У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А. С. Пушкину – “опыт – сын ошибок трудных … “. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А. С. Пушкин завещал нам в “капитанской дочке” беречь честь смолоду, М. Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё “грядущее иль пусто, иль темно”. И. С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “война и мир” убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту) . Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова “судьба человека” мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война. – Можно взять повести Василя Быкова “обелиск”, “дожить до рассвета” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе … Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.
Долгая дорога домой…
…Это нужно не мертвым
Это нужно живым…
Роберт Рождественский
Память… Память сердца, память души. Она, как орудийный осколок с острыми краями, который сидит в каждом человеке, прошедшем войну. Она, как святыня, передается по наследству детям, внукам, правнукам. А мы, молодое поколение, всех ли мы знаем, всех ли мы помним…
Память… Какая это властная сила – ей не прикажешь, не откажешь. Порой она воскрешает такие события, что сердце сжимается от нестерпимой боли и выступает холодный пот. Можем ли мы утверждать, что эта боль не исчезнет с лица земли даже если уйдет из жизни последний участник войны. Борис Баранчиков, боевой путь которого начался с нашей Чертковской земли, в Книге Памяти писал: «…Память. Нет, ее живем не только мы, прошедшие сквозь огонь самой кровопролитной в истории человечества войны. Эту память как эстафету, перенимают от нас и те поколения, которые о войне знают из книг и кинофильмов. Наши дети, а теперь уже наши внуки, а у кого-то и правнуки». И он прав, по-прежнему многие люди приходят к священным местам, чтут память погибших защитников нашего Отечества. Сейчас живет и крепнет движение поисковых отрядов, которые решают задачу огромной нравственной значимости: похоронить, как положено, со всеми почестями, всех, кто еще не предан земле, ведь, война не закончена, пока не похоронен последний солдат. И вот она, память ведет меня по местам былых боев, участником которых был мой дед Гайдамакин Иван Семенович…
Родился он в многодетной семье и с раннего возраста познал нелегкий крестьянский труд. Ваня с детства приучал себя не отступать перед трудностями, был храбрым и решительным мальчиком. Придя в первый класс, он представился: «Гайдамакин Иван Семенович». С восьмилетнего возраста его все стали величать по имени-отчеству. Еще в школе он решил стать военным летчиком. Героические примеры Валерия Чкалова, Сигизмунда Левоневского будоражили души мальчишек, они мечтали в авиационных школах и училищах осваивать профессию летчиков.
В 1940 году Иван Семенович прошел отбор и был зачислен в Таганрогский аэроклуб, а в мае 1941 года стал курсантом Сталинградской военной авиационной школы. 22 июня заполыхало пламя войны, и Гайдамакин И. С., не задумываясь, встал на защиту Родины. Защита Отечества – это священный долг и обязанность каждого гражданина. Потому что нет более высокой миссии на земле, чем служить миру и защищать свою страну. Русские солдаты и офицеры всегда были олицетворением чести, достоинства и патриотизма. Мы глубоко признательны воинам всех поколений за мужество и героизм во имя Родины в годы тяжелых испытаний. При защите Сталинграда летчиков авиационной школы гордо называли «сталинскими соколами». Мой дедушка был одним из них. Он часто писал письма домой, эти фронтовые треугольники свято хранятся в нашем семейном архиве. В марте 1943 года младший лейтенант Гайдамакин И. С. был направлен в 89 гвардейский истребительный полк 7-й авиадивизии. Полк прикрывал наземные войска на Орловском направлении.14 июля 1943 года Гайдамакин Иван Семенович, выполнявший боевое задание на истребителе ЯК-7б не вернулся. Горящий самолет на высокой скорости врезался в землю. Это стало известно только через 68 лет. А тогда, В сорок третьем, его матери, Домне Петровне, пришло извещение о пропавшем без вести сыне. Погиб на фронте и ее муж Семен Ильич. Ни один из пятерых Гайдамакиных, ушедших на фронт, не вернулся домой.
Они погибли, но память не дает нам покоя живым. Через 68 лет поисковому отряду из Калужской области удалось восстановить те далекие события. Старожилы Ульяновского района хорошо помнят, как летом сорок третьего года неподалеку упал советский самолет. В июне 2011 года ребята вместе со своим руководителем начали поисковую работу. На глубине полутора метров появилась первая находка – лопасти винта самолета, потом части парашюта, шасси. Судя по найденным фрагментам, стало ясно, что самолет во время падения уже горел, летчик, видимо был убит, а самолет не управляем – падал шасси вверх. Находясь в штопоре, самолет врезался в землю и вошел на глубину пяти- шести метров. Работа велась в трудных условиях. Пришлось изымать грунт с глубины семи метров и в диаметре почти столько же, яму постоянно заливало водой. Но ребята понимали, что по сравнению с военным лихолетьем, их трудности ничто.
И вот долгожданная весточка пришла в семью летчика, долгие годы родные и близкие ничего не знали о его судьбе. Через 68 лет солдат «вернулся» с войны на свою родную лозовскую землю.
3 июля 2011 год. Село Алексеево-Лозовское… Многие жители пришли в центр села, к памятнику погибшим воинам, дабы отдать последние почести своему земляку, моему дедушке, летчику Гайдамакину И. С. С трибуны слышны самые теплые слова о земляке, геройски погибшем при исполнении воинского долга. Стою и чувствую волнение, грусть и гордость переполняют душу. Ловлю себя на мысли, что мой дед был чуть старше меня. Вот она неразрывная связь времен. По этой земле он ходил в школу, как и я, он знал рыбные места Лозовки, так же как и я. Отсюда он ушел на войну, чтобы вернуться через много лет в родную Лозовку.
И осторожно ходит по земле
Босая память – маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы, –
Ей не нужны ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
У каждого из нас свой
путь, своя дорога, своя судьба. С самого
раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать
ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь
или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы
совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину – “опыт – сын ошибок
трудных…”. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной
ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных
исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в
“капитанской дочке” беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью
писал о своём поколении, чьё “грядущее иль пусто, иль темно”. И.С. Тургенев
показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий,
роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея
Болконского в романе Л.Н. Толстого “война и мир” убеждает нас в том,
что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра,
правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот
нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются
времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом
веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести
всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки
правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова “судьба человека”
мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся
силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы
для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого
искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова “обелиск”,
“дожить до рассвета” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе…Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой
выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это
достойно.
У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину – \”опыт – сын ошибок трудных…\”. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в \”капитанской дочке\” беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё \”грядущее иль пусто, иль темно\”. И.С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого \”война и мир\” убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова \”судьба человека\” мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова \”обелиск\”, \”дожить до рассвета\” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе… Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.
У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину – “опыт – сын ошибок трудных…”. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в “капитанской дочке” беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё “грядущее иль пусто, иль темно”. И.С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого “война и мир” убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова “судьба человека” мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова “обелиск”, “дожить до рассвета” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе… Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.
У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А. С. Пушкину – “опыт – сын ошибок трудных … “. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А. С. Пушкин завещал нам в “капитанской дочке” беречь честь смолоду, М. Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё “грядущее иль пусто, иль темно”. И. С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “война и мир” убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту) . Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова “судьба человека” мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война. – Можно взять повести Василя Быкова “обелиск”, “дожить до рассвета” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе … Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.
Долгая дорога домой…
…Это нужно не мертвым
Это нужно живым…
Роберт Рождественский
Память… Память сердца, память души. Она, как орудийный осколок с острыми краями, который сидит в каждом человеке, прошедшем войну. Она, как святыня, передается по наследству детям, внукам, правнукам. А мы, молодое поколение, всех ли мы знаем, всех ли мы помним…
Память… Какая это властная сила – ей не прикажешь, не откажешь. Порой она воскрешает такие события, что сердце сжимается от нестерпимой боли и выступает холодный пот. Можем ли мы утверждать, что эта боль не исчезнет с лица земли даже если уйдет из жизни последний участник войны. Борис Баранчиков, боевой путь которого начался с нашей Чертковской земли, в Книге Памяти писал: «…Память. Нет, ее живем не только мы, прошедшие сквозь огонь самой кровопролитной в истории человечества войны. Эту память как эстафету, перенимают от нас и те поколения, которые о войне знают из книг и кинофильмов. Наши дети, а теперь уже наши внуки, а у кого-то и правнуки». И он прав, по-прежнему многие люди приходят к священным местам, чтут память погибших защитников нашего Отечества. Сейчас живет и крепнет движение поисковых отрядов, которые решают задачу огромной нравственной значимости: похоронить, как положено, со всеми почестями, всех, кто еще не предан земле, ведь, война не закончена, пока не похоронен последний солдат. И вот она, память ведет меня по местам былых боев, участником которых был мой дед Гайдамакин Иван Семенович…
Родился он в многодетной семье и с раннего возраста познал нелегкий крестьянский труд. Ваня с детства приучал себя не отступать перед трудностями, был храбрым и решительным мальчиком. Придя в первый класс, он представился: «Гайдамакин Иван Семенович». С восьмилетнего возраста его все стали величать по имени-отчеству. Еще в школе он решил стать военным летчиком. Героические примеры Валерия Чкалова, Сигизмунда Левоневского будоражили души мальчишек, они мечтали в авиационных школах и училищах осваивать профессию летчиков.
В 1940 году Иван Семенович прошел отбор и был зачислен в Таганрогский аэроклуб, а в мае 1941 года стал курсантом Сталинградской военной авиационной школы. 22 июня заполыхало пламя войны, и Гайдамакин И. С., не задумываясь, встал на защиту Родины. Защита Отечества – это священный долг и обязанность каждого гражданина. Потому что нет более высокой миссии на земле, чем служить миру и защищать свою страну. Русские солдаты и офицеры всегда были олицетворением чести, достоинства и патриотизма. Мы глубоко признательны воинам всех поколений за мужество и героизм во имя Родины в годы тяжелых испытаний. При защите Сталинграда летчиков авиационной школы гордо называли «сталинскими соколами». Мой дедушка был одним из них. Он часто писал письма домой, эти фронтовые треугольники свято хранятся в нашем семейном архиве. В марте 1943 года младший лейтенант Гайдамакин И. С. был направлен в 89 гвардейский истребительный полк 7-й авиадивизии. Полк прикрывал наземные войска на Орловском направлении.14 июля 1943 года Гайдамакин Иван Семенович, выполнявший боевое задание на истребителе ЯК-7б не вернулся. Горящий самолет на высокой скорости врезался в землю. Это стало известно только через 68 лет. А тогда, В сорок третьем, его матери, Домне Петровне, пришло извещение о пропавшем без вести сыне. Погиб на фронте и ее муж Семен Ильич. Ни один из пятерых Гайдамакиных, ушедших на фронт, не вернулся домой.
Они погибли, но память не дает нам покоя живым. Через 68 лет поисковому отряду из Калужской области удалось восстановить те далекие события. Старожилы Ульяновского района хорошо помнят, как летом сорок третьего года неподалеку упал советский самолет. В июне 2011 года ребята вместе со своим руководителем начали поисковую работу. На глубине полутора метров появилась первая находка – лопасти винта самолета, потом части парашюта, шасси. Судя по найденным фрагментам, стало ясно, что самолет во время падения уже горел, летчик, видимо был убит, а самолет не управляем – падал шасси вверх. Находясь в штопоре, самолет врезался в землю и вошел на глубину пяти- шести метров. Работа велась в трудных условиях. Пришлось изымать грунт с глубины семи метров и в диаметре почти столько же, яму постоянно заливало водой. Но ребята понимали, что по сравнению с военным лихолетьем, их трудности ничто.
И вот долгожданная весточка пришла в семью летчика, долгие годы родные и близкие ничего не знали о его судьбе. Через 68 лет солдат «вернулся» с войны на свою родную лозовскую землю.
3 июля 2011 год. Село Алексеево-Лозовское… Многие жители пришли в центр села, к памятнику погибшим воинам, дабы отдать последние почести своему земляку, моему дедушке, летчику Гайдамакину И. С. С трибуны слышны самые теплые слова о земляке, геройски погибшем при исполнении воинского долга. Стою и чувствую волнение, грусть и гордость переполняют душу. Ловлю себя на мысли, что мой дед был чуть старше меня. Вот она неразрывная связь времен. По этой земле он ходил в школу, как и я, он знал рыбные места Лозовки, так же как и я. Отсюда он ушел на войну, чтобы вернуться через много лет в родную Лозовку.
И осторожно ходит по земле
Босая память – маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы, –
Ей не нужны ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
У каждого из нас свой
путь, своя дорога, своя судьба. С самого
раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать
ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь
или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы
совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину – “опыт – сын ошибок
трудных…”. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной
ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных
исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в
“капитанской дочке” беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью
писал о своём поколении, чьё “грядущее иль пусто, иль темно”. И.С. Тургенев
показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий,
роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея
Болконского в романе Л.Н. Толстого “война и мир” убеждает нас в том,
что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра,
правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот
нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются
времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом
веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести
всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки
правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова “судьба человека”
мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся
силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы
для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого
искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова “обелиск”,
“дожить до рассвета” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе…Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой
выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это
достойно.
У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину – \”опыт – сын ошибок трудных…\”. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в \”капитанской дочке\” беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё \”грядущее иль пусто, иль темно\”. И.С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого \”война и мир\” убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова \”судьба человека\” мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова \”обелиск\”, \”дожить до рассвета\” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе… Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.
У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть, невозможно. Мне кажется, что страшны не ошибки, которые мы совершаем. Ведь, если верить А.С. Пушкину – “опыт – сын ошибок трудных…”. Гораздо важнее – сделать правильный вывод, вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора, пути жизненных исканий писали многие классики русской литературы. А.С.Пушкин завещал нам в “капитанской дочке” беречь честь смолоду, М.Ю. Лермонтов с болью писал о своём поколении, чьё “грядущее иль пусто, иль темно”. И.С. Тургенев показал нам нигилиста Базарова, который тоже прошёл свой путь – путь исканий, роковых ошибок и пронзительно искренней сцены смерти. Путь исканий князя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого “война и мир” убеждает нас в том, что человек может и должен прозреть, одуматься, встать на путь чистоты, добра, правды. Жить для людей, для своей родины, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, на который автор привёл своего героя. (Примеры по тексту). Меняются времена, но не меняются нравственные ценности, нравственные идеалы. В двадцатом веке жестоким испытанием для многих стала великая отечественная война. Вынести всё, выстоять и победить. Сделать это нашим отцам и дедам помог опять – таки правильный нравственный выбор. В рассказе Шолохова “судьба человека” мы вместе с героем Андреем Соколовым проходим через все испытания, удивляемся силе, стойкости и мужеству простого советского солдата. А ведь он находит силы для сострадания, милосердия. Любви к маленькому Ванюшке, детство которого искалечила война.- Можно взять повести Василя Быкова “обелиск”, “дожить до рассвета” – там тоже о выборе, о пути, о достойной судьбе… Сколько бы мы ни читали добрых и умных книг, сделать свой выбор, пройти свой путь должен каждый из нас. Будем стараться сделать это достойно.