Сочинение на тему две битвы в слове о полку игореве и смысл их противопоставления

11 вариантов

  1. Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын — Владимир Путивльский, племянник — князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, высту­пили в поход на половцев, не сговорившись с киевским князем Святосла­вом. У реки Оскола Игорь дождался своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше.
    Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и го­товы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно для русской дружины. Когда началась стрельба из луков, половцы бежали. Русские овладели землями половцев и захватили много пленных. Князь Игорь не захотел закончить эту битву. Он был молод и недальновиден в решениях. Высокое чувство воинской чести, муки страдающего самолю­бия — все это окрыляло его в походе.
    На следующий день было еще одно сражение. Небольшое русское вой­ско увидело, что собрало против себя «всю половецкую землю». Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно. Княжеские войска от­важно бились трое суток. Игорь был ранен в правую руку. Воины и кони изнемогали от жажды. Много полегло на поле брани русских. На рассвете утром черниговские полки дрогнули. Князь Игорь поскакал за ними, чтобы остановить, но ему это сделать не удалось. Игорь оказался отрезан от своего брата Всеволода и схвачен в плен половцами. Материал с сайта //iEssay.ru

  2. В первой битве,
    , войско Игоря одерживает победу над половцами, захватывает богатую добычу: золото, шелка, драгоценные камни. Князь считает, что противник полностью разбит, и решает двигаться дальше. Но враг всего лишь надломлен. Они скрылся в степь и собирает новое войско, еще сильнее. Грозная орда надвигается на лагерь Игоря, остановившийся на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предвидят суровую битву. Другой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с силой, во много раз превосходящей русское войско.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Столкнулись две грозные силы в невиданной до сих пор битве. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Ратную доблесть показывает Буй-Тур Всеволод, который стоял со своими полками в обороне. И только на третьи сутки знамена Игоря Новгород-Северского пали от несметного количества половцев. Много наших воинов полегли. Сам князь был ранен в руку и вместе с братом Всеволодом взят в плен.
    После неудачного похода дружины Игоря половцы, остановленные когда-то Святославом, отцом Игоря и Всеволода, вновь пошли на Русь, стали собирать дань с городов:
    Горе охватило весь народ Русской земли:
    В первой битве князь был движим смелостью, искренней любовью к Родине. Теперь же он стремился к личной славе, не объединился с дру¬гими князьями для совместной борьбы с неприятелем, оказался недальновидным и опрометчивым в решениях. Игорь действовал в по¬ходе с исключительной отвагой, но не принес пользы Отечеству, напротив, открыл врагу путь на русские земли. Впервые за всю историю борьбы с половцами войско Игоря и Всеволода потерпело такое страшное поражение.

  3. 3
    Текст добавил: Талантливые Нюшата

    Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с киевским князем Святославом. У реки Оскола Игорь дождался своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше.
    Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и готовы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно для русской дружины. Когда началась стрельба из луков, половцы бежали. Русские овладели землями половцев и захватили много пленных. Князь Игорь не захотел закончить эту битву. Он был молод и недальновиден в решениях. Высокое чувство воинской чести, муки страдающего самолюбия – все это окрыляло его в походе.
    На следующий день было еще одно сражение. Небольшое русское войско увидело, что собрало против себя “всю половецкую землю”. Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно. Княжеские войска отважно бились трое суток. Игорь был ранен в правую руку. Воины и кони изнемогали от жажды. Много полегло на поле брани русских. На рассвете утром черниговские полки дрогнули. Князь Игорь поскакал за ними, чтобы остановить, но ему это сделать не удалось. Игорь оказался отрезан от своего брата Всеволода и схвачен в плен половцами.

  4. Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын — Владимир Путивльский, племянник — князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с киевским князем Святославом. У реки Оскола Игорь дождался своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше.
    Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и готовы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно для русской дружины. Когда началась стрельба из луков, половцы бежали. Русские овладели землями половцев и захватили много пленных. Князь Игорь не захотел закончить эту битву. Он был молод и недальновиден в решениях. Высокое чувство воинской чести, муки страдающего самолюбия — все это окрыляло его в походе.
    На следующий день было еще одно сражение. Небольшое русское войско увидело, что собрало против себя «всю половецкую землю». Несмотря ни на…
    что, Игорь не повернул свои полки обратно. Княжеские войска отважно бились трое суток. Игорь был ранен в правую руку. Воины и кони изнемогали от жажды. Много полегло на поле брани русских. На рассвете утром черниговские полки дрогнули. Князь Игорь поскакал за ними, чтобы остановить, но ему это сделать не удалось. Игорь оказался отрезан от своего брата Всеволода и схвачен в плен половцами.
    В первом сражении князем руководила смелость, искренность, любовь к Родине. Теперь же он стремился к личной славе, не объединился с другими князьями для совместной борьбы с врагами. Игорь действовал в походе с исключительной отвагой, но он не принес никакой пользы своему Отечеству, наоборот, он открыл половцам путь на русские земли. Впервые за всю историю борьбы с половцами князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену, и их войско потерпело такое страшное поражение.

  5. Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын — Владимир Путивльский, племянник — князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, высту­пили в поход на половцев, не сговорившись с киевским князем Святосла­вом. У реки Оскола Игорь дождался своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше.
    Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и го­товы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно для русской дружины. Когда началась стрельба из луков, половцы бежали. Русские овладели землями половцев и захватили много пленных. Князь Игорь не захотел закончить эту битву. Он был молод и недальновиден в решениях. Высокое чувство воинской чести, муки страдающего самолю­бия — все это окрыляло его в походе.
    На следующий день было еще одно сражение. Небольшое русское вой­ско увидело, что собрало против себя «всю половецкую землю». Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно. Княжеские войска от­важно бились трое суток. Игорь был ранен в правую руку. Воины и кони изнемогали от жажды. Много полегло на поле брани русских. На рассвете утром черниговские полки дрогнули. Князь Игорь поскакал за ними, чтобы остановить, но ему это сделать не удалось. Игорь оказался отрезан от своего брата Всеволода и схвачен в плен половцами.
    В первом сражении князем руководила смелость, искренность, любовь к Родине. Теперь же он стремился к личной славе, не объединился с дру­гими князьями для совместной борьбы с врагами. Игорь действовал в по­ходе с исключительной отвагой, но он не принес никакой пользы своему Отечеству, наоборот, он открыл половцам путь на русские земли. Впервые за всю историю борьбы с половцами князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену, и их войско потерпело такое страшное поражение.

  6. Содержание
    Введение. 1. Понятие “земля” и “небесного” 2. Антитеза “земного” и “небесного” на лексическом уровне 3. Своеобразие проявления темы на уровне морфологии 4. Отличие от “земного” и “небесного” на уровне фонетики 5. Своеобразие поэтического синтаксиса Вывод Список литературы
    Введение
    Федор Иванович Тютчев является одним из самых читаемых поэтов в наши дни. “Умом Россию не понять”, “Счастлив, кто посетил сей мир”, “Не плоть, а дух растлился в наши дни”, “Все во мне, и я во всем” и другие линии стали крылья. Мысли Тютчева являются актуальными и в наши дни. И мы можем согласиться со словами Л. Н. Толстого, который утверждал, что “Без Тютчева нельзя жить”. Его поэма не может быть названа стихи в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философской системы автора-мыслителя. В произведениях Тютчева дается комплекс мыслей и эмоциональных переживаниях, в фотографии художественной. И. С. Аксаков писал: “он не то, что мыслящая поэзия, – а поэтическая мысль” (1, c. 48) Ю. М. Лотман заметил особенность, особенность лирики Тютчева: “…его интересует пространство не столько по горизонтали, сколько по вертикали” (8, c. 378). Целью реферата является выяснить, как это в отличие от “земного” и “небесного” в стихи. в. и. Тютчева “Над виноградом холмами” и “хоть я и свил гнездо в долине”. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Познакомиться с литературоведческим материалом по теме. Понимаете, понятия “земное” и “небесное” Толковому словарю. для Анализа лексический, морфологический, фонетический и синтаксический уровни произведения. для того, чтобы Сделать вывод о том, какую роль в художественном мире стихотворений играет антитеза “земного” и “небесного”. Творчество Тютчева посвятил большое количество работ литературоведов. Монографии о жизни и творчестве Тютчева пишет К. В. Пигарев, правнук поэта. В 1995 году была опубликована книга “Тютчев Ф. И. “О вещая душа поэта”. В ней, помимо стихов поэта, помещены обширные приложения, статьи и очерки о жизни и творчестве Тютчева, в которых раскрывается его художественный мир. Приложение включает биографический очерк I. A. Аксакова, первого биографа Тютчева. В статье “Поэтический мир Тютчева” Ю. М. Лотман размышляет о философской лирике Тютчева, а А. Г. Горнфельд в статье “На пороге двойного бытия” излагает свою точку зрения на творчество поэта. В газете “Литература” (приложение к “Первому сентября”)№. 19 за 2001 год была опубликована статья А. Архангельского и

  7. Древнерусская поэма “Слово о полку Игореве”. созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор “Слова…” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oтвету и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна,прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”. а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация “Слова…”.
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано “Слово…”, поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: “О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!”. “О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
    Автор “Слова…” одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор “Слова…” удаление войска и дважды восклицает: “О Русская земля уже ты за холмом!” Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор “Слова…” понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав “поганые” полки половецкие, “помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты”.
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве “изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье”.
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный сейчас “Слова…”: перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…”, быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи свои на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно-поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего “Слово…” к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий “Слово о полку Игореве”, по выражению академика А. С. Орлова, “не затерялось,— на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово…” было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего “Слово о полку Игореве”. затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.

  8. Сюжет “Слова о полку Игореве” заключается в том, что в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе; поход начался весной, и гололед помешал его конному войску подоспеть вовремя. По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских земель против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия в походе. Вот почему в 1185 году князь бросается в поход против половцев со своими союзниками, без сговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко: он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.
    Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с недальновидностью, а любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всевлод – оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.
    Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а “поганья” рыскали по Русской земле.

  9. Древнерусская поэма “Слово о полку Игореве”. созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор “Слова…” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oтвету и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна,прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”. а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация “Слова…”.
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано “Слово…”, поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: “О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!”. “О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
    Автор “Слова…” одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор “Слова…” удаление войска и дважды восклицает: “О Русская земля уже ты за холмом!” Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор “Слова…” понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав “поганые” полки половецкие, “помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты”.
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве “изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье”.
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный сейчас “Слова…”: перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…”, быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи свои на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно-поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего “Слово…” к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий “Слово о полку Игореве”, по выражению академика А. С. Орлова, “не затерялось,— на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово…” было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего “Слово о полку Игореве”. затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.
    Беру!

  10. «Слово о полку Игореве»
    Восемь веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу князя Игоря Святославовича на половцев
    В 1184 году под предводительством Святослава объединенными усилиями русских князей половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в походе, потому что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску приехать вовремя. Игорь очень тяжело переживал эту неудачу, поэтому в 1185 году он бросается в поход против половцев, не спросив разрешения у Святослава. Этим он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.
    Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.
    После поражения половцы, собрав весь свой народ, стали разорять Русскую землю, а князья были заняты ссорами.
    «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению против половцев. Автор «Слова» смотрит в глаза опасности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и набегов половцев. Хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния.
    «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Писатель сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Князь Святослав представляется ему как сильный и грозный властитель. В «Слове» мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти.
    Свой призыв к единению, свое чувство единства родины писатель воплотил в конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ. К ней обращены все чувства автора.
    Образ родины противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой» , ее холмам, болотам, «грязевым» местам.
    Русская земля для автора — это не только «земля» , не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Создатель «Слова» рассказывает труде пахарей, о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, он говорит о горе всего русского народа после поражения.
    В этой поэме писатель охватывает события русской жизни за полтора столетия, постоянно обращаясь к новым источникам.
    Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово» , он окинул взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, людей, историю. В своей поэме он объял большие пространства Русской земли: Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, Курск, Киев, Чернигов.
    Любовь к родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве» . Она же сделала его произведение бессмертным. «Слово о полку Игореве» проникнуто глубоким чувством, теплым и нежным и сильным чувством любви к родине.
    Подлинный смысл «Слова о полку Игореве» заключался в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей. Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

  11. 1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?
    «Слово о полку Игореве» имеет сходства с  произведениями  устного народного творчества. В приведённом фрагменте, как и в сказке, встречаются постоянные эпитеты «мечи булатные», «головы поганые».Князь Всеволод  напоминает  былинного богатыря, поэтому его мужество во время битвы с половцами преувеличивается. Таким образом, близость данного отрывка состоит в сходстве образов и  средств выразительности.
    1.1.2 Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
    Антитеза — это  приём противопоставления. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, с помощью антитезы  автор воспевает мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой и до последней капли крови сражаются за родную землю.
    1.1.3. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»), Как раскрывается в них тема воинского подвига?
    Оба фрагмента посвящены теме воинского подвига. В  «Слове…» описывается бой русских дружин с половцами. А в  главе «Поединок» рассказывается  о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. В обоих произведениях авторы прославляют мужество русских воинов, которые за Родину готовы  отдать жизнь.Таким образом, авторы показывают, что победа во все времена достигается большим трудом, смелостью и выносливостью людей.
    Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
    Олицетворение-это приём одушевления. С его помощью автор одухотворяет природу и передаёт её боль и тревогу за судьбу русской дружины: «стонет мать-земля», «пыль несётся».Таким образом, это средство выразительности  помогает подчеркнуть  единство мира человека и природы.
    1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
    Автор неоднозначно относится к Игорю и его воинам. С одной стороны, он  прославляет их смелость и мужество:  «Валит враг, но полон ратных сил Русский стан сомкнулся перед боем».А с другой, осуждает за  стремление к личной славе. Таким образом, в приведённом отрывке  не только воспевается мужество русской дружины, но и  указываются недостатки, которые привели её к поражению.
    1.1.3. Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А. С. Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?
    Оба фрагмента посвящены теме воинского подвига. Слава и храбрость русского воина запечатлена в обоих отрывках. Как истинный патриот своей земли, автор «Слова…» восхищается мужеством русской дружины. Нелегок бой, враг силен и опасен, но гордость звучит в словах, прославляющих силу русского оружия: Автор «Слова…» славит русского князя:
    С таким же восхищением рисует Петра I Пушкин:   Таким образом, приведённые отрывки объединяет чувство патриотизма.
    Почему Ярославна, горюя об Игоре, обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?
    Плач Ярославны -это яркий пример обращения людей за помощью к природе. В приведённом фрагменте автор показывает, что древнерусские люди верили в  её силы и обожествляли их. Таким образом, плач –это заклинание, заговор, который спасает Игоря от беды.
    1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют метафоры?
    Метафора-это скрытое сравнение. Она помогает изобразить печаль и боль жены князя Игоря, её готовность прийти к мужу на помощь, а также точно передаёт страдания героини.(«Обернусь я бедная кукушкой», «улетят, развеются туманы».Таким образом, метафоры играют  большую роль в создании  образа любящей и верной жены.
    1.1.3 . Сопоставьте фрагмент «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.А. Заболоцкого) с приведённым фрагментом «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Чем различаются обращения Ярославны и королевича Елисея к силам природы?
    Герой Пушкина также,как и Ярославна,  обращается к природным силам с просьбой помочь отыскать царевну.  Однако в речи Ярославны   Ветер, Днепр и Солнце предстают перед нами разрушителями, так как  причиняют боль князю Игорю. В отрывке из “Сказки…” силы природы помогают Елисею отыскать любимую. Таким образом,в обращениях  образы природы выполняют разное значение.
    1.1.1.Почему князь Игорь решается на побег?
    Князь   не может смириться  с поражением даже в плену. Его любовь к родине настолько сильна, что он готов отдать жизнь за неё. Оставаться в плену ему невыносимо,и поэтому Игорь бежит от половцев.
    1.1.2 Какую роль в описании бегства Игоря из плена играют образы природы?
    Образы природы играют большую роль  в описании бегства Игоря из плена. Мы видим, что природа приветствует его возвращение домой. Таким образом, автор показывает читателю, что русская земля прощает ошибки неудачного похода своему сыну и любит его.
    1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с финалом рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем различаются описания бегства героев из плена?
    В обоих фрагментах показывается описание бегства героев из плена. Однако в «Слове» князь Игорь выглядит счастливым человеком .Он любуется природой, потому что находится на свободе .В отличие от князя Жилин не наслаждается природой.Он опасается преследования ,и поэтому не хочет долго оставаться в лесу. Таким образом, описания отличаются разным поведением героев .
    Почему повествование о неудачном походе русских князей заканчивается их прославлением?
    «Слово о полку Игоре»-это великий памятник древнерусской литературы, который посвящён описанию неудачного похода князя Игоря на половцев.Однако  автор прославляет князей, потому что он  считает княжескую власть  сильной и способной дать отпор врагу. Таким образом, в повествовании звучит вера  в могущество и силу русских князей.
    Как связаны восход солнца на небе и возвращение князя Игоря на Русскую землю?
    Солнце играет большую роль  в произведении, так как этот образ связан  с  главной мыслью произведения. На земле наступает праздник,когда Игорь возвращается из плена. Таким образом, автор  показывает читателю, что  русская земля прощает своего смелого  сына и радуется его возвращению на родину.
    Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Чем различается эмоциональная окраска приведённых фрагментов?
    В обоих фрагментах рассказывается о возвращении героев.В «Слове » рассказывается, что на земле наступает праздник, когда Игорь возвращается из плена. Так, автор  показывает читателю, что  русская земля прощает своего смелого  сына и радуется его возвращению на родину: «восходит солнце», «вьются песни» . В отрывке из поэмы «Василий Тёркин» говорится ,как солдаты с немецкой стороны  пробираются к фронту, поэтому они  чувствуют себя неловко. Таким образом, эмоциональная окраска во 2 отрывке  неяркая
    1.1.1 Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?
    1.1.2 В чём смысл сравнения героини с кукушкой?
    1.1.3 Сопоставьте «плач Ярославны» из приведённого фрагмента «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А. Жуковского «Светлана». Что сближает Ярославну и Светлану?
    В обоих фрагментах  авторы  передают тоску героинь, потому что они разлучены со своими любимыми. Ярославна -любящая жена. Она  горюет о том, что князь Игорь находится в плену , и поэтому с заклинанием обращается к силам природы за помощью..Светлана в отличие от княгини не имеет мужа. Но она тоже разлучена с любимым.Чтобы справиться со своим горем, она читает молитву. Таким образом, обеих героинь сближает вера в чудотворные силы природы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *