Сочинение на тему духовность

10 вариантов

  1. В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек — это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
    Мне кажется, не совсем. «Духовность — это собственное стремление человека», — читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
    Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
    Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
    Проблема духовности, духовного человека — одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А. П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
    Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
    Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
    Духовность и бездуховность — основная проблема всего творчества Л. Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова — одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
    Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
    Духовность — важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…

  2. В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек — это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
    Мне кажется, не совсем. «Духовность — это собственное стремление человека», — читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
    Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
    Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
    Проблема духовности, духовного человека — одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А. П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
    Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
    Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
    Духовность и бездуховность — основная проблема всего творчества Л. Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова — одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
    Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
    Духовность — важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…

  3. 1. Понятие духовности человека
    Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса — электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.
    Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек — это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются — это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей — следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.
    В данном реферате, давая определение духовности человека, мы не можем обойти вниманием церковного ( в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия.
    По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины телесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; ибо если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвесть без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.
    Рассуждая о чувствах, бл. Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется.
    2. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков
    Духовное развитие каждого индивида в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически, проявляясь в особенностях организации его мозга. И общество и сам индивид вынуждены считаться с этим фактом. Без его учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики. И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать. «Мозг,- пишет академик Н. П. Дубинин,- обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал — задача воспитания… Человеческое в человеке задается историей, социальной культурой. Все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию». Это означает, что человек потенциально способен к неограниченному самосовершенствованию. И. П. Павлов, отмечая, что человек есть система сама себя совершенствующая, писал: «Разве это не может поддерживать достоинство человека, наполнять его высшим удовлетворением? А жизненно остается все то же, что и при идее о свободе воли с ее личной, общественной и государственной ответственностью: во мне остается возможность, а отсюда и обязанность для меня, все знать.» Самопознание, взятое в плане действенного самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности только в детском периоде протекает без самовоспитания или с крайне неразвитым самовоспитанием. На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для подключения к формированию его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения. Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему.
    Еще Гегель отмечал, что образование стремления индивида к самовоспитанию, личному совершенствованию является столь же неизбежным, как и развитие в нем способности стоять, ходить, говорить. «… Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка; с этого момента он… делается способным к рефлексии над самим собой… Но самым главным является здесь просыпающееся в них (детях) чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут… Это собственное стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания» .
    Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам — все протекает под влиянием этого процесса. Процесс самоутверждения, самовоспитания «должен стать для подростка самой сутью его жизни» ,- пишет В. А. Сухомлинский.
    Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания.
    Писатель Михаил Зощенко рассказывает об одном поучительном в этом отношении случае. Крестьянин, охваченный бешеным чувством ненависти, совершил убийство. Его приговорили к высшей мере наказания. Находясь в камере, этот малограмотный человек читал книги и среди них встретил книгу писателя «Возвращенная молодость». Прочитав ее, он понял, что человек может и должен руководить собой. «Пораженный этой простой мыслью,- замечает Зощенко,- преступник написал мне письмо о том, что, если б он знал об этом — он не совершил бы своего преступления». В обществе, где обязательным является всеобщее среднее образование, конечно трудно встретить человека совершенно невежественного в познании окружающего мира. Но в постижении простой мысли, что человек сам должен руководить собой, быть хозяином своей личности, обязан разумно строить свою жизнь, постоянно стремиться к лучшему, обогащать себя духовно, можно еще встретить, к сожалению, столь же дремуче невежественных субъектов, как и тот малограмотный крестьянин.
    В романе А. Ананьева «Годы без войны» художественно убедительно показано, в какой трагический тупик может завести личность порочное воспитание. Галина воспитывала своего сына Юрия так же безалаберно, стихийно, импульсивно, как жила сама. Все дурное, проявляющееся в сыне и других «трудных» подростках, она приписывала влиянию времени, общества, улицы. «Галина с чувством правоты, как это делали все другие родители, похожие на нее, с легкостью снимала с себя вину и перекладывала ее на школу и улицу. «Одно хулиганье, -говорила она, -да где же тут вырасти порядочному человеку? Куда смотрят школа, государство? Ведь должен же быть какой-то порядок?!» Она делала то, что в народе имеет определенное название,- перекладывала с больной головы на здоровую, тогда как вся трудность ее заключалась в ней самой и в том образе жизни, который она вела».
    Диалектические аспекты и проблемы духовности человека
    Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.
    Воспитание другого человека -в то же время и ответственность за самовоспитание. Эта простая мысль совершенно недоступна людям типа Галины из романа А. Ананьева. Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не какими-либо сверхъестественными силами. Но сформировавшись в обществе, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения человека к самому себе.
    Важная сторона самовоспитания — самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека. В письме к сыну В. А. Сухомлинский замечает: «Самое сложное и самое трудное в жизни молодого человека — увидеть себя как бы со стороны, увидеть в свете идеального, героического. Советую тебе: читай побольше о людях, достигших вершины человеческой красоты… В свете возвышенного и героического ты в конце концов поставишь себе вопрос: — Кто я такой? Во имя чего я живу на свете? Способен ли я на подвиг?» .
    Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека — постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.
    В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.
    В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.
    Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.
    Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личяость, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.
    Эстетическая сторона самоотношения. «Ни в одной области,-пишет Гегель,-нельзя быть духовно развитым… не обладая эстетическим чувством». Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек «строит также и по законам красоты» “. Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении не в любовании собой: «Какое я совершенство!» Хотя случается и подобное. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям.
    В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенства неизменно влечет за собой и требование совершенства этического». Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель, образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека.
    Писательница О. Чайковская в очерке «Кто же они такие?» убедительно показала, как безнравственное и безобразное взаимно проникают и усиливают друг друга. Гнусность нравственного порока нередко прикрывается внешней красотой и благопристойностью. Но эта внешняя оболочка лопается, как мыльный пузырь, как только люди, считающие себя интеллигентами и формально принадлежащие к категории интеллигенции, начинают обнаруживать духовную убогость и пошлость своего внутреннего облика. Надругавшись над человеческим достоинством в другом, они растоптали его прежде всего в себе самих. Для кого не существует ничего нравственно-благородного и прекрасного в отношении к людям, к обществу, к другому человеку, для того не существует этого и в отношении к себе самому.
    Единство отношения человека к внешнему миру и его самоотношения глубоко проявляется в эстетическом плане. Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-настоящему деятельно, пробуждает в нем и стремление к внутреннему совершенству, отвращает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное оччщение» внутреннего мира логически есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некрасивого, отвратительного, пошлого, грязного.
    Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличивает побуждение к нравственной чистоте, усиливает стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает человеку мобилизовать внутреннюю энергию для преодоления в себе порочных наклонностей. Ф. М. Достоевский показал это на примере своих героев, погрязших в пороках, но стремящихся к нравственному самоочищению. Митя Карамазов, разъясняет писатель существо этой проблемы, «принимает душой наказание не за то, что он сделал, а за то, что он был так безобразен, что мог и хотел сделать преступление…» .
    Именно осознание и глубокое переживание своего безобразия становится часто начальным импульсом самоперевоспитания личности. И его-то не хватает тем, кто, однажды встав на путь нравственного порока, все ниже и ниже опускается в своем падении. Как бывает необходим в таких случаях взгляд человека на себя как раз в момент наиполнейшего унижения своего достоинства! И взгляд именно под углом оценки и переживания низости и пошлости своего поступка, чтобы проснулось в нем и содрогнулось нравственное самосознание, породив чувство отвращения к себе самому, которое послужит мощным стимулом самоисправления.
    4. Следует выделить и еще одну важную сторону самоотношения — этическую. Во всех сферах своего отношения к действительности, обществу, коллективу, людям (близким и дальним») ччловек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный модус отношения к миру, максиму для поступков в разных жизненных ситуациях, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общестяенных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.
    Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно одного только ориентирования морального сознания во вне. Необходим взгляд на себя, оценка и изменение себя самого в соответствии с определенными нравственными требованиями, в обществе — в соответствии с принципами и нормами демократической морали. Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно в известной мере, совпадает с этическим отношением человека к миру, совпадает в главном, в тенденции, поскольку это применение тех же общественных этических ценностных ориентиров, подход к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке других людей и данной личности в том числе.
    Однако способ применения этих общих этических оценок, «мерок» — другой. Человек направляет требования, оценки и нравственные санкции на себя самого. И в этом случае он может выступать в отношении себя более требовательным или более снисходительным, чем в отношении к другим. Уже здесь заключается возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Объективно самого себя оценить и судить труднее, чем других. И если такой разлад проявляется в нравственном сознании личности (мы не касаемся здесь тех случаев, когда он запрограммирован самой объективной обстановкой или содержанием социально-этической концепции), его роль более пагубна, чем просто лицемерия, ибо нарушается целостность мироотношения человека.
    Особенно пагубна для духовного развития человека, для самовоспитания снисходительность в требованиях к себе самому. Склонность к самопрощению, постоянное ослабление «внутренней узды, потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней тени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознанияя деградации личности. И все это может находить оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ — моральное самоедство» и т. п.
    Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и в конечном счете может обернуться деградацией духовного облика личности.
    Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Поэтому подлинные отношения смогут утвердиться лишь тогда, когда, используем образное высказывание В. А. Сухомлинского, «каждый — буквально каждый — человек станет властелином собственных поступков, когда строгим судьей каждого станет собственная совесть, когда человеку будет стыдно перед собой несравненно больше, чем перед другими». Для выработки такого самоотношения нужна огромная воспитательная и самовоспитательная работа. Нужны не просто определенные философские, политические, эстетические, этические знания, но и умение применять их в жизни, в своей деятельности, познавать себя, оценивать себя критически, строго требовать о себяя владеть своими внутренними силами, самому управлять своим внутренним ростом в соответствии с требованиями общества. Важно овладеть искусством и не только «нравственно себя вести», но и «себя растить». Но последнее- искусство более высокого порядка.
    Как видим, самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно прежде всего является существенным моментом воззрения человека на мир и на себяясамого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов — воззрение человека на себя самого. Точно так же обстоит дело и с мироотношением.
    Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности — не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская. Новое воззрение на мир включает в себя взгляды на человека, на его развитие и совершенствование.
    Список литературы
    1. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное.-Коммунист, 1989, № II, с. 67, 68.
    2. Павлов И. П. Избр. произв. М.,1951, с. 395. 56.
    3. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т. 3, с. 85.
    4. Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967, с. 25.
    5. Рувинский Л. И. Воспитание и самовоспитание школьников. М., 1969, с. 34.
    6. Сухомлинский В. А. Избр. произв. В 5-ти т., т. 3.
    7. Зощенко М. Повесть о разуме. М„ 1976, с. 109.
    8. Ананьев А. А. Годы без войны.- Роман-газета, 1980, № 2, с. 35.
    9. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5-гп т., т. 3, с. 658.
    10. Гегель. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1970, т. 1, с. 212.
    11. Либкнехт К. Мысли об искусстве. М„ 1971, с. 146.
    12. Чайковская О. Кто же они такие? -Литературная газета, 1973,22 августа.
    13. Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973, с. 441.

  4. Сочинение–рассуждение по тексту С.Кокориной»
    Исходный текст:
    (1) Образование… (2) Это слово имеет великое множество определений. (3) Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании такой мечты – образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества – момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово образование и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.
    (12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
    (По С.Кокориной)
    Сочинение – рассуждение:
    Наверное, любой из нас хотя бы изредка задумывался о своём образовании. Что же такое образование? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл. Передо мной текст С.Кокориной, в котором она тоже затрагивает проблему понимания сущности образования.
    Обозначенная автором проблема очень актуальна в наше время. О ней пишут в газетах, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Отталкиваясь от мнения, что «образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры», автор анализирует каждый этап и приходит к выводу, что человек получает образование «с младенчества», с самого рождения он постигает мир и учится взаимодействовать с ним.
    Позиция С.Кокориной понятна: вслед за психологом Лэндретом она считает, что «образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».
    Я не могу не согласиться с мыслями автора. Действительно, не каждого человека, получившего какой-то объём знаний, можно назвать образованным. Например, известный литературный герой Митрофанушка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль» учится, госпожа Простакова нанимает ему разных учителей. Но такое образование – это лишь дань моде и требование времени, а сам Митрофан учиться не хочет.
    Грамотный специалист в любом деле – это всесторонне развитая личность. Такие люди никогда не останавливаются на достигнутом, стремятся к самореализации. Они могут применять свои знания на практике. Вспомним, например, Штольца из романа И.Гончарова «Обломов». Его действительно можно назвать образованным человеком. Он использует на практике полученный в университете багаж знаний. Штольц – активный человек, грамотный, у него тонкий вкус и хорошие манеры.
    В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный мной текст С.Кокориной ещё раз заставил меня задуматься о большой разнице между понятиями «получить образование» и «быть образованным».

  5. В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
    Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», – читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
    Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
    Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
    Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А.П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
    Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
    Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
    Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
    Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
    Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…

  6. Проблемы темы духовности:
    Проблема душевной глубины, духовности.
    Проблема сущности духовной жизни (какую жизнь можно назвать духовной?)

    Утверждающие тезисы на тему Духовность

    Духовность — это сила духа, стремление к добру, правде.
    Духовность — это нравственный закон внутри нас. Несите миру свет и добро!
    Любить человека — вот главный принцип гуманизма.
    Мы несём ответственность за чужую жизнь.
    Помоги, утешь, поддержи — и мир станет чуточку добрее.

    Цитаты по теме Духовность

    Светя другим, сгораю.
    (Н. Тульп)
    Единственная заповедь: «Гори».
    (М. Волошин)
    Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили.
    (М. Монтень)
    Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет.
    (И. Гёте)
    Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
    (А. Чехов)
    Если есть у тебя для жилья закуток — В наше подлое время — и хлеба кусок, Если ты никому не слуга, не хозяин — Счастлив ты и воистину духом высок.
    (О. Хайям)

    Пословицы и поговорки на тему духовности

    Чёрствое сердце не знает благодарности.
    Хорошее дело воодушевляет, плохое — настроение портит.
    Сила волка — в его зубах, сила человека — в его делах.
    Добрая душа — половина счастья.
    Дерево славится плодами, человек — делами.
    Не желай людям зла, иначе не будет добра.
    Добрый конь не устаёт, добрый человек не отказывает в помощи.
    Дорога не та земля, где дождём сыплется золото и серебро, а та, на которой ты родился и вырос.
    Чем быть владыкой на чужбине, лучше быть рабом у себя на родине.

    Аргументы по теме духовности

    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    Проблема нравственной духовности — одна из ключевых в русской классической литературе, которая воспитывает, учит, а не развлекает. В романе Л. Толстого «Война и мир» отражены духовные искания главных героев: Болконского, Безухова, Наташи. Через заблуждения и ошибки они стараются добиться правды, достичь высшей нравственной цели.
    Для великого русского писателя духовность — это главное качество, присущее Пьеру Безухову, Наташе Ростовой, Андрею Болконскому. Герои страдают, мечутся в поисках истины, ошибаются, но находят правильный путь. И в этих исканиях совершенствуется, оттачивается их характер, формируется личность каждого.
    В. В. Маяковский «Нате!»
    Проблема духовности воспринимается особенно остро в то время, когда воцаряется бездуховность. Понимая всю чудовищность общественной жизни при утрате духовности, писатели и поэты призывали народ к осознанию этой истины, безжалостно критикуя заплывшие жиром тела и души обывателей.
    К сожалению, современное общество всё больше стремится к материальному, чем к духовному. И страшно, что всё это повторяется, причём в ещё более уродливой форме.
    Вспоминаются строки В. В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, что они лишь думают «нажраться лучше как». Все эти так называемые люди спрятаны в «раковину вещей», подобно дамочке из стихотворения «Нате!».
    А. Вознесенский «Ров»
    А. Вознесенский в поэме «Ров», поднимая проблему нравственности, рисует ужасающую своим цинизмом картину разорения захоронений расстрелянных немцами людей. Кощунство гробокопателей, раскапывающих могилы и торгующих найденным, — это нечто большее, чем преступление.
    Ведь не голод и нужда заставили их совершить этот грех, не из-за куска хлеба разрывали могилы «благодарные внучата». В народе разорение кладбищ считается страшным грехом. Поэт символически назвал поэму «Ров», словно подсказывая, что ров — это пропасть, на краю которой находится наша страна. И нам решать, спасёмся ли мы или погибнем.
    Другого выхода нет: нравственная деградация общества ведёт к гибели; жестокость и алчность превращают людей в бездуховных «нравственных калек».
    Оскорблённые души двенадцати тысяч жизней, расстрелянных и вторично убитых гробокопателями, будут вечно витать над судьбами грешников, совершивших преступление перед памятью невинно убиенных, перед смыслом человеческой жизни, перед совестью и любовью.
    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
    На страницах произведений русской литературы можно найти немало героев, для которых характерны духовность и нравственность. Описывая главную героиню рассказа «Матрёнин двор», простую русскую женщину, А. Солженицын подчёркивает, что она «не гналась за обзаводом», а была безотказной и непрактичной. Но ведь именно на таких людях, по мнению автора, на таких праведниках и держится наша земля.
    Е. Замятин «Мы»
    Человек в своей ежедневной суете нечасто задумывается о духовной сущности жизни. Однако, как только наступает равнодушно-холодное время бездуховной власти, люди словно просыпаются от страшного сна и пытаются выбраться из мира мракобесия и темноты.
    Примером такого бездушного и бездуховного общества может быть государство, представленное в повести Е. Замятина «Мы». Люди в романе не живут, а функционируют, словно машины. Автор называет их «нумерами», потому что математически идеально рассчитанная жизнь, отточенный до совершенства жизненный ритм общества привели к тому, что каждый герой превращался в бездушный механизм.
    Математический ум «нумеров» уничтожил их души, и они даже не пытались интересоваться красотой мира, отгороженного городскими стенами: эта стена их пугала. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому. Разве такую жизнь можно назвать духовной? Ведь человек всегда живёт не только разумом, но и чувствами, которые насыщают жизнь любовью, счастьем и радостью.

  7. Александр Пушкин — «Капитанская дочка». Петруша Гринев — центральный герой повести Пушкина, раскрывающийся на панораме происходящих событий, как сильная личность с невероятным чувством ответственности за тех, кто ему дорог. Автор постоянно ставит героя в различные жизненные ситуации, из которых он достойно выходит. Сцены встреч Гринева с Пугачевым, отношение к Маше Мироновой, ссора с Швабриным и поединок, который между ними происходит, рисуют читателю образ героя, который способен оценить честь выше жизни, смело принимать трудные решения и оставаться верным себе даже в тех моментах, когда от его упрямства может зависеть жизнь. При этом Петруша Гринев ощущает ответственность за свои действия и старается сделать так, чтобы никому не навредить. В конце повести герой получает в награду помилование от царицы, свободу и любимую девушку, ради которой, в большинстве своем, он совершал некоторые описанные поступки. Стоит отметить, что он был таким не всегда. Именно решение отца отправить Петрушу в армию «пороху понюхать» сыграло важнейшую роль в становлении Гринева как сильной и ответственной личности с наряженной духовной жизнью.
    Андрей Платонов — «Юшка». Ефим, по прозвищу Юшка, работает помощником кузнеца. Герою всего 40 лет, но из-за многолетней болезни он выглядит гораздо старше своих лет. Жизнь его ограничивалась походом на работу и обратно домой, заработанные деньги Юшка никогда не тратил, а «питался» он пустой водой. Многие жители города не принимали этого человека, а дети постоянно издавались над ним, бросая в него песок или камни. Юшка никогда не отвечал на эти действия и считал, что так они проявляют свою любовь. Каждое лето герой всегда куда-то уезжал, но однажды он остался дома из-за чахотки, отнимающей все его силы. В один из дней, возвращаясь из кузницы, Ефим сталкивается с прохожим, который толкает его в грудь, от чего он падает и умирает. Платонов заключает всю суть рассказа в конце, когда после смерти главного героя в город приезжает незнакомка и ищет Ефима Дмитриевича. Она оказывается сиротой, которую Юшка опекал, кормил и содержал. Каждое лето он приезжал к ней и отдавал все заработанные деньги. Сирота выучилась на врача и желала помочь Ефиму, но она опоздала. В рассказе Платонов показал великодушие и духовную силу Юшки, которая была сокрыта от непонимающих человеческих глаз. А жертвенная жизнь героя доказала, что всякий труд дает плоды.
    Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ
    Автор: Дарья Борзенко

  8. Что такое духовность и бездуховность?  Каковы проявления бездуховности? Есть ли рецепт от бездуховности? Над этой проблемой рассуждает в своей статье Анатолий Добрович  —  прозаик и поэт, литературный критик, врач и психолог.
    Эту проблему можно отнести к разряду вечных. Человечество давно размышляет над вопросом: что есть духовность? Что определяет нравственность человека и его поступки? Последнее время тема духовности стала особенно интенсивно обсуждаться и в СМИ, и в художественной литературе. Все последующие поколения всегда упрекали молодёжь в бездуховности. При этом в понятие бездуховности каждый вкладывает свой смысл, подразумевая невоспитанность, отсутствие образования, хотя это далеко не так.
    А. Добрович поднимает актуальные нравственные проблемы, а духовность — категория нравственная.  Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, что такое духовность, однако приводит много примеров бездуховности.   Позиция автора заключается в том, что абсолютно бездуховных людей нет, либо это большая редкость.
    Я с ним полностью согласна, ведь в каждом человеке, пусть даже и глубоко в душе, есть что-то светлое и доброе.
    По мнению автора,  бездуховность проявляется в отношениях между людьми тогда, когда человек не хочет поставить себя на место другого.  Очень важно понять и принять человека.
    А. Добрович  считает, что рецепта от бездуховности нет…
    Я согласна с позицией автора. Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…
    Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
    Духовность  не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.
    Это хорошо показал  А.Солженицына в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и  трагический образ Матрены.  Рассказчик  преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным.  С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
    Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитани , и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль  играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и  не лукавить перед собой.
    Валерия Гумовская ©

  9. В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
    Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», – читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
    Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
    Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
    Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А. П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
    Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
    Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
    Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л. Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
    Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
    Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть….

  10. задача помогите срочно нужноооо
    Максим решил спуститься на санках с горки длиной 20 м и
    высотой 2 м, и не заметил сугроб у ее подножия . Вычислите скорость , с которой мальчик въехал в этот сугроб , если он съезжал без начальной скорости , а средняя сила сопротивления движению санок равнялась 22.5 Н. Масса салазок вместе и в мальчиком 60 кг .
    Постройте график функции у=х^2.С помощью графика определите значение у при х=2,5;-2,5
    продолжите реакцию FeCl2……-FeCl3
    Сколько аминокислот закодировано во фрагменте гена длиной 1500 пар нуклеотидов?
    1. 300
    2. 500
    3. 700
    4.1000
    эссе про воду на английском 7-10 предл
    примеры гражданско-правовых отношений
    сочинение на тему духовность
    Составьте 5-6 предложений из этого карч.
    Вот начало:
    I think..
    One the pne hand,..
    One the orher hand ..
    Besides…
    Вот типо сами предлож:
    Can afford travelling abroad
    Get more interested in travveling abroad
    Prefer seaside resorts abroad
    Learn about other people’s culture and traditions
    Visit toutist attractions
    Offer more choices of package holidays abroad
    Provide tours to various destianations abroad
    Вспомни. как звали литературного героя который очень любил есть на обед тефтельки. Запишите его имя название произведение и фамилию автора.
    Переговоры шли тяжело. Условия, переложенные немцами, вызывали споры в руководстве страны. Группа Н. И. Бухарина считала, что даже с гибелью советской власти продолжение революционной войны приведет к мировой социалистической революции. Нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий затягивал переговоры, но при предъявлении ультиматума отказался подписывать условия мира, заявил о мобилизации русской армии. В феврале началось немецкое наступление. Вождь, будучи сторонником мировой революции, считал более важным удержать реальную власть в своих руках. Поэтому новые, более тяжелые условия мира были подписаны и ратифицированы Четвертым съездом Советов.
    С1. О каком историческом событии идет речь? Когда оно произошло?
    С2. Укажите не менее 2-х целей, которые преследовали большевики, заключая договор.
    С3. Используя знания по истории, укажите судьбу этого договора.
    С4. Приведите не менее двух примеров деятельности большевиков, вызвавших состояние гражданской войны в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *