Сочинение на тему древняя русь 4 класс

4 варианта

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа №1»
    города Валуйки Белгородской области
    Сочинение
    Тема: «Святая Русь»
    Автор: Фоменко Екатерина Владимировна
    4 Г класс
    Руководитель: Григоревская Галина Дмитриевна
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить;
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.
    Ф.Тютчев
    Великое наше Отечество – Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжелых бедствий пережила она. Во всех невзгодах добрые люди, герои жертвовали собой, защищая Родину и христианскую веру.
    В русских былинах сохранились предания о подвигах богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и разбились о стойкость русских: хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства, у всех к нему на пути встала Русь, Россия.
    Время, в которое жил князь Александр, было немирным. Нападали на Русь монголо-татарские воины. С севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были богатые русские земли. Тогда юный Александр встал на защиту Руси. В тяжелой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве.
    Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел никому неизвестным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре православным русским праведником. Его знает каждый. Сергий ходил в дальние княжества мирить князей, он благословил русичей на Куликовскую битву, сказав: «Иди, не бойся, Бог поможет тебе!» А на ухо шепнул: «Ты победишь!» Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь, а в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий… Он просит помочь русским воинам защитить русскую Землю.
    Величайшая слава и гордость России – ее люди. Вот пример одного из них. Стоял февраль 1943 года, шел бой. Два дзота удалось подавить, но третий продолжал вести огонь. Тогда Александр Матросов бросился к дзоту, и упав на амбразуру, закрыл ее своим телом. Батальон овладел деревней.
    А у этой войны нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели, и они хотят быть услышанными. Да, действительно, у войны в Чечне еще нет истории, она не написана. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг шестой роты псковских десантников. Весь мир потряс этот подвиг. Поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты. Рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой. Атаки духов катились одна за другой, но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз. Десантники стояли насмерть… Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим. Высота покрылась трупами боевиков, но они не прошли. Почти вся рота погибла. Шестая рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так сражаться и умирать ее солдаты, значит Россия жива. Вот она, Святая Русь!
    А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много было их на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Она сплачивала Россиян на борьбу с врагом. И сейчас стали строить и реставрировать церкви. Это происходить и на моей малой Родине. Наш город – это небольшой населенный пункт, он ничем не отличается от ему подобных. Однако в моем городе строят новые храмы и реставрируют старые. Храмы в моем городе сияют преисполненные благодати Божией, дарованной за усердие людское, а где-то еще стоят как израненные птицы. И льется над Землей колокольный звон…
    Я люблю свою Родину, люблю свой край! Горжусь людьми, которые дали мне мирное небо над головой, возможность жить, учиться, видеть прекрасное. Я – частичка своей родной Святой Руси. И мой долг достойно носить звание гражданина России!

  2. Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями,  подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов (росов )описывали как “Народ этот (росы) могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое ”. Русских дружин боялись всюду от Византии, до кочевых племен Востока(хазар).
    Даже не вникая в подробности  можно понять. Что для того чтобы выжить в то время  человек должен  был быть воином и защищать свою семью. Давайте рассмотрим вооружение кого было в ходу в древней Руси. Прежде всего это кольчуга из плетеных колец, обычно на неё поверх одевались металлические пластины дающие дополнительную защиту наиболее важным органам. Также еще был деревянный и железный щит, На ноги одевались поножи, а в руках была либо палица, либо меч. В общем ,если подытожить, воин выходил на бой неся на себе более 30 килограмм  вооружения. Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины, при этом для того что бы  выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уворачиваться, приседать и многое другое. Другой вопрос, что воином  с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам. Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 18 лет, обычно это были средние или младшие сыновья не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались, что чистили оружие и можно так сказать тренировались, обычно это были тренировки с оружием и при полном облачении. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах. В которые со времен Владимира Святославича
    стали привлекаться  люди из народ в противовес наемникам. Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками, меткость- охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств( таких как масленица), когда после сжигания чучел и пуска колес обычно дело были, как бы потешная игра “стенка на стенка”(обычно это было село на село), где  каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя. Уже  в  дальнейшем кулачные бои стали как бы синонимом дуэли, когда  обиженный мог вызвать обидчика на бой “при в сем честном народе” – яркий пример. Такой дуэли описывается в “песне о купце Калашникове”.
    В дружине примером для всех был князь. Который сам водил свою дружины в бой. Ярким примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской и Куликовская битва, в которой князь переодевшись в снаряжение простого воинам сражался в первых рядах.
    На многих ярмарках люди потешались,  тем, что  сгибали пальцами монеты, скручивали чугунные кочерги в узел ,  для этого был большой стимул наиболее отличившегося князь мог пригласить в свою дружину.
    Так же большому вниманию уделялось оружию. Ведь для того, чтобы махать мечом(это самое легкое оружие) весь день надо было обладать неимоверной выносливостью.
    Большое развитие этому дала славяно-горицкая борьба . Этакий синоним восточных единоборств, где также различались домены(тотемы) посвященные различным зверям. Самым распространенным тотемом был тотем медведя. Как и в восточных единоборствах в славяно-горицкой борьбе существовала и своя некая философия “очишения души и тела”(что вроде того, что в здоровом теле -здоровый дух).
    Также дружинников обучали плавать в кольчуках, при полном вооружении.
    Много ратных подвигов бало совершенно русскими богатырями во времена монголо-татарского ига. Одним  из примеров является  подвиги богатыря Евпатия Коловрата, который со своим маленьким отрядом  терзал Батыя. Даже  после того как войско Батыя окружило его отряд он не сдался  и еще вовремя битвы он разрубил монгольского предводителя  отряда “  по описанию сильнейшего из воином среди монгольского войска” пополам. Батыю ничего не оставалось, как забросать отряд Коловрата ядрами из катапульт.
    Какова же причина, того здоровья у древне русских воинов.
    Первым делом это конечно же тренировки, занятия с оружием которые развивали мускулатуру и  выносливость. Во- вторых это конечно же чистая экология и еда, а так же своеобразные  диеты ( огромную роль в этом сыграла церковь, тот же пост который ограничивал прием  спиртного).
    А так же постоянная физическая нагрузка, ведь в то время не было ни какой автоматики. На селах своей силой обычно выделялись кузнецы. Но также существуют и примеры, когда простые труженики совершали свои подвиги. Одним из таких примеров является народный герой былин Никита Кожемяка-кожевник, который победил печенежского богатыря, за что был принят в дружину князя Владимира Святославича.
    С постепенным усовершенствованием оружия надобность в большой физической силе отпала. Кольчуги сменились формой, тяжелые мечи   легкими палашами, надобность в щитах вообще отпала. И на поле боя большую роль играло не мастерство солдатом, а тактика полководца. Но все равно  даже во времена огнестрельного оружия русские солдаты проявляли свои недюжые  физические способности. Во время Отечественной войны 1812 года солдаты на себе перетаскивали литые чугунные пушки. Так же сохранился случай когда русский солдат отбивался от французов шомполом. Со временем богатырское телосложение стало редкостью и это стало привилегией балаганом и цирков. Во ремена царской Росси имена руских атлетов гремели на всю Европу. Которая поражалась умением русских богатырей кидать двух-, трехпудовые гири  с милой улыбкой на лице.

  3. Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.
    «Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.
    Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.
    Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».
    После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.
    Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине.
    Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы.
    Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена.
    Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.
    Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.

  4. История Древней Руси.
    Свое начало Древнерусское государство берет в IX веке, на территории появляются первые славянские племена.
    Первым и самым значимым событием в истории Древней Руси является призыв варягов и князя Рюрика на княжение государством в 862 году. Согласившись, Рюрик с его братьями – Трувором и Синеусом – распределяют территории для княжения. Рюрик берет под свое крыло Новгород, в то время как Трувор правит в Изборске, а Синеус – в Белоозере.
    Период правления Рюрика продлился с 862 по 879 год. После этого власть захватывает его товарищ Олег. В 882 году новоявленный князь совершает поход на Киев: обманом пробравшись со своими воинами в город, он убивает Аскольда и Дира. Под его предводительством происходит объединение Новгорода и Киева. Русь становится централизованным государством со столицей – Киевом. С этого момента принято официально считать образование государства – Киевской Руси.
    Олег берет в свою власть и облагает данью племена древлян, северян и радимичей.
    Следующим правителем становится Игорь Старый, период правления которого длится с 912 по 945 год. Большое внимание он уделял внешней политикой. При Игоре были заключены мир с печенегами 915 года и союзный договор с Византией 944 года. В истории правитель известен своей смертью: при сборе дани Игорь и его дружина решили дважды собрать дань с древлян. Разгневанные такой наглостью и жадностью, по решению вече, жители убивают дружину Игоря, а самого князя – казнят.
    На его смену приходит жена Игоря – Ольга. Она являлась регентшей, т.к их сын – Святослав, ещё не достиг возраста, при котором мог самостоятельно править страной. В связи с этим, определенный период правления Ольги не установлен. Первым делом Ольга мстит древлянам за смерть мужа. Расправлялась с ними она с особой жестокостью: некоторые были заживо закопаны, другие – сожжены. Была сожжена и столица древлян – Искоростень. Также Ольга установила уроки – фиксированные размеры дани. Были созданы погосты – места сбора дани. В период её правления взаимоотношения Руси и Византии становятся более тесными. Она известна тем, что прошла священный обряд и приняла тайное крещение в Константинополе.
    После Ольги начинает княжить Святослав, который был известен своей военной и захватнической политикой. При нем были присоединены радимичи и вятичи, также было основано Тмутараканское княжество. Святослав и его армия разгромили Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат. В 968 году он завоевал Дунайскую Болгарию. Известен тем, что совершал походы на Византию. Погиб в 972 году, попав в устроенную печенегами засаду по пути в Киев. По легенде хан печенегов приказал сделать чашу из черепа Святослава. Он верил, что, испивая из неё, к нему впоследствии придет слава убитого.
    Со смертью Святослава происходит первая в истории Руси усобица, продлившаяся 8 лет. В результате новым правителем становится новгородский князь Владимир, получивший прозвище «Святой».
    Его политика была направлена на расширение территорий и укрепление границ государства. При нем впервые были построены оборонительные линии, которые задействовали уникальную систему оповещения. Свое прозвище он получил за то, что провел крещение всей Руси в 988 году. Впоследствии это решение укрепило международное положение государства и поспособствовало усилению княжеской власти. Появляется церковная организация, управление которой происходило прямиком из Константинополя. Главенство располагалось в следующем порядке: Патриарх, Митрополит, затем Епископы и в самом конце Духовенство, делившееся на белое и черное.
    В 1019 к власти приходит Ярослав Мудрый, однако перед этим происходит очередная междоусобица. Изначально, со смертью Владимира Святого, право на власть перешло к самому старшему из двенадцати его сыновей – Святополку(1015-1019).
    Святополк позволял себе слишком много и определенно злоупотреблял властью. Одним из показательных моментов его политики является убийство братьев Бориса и Глеба, которых позже причислили к лику святых. За свой проступок он получил прозвище «Окаянный». Вскоре появляется Ярослав, побеждающий Святополка в усобице и изгоняющий его в Польшу.
    Он работал над укреплением границ, церкви, также он развивал культуру. При нем был введен первый письменный свод законов «Русская Правда». Важным событием являлось заключение мирного договора с Византией в 1043 году. К моменту правления Ярослава, Русь начинает терять стабильность, всё чаще происходят усобицы.
    Последними князьями, при которых период Древней Руси подошел к концу, были Владимир Мономах и его сын – Мстислав Великий. При Владимире Мономахе был выпущен обновленный свод законов, названный «Уставом Владимира Мономаха». Владимиру ненадолго удается прекратить распад Руси.
    В то время Нестор написал «Повесть временных лет». Сам Владимир Мономах выпустил «Поучение детям».
    К сожалению, государству не удается сохранить стабильность и единство. Начинается период Удельной Руси.
    ?Доклад на тему: Древняя Русь (вариант 2)???

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *