Сочинение на тему джаз музыка

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    Джаз – явление музыки ХХ века
    Джаз представляет собой значительную часть американской музыкальной культуры. Возникнув на базе народной музыки, музыки черных американцев, джаз превратился в самобытное профессиональное искусство, оказывая заметное влияние на развитие современной музыки.
    Джазовую музыку называют американским искусством, вкладом Америки в искусство. Джаз получил признание и среди тех, кто в основном воспитывался на традициях западноевропейской концертной музыки.
    Сегодня джаз имеет приверженцев и исполнителей во всех частях света, проник в культуру всех стран. Справедливо сказать, что джаз – это всемирная музыка, и первая в этом плане.
    Джаз (англ. jazz) сложился в южных штатах США на рубеже XIX – XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры. Носителями африканской  культуры выступали американские негры – потомки рабов, вывезенных из Африки. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих песнях, духовных гимнах – спиричуэлс, лирических блюзах и рэгтаймах, госпелсах (негритянских псалмах) возникших на протяжении XVIII – XX веков в процессе ассимиляции неграми культуры белого населения США.
    Основные черты джаза — основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, или «бит» (англ. beat – биение), мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения (swing), импровизационное начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки.
    Джаз является по преимуществу исполнительским искусством. Впервые это слово появилось в 1913 г. в одной из сан-францисских газет, в 1915 г. вошло в название джазового оркестра Т. Брауна, выступавшего в Чикаго, а в 1917 г. появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром Original DixieIand Jazz (Jass) Band.
    Происхождение слова «джаз» само по себе довольно неясно. Тем не менее не вызывает никакого сомнения. Что оно имело довольно вульгарный смысл в то время, когда его стали применять к этому виду музыки – приблизительно в 1915 г. Следует подчеркнуть, что первоначально это название музыке дали белые, показывая свое к ней пренебрежительное отношение.
    Первое время слово «джаз» можно было услышать только в сочетании «джаз-бэнд», обозначавшем небольшой ансамбль в составе трубы, кларнета, тромбона и ритм-секции (это могли быть банджо или гитара, туба или контрабас), интерпретировавший мелодии спиричуэлс, рэгтаймов, блюзов и популярных песен. Исполнение представляло собой коллективную полифоническую импровизацию. Позднее коллективная импровизация сохранялась лишь во вступительных и заключительных эпизодах, а в остальных солировал один голос, поддержанный ритм-секцией и несложным аккордовым звучанием духовых.
    В Европе XVIII в., когда импровизация являлась обычной чертой музыкального исполнения, импровизировал только один музыкант (или певец). В джазе, при условии определенного согласия даже восемь музыкантов могут импровизировать одновременно. Именно это происходило в самом раннем стиле джаза – в так называемых ансамблях «диксиленд».
    Блюз является самой важной и влиятельной из всех афро-американских идиом для джаза. Блюз, используемый в джазе, не обязательно отражает грусть или печаль. Эта форма представляет собой соединение элементов традиций Африки и Европы. Блюз поется с мелодической спонтанностью и с высокой эмоциональностью. В начале 20-х годов, а возможно и раньше блюз стал не только вокальным, но и инструментальным жанром.
    Подлинный рэгтайм появился в конце 1890-х годов. Он сразу же стал популярным и подвергся всевозможным видам упрощения. В основе своей рэгтайм был музыкой для исполнения на инструментах, имеющих клавиатуру, подобной клавиатуре пианино. Не вызывает сомнения тот факт, что танец «кейкуок» (сначала основывавшийся на на элегантной стилизованной пародии на жеманные манеры белых южан) предшествовал рэгтайму, поэтому должна была быть и музыка «кейкуок».
    Различают так называемые нью-орлеанский и чикагский стиль джаза. Уроженцы Нью-Орлеана создали наиболее известные ансамбли и произведения джаза. Ранний джаз обычно исполнялся маленькими оркестрами от 5 до 8 инструментов и отличался определенным инструментальным стилем. В джаз проникают чувства, отсюда больший эмоциональный подъем и глубина. В  своей завершающей фазе центр развития джаза перемещается в Чикаго. Его виднейшими представителями стали трубачи Джо Кинг Оливер и Луи Армстронг, кларнетисты Дж. Доддс и Дж. Нуи, пианист и композитор Джелли Ролл Мортон, гитарист Дж. Сент-Сир и ударник Уоррен Бэби Доддс.
    Исполнение пьес одним из первых джазовых коллективов – Original Dixieland Jazz-Band – в 1917 году было записано на грампластинки, а с 1923 года начинается систематическая грамзапись джазовых пьес.
    Широкие круги публики США познакомились с джазом сразу после окончания первой мировой войны. Его техника была подхвачена большим числом исполнителей и наложила отпечаток на всю развлекательную музыку США и Западной Европы.
    Однако начиная с 20-х и до середины 30-х годов было принято применять слово «джаз» без разбора почти ко всем видам музыки, которые испытывали влияние джаза в ритмическом, мелодическом и тональном плане.
    Симфоджаз (англ. simphojazz) – стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.
    К началу 30-х годов на смену нью-орлеанскому и чикагскому джазу пришел стиль «свинг» (swing), который олицетворялся «биг-бэндами», включавшими 3-4 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона и ритм-секцию. Термин «свинг» пришел с Луи Армстронгом и применялся при определении того стиля, в котором сильно чувствовалось его влияние. Увеличение состава заставило перейти к исполнению предварительно созданных аранжировок, записанных на ноты или разучиваемых прямо на слух по непосредственным указаниям автора. Наиболее значительный вклад в «свинг» внесли Ф. Хендерсон,  Э. Кеннеди, Дюк Эллингтон, У. Чик Уэбб, Дж. Ландсфорд. В каждом из них сочетался талант руководителя оркестра, аранжировщика, композитора и инструменталиста. Вслед за ними появились оркестры Б. Гудмена, Г. Миллера и других, которые заимствовали технические достижения негритянских музыкантов.
    К исходу 30-х годов «свинг» исчерпал себя, превратившись в набор формально-технических приемов. Многие видные мастера «свинга» начинают развивать жанры камерного и концертного джаза. Выступая в составе небольших ансамблей, они создают серию пьес, адресованных в равной мере как танцующей публике, так и сравнительно узкому кругу слушателей-знатоков. Эллингтон записал со своим оркестром сюиту «Реминисценция в темпе», которая вывела джаз за рамки трехминутного танцевального номера.
    Решающий перелом наступил в начале 40-х годов, когда группа музыкантов возглавили новое направление джаза, назвав его звукоподражательным словом «бибоп». Он положил начало модерн-джазу (англ. modern jazz — современный джаз) – этим термином принято обозначать стили и направления джаза, возникшие после господства свинга. Бибоп утверждал окончательный разрыв джаза с областью развлекательной музыки. В художественном отношении он открыл дорогу самостоятельному развитию джаза как одной из ветвей современного музыкального искусства.
    В 40-х годах самым популярным оркестром был оркестр Гленна Миллера. Тем не менее честь подлинного творчества в джазе в эти годы принадлежит Дюку Эллингтону, который, по словам одного критика, выпускал шедевры, кажется, каждую неделю.
    В конце 40-х годов возникает направление «прохладного» джаза (англ. cool jazz), характеризуемого умеренной звучностью, прозрачностью красок и отсутствием резких динамических контрастов. Возникновение этого направления связано с деятельностью трубача М. Дейвиса. В дальнейшем «прохладный» джаз практиковался по преимуществу коллективами, работавшими на западном побережье США.
    В джазе 40 – 50-х годов гармонический язык становится все более и более хроматическим, даже «неодебюссианским», и музыканты исполняют сложные популярные мелодии. В то же время они продолжают выражать традиционную сущность блюза. И музыка сохраняла и расширяла жизненность своей ритмической основы.
    Самые важные события в истории джаза концентрируются вокруг композиторов, которые синтезируют музыку и придают ей общие формы, а затем вокруг отдельных музыкантов, изобретательных солистов, которые периодически обновляют джазовый словарь. Порой эти этапы взаимозаменяются, от синтеза Мортона – к нововведениям Армстронга, от синтеза Эллингтона – к нововведениям Паркера.
    Со второй половины ХХ века увеличивается количество самых различных художественных концепций и манер исполнения джазовой музыки. Заметный вклад в усовершенствование техники джазовой композиции был внесен ансамблем «Модерн Джаз Квартет», который синтезировал принципы «бибоп», «прохладного джаза» и европейской полифонии XVII – XVIII веков. Эта тенденция привела к созданию развернутых пьес для смешанных составов оркестров, включавших академических оркестрантов и джазовых импровизаторов. Это еще более углубило разрыв между джазом и областью развлекательной музыки и окончательно оттолкнуло от него широкие круги публики.
    В поисках подходящего заменителя танцующая молодежь начала обращаться к жанру бытовой негритянской музыки «ритм-энд-блюз» (rhythm-and-blues), сочетающему экспрессивное вокальное исполнение в блюзовом стиле с энергичным аккомпанементом ударных и репликами электрогитары или саксофона. В этом виде музыка послужила предшественницей «рок-н-ролла»   50 – 60-х годов, оказавшего большое влияние на сочинение и исполнение популярных песен. В свою очередь, «буги-вуги», пользовавшиеся большой популярностью в США в конце 30-х годов (на самом деле они гораздо старше), являются стилями блюза, исполняемого на пианино.
    В конце 50-х годов к «ритм-энд-блюз» присоединился другой популярный жанр – «соул» (англ. soul – душа), представляющий собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки.
    Другая тенденция джаза конца 60 – начала 70-х годов обусловлена возрастанием интереса к фольклору и профессиональному музыкальному искусству Азии и Африки. Появляется ряд пьес разных авторов, построенных на материале народных напевов и танцев Ганы, Нигерии, Судана,  Египта и стран Аравийского полуострова.
    В конце 60-х годов в США сложился жанр джазовой музыки с использованием традиционного рока, под влиянием негритянского музыканта Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и доступной. Бум «интеллектуального» рока и новизна стиля сделали его крайне популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько более специфических форм, часть его адептов вернулась к традиционному джазу, некоторые пришли к откровенной поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн.
    На протяжении десятилетий развитие джаза носило по преимуществу стихийный характер и в значительной мере определялось случайным стечением обстоятельств. Оставаясь прежде всего феноменом афро-американской культуры, система музыкального языка джаза и принципы его исполнительства постепенно приобретают интернациональный характер. Джаз способен с легкостью ассимилировать художественные элементы любой музыкальной культуры, сохраняя при этом свою самобытность и целостность.
    Появление джаза в Европе в конце 1910-х годов сразу же привлекло внимание передовых композиторов. Отдельные элементы структуры, интонационно-ритмические обороты и приемы использовали в своих произведениях К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, М. Равель, К. Вейль и другие.
    Вместе с тем влияние джаза на творчество этих композиторов носило ограниченный и непродолжительный характер. В США слияние джаза с музыкой европейской традиции породило творчество Дж. Гершвина, вошедшего в историю музыки в качестве виднейшего представителя симфонического джаза.
    Таким образом, историю джаза можно изложить на основе развития ритмических секций и отношения джазовых музыкантов к партии трубы.
    Европейские джазовые ансамбли стали возникать в начале 1920-х годов, но вплоть до окончания второй мировой войны отсутствие поддержки со стороны массовой аудитории вынуждало их исполнять главным образом эстрадно-танцевальный репертуар. После 1945 года на протяжении последующих 15-20 лет в большинстве столиц и крупных городов Европы сформировались кадры инструменталистов, владеющих техникой исполнения практически всех форм джаза: М. Легран, Х. Литлтон, Р. Скотт, Дж. Данкворт, Л. Гуллин, В. Шлетер, Я. Квасницкий.
    Джаз функционирует в обстановке, где он соревнуется с другими видами популярной музыки. В то же время он является таким популярным искусством, которое получило высшую и широко принятую оценку и уважение и привлекло внимание как критиков, так и ученых. К тому же изменения в других видах популярной музыки иногда кажутся капризом моды. Джаз, со своей стороны, эволюционирует и развивается. Его исполнители много взяли из музыки прошлого и построили на ней свою музыку. И, как сказал С. Дэнс, «лучшие музыканты всегда были впереди своих аудиторий»[1].
    Список использованной литературы
    Джаз / Музыкальная энциклопедия. Т. 2. С. 211-216.
    Михайлов Дж. К. Размышления об американской музыке // США. Экономика, политика, идеология. 1978. №12. С. 28-39.
    Переверзев Л. Рабочие песни негритянского народа // Сов. музыка. 1963. №9. С. 125-128.
    Троицкая Г. Певец в джазе. К гастролям зарубежной эстрады // Театр. 1961. №12. С. 184-185.
    Уильямс М. Краткая история джаза // США. Экономика, политика, идеология. 1974. №10. С. 84-92. №11. С. 107-114.

  2. Джаз представляет собой один из самых трудных, разнообразных и интересных музыкальных стилей. Подобно тому, как при смешении разных рас мулаты получаются более красивыми и впитывают в себя лучшие черты каждого родителя, так джаз вобрал в себя лучшее от своих «родителей».
    Появился джаз исторически в Новом Орлеане. Именно в этом городе была довольно развита культура афроамериканцев и также там вполне нормально чувствовали себя представители европейских рас. Вообще, Новый Орлеан до сих пор имеет статус такого свободомыслящего, немного мистического и оригинального города, поэтому появление там джаза совсем не удивительно, хотя оно обуславливается вполне ясными историческими предпосылками.
    Сначала появился регтайм, который представлял собой музыку компактных оркестров сдобренную синкопой – африканским ритмом. Также наряду с джазом появлялся и блюз и истоки каждого именно в регтайме. При этом если смотреть более глубоко, то истоки заключаются в африканских ритмах и европейской мелодичности.
    Африканские рабы, даже будучи в Америке, сохраняли собственное культурное наследие. Они создавали музыку и когда стали немного свободнее, то смогли музыку исполнять и участвовать в развитии этого искусства. Также в Америке проживали европейские эмигранты, которые являлись носителями совершенно иной музыкальной традиции.
    В Новом Орлеане в начале 20 века появлялись заезжие блюзмены, которые исполняли свои мелодичные гитарные соло и заунывные песни. Также в городе было много музыкантов на духовых инструментах, они остались от оркестров гражданской войны. Тогда особенно изобретательные творческие люди создали сочетание из блюзовой основы и подложки с духовыми инструментами.
    Конечно, таково было только начало джаза, которое далее разлилось в огромное количество стилей и вариаций. Вообще, джаз во многом предполагает импровизацию и изобретение чего-то нового. Он представляет собой своеобразный диалог между разными музыкальными инструментами, которые обмениваются множеством разнообразных музыкальных фраз и ритмических рисунков.

  3. Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
    Джаз – потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей – противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

    Что такое джаз?

    Характерные черты:
    полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
    бит – регулярная пульсация,
    свинг – отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
    импровизационность,
    красочный гармонический и тембровый ряд.
    Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.
    Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.
    Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки – трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре, фортепиано, ударных инструментах.

    История возникновения джаза

    Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.
    Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

    История развития джаза

    История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день – 26 февраля 1917 года – тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после — за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.
    В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов (“скэт”). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа — новоорлеанский, чикагский — объединяются термином “диксиленд”.
    В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название “свинг”. Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.
    Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), “медной” секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).
    Появилась сольная импровизация, основанная на “квадрате” (“хорусе”). “Квадрат” — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.
    В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется “рифф” — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.
    Среди первых биг-бэндов — оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов – Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.
    Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.
    Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название “боп” или “бибоп”. Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза— Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других — фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.
    С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили “cool” – “прохладный”, и “west coast” – “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки – развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили “хардбоп” – “горячий”, “энергичный” и близкий ему “soul-jazz” (в переводе с английского “soul” — “душа”), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.
    Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.
    Были предприняты попытки создания произведений крупной формы – симфоджаз. Например “Рапсодия в блюзовых тонах” Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием “третье течение”, также и у русских исполнителей (“Концерт для оркестра” А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.
    С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой – Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков — лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название “fusion”, т.е. “сплав”.
    Говоря кратко, история джаза – это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

    История советского джаза

    Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.
    В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив “Tea-джаз”. Стиль “диксиленд” и “свинг” практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы (“Восьмерка ЦДРИ”, “Ленинградский диксиленд”). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.
    В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.
    С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с “вечерами джазовой импровизации”. Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, “Арсенал”, “Аллегро”, “Каданс” (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла (“Современник”).

    Джаз в современном мире

    Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится “всемирной музыкой” (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс “Warmdaddy” Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.
    Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.
    К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.
    Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей – эта повесть еще не дописана до конца!
    Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:
    уроки игры на пианино – разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
    гитара для детей и подростков – внимательные педагоги и увлекательные занятия!

  4. ДЖАЗ. Появившееся в начале XX века слово jazz стало
    обозначать тип новой,
    зазвучавшей тогда впервые
    музыки, а также оркестр, который эту музыку
    исполнял. Что же это за музыка
    и как она появилась?
    Джаз возник в США среди
    угнетенного, бесправного негритянского населения,
    среди потомков черных рабов,
    когда-то насильно увезенных со своей родины.
    В начале XVII века прибыли в
    Америку первые невольничьи корабли с живым
    грузом. Его быстро раскупили
    богачи американского Юга, которые стали
    использовать рабский труд для
    тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные
    от родины, разлученные с
    близкими, изнемогавшие от непосильного труда,
    черные невольники находили
    утешение в музыке.
    Негры удивительно музыкальны.
    Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.
    В редкие часы отдыха негры
    пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
    ударами по пустым ящикам,
    жестянкам — всему, что находилось под рукой.
    Вначале это была настоящая
    африканская музыка. Та, которую невольники
    привезли со своей родины. Но
    шли годы, десятилетия. В памяти поколений
    стирались воспоминания о
    музыке страны предков. Оставались лишь стихийная
    жажда музыки, жажда движений
    под музыку, чувство ритма, темперамент. На
    слух воспринималось то, что
    звучало вокруг — музыка белых. А те пели, в
    основном, христианские
    религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но
    петь по-своему, вкладывая в
    них всю свою боль, всю страстную надежду на
    лучшую жизнь хотя бы за гробом.
    Так возникли негритянские духовные песни
    спирячуэлс.
    А в конце XIX века появились и
    другие песни — песни-жалобы, песни
    протеста. Их стали называть
    блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом
    труде, об обманутых надеждах.
    Исполнители блюзов обычно аккомпанировали
    себе на каком-нибудь
    самодельном инструменте. Например, приспосабливали
    гриф и струны к старому ящику.
    Лишь позднее они смогли покупать себе
    настоящие гитары.
    Очень любили негры играть в
    оркестрах, но и тут инструменты приходилось
    изобретать самим. В дело шли
    гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,
    натянутые на палку с
    привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,
    стиральные доски.
    После окончания гражданской
    войны 1861 — 1865 годов в США были распущены
    духовые оркестры воинских
    частей. Оставшиеся от них инструменты попали в
    лавки старьевщиков, где
    продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец,
    смогли получить настоящие
    музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться
    негритянские духовые оркестры.
    Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в
    свободное время собирались и
    играли для собственного удовольствия. Играли
    по любому случаю: на
    праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
    Чернокожие музыканты играли
    марши, танцы. Играли, подражая манере
    исполнения спиричуэлс и блюзов
    — их национальной вокальной музыки. На
    своих трубах, кларнетах,
    тромбонах они воспроизводили особенности
    негритянского пения, его
    ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные
    школы белых были закрыты для
    них. Играли по слуху, учась у опытных
    музыкантов, прислушиваясь к их
    советам, перенимая их приемы. Так же по
    слуху сочиняли.
    В результате переноса
    негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в
    инструментальную сферу
    родилась новая оркестровая музыка — джаз.
    Основные особенности джаза —
    это импровизационность и свобода ритма,
    свободное дыхание мелодии.
    Музыканты джаза должны уметь импровизировать
    либо коллективно, либо соло на
    фоне срепетированного аккомпанемента. Что же
    касается джазового ритма (он
    обозначается словом свинг от английского swing
    — качание), то один из
    американских джазовых музыкантов писал о нем так:
    “Это чувство
    вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение
    легкости и свободы
    импровизации и дает впечатление неудержимого движения
    всего оркестра вперед с
    непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя
    фактически темп остается
    неизменным”.
    Со времени своего
    возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз
    успел пройти огромный путь. Он
    распространился сначала в Америке, а затем и
    во всем мире. Он перестал быть
    искусством негров: очень скоро в джаз пришли
    белые музыканты. Имена
    выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи
    Армстронг, Дюк Эллингтон,
    Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла
    Фицджералд и Бесси Смит.
    Музыка джаза повлияла на
    симфоническую и оперную. Американский композитор
    Джордж Гершвин написал
    “Рапсодию в стиле блюз” для фортепиано с
    оркестром, использовал
    элементы джаза в своей опере “Порги и Бесс”.
    Джазы есть и у нас в стране.
    Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это
    был театрализованный
    джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На
    многие годы связал с ним свою
    творческую судьбу композитор Дунаевский.
    Наверное, вы тоже слышали этот
    оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих
    пор пользующемся успехом
    фильме “Веселые ребята”.
    В отличие от симфонического
    оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз
    — это всегда ансамбль
    солистов. И даже если случайно составы двух джазовых
    коллективов совпадут, все-таки
    совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в
    одном случае лучшим солистом
    будет, например, трубач, а в другом окажется
    какой-то другой музыкант.

  5. Виктория
    В джазе можно найти большие богатства
    …Джаз сложился из многих совершенно различных элементов. Тут есть и богатый синкопированный ритм негритянского происхождения. Есть и мелодические обороты от англо-американской народной песни, т. е. частично английской, частично же английской в американском преломлении. Есть и танцевально-кабаретные, чувственные завывания более низкого происхождения, т. е. тот элемент, которому соответствует «цыганщина» .
    Многих серьезных музыкантов джаз отталкивает. Других интересует. Я думаю, дело зависит от того, какой элемент вы постараетесь выделить из джаза: если элемент пошлости, то джаз назойлив и отвратителен; если же попытаетесь отобрать все лучшее по линии ритма, мелодики и инструментовки, то можно найти большие богатства. В частности, очень интересны многие оркестровые эффекты, которые мы находим у лучших инструментаторов джазовой музыки. К тому же иные оркестровые исполнители джаза, как, например, трубачи, тромбонисты, кларнетисты, ударники, развили себе технику, не снившуюся соответствующим музыкантам симфонического оркестра. Послушать их интересно и полезно не только композитору, но и исполнителю. У нас часто думают, что джазовый оркестр есть непременно что-то крикливое, от чего лопаются барабанные перепонки. Как раз наоборот: наиболее знаменитые джазовые ансамбли Америки богаты нюансами и щеголяют эффектами в пиано.
    Вот в этих-то, лучших элементах джаза современные американские композиторы и пытаются найти основы для своей национальной музыки, стараясь отсеять пошлятину и сохранить то, что имеет несомненную ценность.

  6. СОЧИНЕНИЕ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
    Администратор моего сайта – господин Сорокин – в очередной раз наехал на меня с тем, что, дескать, пора писать очередную статью. Я, в общем-то, не любитель писанины. Для этого надо быть, хотя бы в душе, писателем, или, по крайней мере, журналистом. Но от Сорокина так просто не отделаешься! Тем более, что он и тему задал: “Оставьте джаз в покое!” (можно и более радикально:”Руки прочь от джаза!”). Тут весь пафос должен заключаться в том, что слово “джаз” эксплуатируют все, кому не лень, и часто не по назначению. Я, правда, уже касался этой темы в статье о Марокканском джазе, поэтому повторяться не хочется. Но г-на Сорокина возмутил тот факт, что Андрей Макаревич в анонсах своих некоторых концертов упоминает слово “джаз” всуе. Вполне понимаю, и даже где-то разделяю его (Сорокина) негодование. Действительно, Макаревич (или как он представлен в одной из книг Полякова – “Комаревич – музыкант с физиономией счастливого кролика” – по-моему, забавно) – известный исполнитель собственных песенок, весьма популярных у определённной аудитории. Причём, этой популярности способствуют весьма узнаваемые гармонии, позаимствованные из западных хитов, и несложные мелодии. Такие песенки приятно петь у костра, или на кухне под гитару. Можно хором. Только какое отношение они имеют к року? А ведь они исполнялись (и исполняются) рок – группой “Машина Времени”. Это как раз к вопросу о подмене понятий. Т.е. если вы называетесь рок-группой, то играйте рок, а не песни под гитару. Добавление баса, барабанов и клавиш ничего не меняет. Я могу вспомнить лишь две песни “Машины Времени”, которые можно, с натяжкой, обозвать роком: это “Черно-белый цвет” и “Битва с дураками”, поскольку они основаны на риффах, как это принято в настоящем роке, а не на пространных гармониях. Исполнение и аранжировка, правда, того….
    Я хочу сказать, что настоящий рок, по моему мнению, имеет блюзовую основу, и отталкивается от риффов, как это хорошо слышно в музыке Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и др. Конечно, можно вспомнить Uriah Heep, с их необычными гармониями, или Pink Floyd с тщательно разработанными темами и аранжировкой. Но, тем не менее, у всех этих исполнителей ясно ощущается блюзово-риффовая основа. И, кстати, попробуйте-ка исполнить Highway Star или Iron Man на кухне под гитару. Хи-хи. Т.е. настоящий рок – это ансамблевая музыка, которая подразумевает равноправное участие и взаимодействие всех инструментов. Нет, можно, конечно, исполнить July Morning на баяне. Но вы же понимаете, что это просто прикол, не более того.
    Нет, я ничего не имею против “Машины Времени”, но не надо говорить о ней как о рок-группе. Это просто эстрадный ансамбль.
    Я также ничего не имею против Макаревича. Мне, кстати, нравятся его книги. Кто не читал – советую. Многое, о чём он пишет, близко и мне – я имею в виду его воспоминания о группах, концертах, халтурах и пр. Правда, я не подвергался каким-то гонениям со стороны властей. В 70-80-е годы я с друзьями играл рок в клубе “Железнодорожник”, поэтому официально мы назывались “Вокально-инструментальный ансамбль клуба “Железнодорожник” Лосиноостровского отделения Московской железной дороги”. Правда впечатляет? Играли мы, в основном, на танцах, где исполняли роковые хиты, а также музыку советских композиторов, включая Ю.Антонова и, кстати, и “Машину Времени” – ну нравились людям эти песни. Правда, мы не старались “снимать” песни один в один; напротив, старались придать им своё звучание.
    Что касается контроля со стороны властей, то это выражалось в том, что раз в полгода я ездил в Дом Художественной Самодеятельности (был такой на Большой Бронной), и утверждал там репертуар, который мы, якобы, должны исполнять на танцах. “Якобы” – потому что, естественно, мы играли, что хотели, и никто нас не проверял. Хотя ДХС давал чёткую установку: в репертуаре должно быть не больше 13% песен зарубежных исполнителей. Откуда была взята эта цифра – загадка. Я думаю, наши культуртрегеры обладали неплохим чувством юмора…
    Единственный раз я подвергся контролю со стороны властей. Было это так: мы играли на танцах в клубе, и стали исполнять популярную в то время песню “Я московский озорной гуляка”. И вот, значит, я пою (как это ни смешно – я ещё и пел), и тут на сцену запрыгивает дежурный милиционер, в звании сержанта , и начинает отталкивать меня от микрофона. Я отталкиваю его, и мужественно допеваю до конца. В перерыве меня приглашают в кабинет директора клуба. Я захожу. Там сидит этот самый милиционер, и начинает меня допрашивать, дескать, что за пошлую антисоветчину я сейчас пел. Я отвечаю в том смысле, что, вообще-то это песня на слова Сергея Есенина, и в чем, вообще, дело. Сержант тяжело насупился, и сказал, что он проверит, так ли это. И что вы себе думаете? На следующем вечере этот самый сержант подходит ко мне и заявляет: “Я проверил. Это действительно Есенин. Можешь петь.”
    Ну, ладно. Что-то меня на воспоминания потянуло. Начали-то мы с джаза и Макаревича. Причем здесь Макаревич – это понятно. Статья-то заказная. Заказал её мой администратор, а он Макаревича не любит. Особенно он его невзлюбил после того, как прошла информация, что Макаревич уволил своего клавишника за то, что тот считает, что “Крым – наш” (на самом деле Андрея Державина заменили на другого музыканта на время тура “Машины Времени” по Украине, но по прошествии некоторого времени он был уволен – прим. Сорокина). А Макаревич считает, что “Крым – не наш”. Это, конечно, глупо. Ребята, Крым не наш и не ваш. Он принадлежит людям, которые там живут, и они сами вольны выбирать как и кем им жить. И если б они не хотели присоединиться к России, то никакие “зелёные человечки” не заставили бы их это сделать. Это тоже самое, что вы будете решать за своего соседа – жить ему со своей женой, или развестись. И хватит об этом.
    Глупость здесь ещё и в том, что бессмысленно, по-моему, смешивать музыку и свои политические воззрения. Партнёр в ансамбле меня интересует с точки зрения – какой он музыкант, а не его мании, фобии и шизии. Мой хороший друг – контрабасист, например, верит в бога, а я – убеждённый атеист. Но я же не отказываюсь с ним играть; и очень уважаю его и его взгляды, что не мешает мне иметь свои. Кстати, все эти политические баталии между людьми, которые не занимаются профессионально политикой, сродни той же вере. Ведь что такое вера? Это твердая убеждённость в чём-либо, не подкреплённая никакими доказательствами. Принимать же за доказательства то, что публикуется в СМИ – просто смешно, поскольку это просто пропаганда и агитация, что с одной, что с другой стороны.
    И вообще, не надо смешивать искусство и политику. Потому что, как только искусство начинает заниматься политикой, оно перестаёт быть таковым, и становится пропагандой. Таково моё общее мнение.
    Мой коллега Сергей Седых в одном из своих учебников написал замечательные слова: “Если вы не сможете освоить гитару, то переходите на бас. Но если и это вам не под силу – тогда вам прямой путь в политику”. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой. Судя по всему, в нашей стране в политику идут, в основном как раз такие люди – которые толком ничего не знают и не умеют, зато обладают желанием деньжат по-лёгкому срубить. Поэтому мы и имеем безудержную коррупцию с одной стороны, и полный дебилизм в законодательном творчестве – с другой.
    Так вот, всё-таки, вернёмся к джазу. Конечно, неприятно, когда термин джаз используют все, кому не лень, и часто не по назначению, что ведёт к размыванию самого понятия. С другой стороны, джаз настолько многогранен, что неподготовленному человеку сложно различить, где джаз, а где не джаз. Тем более, что диапазон джаза включает в себя стили от нью-орлеанского до современного, включая фри-джаз. Хотя, последний я бы не стал называть джазом. Это скорее свободное музицирование. Причем, его совершенно бессмысленно слушать в записи – это просто какофония; а вот в живом исполнении – это перформанс, который интересно скорее смотреть, чем слушать. Будучи в Америке, я видел выступление фри-джазового ансамбля, и было очень интересно наблюдать, как музыканты взаимодействуют, подхватывая идеи друг у друга и развивая их. Т.е. это такое общение на музыкальных инструментах.
    НО, говорю я, и повторяю это НО: джаз как стиль, имеет свой музыкальный язык, и свои каноны с точки зрения формы, гармонии и ритмики. Конечно, всё это несколько различается, в зависимости от стиля (свинг, би-боп, хард-боп, кул), но эти различия сродни, скорее, различным диалектам внутри одного языка. В одной из своих статей я пытался дать определение джаза, как я это вижу. Не буду повторяться, но для меня джаз – это, в первую очередь, мейнстрим. Всё остальное – это музицирование в джазовой манере, но не джаз, как стиль. Например, есть такой молодой гитарист Gilad Hekselman из Израиля. Так вот, на ранних записях он играл вполне пристойный джаз, и очень музыкально. Потом, судя по всему, он перебрался в Нью-Йорк, где, по-видимому, набрался “современных” идей. Я слышал его сравнительно недавний концерт из Нью-Йорка, где он якобы играл стандарты. Несмотря на знакомые названия, я не смог понять ни одной мелодии, я их просто не узнал. Плюс к этому совершенно свободные барабаны, без внятного ритма, и такой же бас (он выступал в трио). Сам Гилад играл какие-то сложные политональные конструкции, которые больше напоминают упражнения из учебника по аппликатурным сложностям, причём, как это соотносится с гармонией, или хотя бы с темой, я не понял. Впрочем, может быть, я не слишком искушён в такой музыке. Но, как бы то ни было, с моей точки зрения это уже не джаз, а такое околоджазовое музицирование. Во всяком случае, под моё определение оно не попадает. И таких примеров множество, и все они позиционируются, как джаз. Поэтому, я бы различал джаз – как стиль, и джаз – как манера исполнения.
    Может быть некоторым мои взгляды покажутся слишком радикальными, но, что поделать, такой уж я ретроград и консерватор. Это моя точка зрения, и я её никому не навязываю.
    И ладно ещё, когда джазмены занимаются экспериментами – это их право, и они не перестают от этого быть джазменами. Это, как например, глядя на картины Пикассо, тем не менее понимаешь, что это настоящий художник, хоть он и экспериментирует с формами и цветом (а может, просто дурачится). Кстати, благодаря Его Величеству Мухаммеду VI, я здесь – в Рабате – попал на выставку Пикассо, причем вход был бесплатный. Так король заботится о культурном уровне своих подданных.
    Так вот, на этой выставке помимо картин, были представлены эскизы, по которым можно было проследить, как обычный реалистичный портрет или натюрморт постепенно приобретает кубистические формы. Очень поучительно.
    Вернёмся к джазу. Раздражает, когда исполнители, не имеющие никакого отношения к джазу вдруг начинают пытаться его исполнять. То Лада Дэнс ангажирует оркестр им. Олега Лундстрема и выпускает “джазовый” альбом. Я не поленился, залез в интернет и послушал. Ну, товарищи, то, что песню Мерилин Монро она поёт как Монро, а песню Барбары Стрейзанд, как Стрейзанд – это очень хорошо… для ресторана. Раньше такие подражатели очень ценились в кабаках.
    Одно время, например, Стинг и Род Стюарт выпускали “джазовые” альбомы. Но, на самом деле, они просто исполнили популярные стандарты, хорошо знакомые публике (я уже писал, что джазовые стандарты, в основном, это просто популярные песенки; и джазом они становятся в исполнении настоящих джазменов). Стинг и Стюарт хороши в своей музыке, но совершенно беспомощны в джазе. Хотя, я уверен, в детстве они слышали джаз.
    То Денис Мацуев начинает играть джаз. Ну, о нём я уже писал. Прискорбно, что некоторые наши, так сказать, признанные джазовые звёзды имеют о джазе довольно смутное понятие. Как, например, Лариса Долина. Помню, слышал, как она исполняла Summertime. Она орала, как ужаленная, подпускала какие-то немыслимые фиоритуры. Хоть бы кто ей объяснил, что это, вообще-то, колыбельная. И петь джаз – это не значит орать во всю глотку, а больше обращать внимание на ритм – уметь свинговать.
    Хорошо хоть сейчас появились (точнее, не появились, а приобретают известность) настоящие джазовые вокалистки – Аня Бутурлина, Карина Кожевникова, Марина Виноградова, Алина Ростоцкая и др. – которые знают и любят джаз, прекрасно свингуют и импровизируют, и знают гармонию.
    Отрабатывая заказ, возвращаюсь к Макаревичу. Точнее, к “Оркестру Креольского Танго”. В этом ансамбле играют профессиональные джазмены. Всех их я хорошо знаю. Всё прекрасно и стильно звучит, пока Макаревич не начинает петь. Ну нет у него хорошего голоса (пение в этакой подростковой манере – “в нос”), и нет понимания стиля. Те же кухонные песни под гитару, только теперь в сопровождении джазовых музыкантов. Когда же он пытается импровизировать на гитаре – это жалкое и постыдное зрелище. Хочется подойти и сказать: “Андрей, приходите учиться к нам в джазовый колледж. Вас там научат хотя бы основам джазовой импровизации”. И конечно, печально, когда всё это выдаётся за джаз.
    Вообще, в самом широком смысле, джаз – это даже не музыкальный стиль, а образ мышления. У меня немало друзей и знакомых в джазовой среде, и всё это – открытые, приятные в общении люди, с хорошим чувством юмора. В этой среде принято подшучивать друг над другом, подкалывать. Но никто не воспринимает подколки, как оскорбление. Напротив – надо уметь остроумно парировать шутку. Т.е. всё, как в импровизации – вопрос-ответ. И всё это увлеченные музыкой люди, которые видят в джазе смысл своего творчества, а, может, и своей жизни. Вряд ли от джазмена можно услышать следующую сентенцию, которую я не раз слышал от академических музыкантов: “Вот бы главное доработать до пенсии, а там уж можно своими делами заниматься…”. Настоящие джазмены остаются музыкантами до самой смерти. Поэтому, хочу всем джазовым музыкантам пожелать долгой жизни и успешного творчества!

  7. .Джаз сложился из многих совершенно различных элементов. Тут есть и богатый синкопированный ритм негритянского происхождения. Есть и мелодические обороты от англо-американской народной песни, т. е. частично английской, частично же английской в американском преломлении. Есть и танцевально-кабаретные, чувственные завывания более низкого происхождения, т. е. тот элемент, которому соответствует «цыганщина» .
    Многих серьезных музыкантов джаз отталкивает. Других интересует. Я думаю, дело зависит от того, какой элемент вы постараетесь выделить из джаза: если элемент пошлости, то джаз назойлив и отвратителен; если же попытаетесь отобрать все лучшее по линии ритма, мелодики и инструментовки, то можно найти большие богатства. В частности, очень интересны многие оркестровые эффекты, которые мы находим у лучших инструментаторов джазовой музыки. К тому же иные оркестровые исполнители джаза, как, например, трубачи, тромбонисты, кларнетисты, ударники, развили себе технику, не снившуюся соответствующим музыкантам симфонического оркестра. Послушать их интересно и полезно не только композитору, но и исполнителю. У нас часто думают, что джазовый оркестр есть непременно что-то крикливое, от чего лопаются барабанные перепонки. Как раз наоборот: наиболее знаменитые джазовые ансамбли Америки богаты нюансами и щеголяют эффектами в пиано.
    Вот в этих-то, лучших элементах джаза современные американские композиторы и пытаются найти основы для своей национальной музыки, стараясь отсеять пошлятину и сохранить то, что имеет несомненную ценность.

  8. 7
    Регтайм – танцевальная музыка с «рваным» ритмом.
    8
    Особенности джаза Импровизация Сложный ритм, акценты. Свинг (качание)- причудливая манера джазовых музыкантов «произносить» звуки как бы невпопад.
    9
    Знаменитые джазовые музыканты Чарли Паркер
    10
    Впервые в нашей стране джаз прозвучал 1 октября 1922 года, когда в помещении московского дома печати выступал ансамбль Валентина Парнаха. 8 марта 1929 на сцене Малого оперного театра (Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз».
    11
    Знаете ли вы? Впервые джазовый концерт у нас состоялся в «самом главном» концертном зале Московской консерватории – только в октябре 1997 года. Тогда выступали три лидера отечественной джазовой музыки: Д.Крамер (фортепиано), А.Кузнецов (гитара) и Г.Гаранян (саксофон)
    12
    Л юб имые инструменты джазовых музыкантов : рояль труба кларнет гитара вокал саксофон тромбон
    13
    Знаете ли вы джаз? По горизонтали: 1. Медный духовой инструмент 2. Американский композитор xx века 3. Сочинение музыки во время её исполнения 4. Жанр негритянской песни, повлиявший на развитие джазового стиля 5. Музыкальный стиль 6. Джазовый инструмент 7. Клавишный инструмент По вертикали: 1. Медный духовой инструмент 8. Негритянская религиозная песня 10. Великий негритянский певец и трубач 11. Духовой инструмент 12. Африканский струнный щипковый инструмент, получивший широкое распространение в музыке кантри 8 1
    14
    Литература 1. «Музыка от А до Я», М.: Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка. / С.В. Истомин.- М.: ООО Из-во «АСТ», Беличенко С.А.Введение в историю джаза./Музыка в школе, 6, великих музыкантов. Авт.-сост. Д.К. Самин.-М.: Вече, Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия, 2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *