сказке середина. Все книжки прочитала, Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс
11
Докучные сказки Жил-был медведь. «Научи меня петь». «Конечно, научу, Только сказочку начну.» Начал Мишенька реветь, И вертеться и хрипеть. Песня начинается, А сказочка кончается. Бескашнова Алёна 3 кл
12
Докучные сказки Жил-был серый волк, Серый волк – зубами щёлк Побежал он по дорожке И увидел белы ножки. Волк за зайцем побежал, Но зайчишку не поймал! Сказка вся, сказка вся. Сказка кончилась! Фокин Николай 3 класс
13
Докучные сказки Жила бабочка красавица. Всем на свете нравится. Крылышки – малина, А сказке половина. Бабочка порхает, Сказку продолжает. Митина Яна 3 «Б» класс
14
Небылицы Коля, Коля, Николай, Он запрыгнул на трамвай. На трамвае борщ хлебал И на козочку упал. Коля козочку прогнал, В волосах своих застрял. Фокин Николай 3 «Б» класс
15
Небылицы Даша в театр собиралась. Умывалась, одевалась: Ласты на ножки, На голову рожки. В руки портфель. Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс
16
Докучные сказки Жили-были братца два И сестра у них одна. Они вышли погулять И малинку пощипать. Ангелина – молодец! Вот и сказочке конец! Фалеев Олег 3 «Б» класс
17
Небылицы Наша Яна невеличка, Спать ложится в рукавичку Утром просыпается, Снегом умывается. Митина Яна 3 «Б» класс
18
Небылицы Летит Настя на метле, Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе. Собирается на бал, Скоро будет карнавал. Князева Анастасия 3 «Б» класс
19
Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 373). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., Интернет-ресурсы:. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
Оксана Ушкова
Наше творчество: докучные сказки Докучная сказка – жанр устного народного творчества. Эти сказки невелики по объёму, они лишь намекают на возможность длинного интересного рассказа. Смысл подобных сказок состоит в шутливом обыгрывании незатейливой ситуации.
Изучая докучные сказки дети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
Носырева Алина
Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
Тут и сказке конец – печка развалилась.
Григорьев А.
– Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
– Расскажи.
– А вот она и вся.
Смирнова В.
Жили-были два лося – вот и сказка вся.
Никитин А.
У нашего Алешки под окном растет морошка.
У Машки – ромашки.
У Полины – куст малины.
У Алины – куст рябины.
У Андрея – батарея,
А у Вики – леденец.
А кто слушал – молодец,
Вот и сказочке конец.
Жукова П.
Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
Носырева Арина.
Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
Потапова М.
Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
Потапова М.
У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
У Андрея в саду клены,
А у Насти – дуб зеленый.
У Полины – куст малины,
У Арины – две рябины.
У Анжелы – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Тимонова В.
Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
Розова А.
Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
Григорьев М.
Докучные сказки 3 класс
придуманные детьми.
Жили-были пёс и кот.
Кот ловил мышей за хвост.
Укусил однажды пса
Вот и сказка вся.
Воронцова Анастасия 3 б класс.
Посмотрел я в окно
А на улице темно.
Ничего не видать,
Можно снова начинать.
Ерёменко Павел 3 б класс.
Я кашу ел.
По сторонам глядел
Горизонт далеко,
Море глубоко,
Небо высоко, не достать,
А надо кашу доедать.
Ерёменко Павел 3 б класс.
Жил-был кот,
Ездил задом- наперёд.
Коней своих погонял
И на полпути упал.
Хотели услышать сказку про кота,
А не начать ли нам её с конца?
Опалёв Вячеслав 3 б класс.
Жили- были две лисички
Очень дружные сестрички.
Жили – поживали
И беды не знали.
Вот и сказку дочитала,
Начинай её с начала.
Шапкина Кристина 3 б класс.
Около дорожки домик стоит.
В домике том старушка сидит.
Домик обычный, простой
Одна кровать, печка, стул и стол.
Но вот чудо случилось –
Старушка читать научилась.
Хорошо она читала…
Не начать ли нам сказку сначала?
Зыкина Наталья 3 б класс.
Жили- дружили кот и воронок.
Ели они с одного стола
В окошко глядели с одного угла.
Гулять уходили с одного крыльца…
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Кулёв Владислав 3 б класс.
Переделанная докучная сказка.
Жили- были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили- были два гуся.
Вот и сказка вся! Матанцева Анна 3 б класс.
Докучными именуют те сказки, в которых много-много раз повторяется один и тот же фрагмент текста, то есть повествование зациклено на одной и той же фразе/стишке/песенке…, при этом, помимо повторяющегося фрагмента остальной текст и его смысл крайне минимизированы, их еще называют “сказка-обманка” (самый пожалуй известный пример – “У попа была собака…”)
Как правило докучные сказки зарифмованы и ритмичны, но встречаются докучные сказки и в прозе. Предположительно докучливыми сказками отговаривались сказочники, которых доставали просьбами рассказать еще одну сказку, еще одну, еще… Таким способом они вроде как и не напрягались шибко и марку держали.
Ну а придумать не сложно – взять за основу какое-нибудь действие и либо побольше персонажей, на которых и зацикливаться, либо зацикливаться на незавершенности (и даже завершенности) действия одному или небольшому количеству персонажей.
Как варианты “сюжетов”:
Висит на дереве шишка/плюшка/кружка/подружка и за ней лезут-лезут не долезут зайки/мишки/мартышки/топтыжки/коротышки… или за ней гусеница ползет-ползет-чебурахается и по новой ползет-ползет – ойкается и опять ползет…
Мама спать убаюкивает детишек, поет колыбельную/текст колыбельной: спела/текст, просит Ваня спеть еще; спела/текст, просит Аня спеть еще; спела/текст, просит Оля спеть ей; спела/текст, просит Коля и пр…
Бабуся вяжет носки внукам: вяжу носочки “такие-растакие-разэтакие” (текст) внучку Мише, вяжу носочки “такие”/текст внучке Маше, вяжу носочки “такие”/текст внучку Саше/Паше/Федяше…, вяжу носочки “такие”/текст внучке Даше/Глаше/Наташе…
Хоровод звездочек: вот плывет по небу звездочка, плывет и песенку поет: “текст песенки”, вот по небу еще звездочка плывет, и так же песенку поет: “текст песенки”, снова по небу звездочка плывет и тоже песенку поет…
Школьная: Петя решает задачу “текст задачи”, не может решить, говорит Грише: “Помоги решить задачу”, “Какую задачу?”, “Такую задачу – текст задачи”, “А ты сам решил задачу?” “Какую задачу?”, “Да вот эту – текст задачи”, “Я нет, а ты можешь решить задачу?”, “Какую задачу? и пр…
Как-то так…, вообще, вариантов – выше третьего глаза…
Урок 8. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок Цели: познакомить учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; сочинять сказку с опорой на особенности построения; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству. Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; коллективно сочинять сказку с опорой на особенности построения; воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Оборудование: выставка книг по теме урока; рабочая тетрадь; тексты и задания на карточках, анаграммы записаны на доске. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка 1. Чтение текста жужжащим способом Мотылек-вителек, Принеси нам ветерок; От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек. Мелки ручейки, Несите стружки С тихой воды До великой реки. 2. Словарная работа Стружок (струг) – речное судно. 3. Беседа – Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка.) – Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.) 4. Медленное чтение, чтение с ускорением 5. Выразительное чтение III. Проверка домашнего задания – Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? (Мы читали русские народные песни.) – Прочитайте песню на с. 17. Кто ее выучил? (Чтение песни учащимися.) – Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? (Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали: Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!) – Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.) IV. Физкультминутка Зайка (Выскочили маленькие зайчики. Лапки прижали к груди. Им весело, они скачут.) Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Раз-два, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Раз-два, надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг! – и убежал. VРабота по теме урока 1.Введение в тему – Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки. LПSWPMVSGTUOBWSOPIVKLA(npиговоркa.) Приговорка – это один из жанров устного народного творчества. – Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят. (Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам.) Ученик 1. Жили-были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? Ученик 2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец. – Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки.) – Проверьте свое предположение. Прочитайте справа налево. ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС – Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей.) Докучный – наводящий скуку, докучливый. Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку. 2. Чтение сказки учителем – Рассказать ли вам докучную сказочку? – Рассказать. – Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку? – Не надо. – Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку? 3. Чтение докучных сказок – Откройте с. 18-19 учебника, прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась. VI. Рефлексия VII. Подведение итогов урока – О каких сказках вы узнали на уроке? – Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается.) Домашнее задание Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства
1. Беседа.
Нам нельзя без них.
Побеждает зло!
– Какой из жанров старого фольклора лучше всего известен людям середины XX
века? Пожалуй, сказка. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу
жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не
случайно. Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями,
обработанные писателями. А живыето, настоящие народные сказки, есть они? Есть
великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки,
сказки о животных, докучные сказки.
– Какие докучные сказки вы знаете?
– Почему эти сказки получили название «докучные»?
полученную из
рассказа
учителя,
ответов
учащихся.
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы.
Осуществляют
логические
действия.
Формулируют
и аргументи
Продолжение табл.
Отвечают на вопрос.
– «Докучная» от слова
«докучать», то есть надо
едать. Докучная –
надоедливая,
бесконечная, наводящая
скуку и уныние.
1
2. Работа с
толковым
словарем
2
3
4
Работают с толковым
словарем.
– Толковый словарь В. И. Даля объясняет: «Докучная сказка – коротенький рассказ,
без большого смысла, конец которого переходит в начало, и повторяется одно и то
же».
Докучная сказка – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же
фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством
повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или
слушателя.
В них много песенок, игры. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех
произведениях детского фольклора, часто встречаются звукоподражания, вообще игра
звуками.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну
докучную сказку наверняка знают все: и дети, и родители, и дедушки, и бабушки,
знали прадедушки и прабабушки. Немало поколений детворы повторяли эти
незамысловатые строчки: «У попа была собака…»
За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?
Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
руют свою по
зицию по об
суждаемой
проблеме.
Используют
простые
речевые
средства для
передачи
своего мнения.
Полно и точно
выражают свои
мысли.
Принимают
и сохраняют
цели и задачи
учебной
деятельности
Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор – это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.
Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
– Не докучай мне! – говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка – это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.
Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки – избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака…
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак!
Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку – одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.
Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь – ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь – ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет…
Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца?
Рыба и гуси.
Жил-был карась – вот и сказка началась
Жили-были два налима – вот и сказки половина
Жили-были два гуся – вот и сказка вся!
Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.
7
Докучные сказки Жили-были два лося Вот и сказка началась. Жили-были два павлина- Вот и сказке половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка моя вся. Шарипов Шохжахон 3 класс
8
Небылицы Даня, Данечка – чудак, Окунулся в бензобак. В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс
9
Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс
10
Докучные сказки Докучные сказки Доку ч \ Докучные сказки Жила-была мартышка, Любила она книжки. Книжки читала – Сказку начинала. Мартышка молодчина, А сказке середина. Все книжки прочитала, Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс
11
Докучные сказки Жил-был медведь. «Научи меня петь». «Конечно, научу, Только сказочку начну.» Начал Мишенька реветь, И вертеться и хрипеть. Песня начинается, А сказочка кончается. Бескашнова Алёна 3 кл
12
Докучные сказки Жил-был серый волк, Серый волк – зубами щёлк Побежал он по дорожке И увидел белы ножки. Волк за зайцем побежал, Но зайчишку не поймал! Сказка вся, сказка вся. Сказка кончилась! Фокин Николай 3 класс
13
Докучные сказки Жила бабочка красавица. Всем на свете нравится. Крылышки – малина, А сказке половина. Бабочка порхает, Сказку продолжает. Митина Яна 3 «Б» класс
14
Небылицы Коля, Коля, Николай, Он запрыгнул на трамвай. На трамвае борщ хлебал И на козочку упал. Коля козочку прогнал, В волосах своих застрял. Фокин Николай 3 «Б» класс
15
Небылицы Даша в театр собиралась. Умывалась, одевалась: Ласты на ножки, На голову рожки. В руки портфель. Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс
16
Докучные сказки Жили-были братца два И сестра у них одна. Они вышли погулять И малинку пощипать. Ангелина – молодец! Вот и сказочке конец! Фалеев Олег 3 «Б» класс
17
Небылицы Наша Яна невеличка, Спать ложится в рукавичку Утром просыпается, Снегом умывается. Митина Яна 3 «Б» класс
18
Небылицы Летит Настя на метле, Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе. Собирается на бал, Скоро будет карнавал. Князева Анастасия 3 «Б» класс
19
Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 373). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., Интернет-ресурсы:. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
Оксана Ушкова
Наше творчество: докучные сказки
Докучная сказка – жанр устного народного творчества. Эти сказки невелики по объёму, они лишь намекают на возможность длинного интересного рассказа. Смысл подобных сказок состоит в шутливом обыгрывании незатейливой ситуации.
Изучая докучные сказки дети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
Носырева Алина
Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
Тут и сказке конец – печка развалилась.
Григорьев А.
– Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
– Расскажи.
– А вот она и вся.
Смирнова В.
Жили-были два лося – вот и сказка вся.
Никитин А.
У нашего Алешки под окном растет морошка.
У Машки – ромашки.
У Полины – куст малины.
У Алины – куст рябины.
У Андрея – батарея,
А у Вики – леденец.
А кто слушал – молодец,
Вот и сказочке конец.
Жукова П.
Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
Носырева Арина.
Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
Потапова М.
Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
Потапова М.
У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
У Андрея в саду клены,
А у Насти – дуб зеленый.
У Полины – куст малины,
У Арины – две рябины.
У Анжелы – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Тимонова В.
Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
Розова А.
Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
Григорьев М.
Докучные сказки 3 класс
придуманные детьми.
Жили-были пёс и кот.
Кот ловил мышей за хвост.
Укусил однажды пса
Вот и сказка вся.
Воронцова Анастасия 3 б класс.
Посмотрел я в окно
А на улице темно.
Ничего не видать,
Можно снова начинать.
Ерёменко Павел 3 б класс.
Я кашу ел.
По сторонам глядел
Горизонт далеко,
Море глубоко,
Небо высоко, не достать,
А надо кашу доедать.
Ерёменко Павел 3 б класс.
Жил-был кот,
Ездил задом- наперёд.
Коней своих погонял
И на полпути упал.
Хотели услышать сказку про кота,
А не начать ли нам её с конца?
Опалёв Вячеслав 3 б класс.
Жили- были две лисички
Очень дружные сестрички.
Жили – поживали
И беды не знали.
Вот и сказку дочитала,
Начинай её с начала.
Шапкина Кристина 3 б класс.
Около дорожки домик стоит.
В домике том старушка сидит.
Домик обычный, простой
Одна кровать, печка, стул и стол.
Но вот чудо случилось –
Старушка читать научилась.
Хорошо она читала…
Не начать ли нам сказку сначала?
Зыкина Наталья 3 б класс.
Жили- дружили кот и воронок.
Ели они с одного стола
В окошко глядели с одного угла.
Гулять уходили с одного крыльца…
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Кулёв Владислав 3 б класс.
Переделанная докучная сказка.
Жили- были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили- были два гуся.
Вот и сказка вся! Матанцева Анна 3 б класс.
Докучными именуют те сказки, в которых много-много раз повторяется один и тот же фрагмент текста, то есть повествование зациклено на одной и той же фразе/стишке/песенке…, при этом, помимо повторяющегося фрагмента остальной текст и его смысл крайне минимизированы, их еще называют “сказка-обманка” (самый пожалуй известный пример – “У попа была собака…”)
Как правило докучные сказки зарифмованы и ритмичны, но встречаются докучные сказки и в прозе. Предположительно докучливыми сказками отговаривались сказочники, которых доставали просьбами рассказать еще одну сказку, еще одну, еще… Таким способом они вроде как и не напрягались шибко и марку держали.
Ну а придумать не сложно – взять за основу какое-нибудь действие и либо побольше персонажей, на которых и зацикливаться, либо зацикливаться на незавершенности (и даже завершенности) действия одному или небольшому количеству персонажей.
Как варианты “сюжетов”:
Висит на дереве шишка/плюшка/кружка/подружка и за ней лезут-лезут не долезут зайки/мишки/мартышки/топтыжки/коротышки… или за ней гусеница ползет-ползет-чебурахается и по новой ползет-ползет – ойкается и опять ползет…
Мама спать убаюкивает детишек, поет колыбельную/текст колыбельной: спела/текст, просит Ваня спеть еще; спела/текст, просит Аня спеть еще; спела/текст, просит Оля спеть ей; спела/текст, просит Коля и пр…
Бабуся вяжет носки внукам: вяжу носочки “такие-растакие-разэтакие” (текст) внучку Мише, вяжу носочки “такие”/текст внучке Маше, вяжу носочки “такие”/текст внучку Саше/Паше/Федяше…, вяжу носочки “такие”/текст внучке Даше/Глаше/Наташе…
Хоровод звездочек: вот плывет по небу звездочка, плывет и песенку поет: “текст песенки”, вот по небу еще звездочка плывет, и так же песенку поет: “текст песенки”, снова по небу звездочка плывет и тоже песенку поет…
Школьная: Петя решает задачу “текст задачи”, не может решить, говорит Грише: “Помоги решить задачу”, “Какую задачу?”, “Такую задачу – текст задачи”, “А ты сам решил задачу?” “Какую задачу?”, “Да вот эту – текст задачи”, “Я нет, а ты можешь решить задачу?”, “Какую задачу? и пр…
Как-то так…, вообще, вариантов – выше третьего глаза…
Урок 8. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок Цели: познакомить учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; сочинять сказку с опорой на особенности построения; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству. Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; коллективно сочинять сказку с опорой на особенности построения; воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Оборудование: выставка книг по теме урока; рабочая тетрадь; тексты и задания на карточках, анаграммы записаны на доске. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка 1. Чтение текста жужжащим способом Мотылек-вителек, Принеси нам ветерок; От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек. Мелки ручейки, Несите стружки С тихой воды До великой реки. 2. Словарная работа Стружок (струг) – речное судно. 3. Беседа – Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка.) – Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.) 4. Медленное чтение, чтение с ускорением 5. Выразительное чтение III. Проверка домашнего задания – Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? (Мы читали русские народные песни.) – Прочитайте песню на с. 17. Кто ее выучил? (Чтение песни учащимися.) – Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? (Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали: Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!) – Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.) IV. Физкультминутка Зайка (Выскочили маленькие зайчики. Лапки прижали к груди. Им весело, они скачут.) Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Раз-два, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Раз-два, надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг! – и убежал. VРабота по теме урока 1.Введение в тему – Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки. LПSWPMVSGTUOBWSOPIVKLA(npиговоркa.) Приговорка – это один из жанров устного народного творчества. – Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят. (Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам.) Ученик 1. Жили-были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? Ученик 2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец. – Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки.) – Проверьте свое предположение. Прочитайте справа налево. ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС – Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей.) Докучный – наводящий скуку, докучливый. Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку. 2. Чтение сказки учителем – Рассказать ли вам докучную сказочку? – Рассказать. – Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку? – Не надо. – Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку? 3. Чтение докучных сказок – Откройте с. 18-19 учебника, прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась. VI. Рефлексия VII. Подведение итогов урока – О каких сказках вы узнали на уроке? – Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается.) Домашнее задание Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства
1. Беседа.
Нам нельзя без них.
Побеждает зло!
– Какой из жанров старого фольклора лучше всего известен людям середины XX
века? Пожалуй, сказка. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу
жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не
случайно. Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями,
обработанные писателями. А живыето, настоящие народные сказки, есть они? Есть
великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки,
сказки о животных, докучные сказки.
– Какие докучные сказки вы знаете?
– Почему эти сказки получили название «докучные»?
полученную из
рассказа
учителя,
ответов
учащихся.
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы.
Осуществляют
логические
действия.
Формулируют
и аргументи
Продолжение табл.
Отвечают на вопрос.
– «Докучная» от слова
«докучать», то есть надо
едать. Докучная –
надоедливая,
бесконечная, наводящая
скуку и уныние.
1
2. Работа с
толковым
словарем
2
3
4
Работают с толковым
словарем.
– Толковый словарь В. И. Даля объясняет: «Докучная сказка – коротенький рассказ,
без большого смысла, конец которого переходит в начало, и повторяется одно и то
же».
Докучная сказка – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же
фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством
повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или
слушателя.
В них много песенок, игры. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех
произведениях детского фольклора, часто встречаются звукоподражания, вообще игра
звуками.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну
докучную сказку наверняка знают все: и дети, и родители, и дедушки, и бабушки,
знали прадедушки и прабабушки. Немало поколений детворы повторяли эти
незамысловатые строчки: «У попа была собака…»
За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?
Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
руют свою по
зицию по об
суждаемой
проблеме.
Используют
простые
речевые
средства для
передачи
своего мнения.
Полно и точно
выражают свои
мысли.
Принимают
и сохраняют
цели и задачи
учебной
деятельности