Сочинение на тему доверие к самому себе

6 вариантов

  1. Текст для работы
    (І)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий посёлок. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл.
    (6)Мне    ещё по пути домой нужно было бухту обогнуть.
    (7)Только    я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идёт, волны песчаную полосу уже захлёстывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море…
    (9)Одна дорога остаётся: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнёт.
    (П)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да ещё с ружьём по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго.
    (16)Ещё немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо?
    (19)Зато    площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие.
    (20)А    внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружьё к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил…
    (23)«Переночую    тут спокойно, — размышляю про себя, — а завтра по заре и двину дальше».
    (24)Вдруг    я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?
    (27)Смотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чём медведь успел подумать, а я-то думаю: «Ну всё… (ЗО)Сейчас он меня лапой как огребёт — и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело…» (32)Похолодел весь и про ружьё забыл…
    (33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная — аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (Зб)Медведь пискнул — и бросился прямо ко мне в руки!
    (37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)0н ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой…
    (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит.
    (43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним — не поверите! — и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался…
    (47)Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49)Это же дикий зверь! (50)А беда припёрла — и к человеку сунулся. (51)Доверяет…
    (52)Всегда бы так! (53)Мирно…
    (По Л. Куклину)
    Вариант 1
    Доверие — качество, позволяющее жить в гармонии с миром и самим собой. Ведь оно помогает быть уверенным в том, кому ты доверяешь.
    Именно поэтому бросился прямо в руки к рассказчику медвежонок (предл. 36). Для него, дикого зверя, страх перед разбушевавшейся бурей оказался сильнее страха перед вечным врагом — человеком. Значит, медвежонок был уверен, что ему не причинят зла, спасут.
    По телевизору я видел подобную историю, когда в Приморском крае попавший в капкан тигр пришёл за помощью к людям. Он как будто чувствовал, что не все люди плохие, как браконьер, который на него охотился. Доверчиво выйдя к посёлку, тигр, видимо, понимал: только люди ему помогут в сложившейся ситуации. Радостно, что так и случилось: тигриную лапу из капкана освободили, рану вылечили, и полосатый хищник вновь был отпущен в тайгу.
    Думаю, что доверительные отношения очень ценны.
    Вариант 2
    Доверие — это полная уверенность в порядочности того, кому ты поверил, открылся, на кого понадеялся в трудный час. Отношения, построенные на доверии, — это честные отношения.
    Разве стал бы, «как ребёнок» (предл. 40), прижиматься перепуганный медвежонок к рассказчику, спать под одной курткой (предл. 44), если бы не был абсолютно уверен в том, что его не обидят? И разве мог его обидеть человек, у которого зверь искал защиты?
    Не зря говорят, что доверие — это ключ к сердцу. Но стоит также добавить: к доброму и честному сердцу, которое способно понять того, кто доверился.
    Вариант 3
    Доверие — это удивительная возможность открыть мир новых отношений, очень добрых и честных. Уверенность в том, кому ты доверился, или в том, кто доверился тебе, делает нас лучше.
    Например, медвежонок, мирно спавший рядом с рассказчиком (предл. 46), конечно же, испытывал к своему спасителю полное доверие, и от этого сам человек готов на ответное доброе чувство: «Я погладил его осторожно…».
    И в жизни мы многим доверяем, даже не зная их: водителю автобуса или машинисту поезда, которые нас везут; капитану авиалайнера, в котором мы летим; поварам, которые готовят пищу… Уверен, что и они расположены к нам.
    Без взаимного доверия немыслима наша жизнь.
    Вариант 4
    Доверие — это такое состояние, при котором ты уверен в другом. Доверие невозможно без ощущения полной безопасности.
    В рассказе Л. Куклина герой, попавший в непогоду, переживает событие, которое запомнилось ему навсегда. Медвежонок, как и человек, остался один на один со стихией. Общее случайное укрытие не только объединило их, но и очень сблизило (предл. 33-36). Почувствовав безопасность, медвежонок полностью доверился человеку (предл. 40, 46). А человек, вначале испугавшийся дикого зверя, тоже понял, что медвежонок его не укусит. Взаимное доверие родило в них ощущение безопасности и уверенность друг в друге.
    Я считаю, что хорошие отношения невозможны без этого замечательного качества!
    Вариант 5
    Доверие — это уверенность, что в сложившихся отношениях тебя не предадут. Однако его можно заслужить только поступками.
    События, о которых повествует рассказчик в тексте Л. Куклина, удивительны: к человеку, укрывшемуся от непогоды на выступе скалы, внезапно выскочил медведь. Трудно представить такое соседство, но мужчина не прогнал зверя, оказавшегося медвежонком. Брошенный стихией в руки человека, малыш понял, что спаситель не предаст его, не прогонит из этого укрытия, потому и задремал рядом (предл. 40, 44, 46).
    Примером доверия друг другу могут также служить отношения Жилина и Дины в рассказе «Кавказский пленник». Но они возникли не сразу: Жилин заслужил их добрым делом — лепил кукол для девочки, а она впоследствии помогла ему бежать из плена.
    Доверительные отношения бесценны, ими нужно дорожить.
    Вариант 6
    Доверие — это отсутствие ожидания опасности от того, с кем ты оказался рядом. Очень важно в таких отношениях ощущение защищённости.
    В рассказе Л. Куклина путника настигла непогода. Попадает в такую же ситуацию и медвежонок. И когда, загнанный волной на скалу, он видит человека, то понимает, что угроза стихии страшнее соседства с ним (предл. 33-36). И мужчина не обманул его доверия: укрыл медвежонка своей курткой, согрел своим теплом. Они даже вместе дремали (предл. 44), что является свидетельством их полного душевного комфорта.
    Примером доверия могут служить и отношения альпинистов, поднимающихся на вершину горы. Все они идут в одной связке, и от действия каждого зависит жизнь группы людей.
    Без доверия невозможно выстроить искренние взаимоотношения.

  2. Содержание.
    В ведение
    Глава 1. Теоретический анализ феномена доверия
    1.1. Доверие как социально-психологическое явление
    1.2. Доверие к себе как субъектное образование личности
    Глава 2. Практическое изучение феномена доверия
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение
    Введение.
    Считаем проблему изучения доверия актуальной как для научных знаний, так и для оказания помощи на практике.
    Жизнь в современном обществе характеризуется рядом социальных, экономических, политических потрясений, что создает атмосферу пессимизма и нестабильности. В частности, наиболее чувствительным к неблагоприятным тенденциям является подростковый возраст, где явно проявляется поведение не соответствующее нормам общества. Поэтому есть необходимость выявления психологических механизмов и условий гармонизации отношений человека с миром и самим собой. Одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъектного переживания психологического комфорта человека в социуме. Следовательно, существует проблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания, направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром.
    Что касается психологической науки, то на современном этапе ее развития происходит переход жестких «закованных» в рамки естественнонаучной методологии исследований в сторону выявления и изучения различных феноменологических характеристик психического. Современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихся походов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциональные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена моральных переживаний, веры, доверия, ведь совершая свой выбор каждая личность исходит из оснований собственной веры и доверия.
    Цель: показать, что доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
    Задачи:
    1. Проанализировать феномен доверия к себе и к миру.
    2. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.
    3. Исследовать доверие к миру на основе качественного анализа взаимоотношений подростков со значимыми людьми.
    Гипотеза:
    1) оптимальная мера доверия к себе и к миру у подростков способствует созданию гармоничных отношений с собой и с миром.
    2) уровень доверия к себе и к миру у подростков имеет индивидуальные различия, так как формируется на основе доверия к подростку значимых людей.
    Объект исследования: личность старшего подростка.
    Предмет исследования: доверие к себе и к миру у старших подростков.
    При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
    · Анализ психологической литературы по данной теме.
    · Тестирование (методика исследования самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева; методика «незаконченные предложения» Сакса и Леви; методика внешнегрупповая референтометрия)
    Исходя из того, что доверие к себе и миру является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести» часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
    Глава 1 Теоретический анализ феномена доверия.
    1.1 Доверие как социально-психологическое явление.
    В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью, а с другой – с той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально – психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие существует во внутриличностном пространстве, но функционирует, проявляет себя в околоиндивидном и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет функцию связи человека с миром.
    Доверие является многоуровневым образованием. Оно складывается из:
    · Первичных установок (возникают на ранних стадиях онтогенеза из потребности в безопасности)
    · Вторичных установок («вторичное доверие» направленное на мир и на себя самого). Интериоризируясь, данные установки становятся личностными. В частности, Т. Ямагиши дифференцировал людей на высоко и низко доверяющих.
    В каждой конкретной ситуации эти установки начинают взаимодействовать между собой, на основе чего индивид и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которую включен индивид.
    Другими словами, уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы самого себя в мир, то есть «продлевает» себя в мир. Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мир может вызвать у человека доверие.
    Доверие – есть свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира, других людей, их будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности. Доверие определяют как условие взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, то есть активности. Первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности, доверие может проявляться, корректироваться лишь посредством активности человека: в момент взаимодействия оно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия и потому оно существует в человеке, а проявляется как бы между человеком и объектом в момент взаимодействия.
    Доверие – это вид установки (отношения), которая состоит из трех компонентов:
    1. Когнитивный компонент включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях, типах отношений, о социальных нормах и нормах поведения, а также на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях, основанных на пошлом опыте.
    2. Эмоционально- оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровне безопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой — оценку собственных возможностей в данной ситуации и последствий намечаемого поведения для личности.
    3. Поведенческий компонент, в котором проявляются формально-динамические стороны доверия: мера, избирательность, и парциальность в каждой конкретной ситуации. В результате каждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение прошлых установок.
    Доверие — динамичное внутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждый совершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а значит, может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему[3]. Другими словами, человек должен разрешить себе совершение поступка. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я»человека, то он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой (обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал, но находиться долго в таком состоянии невозможно. У человека есть три возможности внутренне выйти из этого противоречия: отказ от поступка; разрешение себе поступка и использование любого способа психологической защиты; честное признание себе своей неправоты, своей ошибки. Использование любого способа психологических защит можно классифицировать как самообман. Таким образом, доверие к себе связано с самораскрытием самому себе, что может быть крайне травматично для личности.
    Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры, можно лишь рассматривая систему «человек и мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к миру и к самому себе предшествующий взаимодействию с миром.
    В отличие от подлинной веры, которая возможна лишь в отношении сверхчувственных объектов, доверие возможно как в отношении сверхчувственных объектов, так и в отношении различных объектов предметно представленных в реальности. Доверие не сводимо к вере, но есть особая форма веры [2].
    Функции, выполняемые доверием, относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но и человека с миром в целом и его отдельными частями. Доверие позволяет полнее осмыслить то культурное пространство, внутри которого человек только может обрести свою человеческую сущность и в то же время оставаться истинным «субъектом жизни» (С.Л.Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм).
    1. выступает условием целостного взаимодействия человека с миром;
    2. осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему;
    3. способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности;
    4. создает эффект целостности бытия человека;
    5. способствует возникновению эффекта целостности личности;
    6. устанавливает меру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе;
    7. функция познания и преобразования мира;
    1.2 . Доверие к себе как субъектное образование личности.
    Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе, поэтому на основании различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему.
    Скрипкина Т.П. предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности, который реально существует в субъективном мире человеческой личности. Оно относится к числу тех явлений, которые организуют ядро активности человека как личности, ибо являются ее условием. Если вера – это то, что невозможно доказать абсолютно логическим путем, то человек в своей жизни принимает на веру адекватность собственного отношения к себе, правильность своих многочисленных поступков, сделанных выборов, а также вероятность исходов своей предполагаемой деятельности.
    А.В. Петровский говорил о переживании « Я могу», « Я не могу», то есть каждый раз делая выбор, человек разрешает его себе, веря в его правильность, отсекая другие альтернативы, в том числе и по той причине, что «он этого не может или не сможет». Один человек доверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает влияние на жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зрения оптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологического здоровья личности и ее зрелости.
    В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предмета антропологической психологии. Субъективная реальность – исходная категория психологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира. Личность не есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъект в той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшие потребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активности человека (доверие к себе).
    В.Е.Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой – самому себе. При этом он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру.
    В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности ( В.В.Столин, В.С. Мухина).Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой. Данный конструкт включает три составляющие:
    · Когнитивная (самопознание)
    · Эмоционально-оценочная (эмоционально-ценностное отношение к себе)
    · Поведенческая (действенно-волевая, регулятивная)
    В зарубежной психологической науке используют термин «Я-концепция» (Р.Бернс), который несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру.
    Онтологически доверие к себе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает.
    Доверие базируется на обобщенном внутреннем опыте, который представлен внутриличностными ценностно-смысловыми образованиями, которые являются барьерами, ограничивающими свободу, а значит доверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство личности направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности.
    Параметры доверия к себе[3]:
    · Осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов;
    · Осознание собственных возможностей;
    · Соотнесение потребностей с возможностями с содержанием собственных ценностно-смысловых образований.
    Следовательно, самоорганизация личности на субъективном уровне связана с умением человека доверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей сущностью, способность действовать самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе.
    Представители бихевиоризма (А.Эллис, Р.Райдер) пришли к выводу о существовании веры в самоэффективность, то есть явления, связанного с уверенностью и социальной компетентностью.
    Доверие к себе, как одна из наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболее полно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается в том, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
    В теории личности, разработанной К.Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие.
    Теория развития личности Эрика Эриксона.
    В данной работе ключевой является теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступные концепции выше). В данной теории большое значение уделено феномену доверия к себе и к миру как базовой установке личности. Кроме того, логика нашего исследования требует изучения картины внутреннего мира подростка (понять, что же происходит с феноменом доверия в подростковый период развития личности), а идеи Э.Эриксона о становлении идентичности могут послужить нам теоретическим подспорьем (возможно, относительным).
    Центральным для данной теории является положение о том, что личность на жизненном пути проходит несколько универсальных кризисов: «…чтобы сохраниться психологически, человек вновь и вновь решает конфликты подобно тому, как его тело борется с пагубными физическими воздействиями »[8].
    Считаем, не целесообразным останавливаться на анализе его целостной концепции.
    Э. Эриксон выдвинул в качестве психического здоровья личности твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности с окружающим миром и соответствующими формами поведения. Такой образ он назвал «идентичностью», становление которой приходится на подростковый возраст.
    Э.Эриксон называет базисное доверие краеугольным камнем витальной личности.
    Первичное доверие, по Э.Эриксону, формируется из органической связи ребенка с матерью, а первый индикатор возникновения личностного качества доверия – готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения: «…количество доверия, проистекающего из раннего детского опыта, по-видимому, не зависит от количества пищи или демонстрации любви, но, скорее от качества материальной связи с матерью…»[8].Младенец приобретает свойство не только надеяться на тех, кто обеспечивает его жизнь (доверие к миру), но и доверять самому себе (чувство автономности ребенка, когда мать уходит).
    Итак, первое чувство идентичности рождается встречей матери с ребенком, а позже оно послужит основанием для прочного «образа Я», чувства, что «все в порядке», что человек становится собой, чувства, что он оправдывает ожидания значимых людей.
    В подростковый период человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Ему необходимо интегрировать данные многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое из него вытекает. Э.Эриксон говорит о том, что эго подростка переживает внутренний конфликт и чрезвычайно чувствительно к влиянию общества: «…. если ранняя стадия завещала «кризису идентичности» потребность в доверии к себе и другим, то подросток особенно страстно ищет тех людей и идеи, которым он мог бы верить. Эти люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия, ибо подросток боится быть обманутым…»[8]. Подросток, таким образом, надеется на помощь значимых людей: молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», но значимые другие должны эту «тождественность» видеть (в данном исследовании доверять подростку). Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми. По мере возрастания уверенности и осознанности Я-концепции ее внешние и внутренние планы начинают согласовываться между собой (человек и мир связываются в единую систему). Восприятие себя подростками должно подтверждаться опытом межличностного общения.
    Таким образом, доверие значимых других людей выступает условием успешной социализации личности: « …стоит подростку почувствовать, что окружение старается отгородить его от всех форм выражения, которые позволяют ему развивать и интегрировать свой следующий жизненный шаг, он начнет сопротивляться этому…»[8].
    Сопротивление подростка может привести к становлению негативной идентичности (что проявляется в обособлении, нетерпимом отношении к другим) или в спутанности идентичности.
    Глава 2 Практическое изучение феномена доверия.
    Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.
    Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.
    Мы не имели специального инструментария для изучения феномена доверия, поэтому провели косвенное исследование. Мы лишь приблизительно заглянули во внутренний мир личности, а также в ее взаимоотношения с окружающим людьми.
    Теоретические предположения о связи феномена доверия к себе с самосознанием личности с, ее «Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р. Пантелеев пишет о том, что самоотношение есть самостоятельный объект в процессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта и включает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие. Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являются теми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то есть человек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данных феноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельным статусом.
    Если принять во внимание, что основная функция доверия связывать человека и мир в единую систему (делать отношения с собой и с миром гармоничными), мы решили выявить у подростка наличие дисгармонии во взаимоотношениях с собой и с миром, что можно было бы объяснить как недостаточную меру доверия к себе и к миру. Для этой цели мы выбрали проективную методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Отметим, что для исследования мы отобрали предложения, которые характеризуют взаимоотношения с отцом, матерью, друзьями (предполагаем, что это значимые другие для испытуемого) и с самим собой. Возможно, это отразилось на исследовании, но провести полную методику в условиях школы было невозможно. Вместо шестидесяти предложений наше исследование состояло из четырнадцати.
    Для того чтобы определить, кто является для подростка значимым другим, провели методику внешнегрупповая референтометрия. Согласно теории Э.Эриксона на становление идентичности значимое влияние оказывает доверие значимых людей, ведь они как бы подтверждают, что подросток становится тем, кем ему необходимо стать.
    Мы также попросили испытуемых определить уровень своего доверия к выбранным людям по шкале из пяти баллов. Согласно взглядам представителей гуманистического направления психически здоровая личность обладает умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
    Заключение.
    В данном исследовании мы постарались проанализировать феномен доверия к себе и к миру. По мнению Ф.В.Бассина единственным подлинным предметом психологического знания должны стать так называемые значащие переживания, к которым можно отнести явление доверия. Особая сложность изучения значащих переживаний заключена в их ситуативности, динамичности, поэтому они характеризуются эффектом «ускользания» в любых экспериментальных процедурах.
    Мы предприняли попытку косвенно исследовать феномен доверия у старших подростков. Считаем, этот период важнейшим для становления личности. Подростки особенно сенситивны к внешнему влиянию и нуждаются в поддержке, доверии значимых людей.
    Мы не можем сказать, что полученные данные подтверждают нашу гипотезу эмпирически. Мы заглянули во внутренний мир испытуемого и можем предположить, что в данном пространстве существует, «живет» доверие и оказывает влияние на отношение личности к себе и миру.
    Список использованной литературы
    1. Кон. С.И. «В поисках себя. Личность и ее самосознание», М.: «Просвещение», 1984
    2. « Практическая психодиагностика» / под редакцией Райгородского/, М.: «Просвещение», 2000
    3. Скрипкина Т.П.// Вопросы психологии//, №1. 2000. Стр. 95-103
    4. Скрипкина Т.П.// Известия ТРТУ//, 2005. Стр.189
    5. Скрипкина Т.П. «Психология доверия», М.: «Просвещение», 2000
    6. Столин В.В. « Самосознание личности», М.: «Просвещение»,2003
    7. Хьел Л., Зиглер Д. «Теории личности», М.: «Питер», 2002
    8. Эриксон Э. « Идентичность: юность и кризис», М.: «Просвещение»,1996

  3. Что такое доверие?
    Каждому человеку нужен близкий друг или человек, которому можно довериться. Что же такое доверие?
    Доверие – это убежденность в чьей-либо добросовестности, честности, надёжности и искренности. Доверительные отношения строятся между близкими людьми, друзьями, коллегами по работе. Китайская пословица гласит: «Взаимное доверие  – основа дружбы». С человеком, на которого можно положиться, делятся любыми секретами, просят совета или помощи.
    Чтобы заслужить доверие, нужно свершить много поступков, авот один неверный проступок может стать причиной егопотери навсегда. Необходимо время, чтобы построить доверие;минута, чтобы его потерять и целая жизнь, чтобы еговосстановить. Если друг  предал один раз, второй раз  ему уже не смогут открыться. В будущем близкийчеловек может не поверить в правду того, кто обманулего единожды.
    Излишняя доверчивость также приводит кошибкам и разочарованиям. Надежность и искренность человекапроверяется поступками и иногда годами. Порой трудноугадать, кто достоин доверия, а кто нет. Бывает, близкиелюди предают, а самые чужие неожиданно приходят напомощь.
    Доверие – залог согласия между людьми. Недовериеразрушает дружбу, любовь – любые взаимоотношения. Во всемнужна «золотая середина», поэтому не стоит слишкомдоверять малознакомым людям, а вот на старых друзей, как правило,можно положиться.

  4. Доверие в жизни подростка
    Доверие – признак мужества и верности, свидетельство силы. Главная сущность любви – доверие…
    Как много красивых и правильных слов написано о понятии, без которого немыслимо существование человека. А что такое доверие? Откуда  берется? Нужно ли оно вообще?
    Всё чаще и чаще в последние годы их уст взрослых стала звучать фраза: «Мой ребёнок совсем не рассказывает о себе! Он мне не доверяет!» В двадцать первом веке, веке скоростей и цифровых технологий слово «доверие», к сожалению», практически исчезло из активного употребления. Но разве можно жить без того, что является основой человеческих взаимоотношений?
    Открываешь газету и с ужасом читаешь заголовки: «Из-за несчастной любви подросток бросился с крыши многоэтажки», «Над тринадцатилетней девочкой полтора года издевался отчим-садист», «Рост подростковой наркомании принимает угрожающий характер»…
    В социальных сетях нам встретилась  фотография восьмиклассницы, которая из-за издёвок со стороны сверстников пыталась покончить с собой. «Почему? Почему ты не пошла к маме? Почему не рассказала взрослым о том, что с тобою происходило?!» – мысленно спрашиваем мы её. И тут же в затравленном подростковом взгляде читаем ответ: «Мне некому было довериться!»
    Как, каким образом могло получиться так, что дети, живущие в прогрессивном обществе великой страны, остались один на один со своими проблемами? Ответ прост: жить в семье и доверять семье такие же разные вещи, как СТАТЬ родителем и БЫТЬ им.
    Общество призывает подростков доверять старшим, но как оно это делает? «Никотин вызывает рак лёгких!» – пугает тётя в парке своего сынишку. «Курить очень вредно, запомни!» – продолжает она…стряхивая пепел со своей сигареты. Так откуда у малыша возьмётся доверие к словам такой мамы? А научившись не доверять самому близкому человеку, этот ребёнок не будет испытывать доверия ни к одному из взрослых. Нетрудно догадаться, к каким последствиям это может привести в дальнейшем…
    Потерять доверие просто, а вот заслужить его – задача не из лёгких. Так зачем усложнять себе жизнь? Попробуйте не терять то, что потом с таким трудом придётся завоёвывать. Пусть дети с самого раннего возраста знают, что взрослые помогут, подскажут, не предадут. Нельзя жить без доверия, как нельзя жить без маминой улыбки, апрельского солнышка, журчания ручейков. Как приятно слышать счастливый смех малыша, подброшенного папой в воздух. И нет никакого страха в глазёнках, только безграничное доверие ко взрослому, который обязательно поймает его внизу и бережно поставит на ноги. Вот идеал доверия, к которому нужно стремиться.  И тогда, мы уверены, газетные заголовки перестанут пугать безысходностью, а ребёнок, который был готов совершить ошибку, никогда её не сделает. Потому что рядом с ним был взрослый – человек, которому можно доверять!

  5. Только психологически сильный человек может быть верным. В повести «Сашка» В. Кондратьева молодой боец отказался убивать немецкого солдата только потому, что он тоже человек. Оставшись верным своим принципам, Сашка остался порядочным человеком, показал этим поступком свою духовную силу. Ведь этот немец мог убить его или его близких людей.
    Доверие и верность основаны на интуиции, ведь личность не может доверять каждому, потому что за это можно поплатиться своей жизнью и здоровьем. Детей с самого маленького возраста учат не доверять чужим людям. И с каждым годом человеку все сложнее полагаться на других. С каждым разом это означает применять силу к своим убеждениям и рисковать. Такой риск в большинстве случаев оправдан. А доверие к каждому – это проявление инфантильности, детской наивности.
    Я согласен с утверждением, что «доверие – это признак мужества, а верность – свидетельство силы», потому что полагаться на других не принято в нашем образе жизни. Русская культура враждебно относится к беспричинному доверию. «Доверяй, но проверяй», «Доверил козлу капусту» – эти пословицы отражают образ мысли русского человека. Иногда довериться кому-то – это переступить через себя, пойти на неоправданный риск. Но не стоит враждебно относиться к другим людям. Важно понимать, что не все желают зла человеку и хотят поиметь какую-то выгоду от взаимоотношений с ним.

  6. Дружба – одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. “Старый друг лучше новых двух”, – гласит древняя русская пословица.
    Дружба нужна всем, даже тем, кто это отрицает. И маленькому ребенку, и старику, и богатому занятому человеку… Перечислять можно до бесконечности.
    Дружба основывается на общих интересах, взаимоподдержке, понимании и, самое главное, на доверии. Когда людям не о чем разговаривать, то им просто нет смысла общаться.
    Друг – это очень важный человек в жизни каждого из нас. Временами хочется ч кем-то поговорить, поделиться своими проблемами и секретами, излить душу. В такие моменты без друзей приходится очень плохо, ведь самым сокровенным можно поделиться только с по-настоящему близким и проверенным человеком. “Просто друзьям” такого не расскажешь. В свои тайны и глубины своих мыслей я посвящаю только одного человека – лучшую подругу. От остальных она отличается тем, что действительно мне доверяет и доказала, что я тоже могу ей верить.
    Настоящий друг не станет постоянно рассказывать только о себе, не станет делать из вас “жилетку” и вечно плакаться. Он обязательно выслушает вас и с ним вы можете просто весело провести время: расслабиться, посмеяться, обсуждать понравившийся фильм или что-либо еше, все на свете. Друзья познаются не только в беде, но и в радости.
    К сожалению, очень много людей не ценят ни своих друзей, ни дружбу вообще. Но… Когда-то и в их жизни наступит тот момент, когда они почувствуют, что им чего-то не хватает, чего-то очень близкого и родного, будто частички души. Вот тогда люди и начнут ценить это высокое чувство – дружбу.
    Друга вы не сможете выиграть в лотерею или просто найти на улице. Дружба – очень сложные отношения. Они не возникают сразу, из ничего. Любые отношения, в том числе и дружбу, нужно строить, и строить на протяжении долгого времени. Выкладывать каждый “кирпичик”, каждую “ступенечка”. Это самый тяжкий труд – построить дружбу, обрести ее и потом сохранить, не потерять.
    Искусство дружбы дано далеко не всем. Это очень тонкая наука. Самолюбивые, тщеславные и меркантильные люди не способны дружить по-настоящему. Они любят только самих себя и из дружбы пытаются вытянуть максимум выгоды для себя.
    Дружба очень важна для меня и своих двоих лучших подруг я очень ценю и уважаю. Они – самое дорогое, что есть в моей жизни и я ни под каким предлогом не хочу их потерять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *