Благоприятные природные условия в долине Нила способствовали развитию сельского хозяйства. В сезон наводнений, когда работы в полях не проводились, фермеры должны были работать на государственных объектах, они участвовали в строительстве храмов, пирамид.
В сентябре, когда паводковые воды отступали, земледельцы сажали пшеницу, ячмень, лен, лук, чеснок, бобы, чечевицу и пр. Вегетационный период продолжался с октября по февраль. Фермеры пахали, а, чтобы земля не страдала от недостатка воды, рыли специальные каналы. Осадки не часты в этой части Египта, поэтому крестьяне полагались только на себя и на живительную влагу Нила.
С начала марта и по май месяц проходил сбор урожая. Урожай собирали вручную с помощью обычных серпов – занятие тяжелое и трудоемкое.
Зерно отправляли на молотилку, затем измельчали ??в муку. Часть зерна шла на приготовления пива.
Помимо зерновых культур земледельцы выращивали лен, из которого делали нити и ткали одежду.
Крестьяне жили в небольших домах из глиняных кирпичей. Окна в домах находились высоко над землей, благодаря чему внутри всегда было прохладно и зеваки не могли заглянуть внутрь. Полы дома были земляные. Еду готовили в маленьких печах, которые топили навозом крупного рогатого скота.
Вот так выглядел дом земледельца в Древнем Египте:
Мужчины и мальчики работали на полях. Женщины выпекали хлеб, варили пиво, занимались прядением и ткачеством. Жизнь была тяжелая и безрадостная.
Описание одного дня земледельца Древнего Египта можно найти в этом вопросе.
Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.
Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.
Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.
Меня зовут Кийя. Я египтянка. Вместе со своим мужем, его братьями и их женами я работаю на поле. Это означает, что я крестьянка, занимаюсь земледелием. Мы выращиваем ячмень и пшеницу в долине реки Нил. Долина покрыта плодородным илом, который река наносит во время разливов. Так что Нил – это наш кормилец.
На рассвете мы все уже на ногах. В поле мы идем в простых набедренных повязках – и мужчины, и женщины. Больше одежды на нас нет, мы босиком. Ведь сандалии-«плетенки» надеваются лишь в праздничные дни, а бедные семьи обуви не знают вообще. Мне хватит одной пары обуви на всю жизнь.
Я копаю землю мотыгой наравне с мужчинами под горячим солнцем. В тени большого камня я оставляю своего ребенка – дочь, замотанную в кусок льняного покрывала. Ни одного дерева в нашем поле нет. Иногда я бегаю проверяю, как чувствует себя дочка, и кормлю ее.
Обедаем мы в поле зажаренным с вечера мясом козленка. Мясо мы едим нечасто, чаще сушеные финики или инжир. Я ухожу с поля раньше и пеку дома ячменные лепешки в глиняной печи, варю назавтра пшеничную похлебку, чтобы в глиняном сосуде взять ее с собой в поле. Завтра мужчинам предстоит вручную лопатами чистить канал, по которому в поле подается вода для полива. Это тяжелая работа.
Лепешками ужинает вся семья. Когда солнце садится и темнеет, вся моя семья уже засыпает в хижине. Мы бы очень удивились тем людям будущего, кто сидит еще до полуночи с электрической лампочкой…
Солнце, что вышло из-за горизонта и осветило плодородную долину Нила, застало меня уже за работой в поле. Я запряг в повозку своих волов и перевозил драгоценный ил нашей великой реки для удобрения поля. Ведь без ила здесь ничего бы не росло.
Скоро настанет пора сеять зерно. На работу выйду я, мой отец, что еще крепок, хоть и стар, мои четверо сыновей. Младшему из них всего четыре года, но его пора приучать трудиться в поле.
Бог Осирис наградил меня сыновьями, а не дочерьми, будто зная, что я слишком беден, чтоб нанимать в поле работников или иметь рабов.
Мне приходиться платить большие налоги нашей знати, на мои деньги они строят дворцы, храмы и гробницы в форме пирамид. Потому дочери, которых в возрасте 8 лет надо отдавать замуж и которые не могут хорошо работать в поле – бремя для крестьянина.
Но если крестьян нашей деревни снова начнут сгонять строить пирамиду для захоронения фараона, мы точно поумираем с голоду, потому что кормят на стройке впроголодь, а работа тяжелая. Я не верю, что наш фараон – сын бога Солнца Атона, как говорят жрецы, и с помощью пирамиды воссоединится с отцом. По-моему, жрецы заморочили ему голову, и он решил залезть на небо. Но я помалкиваю, иначе всю семью нашу продадут в рабство, а доля раба еще незавиднее, чем земледельца.
В обед моя жена приносит мне еду в поле: хлеб и мед, завернутые в грубое полотно. Она дома сбивает масло в горшочках на продажу. Завтра я снова запрягу волов в повозку, и мы повезем масло на рынок в город.
Благоприятные природные условия в долине Нила способствовали развитию сельского хозяйства. В сезон наводнений, когда работы в полях не проводились, фермеры должны были работать на государственных объектах, они участвовали в строительстве храмов, пирамид.
В сентябре, когда паводковые воды отступали, земледельцы сажали пшеницу, ячмень, лен, лук, чеснок, бобы, чечевицу и пр. Вегетационный период продолжался с октября по февраль. Фермеры пахали, а, чтобы земля не страдала от недостатка воды, рыли специальные каналы. Осадки не часты в этой части Египта, поэтому крестьяне полагались только на себя и на живительную влагу Нила.
С начала марта и по май месяц проходил сбор урожая. Урожай собирали вручную с помощью обычных серпов – занятие тяжелое и трудоемкое.
Зерно отправляли на молотилку, затем измельчали ??в муку. Часть зерна шла на приготовления пива.
Помимо зерновых культур земледельцы выращивали лен, из которого делали нити и ткали одежду.
Крестьяне жили в небольших домах из глиняных кирпичей. Окна в домах находились высоко над землей, благодаря чему внутри всегда было прохладно и зеваки не могли заглянуть внутрь. Полы дома были земляные. Еду готовили в маленьких печах, которые топили навозом крупного рогатого скота.
Вот так выглядел дом земледельца в Древнем Египте:
Мужчины и мальчики работали на полях. Женщины выпекали хлеб, варили пиво, занимались прядением и ткачеством. Жизнь была тяжелая и безрадостная.
Описание одного дня земледельца Древнего Египта можно найти в этом вопросе.
Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.
Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.
Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.
Меня зовут Кийя. Я египтянка. Вместе со своим мужем, его братьями и их женами я работаю на поле. Это означает, что я крестьянка, занимаюсь земледелием. Мы выращиваем ячмень и пшеницу в долине реки Нил. Долина покрыта плодородным илом, который река наносит во время разливов. Так что Нил – это наш кормилец.
На рассвете мы все уже на ногах. В поле мы идем в простых набедренных повязках – и мужчины, и женщины. Больше одежды на нас нет, мы босиком. Ведь сандалии-«плетенки» надеваются лишь в праздничные дни, а бедные семьи обуви не знают вообще. Мне хватит одной пары обуви на всю жизнь.
Я копаю землю мотыгой наравне с мужчинами под горячим солнцем. В тени большого камня я оставляю своего ребенка – дочь, замотанную в кусок льняного покрывала. Ни одного дерева в нашем поле нет. Иногда я бегаю проверяю, как чувствует себя дочка, и кормлю ее.
Обедаем мы в поле зажаренным с вечера мясом козленка. Мясо мы едим нечасто, чаще сушеные финики или инжир. Я ухожу с поля раньше и пеку дома ячменные лепешки в глиняной печи, варю назавтра пшеничную похлебку, чтобы в глиняном сосуде взять ее с собой в поле. Завтра мужчинам предстоит вручную лопатами чистить канал, по которому в поле подается вода для полива. Это тяжелая работа.
Лепешками ужинает вся семья. Когда солнце садится и темнеет, вся моя семья уже засыпает в хижине. Мы бы очень удивились тем людям будущего, кто сидит еще до полуночи с электрической лампочкой…
Солнце, что вышло из-за горизонта и осветило плодородную долину Нила, застало меня уже за работой в поле. Я запряг в повозку своих волов и перевозил драгоценный ил нашей великой реки для удобрения поля. Ведь без ила здесь ничего бы не росло.
Скоро настанет пора сеять зерно. На работу выйду я, мой отец, что еще крепок, хоть и стар, мои четверо сыновей. Младшему из них всего четыре года, но его пора приучать трудиться в поле.
Бог Осирис наградил меня сыновьями, а не дочерьми, будто зная, что я слишком беден, чтоб нанимать в поле работников или иметь рабов.
Мне приходиться платить большие налоги нашей знати, на мои деньги они строят дворцы, храмы и гробницы в форме пирамид. Потому дочери, которых в возрасте 8 лет надо отдавать замуж и которые не могут хорошо работать в поле – бремя для крестьянина.
Но если крестьян нашей деревни снова начнут сгонять строить пирамиду для захоронения фараона, мы точно поумираем с голоду, потому что кормят на стройке впроголодь, а работа тяжелая. Я не верю, что наш фараон – сын бога Солнца Атона, как говорят жрецы, и с помощью пирамиды воссоединится с отцом. По-моему, жрецы заморочили ему голову, и он решил залезть на небо. Но я помалкиваю, иначе всю семью нашу продадут в рабство, а доля раба еще незавиднее, чем земледельца.
В обед моя жена приносит мне еду в поле: хлеб и мед, завернутые в грубое полотно. Она дома сбивает масло в горшочках на продажу. Завтра я снова запрягу волов в повозку, и мы повезем масло на рынок в город.