Сочинение на тему древний казахстан

7 вариантов

  1. Города и поселения в VI—первой половине IXвека
    На обширной территории Казахстана издревле выделяютсякрупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века игородской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан,или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя­миЦентрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинскимплоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
    Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VIIвв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишьв XVI в. вновь приобре­тает популярность её первоначальноеназвание Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района:Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.
    В науке большое внимание уделяется одной из сложнейшихисторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, городаи степи. В науке существует так называе­мое евроцентристское направление, вкотором кочевники пред­ставлены как варвары в противовес цивилизованнымземледель­цам.
    В последние годы появились и другие взгляды напроблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та­кие их качества,как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с нимоседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви­валисьтесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос напродукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческогохозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйствабыло заинтересовано население и города и степи.
    Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцевбыли мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких посвоему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знаетв то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе противвнешних врагов. В целом же историческая законо­мерность развития, оседлыхобластей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определяласьтесными эконо­мическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стиму­лирующимразвитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, однойэкономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что навсем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторовнаблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
    Первое описание городов Семиречья принадлежитбуддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город нареке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живутторговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколькодесятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они независят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна отгорода Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носитэто имя… Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
    Ряд исследователей считает, что земледельческаякультура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони­зации.Существует и противоположная, автохтонная модель проис­хождения городскойкультуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не былобъектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо­мических судьбахнародов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позицийэтногенетических, необходим и культурологический анализ.
    В Согдийском культурном комплексе находят воплощение ифункции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст­ва.Показательно сложение городского быта, который в археологи­ческих материалахпредставлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическиминаборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного пере­селения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
    Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи­речье,на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурныйкомплекс, представленный в археологичес­ких материалах такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой половине IX вв. вСемиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, которыйможно назвать тюркско-согдийским.
    Интенсивный культурный синтез проходил на фонеэтногенети­ческих процессов. Таким образом, в период раннего средневековья наюге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу­ра, котораяинтегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурныйкомплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культурегорода”.
    Археологическими исследованиями на юге Казахстаназафик­сировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которыеможно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб,Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк(цитадель), шахристан (внутренний го­род) и рабад (пригород).
    В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины),по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинствесвоем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке.
    В отличие от южноказахстанских городищ топографиясемиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая изцитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной.Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI —первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно дляфеодального города со свойствен­ным ему замыканием людей в группы, связанныеродственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесьхарактеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад­ратные либопрямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типаявляются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагалисьсуфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглениемчасти напольный очаг с бортиками из глины.
    Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, вкоторых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
    В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения вряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщалиськомнаты — «гребенчатая планировка».
    В цитаделях городов располагались дворцы правителей,ин­терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
    Города являлись центрами ремесел и торговли. Кромемежду­народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговляс кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживалимеждународную и областную торгов­лю. В его среде получили распространениеразличные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племенаприни­мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах ЮжногоКазахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых враннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанскогорегиона.
    Местные особенности развития городской культуры на югеКазахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографиюгородищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всейобласти в целом.
    Города и поселения вовторой половине IX— начале XIIIвв.
    Арабское завоевание оказало сильное воздействие нажизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под властьарабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
    на городской культуре области. Связанная теснымиэкономически­ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильноевоздействие мусульманской культуры, которая распрос­транилась в первую очередьв среде городского населения.
    Письменные источники свидетельствуют об увеличениичисла городов в указанное время.
    В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этимданным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер,Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; внизовь­ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах —Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольшихпоселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались вгородские центры.
    В юго-западном Семиречье число новых городов такжеувели­чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль,Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
    В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу­ры всеверо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,Лабан, Ики-огуз, Каялык.
    В этот период оседлая и городская жизньраспространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались вдолинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
    Города также появились в Восточном Казахстане, вдолине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при­надлежаликимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана).Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.
    Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, вдолинах Урйла. Они принадлежали тюркам-огузам.
    Раскопки городищ дают представление о тех изменениях вих застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим пери­одом.
    На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарьеоткрыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из нихнасчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопан­ных кварталовгорода имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
    Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречьепо­казали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их былабольшей, чем на Куйруктобе. Дома группирова­лись вдоль участка магистральнойулочки. Всего домов в квартале 12—14.
    Новым элементом в застройке городов стали мечети.Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети вгороде Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованыархеологами.
    Среди компонентов застройки городов Южного Казахстанаи Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из нихоткрыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
    В XI — начале XII вв. появляются новые типыжилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длин­ной оси(анфиладная планировка), дом с помещениями на пересе­кающихся осях(крестообразная планировка) и дом с помещения­ми, поставленными в ряд, длиннойосью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
    В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линиюразвития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическиморнаментом.
    Новые типы жилища появляются в городах юго-западногоСемиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственныепомещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка былахарактерна для рядовых и богатых домов.
    Городское жилище XI—-XIIвв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все домаотносятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений идвора. Основания стен сложены из каменных валу­нов. В строительствеиспользовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
    Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них былизагоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворахнекоторых талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья сдвором для скота, наличие юрт свидетельству­ет о сохранении в жизни горожансеверо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.
    Намечается прогресса керамическом ремесле. Посравнению с периодом раннего средневековья, доля лепной посуды резко сни­жается.Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XIIвв. Наиболее распрос­траненными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки,кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.
    Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных вгороде. О его развитии, технических возможностях дают представление мас­совыенаходки железных изделий. Производство изделий из меди было распространено вгородах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском иДжунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них.Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно иювелирами.
    Развитие получили косторезное ремесло и обработкакамня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резныморнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костя­ные шахматные фигурки.
    Высокого уровня достигла в это время торговля.Международ­ная торговля по Шелковому пути известна по сведениям средневе­ковыхавторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия — художественнаяпосуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар,Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами изСамарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцыиз Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
    Развивается торговля города с округой и степью.Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города изстепи, — козьи шкуры и меха.
    Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений,вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре,Таразе, Яссах,
    Рост городского населения потребовал увеличениятоварности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искус­ственногоорошения. Ее развитие хорошо прослежено на материа­лах Отрарского оазиса.
    Как и раньше садоводство, виноградарство,огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйствегорожан.
    В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитиигородской культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических,экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидскогогосударства сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль вразвитии городской культуры стала играть новая религия — ислам.

  2. 2
    Текст добавил: looking from the inside

    Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту (примерно 800-140 тыс. лет назад). И хотя пока не найдены останки древнего человека, но по сохранившимся следам кратковременных стоянок людей установлено, что древнейшие люди Казахстана были. современниками питекантропа и синантропа. Территория Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад.
    Древний человек уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и восточный Казахстан, Мангышлак. Как показали раскопки людских поселений Ботай в Северном Казахстане (эпоха неолита), Казахстан был древнейшей областью освоения лошадей.
    Таким образом, здесь были сформированы первые кочевые цивилизации. Археологи обнаружили жилища, многочисленные орудия труда из камня и слоновой кости, которые представляют картину древней истории Казахстана в каменной эпохе.
    Большинство легенд называют основателем казахской нации Алаша. И хотя какие-либо исторические свидетельства о существовании Алаша отсутствуют, его имя и эти легенды сыграли важную объединительную роль. Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н. э. На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка).
    В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5

  3. Республика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента. В силу определённых обстоятельств этот регион был малодоступен для внешнего мира и поэтому интерес к нему со стороны заметно возрастает в последние годы. Для туриста, для путешественника здесь интересно всё: история, культура, быт, природа, потому что общение с первозданной, почти нетронутой материей и наполнение всех своих клеток, всего существа этим сокровищем приближает человека к познанию истины.
    Территория Казахстана была заселена в глубокой древности, о чём говорят найденные следы стоянок первобытного человека при археологических раскопках в долине реки Бухтармы и окрестностях Семипалатинска на востоке Казахстана, в Баянаульском районе Павлодарской области, в горах Каратау, вблизи Тараза. Все эти стоянки относятся к каменному веку.
    На смену палеолиту пришёл новокаменный век(неолит). В Казахстане известно более двухсот неолитических стоянок, когда появляется земледелие, скотоводство, люди создают орудия охоты, что облегчает добычу пропитания, охотясь на животных. Стоянки человека времён неолита обнаружены почти во всех регионах республики.
    В век бронзы в Центральной части Казахстана занимались добычей руды и плавкой металла. В конце бронзового века, в первом тысячелетии до новой эры население Казахстана переходит к кочевому образу жизни. В это время возникают племенные союзы, начинается разложение первобытнообщинного строя. Сведения о племенах и племенных союзах, обитавших на территории Казахстана, относятся к середине первого тысячелетия до новой эры. В древнеперсидских источниках они назывались саки, они занимали территорию современного Семиречья и бассейна Сырдарьи, на северо-западе Казахстана жили племена савроматы, на восточном побережье Каспийского моря племена каспии. Племена занимались скотоводством и земледелием. Примерно в это время на юго-западе региона существовали государства Согд, Бактрия с их высочайшей для того времени культурой. В конце IV века и начале III века до нашей эры на территории Казахстана образовывались новые племена усуней, кангюй и аланов, которые жили между озером Балхаш и отрогами Тянь-Шаня, кангюй населяли предгорья Каратау, а аланы, потомки савроматов расселились на западе в степях Казахстана.
    В первой половине первого тысячелетия новой эры первобытный строй этих мест пришёл в упадок, и на смену ему в регионе с VI века складываются феодальные отношения, которые продолжались в регионе свыше полутора тысячи лет. Особое место в развитии региона принадлежит “Великому шёлковому пути”, который проходил через регион Казахстана и связывал Китай с Византией. Главным предметом торговли здесь были шёлковые ткани. Много городов возникло на северном пути маршрута в бассейне реки Сырдарьи. Вот некоторые города, возникшие на этом маршруте.
    Древние города Казахстана
    Отрар
    Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля – Абу Наср аль-Фараби.
    В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек – Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, – плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы.
    Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное

  4. Вопрос:

    мини сочинение на тему древний казахстан

    Ответы:

    На территории современного Казахстана появились ныне вымершие биологические виды гоминид (питекантропа, синантропа) в горах Каратау (Кызылтау, Кошкорган, Шоктас) и в Мугоджарах, Мангышлаке и современном Северном Прибалхашье — 1 млн — 800 тыс. лет назад. Орудия труда: дисковидной формы, рубило, чоппер, чоппинг. Сырьё для создания орудий труда: речная галька, кремень. Технология обработки: ретушь.
    Ранний палеолит — время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры.
    Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.
    Около 5 тыс. лет до н. э. — каменные орудия труда, керамика. Возникло земледелие, скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Неолитическая революция. Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавляли, медь, свинец, золото. Культуры: Атбасарская (конец 7 — начало 6 тысячелетия). Кельтеминарская (конец 4 — начало 2 тысячелетия). Моканжарская. Усть-Нарымская.
    Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.
    IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади [1].
    8—7 вв. до н. э. — 2—3 вв. н. э. — Арало-Каспийский регион населяли Арало-Каспийские степные племена. Это были полуоседлые и кочевые народы. Основное их занятие — кочевое скотоводство, обработка металла, дерева, кожи, кости, камня, шерсти, пошив одежды, ткачество, изготовление ювелирных изделий, оружия, конного снаряжения[2].
    Начало II тыс. до н. э. — нач. VIII в. н. э. — добыча руды в Центральном Казахстане. Появление кочевого скотоводства. Крушение матриархата. Андроновская культура — поклонение небу, солнцу, огню. Обычай поминок, ритуальных жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь. Бегазы — Дандыбаевская культура (наскальные рисунки Тамгалы, Ешкиольмес).
    В северном степном поясе Центральной Азии исторически сложилась одна из ранних форм мировой цивилизации — скотоводческое кочевое хозяйство. Значительным достижением эпохи неолита в центральноазиатском регионе явилась выездка верхового коня[3]. Здесь же произошло приручение верблюда, дикой овчарки и горного барана, необходимые факторы для кочевого скотоводства [1]. Бронзовая эпоха представлена памятниками андроновской культуры (глиняная посуда с геометрическим орнаментом, бронзовые ножи и наконечники для стрел и т. д.), которые датируются XII—XVIII вв. до н. э. и найдены в степях Южного Урала и Южной Сибири[4].
    Кочевые племена, заселявшие огромную степную территорию от монгольских гор до Днепра и Дуная, греки называли скифами, персы — саками. Письменные свидетельства о племенах, населявших нынешнюю территорию Казахстана, появились в сер. 1-го тыс. до н. э. Геродот в своей «Истории» [3] описывает саков (VII—III вв. до н. э.) и упоминает об их соседстве с Ахеменидским Ираном, а также об их борьбе с персидскими завоевателями, царями Киром, Дарием I. Царица южных саков — массагетов, кочевавших в Приаралье, Томирис, казнила самого Кира в 530 году до н. э. Дарию в 519 году до н. э. также не удалось победить конные отряды воинственных саков. Александр Великий, прозванный в Азии Искандером Двурогим (из-за формы шлема), остановил своё победное продвижение на восток на реке Яксарт (Сырдарья) в 327 году до н. э., основал там очередное поселение Александрия Эсхата (Дальняя), позже Ходжент, и, не рискнув идти в бескрайнюю степь, повернул на юг, в Индию.

  5. Министерствообразования и науки Республики Казахстан
    Карагандинский ЭкономическийУниверситет
    Контрольная работаПо дисциплине:История Казахстана
    На тему: «Казахстан вэпоху каменного века»
    Караганда, 2007г.
    />Содержание
    1. Казахстан в эпоху каменного века
    2. Природные условия и основныеобласти расселения человека по данным археологических раскопок
    3. Стоянки палеолита в ЮжномКазахстане, Центральном и Северо-восточном Казахстане
    4. Мезолит и неолит на территорииКазахстана
    Список литературы
    />1. Казахстан вэпоху каменного векаПервыеорудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали названиепервому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существуетследующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, еслидвигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний илиранний; средний (мустье) и верхний (поздний); мезолит и неолит.
    Раннийчеловек на территории Казахстана.
    Первымиорудиями древнекаменного века были универсальные ударно — рубящие ручныерубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имелиследов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре иизготовлялись, видимо, еще австралопитеками.
    В болеепозднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того,появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи,остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом отзаготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались внеобходимые орудия. Эта культура получила название «ашельской». Кромекаменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева.Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья собожженным концом.
    Развитиеобщества шло медленно. Это объяснялось тем, что большую часть времени людипроводили в поисках пищи. Тем не менее постепенно шло совершенствованиечеловека. Приспособление к жизненной среде, вертикальная осанка, развитиеумственных способностей в конечном счете способствовали формированию у негонынешнего облика..
    В условиях дикой природы люди не могли жить разобщенно ипоэтому объединялись в общины. На орудия труда установилась общиннаясобственность. Это соответствовало уровню развития производительных сил. Вобщине, как правило, отсутствовали имущественное неравенство, частнаясобственность, а также классы. Существовал справедливый дележ продуктов труда,все питались вместе. Трудились все члены общины. Мужчины охотились на зверей.Женщины и дети собирали съедобные растения, плоды, ягоды, яйца диких птиц.
    2. Природные условия и основные областирасселения человека по
    данным археологических раскопок
    О том,как начиналась наша история, рассказывают вещи и предметы, пролежавшиетысячелетиями под толстым слоем земли и найденные в результате раскопок.Археология отвечает нам на вопрос: «Когда и как появился первый человек?»
    Природныеусловия Казахстана в эпоху каменного века. Климат Казахстана в пору появленияпервых людей на его территории значительно отличался от нынешнего. Теплыеветры, проникавшие с океана, приносили обильную влагу, озера и реки былиполноводными. Произрастала пышная растительность. На огромных просторах обиталиразнообразные животные. У подножья и на северных склонах Алтайских гор паслисьмамонты, носороги, пещерные медведи, гигантские бизоны и олени. В южных лесах ина лесистых равнинах жили слоны, бизоны, плосколобые лоси и множество видовмаралов, в пустынях обитали верблюды. В степях встречались целые стададжейранов, сайгаков и куланов, а в горах жили горные козлы и архары. В поймахрек Чу и Или паслись лошади Стенона, верблюды-великаны и лесные слоны, а такжедве разновидности диких лошадей — похожие на зебр зюсенборнейской породы ипозднее — мосбахской.
    Климатические изменения натерритории Казахстана привели к изменению его природной среды. Снаступлением  холодов  стали  вымирать  теплолюбивые  животные. Некоторые изних переселились в теплые южные края, часть, оставшись на старых обитаемыхместах, акклиматизировалась. Такова характеристика природных условий в канунпоявления первобытного человека на территории Казахстана.
    Основные области расселения. Ученым долгое время неудавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, чтопривело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей странычеловеком. Однако последние данные археологии установили появление человека унас еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим,обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянкиТанирказган, Борыказган, Акколь. В данный момент в Казахстане известны две зоныпалеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаютсятехникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. Вцелом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чемна юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил.
    В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана.В этот период выделяется третья зона культуры — Восточный Казахстан,органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянкидоисторического человека в Центральном Казахстанс (Карабас 3, Батпак 7,Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское), Южном (Ашысай, Усык тас, Соркуль). Отдельные орудия труда древних людей обнаружены в верховьяхреки Иртыш — под шестиметровым курганом возле села Каной Восточно-Казахстанскойобласти. Это грубо отточенные скребки из камня, применявшиеся вместо ножа,остроконечные кремневые рубила. Установлено, что они изготовлены приблизительно80—50 тысяч лет назад. Основным занятием первобытных людей была охота набизонов, мамонтов и других животных, поэтому люди искали места, где водилисьживотные. Первые охотники на территории Казахстана населяли подножья Тянь-Шаня(Ерен-кабырга) и Алтайских гор.
    3. Стоянкипалеолита в Южном Казахстане, Центральном и Северо-
    восточном Казахстане
    Ранний исредний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называетсяранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э.,средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э. Первыелюди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога,оленя, сайгу.В Южном Казахстане самые древние находки каменных орудийодновременны с находками в пещере ЧжоуКоу Дянь, из Индии и Африки.Благоприятным районом для расселения древнейшего человека были горы-Каратау вЮжном Казахстане. Именно здесь, на террасах р. Арыстанды, были обнаруженынаиболее древние каменные орудия. Многочисленны стоянки более позднего времени.Это Ша-бакты, Танирказган, Борыказган. На них собрано свыше пяти тысячразнообразных орудий из кремня — ручные рубила, остроконечники, нуклеусы,отщепы. В эпоху мустье получило- развитие изготовление каменных орудий издисковидных нуклеусов (ядрищ). Основными орудиями и оружием мустье былиостроконечники и скребла. Люди в это время научились добывать огонь.Неандерталец, который жил в эту эпоху, уже обладал развитым мышлением. Начинаютскладываться первые религиозные представления. Люди жили коллективами —стадами. Так было удобнее охотиться, устраивать облавы на животных. Средимустьерских стоянок, обнаруженных в Казахстане, одна из наиболее интересныхнаходилась в урочище Карасу, на правом берегу р. Арыстанды, в Южном Казахстане,в Центральном Казахстане и Прииртышье. Известны находки мустьерских орудий всреднем течении Сарысу, на останце Музбель, в урочище Батпак.
    Позднийпалеолит. Время этого периода охватывает период с 40 тыс. лет до 10 тыс. лет.до н.э. В эпоху позднего палеолита техника обработки камня продолжаласовершенствоваться. Теперь с одного нуклеуса, кремневого, либо кварцевого, людиухитрялись скалывать не две-четыре пластины, а по несколько десятков острыхтонких пластин, которые использовались в качестве ножей. Высокого совершенствадостигла техника обработки кости и рога, из которых изготавливались самыеразнообразные орудия — гарпуны, наконечники копий, дротиков. С эпохой позднегопалеолита связаны, и колоссальные изменения в физическом облике человека —формируется человек современного вида. В Южном Казахстане обнаружен ряд стоянокэтого времени. Это Ачисайская стоянка западнее поселка Чулак-Курган, где наглубине 7,5—7,8 м выявлен культурный слой./>
    4. Мезолит инеолит на территории Казахстана
    Эпоха верхнего палеолита сменилась меэолитом. Он как быявляется своеобразным мостиком между древним каменным веком и неолитом,новокаменным веком. Мезолит характеризуется резким потеплением климата, началомбурного таяния ледников. Эти климатические изменения начались 12—14 тысяч леттому назад. Изменились растительный и животный мир, впрочем, не в лучшуюсторону. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Возникла необходимость в болеесовременных орудиях труда и охоты, и они были изобретены — ими стали лук сострелами и бумеранг.
    Мезолит и неолит. Мезолит датируется приблизительно 12 тыс.до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане этаэпоха занимала период 5-3 тыс. до н. э.
    Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит,ознаменованный двумя крупными событиями — изобретением лука и стрел ипоявлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты — миниатюрныепластины — вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий исоставляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении иобладали лучшим качеством, чем цельные.
    Неолит — время расцвета каменной индустрии. Появляются новыетехнологические приемы обработки камня — пиление, сверление, шлифование.Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства кпроизводящему — скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачкув развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни естьпроцесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельностичеловека.
    Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита вКазахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующимплеменным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатскойкельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов,имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосудаукрашалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована наматериалах пещеры Караунгур в Каратау.
    В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры — атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степноеПриишимье и северо-западную часть Казахского мелкосопочника и занималисьпреимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этойкультуры-Виноградовка-2, Тельмана. Памятники маханджарской культурысконцентрированы в долине Торгая и Тобола: Это стоянки Маханджар, Дузбай иАлкау.
    В Западном Казахстане неолит представлен стоянкамиоюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI-V тыс.до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В Vтыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников.Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело ипрядение.
    Энеолит Казахстана. В 111-11 тысячелетии до н.э. в условияхвлажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить кпроизводящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В СеверномКазахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры — Ботай,Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи,население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занималисьоседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство.
    Близки к ботайской культуре Казахстана и памятникисургандинской культуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья,афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской — Восточного Казахстана.Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностьюплемен степной части Евразии.
    древнекаменный человек археологическийпалеолит
    Список литературы1. История Казахской ССР (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах.Том III. Алма-Ата, «Наука» КасССР, 1979
    2. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10класса. – 3-е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997
    3. История Казахстана с древнейших времён до наших дней (очерк), изд. «Д?уір»,Алматы, 1993
    4. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.Алма-Ата, 1992.
    5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.
    6. Абдакимов А. История Казахстана. Учеб. пособие. Алма-Ата, 1994.

  6. 6
    Текст добавил: -Пельмешка-(Crazy)

    Упал батыр, сражённый вражеской стрелой в грудь. Умирая, сжал в руках горсть родной земли. За неё он сражался, за неё отдал свою жизнь. И нет ничего священнее этого подвига! Обессмертил имя своего города воин! Живет Отрар – символ мужества и стойкости!
    А дорога времени бежит вперёд… Весна. Яркими цветами раскрашена степь. Колокольчиком заливается жаворонок в небе. Черный жеребёнок смешно прыгает у огромной юрты, которая белоснежным войлоком блестит среди буйства красок казахского аула.
    Осадив горячего коня, останавливается перед юртой батыр. На суровом лице заметна скупая улыбка. Это радостный день! Великая степь откликнулась на призыв трех биев объединиться перед страшным испытанием – нашествием джунгар. «Только птице в небе нравится одиночество, народ должен быть сплочённым, единым », – думает батыр, слушая песенку жаворонка. Пройдет совсем немного времени, и будет мчаться воин навстречу огромному войску врага. Но не будет страха в его сердце: за ним мстительной лавиной скачут тысячи воинов. Они остановят врага, они отстоят право степняков на жизнь, любовь, свободу!
    Но время не останавливается! Оно зовет, торопит! Пролетают годы, десятилетия, века… Огненной птицей летит в небе самолёт! И снова война! Это Нуркен Абдиров! Не сомневаясь ни минуты, он пикирует на колонну немецких танков. Даже в зимнюю стужу лежат цветы у памятника Нуркену Абдирову в Караганде. Вот и я принесла свой скромный букет герою. Склоняю голову перед подвигом своего земляка.
    Так суждено было Казахстану: Независимость шла трудными дорогами испытаний. Но в горниле войн наш народ смог сохранить замечательные обычаи и традиции, создал удивительные песни, сложил волшебные сказки и мудрые терме – назидания.
    А как прекрасны казахские праздники! Как красивы национальные костюмы! На цветочный луг похож аул в дни веселий и торжеств. Девушки в ярких воздушных платьях спешат к качелям- алтыбакан, мудрые аксакалы рассказывают окружившим их детям удивительные истории о подвигах их дедов и прадедов, женщины в белоснежных платках суетятся у огромных казанов. Далеко в степи заметны клубы пыли: это в жаркой скачке спешат к победе джигиты. Входит в юрту застенчивая невеста. Через древний шанырак падают на ее лицо лучи степного солнца. Льется масло в священный домашний очаг, слышатся прекрасные слова благословений:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *