Сочинение на тему духовная эволюция евгения онегина

12 вариантов

  1. Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который “учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. “И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, “чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале”, античную литературу, современную политэкономию, историю:
    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант…
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения (“Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…”), отупляющий образ жизни (“Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра”).
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.
    Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?
    Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: “…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум”, “и гордость, и прямая честь”, “души прямое благородство”. Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, “луга и нивы золотые”, наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он “равно зевал средь модных и старинных зал”, чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели “белыми воронами”, оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами “о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне”, хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.
    Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:
    …Когда б семейственной картиной
    Пленился я хоть миг единый, —
    То, верно б, кроме вас одной
    Невесты не искал иной.
    Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе недостоин я.
    Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:
    Мечтам и годам нет возврата;
    Не обновлю души моей…
    Я вас люблю любовью брата
    И, может быть, еще нежней.
    Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает “науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений”, но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.
    Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.
    Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом”. И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:
    Что ж он? Ужели подражанъе,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Москвич в Гаролъдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованъе,
    Слов модных полный лексикон?..
    Уж не пародия ли он?
    Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:
    Когда б вы знали, как ужасно
    Томиться жаждою любви,
    Пылать — и разумом всечасно
    Смирять волнение в крови;
    Желать обнять у вас колени
    И, зарыдав, у ваших ног
    Излить мольбы, признанья, пени,
    Все, все, что выразить бы мог…

  2. С образом Евгения Онегина связана тема «лишнего человека» в русской литературе. Пушкин первым обратил внимание современников на эту проблему. В чем же причина того, что умный, образованный Онегин не находит себе места в жизни, испытывает скуку, усталость в самом расцвете лет? Ответить на этот вопрос можно, проследив эволюцию образа в романе.
    Первая глава раскрывает перед нами характер и образ жизни главного героя. Мы застаём его в карете. Автор называет Онегина «молодым повесой», цинично думающим о смерти дяди. Первая строфа показывает нравственный характер героя, даёт его визитную карточку. «Без предисловий, сей же час» Пушкин знакомит нас с биографией Онегина. Как и многих дворян того времени, героя воспитывали французы-гувернёры. Они мало заботились о духовном развитии своего воспитанника, учили его «всему шутя», в отрыве от национальной культуры и традиций. Итог такого образования:
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умён и очень мил.
    Затем автор показывает нам светскую жизнь молодого человека, более всего преуспевшего в «науке срасти нежной». Онегин с лёгкостью покоряет сердца красавиц, умело используя своё обаяние и лицемерие. Герой Пушкина – настоящий франт, одетый по последней моде, привыкший часами стоять у зеркала. Жизнь героя описана автором как непрерывное пиршество. День в разгаре, а Онегину в постель несут записочки с приглашением на вечерние балы. Затем обед, прогулки, театр, где он любил блистать. И так повторялось каждый день.
    Онегин привык получать от жизни одни удовольствия. Даже любовь стала для него развлечением. Таким образом, Пушкин показывает нам мертвенность, пустоту, существования героя. Символ его жизни – потребление. Потребляется искусство, балет, даже человеческие отношения. Неслучайно едва ли не главное место в первой главе занимает описание стола: вначале это обеденный стол, затем туалетный и, в конечном счете, стол, на котором лежит покойный дядя.
    Во многом Онегин живёт механически. Об этом говорит такая деталь, как брегет, извещающий о театре, обеде. Печально думать, что иногда бездушный механизм управляет жизнью человека. Возникает вопрос: в чём же смысл жизни героя? Неужели только в том, чтобы есть, пить, получать удовольствия от того, что не требует духовных усилий? Неужели таков Онегин. Ведь о нём сложилось представление как об умном, думающем человеке. Неслучайно в первой главе автор показывает лишь образ жизни героя. Он практически лишён внутренних черт. Но Пушкин даёт понять, что такая жизнь не для Онегина:
    Нет, рано чувства в нём остыли;
    Ему наскучил света шум…
    Думаю, что здесь перед нами несовпадение образа жизни героя и его личности. В этом причина «сплина», «русской хандры», скуки Онегина, охлаждения ко всему. Герой находится на грани духовной гибели. Повстречавшись с Онегиным именно в этот период, автор испытывает к нему симпатию. Он увидел в герое «мечтам невольную преданность», « неподражательную странность и резкий охлаждённый ум». Таков Онегин по своей сути. Он не погиб окончательно. Ещё есть надежда на возрождение.
    Таким образом, роман движется во внутренний мир героя. Пушкин пытается понять, каковы истоки поведения Онегина. Здесь важную роль играют принципы, философия, которой руководствуется герой в жизни. Это западный образ мыслей. Онегин усвоил его с детства. Неслучайно в кабинете Евгения стоит фигурка Наполеона. С этим именем связана теория сильной личности, которой всё позволено и доступно. Онегин хорошо усвоил эту теорию. Эгоизм руководит его поступками. Он понимает, что в мире всё потребляется. Повсюду царит культ денег. Герой осознаёт, что общество устроено дурно. Он не согласен с его законами. Поэтому и не может найти себе место в нём. Но автор будет показывать нам, что неверно само мироощущение героя. Белинский писал, что «Онегин страдает от усвоенного им искаженного представления о жизни и назначении человека». Но впереди у него долгий путь к правде. И жизненный опыт Онегин будет приобретать через собственные ошибки.
    В деревне он раздражён бытовыми разговорами о сенокосе, вине, псарне и т. д. Знакомство с восторженным поэтом Ленским на время развеивает скуку героя. И хотя по характеру они совершенно не схожи друг с другом, Онегин и Ленский стали друзьями. Думаю, что в деревне герою выпадает уникальный шанс начать новую жизнь. В этом ему бы помогла глубокая любовь Татьяны. Её искреннее любовное признание трогает Онегина. Но герой привык жить рассудком. Он боится открыться настоящему чувству, поэтому говорит девушке, что не достоин её:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе не достоин я.
    И хотя в разговоре с Татьяной он проявил уважение, «души прямое благородство», Онегин всё же поступил с ней эгоистично. Он сравнивает Татьяну с деревом:
    Сменит не раз младая дева
    Мечтами лёгкие мечты;
    Так деревцо свои листы
    Меняет с каждою весною.
    На именинах Ольги Онегин совершает бесславные поступки. Он раздражён тем, что все прочат его в женихи Татьяны. Поэтому герой флиртует с Ольгой и провоцирует Ленского. Происходит дуэль. Онегин был в силах предотвратить её, но безмерная гордость и боязнь общественного осуждения помешали сделать это. Думаю, что Онегин не понимал в тот момент всю серьезность своих поступков. Он думал только о себе, делал всё автоматически, неосознанно. «Тоска сердечных угрызений» охватила Онегина слишком поздно. Юный Ленский уже был мёртв. В этот момент в душе Онегина произошёл перелом. Он сознаёт свою вину, но ничего не может исправить. Ленского не вернуть.
    Мы ожидаем, что трагическая гибель близкого друга заставит Онегина по-другому посмотреть на жизнь, изменить её. Но ничего подобного не происходит.
    В восьмой главе после долгих странствий мы снова встречаемся с Онегиным на петербургском балу. Каков же наш герой теперь? Автор говорит о нём:
    Убив на поединке друга,
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов
    Томясь в бездействии досуга
    Без службы, без жены, без дел,
    Ничем заняться не умел.
    Кажется, что всё осталось на своих местах. Он не обрёл смысла жизни, счастья, цели. Но всё же после странствий по России в герое заметны перемены. Онегин пытается жить. Неожиданно его охватила страстная любовь к Татьяне. Он стал способен сочувствовать, сопереживать. Ему оказались близки человеческие качества. Он по-настоящему влюбился. А любить – значит дарить себя другому человеку, быть с ним единым целым. Думаю, что в этом проявилась эволюция Онегина. В своё время эгоизм помешал ему ответить на искренние чувства Татьяны. Теперь все мысли Онегина заняты ею. Напускная холодность героя уступила место его истинной сути. Теперь уже он пишет любовные признания Татьяне. Изменилась и сама Татьяна. Она уже давно перестала быть наивной провинциальной девушкой. Наоборот, она стала первой красавицей Петербурга, настоящей богиней. Это и поразило Онегина. Герой не может скрыть свои чувства. Он бледнеет, смущается перед ней, испытывает болезненное состояние, пишет любимой искреннее послание, вверяет ей свою судьбу.
    А Татьяна ведёт себя с ним равнодушно. Долг перед мужем не позволяет ей ответить Онегину, дать ему намёк на взаимность. Онегин понимает сложность ситуации. Но он не в силах заглушить в себе настоящее, глубокое чувство.
    Наконец, происходит решающий разговор между героями. Татьяна делает окончательный выбор. Она остаётся верна мужу, долгу, несмотря на любовь к Онегину.
    Онегин не ожидал этого. Он был как «громом поражён». Героя охватила буря ощущений. Своим отказом Татьяна показала Онегину, что в жизни есть вечные ценности: верность долгу и христианским традициям. В его душе наступает смятение. Как это может отразиться на дальнейшей жизни героя? Автор оставляет финал романа открытым, предлагает читателю самому ответить на этот вопрос.
    Думаю, что, скорее всего, Онегин возродится духовно. Может быть, он даже вступит в движение декабристов. К концу романа наш герой заметно вырос в нравственном плане, прошёл духовную эволюцию. Это обстоятельство даёт надежду на то, что Онегин найдёт своё место в жизни.
    Беру!

  3. 3
    Текст добавил: Мамина радость

    В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.
    Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, — отметил Пушкин.
    Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом — как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.
    Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.
    Большинство из них — в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера — его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.
    По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке — “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль — узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он — безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.
    Главный герой романа — личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин — “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?
    Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.
    Как рано мог он лицемерить,
    таить надежду, ревновать,
    разуверять, заставить верить,
    казаться мрачным, изнывать…
    Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.
    Проснется за полдень, и снова
    до утра жизнь его готова,
    однообразна и пестра.
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:
    Нет, поминутно видеть вас,
    Повсюду следовать за вами,
    Улыбку уст, движенье глаз
    Ловить влюбленными глазами,
    Внимать вам долго, понимать
    Душой все ваше совершенство,
    Пред вами в муках замирать,
    Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
    Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.
    Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения — живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь — от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.
    В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не — случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.

  4. Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который “учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. “И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, “чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале”, античную литературу, современную политэкономию, историю:
    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант…
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения (“Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…”), отупляющий образ жизни (“Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра”).
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.
    Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?
    Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: “…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум”, “и гордость, и прямая честь”, “души прямое благородство”. Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, “луга и нивы золотые”, наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он “равно зевал средь модных и старинных зал”, чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели “белыми воронами”, оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами “о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне”, хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.
    Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:
    …Когда б семейственной картиной
    Пленился я хоть миг единый, —
    То, верно б, кроме вас одной
    Невесты не искал иной.
    Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе недостоин я.
    Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:
    Мечтам и годам нет возврата;
    Не обновлю души моей…
    Я вас люблю любовью брата
    И, может быть, еще нежней.
    Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает “науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений”, но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.
    Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.
    Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом”. И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:
    Что ж он? Ужели подражанъе,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон?..
    Уж не пародия ли он?
    Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:
    Когда б вы знали, как ужасно
    Томиться жаждою любви,
    Пылать — и разумом всечасно
    Смирять волнение в крови;
    Желать обнять у вас колени
    И, зарыдав, у ваших ног
    Излить мольбы, признанья, пени,
    Все, все, что выразить бы мог…

  5. В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.
    Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, — отметил Пушкин.
    Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом — как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.
    Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.
    Большинство из них — в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера — его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.
    По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке — “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль — узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он — безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.
    Главный герой романа — личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин — “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?
    Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.
    Как рано мог он лицемерить,
    таить надежду, ревновать,
    разуверять, заставить верить,
    казаться мрачным, изнывать…
    Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.
    Проснется за полдень, и снова
    до утра жизнь его готова,
    однообразна и пестра.
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:
    Нет, поминутно видеть вас,
    Повсюду следовать за вами,
    Улыбку уст, движенье глаз
    Ловить влюбленными глазами,
    Внимать вам долго, понимать
    Душой все ваше совершенство,
    Пред вами в муках замирать,
    Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
    Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.
    Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения — живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь — от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.
    В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не — случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.

  6. Главный герой романа «Евгений Онегин» открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии «лишними людьми»: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. «И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю:
    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант…
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил», — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения («Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…»), отупляющий образ жизни («Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра»).
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.
    Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?
    Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели «белыми воронами», оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами «о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне», хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.
    Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:
    …Когда б семейственной картиной
    Пленился я хоть миг единый,
    То, верно б, кроме вас одной
    Невесты не искал иной.
    Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе недостоин я.
    Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:
    Мечтам и годам нет возврата;
    Не обновлю души моей…
    Я вас люблю любовью брата
    И, может быть, еще нежней.
    Онегин  снисходителен  и   великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.
    Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.
    Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в. которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:
    Что ж он, ужели подражанье,
    Ничтожный призрак иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон…
    Уж не пародия ли он?
    Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.
    Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:
    Когда б вы знали, как ужасно
    Томиться жаждою любви,
    Пылать — и разумом всечасно
    Смирять волнение в крови;
    Желать обнять у вас колени
    И, зарыдав, у ваших ног
    Излить мольбы, признанья, пени,
    Все, все, что выразить бы мог…

  7. В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.
    Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, — отметил Пушкин.
    Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом — как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.
    Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.
    Большинство из них — в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера — его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.
    По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке — “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль — узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он — безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.
    Главный герой романа — личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин — “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?
    Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.
    Как рано мог он лицемерить,
    таить надежду, ревновать,
    разуверять, заставить верить,
    казаться мрачным, изнывать…
    Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.
    Проснется за полдень, и снова
    до утра жизнь его готова,

  8. Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду.
    Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который “учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. “И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, “чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале”, античную литературу, современную политэкономию, историю:
    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант…
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения (“Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…”), отупляющий образ жизни (“Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра”).
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.
    Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?
    Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: “…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум”, “и гордость, и прямая честь”, “души прямое благородство”. Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, “луга и нивы золотые”, наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он “равно зевал средь модных и старинных зал”, чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели “белыми воронами”, оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами “о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне”, хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.
    Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:
    …Когда б семейственной картиной
    Пленился я хоть миг единый, —
    То, верно б, кроме вас одной
    Невесты не искал иной.
    Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе недостоин я.
    Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:
    Мечтам и годам нет возврата;
    Не обновлю души моей…
    Я вас люблю любовью брата
    И, может быть, еще нежней.
    Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает “науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений”, но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.
    Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.
    Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом”. И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:
    Что ж он? Ужели подражанъе,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон?..
    Уж не пародия ли он?
    Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:
    Когда б вы знали, как ужасно
    Томиться жаждою любви,
    Пылать — и разумом всечасно
    Смирять волнение в крови;
    Желать обнять у вас колени
    И, зарыдав, у ваших ног
    Излить мольбы, признанья, пени,
    Все, все, что выразить бы мог…

  9. С образом Евгения Онегина связана тема «лишнего человека» в русской литературе. Пушкин первым обратил внимание современников на эту проблему. В чем же причина того, что умный, образованный Онегин не находит себе места в жизни, испытывает скуку, усталость в самом расцвете лет? Ответить на этот вопрос можно, проследив эволюцию образа в романе.
    Первая глава раскрывает перед нами характер и образ жизни главного героя. Мы застаём его в карете. Автор называет Онегина «молодым повесой», цинично думающим о смерти дяди. Первая строфа показывает нравственный характер героя, даёт его визитную карточку. «Без предисловий, сей же час» Пушкин знакомит нас с биографией Онегина. Как и многих дворян того времени, героя воспитывали французы-гувернёры. Они мало заботились о духовном развитии своего воспитанника, учили его «всему шутя», в отрыве от национальной культуры и традиций. Итог такого образования:
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умён и очень мил.
    Затем автор показывает нам светскую жизнь молодого человека, более всего преуспевшего в «науке срасти нежной». Онегин с лёгкостью покоряет сердца красавиц, умело используя своё обаяние и лицемерие. Герой Пушкина – настоящий франт, одетый по последней моде, привыкший часами стоять у зеркала. Жизнь героя описана автором как непрерывное пиршество. День в разгаре, а Онегину в постель несут записочки с приглашением на вечерние балы. Затем обед, прогулки, театр, где он любил блистать. И так повторялось каждый день.
    Онегин привык получать от жизни одни удовольствия. Даже любовь стала для него развлечением. Таким образом, Пушкин показывает нам мертвенность, пустоту, существования героя. Символ его жизни – потребление. Потребляется искусство, балет, даже человеческие отношения. Неслучайно едва ли не главное место в первой главе занимает описание стола: вначале это обеденный стол, затем туалетный и, в конечном счете, стол, на котором лежит покойный дядя.
    Во многом Онегин живёт механически. Об этом говорит такая деталь, как брегет, извещающий о театре, обеде. Печально думать, что иногда бездушный механизм управляет жизнью человека. Возникает вопрос: в чём же смысл жизни героя? Неужели только в том, чтобы есть, пить, получать удовольствия от того, что не требует духовных усилий? Неужели таков Онегин. Ведь о нём сложилось представление как об умном, думающем человеке. Неслучайно в первой главе автор показывает лишь образ жизни героя. Он практически лишён внутренних черт. Но Пушкин даёт понять, что такая жизнь не для Онегина:
    Нет, рано чувства в нём остыли;
    Ему наскучил света шум…
    Думаю, что здесь перед нами несовпадение образа жизни героя и его личности. В этом причина «сплина», «русской хандры», скуки Онегина, охлаждения ко всему. Герой находится на грани духовной гибели. Повстречавшись с Онегиным именно в этот период, автор испытывает к нему симпатию. Он увидел в герое «мечтам невольную преданность», « неподражательную странность и резкий охлаждённый ум». Таков Онегин по своей сути. Он не погиб окончательно. Ещё есть надежда на возрождение.
    Таким образом, роман движется во внутренний мир героя. Пушкин пытается понять, каковы истоки поведения Онегина. Здесь важную роль играют принципы, философия, которой руководствуется герой в жизни. Это западный образ мыслей. Онегин усвоил его с детства. Неслучайно в кабинете Евгения стоит фигурка Наполеона. С этим именем связана теория сильной личности, которой всё позволено и доступно. Онегин хорошо усвоил эту теорию. Эгоизм руководит его поступками. Он понимает, что в мире всё потребляется. Повсюду царит культ денег. Герой осознаёт, что общество устроено дурно. Он не согласен с его законами. Поэтому и не может найти себе место в нём. Но автор будет показывать нам, что неверно само мироощущение героя. Белинский писал, что «Онегин страдает от усвоенного им искаженного представления о жизни и назначении человека». Но впереди у него долгий путь к правде. И жизненный опыт Онегин будет приобретать через собственные ошибки.
    В деревне он раздражён бытовыми разговорами о сенокосе, вине, псарне и т. д. Знакомство с восторженным поэтом Ленским на время развеивает скуку героя. И хотя по характеру они совершенно не схожи друг с другом, Онегин и Ленский стали друзьями. Думаю, что в деревне герою выпадает уникальный шанс начать новую жизнь. В этом ему бы помогла глубокая любовь Татьяны. Её искреннее любовное признание трогает Онегина. Но герой привык жить рассудком. Он боится открыться настоящему чувству, поэтому говорит девушке, что не достоин её:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе не достоин я.
    И хотя в разговоре с Татьяной он проявил уважение, «души прямое благородство», Онегин всё же поступил с ней эгоистично. Он сравнивает Татьяну с деревом:
    Сменит не раз младая дева
    Мечтами лёгкие мечты;
    Так деревцо свои листы
    Меняет с каждою весною.
    На именинах Ольги Онегин совершает бесславные поступки. Он раздражён тем, что все прочат его в женихи Татьяны. Поэтому герой флиртует с Ольгой и провоцирует Ленского. Происходит дуэль. Онегин был в силах предотвратить её, но безмерная гордость и боязнь общественного осуждения помешали сделать это. Думаю, что Онегин не понимал в тот момент всю серьезность своих поступков. Он думал только о себе, делал всё автоматически, неосознанно. «Тоска сердечных угрызений» охватила Онегина слишком поздно. Юный Ленский уже был мёртв. В этот момент в душе Онегина произошёл перелом. Он сознаёт свою вину, но ничего не может исправить. Ленского не вернуть.
    Мы ожидаем, что трагическая гибель близкого друга заставит Онегина по-другому посмотреть на жизнь, изменить её. Но ничего подобного не происходит.
    В восьмой главе после долгих странствий мы снова встречаемся с Онегиным на петербургском балу. Каков же наш герой теперь? Автор говорит о нём:
    Убив на поединке друга,
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов
    Томясь в бездействии досуга
    Без службы, без жены, без дел,
    Ничем заняться не умел.
    Кажется, что всё осталось на своих местах. Он не обрёл смысла жизни, счастья, цели. Но всё же после странствий по России в герое заметны перемены. Онегин пытается жить. Неожиданно его охватила страстная любовь к Татьяне. Он стал способен сочувствовать, сопереживать. Ему оказались близки человеческие качества. Он по-настоящему влюбился. А любить – значит дарить себя другому человеку, быть с ним единым целым. Думаю, что в этом проявилась эволюция Онегина. В своё время эгоизм помешал ему ответить на искренние чувства Татьяны. Теперь все мысли Онегина заняты ею. Напускная холодность героя уступила место его истинной сути. Теперь уже он пишет любовные признания Татьяне. Изменилась и сама Татьяна. Она уже давно перестала быть наивной провинциальной девушкой. Наоборот, она стала первой красавицей Петербурга, настоящей богиней. Это и поразило Онегина. Герой не может скрыть свои чувства. Он бледнеет, смущается перед ней, испытывает болезненное состояние, пишет любимой искреннее послание, вверяет ей свою судьбу.
    А Татьяна ведёт себя с ним равнодушно. Долг перед мужем не позволяет ей ответить Онегину, дать ему намёк на взаимность. Онегин понимает сложность ситуации. Но он не в силах заглушить в себе настоящее, глубокое чувство.
    Наконец, происходит решающий разговор между героями. Татьяна делает окончательный выбор. Она остаётся верна мужу, долгу, несмотря на любовь к Онегину.
    Онегин не ожидал этого. Он был как «громом поражён». Героя охватила буря ощущений. Своим отказом Татьяна показала Онегину, что в жизни есть вечные ценности: верность долгу и христианским традициям. В его душе наступает смятение. Как это может отразиться на дальнейшей жизни героя? Автор оставляет финал романа открытым, предлагает читателю самому ответить на этот вопрос.
    Думаю, что, скорее всего, Онегин возродится духовно. Может быть, он даже вступит в движение декабристов. К концу романа наш герой заметно вырос в нравственном плане, прошёл духовную эволюцию. Это обстоятельство даёт надежду на то, что Онегин найдёт своё место в жизни.

  10. Категория: Сочинения по русской литературе
    Главный герой романа «Евгений Онегин» открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии «лишними людьми»: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
    Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. «И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю:
    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант…
    Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил», — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
    Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения («Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…»), отупляющий образ жизни («Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра»).
    Нет; рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели…
    Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.
    Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?
    Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «…Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели «белыми воронами», оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами «о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне», хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.
    Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:
    …Когда б семейственной картиной
    Пленился я хоть миг единый,
    То, верно б, кроме вас одной
    Невесты не искал иной.
    Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:
    Но я не создан для блаженства;
    Ему чужда душа моя;
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе недостоин я.
    Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:
    Мечтам и годам нет возврата;
    Не обновлю души моей…
    Я вас люблю любовью брата
    И, может быть, еще нежней.
    Онегин  снисходителен  и   великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.
    Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.
    Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в. которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:
    Что ж он, ужели подражанье,
    Ничтожный призрак иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон…
    Уж не пародия ли он?
    Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.
    Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:
    Когда б вы знали, как ужасно
    Томиться жаждою любви,
    Пылать — и разумом всечасно
    Смирять волнение в крови;
    Желать обнять у вас колени
    И, зарыдав, у ваших ног
    Излить мольбы, признанья, пени,
    Все, все, что выразить бы мог…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *