Сочинение на тему доля народная

8 вариантов

  1. Судьба русского народа — основная тема творчества Николая Алексеевича Некрасова — никогда не оставляла его равнодушным. Страдания крестьян на­ходили самый живой отклик в его сердце. Но Некра­сов — не сторонний наблюдатель и рассказчик. Своей поэзией он старался вызвать в людях сочувствие, побудить их к действию, способному изменить существующий жизненный порядок.
    Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году. В нём изображено строительство железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
    Важную роль играет эпиграф к произведению. На вопрос сына, кто строил эту дорогу, отец отвечает: «Граф Пётр Андреич Клейнмихель…», царский министр. Некрасов же в своём стихотворении хочет рассказать правду об этом строительстве.
    Пассажиры поезда из окна видят узкие насыпи, которые оказываются могилами строителей дороги. Им чудятся мертвецы, слышатся их голоса:
    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мёрзли и мокли, болели цингой.
    Страшные картины народного труда предстают пе­ред читателем. Болезни, холод, несправедливость — всё это вынуждены были терпеть крестьяне. И над всем происходящим возвышается единый властелин, за ставивший людей решиться на такой каторжный труд.
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.
    Груд и терпение крестьян вызывают уважение Не­красова. Он надеется, что судьба народа изменится. Но в словах автора слышится грусть, потому что это про­изойдёт не скоро:
    Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне, ни тебе.
    Страдающим крестьянам противопоставлен жесто­кий и высокомерный генерал, который презирает труд народа и считает его неспособным сотворить что-либо прекрасное.
    Презрительно смеясь, генерал говорит:
    «Был я недавно в стенах Ватикана,
    По Колизею две ночи бродил,
    Видел я в Вене святого Стефана,
    Что же… всё это народ сотворил?..»
    Генерал просит автора показать Ване «светлую сто­рону» сооружения железной дороги. Но рассказ поэта исполнен горечи. Бочка вина, которую купец-подряд­чик выставил строителям, да прощёные недоимки — вот и все, что получили они в награду за свои каторжный труд. Однако крестьяне рады и этому:
    Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал…
    На этой безрадостной ноте Некрасов заканчивает своё произведение. Его взгляд на судьбу простого че­ловека пессимистичен. Последние слова стихотворения окрашены горькой иронией:
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..

  2. Творчество Некрасова охватывает сороковые-семидесятые годы позапрошлого века. Оно сложилось, окрепло и получило широкое признание во второй, революционно-демократический, период освободительного движения в России. В нем выразились идеи крестьянской демократии.
    Годы общественного подъема, охватившего русское общество после Крымской войны, сменились временем политической реакции и упадка. Царская реформа 1861 года не дала народу подлинного освобождения. Революционно-демократическое движение 60-х годов не привело к революции, было подавлено. В этих трудных условиях Некрасов оставался неизменно верен передовым идеям, заветам единомышленников и учителей – Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Более тридцати лет возглавлял он русскую революционно-демократическую журналистику, будучи редактором “Современника”, а затем “Отечественных записок”.
    Судьба народа, его быт, его нужды и чаяния, судьба революционной интеллигенции, борцов за народное счастье были центральными, важнейшими темами некрасовской поэзии.
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ,
    И бросить хоть единый луч сознанья
    На путь, которым бог тебя ведет, –
    говорил о себе поэт. Такие произведения Некрасова, как “Размышления у парадного подъезда”, «Калистрат», «Вчерашний день, часу в шестом» и особенно поэма «Кому на Руси жить хорошо», содержали замечательные, глубоко реалистические картины народной жизни, ставили вопрос о самосознании русского крестьянина, готовности его к борьбе.
    Не только тяжелое положение народа, но и его могущество, неисчерпаемые богатства его души вдохновляли лиру Некрасова. Вера в великое будущее русского народа, родины, отчизны не покидала поэта и в самые трудные дни.
    Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского пути, по которому прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы; пожалуй, даже Горький не побывал на таком «дне». Он оказался без единой точки опоры; без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
    В конце 1838 – начале 1839 года в различных журналах было напечатано шесть стихотворений Некрасова, которые вошли в его первый стихотворный сборник «Мечты и звуки».
    Мечтам об окончании университета не суждено было сбыться. На факультет восточных языков поступить не удается, на юридический также. Дело ограничивается вольным слушанием лекций на философском факультете. Перебиваясь случайными литературными заработками, поэт буквально нищенствует. «Ровно три года, – рассказывал он позднее, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным».
    В 1845 году Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», и тот воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы – поэт, и поэт истинный?!». Это было стихотворение поистине новаторское. Мир народной жизни предстал в его сути, в его обнаженности.
    В Некрасове история нашла уникальный в своем роде тип. В нем соединились, казалось бы, несоединимые качества. Большое влияние на формирование национального самосознания Некрасова оказала Крымская война 1853 -1856-х годов. Поэт создает стихотворение «Внимая ужасам войны» – непревзойденный по обобщающей силе образ материнского горя.
    1853-1856-е годы – время тяжелой болезни Некрасова. Сам поэт считал ее смертельной, что обусловило написание «Последних элегии» – попытки подведения итогов, прощания с жизнью.
    В 1856 году Некрасов едет лечиться за границу (в Италию, Францию). Европейские впечатления не оставляют следа в его творчестве – вдали от родины поэт создает поэму о русских ссыльных «Несчастные». Некрасов чуть не первым в русской литературе вышел к почти всегда в России актуальной проблеме – судьбе репрессированных.
    Кризисный период в жизни Некрасова (болезнь, смерть сына, война и связанные с ней переживания) разрешился окончательным становлением его как поэта народного, национального и – религиозного. Стихотворения из цикла «Тишина», может быть, самые религиозные стихи в русской поэзии.
    В 1855 году Некрасов впервые начинает писать поэмы: «В. Г. Белинский» и «Саша» соотносятся как поэма умирания и поэма возрождения. 14 октября 1856 года вышел сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова». Разбросанные на протяжении многих лет по страницам журналов и наконец собранные вместе стихи бесконечно усилили друг друга и произвели эффект «громадного и неслыханного успеха… этого не бывало со времен Пушкина», как отмечал И. С. Тургенев.
    1860-1861 годы – переломные для России. Готовилась реформа отмены крепостного права, и у Некрасова появляются стихотворения о народе, «про волю», «про свободу». Как никогда прежде, новое ощущение Родины-матери в ее целом у поэта совместилось с новым ощущением человека из народа – личности, крестьянина-друга, приятеля. Одному из таких друзей, костромскому крестьянину Гавриле Яковлевичу Захарову, посвящена написанная в то время поэма «Коробейники», ознаменовавшая новый этап в творчестве поэта.
    «Тут, – писал А. Григорьев, – является у поэта такая сила народного содержания и народного склада… Одной этой поэмы было бы достаточно для того, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, т. е. насколько поэзия его органически связана с жизнью».
    Поэма, народная по происхождению, связана с народной жизнью и по своему поэтическому строю напоминает народную песню. В 1863 году Некрасов пишет поэму “Мороз, Красный Нос”. Это эпопея о человеческом, народном героизме, выявленном в единстве и противостоянии с природой. Рассказ основан на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, – «женщина русской земли». Поэт живописует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
    «Публичным покаянием» Некрасова стало стихотворение «Неизвестному другу»:
    За каплю крови, общую с народом,
    Прости меня, о родина! Прости!
    В 60-е годы Некрасов пишет много стихов о народе: “Орина, мать солдатская”, «Зеленый шум», «Катерина», «Молодые», «Гимн» («Господь! Твори добро народу!..»). Он видел в народе не только бедность, нищету, убожество, но и мощь, силу, красоту. Может быть, более чем когда-либо выплеснулось сгустком все, что о народе поэтом думалось, в «Железной дороге». Идея народа воплощена в развитии образов, сюжета, в сплетении причудливых комбинаций. Сон завершается высоким пафосом, явь – иронией, и все объединилось в трагическом ощущении – во многом именно таков итог произведения.
    В 1877 году вышла книга «Последние песни» – последнее прижизненное издание смертельно больного поэта. Сила страданий, казалось, только увеличивала здесь силу творчества, и собственные муки лишь обостряли восприятие и переживание муки общемировой.
    Зимой 1866 года в “Современнике” был напечатан пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». С самого начала ощутим особый, почти былинный тон
    повествования, его песенность. И решают герои вековечный для народной жизни вопрос о правде и кривде, о горе и счастье. Некрасов сказал как-то, что свою поэму он собирал двадцать лет «по словечку». Слово поэта стало словом самого народа, подкрепленным всей его силой.
    Писалась поэма начиная с 1863 года и до самой смерти. Поэт рассказывал журналисту П. Березовскому: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из его уст, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни.
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни». Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Некрасов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.
    Среди множества персонажей поэмы Некрасов выделяет в первую очередь крестьян, которые вступают в открытую борьбу против своих угнетателей. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский, человек мужественный и бесстрашный. Его не сломили ни каторга, ни ссылка.
    Но главная задача Некрасова заключалась в том, чтобы показать, как постепенно пробуждается народ от вековой спячки, как в его среде все чаще и чаще начинают раздаваться голоса, свидетельствующие о недовольстве крестьян своим положением. Так, речь Якима Нагого звучит как обвинительный акт против существующего правопорядка. В его уста Некрасов вкладывает знаменательные слова, в которых уже слышится проснувшееся самосознание:
    Работаешь один,
    А чуть работа кончена,
    Глядишь, стоят три дольщика:
    Бог, царь и господин!
    Наиболее четко и определенно вера в несокрушимость народа и в конечное торжество его победы над злом и насилием прозвучала в речах Гриши Добросклонова, одного из самых обаятельных и привлекательных образов поэмы, который мечтает о том, чтобы его землякам и каждому крестьянину «жилось вольготно-весело на всей святой Руси…».
    В характере Гриши Добросклонова Некрасов рисует типичные черты представителей передовой демократической молодежи 1870-х годов, вступивших в открытую борьбу с самодержавием. Рисуя образ Гриши, Некрасов сознательно придал ему определенное сходство с Добролюбовым. Их многое роднит: происхождение, образование, трудная, полуголодная юность, ненависть к угнетателям и желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Гриша видит многие недостатки, характерные для крестьянской среды: забитость, темноту, корыстолюбие. Вместе с тем он верит в то, что уходит в прошлое «невежества мрак, и “удушливый сон непробудный”, что
    Сбирается с силами русский народ
    И учится быть гражданином.
    Образу Гриши Добросклонова Некрасов отдал свои самые заветные и сокровенные мысли о русском народе и о его будущем. Они слышны в “новых песнях”, «добрых песнях », которые слагает Гриша, и прежде всего в песне «Русь», где перед нами встает не только «убогая» и «бессильная», но и «обильная» и «могучая» «матушка Русь», готовая подняться и сокрушить вековой гнет:
    Рать поднимается Неисчислимая!
    Сила в ней скажется Несокрушимая!
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из самых совершенных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось добиться гармоничного слияния фор-
    мы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стремясь сделать свое произведение доступным и понятным широким читательским массам, Некрасов использовал все богатства устного народного творчества и живого разговорного языка. В поэме мы встречаем множество образов, почерпнутых поэтом из народных сказок и былин, в ней отчетливо слышны отголоски народных песен, причитаний. Некрасов смело вводит в свое произведение пословицы, поговорки, загадки. И все это слито в единое целое, подчинено единому замыслу.
    В результате Некрасову удалось создать удивительную по своей целостности и органичности поэму, равной которой нет не только в русской литературе, но и в мировой.
    Не случайно так восхищался творчеством Некрасова В.Г. Белинский, называется его «истинным поэтом», а Н. Г. Чернышевкий – “гениальным и благороднейшим из всех русских поэтов”. Традиции Некрасова – лирика и эпического поэта – великая школа художественного мастерства. И как завет звучат слова поэта:
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте, спасибо вам скажет сердечное Русский народ.

  3. Сбирается с силами русский народ
    И учится быть гражданином…
    Н. А. Некрасов
    Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
    Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
    Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплато-во, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…
    Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
    “Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый…” — эти строки из песен говорят сами за себя.
    Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Ги-рина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:
    Душа, что туча черная,
    Гневна, грозна — и надо бы,
    Громам греметь оттудова,
    Кровавым лить дождям,
    А все вином кончается.
    Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
    Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
    Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай Господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси.
    Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
    Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
    Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
    Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “… проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

  4. 1790. В Санкт-Петербурге. 8°. [20 см.], [4], 453 с. На последней странице: «С дозволения Управы Благочиния». На заглавном листе: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» . «Телемахида», том II, кн. XVIII, стих 514. У Тредиаковского этими словами описывается «Пес Кервер», с которым в свою очередь сравнивается созерцание порочными царями в загробном мире своей истинной сущности в «Зерцале правды». Эта фраза стала крылатой и является символом негативного общественного явления. Тираж 650 экземпляров. Почти весь тираж был сожжен автором, когда он узнал о следствии, начатом по поводу издания его книги. В продажу поступило всего 25 экземпляров, и 6 экз. Были подарены автором разным лицам. По распоряжению Императрицы Екатерины II уцелевшие экземпляры разыскивались и уничтожались. В настоящее время известно около 14-18 экземпляров, находящихся в государственных книгохранилищах и частных собраниях. В течение 115 лет, вплоть до 1905 года, книга оставалась под запретом. Судьба Александра Николаевича Радищева трагична. За это сочинение, наполненное, как гласит именной указ Императрицы «самыми вредными умствованиями», он был приговорен к смертной казни, но по отмене ее был сослан в Сибирь в Илимский острог на «десятилетнее безысходное пребывание». Умер в Москве в 1802 году, покончив жизнь самоубийством. Первое издание бессмертного труда Радищева. Величайшая редкость!

  5. Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:
    Осанистая женщина,
    Широкая и плотная,
    Лет тридцати осьми,
    Красива; волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,
    Сурова и смугла.
    Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.
    Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.
    Трудно приходилось героине в новой семье:
    Семья была большущая,
    Сварливая… попала я
    С девичьей холи в ад!
    В работу муж отправился,
    Молчать, терпеть советовал:
    Не плюй на раскаленное
    Железо – зашипит.
    Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:
    Металась и кричала я:
    – Злодеи! Палачи!
    Падите мои слезоньки
    Не на землю, ни на воду,
    Не на господень храм!
    Падите прямо на сердце
    Злодею моему!
    Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.
    В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:
    Волчица так ли жалобно
    Глядела, выла… Матушка!
    Я бросил ей овцу!
    Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:
    Я пошла на речку быструю,
    Избрала я место тихое
    У ракитова куста.
    Села я на серый камушек,
    Подперла рукой головушку,
    Зарыдала, сирота.
    Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.
    После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:
    Не дело – между бабами
    Счастливую искать!
    Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, – обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.
    Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.

  6. Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.
    Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство стихотворений Некрасова (особенно известных) посвящено русскому мужику. Ведь куда ни кинешь взгляд — везде страдания. Едешь ли по железной дороге — за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда — видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею). Любуешься ли красотами Волги — по ней бурлаки со стоном тянут баржу.
    Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Хотя счастье-то они ищут. Некрасов рассказывает об этом в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сошлись мужики с простой, казалось бы, целью: найти счастье, узнать, кому хорошо живется и почему. Да только выходит, что нет мужика, которому бы хорошо жилось. Нет у него никаких прав, не может он противостоять хамству и самоуправству вышестоящих. Получается, что вольготно жить только господам, которые и делать-то ничего не умеют, зато обладают незаработанными деньгами и незаслуженной властью.
    Вывод, к которому приходит Некрасов, прост и очевиден. Счастье — в свободе. А свобода еще только брезжит впереди тусклым огоньком. До него надо дойти, но займет это многие годы.
    Да, русскому народу тяжело живется. Но ведь в любом самом беспросветном существовании случаются яркие проблески. Некрасов со знанием дела описывает деревенские праздники, когда все от мала до велика пускаются в пляс. Ведь тот, кто умеет работать, умеет и отдыхать. Тут царит истинное, ничем не омраченное веселье. Забываются все заботы и труды. А поход к обедне — это целый ритуал. Из сундуков извлекаются лучшие наряды, и вся семья, от детей до стариков, чинно отправляется в церковь.
    Вообще, крестьянской религиозности Некрасов уделяет особое внимание. Религия испокон веков поддерживала русского человека. Ведь нельзя было рассчитывать ни на чью помощь, кроме Божьей. Поэтому и бежали в случае болезней и несчастий к чудотворным иконам. Каждый человек имеет право на надежду, она — последнее, что у него остается даже в пору тяжелейших испытаний. Для крестьян вся надежда, весь свет были сосредоточены в Иисусе Христе. Кто же еще их убережет, если не он?
    Некрасов создал целую плеяду образов простых русских женщин. Возможно, он несколько романтизирует их, однако нельзя не признать, что ему удалось показать облик крестьянки так, как никому более. Крепостная женщина для Некрасова — своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе.
    Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова — это, конечно, Матрена Тимофеевна в “Кому на Руси жить хорошо” и Дарья в поэме “Мороз, Красный нос”. Объединяет этих двух женщин главное их горе — они крепостные крестьянки:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля — арабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться,
    И все эти тяжкие доли легли
    На женщину русской земли.
    Крестьянка обречена страдать до самой смерти и молчать о своих страданиях. Никто не будет слушать ее жалоб, да и она слишком горда, чтобы поверять кому-нибудь свое горе. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” к Матрене Тимофеевне приходят мужики, ищущие счастья. И что же они слышат от нее? Историю жизни крепостной женщины. Она была счастлива, оберегаема, любима родителями до своего замужества. Но в девках долго не засидишься, находится жених, и начинается тяжелая жизнь в чужом доме. Приходится работать с утра до ночи, да еще ни от кого не услышишь ласкового слова. Муж на заработках, а семья его не жалует невестку. Первый сын Матрены Тимофеевны умирает в младенчестве, другого взяли в рекруты. Нет просвета впереди, не на что надеяться. Матрена Тимофеевна говорит мужикам:
    Не дело — между бабами
    Счастливую искать!..
    Одно остается женщине: терпеть до конца своих дней, работать и растить детей, таких же рабов, как их отец.
    Тяжкая доля досталась и Дарье (“Мороз, Красный нос”). Ее семейная жизнь поначалу складывалась более счастливо: и семья была приветливее, и муж при ней. Трудились не покладая рук, но не жаловались на судьбу. И тут на семью обрушивается горе — умирает муж Дарьи. Для крестьян это потеря не только любимого человека, но и кормильца. Без него они просто умрут от голода. Никто больше не сумеет ходить на заработки. В семье остались старики, дети да одинокая женщина. Дарья уходит в лес за дровами (прежде мужская обязанность) и замерзает там.
    Есть у Некрасова еще один интересный крестьянский образ. Это Груша из стихотворения “В дороге”. Она выросла в барском доме и не обучалась тяжелому деревенскому труду. Но судьба распорядилась так, что она вышла замуж за простого мужика. Груша начинает чахнуть, и конец ее совсем близок. Ее душа томится, но муж, конечно, не в состоянии понять ее. Ведь вместо того чтобы работать, она “на какой-то портрет все глядит да читает какую-то книжку…” Не под силу ей крестьянский труд. Она бы и рада работать, помогать, да не приучена. Для того чтобы вынести всю эту каторжную работу, нужно привыкнуть к ней с детства. А ведь многие поколения крестьян росли именно в такой обстановке. С детства работали не покладая рук. Но не шло все это впрок: работали на господ, а сами кормились впроголодь, только бы с ног не свалиться.
    Таким униженным, но гордым предстает народ в произведениях Некрасова. Русский мужик гнет шею, но не ломается. И всегда его поддерживает женщина, сильная и терпеливая. Некрасов видит свое предначертание в том, чтобы без прикрас описать настоящее русского народа и дать ему надежду на светлое будущее. Поэт верит, что оно настанет, а он будет способствовать этой великой перемене.

  7. Народная доля в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»
    Судьба русского народа — основная тема творчества Николая Алексеевича Некрасова — никогда не оставляла его равнодушным. Страдания крестьян на­ходили самый живой отклик в его сердце. Но Некра­сов — не сторонний наблюдатель и рассказчик. Своей поэзией он старался вызвать в людях сочувствие, побудить их к действию, способному изменить существующий жизненный порядок.
    Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году. В нём изображено строительство железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
    Важную роль играет эпиграф к произведению. На вопрос сына, кто строил эту дорогу, отец отвечает: «Граф Пётр Андреич Клейнмихель…», царский министр. Некрасов же в своём стихотворении хочет рассказать правду об этом строительстве.
    Пассажиры поезда из окна видят узкие насыпи, которые оказываются могилами строителей дороги. Им чудятся мертвецы, слышатся их голоса:
    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мёрзли и мокли, болели цингой.
    Страшные картины народного труда предстают пе­ред читателем. Болезни, холод, несправедливость — всё это вынуждены были терпеть крестьяне. И над всем происходящим возвышается единый властелин, за ставивший людей решиться на такой каторжный труд.
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.
    Груд и терпение крестьян вызывают уважение Не­красова. Он надеется, что судьба народа изменится. Но в словах автора слышится грусть, потому что это про­изойдёт не скоро:
    Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне, ни тебе.
    Страдающим крестьянам противопоставлен жесто­кий и высокомерный генерал, который презирает труд народа и считает его неспособным сотворить что-либо прекрасное.
    Презрительно смеясь, генерал говорит:
    «Был я недавно в стенах Ватикана,
    По Колизею две ночи бродил,
    Видел я в Вене святого Стефана,
    Что же… всё это народ сотворил?..»
    Генерал просит автора показать Ване «светлую сто­рону» сооружения железной дороги. Но рассказ поэта исполнен горечи. Бочка вина, которую купец-подряд­чик выставил строителям, да прощёные недоимки — вот и все, что получили они в награду за свои каторжный труд. Однако крестьяне рады и этому:
    Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал…
    На этой безрадостной ноте Некрасов заканчивает своё произведение. Его взгляд на судьбу простого че­ловека пессимистичен. Последние слова стихотворения окрашены горькой иронией:
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..

    Подобные записи

    Сочинение по картине В. Фельдмана «Родина»
    Сочинение на тему: Чацкий — Герой времени
    Сочинение на тему: отношение Маяковского к Пушкину

  8. Страница: [ 1 ] 2
    Творчество Некрасова охватывает сороковые-семидесятые годы позапрошлого века. Оно сложилось, окрепло и получило широкое признание во второй, революционно-демократический, период освободительного движения в России. В нем выразились идеи крестьянской демократии.
    Годы общественного подъема, охватившего русское общество после Крымской войны, сменились временем политической реакции и упадка. Царская реформа 1861 года не дала народу подлинного освобождения. Революционно-демократическое движение 60-х годов не привело к революции, было подавлено. В этих трудных условиях Некрасов оставался неизменно верен передовым идеям, заветам единомышленников и учителей – Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Более тридцати лет возглавлял он русскую революционно-демократическую журналистику, будучи редактором “Современника”, а затем “Отечественных записок”.
    Судьба народа, его быт, его нужды и чаяния, судьба революционной интеллигенции, борцов за народное счастье были центральными, важнейшими темами некрасовской поэзии.
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ,
    И бросить хоть единый луч сознанья
    На путь, которым бог тебя ведет, –
    говорил о себе поэт. Такие произведения Некрасова, как “Размышления у парадного подъезда”, «Калистрат», «Вчерашний день, часу в шестом» и особенно поэма «Кому на Руси жить хорошо», содержали замечательные, глубоко реалистические картины народной жизни, ставили вопрос о самосознании русского крестьянина, готовности его к борьбе.
    Не только тяжелое положение народа, но и его могущество, неисчерпаемые богатства его души вдохновляли лиру Некрасова. Вера в великое будущее русского народа, родины, отчизны не покидала поэта и в самые трудные дни.
    Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского пути, по которому прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы; пожалуй, даже Горький не побывал на таком «дне». Он оказался без единой точки опоры; без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
    В конце 1838 – начале 1839 года в различных журналах было напечатано шесть стихотворений Некрасова, которые вошли в его первый стихотворный сборник «Мечты и звуки».
    Мечтам об окончании университета не суждено было сбыться. На факультет восточных языков поступить не удается, на юридический также. Дело ограничивается вольным слушанием лекций на философском факультете. Перебиваясь случайными литературными заработками, поэт буквально нищенствует. «Ровно три года, – рассказывал он позднее, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным».
    В 1845 году Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», и тот воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы – поэт, и поэт истинный?!». Это было стихотворение поистине новаторское. Мир народной жизни предстал в его сути, в его обнаженности.
    В Некрасове история нашла уникальный в своем роде тип. В нем соединились, казалось бы, несоединимые качества. Большое влияние на формирование национального самосознания Некрасова оказала Крымская война 1853 -1856-х годов. Поэт создает стихотворение «Внимая ужасам войны» – непревзойденный по обобщающей силе образ материнского горя.
    1853-1856-е годы – время тяжелой болезни Некрасова. Сам поэт считал ее смертельной, что обусловило написание «Последних элегии» – попытки подведения итогов, прощания с жизнью.
    В 1856 году Некрасов едет лечиться за границу (в Италию, Францию). Европейские впечатления не оставляют следа в его творчестве – вдали от родины поэт создает поэму о русских ссыльных «Несчастные». Некрасов чуть не первым в русской литературе вышел к почти всегда в России актуальной проблеме – судьбе репрессированных.
    Кризисный период в жизни Некрасова (болезнь, смерть сына, война и связанные с ней переживания) разрешился окончательным становлением его как поэта народного, национального и – религиозного. Стихотворения из цикла «Тишина», может быть, самые религиозные стихи в русской поэзии.
    В 1855 году Некрасов впервые начинает писать поэмы: «В. Г. Белинский» и «Саша» соотносятся как поэма умирания и поэма возрождения. 14 октября 1856 года вышел сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова». Разбросанные на протяжении многих лет по страницам журналов и наконец собранные вместе стихи бесконечно усилили друг друга и произвели эффект «громадного и неслыханного успеха… этого не бывало со времен Пушкина», как отмечал И. С. Тургенев.
    1860-1861 годы – переломные для России. Готовилась реформа отмены крепостного права, и у Некрасова появляются стихотворения о народе, «про волю», «про свободу». Как никогда прежде, новое ощущение Родины-матери в ее целом у поэта совместилось с новым ощущением человека из народа – личности, крестьянина-друга, приятеля. Одному из таких друзей, костромскому крестьянину Гавриле Яковлевичу Захарову, посвящена написанная в то время поэма «Коробейники», ознаменовавшая новый этап в творчестве поэта.
    «Тут, – писал А. Григорьев, – является у поэта такая сила народного содержания и народного склада… Одной этой поэмы было бы достаточно для того, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, т. е. насколько поэзия его органически связана с жизнью».
    Поэма, народная по происхождению, связана с народной жизнью и по своему поэтическому строю напоминает народную песню. В 1863 году Некрасов пишет поэму “Мороз, Красный Нос”. Это эпопея о человеческом, народном героизме, выявленном в единстве и противостоянии с природой. Рассказ основан на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, – «женщина русской земли». Поэт живописует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
    «Публичным покаянием» Некрасова стало стихотворение «Неизвестному другу»:
    За каплю крови, общую с народом,
    Прости меня, о родина! Прости!
    В 60-е годы Некрасов пишет много стихов о народе: “Орина, мать солдатская”, «Зеленый шум», «Катерина», «Молодые», «Гимн» («Господь! Твори добро народу!..»). Он видел в народе не только бедность, нищету, убожество, но и мощь, силу, красоту. Может быть, более чем когда-либо выплеснулось сгустком все, что о народе поэтом думалось, в «Железной дороге». Идея народа воплощена в развитии образов, сюжета, в сплетении причудливых комбинаций. Сон завершается высоким пафосом, явь – иронией, и все объединилось в трагическом ощущении – во многом именно таков итог произведения.
    В 1877 году вышла книга «Последние песни» – последнее прижизненное издание смертельно больного поэта. Сила страданий, казалось, только увеличивала здесь силу творчества, и собственные муки лишь обостряли восприятие и переживание муки общемировой.
    Зимой 1866 года в “Современнике” был напечатан пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». С самого начала ощутим особый, почти былинный тон
    повествования, его песенность. И решают герои вековечный для народной жизни вопрос о правде и кривде, о горе и счастье. Некрасов сказал как-то, что свою поэму он собирал двадцать лет «по словечку». Слово поэта стало словом самого народа, подкрепленным всей его силой.
    Писалась поэма начиная с 1863 года и до самой смерти. Поэт рассказывал журналисту П. Березовскому: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из его уст, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни.
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни». Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Некрасов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.
    Среди множества персонажей поэмы Некрасов выделяет в первую очередь крестьян, которые вступают в открытую борьбу против своих угнетателей.
    Страница: [ 1 ] 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *