Сочинение на тему долга и чести

7 вариантов

  1. Долг… Честь… Совесть… В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизнеспособны, что кажутся архаизмом.
    Многие связывают их с «прошлым веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
    В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
    Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?

  2. В произведении «Капитанская Дочка» повествуется о крестьянском восстании, глава этого протеста крестьян Емельян Пугачев. Эту историю рассказывает человек, который был участником данных событий.
    Очень ярко в этом произведении автор выразил мысль о чести и достоинстве, каждого простого человека. Так Петр Гринев остается на службе у императрицы, помогает Марии Мироновой. Он даже и не представляет, как бы мог поступить по-другому, ведь он присягал на верную службу императрице.
    Швабрин не поддерживает своих моральных устоев, переходит на сторону Пугачева. Он совсем не поддерживает крестьян, просто хочет оказаться на выгодном месте, чтобы получить все привилегии от службы.
    Слуга молодого Гринева остается верен своему барину, ведь Савельич не знает другой жизни, кроме как помощь во всем молодому аристократу. У него и в мыслях не было переходить на сторону Пугачева. Во время конфликта, когда Пугачев захотел расстрелять Гринева, Савельич предлагает себя вместо своего воспитанника.
    Но Пугачев, естественно не решается убить старика. Петр Гринев же по наставлению отца, так же искренне и честно выполняет свой долг. Оказавшись в плену, и выручая из плена Миронову, он все равно остается на стороне императрицы. Ведь его отец учил всегда Петра быть честным и справедливым во всех ситуациях.
    Именно поэтому самым главным героем данного произведения можно назвать Петра, ведь именно он пронес через все жизненные передряги веру в свою службу. Он не соглашается на предложения Пугачева получить достойную службу, ведь эта служба будет на стороне восстания, крестьяне же хотели свергнуть императрицу.
    Швабрин совсем другой по характеру, он оказался в Белгородской крепости по причине того, что убил человека. Он постоянно пытается оклеветать всех вокруг, ненавидит крестьян. По причине того, что хотел жениться на маше Мироновой, а она ему отказала, стал рассказывать о ней разные истории, которых не было на самом деле.
    Кроме того что Швабрин перешел на сторону восставших крестьян, он еще умудряется дать ложные показания против Петра Гринева. Это настолько лживый и лицемерный герой, что он в произведении выступает как антипод чести и достоинству. Так как у него их просто нет.
    Отец Маши Иван Кузьмич, не соглашается перейти на сторону восставших крестьян, за это его убивает Пугачев. Но последними его словами были, ты нам не царь и не глава, а самозванец. Так поступали многие военные, они оставались верны своей службе.
    Но много людей и перешли на сторону Пугачева, поэтому внимательно читая данный роман, можно понять насколько есть чистые сердцем люди, которые хранят честь и достоинство. На протяжении всей жизни, даже в самых суровых жизненных обстоятельствах.

  3. Историческая повесть “Капитанская
    дочка” занимает особое место в
    творчестве А. С. Пушкина. Она
    рассказывает о крестьянском восстании,
    предводителем которого был беглый
    казак Емельян Пугачев, выдававший себя
    за чудом спасшегося Петра Третьего.
    События, описанные в произведении,
    охватывают около двух лет: с начала
    зимы 1772-1773 годов по январь 1775
    года. Повествование ведется от лица
    главного героя, который в молодости был
    свидетелем и непосредственным
    участником описываемых событий.
    Основная проблема повести – проблема
    чести и долга, о чем говорит и эпиграф к
    произведению – русская народная
    пословица: “Береги честь смолоду”. Все
    герои по-разному проявляют эти
    качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни
    на что, не нарушает присяги, данной
    императрице, защищает и
    покровительствует Марье Ивановне
    Мироновой, впоследствии ставшей его
    женой. Швабрин, наоборот, при первой же
    возможности переходит на сторону
    Пугачева, не разделяя взгляды
    предводителя восстания и не желая
    вникать в проблемы народа, в причины,
    побудившие его идти на крайние меры –
    восстание. Он ненавидит и презирает
    народ. Крепостной слуга Савельич
    полностью предан своему молодому
    барину и помнит наказ старика Гринева
    следить за сыном, не спуская глаз.
    Капитан Миронов, отец Марьи Ивановны,
    комендант Белогорской крепости, до
    последнего сражается с Пугачевым и
    честно выполняет свой долг.
    Один из главных действующих лиц и
    автор “семейственных записок”, Петр
    Андреевич Гринев, не получает в детстве
    хорошего образования, живет
    “недорослем, гоняя голубей и играя в
    чехарду с дворовыми мальчишками”.
    Однако в повести он предстает перед
    нами как честный и благородный
    человек. К передовым и лучшим людям
    Гринев относится именно по своим
    моральным качествам, а не по
    образованности. Он, несмотря на все
    трудности и ошибки, выполняет завет
    своего отца: бережет честь смолоду. Хотя
    Петр Гринев не раз оказывается в руках
    Пугачева и принимает его милость, даже
    находит помощь и покровительство у
    беглого казака, он ни разу не нарушает
    военной присяги, даже в тех случаях,
    когда это может угрожать его жизни,
    герой никогда не изменяет себе и людям,
    которые от него зависят. Он остается на
    службе даже тогда, когда освобождает
    Марью Ивановну из плена и может ехать
    домой, чтобы увидеть родителей. И если
    Гринев-отец говорит о чести, в первую
    очередь, как о чести дворянина и
    офицера, то Гринев-сын умеет расширить
    понятие чести до его общечеловеческого
    и гражданского значения.
    Полным противопоставлением Гриневу
    в произведении является Швабрин,
    молодой, светски блестящий, но
    поверхностно образованный офицер,
    сосланный в Белогорскую крепость за
    “смертоубийство”, где он не видит, кроме
    Гринева, ни одного “человеческого лица”.
    В крепости его никто не любит. Маша
    Миронова, за которую он сватается,
    отказывает ему. Он пытается отомстить
    ей, рассказывая Гриневу (который, как он
    считает, является единственным, кто
    способен ему поверить) небылицы про
    девушку. Как только в его судьбе
    появляется Пугачев, он, не теряя ни
    минуты, переходит на сторону
    бунтовщиков, хотя цели восстания ему
    чужды. Он глубоко презирает народ,
    боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на
    сторону восставших, он пытается что-
    нибудь изменить в своей судьбе.
    Швабрин до последнего остается верен
    себе, заставляя Марью Ивановну выйти
    за него замуж. Когда же его разоблачают,
    он делает все, чтобы помешать счастью
    Петра Андреевича и бедной девушки, а
    впоследствии, “раскаявшись” перед
    государством, предает Гринева, давая
    против него ложные показания в суде.
    Где бы ни появлялся Петр Гринев, за
    ним всегда следует его дядька Савельич,
    крепостной Гриневых, приставленный
    следить за “барским дитятей”. Для него
    ухаживать и везде следовать за молодым
    барином — долг и обязанность. Он, что
    бы ни случилось, везде сопровождает
    своего барина, оберегая его от всяких
    напастей. Узнав о том, что Гринев
    проиграл Зурину сто рублей, он искренне
    переживает и волнуется о том, что
    старик Гринев может осудить его за
    невнимательное отношение к сыну. Он
    считает своей обязанностью следить за
    барским добром. Савельич сердится на
    Петра Андреевича за то, что тот отдает
    заячий тулуп бродяге-вожатому, при этом
    даже не посчитавшись с мнением своего
    дядьки. Что бы он ни делал, постоянно
    чувствуется его искренняя преданность
    своему барину.
    Капитан Иван Кузьмич Миронов, отец
    Марьи Ивановны, погибает от рук
    Пугачева, при этом также проявляет
    высокое понимание чести и долга. Он до
    последней минуты остается верен данной
    им присяге и даже на вопрос, ответ на
    который решает его судьбу, он,
    “изнемогая от раны, собрал последние
    силы и отвечал твердым голосом: “Ты
    мне не государь, ты вор и самозванец,
    слышь, ты!” Так же поступает и Иван
    Игнатьич, повторяя слова коменданта
    крепости, чего не скажешь об уряднике
    Максимыче, который переходит на
    сторону Пугачева.
    Итак, проблема чести и долга является
    центральной в исторической повести
    “Капитанская дочка”. Каждый из героев
    поступает в соответствии со своим
    пониманием этих высоких качес

  4. Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях “Капитанской дочки” как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах.
    На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.
    Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.
    Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. “Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу”, – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к “разбойнику” Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая “лютую казнь” “подлому унижению”. И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.
    Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.
    А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.
    Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.
    Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.
    Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать “милостыню”. Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы

  5. Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . «ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье» . «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» . «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть» . И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества» . И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей) , то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира) , и для меня.

  6. На протяжении всей повести «Капитанская дочка» проходит тема чести и долга. Герои относятся к этой теме по-разному.
    Швабрин не считает важным придерживаться чести и воинского долга. При первой же настоящей опасности, он легко переметнулся на сторону противника. Когда он попал в плен к императорским войскам, он настрочил донос на Гринева, утверждая, что изменником является именно Петр.
    Для Петра Гринева понятия о чести и долге являются основополагающими. Именно этим он объяснил Пугачеву невозможность стать изменником родины, невозможность не воевать против Пугачева. Именно из-за этого Пугачев отпускает Гринева на свободу.
    Для Пугачева тема чести и долга тоже важна. Он уважает тех, кто соблюдает честь, присягу, для кого превыше всего воинский долг. Это уважение является одной из причин, по которым он помогал Гриневу и Маше.
    Иван Кузьмич Миронов тоже придерживается чести и воинского долга. Он отдал свой долг Родине полностью. Он не испугался, не сдался врагу. Он стоял до конца за свою крепость и Родину.
    Василиса Егоровна тоже верна чести и долгу. Она верна супружескому долгу. В минуту опасности она не покинула крепость, а осталась с мужем, чтобы разделить его судьбу.
    В повести есть разные герои. Мое восхищение вызывают те из них, кто чтит честь и долг перед семьей, перед государством, перед Родиной.

  7. Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях “Капитанской дочки” как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах.
    На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.
    Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.
    Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. “Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу”, – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к “разбойнику” Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая “лютую казнь” “подлому унижению”. И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.
    Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.
    А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.
    Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.
    Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.
    Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать “милостыню”. Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *