Сочинение на тему древнерусская литература 8 класс

9 вариантов

  1. Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
    Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
    Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
    Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
    Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
    В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
    Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.
    Категория: Сочинения для 8 класса | Метки: Л. Н. Толстого., Тургенева И. С., Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина
    Популярность темы: 41400 | Оценка: 4.4 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    (лекционный материал для учащихся 8 классов)
    Урок 1
    Цель: — показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности;
    — дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе;
    — прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
    ХОД УРОКА.
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы, цели, плана урока.
    3. Основная часть.
    1) Лекция с элементами беседы.
    Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой.
    — Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям?
    Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения…
    Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет».
    Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современным произведениям.
    Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
    Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы.
    Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси.
    Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода.
    Запись: Принятие христианства при Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические, культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами.
    В то время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы.
    Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы.
    С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде.
    В Древней Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся…»
    Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы.
    Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность.
    На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор сохранились здания, построенные в XI – XIII вв.
    По мере развития экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок.
    Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах.
    Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XIXII веков.
    Церковные Светские

    1) Проповедь (поучение) – назидательная 1) Историческая повесть.
    речь религиозного характера. 2) Историческое сказание.
    2) Хождение – описание путешествий 3) Летописи.
    к святым местам.
    3) Житие – биография и подвиги святых,
    прославление их духовных качеств.
    Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи.
    Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли.
    Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон.
    Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил летопись.
    Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных – минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.
    Запись: В 1073г. монах Никон создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором, а затем доработана монахом Сильвестром.
    О «Повести временных лет» пойдёт речь на следующем уроке.
    Урок 2
    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.
    Цель: — познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей;
    — проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля;
    — прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
    ХОД УРОКА.
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы, цели, плана урока.
    3. Основная часть.
    1) Продолжение лекции.
    Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть».
    — так торжественно начинается древний летописный свод.
    Запись: «Повесть временных лет» — древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире.
    Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания.
    Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий.
    2) Раздаточный материал.
    Из похвалы князю Ярославу и книгам
    (Отрывок из «Повести временных лет)
    Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…
    (Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…)
    Владимир Мономах — Великий князь Киевский (1053 – 1125)
    Из «Поучения» Владимира Мономаха
    Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…
    В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
    Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.
    Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.
    Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время.
    Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
    Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
    Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо.
    Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
    Для чего мы изучаем произведения древнерусской литературы?
    Как отразилось на культуре Древней Руси принятие христианства?
    Расскажите, какими были книги в Древней Руси.
    Назовите создателей азбуки.
    Что такое летопись?
    Перечислите жанры древнерусской литературы.
    Кто является авторами летописей?
    Как называется самая древняя из дошедших до нас книг?
    Как создавались летописи?
    О чём рассказывает «Повесть временных лет»?
    Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
    О чём говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах?

  3. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    (лекционный материал для учащихся 8 классов)
    Урок 1
    Цель: – показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности;
    – дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе;
    – прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
    ХОД УРОКА.
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы, цели, плана урока.
    3. Основная часть.
    1) Лекция с элементами беседы.
    Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой.
    – Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям?
    Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения…
    Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет».
    Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современным произведениям.
    Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
    Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы.
    Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси.
    Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода.
    Запись: Принятие христианства при Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические, культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами.
    В то время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы.
    Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы.
    С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде.
    В Древней Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся…»
    Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы.
    Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность.
    На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор сохранились здания, построенные в XI – XIII вв.
    По мере развития экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок.
    Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах.
    Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XIXII веков.
    Церковные Светские

    1) Проповедь (поучение) – назидательная 1) Историческая повесть.
    речь религиозного характера. 2) Историческое сказание.
    2) Хождение – описание путешествий 3) Летописи.
    к святым местам.
    3) Житие – биография и подвиги святых,
    прославление их духовных качеств.
    Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи.
    Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли.
    Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон.
    Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил летопись.
    Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных – минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.
    Запись: В 1073г. монах Никон создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором, а затем доработана монахом Сильвестром.
    О «Повести временных лет» пойдёт речь на следующем уроке.
    Урок 2
    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.
    Цель: – познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей;
    – проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля;
    – прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
    ХОД УРОКА.
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы, цели, плана урока.
    3. Основная часть.
    1) Продолжение лекции.
    Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть».
    – так торжественно начинается древний летописный свод.
    Запись: «Повесть временных лет» – древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире.
    Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания.
    Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий.
    2) Раздаточный материал.
    Из похвалы князю Ярославу и книгам
    (Отрывок из «Повести временных лет)
    Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…
    (Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…)
    Владимир Мономах – Великий князь Киевский (1053 – 1125)
    Из «Поучения» Владимира Мономаха
    Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…
    В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
    Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.
    Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.
    Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время.
    Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
    Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
    Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо.
    Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
    Для чего мы изучаем произведения древнерусской литературы?
    Как отразилось на культуре Древней Руси принятие христианства?
    Расскажите, какими были книги в Древней Руси.
    Назовите создателей азбуки.
    Что такое летопись?
    Перечислите жанры древнерусской литературы.
    Кто является авторами летописей?
    Как называется самая древняя из дошедших до нас книг?
    Как создавались летописи?
    О чём рассказывает «Повесть временных лет»?
    Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
    О чём говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах?

  4. ОПРОС
    – Докажите, что предания являются неотъемлемой частью УНТ, одним из его жанров.
    ПРЕДАНИЕ – жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.
    – В каких ещё жанрах УНТ ведётся разговор об исторических событиях, героями которых стали русские богатыри? (Былины)
    Сообщение о БЫЛИНАХ.
    Логичным продолжением в развитии фольклора стал период древнерусского искусства, древнерусской литературы. Сегодня мы попытаемся убедиться, что это цельный самостоятельный период в развитии русской культуры и литературы.
    (Запись темы и эпиграфа)
    ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА
    Из древней тьмы на мировом погосте
    Звучат лишь Письмена.
    И нет у нас иного достоянья!..
    И. Бунин
    Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.
    – С какими произведениями древнерусской литературы вы познакомились ранее? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)
    Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: ” Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 – 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава – свободные своды”.
    Д. Лихачев писал: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».
    Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:
    истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);
    ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);
    ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);
    жанры (под запись)
    – поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,
    – повесть – рассказ о важных исторических событиях,
    – слово – образец торжественного красноречия,
    – хождение – рассказ о далёких путешествиях,
    – житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.
    Специфические черты древнерусской литературы (под запись):
    В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках.  Ей присущи следующие специфические черты:
    1 Историзм
    Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.
    2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы
    (древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников – хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.
    3 Церковный характер произведения:
    Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.
    4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин – литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях – рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.
    5 Анонимичность древнерусской литературы:
    Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:
    1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)
    2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность – божий дар.
    6 Вариативность:
    Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.
    7 В древнерусской литературе
    Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.
    8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.
    Главная задача писателя прославление русской земли.
    9 Символизм (Лихачев).
    Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима – символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна – время крещения, обновление человека; лето – символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.
    10 Периодизация
    Периодизация:
    Лихачев выделяет периоды:
    период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах – Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» – первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра – летописания – «Повесть временных лет» (ПВЛ).
    период середина 12 века – первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты – местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности.
    1 и 2 периоды – это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ)
    период конец 13 – начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время – в литературе господствует одна тема – тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность – это ведущие особенности времени.
    период конец 14 – первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).
    период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.
    период Середина 16 века. Главная особенность – господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства.
    период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).
    В этом году вы познакомитесь с «Повестью о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (запись в тетрадь).
    «Повесть о житии… Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.
    Автор «Повести о житии… Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы… Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования.
    «Повести о житии… Александра Невского» подражали, ее цитировали,    ей   следовали    как   литературному   образцу.    Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях. Поэтому мы можем наблюдать, как в произведениях УНТ, наличие различных художественных особенностей, присущих литературным произведениям.
    Сегодня прочитаем о первом подвиге А. Невского (стр. 19 – 20). Давайте понаблюдаем над языком «Повести…» Отметьте карандашом в тексте знакомые вам  художественные приёмы (эпитеты, сравнения).(Читаю)
    Опрос.
    – Найдите отрывок, повествующий о предстоящей битве. Каким выражением автор называет войско короля («сила великая»), желание сражаться («дыша духом ратным»), злобу короля («шатаясь от безумия»)?
    Этот приём называется метафора, что подтверждает художественную ценность произведения. Знание его пригодиться вам при сдаче ЕГЭ по русскому языку. (Запись в тетрадь)
    Метафора – переносное значение слова, когда нечто уподобляется другому, может быть использовано и
    сходство и контраст.
    На дом: 1) дочитать «Повесть…» и отметить знакомые художественные приёмы;
    2) вопрос  № 2 с.26 (вверху).
    Т Е С Т
    1. Что нового вы узнали на уроке?
    2. Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы?
    3. Найти и выписать эпитеты в прочитанном отрывке (с.19 – 20).
    4. Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? Почему?
    5. Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?

  5. Отметьте на координатной прямой точки C(-4,5),N(6),A(-1,5),X(-7),M(-3,5)
    Можно фото пожалуйста)
    относительность движения дайте грамотное понятие
    А.С. Пушкин. “Дубровский”. Глава I. Устно ответить на вопросы: Что давало Троекурову “большой вес в губерниях”? Каким человеком был Кирила Петрович? Почему Кирила Петрович уважал старшего Дубровского? В чем проявлялось сходство Троекурова и Дубровского? Как характеризует А.Г. Дубровского случай на псарне?
    напиши ответы на вопросы : Какое время года наступит? где придется спать ежику? что делал в лесу ежик? зачем он собирал листья? что делал ежик зимой? как долго спал ежик?
    помогитееееееееккеееее!!!!!!!!! 2 предложения в которых глаголы в начальной форме стоят в роли дополнения
    Найди значения выражений
    (960 502 – 60 000) – 251 • 2
    (702 565 – 702 000) : 5 • 3
    прочитай текст.вставь,гду нужно,пропущенные буквы.выполни задания.у синички нет своего гнёздышка.целый день перелетает она с места на место.А к вечеру забьётся в щелку под крышей,распушит свои пёрышки и переждёт там ночьку.1)выпиши существительные,в которых есть сыффикс.выдели его.2)подбери к выделенным глаголам однокореннные глаголы без приставки.запиши.
    Правила поведения ПЕШЕХОДА при дтп.
    указание царей в сказках. ( пример: кто спасёт мою дочь получит ……..)
    230пожалуйста…………………

  6. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Фев- ронии Муромских».
    Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объе­динены в одно литературное произведение. Повесть легко рас­падается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части расска­зывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра.
    Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел ос­тавить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои пра­вили честно, при их правлении город процветал. «Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому.
    Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что глав­ной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму.
    В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.
    Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только под­виги, обращается к литературному вымыслу. Героями литера­турных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

  7. Сочинение на тему образ человека в древнерусской литературе

    Ответы:

    Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах – важны его монашеские качества, если князь – княжеские, если богатырь – богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов) . Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой – цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, – собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой – он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в “Слове о полку Игореве” борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине “Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград” “…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку. ” Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. ” Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом. Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром. Наиболее ярко выражено описание природы в “Слове… “, где природные явления, животный мир сопереживают герою: “…Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра….. ” Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет. Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.

  8. Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.
    Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.
    Стоит отметить, что в школах не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.
    Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.
    Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.
    Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как  полноценный участник той или иной социальной отрасли.

  9. 9
    Текст добавил: Пабло Эспиноса Forever

    В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.
    Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.
    Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале — пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.
    Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях — “Физиолог”. Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.
    К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова “потаенный”. Самым популярным был апокриф “Хождение Богородицы по мукам”.
    В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, “Житие Алексея, человека Божия”.
    Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них “Слово” (“Моление”) Даниила Заточника.
    В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод — “Повесть временных лет”. Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.
    В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.
    Выдающийся памятник древнерусской литературы, — “Поучение” Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.
    И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы — “Слово о полку Игореве”. В основе произведения — предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись “Слова” сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *