Сочинение на тему дон кихот вечный образ в литературе сочинение
5 вариантов
Герой романа «Дон Кихот» живет ради идеалов. Это рыцарские идеалы благородства, чести, мужества, о которых он прочитал в книгах. Дон Кихот становится странствующим рыцарем и на своем пути стремится защищать слабых и угнетенных, сражаться с врагом.
Проблематика «Дон Кихота» Сервантеса заключается в противоречии между рыцарскими идеалами Дон Кихота, и реальной действительностью, которая совсем не идеальна. Начитавшись рыцарских романов, главный герой седлает коня и отправляется на борьбу со злом. Воображение Дон Кихота делает из клячи – боевого скакуна Росинанта, из сельской девушки – прекрасную благородную даму Дульсинею, которой он посвящает свои рыцарские “подвиги”. Земледелец Санчо Панса становится оруженосцем рыцаря.
Воображение Дон Кихота упорно поддерживает его красивую рыцарскую иллюзию. Он представляет, что дама его сердца живет во дворце, потому что только так полагается прекрасным дамам. Дон Кихот верит в правдивость рыцарских романов, ему и в голову не придет, что они – вымысел.
Но тот идеальный мир, в который верит Дон Кихот, не существует в действительности. Зато действительность демонстрирует глобальный Разлад с идеалом. Читатель видит, что реальность не похожа на красивую сказку рыцаря, а сам старик – увы, совсем не могучий герой. Дон Кихот в своем воображении видит замок, а на самом деле это постоялый двор. Он бросается драться с великанами, а читатель видит, что на самом деле это всего лишь мельницы. Отсюда и крылатое выражение: «воевать с мельницами».
Дон Кихот пытается защитить несчастных, однако, получается еще хуже. Так, сельский паренек, за которого вступился Дон Кихот, получил после этого еще больше побоев от хозяина. Паренек в итоге проклинает всех странствующих рыцарей. Каторжане, которых освободил Дон Кихот , вместо благодарности забросали камнями его и Санчо. Дон Кихот воображает, что встречает другого странствующего рыцаря и отбирает у него медный щит, но на самом деле этот человек – цирюльник, что в дождь прикрыл голову медным тазом.
В книжном мире не говорится о деньгах, о бытовых проблемах, о холоде и голоде, которые ждут путешественника на его пути. Но с первых же шагов Дон Кихоту и его верному оруженосцу Санчо Пансе приходится сталкиваться с суровым материальным миром.
Единственное место, где якобы возрождается идеальный мир рыцарства, это герцогский замок. Но его жители просто излишне увлеклись розыгрышами, мистификациями и шутками.
Конфликт между идеалом и действительностью в романе «Дон Кихот» состоит в том, что попытки главного героя творить добро, устанавливать справедливость, безуспешны. Этот романтик «один в поле не воин». Одинокий странствующий рыцарь Дон Кихот, даже имея самые лучшие намерения, даже не сидя без дела и стараясь делать добрые поступки, ничего не может изменить к лучшему в окружающем мире.
Кихот – пародия на рыцаря, а роман Сервантеса является остроумной и меткой пародией на рыцарские романы. Герой часто смешон, читателю жаль его. Образ Дон Кихота – это «вечный» образ. В нем отражено бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, исповедовать благородные, высокие идеалы – так называемое “донкихотство”. Ради своих идеалов герой проявляет большую отвагу, он способен пожертвовать собой. Это вызывает настоящее уважение.
Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен, так как немного не увязывается с тем рядом архетипов и архетипических схем, которые у нас наиболее распространены. Все-таки этот герой является действующим, а для российской культуры более характерны герои-созерцатели, такие как Обломов.
Тем не менее, вернемся к рыцарю Печального Образа, который до сих пор будоражит умы множества людей, а его личность становится основой для рассуждений, поисков, сомнений. Этот литературный герой представляет собой сплав принципиального, непреклонного, отважного. Он является носителем идеалов, что, видимо даже во времена Сервантеса казалось не совсем нормальным.
На мой взгляд, история тут достаточно проста. Человек хочет сохранить нечто настоящее и действительно ценное и поэтому обращается к более древней культуре и традициям, которые далеки от замаранного настоящего, полного цинизма, где каждый живет своим интересом. Мне чем-то напоминает образ Дон Кихота героя современного кинорежиссера Джима Джармуша Пес призрак, где главный герой тоже являлся довольно странным носителем древних идеалов, которые никого не интересовали и никому не были понятны.
Дон Кихот именно такое создание вне своего времени. Как ни странно, но при этом он остается гораздо более настоящим, чем его окружение и более нормальным, чем большинство людей. Кстати, эта формула, кажется, вечна: настоящий человек, которые не обманывает себя, верит и следует идеалам, оказывается сумасшедшим в глазах более простых, расчетливых и практичных людей.
Хитроумный идальго воплощает собой в некоторой степени идеализм молодости, ту отвагу, с которой люди еще не испорченные обществом, способны отстаивать некие высшие принципы и бороться за дело добра. Остальные люди, в частности такие, которые видят в нем безумца, на самом деле сами давно сошли с ума, так как тратят собственную жизнь на никчемное существование, которое в отличие от жизни Дон Кихота, не стоит ничего, как бы сурово не звучали эти слова.
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
Герой романа «Дон Кихот» живет ради идеалов. Это рыцарские идеалы благородства, чести, мужества, о которых он прочитал в книгах. Дон Кихот становится странствующим рыцарем и на своем пути стремится защищать слабых и угнетенных, сражаться с врагом.
Проблематика «Дон Кихота» Сервантеса заключается в противоречии между рыцарскими идеалами Дон Кихота, и реальной действительностью, которая совсем не идеальна. Начитавшись рыцарских романов, главный герой седлает коня и отправляется на борьбу со злом. Воображение Дон Кихота делает из клячи – боевого скакуна Росинанта, из сельской девушки – прекрасную благородную даму Дульсинею, которой он посвящает свои рыцарские “подвиги”. Земледелец Санчо Панса становится оруженосцем рыцаря.
Воображение Дон Кихота упорно поддерживает его красивую рыцарскую иллюзию. Он представляет, что дама его сердца живет во дворце, потому что только так полагается прекрасным дамам. Дон Кихот верит в правдивость рыцарских романов, ему и в голову не придет, что они – вымысел.
Но тот идеальный мир, в который верит Дон Кихот, не существует в действительности. Зато действительность демонстрирует глобальный Разлад с идеалом. Читатель видит, что реальность не похожа на красивую сказку рыцаря, а сам старик – увы, совсем не могучий герой. Дон Кихот в своем воображении видит замок, а на самом деле это постоялый двор. Он бросается драться с великанами, а читатель видит, что на самом деле это всего лишь мельницы. Отсюда и крылатое выражение: «воевать с мельницами».
Дон Кихот пытается защитить несчастных, однако, получается еще хуже. Так, сельский паренек, за которого вступился Дон Кихот, получил после этого еще больше побоев от хозяина. Паренек в итоге проклинает всех странствующих рыцарей. Каторжане, которых освободил Дон Кихот , вместо благодарности забросали камнями его и Санчо. Дон Кихот воображает, что встречает другого странствующего рыцаря и отбирает у него медный щит, но на самом деле этот человек – цирюльник, что в дождь прикрыл голову медным тазом.
В книжном мире не говорится о деньгах, о бытовых проблемах, о холоде и голоде, которые ждут путешественника на его пути. Но с первых же шагов Дон Кихоту и его верному оруженосцу Санчо Пансе приходится сталкиваться с суровым материальным миром.
Единственное место, где якобы возрождается идеальный мир рыцарства, это герцогский замок. Но его жители просто излишне увлеклись розыгрышами, мистификациями и шутками.
Конфликт между идеалом и действительностью в романе «Дон Кихот» состоит в том, что попытки главного героя творить добро, устанавливать справедливость, безуспешны. Этот романтик «один в поле не воин». Одинокий странствующий рыцарь Дон Кихот, даже имея самые лучшие намерения, даже не сидя без дела и стараясь делать добрые поступки, ничего не может изменить к лучшему в окружающем мире.
Кихот – пародия на рыцаря, а роман Сервантеса является остроумной и меткой пародией на рыцарские романы. Герой часто смешон, читателю жаль его. Образ Дон Кихота – это «вечный» образ. В нем отражено бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, исповедовать благородные, высокие идеалы – так называемое “донкихотство”. Ради своих идеалов герой проявляет большую отвагу, он способен пожертвовать собой. Это вызывает настоящее уважение.
Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен, так как немного не увязывается с тем рядом архетипов и архетипических схем, которые у нас наиболее распространены. Все-таки этот герой является действующим, а для российской культуры более характерны герои-созерцатели, такие как Обломов.
Тем не менее, вернемся к рыцарю Печального Образа, который до сих пор будоражит умы множества людей, а его личность становится основой для рассуждений, поисков, сомнений. Этот литературный герой представляет собой сплав принципиального, непреклонного, отважного. Он является носителем идеалов, что, видимо даже во времена Сервантеса казалось не совсем нормальным.
На мой взгляд, история тут достаточно проста. Человек хочет сохранить нечто настоящее и действительно ценное и поэтому обращается к более древней культуре и традициям, которые далеки от замаранного настоящего, полного цинизма, где каждый живет своим интересом. Мне чем-то напоминает образ Дон Кихота героя современного кинорежиссера Джима Джармуша Пес призрак, где главный герой тоже являлся довольно странным носителем древних идеалов, которые никого не интересовали и никому не были понятны.
Дон Кихот именно такое создание вне своего времени. Как ни странно, но при этом он остается гораздо более настоящим, чем его окружение и более нормальным, чем большинство людей. Кстати, эта формула, кажется, вечна: настоящий человек, которые не обманывает себя, верит и следует идеалам, оказывается сумасшедшим в глазах более простых, расчетливых и практичных людей.
Хитроумный идальго воплощает собой в некоторой степени идеализм молодости, ту отвагу, с которой люди еще не испорченные обществом, способны отстаивать некие высшие принципы и бороться за дело добра. Остальные люди, в частности такие, которые видят в нем безумца, на самом деле сами давно сошли с ума, так как тратят собственную жизнь на никчемное существование, которое в отличие от жизни Дон Кихота, не стоит ничего, как бы сурово не звучали эти слова.
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.