Сочинение на тему дубровский 17 глава

7 вариантов

  1. После того как он получил письмо из дома с тревожными новостями, жизнь главного героя сильно изменилась. Владимир практически не знал своего отца, но он был к нему сильно привязан, и ради него вполне мог уйти в отставку. По приезду домой, Дубровский застает отца в весьма плачевном виде, понимает, насколько запущены все дела. После того как проходит срок подачи апелляции, имение Дубровских становится собственностью Троекурова. Пушкин показывает в своем романе неуважительное отношение со стороны «судейских» к молодому Дубровскому.

    Переживания главного героя

    На защиту Владимира выходят дворовые, и назревает серьезный бунт. Молодой Дубровский кипит от негодования, но при своей молодости, у него было достаточно рассудительности. Он сумел погасить волну негодования, проявившуюся у крестьян, но впоследствии он сам совершает такие поступки, которые сделают его защитником угнетенного класса, настоящим народным мстителем Переживания, которые испытывает молодой барин после смерти своего отца, потери имущества, чудовищной несправедливости, меняют характер главного героя. Дубровский завоевывает авторитет в глазах крестьян, разрывает связи со своим сословием и начинает активную бунтарскую деятельность против несправедливости путем гуманности, просвещения. Крестьяне же жаждут активных действий, поэтому их интерес к Владимиру быстро угасает. Дубровский образован, молод, решителен, для него характерны отвага и ловкость. Он способен на серьезные и глубокие чувства. После того как Владимир влюбляется в Машеньку Троекурову, дочь своего злейшего врага, он оставляет любые мысли о мщении. Автор наделил главного героя авантюристскими и рыцарскими чертами. Он не всегда реалистичен, но это свойственно героям всех произведений авторов пушкинского периода.

  2. ГЛАВА XVII
    Она проснулась, и с первой мыслью представился ей весь ужас ее положения. Она позвонила, девка вошла и на вопросы ее отвечала, что Кирила Петрович вечером ездил в Арбатово и возвратился поздно, что он дал строгое приказание не выпускать ее из ее комнаты и смотреть за тем, чтоб никто с нею не говорил, что, впрочем, не видно никаких особенных приготовлений к свадьбе, кроме того, что велено было попу не отлучаться из деревни ни под каким предлогом. После сих известий девка оставила Марью Кириловну и снова заперла двери.
    Ее слова ожесточили молодую затворницу, голова ее кипела, кровь волновалась, она решилась дать знать обо всем Дубровскому и стала искать способа отправить кольцо в дупло заветного дуба; в это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело, и Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу, делающего ей тайные знаки. Она знала его привязанность и обрадовалась ему. Она отворила окно.
    — Здравствуй, Саша,— сказала она,— зачем ты меня зовешь?
    — Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю.
    — Спасибо, милый мой Сашенька, слушай: ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?
    — Знаю, сестрица.
    — Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.
    С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
    Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева. Тут он остановился задыхаясь, оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Окончив дело благополучно, хотел он тот же час донести о том Марье Кириловне, как вдруг оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за его обеими руками.
    — Что ты здесь делаешь? — сказал он грозно.
    — Тебе како дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
    — Оставь это кольцо, рыжий заяц,— кричал Саша,— или я проучу тебя по-свойски.
    Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во всё горло: «Воры, воры, сюда, сюда…»
    Мальчишка силился от него отделаться. Он был, по-видимому, двумя годами старее Саши и гораздо его сильнее, но Саша был увертливее. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик одолел. Он повалил Сашу наземь и схватил его за горло.
    Но в это время сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы, и садовник Степан приподнял его на пол-аршина от земли…
    — Ах ты, рыжая бестия,— говорил садовник,— да как ты смеешь бить маленького барина…
    Саша успел вскочить и оправиться.
    — Ты меня схватил под силки,— сказал он,— а то бы никогда меня не повалил. Отдай сейчас кольцо и убирайся.
    — Как не так,— отвечал рыжий и, вдруг перевернувшись на одном месте, освободил свои щетины от руки Степановой. Тут он пустился было бежать, но Саша догнал его, толкнул в спину, и мальчишка упал со всех ног. Садовник снова его схватил и связал кушаком.
    — Отдай кольцо! — кричал Саша.
    — Погоди, барин,— сказал Степан,— мы сведем его на расправу к приказчику.
    Садовник повел пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с беспокойством поглядывая на свои шаровары, разорванные и замаранные зеленью. Вдруг все трое очутились перед Кирилом Петровичем, идущим осматривать свою конюшню.
    — Это что? — спросил он Степана.
    Степан в коротких словах описал всё происшествие. Кирила Петрович выслушал его со вниманием.
    — Ты, повеса,— сказал он, обратясь к Саше,— за что ты с ним связался?
    — Он украл из дупла кольцо, папенька, прикажите отдать кольцо.
    — Какое кольцо, из какого дупла?
    — Да мне Марья Кириловна… да то кольцо…
    Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою:
    — Тут замешалась Марья Кириловна. Признавайся во всем, или так отдеру тебя розгою, что ты и своих не узнаешь.
    — Ей-богу, папенька, я, папенька… Мне Марья Кириловна ничего не приказывала, папенька.
    — Степан, ступай-ка да срежь мне хорошенькую, свежую березовую розгу…
    — Постойте, папенька, я всё вам расскажу. Я сегодня бегал по двору, а сестрица Марья Кириловна открыла окошко, и я подбежал, и сестрица не нарочно уронила кольцо, и я спрятал его в дупло, и… и… этот рыжий мальчик хотел кольцо украсть…
    — Не нарочно уронила, а ты хотел спрятать… Степан, ступай за розгами.
    — Папенька, погодите, я всё расскажу. Сестрица Марья Кириловна велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик…
    Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»
    — Я дворовый человек господ Дубровских,— отвечал рыжий мальчик.
    Лицо Кирила Петровича омрачилось.
    — Ты, кажется, меня господином не признаешь, добро,— отвечал он.— А что ты делал в моем саду?
    — Малину крал,— отвечал мальчик с большим равнодушием.
    — Ага, слуга в барина, каков поп, таков и приход, а малина разве растет у меня на дубах?
    Мальчик ничего не отвечал.
    — Папенька, прикажите ему отдать кольцо,— сказал Саша.
    — Молчи, Александр,— отвечал Кирила Петрович,— не забудь, что я собираюсь с тобою разделаться. Ступай в свою комнату. Ты, косой, ты мне кажешься малый не промах. Отдай кольцо и ступай домой.
    Мальчик разжал кулак и показал, что в его руке не было ничего.
    — Если ты мне во всем признаешься, так я тебя не высеку, а дам еще пятак на орехи. Не то я с тобою сделаю то, чего ты не ожидаешь. Ну!
    Мальчик не отвечал ни слова и стоял, потупя голову и приняв на себя вид настоящего дурачка.
    — Добро,— сказал Кирила Петрович,— запереть его куда-нибудь да смотреть, чтоб он не убежал, или со всего дома шкуру спущу.
    Степан отвел мальчишку на голубятню, запер его там и приставил смотреть за ним старую птичницу Агафию.
    — Сейчас ехать в город за исправником,— сказал Кирила Петрович, проводив мальчика глазами,— да как можно скорее.
    «Тут нет никакого сомнения. Она сохранила сношения с проклятым Дубровским. Но ужели и в самом деле она звала его на помощь? — думал Кирила Петрович, расхаживая по комнате и сердито насвистывая «Гром победы».— Может быть, я наконец нашел на его горячие следы, и он от нас не увернется. Мы воспользуемся этим случаем. Чу! колокольчик, слава богу, это исправник».
    — Гей, привести сюда мальчишку пойманного.
    Между тем тележка въехала на двор, и знакомый уже нам исправник вошел в комнату весь запыленный.
    — Славная весть,— сказал ему Кирила Петрович,— я поймал Дубровского.
    — Слава богу, ваше превосходительство,— сказал исправник с видом обрадованным,— где же он?
    — То есть не Дубровского, а одного из его шайки. Сейчас его приведут. Он пособит нам поймать самого атамана. Вот его и привели.
    Исправник, ожидавший грозного разбойника, был изумлен, увидев 13-летнего мальчика, довольно слабой наружности. Он с недоумением обратился к Кирилу Петровичу и ждал объяснения. Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая однако ж о Марье Кириловне.
    Исправник выслушал его со вниманием, поминутно взглядывая на маленького негодяя, который, прикинувшись дурачком, казалось, не обращал никакого внимания на всё, что делалось около него.
    — Позвольте, ваше превосходительство, переговорить с вами наедине,— сказал наконец исправник.
    Кирила Петрович повел его в другую комнату и запер за собою дверь.
    Через полчаса они вышли опять в залу, где невольник ожидал решения своей участи.
    — Барин хотел,— сказал ему исправник,— посадить тебя в городской острог, выстегать плетьми и сослать потом на поселение, но я вступился за тебя и выпросил тебе прощение. Развязать его.
    Мальчика развязали.
    — Благодари же барина,— сказал исправник. Мальчик подошел к Кирилу Петровичу и поцеловал у него руку.
    — Ступай себе домой,— сказал ему Кирила Петрович,— да вперед не крадь малины по дуплам.
    Мальчик вышел, весело спрыгнул с крыльца и пустился бегом, не оглядываясь, через поле в Кистеневку. Добежав до деревни, он остановился у полуразвалившейся избушки, первой с края, и постучал в окошко; окошко поднялось, и старуха показалась.
    — Бабушка, хлеба,— сказал мальчик,— я с утра ничего не ел, умираю с голоду.
    — Ах, это ты, Митя, да где ж ты пропадал, бесенок,— отвечала старуха.
    — После расскажу, бабушка, ради бога хлеба.
    — Да войди ж в избу.
    — Некогда, бабушка, мне надо сбегать еще в одно место. Хлеба, ради Христа, хлеба.
    — Экой непосед,— проворчала старуха,— на, вот тебе ломотик,— и сунула в окно ломоть черного хлеба. Мальчик жадно его прикусил и жуя мигом отправился далее.
    Начинало смеркаться. Митя пробирался овинами и огородами в Кистеневскую рощу. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и отрывисто и стал слушать; легкий и продолжительный свист послышался ему в ответ, кто-то вышел из рощи и приблизился к нему.

  3. Том первый
    Глава 1
    В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраизает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Дубровский отнимает у них лошадей, а крестьян велит высечь. Узнав об этом, Троекуров приходит в бешенство. Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистеневкой, имением Дубровских.
    Глава 2
    Суд присуждает имение Троекурову (бумаги Дубровского сгорели, и подтвердить свое право на владение Кистеневкой он не может). Троекуров подписывает документ на владение Кистеневкой, когда предлагают подписать тот же документ Дубровскому, он сходит с ума. Его отправляют в Кистеневку, которая ему уже не принадлежит.
    Глава 3
    Дубровский быстро угасает. Нянька Егоровна письмом уведомляет о случившемся Владимира, корнета, выпускника Кадетского корпуса. Владимир получает отпуск и отправляется к отцу в деревню. На станции его встречает кучер Антон, который уверяет молодого барина, что крестьяне будут ему верны, так как не хотят переходить к Троекурову. Владимир находит отца тяжело больным и просит слуг оставить их наедине.
    Глава 4
    Больной Дубровский не в состоянии дать сыну четких разъяснений относительно дела о передаче имения. Срок подачи апелляции истекает, Троекуров законно вступает во владение Кистенев-кой. Сам Кирила Петрович чувствует себя неудобно, жажда мести его удовлетворена, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Троекуров отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Когда стоящий у окна Дубровский видит подъезжающего Троекурова, его разбивает паралич. Владимир посылает за врачом и велит выгнать Троекурова. Старый Дубровский умирает.
    Глава 5
    После похорон отца Владимир застает в кистеневском имении судебных чиновников и заседателя Шабашкина: дом передают Троекурову. Крестьяне отказываются переходить к чужому барину, угрожают чиновникам, наступают на них. Владимир успокаивает крестьян. Чиновники остаются в доме ночевать.
    Глава 6
    Владимир, не желая, чтобы дом, где он провел свое детство, достался Троекурову, распоряжается сжечь его, полагая, что двери не заперты и чиновники успеют выскочить. Кузнец Архип двери запирает (втайне от хозяина) и поджигает усадьбу, успев, впрочем, спасти из огня кошку. Чиновники погибают.
    Глава 7
    Троекуров лично проводит дознание, почему сгорело имение. Выясняется, что виновник пожара – Архип, но и на Владимира падает подозрение. Вскоре в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая помещичьи усадьбы и сжигающая их. Все решают, что предводитель разбойников – Владимир Дубровский. Впрочем, поместье Троекурова разбойники почему-то не трогают.
    Глава 8
    История Маши Троекуровой. Маша выросла в уединении, читая романы. У Кирилы Петровича воспитывается Саша, его сын от гувернантки. Для него Троекуров выписывает молодого учителя-француза Дефоржа. Однажды Троекуров ради забавы вталкивает учителя в комнату с медведем. Француз, не растерявшись, стреляет и убивает зверя, чем производит большое впечатление на Машу. Троекуров уважает учителя за храбрость. Француз начинает давать девушке уроки музыки. Вскоре Маша в него влюбляется.
    Том второй
    Глава 9
    1 октября, в день храмового праздника, к Троекурову съезжаются гости. Антон Пафнутьевич Спицын опаздывает, объясняет, что опасался разбойников Дубровского (именно он показал под присягой, что Дубровские незаконно владеют Кистеневкой). У самого Спицына с собой большая сумма денег, которую он прячет в особом поясе. Исправник божится, что поймает Дубровского, так как у него есть список примет разбойника, впрочем, по замечанию Троекурова, под список этих примет может подойти очень много людей. Помещица Анна Савишна уверяет, что Дубровский справедлив. Узнав, что она отправляет сыну в гвардию деньги, не ограбил ее. Троекуров заявляет, что в случае нападения справится с разбойниками своими силами и рассказывает гостям о подвиге Дефоржа.
    Глава 10
    Спицын просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате, так как он боится ограбления. Ночью Дефорж, оказавшись переодетым Дубровским, отнимает у Спицына деньги и запугивает его, с тем, чтобы Спицын не выдал его Троекурову.
    Глава 11
    Автор возвращается к тому, как Дубровский познакомился с французом Дефоржем на станции, предложил ему 10 тыс. в обмен на документы и рекомендательное письмо к Троекурову. Француз с радостью согласился. В семье Троекурова все полюбили: Кирила Петрович за смелость, Маша , Саша , домочадцы .
    Глава 12
    Во время урока учитель передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке у ручья. Владимир открывает девушке свое настоящее имя, уверяет ее, что больше не считает Троекурова своим врагом благодаря Маше, в которую влюблен. Объясняет, что вынужден скрыться. Предлагает девушке свою помощь в случае несчастья. Вечером к Троекурову приезжает исправник, чтобы арестовать француза-учителя: опираясь на показания Спицына, он уверен, что учитель и Владимир Дубровский – одно лицо. Учителя в имении не обнаруживают.
    Глава 13
    В начале следующего лета в имение по соседству с Троекуровым приезжает хозяин – князь Верейский, англоман лет 50. Верейский близко сходится с Кирилой Петровичем и Машей, ухаживает за девушкой, восхищается ее красотой.
    Глава 14
    Верейский делает предложение. Троекуров его принимает и приказывает дочери выходить за старика. Маша получает письмо от Дубровского с просьбой о свидании.
    Глава 15
    Маша встречается с Дубровским, который уже знает о предложении князя. Предлагает . Та просит пока не вмешиваться, надеется сама переубедить отца. Дубровский надевает ей на палец кольцо. Если Маша положит его в дупло дуба, через которое они обменивались письмами, это будет ему сигналом, что девушке нужна помощь.
    Глава 16
    Маша пишет письмо Верейскому с просьбой отступиться, но тот показывает письмо Троекурову, и они решают ускорить свадьбу. Машу запирают.
    Глава 17
    Маша просит Сашу опустить кольцо в дупло дуба. Выполнив просьбу сестры, Саша застает рыжего мальчишку возле дуба, решает, что тот хочет украсть кольцо. Мальчишку приводят на допрос к Троекурову, он не сознается в своей причастности к переписке влюбленных. Троекуров отпускает его.
    Глава 18
    Машу наряжают в свадебное платье, везут в церковь, где происходит обряд венчания Маши и Верейского. На обратном пути перед каретой появляется Дубровский, предлагает Маше освобождение. Верейский стреляет, ранит Дубровского. Маша отказывается от предложенной помощи, поскольку она уже обвенчана.
    Глава 19
    Стан разбойников Дубровского. Войска начинают облаву, солдаты окружают повстанцев. Разбойники и сам Дубровский храбро
    сражаются. Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку. Никто его больше не видел.

  4. ГЛАВА ХVII
    Она проснулась, и с первой мыслью представился ей весь ужас ее
    положения. Она позвонила, девка вошла и на вопросы ее отвечала, что Кирила
    Петрович вечером ездил в Арбатово и возвратился поздно, что он дал строгое
    приказание не выпускать ее из ее комнаты и смотреть за тем, чтоб никто с нею
    не говорил, что, впрочем, не видно никаких особенных приготовлений к
    свадьбе, кроме того, что велено было попу не отлучаться из деревни ни под
    каким предлогом. После сих известий девка оставила Марью Кириловну и снова
    заперла двери.
    Ее слова ожесточили молодую затворницу – голова ее кипела, кровь
    волновалась, она решилась дать знать обо всем Дубровскому и стала искать
    способа отправить кольцо в дупло заветного дуба; в это время камушек
    ударился в окно ее, стекло зазвенело – и Марья Кириловна взглянула на двор и
    увидела маленького Сашу, делающего ей тайные знаки. Она знала его
    привязанность и обрадовалась ему. Она отворила окно.
    – Здравствуй, Саша, – сказала она, – зачем ты меня зовешь?
    – Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.
    Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать,
    что вам угодно, и я для вас все сделаю.
    – Спасибо, милый мой Сашенька, слушай: ты знаешь старый дуб с дуплом,
    что у беседки?
    – Знаю, сестрица.
    – Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот
    это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.
    С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
    Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать – и в три минуты
    очутился у заветного дерева. Тут он остановился, задыхаясь, оглянулся во все
    стороны и положил колечко в дупло. Окончив дело благополучно, хотел он тот
    же час донести о том Марье Кириловне, как вдруг рыжий и косой, оборванный
    мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло.
    Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за его обеими руками.
    – Что ты здесь делаешь? – сказал он грозно.
    – Тебе како дело? – отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
    – Оставь это кольцо, рыжий заяц, – кричал Саша, – или я проучу тебя
    по-свойски.
    Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и
    закричал во все горло: “Воры, воры – сюда, сюда…”
    Мальчишка силился от него отделаться. Он был, по-видимому, двумя годами
    старее Саши и гораздо его сильнее, но Саша был увертливее. Они боролись
    несколько минут, наконец рыжий мальчик одолел. Он повалил Сашу наземь и
    схватил его за горло.
    Но в это время сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы,
    и садовник Степан приподнял его на пол-аршина от земли…
    – Ах, ты, рыжая бестия, – говорил садовник, – да как ты смеешь бить
    маленького барина…
    Саша успел вскочить и оправиться.
    – Ты меня схватил под силки, – сказал он, – а то бы никогда меня не
    повалил. Отдай сейчас кольцо и убирайся.
    – Как не так, – отвечал рыжий и, вдруг перевернувшись на одном месте,
    освободил свои щетины от руки Степановой. Тут он пустился было бежать, но
    Саша догнал его, толкнул в спину, и мальчишка упал со всех ног, садовник
    снова его схватил и связал кушаком.
    – Отдай кольцо! – кричал Саша.
    – Погоди, барин, – сказал Степан, – мы сведем его на расправу к
    приказчику.
    Садовник повел пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с
    беспокойством поглядывая на свои шаровары, разорванные и замаранные зеленью.
    Вдруг все трое очутились перед Кирилом Петровичем, идущим осматривать свою
    конюшню.
    – Это что? – спросил он Степана.
    Степан в коротких словах описал все происшествие. Кирила Петрович
    выслушал его со вниманием.
    – Ты, повеса,- сказал он, обратись к Саше, – за что ты с ним связался?
    – Он украл из дупла кольцо, папенька, прикажите отдать кольцо.
    – Какое кольцо, из какого дупла?
    – Да мне Марья Кириловна… да то кольцо…
    Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая
    головою:
    – Тут замешалась Марья Кириловна. Признавайся во всем, или так отдеру
    тебя розгою, что ты и своих не узнаешь.
    – Ей-богу, папенька, я, папенька… Мне Марья Кириловна ничего не
    приказывала, папенька.
    – Степан, ступай-ка да срежь мне хорошенькую, свежую березовую розгу…
    – Постойте, папенька, я все вам расскажу. Я сегодня бегал по двору, а
    сестрица Марья Кириловна открыла окошко, и я подбежал, и сестрица не нарочно
    уронила кольцо, и я спрятал его в дупло, и… и… этот рыжий мальчик хотел
    кольцо украсть.
    – Не нарочно уронила, а ты хотел спрятать… Степан, ступай за розгами.
    – Папенька, погодите, я все расскажу. Сестрица Марья Кириловна велела
    мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а
    этот скверный мальчик…
    Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно:
    “Чей ты?”
    – Я дворовый человек господ Дубровских, – отвечал рыжий мальчик.
    Лицо Кирила Петровича омрачилось.
    – Ты, кажется, меня господином не признаешь, добро, – отвечал он. – А
    что ты делал в моем саду?
    – Малину крал, – отвечал мальчик с большим равнодушием.
    – Ага, слуга в барина, каков поп, таков и приход, а малина разве растет
    у меня на дубах?
    Мальчик ничего не отвечал.
    – Папенька, прикажите ему отдать кольцо, – сказал Саша.
    – Молчи, Александр, – отвечал Кирила Петрович, – не забудь, что я
    собираюсь с тобою разделаться. Ступай в свою комнату. Ты, косой, ты мне
    кажешься малый не промах. Отдай кольцо и ступай домой.
    Мальчик разжал кулак и показал, что в его руке не было ничего.
    – Если ты мне во всем признаешься, так я тебя не высеку, дам еще пятак
    на орехи. Не то, я с тобою сделаю то, чего ты не ожидаешь. Ну!
    Мальчик не отвечал ни слова и стоял, потупя голову и приняв на себя вид
    настоящего дурачка.
    – Добро, – сказал Кирила Петрович, – запереть его куда-нибудь да
    смотреть, чтоб он не убежал, или со всего дома шкуру спущу.
    Степан отвел мальчишку на голубятню, запер его там и приставил смотреть
    за ним старую птичницу Агафию.
    – Сейчас ехать в город за исправником, – сказал Кирила Петрович,
    проводив мальчика глазами, – да как можно скорее.
    “Тут нет никакого сомнения. Она сохранила сношения с проклятым
    Дубровским. Но ужели и в самом деле она звала его на помощь? – думал Кирила
    Петрович, расхаживая по комнате и сердито насвистывая “Гром победы”. – Может
    быть, я наконец нашел на его горячие следы, и он от нас не увернется. Мы
    воспользуемся этим cлучаем. Чу! колокольчик, слава богу, это исправник”.
    – Гей, привести сюда мальчишку пойманного.
    Между тем тележка въехала на двор, и знакомый уже нам исправник вошел в
    комнату весь запыленный.
    – Славная весть, – сказал ему Кирила Петрович, – я поймал Дубровского.
    – Слава богу, ваше превосходительство, – сказал исправник с видом
    обрадованным, – где же он?
    – То есть не Дубровского, а одного из его шайки. Сейчас его приведут.
    Он пособит нам поймать самого атамана. Вот его и привели.
    Исправник, ожидавший грозного разбойника, был изумлен, увидев
    13-летнего мальчика, довольно слабой наружности. Он с недоумением обратился
    к Кирилу Петровичу и ждал объяснения. Кирила Петрович стал тут же
    рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье
    Кириловне.
    Исправник выслушал его со вниманием, поминутно взглядывая на маленького
    негодяя, который, прикинувшись дурачком, казалось, не обращал никакого
    внимания на все, что делалось около него.
    – Позвольте, ваше превосходительство, переговорить с вами наедине, –
    сказал наконец исправник.
    Кирила Петрович повел его в другую комнату и запер за собою дверь.
    Через полчаса они вышли опять в залу, где невольник ожидал решения
    своей участи.
    – Барин хотел, – сказал ему исправник, – посадить тебя в городской
    острог, выстегать плетьми и сослать потом на поселение, но я вступился за
    тебя и выпросил тебе прощение. Развязать его.
    Мальчика развязали.
    – Благодари же барина, – сказал исправник. Мальчик подошел к Кирилу
    Петровичу и поцеловал у него руку.
    – Ступай себе домой, – сказал ему Кирила Петрович, – да вперед не крадь
    малины по дуплам.
    Мальчик вышел, весело спрыгнул с крыльца и пустился бегом, не
    оглядываясь, через ноле в Кистеневку. Добежав до деревни, он остановился у
    полуразвалившейся избушки, первой с края, и постучал в окошко; окошко
    поднялось, и старуха показалась.
    – Бабушка, хлеба, – сказал мальчик, – я с утра ничего не ел, умираю с
    голоду.
    – Ах, это ты, Митя, да где ж ты пропадал, бесенок, – отвечала старуха.
    – После расскажу, бабушка, ради бога хлеба.
    – Да войди ж в избу.
    – Некогда, бабушка, мне надо сбегать еще в одно место. Хлеба, ради
    Христа, хлеба.
    – Экой непосед, – проворчала старуха, – на, вот тебе ломотик, – и
    сунула в окошко ломоть черного хлеба. Мальчик жадно его прикусил и, жуя,
    мигом отправился далее.
    Начинало смеркаться. Митя пробирался овинами и огородами в Кистеневскую
    рощу. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он
    остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и
    отрывисто и стал слушать; легкий и продолжительный свист послышался ему в
    ответ, кто-то вышел из рощи и приблизился к нему.
    ГЛАВА XVIII
    Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале, громче обыкновенного
    насвистывая свою песню; весь дом был в движении, слуги бегали, девки
    суетились, в сарае кучера закладывали карету, на дворе толпился народ. В
    уборной барышни, перед зеркалом, дама, окруженная служанками, убирала
    бледную, неподвижную Марью Кириловну, голова ее томно клонилась под тяжестью
    бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее,
    но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало.
    – Скоро ли? – раздался у дверей голос Кирила Петровича.
    – Сию минуту, – отвечала дама. – Марья Кириловна, встаньте,
    посмотритесь, хорошо ли?
    Марья Кириловна встала и не отвечала ничего. Двери отворились.
    – Невеста готова, – сказала дама Кирилу Петровичу, – прикажите садиться
    в карету.
    – С богом, – отвечал Кирила Петрович и, взяв со стола образ, – подойди
    ко мне, Маша, – сказал он ей тронутым голосом, – благословляю тебя… –
    Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала.
    – Папенька… папенька… – говорила она в слезах, и голос ее замирал.
    Кирила Петрович спешил ее благословить, ее подняли и почти понесли в карету.
    С нею села посаженая мать – и одна из служанок. Они поехали в церковь. Там
    жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесты и был поражен ее бледностию и
    странным видом. Они вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли
    двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал. Марья Кириловна ничего
    не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала
    Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник
    обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще
    медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес
    невозвратимые слова.
    Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга,
    она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить,
    что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее.
    Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из
    церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их
    обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность. Молодые сели вместе в карету
    и поехали в Арбатово; туда уже отправился Кирила Петрович, дабы встретить
    там молодых. Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен ее холодным
    видом. Он не стал докучать ее приторными изъяснениями и смешными восторгами,
    слова его были просты и не требовали ответов. Таким образом проехали они
    около десяти верст, лошади неслись быстро по кочкам проселочной дороги, и
    карета почти не качалась на своих английских рессорах. Вдруг раздались крики
    погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек
    в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал
    ей: “Вы свободны, выходите”. – “Что это значит, – закричал князь, – кто ты
    такой?..” – “Это Дубровский”, – сказала княгиня. Князь, не теряя присутствия
    духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в
    маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими
    руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни
    минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали времени выстрелить, дверцы
    растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у
    него пистолет. Над ним засверкали ножи.
    – Не трогать его! – закричал Дубровский, и мрачные его сообщники
    отступили.
    – Вы свободны, – продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.
    – Нет,- отвечала она. – Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского.
    – Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена
    его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…
    – Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостию, – князь
    мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я
    ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно.
    Пустите нас.
    Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души
    лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказать
    им несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали,
    третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди
    дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и не
    пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана.
    ГЛАВА ХIХ
    Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное
    укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и
    землянок.
    На дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему
    вооружению можно было тотчас признать за разбойников, обедало, сидя без
    шапок, около братского котла. На валу подле маленькой пушки сидел
    караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть
    своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного, и
    поминутно посматривал во все стороны.
    Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное
    молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого
    вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись
    по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.
    Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался
    заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло
    меланхолическую старую песню: Не шуми, мати зеленая дубровушка,
    Не мешай мне молодцу думу думати.
    В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом
    чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. “Полно тебе, Степка, –
    сказала она сердито, – барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни
    совести, ни жалости”. – “Виноват, Егоровна, – отвечал Степка, – ладно,
    больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает”.
    Старушка ушла, а Степка стал расхаживать по валу.
    В шалаше, из которого вышла старуха, за перегородкою, раненый
    Дубровский лежал на походной кровати. Перед ним на столике лежали его
    пистолеты, а сабля висела в головах. Землянка устлана и обвешана была
    богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо.
    Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты. И
    старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул ли
    он, или только задумался.
    Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога, и Степка
    просунул к нему голову в окошко. “Батюшка, Владимир Андреевич, – закричал
    он, – наши знак подают, нас ищут”. Дубровский вскочил с кровати, схватил
    оружие и вышел из шалаша. Разбойники с шумом толпились на дворе; при его
    появлении настало глубокое молчание. “Все ли здесь?” – спросил Дубровский.
    “Все, кроме дозорных”, – отвечали ему. “По местам!” – закричал Дубровский. И
    разбойники заняли каждый определенное место. В сие время трое дозорных
    прибежали к воротам. Дубровский пошел к ним навстречу. “Что такое?” –
    спросил он их. “Солдаты в лесу, – отвечали они, – нас окружают”. Дубровский
    велел запереть вороты – и сам пошел освидетельствовать пушечку. По лесу
    раздалось несколько голосов и стали приближаться; разбойники ожидали в
    безмолвии. Вдруг три или четыре солдата показались из лесу и тотчас подались
    назад, выстрелами дав знать товарищам. “Готовиться к бою”, – сказал
    Дубровский, и между разбойниками сделался шорох, снова все утихло. Тогда
    услышали шум приближающейся команды, оружия блеснули между деревьями,
    человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал.
    Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову,
    двое были ранены. Между солдатами произошло смятение, но офицер бросился
    вперед, солдаты за ним последовали и сбежали в ров; разбойники выстрелили в
    них из ружей и пистолетов и стали с топорами в руках защищать вал, на
    который лезли остервенелые солдаты, оставя во рву человек двадцать раненых
    товарищей. Рукопашный бой завязался, солдаты уже были на валу, разбойники
    начали уступать, но Дубровский, подошед к офицеру, приставил ему пистолет ко
    груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь, несколько солдат подхватили его
    на руки и спешили унести в лес, прочие, лишась начальника, остановились.
    Ободренные разбойники воспользовались сей минутою недоумения, смяли их,
    стеснили в ров, осаждающие побежали, разбойники с криком устремились за
    ними. Победа была решена. Дубровский, полагаясь на совершенное расстройство
    неприятеля, остановил своих и заперся в крепости, приказав подобрать
    раненых, удвоив караулы и никому не велев отлучаться.
    Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства
    на дерзновенные разбои Дубровского. Собраны были сведения о его
    местопребывании. Отправлена была рота солдат, дабы взять его мертвого или
    живого. Поймали несколько человек из его шайки и узнали от них, что уж
    Дубровского между ими не было. Несколько дней после {11} он собрал всех
    своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и
    им переменить образ жизни. “Вы разбогатели под моим начальством, каждый из
    вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь
    отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в
    изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше
    ремесло”. После сей речи он оставил их, взяв с собою одного **. Никто не
    знал, куда он девался. Сначала сумневались в истине сих показаний:
    приверженность разбойников к атаману была известна. Полагали, что они
    старались о его спасении. Но последствия их оправдали; грозные посещения,
    пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям
    узнали, что Дубровский скрылся за границу.

  5. Сочинение по повести Пушкина “Дубровский”
    Представляем сочинение ученицы 6 класса Ярошенко Евгении на тему: “Дубровский – разбойник или жертва?”.
    А.С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский.
    Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку.
    Владимир получил письмо, в котором было написано, что все имение, которое было у Дубровского – старшего переходит Троекурову, и решается приехать к отцу. Но когда он к нему приезжает, Дубровский – старший умирает прямо на руках у своего сына.
    Вскоре после смерти отца к Дубровскому приходит извещение, что дом и все, что осталось, после суда переходит к Троекурову. Жители Кистеневки не хотели переходить к другому хозяину, и поэтому Дубровский решается спалить дом и увести жителей в лес.
    Чтобы прокормить свой народ, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их, не давая им проходу.
    Дубровский очень хочет отомстить Троекурову. И вдруг Дубровскому везет: благодаря поддельному паспорту, перехваченному у Дефоржа, который собирался устроиться учителем французского языка у Троекурова, он сам устроился учителем у своего врага.
    Дубровский ждал удобного случая для мести, но встретился с Машей, дочкой Троекурова, и влюбился в нее. Из-за любви к Маше он не смог отомстить Троекурову. Но любовь Дубровского к Маше оказалась неудачной, потому что Маша вышла поневоле замуж за соседа. Дубровский хотел ее спасти, но безуспешно.
    Я считаю, что Дубровский стал разбойником поневоле, потому что ему надо было прокормить своих людей.
    От администрации сайта
    Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним.
    Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей.
    Почитайте, подумайте и напишите свое сочинение? Написать комментарий
    Предложить свое сочинение

  6. Сочинение на тему: «История жизни Владимира Дубровского»
    План:
    I.  Основная часть. История жизни Владимира Дубровского.
    1. Известие о болезни отца заставило Владимира оставить военную службу.
    2. Болезнь и смерть отца.
    3. Отчаяние и нищета толкнули Дубровского на преступный путь.
    4. Желание отомстить Троекурову .
    5. Любовь к Маше и отказ от планов мести
    6. Побег.
    II. Заключение. Моё отношение к главному герою.
    Автор  повести «Дубровский» А.С. Пушкин.
    Дубровский-герой 19 века, человек, очень  храбрый, добрый. Готов сделать все  ради любви и правосудия. Получив  письмо от отца, едет к нему. Отец умирает у него на руках. Вскоре после смерти отца к Дубровскому приезжают чиновники с известием о том, что имение переходит в руки к Троекурову. Дубровский остается не с чем.  Жители Костеневки не хотят переходить к другому хозяину, и  Дубровский решает спалить дом и приказывает своему рабочему открыть двери, чтобы чиновники смогли выйти из дома пока он будет гореть. Но он его ослушался и запер двери. Чиновники сгорели и всю вину повесили, на Дубровского. Чтобы прокормить свой народ и восстановить правосудия, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их. И вдруг Дубровскому везет, он перехватывает по случайности француза, который хочет быть учителем французского у Троекурова и, заплатив 10 000 рублей, берет паспорт учителя и направляется туда вместо него. Дубровский становится учителем. Троекуров решает потешиться над Дубровским и садит, его в клетку с медведем. Дубровский, будучи человеком, очень храбрым и смелым, убивает медведя. Удивлению и гневу  Троекурова нет  предела!  Дубровский ждет  удобного случая для мести, но вдруг в доме Троекурова он знакомится с его дочерью, Машей,  и влюбляется в нее. Однако любовь к Маше оказывается неудачной, потому что Маша выходит поневоле замуж за соседа. Дубровский  пытается спасти ее. Проследив за  Марией, он подстерегает ее с женихом с помолвки  и окружает карету. Владимир освобождает свою возлюбленную и  в этот момент в него стреляют. От ранения в плечо, он теряет силы и падает в обморок. Подельники  Дубровского отвозят его в шалаш, который находился в лесу. Там он приходит в себя.  Внезапно на него и его людей нападают солдаты, Дубровский одерживает победу.
    Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.
    Дубровский-это человек с очень сильным характером и очень тонкой душой, на мой взгляд «благородный разбойник».

  7. Дубровский Владимир Андреевич – главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».
    Он воспитывался в кадетском корпусе Петербурга. Позже, став офицером, Д. влезает в долги. В связи с этим герой мечтает о богатой невесте.
    Будучи в Петербурге, 23-летний Д. получает печальные известия из дома: о болезни отца и о беззаконном отнятии их имения Кистеневки в пользу богатого соседа Кириллы Троекурова. Герой отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, Д. с нежностью вспоминает о детской дружбе с его дочерью, Марьей Кирилловной.
    Дома Д. застает отца при смерти. Он берет ведение дел в свои руки. Разрывает все отношения с Троекуровым, после смерти отца приказывает сжечь свой дом, который по суду отошел врагу. Герой вместе с верными ему крестьянами делаются разбойниками, грабящими неправедных помещиков.
    Но Д. не может забыть Машу Троекурову – он по-прежнему влюблен в нее. Ради Маши герой даже простил своего врага – Троекурова.
    Но Троекуров сосватал дочь за богатого старика-князя Верейского. Маша просит Д. похитить ее. Д. очень переживает, ведь его любимая будет женой разбойника, хотя достойна намного большего. При всем этом в душе Д. нет чувства мести к Троекурову. Он давно простил его как дворянин и благородный человек. Вот только социальные условия, судьба по отношению к Д. бесчестна. Истинная трагедия Д. состоит в том, что честный русский дворянин, привязанный к родному дому, к мысли о семье, поставлен в безвыходное положение. Для него нет пути, где бы он мог быть счастлив. В финале Д. теряет Машу – разбойники опоздали, и девушку обвенчали с Верейским. В схватке с правительственными войсками, которые давно разыскивали Д. и его шайку, героя ранят. Он распускает своих крестьян, сам же «скрывается за границу». Его отъезд – знак не только его личного поражения, но и поражения всей России. Все лучшее исчезает из страны, виновники их гонений остаются.
    Причины разбойничества Дубровского.
    Итак, охотник по призванию Дубровский стал разбойником с большой дороги. Причиной этому стала Маша, дочь Троекурова. Дело в том, что Кирила Петрович хотел заключить выгодный для него брак Маши и богатого князя Верейского. В это время Марье уже успел понравиться учитель французского языка, он же Владимир Дубровский. Под деревом они вместе заключили договор: «Если вы меня любите, положите моё кольцо в дупло. Я буду знать, что делать и помогу вам». Но Дубровский опоздал, и Маша заключила брачный союз с князем Верейским. От печали Дубровский и подался в разбойники.
    Похождения Дубровского-разбойника.
    Владимир поджёг дом, где находились подьячие чиновники, а после сам ушёл из села Кистенёвки, уже ему не принадлежащему. С тех пор, он с шайкой других молодцев стал грабить людей и дома, но поместья Троекурова не трогал. Был с почестями принят в дом Кирилы Петровича, представившись учителем – французом. Позже Владимир устраивал на дорогах разбои, но он подвергал преследованию только виновных в его судьбе.
    Качества Дубровского.
    Дубровский не привык сносить обиды. Он мог жестоко мстить своим недругам. Владимиру присуще чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для офицера, он не отобрал эти деньги, поскольку сам был некогда гвардейским офицером. О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону. Но такой жертвы он не смог принять. Дубровский – сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдётся тот, кто станет опровергать эти качества у молодого человека. Мы понимаем, что Владимир Дубровский – подобие своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный.
    Заключение.
    Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин. Что касается лично нас, то, познакомившись с жизнью и творчеством поэта, мы и самого Пушкина видим именно таким.
    ДУБРОВСКИЙ — герой романа А.С.Пушкина «Дубровский» (1832-1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. — офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова — Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Ки-риловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д. В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г.Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н.Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя — Ринальдино.
    В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л.Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах — решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. — каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *