Сочинение на тему двойники раскольникова

9 вариантов

  1. Автор ввел в сюжет книги несколько двойников центрального персонажа Р. Раскольникова для того, чтобы в каждом из них показать его отрицательные черты и недостатки придуманной им теории. На первый взгляд их присутствие в повествовании может показаться случайным, но если прочесть его более внимательно, окажется, что у каждого из них есть своя миссия.
    Пожилой жених сестры Родиона Петр Лужин предстает перед нами одним из двойников. Это лицемерный, лживый, думающий лишь о себе человек. Он во всем ищет выгоду и никогда не станет помогать кому-нибудь бескорыстно: «…возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Он не способен на убийство, но для достижения собственных целей не гнушается самых грязных методов, считая, что все средства хороши. Отражение этого эгоизма мы видим в Раскольникове, когда он пытается реализовать свою теорию.
    Другой двойник Раскольникова – это Свидригайлов. Порочный и беспринципный человек, на совести которого страшные преступления (изнасилование, убийство, растление несовершеннолетних). При этом герой не испытывает никаких моральных терзаний. Он говорит Родиону: «Мы одного поля ягоды». И в этом Свидригайлов не далек от истины. Его пример показывает нам, к чему может привести вседозволенность и пренебрежение нравственными и божьими законами.
    Несмотря на благие намерения, теория Раскольникова не имела права на существование. Ее развенчание мы наблюдаем по ходу сюжета, в этом нам помогают отдельные персонажи, которые подобно лакмусовой бумаге показывают ее слабые стороны.

  2. Двойники Раскольникова
    Роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание был написан в очень тяжелый период для самого писателя на каторге. Там он и столкнулся с сильными личностями, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения.
    В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории наполеонизма – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах двойниках – Свидригайлова и Лужина.
    Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой. Раскольников совершил это преступление, думая, что он нашёл объяснение своей идее. Он разделил человечество на две категории: на тварей дрожащих и на сверхлюдей, решив испытать себя. Поняв, что он не существо высшего порядка, совершив убийство, он убил в себе все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, оставаясь наедине с душевными страданиями и муками совести.
    В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
    Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько, на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись одной идее, остались по разные стороны баррикады. Стало ясно самому Раскольникову, – не переступил он, на этой стороне остался, потому что гражданин и человек. А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него освобождение от всех преград, от вопросов человека и гражданина. Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.
    В своем произведении Преступление и наказание, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  3. Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.
    В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.
    Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.
    Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника – негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью.  Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают. Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах. Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.
    Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.
    Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.
    10 класс

  4. Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «че­ловек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступ­ление и наказание» — тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убий­ца: один стремится помогать, спасать униженных и ос­корбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Расколь­никова писатель раскрывает через сознание его «двой­ников» и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элемен­ты его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные — антиподы. К «двойникам» Расколь­никова относятся Лужин и Свидригайлов.
    Петр Петрович Лужин — «деловой человек», над­ворный советник, «служит на двух должностях и имеет свой капитал». Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Луниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне «…взять девушку честную, но без приданого, и непремен­но такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на свое­го благодетеля». Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к чер­ту господина Лужина!»
    В основе жизненной позиции Лужина лежит теория «разумного эгоизма». Девиз его жизни: «возлюби, пре­жде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интере­се основано». Лужин отвергает жертвенность ради обще­го блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспевании».
    В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Рас­кольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.
    Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедова­ли, и выйдет, что людей можно резать». По своей сути Лужин — хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угры­зений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь «двойником», Лужин очищает «теорию» Раскольникова от сострадания и альтруизма.
    Образ Свидригайлова еще больше показывает лож­ность «теории» Раскольникова. Аркадий Иванович Свид-ригайлов, как и Раскольников, тоже «переступил», меж­ду этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригай-лов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «есть общая точка». Образ Свид­ригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полней­шей беспросветности, когда жить уже больше невозмож­но. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до само­убийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глу­хонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спа­сает от сводни свою невесту-девочку. Но добро, соверша­емое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый то­бой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг…». Жизненный итог Свидригайлова — самоубийство. Смерть Свидригайлова — гибель идеи Раскольникова, раскрыва­ющая чудовищный самообман главного героя.
    Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова де­монстрируют то, к чему может привести на практике осу­ществление индивидуалистической теории Раскольнико­ва о «вседозволенности» личности. Так, «теория» Лужина сопоставлена с «теорией» Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.

  5. “Преступление и наказание” – социальный, психологический и философский роман, явившийся значительным явлением в русской литературе не только в XIX веке, но и остающийся таковым и по сей день. В нем затронуты общечеловеческие вопросы и проблемы, которые не утрачивают своего значения с течением времени. Достоевский был великим мастером психологизма, но в то же время он был и философом, оценивая события жизни с точки зрения общечеловеческих критериев и ценностей.
    Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег. Он создал свою собственную теорию, которая утверждала право одних убивать других. Все люди, по его мнению, делились на два разряда: обыкновенных и необыкновенных, которые имели право распоряжаться судьбами первых. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. В течение всего романа идет как бы проверка этой теории и постепенное ее отрицание. Для этого писатель использует такой прием, как система двойничества. Через двойников Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – писатель утверждает право человека на жизнь и свободу.
    Лужин — самый ненавистный Достоевскому персонаж. Живя в провинции, он начинает копить деньги, надеясь перебраться в Петербург и занять свое место в высшем обществе. Он полуобразован, даже не очень грамотен, но при этом кляузник. Он переезжает в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, которая обещала жирные куски. Петр Петрович предстает как угрюмая и высокомерная личность. Ему сорок пять лет. Он чопорный, осанистый, с осторожной и брюзгливой физиономией человек. Лужин – человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный, служит сразу в двух местах, чувствует себя обеспеченным. Равенство он понимал по-своему, он хотел стать равным с более сильными. Людей, которых он опередил на жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им тяжесть своих ударов. Его тешило чувство хищнической самоудовлетворенности, торжество победителя, столкнувшего другого вниз, на дно, чтобы занять его место. Лужин “положил взять девушку честную, но без приданого”, поэтому “жена должна считать своего мужа благодетелем”. Ум у Лужина практически рационалистический, копеечно-расчетливый. Но Лужин стоит в начале процесса, он подловат и небрезглив морально, сеет сплетни. Он не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может все еще поправить деньгами. Ошибку свою он видит в том, что не давал денег Дуне и ее матери. Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, он по-своему ломал старую патриархальную жизнь, причислял себя к новым людям. Лужин лишен совести. Он убежден, что все таковы, как он. Лужин тянулся к молодому поколению, потому что предполагал в нем силу, он страховался, менял кожу и становился либеральным. Из движения 60-х годов он извлек урок: обогащайтесь. Лужин не имеет ничего общего с исканиями новой правды и новой справедливости.
    Лужин – ключ к пониманию сущности действительности, складывавшейся после поражения революционно-демократического движения шестидесятых годов на почве начавшихся буржуазных реформ.
    Другим двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов. Восприятие этого человека неоднозначно. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и пытавшийся загубить жизнь Дуни. Таким он представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который в жизни все повидал, узнал, испробовал, которому все надоело. Он нравственный нигилист, безыдейный и бессмысленный злодей. Основная цель его жизни – заполучить Дуню.
    Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не подлежат нравственной классификации. Он циничен до крайности и насквозь проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность своего существования в этом мире, он бессилен перед собственными страстями. У него нет выхода, он хотел жить и боялся смерти, но все-таки преодолел страх смерти и убил себя. Злодей и развратник, он на протяжении всего романа больше других совершает массу добрых дел. Собираясь в трагический “вояж”, он обеспечил будущее своим детям. В Петербург Свидригайлов приехал, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина. Он понимал людей и использовал последние часы своей жизни для того, чтобы направить судьбы окружающих людей в добрую сторону. Наружность Свидригайлова привлекательна. Он крепок, свеж, вина не пьет, выглядит джентельменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в его глазах.
    Реформа 1861 года его не затронула. Он был хорошим и преуспевающим хозяином, но он чувствовал себя неустроенным в мире. Его не тянет к сытым и довольным. Свидригайлов тоже принадлежал к числу “разочаровавшихся”. Он не видит путеводной звезды, не знает цели в жизни. У него нет связи с жизнью, с историческими судьбами России. Он не имеет устоев для жизни, но он человек по-своему тонкий и многое может понять, но он разочарован до дна, он не верит ни в Бога, ни в черта.
    Итак, Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показал типичных представителей российской жизни периода становления капиталистических отношений в стране. Каждый из героев создал свою теорию, согласно которой живет, но оба они являются продолжением теории Раскольникова, разделившего людей на “тварь дрожащую” и “право имеющих”.
    Беру!

  6. Двойники Раскольникова
    Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения.
    В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах “двойниках” – Свидригайлова и Лужина.
    Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи – процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой. Раскольников совершил это преступление, думая, что он нашёл объяснение своей идее. Он разделил человечество на две категории: “на тварей дрожащих” и на “сверхлюдей”, решив испытать себя. Поняв, что он не “существо высшего порядка”, совершив убийство, он убил в себе все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, оставаясь наедине с душевными страданиями и муками совести.
    В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
    Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько, на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись одной идее, остались по разные стороны “баррикады”. Стало ясно самому Раскольникову, – “не переступил он, на этой стороне остался”, потому что “гражданин и человек”. А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.
    В своем произведении “Преступление и наказание”, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.

  7. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление. Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в эпоху капиталистических отношений. Мы видим жизнь и быт разночинцев, мелких чиновников, разорившихся дворян и бывших студентов.
    В основе романа “Преступление и наказание” лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и ее постепенное развенчание. Бывший студент юридического факультета создал свою собственную теорию, согласно которой все люди от природы делятся на два разряда: “на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных” и “собственно на людей”. Ради великой цели “настоящий человек” имеет право разрешить себе переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решается проверить эту теоринхна практике. Он убивает “вредную старушонку”, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, облегчить жизнь “униженных и оскорбленных”. Нужно отметить, что он совершает преступление ке только потому, что голоден, но и потому, что хотел проверить, “тварь ли он дрожащая” или “право имеющий”.
    Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми постепенно разрушает бесчеловечную теорию.
    Для этой цели он вводит двойников. Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и составивший свой капитал. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы. Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные – это люди, не имеющие совести, главной целью в жизни которых является нажива.
    Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих “униженных и оскорбленных”.
    Свидригайлов – другой идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, – говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковьш и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается. Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке, ради избавления от которой он готов и полететь на воздушном шаре, и поехать в Америку. К тому же его терзают видения из других миров: привидения и пауки. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников – “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование.
    Итак, при помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек – это личность, а не “тварь дрожащая”.

  8. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление. Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в эпоху капиталистических отношений. Мы видим жизнь и быт разночинцев, мелких чиновников, разорившихся дворян и бывших студентов.
    В основе романа “Преступление и наказание” лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и ее постепенное развенчание. Бывший студент юридического факультета создал свою собственную теорию, согласно которой все люди от природы делятся на два разряда: “на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных” и “собственно на людей”. Ради великой цели “настоящий человек” имеет право разрешить себе переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решается проверить эту теоринхна практике. Он убивает “вредную старушонку”, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, облегчить жизнь “униженных и оскорбленных”. Нужно отметить, что он совершает преступление ке только потому, что голоден, но и потому, что хотел проверить, “тварь ли он дрожащая” или “право имеющий”.
    Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми постепенно разрушает бесчеловечную теорию.
    Для этой цели он вводит двойников. Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и составивший свой доход. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, потому как все на свете на личном интересе основано”. Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы. Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные – это люди, не имеющие совести, главной поставленной задачей в жизни которых является нажива.
    Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями аккурат этих “униженных и оскорбленных”.
    Свидригайлов – прочий идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная поставленная проблема хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая поставленная проблема, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же пора он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И реально, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, барышня смогла возродить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; к чему они вам теперь-то? Затем, что ещё гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, – говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковьш и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается. Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке, ради избавления от которой он готов и полететь на воздушном шаре, и поехать в Америку. К тому же его терзают видения из других миров: привидения и пауки. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников – “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование.
    Итак, при помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек – это личность, а не “тварь дрожащая”.

  9. Достоевский, Фёдор Михайлович –
    Преступление и наказание
    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с «сильными личностями», характеры которых воплотил в главных героях своего произведения.
    В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» – Свидригайлова и Лужина.
    Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи – процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой. Раскольников совершил это преступление, думая, что он нашёл объяснение своей идее. Он разделил человечество на две категории: «на тварей дрожащих» и на «сверхлюдей», решив испытать себя. Поняв, что он не «существо высшего порядка», совершив убийство, он убил в себе все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, оставаясь наедине с душевными страданиями и муками совести.
    В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно.  Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
    Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько, на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись одной идее, остались по разные стороны «баррикады». Стало ясно самому Раскольникову, – «не переступил он, на этой стороне остался», потому что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.
    В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *